Информационный ресурс риски

Ир риски ФНС общий доступ

Сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» поможет оценить налоговые риски

Дата публикации: 13.05.2016 13:59 (архив)

Осмотрительность при выборе контрагентов – одно из важнейших условий успешного ведения бизнеса. Чтобы правильно выбрать делового партнера и снизить риск заключения сделок с организациями, относящимися к категории «фирм-однодневок», УФНС России по Московской области рекомендует пользоваться интернет-сервисом «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» на сайте ФНС России.

С помощью данного сервиса налогоплательщик может оперативно получить информацию о том, какие сведения о компаниях-партнерах вносились в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Например, узнать, не является ли контрагент компанией, находящейся в стадии ликвидации, значится ли руководитель или учредитель компании-контрагента в списке дисквалифицированных лиц, является ли поставщик «фирмой-однодневкой», зарегистрированной по адресу «массовой регистрации». Кроме этого, в сервисе содержатся сведения о гражданах, которые отказались от участия или руководства компанией в суде или в отношении которых данный факт установлен судом, а также содержится перечень организаций, связь с которыми по адресам и иным реквизитам, указанным в ЕГРЮЛ, отсутствует.

ФНС России: информационный ресурс «Риски» функционирует только для налоговых органов

fxquadro / .com

Сообщается, что информационный ресурс «Риски» является внутренним информационным ресурсом ФНС России (непубличные сведения), созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций (письмо ФНС России от 7 сентября 2018 г. № ЕД-4-2/17467@). При этом согласно правилам формирования названного ресурса, факты включения налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не являются однозначными показателями неблагонадежности организации.

Информационный ресурс «Риски» содержит справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юридических лиц.

Действия налоговых органов по включению налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не нарушают законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности и не создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, невозможно.

Суды: включение в информационный ресурс ФНС «Риски» не мешает бизнесу компании

В ближайшее время Верховный Суд РФ должен ответить на очень интересный вопрос, который возник при рассмотрении одного конкретного налогового спора.

Фабула дела: ОАО направило в адрес ЗАО письмо с приложением акта налоговой проверки, в котором было указано о том, что ЗАО включено в информационный ресурс ФНС «Риски». В связи с этим бдительное и чрезмерно осмотрительное ОАО отказалось выставить годовую заявку по поставкам на 2015 год.

ЗАО обратилось в суд (дело № А40-43028/2015) с заявлением о признании действий ИФНС незаконными и исключении данных о ЗАО из указанного информационного ресурса.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на отсутствие причинно-следственной связи между указанием в акте налоговой проверки на то, что налогоплательщик включен в ИР «Риски» и прекращением финансово-хозяйственных отношений с ОАО.

Суды пояснили, что данный информационный ресурс является внутренним ресурсом налоговых органов, содержит справочную информацию, полученную в результате налогового контроля. То есть факт включения юрлица в ИР «Риски» не является однозначным показателем его неблагонадежности. Между тем, публичные сведения о благонадежности организации размещаются на сайте ФНС России (www.nalog.ru) — сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет оценить надежность будущего партнера.

Суд кассационной инстанции (Постановление АС МО от 28.12.2015 № Ф05-18124/2015) особо указал, что в решении инспекции, вынесенном на основании упомянутого выше акта проверки и возражений ОАО, уже отсутствует информация в отношении ЗАО. Более того, согласно ответу ФКУ «Налог-Сервис» ФНС сведения о ЗАО в федеральном ресурсе «Риски» отсутствуют.

26 февраля компания обратилась с кассационной жалобой в ВС РФ.

Комментарий от Брызгалина А.В.: Борьба налоговых органов с фирмами-«однодневками» и принуждение бизнеса к должной осмотрительности в реальной жизни создают неоднозначные ситуации и всевозможные «перекосы», поскольку «внутренние ресурсы» ФНС в ряде случаев не отвечают действительному положению дел.

Мне кажется, что утверждение в судебных актах о том, что «ресурсы ФНС ни на что не влияют» очень уж сомнительный тезис, т.к. это так или иначе информация официальная, а кроме того зачем тогда ФНС заниматься «бесполезным делом», размещая у себя на сайте всякую пустую информацию?

