Интеграция мигрантов

Ключевые слова: Франция | иммиграция | интеграционная модель | интеркультурализм | ислам | городская политика | дискриминация | социальная маргинализация | социальная мобильность |
Размещено в РИНЦ
Ссылка при цитировании:
Преображенская А.А. Французская модель интеграции мигрантов: испытание временем. – Человек. Сообщество. Управление. – 2017. – Т. 18. – № 3. – С. 18-36.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ НА ЭТУ ТЕМУ:
Монусова Г.А.
Объективная и субъективная социальная мобильность в межстрановой перспективе / Г.А. Монусова // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2016. – № 3-4. – С. 52-71.
Монусова Г.А., Гимпельсон В.Е.
Воспроиятие неравенства и социальная мобильность. /Г.А. Монусова, В.Е. Гимпельсон // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 18. – № 2. – С. 1 – 33
Цапенко И.П.
Интеркультурная парадигма интеграции мигрантов / И.П. Цапенко // Вестник Российской академии наук. – 2017. – № 10. – С. 915-926.
Монусова Г.А.
Отношение к перераспределению доходов и социальная мобильность = Redistributive Preferences and Indicators of Social Mobility / Г. Монусова // Экономическая социология = Journal of economic sociology-Ekonomicheskaya sotsiologiya. – 2017. – Т. 18. – № 5. – С. 14-39.
Титов К.В.
Социальная политика европейского банка реконструкции и развития в центральной и восточной Европе / К.В. Титов // Социальная политика и социальное партнерство. – 2012. – № 11. – С. 76–85.
Дежина И.Г.
Межсекторальная мобильность научных кадров — мировые тенденции и особенности России / И.Г. Дежина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2014. – № 3. – С. 30 – 48.
Работяжев Н.В.
Европейская социал-демократия в глобальном мире / Н.В. Работяжев // Мир и политика. – 2012. – № 8(71).
Понеделко Г.Н.
Иммиграционная политика Испании / Г. Н. Понеделко // Международная экономика. – 2018. – № 6. – С. 61-77.
Волков А.М.
Трансформация шведской модели / А.М. Волков // Международная экономика. – 2014. – № 7. – С. 39 – 48.
Гонтмахер Е.Ш.
Социальное государство и его перспективы / Е.Ш. Гонтмахер // Отечественные записки. – 2014. – № 3. – С. 151 – 164.
Островская Е.П.
Франция в эпоху перемен / Е.П. Островская // Современная Европа. – 2012. – № 1. – С. 154–157. – Рец. на кн.: Франция. Время Саркози / Ю.И. Рубинский – М.:, Международные отношения, 2011. – 320 с.
Монусова Г.А.
Социальная политика в европейском общественном мнении: субъективный контракт между обществом и государством / Г.А. Монусова // Вопросы экономики. – 2012. – № 6. – С. 127–151.
Шлихтер А.А.
Идейные основы и практики социально-ориентированной деятельности корпораций и благотворительных фондов на Западе и в России / А.А. Шлихтер // Общество и экономика. – 2017. – № 12. – С. 76-90.
Григорьев Л.М., Салмина А.
«Структура» социального неравенства современного мира: проблемы измерения / Л.М. Григорьев, А.А. Салмина // Социологический журнал. – 2013. – № 3. – С. 5 – 21.
Мирский Г.И.
Ислам: история и современность / Г.И. Мирский // Новая и новейшая история. – 2010. – № 1. – С. 3–20.
Преображенская А.А.
Франция в поисках путей социального обновления / А.А. Преображенская // Россия и Запад: диалог культур. – 2017. – № 16. – С. 21-32.

Комаровский В.В.
Иммиграция в условиях кризиса: эффективный ответ или имитация? / В.В. Комаровский // Миграция ХХI век. – 2013. – №4 (19). – 63 – 64.
Гонтмахер Е.Ш.
Социальная проекция экономического кризиса / Е.Ш. Гонтмахер // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2010. – № 6. – С. 142–143.
Бардин А.Л.
Интеграция инокультурных иммигрантов: опыт ФРГ = Integration of Immigrants with Different Cultural Background: the German Experience / А.Л. Бардин // Полис. Политические исследования = Polis. Political research. – 2017. – № 6. – С. 169-177.

Под выражением «интеграция мигрантов» понимают, по крайней мере, три разных вещи.

Во-первых, ассимиляцию. В этом случае от мигрантов ожидают полного растворения в населении принимающей страны. Они должны отказаться от всего, что каким-либо образом отличает их от принимающего сообщества. Слово «интеграция» в данном случае выступает фиговым листком — или, как выразился Зигмунт Бауман, «политкорректным обозначением» — ассимиляции.

Во-вторых, под интеграцией может пониматься культурная адаптация мигрантов к новому для них окружению. В этом случае от них не ожидают отказа от любых проявлений культурной принадлежности, связанных со страной происхождения. Для описания процесса культурной адаптации социологи и политики используют два термина — аккультурация и аккомодация. Первый термин, как правило, более или менее тождествен ассимиляции*. Те, кто предпочитает второй из этих терминов, стремятся подчеркнуть, что приспособление мигрантов к новой культурной среде хотя и предполагает изменения в их ценностях и нормах, не требует от них смены идентичности.

В-третьих, интеграция мигрантов может означать их структурную адаптацию к новой среде, а именно такую степень включенности в жизнь принимающей страны, когда они практически не отличаются от большинства местного населения по объективным (социально-экономическим) показателям. Культурные показатели при этом отодвинуты на второй план. Единственный из значимых параметров культурного свойства в этой связи — владение языком. Однако в рамках данного подхода уровень владения языком также непринципиален. Предполагается, что, коль скоро индивид сумел успешно вписаться в рынок труда, он обладает необходимой языковой компетенцией.

