Интернет СМИ

УДК: 070 ББК: 66.042

Юферева А.С.

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТА

Yufereva A.S.

MASS MEDIA AS AN INSTITUTE OF POLITICAL COMMUNICATION IN THE CONTEXT OF THE INTERNET

Ключевые слова: журналистика, средства массовой информации, политический институт, интернет, веб 1.0., веб 2.0., технологии коммуникации, блогеры, гражданские журналисты, социальный институт.

Аннотация: активная рефлексия над средствами массовой информации как институтами политической коммуникации обусловлена тем, что в условиях глобальной информатизации современного общества изменяется место и роль СМИ в системе общественно -политических отношений. Появление новых информационных технологий, таких как интернет, привело к тому, что средства массовой информации вынуждены адаптироваться к современным условиям, апробировать новые способы и технологии взаимодействия с различными сферами общества.

Цель данной статьи заключается в системном описании особенностей функционирования СМИ как института политической коммуникации в условиях интернета.

В исследовании использовалось два основных метода. Исторический метод способствовал выявлению особенностей становления такой технологии коммуникации, как интернет. Системный метод позволил раскрыть специфику взаимосвязанных коммуникационных инструментов, используемых СМИ (официальные сайты, социальные сети, блоги, форумы и т.п.).

В работе определены закономерности развития средств массовой информации как института политической коммуникации, выделены ключевые этапы становления новых технологий коммуникации в политической сфере, проведено сравнение между традиционными и новыми средствами массовой информации как институтами политической коммуникации на основе модели Г. Ласуэлла.

Адаптация средств массовой информации к процессам виртуализации происходит настолько интенсивными темпами, что практика функционирования СМИ остается недостаточно изученной. В условиях интенсивного

развития новых технологий коммуникации значительные перемены происходят на институциональном уровне средств массовой информации, в способах доставки сообщений. Изменяются также место и роль пользователей

интернета. Вопрос явного отставания теоретического осмысления обозначенных проблем может быть решен путем получения объективных и достоверных результатов, которые смогут дополнить методологические основания современной науки.

Наиболее перспективным и актуальным для анализа видится направление по исследованию средств массовой информации как института политической коммуникации. Научный интерес к данной теме обусловлен широким распространением новых технологий коммуникации и их влиянием на формы взаимодействия между политическими акторами. Вопрос адаптации средств массовой информации как институтов политической коммуникации к условиям интернета приобретает качественно новый смысл не только на уровне отечественной, но и на уровне зарубежной практики. Так как основные задачи средств массовой информации заключаются в том, чтобы выступать посредником между обществом и государством, создавать условия для конструктивного диалога между ними, эффективно управлять информационными потоками в виртуальном пространстве.

Таким образом, цель данной статьи заключается в том, чтобы описать основные изменения средств массовой информации как института политической коммуникации в условиях интернета.

Представляется необходимым обозначить те методы, с помощью которых были получены объективные результаты.

Метод исторического анализа использовался для выявления особенностей становления такой технологии коммуникации как интернет, который способствовал созданию новых коммуникационных форм на базе традиционных видов средств массовой информации.

На основе системного подхода был выделен набор взаимосвязанных коммуникационных инструментов, используемых средствами массовой информации: официальные сайты, социальные сети, блоги, форумы и т.п.

Для того чтобы перейти к исследованию современных СМИ как института политической коммуникации, следует отметить, что включенность СМИ во Всемирную сеть началась в конце двадцатого века и сопровождалась качественными изменениями коммуникационного процесса в сторону большей гибко-

сти, интерактивности. Отличия между традиционной формой коммуникации и интернетом следует представить следующим образом.

Во-первых, коммуникация традиционных средств массовой информации осуществляется по принципу «один-ко-многим», который предполагает доведение информации до большой и неоднородной аудитории. В интернете реализуются различные вариации моделей: «многие-ко- многим», «один-к- одному» или «один-ко-многим». Стирание границ между адресантом и адресатом выражается в том, что в интернете данные роли пересекаются: пользователь может выступать автором и получателем сообщений одновременно. В данном случае наглядно проявляется изменение статуса адресанта, который в период интернета не обладает привилегированным положением и встраивается в такую модель, которая предполагает преодоление однонаправленной коммуни кации.

Во-вторых, возможности обратной связи традиционных средств массовой информации являются ограниченными в сравнении с интернетом, который представляет собой платформу для установления горизонтальных связей между пользователями. Отсутствие централизованного принципа построения коммуникации и строгой иерархии позволяет создавать и распространять персонализированный контент, взаимодействовать с другими субъектами непосредственно в режиме реального времени.