В том то и дело, что позиция фискального ведомства имеет большое значение, учитывается налогоплательщиками в своей деятельности и поэтому может нести в том числе и негативный заряд с негативными последствиям.

От подобной «самодеятельности» и неурегулированности страдают в первую очередь предприятия, которые очень часто к подозрениям налоговиков не имеют никакого отношения. В данной ситуации неверная информация, размещенная в ресурсах ФНС, стала причиной потери заказа, т.е. фактически привела к убыткам .

Представляется, что от того, какую позицию займет Верховный Суд РФ, зависит очень многое. Если вердикт будет в пользу налогоплательщика, то есть надежда, что ФНС проведет ревизию своей деятельности по формированию ресурсов по «сомнительным субъектам» и попытается создать хоть какие-то механизмы, исключающие возникновения ситуации, подобной той, которая описана в деле.

Федеральный информационный ресурс «Риски»

Федеральный информационный ресурс «Риски» — информационный ресурс Федеральной налоговой службы Российской Федерации, который содержит сведения о налогоплательщиках, имеющих потенциальные риски неуплаты налогов.

Разъяснение

Федеральный информационный ресурс «Риски» — информационный ресурс Федеральной налоговой службы Российской Федерации, который содержит сведения о налогоплательщиках, имеющих потенциальные риски неуплаты налогов.

Ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с Приказом ФНС России от 24.06.2011 № ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски»». Этот документ носит гриф ДСП (для служебного пользования) и является внутренним ресурсом налоговых органов.

ИР «Риски» содержит справочную информацию для принятия решения налоговиками о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных налогоплательщиков.

Информационный ресурс «Риски» является внутренним (непубличным) информационным ресурсом, созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций.

Пример из судебной практики

Налогоплательщик требовал исключить его из ИР «Риски», ссылаясь на то, что налогоплательщик потерял важный контракт, из-за того, что его контрагент выяснил, что налогоплательщик включен в ИР «Риски».

Суд отказал налогоплательщику, ссылаясь на то, что ИП «Риски» является внутренним, непубличным ресурсом ФНС РФ. Факт включения юридического лица в ИР «Риски» не является однозначным показателем ее неблагонадежности.

Постановление арбитражного суда Московского округа 28 декабря 2015 года № А40-43028/2015.

У налоговиков есть некий тайный ресурс, куда включают неблагонадежных налогоплательщиков. Сами налогоплательщики доступа к этому сервису не имеют. Но иногда информация просачивается.

ИР «Риски»

Информационный ресурс «Риски» является внутренним информационным ресурсом ФНС России. Это непубличные сведения.

Ресурс создан для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций.

В данном сервисе числятся организации, имеющие потенциальный риск неуплаты налогов.

Ведение ресурса осуществляется на основании Приказа ФНС от 24.06.2011 № ММВ-8-2/42дсп@ «Об утверждении Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса «Риски», имеющего приписку «дсп», то есть для служебного пользования.

Как обращаться со служебной информацией, описано в Положении, утвержденном Приказом ФНС от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@. В нем говорится, что к работе с документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, допускаются должностные лица налоговых органов в соответствии с Перечнем должностных лиц ФНС, имеющих право доступа к служебной тайне, и полномочиями, определенными их должностным регламентом.

Обычный налогоплательщик получить сведения из ИР «Риски» не может.

Однако в некоторых случаях и тайное становится явным.

ФНС оправдывается

В ФНС обратился директор компании, которая оказалась в этом тайном списке. К письму была приложена распечатка скриншота страницы ИР «Риски».

«Ничего страшного не произошло», — примерно так отреагировала ФНС на обращение налогоплательщика, выпустив письмо № ЕД-4-2/17467@ от 07.09.2018.

Согласно правилам формирования названного ресурса факты включения налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не являются однозначными показателями неблагонадежности организации.

Информационный ресурс «Риски» содержит справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юрлиц.

