Импорт транспортных услуг

Налогообложение услуг по транспортировке импортного товара

С. Гаврилова, ведущий юрист

ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск», 2011, N 30

С 1 января 2011 г. установлен новый порядок обложения НДС услуг по международной перевозке товаров.

Международная транспортировка товара может осуществляться как иностранными компаниями, так и российскими компаниями и индивидуальными предпринимателями.

Для целей обложения НДС транспортировка товара является услугой. В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Следовательно, услуги по перевозке и (или) транспортировке импортного товара подлежат налогообложению в ситуации, когда местом их реализации признается территория Российской Федерации. Применительно к услугам по перевозке и (или) транспортировке место реализации определяется по правилам ст. 148 НК РФ. Согласно данной норме местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

— услуги оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями;

— пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.

Единовременное выполнение данных условий приводит к возникновению объекта обложения НДС. Следовательно, если услуги по транспортировке оказывает иностранная компания, то местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается. Российская организация — заказчик услуг в данном случае не приобретает обязанности налогового агента в силу отсутствия объекта налогообложения.

В соответствии с п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются:

— контракт, заключенный с иностранным перевозчиком;

— документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Налогообложение услуг по международной перевозке товаров производится по налоговой ставке — 0 процентов (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Под международными перевозками товаров для целей применения ставки 0% пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ понимает перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположены за пределами территории Российской Федерации.

Положения пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

— услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

— транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

К транспортно-экспедиционным услугам относятся:

— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов;

— завоз-вывоз грузов;

— погрузочно-разгрузочные и складские услуги;

— информационные услуги;

— подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов;

— платежно-финансовые услуги;

— таможенное оформление грузов и транспортных средств;

— разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;

— розыск груза после истечения срока доставки;

— контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;

— перемаркировка грузов;

— обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;

— обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

До 1 января 2011 г. при оказании транспортно-экспедиционных услуг по ставке НДС 0% облагались услуги по организации перевозок грузов между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации. Транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозок ввезенных на территорию Российской Федерации грузов между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, а также иные транспортно-экспедиционные услуги, связанные с перевозкой грузов, как между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, так и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, и между двумя пунктами, находящимися на территории Российской Федерации, не предусмотренных пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, облагались НДС по ставке 18%.

При этом транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, оказываемые российской организацией на основании договора транспортной экспедиции при организации перевозки товаров между пунктом отправления, расположенным на территории иностранного государства, и пунктом назначения, расположенным на территории Российской Федерации, подлежат обложению НДС по ставке 0% независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Условием для применения ставки 0% является представление в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ (Письмо Минфина России от 18.03.2011 N 03-07-08/73).

В случае оказания данных услуг в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами, расположенными на территории, такие услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%. Например, от морского порта, через который товары ввезены на территорию Российской Федерации, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории Российской Федерации, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 14.02.2011 N 03-07-08/41).

Порядок документального подтверждения права на применение ставки 0% изложен в п. 3.1. ст. 165 НК РФ. В частности, в данной норме установлено, что при реализации услуг, предусмотренных пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;

2) выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица — покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке.

В случае если незачисление валютной выручки от реализации работ (услуг) на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным валютным законодательством Российской Федерации, налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

При ввозе товаров воздушным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия грузовой накладной с указанием аэропорта погрузки (перегрузки), находящегося за пределами таможенной территории Таможенного союза.

При ввозе товаров железнодорожным транспортом с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства — члена Таможенного союза, в налоговые органы представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой таможенного органа, подтверждающего ввоз товара на территорию Российской Федерации.

Указанные документы, представляются одновременно с налоговой декларацией (п. 10 ст. 165 НК РФ). Если налогоплательщик в течение 180 календарных дней не представит указанные документы в налоговый орган, то услуги международной перевозки товара будут облагаться по ставке 18%. Днем, начиная с которого отсчитываются 180 календарных дней, является дата проставления таможенными органами отметки на копиях транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз товаров на территорию Российской Федерации.