В-третьих, интернет представляет собой самовоспроизводящую систему, поддержание функционирования которой обеспечивается деятельностью самих пользователей. Использования интернета в целях свободной коммуникации закладывает основу для «самонаправляемого построения сети»1, что способствует постоянному расширению границ и возможностей интернета.

Использование новых технологий коммуникации для создания и передачи

контента с особой остротой поставило вопрос о функционировании СМИ как института политической коммуникации. При этом интернетизация и трансформация информационных и политических процессов в системе средств массовой информации произошли не сразу и были обусловлены совокупностью технологических, социальных, политических и других факторов.

В истории использования интернета средствами массовой информации, на наш взгляд, стоит выделить два основных периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На первом этапе (1997 — 2005 гг.) фиксируется экспоненциальный рост пользователей сети (в особенности в развитых странах), в результате которого интернет перестал рассматриваться как инструмент, доступ к которому имеет ограниченное количество людей. Общемировые тенденции развития Всемирной сети сказались на состоянии российского сегмента интернета. Как свидетельствуют статистические данные, в России в 1997 году количество пользователей интернета превысило полмиллиона человек1. Развитие технологий коммуникаций дало толчок к появлению дополнительных каналов средств массовой информации. На данном этапе появляются первые общественно-политические издания (По-лит.т, РБК.т, Газета.т, Лента.т, Утро.т и др.), а традиционные средства массовой информации (печать, радиостанции и телевидение) начинают создавать официальные сайты в интернете («Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и др.).

На втором этапе (2005 г. — настоящее время) эволюция технологической системы обеспечила не только колоссальное вовлечение пользователей в интернет (в 2017 г. в РФ было зафиксировано 82,4 млн. пользователей интернета2), но и подготовила почву для новых типов взаимодействия между ними. Формирование принципиально нового коммуникационного формата в интернет-пространстве связывают с технологией веб 2.0. Данный термин был предложен в нача-

1 Грачев М.Н., Мадатов, А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. М.: Изд-во «АЛКИГАММА», 2004. 128 с.

ле 2000 гг. Т. О’Рейли3 в связи с появлением социальных медиа. Он означает самостоятельное производство контента пользователями Сети, постоянный обмен им в режиме реального времени. Предыдущая форма -веб 1.0 — данными преимуществами не обладала, поскольку производство и распространение контента было прерогативой относительного малого числа лиц.

В фокусе настоящего исследования оказывается второй этап, на котором отмечается появление цифровых каналов средств массовой информации и социальных медиа для хранения, обработки и передачи политически значимых сообщений.

Чтобы оценить, насколько широкое освещение получил вопрос, который касается изменения средств массовой информации как института политической коммуникации, обратимся к новейшим трудам (2010 — 2016 гг.) исследователей и объединим их в соответствующие группы.

В первую группу включены работы, которые характеризуются традиционным взглядом на роль средств массовой информации в процессе информационного обмена между властью и обществом. За период — с 2010 по 2016 гг. — было опубликовано значительное количество научных статей (А.Ю. Белоусов4, Л.А. Васильева5, В.И. Захарова6, В.А. Евдокимов7, Радченко8, С.Ю. Лисова9 и др.) и отно-

4 Белоусов А.Б. Средства массовой информации в лоббистских коммуникациях II Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2005. № б. С. 258-280.

5 Васильева Л.А.Информационная сущность политической коммуникации: теоретико -методологические подходы исследования СМИ II Глобальный научный потенциал. 201б. № б (б3). С. 24-28.

7 Евдокимов В.А. Политическая коммуникация и масс-медиа в контексте глобализации. Омск: Изд-во ОмГА, 2012. 153 с.

9 Лисова С.Ю. Политические функции СМИ II Вестник Ивановского государственного энергетического университета. 2011. № 2. С. 122-126.

сительно небольшое число монографий -«СМИ в меняющейся России» (2010 г.)1, «Политическая функциональность современных СМИ» (2011 г.) А.А. Вилкова2, «Медиа-пространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов» (2013 г.)

о

И.М. Дзялошинского , «Политическая результативность деятельности печатных СМИ» (2013 г.)

С.Ф. Некрасова4 и др.