ФНС делает вывод, что действия налоговых органов по включению налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не нарушают законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности и не создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Кроме того, в ФНС подчеркнули, что предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, невозможно.

А что по поводу скриншота? В ФНС отметили, что это копия страницы ИР «Риски», являющегося ресурсом для служебного пользования налоговых органов, право на доступ к которому у заявителя отсутствует. Он не наделен правовым статусом и не влечет правовых последствий.

Судебная практика

Что плохого может произойти с теми, кто попал в этот злополучный список? Казалось бы, информация секретная, однако иногда она становится известной контрагентам, которые разрывают договорные отношения с поставщиком, вызвавшим подозрения у налогового органа.

Один такой пострадавший налогоплательщик несколько лет назад попытался отстоять свои права в суде, но проиграл (дело № А40-43028/2015).

Дело было так. Покупатель направил в адрес поставщика письмо, в котором уведомил, что поставщик включен в ИР «Риски». К письму был приложен акт выездной налоговой проверки покупателя, в котором и содержалась данная информация по поставщику. В дальнейшем покупатель не стал заключать договор поставки с поставщиком.

Обиженный поставщик подал в суд на ФНС с требованием признать незаконными действия ФНС о включении компании в ИР «Риски».

Но суды поддержали налоговиков, отметив что данный ресурс является внутренним, содержит справочную информацию, а факт включения юрлица в ИР «Риски» не является однозначным показателем его неблагонадежности.

Кроме того, суды не обнаружили причинно-следственной связи между указанием в акте налоговой проверки на то, что налогоплательщик включен в ИР «Риски» и прекращением финансово-хозяйственных отношений между поставщиком и покупателем.

Обезопасить себя от заключения сделки с недобросовестными деловыми партнерами поможет самостоятельная проверка контрагентов, напомнили налоговики. Где и что искать в ходе сбора информации — расскажем.

Где

Так, в частности, УФНС по Хабаровскому краю для проверки контрагентов рекомендует установить наличие информации, которая ставит под сомнение добросовестность контрагента, в электронных сервисах ФНС России и других официальных ресурсах. Среди таких ресурсов налоговики отмечают следующие:

— «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» — https://egrul.nalog.ru/;

— «Прозрачный бизнес» — https://pb.nalog.ru/ (с 01.08.2018);

— «Вестник государственной регистрации» — http://www.vestnik-gosreg.ru/search/;

— «Банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов» — http://fssprus.ru/iss/ip/.

Напомним, «Прозрачный бизнес» с 1 августа так и не заработал, как, впрочем и предполагали наши читатели, высказывая свое мнение в ходе опроса, проведенного после провала второй попытки запуска сервиса.

Вместо запуска удобного сервиса ФНС в разделе открытых данных выложила на своем сайте информацию о спецрежимах и ССЧ в виде заархивированных файлов.

Для получения информации о контрагенте налоговики также рекомендуют изучить сведения о нем, размещенные в сети Интернет и средствах массовой информации (сайт контрагента, информация о нем в новостях, рекламе, отзывы покупателей, объявления), а также сведения из баз данных таких информационных ресурсов как ИАС «FIRA PRO», ИР «СПАРК», веб-сервис «Контур.Фокус» (при наличии возможности).

При выборе контрагента желательно сделать экранные копии Интернет-страниц с информацией о нём, распечатать их либо сохранить в памяти компьютера, советуют налоговики. Впоследствии это поможет доказать, что проверка контрагента действительно проводилась.

Что

УФНС советует налогоплательщикам убедиться, что должностные лица контрагента располагаются по адресу его регистрации, доступны для связи по указанным ими номерам телефонов, адресу электронной почты.

Следует также запросить документы, подтверждающие право контрагента осуществлять заявленный вид деятельности (лицензии, сертификаты), полномочия должностного лица, подписывающего договор, и первичные учетные документы (внутренние приказы, протоколы об избрании руководителя организации, доверенности).

Кроме того, необходимо убедиться в наличии у контрагента ресурсов, необходимых для исполнения договора (квалифицированный персонал, производственные мощности, технологическое оборудование).