* Во времена Бронислава Малиновски среди социальных антропологов, изучавших культурные контакты, было принято считать, что результатом аккультурации будет растворение более «слабой» культуры в более «сильной» (то есть ассимиляция). Одна из культур выступает как более «сильная» либо по причине технологического преимущества, либо потому, что на ее стороне находится политическая власть. Впоследствии возобладал более плюралистический подход, подчеркивающий взаимодействие культур. Аккультурация стала трактоваться скорее в терминах культурного сближения и культурного слияния («фьюжн»), чем в терминах полного растворения носителей одной культуры в другой.

Стр. 32-33.

Типология режимов инкорпорирования новоприбывшего населения в странах Запада
(стр. 68)

Иммиграционная политика и режим гражданства

Тип организации экономики

Тип системы социальной защиты

Культурная политика

Страна

Открытые

Либерально- рыночная экономика

Либеральный

Laissez-faire, или формальный мультикультурализм*

США, Канада, Австралия, Великобри-тания

Умеренно открытые

Регулируемая рыночная экономика

Социал-демократический или корпоратистский

Институциализи-
рованный культурный плюрализм

Швеция, Нидерланды

Иммиграционная политика открытая для трудовой миграции, но не для постоянного жительства; затрудненный доступ к гражданству

Регулируемая рыночная экономика

Корпоратистский

Отвергают как ассимиляцию, так и мультикультурализм

Германия, Австрия, Швейцария

До недавнего времени — отсутствие иммиграционной политики (в условиях широкомасштабной нелегальной иммиграции), рестриктивная политика гражданства

Либерально- рыночная экономика

Либеральный

Определенной культурной политики нет, но есть тенденция к «дифференцированному исключению»

Испания, Португалия, Греция, Италия

Как выглядят и как реализуются программы интеграции

1. Интеграционные курсы (включая языковые и «ориентационные»), В большинстве стран ЕС они называются также курсами гражданской интеграции. Их объем — несколько сот часов (300-600 и более), 90% которых обычно занимает изучение языка. Остальное время отводится на приобретение базовых знаний о стране. Это ознакомление с государственным устройством и правовой системой (в некоторых случаях, но не всегда — также с ключевыми моментами национальной истории), с устройством повседневности (работа основных государственных институтов, транспорта и т.д.). Так, во Франкфурте слушатели интеграционных курсов совершают вместе с сопровождающим поездку на метро, посещают мэрию, заходят на почту и телеграф и т.д.

2. Горячие линии — call centers, обычно доступные в течение большей части дня (иногда круглосуточно) и работающие на нескольких языках. Так, телефонная линия SOS-immigrant, созданная в Португалии, 12 часов ежедневно отвечает на звонки на четырех языках.

3. Настольная книга мигранта — во многих странах ЕС издаются подобного рода руководства. В них кратко изложены основные сведения, касающиеся принимающей страны, и приведена жизненно необходимая информация, от адресов госучреждений до номеров телефонов организаций, прямо или косвенно занимающихся обустройством мигрантов.

4. Продуманная система социокультурной медиации. На уровне государства и гражданского общества формируются институты, опосредующие взаимодействие мигрантов с институтами принимающей страны. К таким посредникам, или медиаторам, относятся, например, организации, предоставляющие переводческую помощь (например, сопровождающие женщин при посещении врача). Другой пример: НКО, занимающиеся — в том числе на волонтерской основе — решением повседневных проблем новоприбывших (жилье, трудоустройство, школа для детей и т.д.).

Стр. 219-220.

Исходя из вышеизложенного, попробуем сформулировать некоторые практические рекомендации. Представляется, что для успешной интеграции мигрантов в нашей стране необходимы следующие условия.

Оздоровление в сфере трудовых отношений. Это касается не просто выведения значительной части рынка труда из серой зоны. Это касается прежде всего радикального улучшения в условиях и размерах оплаты труда. Нельзя ожидать полноценной интеграции в общество людей, подвергающихся сверхэксплуатации.

Плотная система правовой защиты. Трудящиеся мигранты страдают от произвола недобросовестных работодателей, а также отдельных представителей силовых структур в большей мере, чем российские граждане. В этой связи доступ мигрантов к правосудию имеет принципиальное значение. Индивиды, находящиеся в бесправном положении (то есть, по сути, отторгаемые государством и обществом), не могут считаться интегрированными.

Доступ к гражданству в строгом соответствии с законом. На сегодняшний день живущие в России иностранные работники, которые доказали и свою законопослушность, и полезность для российской экономики, обречены на мучительное прохождение «натурализационного коридора» (что удается немногим). Процедура предоставления гражданства непрозрачна и, как следствие, крайне отягощена коррупцией. Очевидно, что без радикальной санации в этой сфере процесс интеграции мигрантов будет буксовать.

Помощь в овладении русским языком. Поскольку многие приезжающие в Россию трудящиеся мигранты лишены возможности в достаточной мере овладеть русским языком в стране исхода, они должны получить такую возможность на месте. Если они нужны нашей экономике, то российской стороне необходимо принять меры по организации доступных языковых курсов разного уровня. Пока же утвердилась практика, исходящая из прямо противоположной логики: от мигрантов требуется владение русским языком уже в момент приезда в Россию. В итоге инстанций, готовых (за деньги) провести тест на знание языка, предостаточно, а структур, помогающих его выучить, практически нет*

Перестройка системы образования в соответствии с изменяющимися демографическими реалиями. Надо заметить, что работа в этом направлении начата. Запущены программы школьного образования, учитывающие недостаточное знание русского языка многими учениками.