Исходя из проанализированных исследований, мы пришли к выводу, что осмысление особенностей функционирования средств массовой информации как института политической коммуникации происходило путем обращения к представлениям зарубежных авторов (К. Дойч, Р.Ж. Шварцен-берг, Л. Пай и многие др.), которые в двадцатом веке посвятили свои многочисленные труды становлению и развитию теоретических концепций средств массовой коммуникации. Используемый в большинстве работ исторический подход и ориентация на глубокую рефлексию позволили отечественным ученым подойти к эволюции базовых моделей политической коммуникации целостно, установить причинно-

следственные связи между явлениями информационного обмена в области политического, однако, с другой стороны — остаться в рамках сакраментального понимания СМИ как канала для передачи информации в однонаправленном порядке.

Вторая группа представлена исследованиями, в которых рефлексии подлежат технические аспекты передачи политической информации. В данном контексте особую важность приобретает то, при помощи каких каналов (цифровые средства массовой информации, социальные медиа) происходит функционирование политической

1 Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России. М.: Аспект Пресс, 2010. 336 с.

3 Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. 479 с.

4 Некрасов С.Ф. Политическая результативность

деятельности печатных СМИ. Новосибирск: Изд-во

Сиб. акад. гос. службы, 2013. 192 с.

коммуникации.

На протяжении последних нескольких лет отмечается экспонциальный рост интереса отечественных исследователей к вопросам трансформации политической коммуникации в интернете (Е.В. Бродовская5, Бронников6, Д.С. Голосманов7), формирования новых видов и форм политической коммуникации (О.Н. Морозова8, Т.С. Мельникова9), значению новых медиа в осуществлении политикой коммуникации (Д.Г. Балуев10, А.В. Са-верс11, П.Н. Карпов12).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отдельный ряд следует включить монографии, которые посвящены рассмотрению разнообразных граней политической коммуникации в сети интернет: «Сети в по-

6 Бронников И.А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. 2013. № 4. С. 66-88.

7 Голосманов Д.С. Интернет как среда политической коммуникации: перспективы и противоречия // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2012. № 2. С. 66-69.

8 Морозова О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы // Политическая лингвистика. 2011. № 1. С. 156-161.

9 Мельникова Т.С. Политические интернет-коммуникации в процессе формирования общественного мнения в современной России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. № 2. С. 214-216.

10 Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Журнал «Образовательные технологии и общество», № 2, т.16, 2013. С. 604-616.

11 Северс А.В. Методы использования социальных медиа в политических коммуникациях (на примере президентских выборов в США) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2015. № 1. С. 108-116.

12 Карпов П.Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2013. № 1. С. 137-149.

13 Михайлова О.В. Сети в политике и государственном управлении. М.: КДУ, 2013. 332 с.

14 Бронников И. А. Политическая коммуникация: состояние и перспективы: монография. М.: Институт деловой карьеры. Институт деловой карьеры Москва, 2013.

коммуникация в глобальном пространстве современного политического управления» (2015 г.) С.В. Володенкова1, «Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования» В. Соловья (2015 г.) и др.

Обобщая содержание проанализированных научных трудов, необходимо отметить, что теоретическими и методологическими предпосылками к осмыслению особенностей информационно-коммуникационной сторон политического процесса по-прежнему выступают работы зарубежных авторов двадцатого века, в которых политико-коммуникационный процесс мыслился как монологичная форма. Свойственная отечественным исследованиям ретроспективная проекция во многом предопределила направленность авторской мысли по отношению к новым формам политической коммуникации между государством и обществом в результате развития новых технологий коммуникации.

В качестве примера следует сослаться на новейшую монографию «Интернет-коммуникация в глобальном пространстве современного политического управления»2 (2015 г.) С.В. Володенкова. В данной работе автор подвергает критической рефлексии функциональные особенности средств массовой информации. С.В. Володенков рассматривает СМИ как инструмент формирования стереотипов, ведущих к искажению объективной политической действительности и направленных на поддержку существующего политического режима (У. Липпман), с другой — как информационный фильтр, пропускающий исключительно тот контент, который необходим для потребления индивидов, неспособных сделать собственный выбор (М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе). Согласно С.В. Воло-денкову, данная тенденция в отношении средств массовой информации особенно актуальна, учитывая высокий уровень информационной перегрузки. Информационные потоки, объемы которых находятся в состоянии имманентного приращения и характеризуются отсутствием определенной структуры, способст-

204 с.

1 Володенков С.В. Интернет-коммуникация в глобальном пространстве современного политического управлгния. Издательство «Проспект», 2015. 254 с.

2 Там же.

вуют тому, что они не упорядочиваются в сознании человека должным образом. В итоге — у людей складывается фрагментарная картина мира, которая соткана из множества смыслов, зачастую несвязанных друг с другом. В таких условиях возрастает роль СМИ в тиражировании доступной для аудитории информации, которая не требует анализа и глубоких размышлений.