Кроме того, рекомендуется сохранять деловую переписку с контрагентом.

Что еще

Анализ сведений, содержащейся в указанных выше информационных ресурсах, а также запрос необходимых документов позволят значительно снизить риск заключения сделки с недобросовестными контрагентами и, как следствие, возникновения претензий со стороны налоговых органов.

Вместе с тем, важно обеспечить сохранность всей первичной документации, позволяющей подтвердить реальную возможность исполнения сделки конкретным контрагентом.

В случае привлечения контрагента для выполнения работ либо оказания услуг, организация должна располагать сведениями и первичными документами о лицах, выполняющих работы либо оказывающих услуги (квалификация, график и условия работы, паспортные данные).

В случае приобретения у контрагента товара, организация должна располагать сведениями и первичными документами о номерах транспортных средств, на которых осуществлялась доставка товаров, лицах его сопровождающих, пунктах погрузки/разгрузки товаров, лице, передавшем груз и т.д.

Вычет по НДС

В УФНС обращают внимание, что «покупать» вычеты по НДС бессмысленно, так как все отраженные в отчетности операции по НДС контролируются на федеральном уровне посредством ПО «АСК НДС-2».

Заявление вычетов по «проблемным» контрагентам приведет к пристальному вниманию со стороны налогового органа и проведению к углубленной камеральной налоговой проверки декларации по НДС в отношении организации.

Ир риски ФНС общий доступ

Об информационном ресурсе «Риски»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО

от 07.09.2018 г. № ЕД-4-2/17467@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение исполнительного директора ООО <…>, сообщает следующее.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на налоговые органы возложен контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Информационный ресурс «Риски» является внутренним информационным ресурсом ФНС России (непубличные сведения), созданным для автоматизации и систематизации процессов сбора, накопления, хранения и обработки определенных сведений об организациях, получаемых налоговыми органами законным путем в ходе выполнения своих функций. При этом необходимо особо отметить, что согласно правилам формирования названного ресурса, факты включения налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не являются однозначными показателями неблагонадежности организации.

Информационный ресурс «Риски» содержит справочную информацию для принятия решения должностными лицами налоговых органов о целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении конкретных юридических лиц.

Действия налоговых органов по включению налогоплательщика в информационный ресурс «Риски» не нарушают законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности и не создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

Предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, невозможно. Имеющийся в распоряжении ООО <…> скриншот страницы ИР «Риски», являющимся ресурсом для служебного пользования налоговых органов, право на доступ к которому у заявителя отсутствует, не наделен правовым статусом и не влечет правовых последствий.

ФНС начала вести свой секретный черный список налогоплательщиков

У налоговиков есть некий тайный ресурс, куда включают неблагонадежных налогоплательщиков. Сами налогоплательщики доступа к этому сервису не имеют. Но иногда информация просачивается.

Как действовать, если нашли себя в налоговой базе «Риски»

Налоговый орган на запрос о добросовестности контрагента отвечает (если вообще отвечает) что-то вроде: «проверить благонадежность контрагента можно самостоятельно с помощью официального сайта ФНС России). Однако сами налоговики делают выводы о недобросовестности по своим внутренним источникам информации.

В частности, при проверках широко применяется федеральный информационный ресурс «Риски». Это внутренний ресурс налоговых органов, его базу данных ведут сотрудники ФНС для служебного пользования (приказ ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@). В арбитражной практике стали попадаться дела, где упоминается этот ресурсс.

ШАГ 1. Перепроверить данные базы «Риски»

Прежде чем разрывать партнерские отношения с контрагентом, попавшим в базу «Риски», стоит проверить его самостоятельно по общедоступным источникам информации.

ФНС России в письме от 16.03.15 № ЕД-4-2/4124 приводит перечень признаков, которые могут свидетельствовать о недобросовестности контрагента. Среди них:

— отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— регистрация по адресу массовой регистрации;

— отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских, производственных, торговых площадей и т. д.