В режиме лихорадки: действия властей сократили грузовой трафик

Одни устраивали проверки на дорогах, другие вовсе закрывали свои границы, что создавало огромные пробки

«Закрытие границ в Евросоюзе повредило потоку товаров, нарушая цепочки поставок. Это создало дополнительное давление на страны, наиболее пострадавшие от коронавирса», — признала глава Еврокомиссии. Игроки рынка отмечают, что отчасти в этой ситуации виноваты сами чиновники Евросоюза. Так, Европейская Экономическая комиссия определила перечень товаров, вывоз которых временно запрещен до 30 июня. В основном, это злаковые и их производные, овощи и некоторые другие продукты питания. Чтобы выполнить этот запрет, европейские страны вынуждены были досматривать грузовики, что увеличивало пробки на дорогах.

По данным портала perevozka24.ru, многие страны пропускают грузы на определенных условиях. Испания рекомендует водителям, осуществляющим грузоперевозки, иметь при себе сертификат, который подтвердит, что транспортируемый груз соответствует требованиям Королевского указа. При въезде в Италию перевозчик должен связаться со своим итальянским контрагентом и узнать, включено ли его предприятие в список тех, кому разрешено работать. К тому же 25 марта итальянские власти распорядились закрыть АЗС, расположенные у дорог. Любой водитель, доставивший груз в Италию и возвращающийся домой транзитом через Венгрию, будет в обязательном порядке помещен в этой стране на 14-дневный карантин. А Словения и Хорватия вовсе закрыли пункты пропуска для любых транспортных средств, прибывающих из Италии. Китай предлагает грузоперевозчикам разгружаться на пунктах пересечения границы, не заезжая в страну — 30 марта Минтранс КНР уведомил о закрытии пунктов пересечения границы для иностранных грузовиков.

Падение на треть

Все это повлияло на рынок грузоперевозок, в том числе российский. По оценке ЦБ, в марте на 30% сократился импорт в Россию транспортных услуг (услуги иностранных фирм российским экономическим субъектам по транспортировке импортных товаров до таможенной границы, перемещение импортных товаров между различными пунктами за рубежом, международные перевозки россиян на иностранных транспортных средствах). Российские транспортные компании примерно в такую же величину оценивают падение собственных международных грузоперевозок в марте.

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

«Объёмы грузоперевозок у нас безусловно сократились, в первую очередь, в связи со значительным сокращением импорта из КНР контейнерных грузов морским и железнодорожным транспортом «, — сообщила РБК Петербург Ирина Капитанова, генеральный директор ООО «Содружество», заместитель председателя комитета по логистике ВЭД петербургской «Деловой России».

По оценке ЦБ, в марте на 30% сократился импорт в Россию транспортных услуг

С автоперевозками из стран ЕС, по ее словам ситуация более сложная, поскольку большинство европейских заводов были вынуждены закрыться, а на границах все государства ввели ограничения и дополнительные меры контроля, включая закрытие ряда многосторонних автомобильных пунктов пропуска. «В результате только за прошедший месяц автомобильный грузопоток из ЕС снизился по приблизительным оценкам на 20-30%», — сказала эксперт.

Административное давление

Внутрироссийский рынок грузоперевозок испытывает такие же проблемы, как и международный — и падение объемов на треть, и негативное влияние хаотичного госрегулирования, порождающего зачастую невнятные, а то и противоречащие друг другу распоряжения, говорят эксперты орасли.

30 января правительство РФ выпустило распоряжение № 140 о временном ограничении движения через пункты пропуска через границу с КНР. В распоряжении не уточнялось, какое именно «движение» закрывалось — вообще любое или только пассажирское. В приложенном к распоряжению перечне 16 пунктов пропуска были указаны в том числе и грузовые (например, погранпереход Забайкальск — Маньчжурия, который является крупнейшим по объему грузоперевозок на российско-китайской границе). В результате компания РЖД закрыла железнодорожное сообщение с Китаем. Пришлось Минтрансу давать разъяснение, что закрывается только пассажирское сообщение.

В распоряжении не уточнялось, какое именно «движение» закрывалось — любое или только пассажирское

В указе президента РФ от 2 апреля содержится пункт, который гласит: «Высшим должностным лицам … субъектов Российской Федерации … установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки». Главы ряда регионов решили руководствоваться только первой частью этого пункта, проигнорировав вторую. В результате в регионах стали вводиться пропуска для проезда грузовых автомобилей — и их требовали от водителей вне зависимости от пункта назначения. Впрочем, такую меру «защиты от распространения коронавируса» некоторые регионы практиковали и до указа президента, вопреки его призывам не препятствовать передвижению грузов по территории страны.