Развитие системы профессионально-технического образования, адресованного как местной молодежи, так и молодым людям мигрантского происхождения. Многие молодые мигранты из постсоветских государств, занятые на работах, не требующих высокой квалификации, охотно пошли бы в профтехучилище, однако не имеют такой возможности.

Формирование толерантного климата вообще и толерантного отношения к этнокультурному разнообразию, связанному с миграцией, в частности. Здесь крайне важны совместные усилия государства и гражданского общества. Шельмование толерантности как ценности, навязанной России извне, — тревожный симптом. Не стоит забывать, что альтернативой толерантности является нетерпимость, а последняя влечет за собой агрессию и насилие. В такой атмосфере взаимодействие старожилов с приезжими неизбежно будет принимать конфронтационные формы

Стр. 238-239.

* Россия, кстати, вполне могла бы обратиться к практике обучения языку в странах исхода. Такая практика успешно опробована, например, Германией. Немецкие чиновники еще в 1960-е создавали в государствах, из которых рекрутировались работники, центры, где работники получали соответствующую профессиональную подготовку и базовые знания языка. Впоследствии Федеративная Республика сформировала широкую сеть Гете-институтов — своего рода культурных представительств Германии за границей. Одна из важнейших функций этих институтов — обучение немецкому языку (на безвозмездной основе). К сожалению, представительства фонда «Русский мир», открытые в ряде стран ближнего зарубежья, существуют пока скорее на бумаге, чем на деле.

В 2014-2016 годах миграционный кризис оказался в центре внимания Европейской комиссии (ЕК) и правительств стран — членов ЕС. Именно миграция и ее последствия вызывают широкий общественный резонанс. Согласно опросам «Евробарометра», уже в 2013 году европейцы придавали иммиграции большее значение, чем налогам, пенсиям, образованию и даже терроризму, а в 2015 году эта проблема вышла уже на второе место после безработицы. В отчетах «Евробарометра» за 2015 год подчеркивается, что решение проблем, связанных с ростом миграции, стало приоритетной задачей как для европейских институтов, так и национальных правительств1. В условиях сложной социально-экономической ситуации власти стран — членов ЕС с трудом разъясняют своим гражданам необходимость трудоустройства мигрантов и вовлечения их в экономику2. Рост недовольства в отношении массового наплыва нелегальных мигрантов оборачивается распространением националистических и антиевропейских настроений во многих странах ЕС. Характерной чертой стало усиление влияния партий, спекулирующих на исламской проблеме, причем «радикализация общественного мнения, нараставшая все последние годы, противоречит основным целям европейской интеграции»3.

Задача культурно-социальной интеграции беженцев в общество принимающих стран является одной из самых сложных в комплексе миграционных проблем. Ее решение к тому же осложнено ростом террористической угрозы в Европе. Общественный протест особенно активизировался в связи с тем, что нелегальную миграцию и приток беженцев напрямую связывают и с высоким ростом преступности.

В этих условиях Еврокомиссия и национальные правительства вынуждены уделять особое внимание решению миграционных проблем, в том числе их культурно-социальным аспектам. Обратимся к анализу политики Евросоюза в этой области, а также к опыту таких стран ЕС, как Германия, Великобритания и Дания.

Политика ЕС в области культурно-социальной интеграции мигрантов

Еще до обострения миграционного кризиса в 2015 году стало очевидно, что ассимиляция мигрантов посредством модели «плавильного котла» несостоятельна по причине невозможности их «растворения» в принимающем социуме, тогда как политика мультикультурализма предполагает слишком большое влияние этнических общин на основную культуру. На смену мультикультурализму в Европе постепенно внедряется практика «гражданской интеграции», при которой мигрантам предоставляется определенный уровень социально-экономических прав при условии сохранения баланса между их правами и обязанностями по отношению к принимающему сообществу.

Культурный аспект интеграции мигрантов представляется одним из наиболее важных, поскольку именно в области социально-культурных различий лежит корень тех проблем, с которыми европейское общество столкнулось в условиях роста потоков миграции. На первый план выдвигается необходимость успешной социокультурной интеграции огромного числа людей, принадлежащих к далекой от европейской культуры общности, что стало серьезным вызовом для Европы. Однако и для самих мигрантов — это не менее сложная задача, связанная с восприятием новой культуры, созданием социальных связей, достижением определенного экономического статуса.

Ключевое значение имеет религиозный фактор, обуславливающий глубокие ментальные различия. Подчеркнем также, что последствия терактов в Париже в январе и ноябре 2015 года свидетельствовали о том, что исламский экстремизм негативно влияет на интеграцию мусульман. Местное население испытывает растущие трудности при разграничении таких понятий, как «исламский терроризм», с одной стороны, и «мусульманское сообщество» — с другой.

Фундаментальные различия между двумя столкнувшимися в ходе интеграции культурными общностями требуют комплексного подхода к решению возникающих проблем. Интеграция мигрантов представляет собой многосторонний процесс, сочетающий политический, экономический, социальный и культурный аспекты. Речь идет о расширении социализации мигрантов в различных сферах — образовательной, медицинской, экономической. Особое значение имеет культурно-психологический вектор социализации, позволяющий представителям неевропейского общества быстрее адаптироваться к непривычной культурной среде. Постепенное включение мигрантов в жизнь принимающего общества должно привести к снижению уровня конфронтации ценностей, в том числе в области межконфессионального взаимодействия. Как правило, ключевым фактором социализации является владение языком принимающей страны, а культурная интеграция не предусматривает отказа от проявлений собственной культурной идентичности.

Важно отметить, что проблема миграции — далеко не новая для Европы и Европейская комиссия уделяет значительное внимание этим вопросам уже давно. В частности, еще в 2011 году была принята Европейская программа интеграции граждан третьих стран, в которой делается акцент на необходимости начинать этот процесс с самого нижнего — локального — уровня, что обеспечивает более успешное вовлечение мигрантов в культурную, социальную и экономическую жизнь общества. Программа включает языковые курсы, подключение принимающего общества к интеграции, участие мигрантов в общественной жизни4. Финансовая поддержка осуществляется в том числе Европейским фондом интеграции мигрантов и Европейским фондом беженцев.