Проверить, есть ли у контрагента такие признаки, можно пользуясь публичными сервисами на сайте ФНС РФ (www.nalog.ru). Они находятся в разделе «Электронные сервисы». Например, в рубрике «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» (письма Минфина России от 15.02.16 № 03-01-11/7857, от 16.02.15 № 03-01-10/6845).

Эти сервисы позволяют получить сведения о лицах, которым запрещено руководить организациями в судебном порядке, выявить лиц, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года, получить иную информацию.

Также компания на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ может обратиться в налоговый орган о предоставлении сведений о контрагенте, которые имеют общедоступный характер. В частности, налоговики могут поделиться сведениями о нарушении контрагентом законодательства о налогах и сборах и о задолженности перед бюджетом (подп. 1, 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, письма Минфина России от 20.08.13 № 03-02-08/33970, от 16.05.13 № 03-02-07/1/17050, от 04.06.12 № 03-02-07/1–134). Такой информацией инспекторы должны поделиться бесплатно (п. 2 ч. 8 ст. 8 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ).

Если в результате такой самостоятельной проверки компания выявит какие-либо признаки неблагонадежности контрагента, необходимо задуматься о разрыве деловых отношений с ним. Но делать это лишь на основании данных ИР «Риски» не стоит.

10 способов налогового контроля, о которых Вы не знали >>>

ШАГ 2. Добиться, чтобы данные базы «Риски» не разглашали

С одной стороны, суды обоснованно посчитали, что данные внутреннего ресурса налоговиков не могут напрямую влиять на репутацию какой-либо компании. Они недоступны контрагентам компании и любым другим заинтересованным лицам.

Даже если такая информация появилась в акте налоговой проверки, это не значит, что проверяемая компания немедленно обязана прекратить отношения со своим контрагентом. Следовательно, права этого контрагента не нарушены.

С другой стороны, если уж база «Риски» — внутренний информационный ресурс ФНС, то налоговый орган не должен разглашать информацию, предназначенную для служебного пользования. Не следовало включать ее в акт налоговой проверки.

Существует Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах (утв. приказом ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/728@, далее — Положение). Документ предусматривает, что к работе с документами с пометкой «для служебного пользования» допускаются только должностные лица налоговых органов, обладающие соответствующими полномочиями (п. 1.7 Положения). Следовательно, информация о юридических лицах в базе данных «Риски», имеющей гриф «дсп», не подлежит разглашению.

Схожие споры ранее арбитражными судами не рассматривалась. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также отсутствуют.

15 методов выявить, что компания незаконно обналичивает деньги >>>

ШАГ 3. Исключить информацию о компании из базы «Риски»

В адрес компании пришло письмо контрагента с приложением акта выездной налоговой проверки. В акте написано, что компания включена в федеральный информационный ресурс «Риски». В связи с этим контрагент отказался от дальнейшего сотрудничества с компанией.

Компания обратилась в арбитражный суд с требованием признать действия ФНС России незаконными и обязать налоговиков исключить сведения о компании из информационного ресурса «Риски».

Суды первых двух инстанций встали на сторону ФНС России и отказали компании в удовлетворении заявленных требований. АС Московского округа также признал судебные акты, принятые судами нижестоящих инстанций, соответствующими закону (постановление от 28.12.15 № Ф05-18124/2015).

В качестве основного аргумента законности принятых судебных актов суд отметил, что ведение информационного ресурса «Риски» осуществляется в соответствии с приказом ФНС России от 24.06.11 № ММВ-8-2/42дсп@ и носит гриф «для служебного пользования». Это свидетельствует о том, что данный ресурс является внутренним (непубличным) информационным ресурсом налоговых органов. Поэтому факт включения юридического лица в базу «Риски» не является основанием для признания ее неблагонадежной.

Суд также указал, что компания не представила доказательств того, что действия ФНС России по включению ее в информационный ресурс «Риски» каким-либо образом повлияли на решение контрагента об отказе в дальнейшем сотрудничестве. Решение налогового органа по результатам налоговой проверки, в отличие от акта, уже не содержало какой-либо информации о компании. На момент вынесения решения судом первой инстанции сведения о компании в базе «Риски» отсутствовали.