Москва нам не указ

По словам предпринимателей, еще до указа Путина пропуска ввели власти Краснодарского края, Татарстана и Башкирии. В Татарстане грузоперевозчикам необходимо получить справку по форме, установленной местным Минтрансом. Если же машина загружается или выгружается в Казани, водителю приходится оформлять дополнительное разрешение. Также и в Краснодарском крае власти требуют оформлять спецпропуск красного цвета для перемещения по территории края и зеленого — для проезда по городу Новороссийск.

Фото: Елена Кенунен/Интерпресс

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что конкретный пропуск действует только в одном регионе, для его получения в разных регионах необходимо предоставить разный перечень заявительной документации — и бумаги должен лично приносить чиновникам представитель компании. «В результате водителю при транзите по нескольким регионам нужно иметь с собой множество разных справок для разных регионов», — заявил РБК Петербург председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России», генеральный директор ГК «Доверие» Дмитрий Панов.

«Водителю при транзите по нескольким регионам нужно иметь с собой множество разных справок»

3 апреля Минпромторг призвал регионы отменить пропуска для грузовых машин, признав, что «это, безусловно, тормозит работу крупных торговых и логистических операторов, в том числе федерального масштаба». Однако губернаторы проигнорировали этот призыв. Более того, по свидетельству вице-президента ГК «Аривист» и члена генерального совета «Деловой России» Евгения Кошкарова, «с 6 апреля в Краснодарском крае сотрудники ГИБДД начали выписывать постановления о нарушениях, их рассматривают в судебном порядке и назначают штрафы от 5 до 15 тыс. руб.». В письме, направленном главам регионов 3 апреля, глава Минпромторга Денис Мантуров потребовал «незамедлительно обеспечить организацию порядка оформления пропусков грузового транспорта» так, чтобы пропуск, выданный органом исполнительной власти одного субъекта, мог считаться действительным и на территории другого субъекта. Однако губернаторы не отреагировали.

Исключения не действуют

Помимо пропуска на грузовики, регионы вводят пропуска (иногда в форме справки) и для водителей. «Такие справки/пропуски введены в Краснодаре, Армавире, Ростове-на-Дону, Воронеже, Нижнем Новгороде, Перми, Уфе, Дзержинске, Саратове, Самаре. В каждом регионе действует своя форма и свой порядок выдачи пропусков. В связи с этим возникла трудность с перемещением работников из региона проживания в регион расположения офиса ГК «Монополия», — говорит юрист ГК «Монополия» Виктория Цапина. — Например, водители-экспедиторы, проживающие в Саратовской области, не могут приехать на работу в подразделение «Монополия Самара», так как самарский пропуск работодателя не действует на территории Саратова. Аналогичные ситуации складываются на территориях Воронежской, Ростовской областей, Пермского края, республики Башкортостан, Краснодарского края».

Водители-экспедиторы не могут приехать на работу, так как самарский пропуск работодателя не действует на территории Саратова

По данным портала truck-and-bus.ru, далеко не все губернаторы послушались указания Роспотребнадзора исключить водителей-дальнобойщиков из перечня лиц, которым по прибытии из другой страны необходимо соблюдать самоизоляцию. В ряде регионов власти требуют от компаний отправлять своих сотрудников на двухнедельный карантин. Но у транспортных компаний как правило нет возможности оплачивать двухнедельные карантинные простои водителям и держать дополнительный штат на замену сидящих в карантине. В Башкирии власти решили отправлять на изоляцию водителей всех приезжающих фур, вне зависимости от того, откуда они приехали: из-за рубежа или из других регионов России. С большим трудом грузоперевозчикам удается отбиваться, говорят игроки рынка.

Качество страдает

Неадекватные действия региональных властей приводят к снижению качества грузоперевозок (срыву сроков доставки, увеличению стоимости), а снижение объема грузоперевозок вызвано главным образом сокращением заказов, обусловленным как глобальным спадом экономики из-за мирового кризиса, так и антикоронавирусными мерами (в частности, остановкой некоторых производств и запретом на торговлю товарами не первой необходимости). Впрочем, к таким же последствиям приводят действия властей иностранных государств.