Используются и «непрямые» методы, направленные на культурно-социальную интеграцию мигрантов: мероприятия в спортивной сфере, семинары для мигрантов, охватывающие широкий спектр направлений (культуру, межконфессиональную коммуникацию, сферу занятости). На сайте Европейской комиссии существует специальный «Портал для иммигрантов» (EU Immigration Portal)5 с информацией для прибывающих в страны Евросоюза.

ЕК издает документы, способствующие включению мигрантов в трудовую сферу, в том числе в качестве предпринимателей. Специальные семинары проводятся и для организаций, участвующих в процессе трудовой интеграции мигрантов6.

Под эгидой Еврокомиссии осуществляется программа помощи женщинам-мигранткам, пострадавшим от какого-либо проявления насилия, включающая психологическую помощь, а также программа помощи женщинам, подвергающимся насилию в семье7.

Европейская комиссия содействует обмену опытом по вопросам интеграции мигрантов, в частности и через существующие уже давно образовательные программы. Среди них — «Erasmus+», которая включает межуниверситетские обмены в странах — членах ЕС и других европейских государствах и в настоящее время имеет специальное направление помощи беженцам8. Для повышения эффективности миграционной политики Европейская комиссия содействует обмену информацией между региональными, местными и городскими властями внутри Евросоюза. Огромное значение в данном контексте имеет работа волонтеров — граждан ЕС с беженцами, в ходе которой происходит социальная коммуникация, способствующая установлению диалога между сообществами.

Интеграция мигрантов в принимающее общество предусматривает комплекс мер на общеевропейском, государственном (национальном) и местном уровнях. В ЕС постоянно идет «поиск баланса интересов и взаимный «торг»9 по всему комплексу миграционных проблем. При этом приоритет в выработке политики в этой области принадлежит государственным структурам. Рассмотрим политику в отношении беженцев в Германии, где в последнее время миграционные проблемы обострились, так как туда направляется основной миграционный поток, а также в Великобритании и Дании, где в отличие от ФРГ ситуация с мигрантами остается относительно спокойной.

Политика культурно-социальной интеграции
мигрантов в Германии

В настоящее время именно Берлин во многом задает тон всей миграционной политике ЕС. Позиция Ангелы Меркель заключается в том, что все европейские страны, как и все региональные субъекты, обязаны взять на себя часть ответственности за размещение мигрантов. Причем на государственном уровне миграционным вопросам уделяется большое внимание уже достаточно давно, и одним из главных аспектов является именно культурно-социальная интеграция.

Еще в 2002 году правительством Германии был учрежден «Европейско-исламский диалог», целью которого стало установление взаимопонимания между Европой и исламским миром. Среди проводимых мероприятий — семинары в области СМИ и курсы по повышению квалификации, программа обмена студентами «Cross Culture Praktika»10. В 2010-2012 годах в стране был разработан новый Национальный план действий по интеграции, согласно которому интеграция мигрантов становится обязательной и долгосрочной задачей для всех без исключения институтов. Включение мигрантов в общественную жизнь должно быть результатом сетевого взаимодействия различных акторов — от федерального правительства и уполномоченного по миграции в ведомстве канцлера до муниципалитетов, объединений мигрантов и некоммерческих организаций11. Акцент делается на максимальном вкладе самих мигрантов в процесс интеграции в принимающее сообщество. Сегодня в ФРГ существуют специальные культурные «подготовительные курсы» для беженцев, включающие общую информацию о жизни в стране, федеральном правительстве, правовом статусе беженцев, жилье, натурализации, а также изучение основ языка12.

На местном уровне в Германии представлена широкая сеть учреждений и организаций, занимающихся вопросами интеграции: советы по делам иностранцев, советы по интеграции, институты городских и земельных уполномоченных по вопросам интеграции. Выработка советами решений осуществляется посредством консультаций с местными организациями мигрантов. Советы, избираемые самими мигрантами, участвуют в обсуждении всех ключевых аспектов местной интеграционной политики. В последнее время широкое распространение получают интеграционные проекты на местном уровне, направленные на включение мигрантов в политическую и социальную жизнь. Финансирование подобных проектов осуществляется из всевозможных источников: от бюджета ЕС и национального бюджета до многообразных фондов и организаций, а адресатом средств преимущественно являются непосредственно организации мигрантов. Ключевыми факторами социокультурной интеграции в ФРГ, таким образом, выступают взаимодействие широкого круга участников на разных уровнях и акцентируемая роль самих мигрантов в этом процессе.

Данные за 2015 год показывают, что в рамках межкультурной коммуникации возникает ряд проблем между мигрантами и принимающим сообществом. Причем их спектр довольно обширен: от проявления возмущения по поводу религиозной или иной нетерпимости (часто — необоснованной) до преступных акций и силовых столкновений, касающихся различных сфер жизни13. В настоящее время основной проблемой межкультурной коммуникации в Германии является эскалация преступности в мигрантской среде и общественный резонанс по этому поводу.

Увеличение нелегальной иммиграции и наплыв беженцев оказывают значительное влияние на рост радикальных настроений в обществе, что может коренным образом изменить политическую карту Германии. Последние опросы демонстрируют, что почти половина избирателей выступают за отставку правительства из-за последствий политики «открытых дверей», провозглашенной в 2015 году. Резко выросло число граждан, голосующих за оппозиционные националистические партии, которые практически единогласно высказываются в критическом тоне о правительственной миграционной политике. Так, евроскептическая правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) крайне жестко критикует политику правительства по вопросам миграции и интеграции, хотя и высказывается за привлечение в страну квалифицированных и способных успешно трудиться мигрантов при условии прекращения нелегальной иммиграции, а также выступает за предоставление статуса беженца тем, кто прибывает из регионов, охваченных войной14.