Если компания узнала от контрагента, что она есть в базе, в первую очередь подтвердите деловую репутацию перед ним. Подготовьте письмо с объяснениями, почему инспекторы ошибочно внесли вас в базу, подтвердите полномочия директора и подпись на первичке.

В инспекцию отправьте письмо по обработке данных. В нем укажите полное наименование компании, ИНН, почтовый или электронный адрес, инициалы и подпись руководителя. Если не отказались от печати, поставьте оттиск. Это письмо можно направить по почте, по электронке или сдать непосредственно в инспекцию. Исключение из базы по письму маловероятно, но инспекция в любом случае ответит на запрос в течение 60 календарных дней. Из ответа компания узнает, находится она в базе или нет, и если да, по какой причине. Это поможет устранить риски. Если на дату запроса компании нет в базе, направьте копию ответа контрагентам.

Критерии включения в базу «Риски»

По каким критериям налоговики включают компании в базу – закрытая информация. Некоторые причины можно выяснить в результате судебного процесса:

— непредставление отчетности;
— регистрация по массовому адресу;
— массовый директор или учредитель (более чем в 10 компаниях);
— численность компании (менее 3 человек);
— отсутствие основных средств и прочих активов;
— неуплата или уплата минимальных налогов при больших оборотах;
— несоответствие данных в отчетности и декларациях по прибыли и НДС;
— непредставление документов на требование;
— неявка руководителя по повестке.

Внимание! Попасть в базу рискует даже действующая организация, которая ведет деятельность и платит налоги. Причем заносят компании в список автоматически, а система не отлажена.

ФНС ведет секретный черный список налогоплательщиков

Относительно недавно в СМИ появилась информация о том, что у налоговой службы появился специальный черный список налогоплательщиков. Именно на него налоговики ориентируются в процессе создания плана проверок или выполнения других своих функций. Поэтому многие компании задумываются о том, входят ли они в этот перечень.

Действительно ли существует этот черный список

Налоговики на самом деле обладают конфиденциальной базой данных, представленной тайным ресурсом. В него включаются все налогоплательщики, которые по той или иной причине признаны неблагонадежными.

Компании не имеют возможность изучить содержание данного сервиса. Но иногда на просторах интернета появляется соответствующая информация о тех или иных фирмах. вы узнаете, как работает новая функция сайта ФНС “Обратиться в ФНС России”.

Понятие ИР «Риски»

Информационный ресурс, называемый «Риски», представлен внутренней базой данных налоговой службы РФ. Сведения, содержащиеся в этом сервисе, являются конфиденциальными, поэтому налогоплательщики не могут получить к ним доступ.

К особенностям создания и использования этого ресурса относится:

  • основной целью его создания выступает автоматический сбор информации о разных компаниях, которые являются налогоплательщиками;
  • в этом сервисе накапливаются, хранятся и обрабатываются многочисленные данные о разных фирмах, которые являются неблагонадежными, например, не уплачивают налоги в установленные сроки или нарушают в процессе функционирования требования законодательства;
  • включаются в этот список только организации, которые могут скрывать свои доходы или заниматься какой-либо незаконной деятельностью;
  • ресурс был создан на основании Приказа ФНС № ММВ-8-2/42дсп@;
  • предназначается он исключительно для служебного пользования, поэтому доступ к нему имеется только у работников ФНС;
  • в Положении к Приказу содержится информация о том, как пользоваться служебными сведениями, причем по этому документу не допускается распространение конфиденциальной информации.

В этой статье вы узнаете, по каким правилам разрабатывается на предприятии положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации.

Граждане или компании, являющиеся стандартными налогоплательщиками, никаким образом не смогут получить доступ к ресурсу «Риски». Как работает и что можно сделать в личном кабинете налогоплательщика ФНС – смотрите тут:

Какие доводы приводит налоговая служба

Руководство ФНС создало такой ресурс только для личного пользования. Он применяется при составлении плана проверок или осуществления сотрудничества с разными налогоплательщиками.