«Есть некоторое увеличение срока загрузки и доставки грузов, связанная как с меньшим количеством подвижного состава непосредственно в районах загрузки, так и задержками, связанными с соблюдением формальностей при прохождение границ некоторых стран (например, при въезде в Италию необходимо заполнять декларацию на итальянском), дезинфекцией транспортных средств, а также большими задержками на границе Польши, где скапливаются огромные очереди. Все это приводит к небольшому, на 5-15%, увеличению стоимости услуги по транспортировке грузов, в большей степени для грузов из Италии», — говорит руководитель направления ВЭД, проект JOIA Валерий Зиновьев. Об увеличении времени транзита из-за проверок водителей (измерение температуры и т.п.) и сохраняющихся пробках на границах сообщают и в компании «Марвел-Дистрибуция».

Данные компаний подтверждает исследование «МАН Трак энд Бас РУС». Компания опросила водителей и выяснила, что лишь около 71% из них продолжает выполнять регулярные рейсы. При этом только 29% работающих водителей не сталкиваются с какими-либо ограничениями, а 14% испытывают незначительные трудности. Правда, транспортники привыкли к произволу на дорогах, не склонны паниковать по этому поводу — и потому, видимо, лишь 9% респондентов заявили, что связанные с коронавирусом ограничения оказали значительное влияние на их работу. Основными сложностями они назвали необходимость оформлять пропуска, проводить дезинфекцию кабины и работать в средствах защиты — масках и перчатках.

Чиновники не унимаются

Региональные власти создают угрозу рынку грузоперевозок, считают некоторые игроки. В особенности, как отмечает бизнес, это ощущается на территории Краснодарского края с их системой красных пропусков для грузовых автомобилей. Также власти Москвы и Московской области, введя пропуска для граждан, не озаботились оговорить особые условия для водителей грузовых фур. «В инструкции, размещенной на сайте, нет указаний о водителях грузовых транспортных средств, которые едут транзитом или на выгрузку/погрузку продуктов питания. В связи с этим ни мы, ни грузовладельцы не имеем понимания необходимости этих пропусков. Сейчас мы превентивно получаем пропуска на 2000 водителей, которые могут заезжать до 30 апреля на территорию Москвы и Московской области», — говорит Виктория Цапина.

Фото: Светлана Холявчук/Интерпресс

В результате компании отмечают усложнение условий своей работы. «Ужесточился режим передвижения в Москве и Московской области. Это естественно создаёт дополнительные трудности при поставке товара нашим московским клиентам, а также сильно ограничивает работу нашего московского филиала. Необходимость получения пропусков, связанные с этим процессом трудности и неразбериха — всё это сильно влияет на качество и саму возможность осуществления доставки товаров, — сообщил руководитель транспортной и складской логистики ЗАО «Неско Санкт-Петербург» Евгений Ерохин. — Базовая стоимость грузоперевозок практически не изменилась. Но растут риски задержки в сроках поставки, связанные с простоями грузов на въезде в Москву (из-за введения пропускного режима). Это в свою очередь естественно будет отражаться на итоговой стоимости перевозки, в сторону её увеличения».

«По Петербургу таких сложностей пока нет. За всё время карантина наш транспорт всего пару раз останавливали для проверки документов»

При этом ситуация в Петербурге, по словам перевозчиков, лучше. «По Петербургу таких сложностей пока нет. За всё время карантина наш транспорт всего пару раз останавливали для проверки документов, в том числе — на наличие справки от работодателя, разрешающей передвижение по городу, — говорит Евгений Ерохин. — При доставке в города-спутники, где эпидемиологическая ситуация более напряжённая относительно других (например, в Мурино) — приходится иногда постоять в очереди на въезд, так как на всех въездах выставлены посты, на которых сотрудники ДПС выборочно проверяют документы у въезжающего транспорта. Но это не носит массовый характер и практически никак не отражается на сроках доставки продукции, и соответственно, на стоимости грузоперевозки в целом».