Более жесткую позицию занимает ультраправая Национал-демократическая партия Германии (НДПГ), которая считает, что проблемы, связанные с массовой иммиграцией, сопровождаются слишком большими затратами и угрожают благосостоянию страны и финансам налогоплательщиков. В риторике партии квалифицированные мигранты представляются силой, оставляющей без работы значительную часть коренного населения, а приток беженцев связывается с провалами политики ЕС. При этом решение проблем миграции увязывается с необходимостью вывода страны из Евросоюза15.

Противоположных взглядов придерживаются оппозиционные левые и экологические движения Германии, усматривая в миграционных потоках в страну перспективу позитивных сдвигов в экономике. Так, немецкие «Левые» выступают за признание ответственности федерального правительства в решении вопросов помощи беженцам, за быструю интеграцию мигрантов в общество уже на начальном этапе их пребывания в стране, а также считают необходимым активнее противостоять расизму, ведя «борьбу с причинами иммиграции, а не с беженцами»16. Позиции партии «Союз 90/Зеленые» во многом совпадают с риторикой «Левых»17. Левые радикалы Германии (коммунистическая, марксистско-ленинская, троцкистская партии, «Красная помощь» и др.) также продвигают идеи борьбы с расизмом, критикуя с этих позиций государственную политику. Центристская Свободная демократическая партия Германии выступает за создание упрощенной административной системы для защиты беженцев и оказания им помощи, а также «за ускорение натурализации через экономические, социальные и культурные факторы»18.

Относительно новым моментом в политической жизни Германии является усиление критики в адрес Ангелы Меркель не только со стороны оппозиции, но и со стороны представителей ее родной партии — ХДС. Нельзя не отметить, что христианские демократы всегда выступали за более строгий подход к миграции, чем СДПГ и партия «Зеленых», которые традиционно высказывались за более открытую миграционную политику. Под влиянием неразрешенных проблем с беженцами спектр мнений постепенно смещается в сторону ужесточения миграционной политики, что отражается и на официальном курсе.

Так, обострение общественного протеста в начале 2016 года подтолкнуло правительство Ангелы Меркель к принятию новых мер, направленных на облегчение процесса депортации мигрантов, которые осуждены за совершение преступлений. Что касается культурно-социальной политики, то здесь правящие силы последовательно выступают за применение принципа «развивать и требовать» в отношении мигрантов. Отметим также, что, несмотря на предпринимаемые меры по нормализации обстановки, ситуация с мигрантами в Германии далека от своего разрешения, что несколько отличает ее от другой крупной страны Евросоюза — Великобритании, которая в настоящее время находится на третьем месте в Европе по количеству мусульманского населения (после Франции и Германии).

Британская модель культурно-социальной интеграции мигрантов

Характеризуя британскую миграционную модель, выделим ряд ее особенностей. Во-первых, Великобритания традиционно занимает особое положение внутри Евросоюза, и на ее миграционную политику оказывает влияние стремление к сохранению национального суверенитета в рамках европейского сообщества. В центральной прессе неизменно подчеркивается, что Великобритания может резко ограничить миграционные потоки в случае выхода из ЕС19.

Во-вторых, акцент сделан на поощрение приема высококвалифицированной рабочей силы, что должно способствовать общему подъему британской экономики. Эта идея находится в центре британской миграционной модели. Отличительной чертой как официальной политической риторики, так и общественного мнения в Соединенном Королевстве является четкое разделение на «благоприятную» — способствующую росту экономики — и «неблагоприятную» иммиграцию — низкоквалифицированных трудовых мигрантов, иждивенцев, ищущих убежище людей. Создана система отбора ценных кадров, которым отдается приоритет при решении вопросов приема. Как следствие, именно в Великобритании в условиях притока большого числа квалифицированных рабочих проводится более успешная, чем в других странах ЕС, политика включения мигрантов в экономику страны20.

В-третьих, в основе британской миграционной модели лежит идея интеграции мигрантов через приобщение их к либеральным ценностям. Именно на это направлены программы адаптации, тогда как по сравнению с другими странами ЕС языковые вопросы отнесены на второй план: очевидно, что большинство въезжающих уже владеют в той или иной степени английским языком. Вместе с тем нельзя не отметить и то, что в стране осуществляется особая программа культурной и языковой интеграции, включающая образовательные курсы. Предоставляются также социальные пособия и минимальные медицинские услуги, поддерживается практика групповых информационных занятий и индивидуальных консультаций21.

В-четвертых, роль общественного мнения и неправительственных организаций в вопросах межкультурного и межконфессионального взаимодействия в Великобритании очень высока, что обусловило и более лояльное общее отношение к легальной трудовой миграции, особенно связанной с определенными сферами занятости. Как отмечается на сайте «The Migration Observatory», занимающимся анализом данных по мигрантам, «миграция в Великобритании является широко обсуждаемой, но не пользующейся «популярностью» темой, тогда как связь с общественным мнением является ключевым вопросом в миграционной политике… Существует значительная политическая озабоченность в связи с ростом влияния иммиграции на социальную сплоченность»22.

И, наконец, в-пятых, в Великобритании достаточно сильны позиции мусульманской общины, что также является важным фактором относительно высокого уровня лояльности к мигрантам. Так, в преддверии выборов 2015 года Совет мусульман обратился к политическим партиям с воззванием о борьбе против исламофобии23.