Если какой-либо руководитель фирмы обратиться в инспекцию для получения информации из ресурса «Риски», то он получит отказ в ее предоставлении.

Сотрудники ФНС оправдываются тем, что даже если какая-либо организация будет включена в этот черный список, все равно это не является стопроцентным доказательством того, что фирма является неблагонадежной. Поэтому этот перечень применяется исключительно в информационных целей.

На него сотрудники службы ориентируются только при составлении плана, на основании которого проводятся разные мероприятия по налоговому контролю. Вносятся в этот список только компании, а не частные лица.

Камеральная и выездная налоговая проверка – что собой представляют и по каким принципам проводятся вы узнаете в статье по ссылке.

Руководство службы уверено, что использование этого черного списка никаким образом не нарушает прав и интересов компаний. Он не может стать препятствием для их работы. При этом указывается, что никогда сведения из этого ресурса не будут обнародованы.

Можно ли подать в суд на ФНС за этот список?

Судебная практика по этому вопросу

Многие фирмы опасаются, что они могут быть внесены в черный список ФНС. Данная информация является конфиденциальной, поэтому в теории организации могут не беспокоиться о том, что они включаются в этот список. На самом деле все равно сведения иногда просачиваются в интернет или другие источники.

Если контрагенты узнают, что их партнер находится в списке ресурса «Риски», то они могут прекратить сотрудничество. Это обусловлено тем, что если фирма подозревается налоговиками, то во время проверки могут быть затронуты и все контрагенты.

Схожая ситуация произошла относительно недавно. Такое дело рассматривалось в суде под номером №№ А40-43028/2015. Покупатель компании отправил поставщику письмо, в котором содержалась информация о том, что фирма была внесена в черный список ФНС.

К этому письму прикладывался акт проведенной проверки, содержащий сведения о поставщике. После этого покупатель отказался продолжать сотрудничество.

Поставщик подал иск в суд на налоговую службу. Компания требовала, чтобы она была исключена из черного списка, а также она желала привлечь ФНС к ответственности.

Судья не удовлетворил исковые требования, так как «Риски» является внутренним ресурсом налоговой службы и используется только в справочных целях.

ФНС ведет специальный черных список неблагонадежных налогоплательщиков. Сведения из этого перечня являются конфиденциальными, поэтому не предоставляются третьим лицам. Даже если информация будет обнародована, оспорить ее в суде не получится.

Как проверить задолженность по налогам на сайте налоговой службы – смотрите в этом видео:

ФНС исключила риски утечки сведений из единого ресурса с персональными данными россиян

МОСКВА, 17 сентября. /ТАСС/. ФНС исключила риски утечки данных из единого федерального информационного ресурса, содержащего персональные данные населения России. Об этом во вторник сообщил руководитель ФНС Михаил Мишустин в ходе пленарного заседания Госдумы, отвечая на вопрос депутата о рисках утечки данных из указанного ресурса.

Сегодня Госдума одобрила в первом чтении правительственный законопроект о создании единого федерального информационного ресурса с персональным данным россиян. Он объединит все имеющиеся у различных ведомств данные. Оператором федеральной информационной системы предлагается сделать ФНС России.

«В соответствии с Налоговым кодексом налоговая служба уже получает много лет (в соответствии со ст. 85 НК) совокупность данных от 15 ведомств, которые так или иначе интересуют любого человека — это данные ГИБДД, Росреестра и так далее. Этих утечек в течение 19 лет зафиксировано не было, потому что эта информация надежно закрыта. У нас два центра обработки данных, которые сертифицированы по всем международным стандартам», — подчеркнул Мишустин.

Первый замглавы Минфина Татьяны Нестеренко представляя законопроект сообщила, что целью формирования и ведения ресурса является создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей актуальность, достоверность и гармонизацию в информационных ресурсах государственных и муниципальных информационных систем.

Нестеренко также подчеркнула, что зайти в систему ресурса смогут только аккредитованные сотрудники, доступ к этой информации со стороны частных лиц исключен.

Согласно законопроекту, ресурс будет содержать базовые (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи и иные) сведения о физическом лице.