Оптимизм перевозчиков

Сейчас крупные грузоперевозчики демонстрируют оптимизм. «На текущий момент ситуация с грузопотоком Китай-РФ начинает восстанавливаться, наблюдается рост как в импорте, так и в экспорте товаров. Китайские заводы выходят на нормальный режим, работа транспорта осуществляется практически в штатном режиме, — сообщила Ирина Капитанова. — Более того, ситуация налаживается за счёт роста спроса на онлайн-товары и перехода некоторой части грузопотока на более прогнозируемую железнодорожную погрузку».

«В отношении Китая проблема только в удорожании перевозок сейчас (отчасти из-за высокого спроса). В целом ситуация нормализуется», — поддержал мнение коллег начальник отдела таможенного оформления компании «Марвел-Дистрибуция» Петр Иванов.

Ситуация с грузопотоком Китай-РФ начинает восстанавливаться

Кроме того, Ирина Капитонова отметила и распоряжение госорганов, положительно сказавшиеся на ускоренном оформлении грузов на границе. «К примеру, ФТС России оперативно разослала всем таможенным органам новые упрощённые требования в части предоставления копий фитосанитарных сертификатов на ввозимую плодоовощную продукцию, Россельхознадзор поддержал. Что касается заключения новых контрактов — пока сложно сказать, все силы участников ВЭД брошены на восстановление взаимодействия с уже существующими партнёрами», — говорит она.

Хуже не будет

Что касается положения дел в самих транспортных компаниях, то пока, похоже, они держатся на старых запасах. «Накопленных резервов пока достаточно для продолжения операционной деятельности на ближайший квартал. Однако в перспективе дальнейшего снижения объёма перевозок будет сокращаться заработная плата водителей, поскольку она напрямую зависит от количества выполненных перевозок», — сообщил член генерального совета «Деловой России», директор по развитию ООО «Транс-Груп СПб» Александр Шанин.

Спада объемов по итогам пандемии и всего 2020 года ожидают все. Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко прогнозирует падение общего объема грузоперевозок по итогам кризиса на уровне 30%. Евгений Кошкаров считает, что международные автоперевозки сократятся по итогам 2020 года еще больше: «По итогам 2020 года наш комитет по логистике и ВЭД, к сожалению, прогнозирует сокращение объёмов международных автомобильных перевозок до 40%, морских контейнерных перевозок — до 30%. Также следует ожидать роста неплатежей со стороны потребителей услуг международной логистики и, как следствие, закрытия и ухода с рынка малых и части средних компаний логистической отрасли».

Некоторые эксперты в своих прогнозах учитывают роль мирового кризиса. «Если до лета цены на нефть не стабилизируются на более или менее приличном уровне, хотя бы 45 долларов за баррель, то проблемы обострятся у транспортных, логистических компаний, у портовых стивидоров, их смежников и поставщиков», — считает главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН Николай Межевич. «Сейчас мы наблюдаем восстановление китайского рынка, однако по ряду причин, в том числе связанных с ослаблением рубля, на достижение уровня перевозок прошлых лет потребуется больше года», — полагает Ирина Капитанова.

Какой порядок обложения НДС транспортных услуг

Применение ставки 0% по транспортным услугам

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Освобождение от начисления НДС

Итоги

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 20%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться. Читайте подробнее .

Применение ставки 10% по транспортным услугам

Ставка 10% может быть применена к внутрироссийским воздушным пассажирским и багажным перевозкам (подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ). Исключение составляют аналогичные перевозки с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым, Севастополя, Калининградской области — для них действует ставка 0% (подп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подробнее о продукции, реализация которой облагается НДС по ставке 10%, вы можете прочесть в следующих статьях:

  • «Что входит в перечень товаров, облагаемых НДС по ставке 10%?»;
  • «Новый перечень медтоваров для ставки НДС 10%».

Применение ставки 20% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 20%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 20%.

Еще один случай применения 20% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 20% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Образец заполнения счета-фактуры см. в статье «Счет-фактура на услуги — образец заполнения в 2019-2020 годах».

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Итоги

Нормами НК РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг. Если налогоплательщик применяет ставку 0%, то ему нужно обосновать возможность ее применения в течение 180 дней, в противном случае необходимо уплатить НДС в бюджет по ставке 20%. По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 20%. Применение ставки 10% должно быть обосновано документально. Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.