Приведенные выше особенности обусловили относительный успех британской миграционной модели, которая стала одной из самых привлекательных для мигрантов в Европейском союзе. Вместе с тем нарастание потока беженцев оказывает влияние и на ситуацию в Великобритании, способствуя обострению существующих миграционных проблем.

Так, культурная интеграция значительно осложнилась с ростом потока нелегалов и формированием предвзятости в отношении мигрантов в британском общественном сознании. Важность этой проблемы сегодня признают около 44% избирателей. Опросы общественного мнения неизменно показывают недовольство высоким числом мигрантов в стране. Данные за август 2015 года демонстрируют, что примерно три четверти жителей Великобритании выступают за снижение числа принимаемых беженцев и этот вопрос считается одним из наиболее важных24. Не последнюю роль в нарастании подобных настроений играют и социально-экономические факторы. В 2014-2015 годах среди британцев отмечался рост недовольства в связи с тем, что мигранты начинают пользоваться пособиями и льготами еще до того, как осуществляют вклад в экономику страны25.

Характеризуя культурно-социальные аспекты миграционной ситуации в Великобритании, нельзя не отметить и такой фактор, как сохранение определенного уровня неприятия коренным населением исламской культуры. Происходят столкновения как мирного, так и криминального характера на почве религиозной принадлежности. Активно действует «Лига английской обороны» — организация, выступающая против исламизации страны, фактически радикальная националистическая структура.

В этих условиях британское правительство принимает меры, направленные на ужесточение миграционной политики, в том числе в культурно-социальной области. В июне 2014 года в Великобритании вступил в силу закон, приравнивающий принудительные браки, распространенные среди мусульман, к преступлению. При этом в правительстве утверждают, что данное преступление относится к области нарушения прав человека, а не к культурной сфере, и поэтому закон призван повлиять прежде всего на массовое сознание26.

Межпартийная дискуссия, проходящая в стране, отражает различия в отношении партий к вопросам миграции. Так, идеи мультикультурализма поддерживаются лейбористами и отторгаются консерваторами. При этом лейбористы заявляют о необходимости усиления социальной интеграции и более полного включения мигрантов в экономику. Вместе с тем практически у всех британских партий прослеживался общий тон: все политические силы выражают готовность принять контролируемую миграцию, которая способствовала бы росту экономики при условии «языковой компетентности» приезжих.

В предвыборной борьбе 2015 года тема миграции не занимала центрального места. Планы реформирования миграционной политики выработали только Консервативная партия и евроскептическая Партия независимости Соединенного Королевства (ПНСК). В манифесте Консервативной партии провозглашался курс на усиление охраны границ, жесткий контроль за трудоустройством нелегальных мигрантов, отслеживание проявлений экстремизма27. Тогда как ПНСК предлагала сократить поток мигрантов, ужесточить условия их пребывания в стране и для реализации этих мер вывести Великобританию из Евросоюза28.

Ожидаемо жесткую позицию занимают неофашистская «Лига английской обороны», а также Британская национальная партия, объявившая неконтролируемую массовую миграцию корнем всех проблем страны и критикующая в свете нарастания проблем с мигрантами как правящую партию, так и лейбористов29.

Отличительной чертой позиции партии «Зеленых» является идея борьбы с нелегальной миграцией, в том числе с помощью улучшения ситуации на родине мигрантов.

Таким образом, в Великобритании вопрос о культурной и социальной интеграции мигрантов напрямую связывается с их включением в экономику страны и обеспечением экономического роста за счет притока новой квалифицированной рабочей силы. Особый статус страны в ЕС позволяет Великобритании проводить более независимую миграционную политику, учитывающую национальные особенности.

Миграционная политика Дании
и ее культурно-социальные аспекты

Миграционная политика Дании похожа на политику в этой области Соединенного Королевства, сохраняя все же и определенные особенности.

Как и в Великобритании, роль общественного мнения в стране очень высока. Важной особенностью миграционной политики Дании, однако, является то, что неправительственные организации принимают непосредственное участие в процедуре отбора кандидатов для переселения. Общественные настроения отличаются от британских: часть коренных жителей выступают с серьезной критикой действий правительства, осуждая планы снижения налогов на фоне нехватки средств на содержание беженцев. Среди общественных организаций важное место занимают группы «Дружелюбные соседи», занимающиеся содействием беженцам — сбором гуманитарной помощи и средств, социализацией приезжих.

Большая роль в датской миграционной политике отводится мерам местного уровня как наиболее эффективным с точки зрения культурно-социальной интеграции мигрантов. Большинство приезжих направляются в небольшие муниципалитеты и сельскую местность. На принимающий муниципалитет возлагается задача обеспечения финансирования интеграционной программы, в том числе выплаты индивидуального денежного содержания беженцев. Программа интеграции включает социализацию и обязательное посещение курсов датского языка.

В стране создан общенациональный специальный электронный ресурс «Христианско-мусульманский диалог» (Kristen-Muslimsk Dialogblog). Посвященный межконфессиональному взаимодействию ресурс пропагандирует идеи терпимости и призывает помогать беженцам на местах. Этим же целям соответствует проведение парламентской дискуссии в октябре 2015 года по вопросу о профилактике насилия, связанного с пребыванием в стране большого числа мигрантов.

Хотя такой комплекс мер призван препятствовать дальнейшему обострению миграционных проблем в обществе, ситуация в данной сфере остается сложной. Нарастание антииммигрантских настроений, уже длительное время наблюдающееся в Дании, с развитием миграционного кризиса приобрело особо крупные масштабы, что заставляет правительство ужесточать миграционное законодательство. 26 января 2016 года был принят новый закон, в частности разрешающий изымать у беженцев ценности для пополнения фонда средств, предназначенных на их содержание.

Миграционное законодательство активно критикуется европейским сообществом как слишком радикальное, фактически нарушающее права человека. Однако руководство страны вынуждено учитывать радикализацию общественного мнения и усиление позиций националистических партий. С 2011 года датское правительство начало открыто сотрудничать с ультраправой Датской народной партией (ДНП), что сказалось и на политике правящих сил в отношении миграционного законодательства. ДНП, занявшая в июне 2015 года второе место в парламенте, выступает за «национальную независимость» страны, высказывается против Европейского союза и против его политики в сфере миграции.

При этом, однако, ряд правых политических сил Дании занимают умеренную позицию в вопросах миграционной политики и высказываются достаточно сдержанно или даже позитивно в адрес мигрантского сообщества. Так, правая популистская Партия прогресса подчеркивает, что не выступает против присутствия в стране рабочих из других стран и приветствует смешение народов и культур «в позитивном ключе». В программе консервативной партии «Христианские демократы» подчеркивается, что ислам должен существовать в Дании на равных с другими конфессиями. Представители Консервативной народной партии заявляют о пользе различных вероисповеданий для датского общества с точки зрения взаимного культурного обогащения.

Часть левых датских политических сил настроена более жестко в отношении увеличения притока мигрантов в страну. Так, «Левые» поддерживают упоминавшийся выше закон 2016 года, полагая, что его принятие поможет обеспечить внутреннюю безопасность в стране. С точки зрения Социал-демократической партии Дании успешная интеграция мигрантов возможна только при условии освоения ими датского языка и проявления уважения к ценностям демократии. Вместе с тем такая партия, как «Радикальная левая», выступает за облегченную интеграцию беженцев в принимающее сообщество. Единственной партией, которая открыто критикует ужесточающий условия пребывания беженцев в стране закон 2016 года, остается коммунистическое объединение «Единый список — красно-зеленая коалиция».

Таким образом, ситуация в некоторой степени аналогична тому, что происходит в политическом спектре Великобритании. В Дании, однако, антииммигрантские настроение более выражены и представители левого политического крыла настроены более негативно в отношении увеличения числа мигрантов в стране, что связано, очевидно, с более сложной, чем в Великобритании, ситуацией в национальной экономике.

Подводя итог, отметим, что вопросы социально-культурного и межконфессионального взаимодействия мигрантов с принимающим сообществом являются самыми сложными во всем комплексе проблем миграционной политики и требуют решительных мер на общеевропейском и национальном уровнях. В каждой стране миграционная политика сегодня характеризуется рядом особенностей. При этом очевидны общие тенденции: так, часть политических сил в Германии, Великобритании и Дании высказывается в положительном тоне о возможности включения трудоспособных квалифицированных мигрантов в экономику. В Германии и Великобритании эти идеи подвергаются резкой критике преимущественно со стороны националистических движений и партий правого толка и эти же силы традиционно занимают жесткие евроскептические позиции.

Ситуация остается весьма сложной на сегодняшний день: перед европейскими странами стоят задачи, на решение которых может потребоваться не одно десятилетие. В научной литературе подчеркивается, что «в рамках многополюсного мира представители разных цивилизаций исторически не столько сталкиваются, сколько сотрудничают», и подобная перспектива действительно остается возможной при условии интенсивного сотрудничества и расширения контактов христианской и мусульманской культур на всех уровнях в рамках процесса интеграции мигрантов в европейское общество. Однако меры, предпринимаемые ЕС и национальными правительствами, зачастую носят половинчатый характер и не способны ни удовлетворить нужды приезжающих, ни успокоить возмущение коренного населения.

2Потемкина О.Ю. Иммиграционная политика Европейского союза: итоги и новые вызовы // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения. Доклады Института Европы РАН. М., 2015. С. 22.

5Moving to the European Union? // http://ec.europa.eu/immigration/tabHome.do

8Erasmus+ helping refugees. Education and migrants // http://ec.europa.eu/education/policy/migration/index_en.htm

9Зверева Т.В. Указ. соч. С. 42.

12Germany. Resettlement Quota & Actors // http://www.resettlement.eu//country/germany

13The Islamization of Germany in 2015 // http://www.gatestoneinstitute.org/7199/germany-islamization

14Programmatik & Leitlinien // https://www.alternativefuer.de/programm-hintergrund/programmatik/

15Identität: Überfremdung stoppen! // https://npd.de/thema/identitaet/

18Flüchtlingspolitik // http://www.fdp.de/content/freie-demokraten-zur-fluechtlingskrise

19Leaving EU could cut migration // http://www.thetimes.co.uk/tto/news/politics/article4675223.ece

20Cameron D. David Cameron’s EU speech: full text. 28 November 2014 // http://www.bbc.com/news/uk-politics-30250299

21UK. Resettlement Quota & Actors // http://www.resettlement.eu//country/uk

23Islamophobia — what are the politicians doing about it? // http://www.salaam.co.uk/muslimsinbritain/?p=3095.

25Cameron D. Op. cit.

26Britain Outlaws Forced Marriage // http://www.gatestoneinstitute.org/4367/britain-forced-marriage

ДУШАНБЕ, 26 окт — Sputnik, Лев Рыжков. Летом уровень безработицы в России составил 6,3%, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2019 года. Рост продолжился и в сентябре. Таковы данные исследования РИА Новости, опубликованного 26 октября.

Рост безработицы зафиксирован в 82 субъектах из 85. При этом Москва остается привлекательным местом для трудоустройства.

Sputnik выяснил, в каких сферах в столице РФ жители регионов стали получать работу и могут ли они потеснить трудовых мигрантов из других стран?

Ограничительные меры из-за пандемии коронавируса привели к росту безработицы среди россиян. Кроме того, результатом закрытия границ стало сокращение трудовых ресурсов из соседних стран.

Так, по данным МВД РФ, за период с января по май 2020 года в России было выдано 585 018 трудовых патентов иностранным гражданам. В 2019-м за тот же период число разрешений на работу было гораздо большим — 841 929.

Стройки

«Этой весной мигрантов, которые традиционно приезжали в Подмосковье, заместили россияне из других регионов РФ, где они не могли найти себе работу. Но при этом заплатили им больше, чем иностранным рабочим. Повышению расценок способствовал возникший дефицит рабочей силы», — сказал главред российского информационного агентства «Строительство» Александр Гусев.

© Sputnik / Константин Михальчевский

В среднем, по словам эксперта, за свой труд на стройках россияне получают на 30% больше, чем мигранты.

Информацию о нехватке иностранных работников подтвердили и крупные застройщики Московского региона.

«Что касается закрытия границ, то естественно, этот фактор влияет на нехватку людей, качественной рабочей силы. И, как следствие, может повлиять на темпы строительства объектов. Подрядчики пытаются собирать рабочих по регионам России, но, к сожалению, этого недостаточно и проблема на сегодняшний день остается нерешенной. Российских строителей не хватает», — рассказал Sputnik вице-президент ГК «Инград» Григорий Звенигородский.

Наличие дефицита кадров в отрасли подтвердили и в пресс-службе крупной строительной компании ФСК.

«У нас и до закрытия границ на стройках работала значительная часть граждан РФ. В связи с закрытием границ, конечно, их число увеличилось. Сейчас мы набираем строительные бригады преимущественно из регионов России. Дефицит кадров в строительной отрасли ощущаем», — сообщили представители застройщика.

Такси

Таксистов в столичном регионе действительно не хватает, но вряд ли в той сфере произойдет серьезный сдвиг с заменой мигрантов российскими водителями. Такого мнения придерживается председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов.

«Во время первой волны коронавируса в части регионов и в мегаполисах РФ падение спроса на услуги такси достигало 70-80%. Летом наметился небольшой подъем. И еще месяц назад заработки у таксистов были неплохие. Агрегаторы начали говорить о том, что не хватает водителей. Но в данный момент, уже со второй волной наметился спад заказов. Сейчас 30% сотрудников столичных офисов отправлены на удаленку. Соответственно, они ездить уже не будут», — пояснил Амосов.

Информацию о сокращении числа таксистов из других стран подтвердили в московском таксопарке Best.

«На данный момент уменьшилось количество иностранных водителей – из Казахстана, Кыргызстана, Беларуси. Число поездок из-за коронавируса сокращается, невыгодно платить аренду за автомобиль, не имея достаточного количества заказов, — сообщили в компании. – На москвичей-водителей рассчитывать сложно. То они приходят, то уходят», — уточнили в таксопарке.

Другие сферы

Не ожидается и наплыва российских кадров и в общепите. Об этом Sputnik рассказал президент Федерации рестораторов, отельеров России Игорь Бухаров.

«Часть предприятий общественного питания сейчас с трудом работает, поэтому работников нужно меньше. Россияне не хотят идти на такие работы, как повар, кондитер. Просто это — тяжелая работа. Деньги, может, и устраивают. Но за такое вознаграждение можно найти другую работу, полегче» — отмечает Бухаров.

Полетаев: мигрантов ждет много разной работы в России после пандемии

По его словам, часть поваров в московских ресторанах – приезжие из российских регионов, но о масштабной тенденции говорить не приходится. Об отсутствии изменений в наборе персонала по сравнению с прошлым годом Sputnik рассказали и в сети ресторанов «Чайхона №1».

Растет число жителей российских регионов, желающих заработать на разовых заказах. Об этом рассказал сооснователь сервиса поиска исполнителей (различных услуг, от уборки до ремонта – ред.) YouDo Денис Кутергин.

«Тенденция к росту наблюдается в четвертом квартале. После первой волны очень много работников уехало, и летом в Москве был большой дефицит исполнителей, причем во всех секторах. Сейчас каждую неделю прирост на 5-10% за счет приезжих из других российских областей», — пояснил собеседник Sputnik.

© Sputnik / Евгений Одиноков

Сфера курьерской доставки в период коронавируса переживает подъем. Как сообщили Sputnik в пресс-службе сервиса Delivery Club, еженедельно фиксируется примерно 17-процентный рост числа заявок от желающих работать курьерами. Однако в данном агрегаторе затруднились рассказать об их гражданстве.

А вот представители курьерской службы доставки по Москве и Московской области Dostavista сообщили, что во время пандемии количество желающих быть курьерами увеличилось. Притом за счет россиян тоже.

«Среди курьеров, сотрудничающих с нашей компанией, всегда были жители Москвы и Подмосковья. Во время весеннего периода самоизоляции количество курьеров, сотрудничающих с нашей службой, значительно увеличилось, так как некоторые люди лишились постоянного источника дохода, а мы предоставляли курьерам не только постоянный доход, но и разрешения на передвижение по Москве», — сообщили Sputnik в компании.

О полном замещении трудовых мигрантов российскими кадрами речи не идет, уверен доктор экономических наук, профессор РАНХиГС Александр Щербаков.

«Как правило, мигранты обходятся без соцпакета, без выплат со стороны предпринимателей в социальные фонды. Кроме того, стоимость их труда, как правило, ниже, чем у резидентов. На все это жители России не могут пойти, поскольку более низкий уровень зарплаты не сможет обеспечить их потребностей. Происходит не совсем равная конкуренция, которую выигрывают мигранты. Вряд ли закрытие границ и меры эпидемиологической безопасности приведут к принципиальным изменениям в обозримом будущем, поскольку ограничения, связанные с COVID-19, имеют все-таки конечный характер. Все вернется на круги своя», — уточняет специалист.