Несмотря на тенденцию к оперированию отечественными политологами зарубежными концепциями, которые рассматриваются как основа для осмысления современных процессов и явлений, стоит выделить работы, авторы которых предпринимают попытки внести собственный вклад в вопрос определения содержания понятийно- категориального аппарата, концептуальных границ СМИ как института политической коммуникации в интернет-пространстве.

Учитывая высокий интерактивный потенциал политической интернет-коммуникации как социального феномена, И.А. Быков в диссертации «Сетевая политическая коммуникация в условиях трансформации общества» (2016 г.) вводит понятие «сетевая политическая коммуникация» и раскрывает его особенности с точки зрения разнообразных измерений. Главной особенностью сетевой политической коммуникации автор считает то, что она опирается на использование технологии веб 2.0, сетевые медиа и социальные сети, приводит к стиранию традиционных границ между межличностной, групповой и массовой ком-

муникациями .

Согласно И.А. Быкову, особое влияние на медиатизацию политического процесса оказывают социальные сети и интернет-технологии. Воздействие традиционных средств массовой информации — печати, радио и телевидения — значительно снизилось. Одновременно с этим развитие получили сетевые средства массовой информации, которые оказывают не меньшее влияние на сетевые политические коммуникации за счет таких особенностей, как доступность, оперативность, интерактивность, глобальность, избирательность и др.

Становление новой медийной ситуации, характеризующейся интенсивным развитием сетевых каналов коммуникации, обостряет научный интерес российских исследователей к проблеме новых медиа как каналов осуществления политической коммуникации. В исследовательском фокусе оказываются такие вопросы, как противостояние традиционных СМИ и сетевых каналов коммуникации, увеличение значения новых медиа в процессе интеракции между политическими акторами. Исследованию подлежит ряд тенденций и закономерностей, влияющие на определение места и роли социальных медиа в общественно-политической жизни. С целью более детального раскрытия данной проблематики вырабатываются новые подходы («инструментальный» подход, подход «внешней среды» и др.1), выявляются возможности использования социальных медиа участниками политического процесса, а также ставится вопрос о решающем значении новых медиа в политическом процессе.

В качестве примера сошлемся на труд «Абсолютное оружие…» В. Соловья (2015 г.). Автор обращается к изучению политико-пропагандистского потенциала цифровых каналов для отправки политически значимых сообщений. На примере конкретных ситуаций демонстрируется, какую роль играют социальные медиа во внешней и внутренней политике, в электоральной кампании в период войны, в революционной и протестной активностях.

Показательными примерами реализации возможностей цифровых каналов и интеграции традиционных и новых медиа в единое пропагандистское усилие считаются избирательные кампании Б. Обамы, проводимые в 2008 и 2012 гг. Ключевой предпосылкой для выбора интернета, как центральной площадки для продвижения кандидата, стал вывод штаба кампании о том, что поскольку основная часть избирателей сосредоточена в виртуальной среде, то именно данное медиа оптимально подходит для вовлечения потенциальных сторонников в кампанию. Среди первоочередных целей стратегии в Интернете были определены

1 Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования // Журнал «Образовательные технологии и общество», № 2, т.16, 2013. 604-616.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

следующие: «достижение доминирующего интернет-присутствия, организация эффективного фандраизинга, построение общения с избирателями на основе цифровых технологии. Для их достижения использовался весь спектр электронных коммуникации от YouTube и электронной почты до Facebook и блогов. Конечные результаты превзошли самые оптимистичные прогнозы»2. Деятельность по использованию новых медиа стала неотъемлемым элементом внутренней и внешней политики Соединенных Штатов.

С нашей точки зрения, изложенные положения имеют место быть в современном политическом процессе, поскольку новые медиа могут использоваться для распространения идей и ценностей широкой публике, обсуждения дискуссионных вопросов. Более того, присутствие политиков в сети имеет непосредственное отношение к стратегии собственного продвижения среди избирателей. Активное применение разнообразных технологий «превратили политику в медиапроцесс, одновременно стимулировав соответствующие изменения в коммуникации, органически сочетавшиеся с виртуализацией политического пространства, созданием гиперреальности и другими новейшими механизмами поддержания конкуренции за государственную власть. Так или иначе, но в складывающемся информационном обществе коммуникация оказалась важнейшим инструментом формирования и

самопрезентации политики» .

На наш взгляд, провести отличия между традиционными и новыми СМИ возможно, обратившись к модели коммуникативного акта Г. Ласуэлла. В соответствии с этой моделью, предметная область коммуникативных исследований может быть определена, если даны ответы на следующие вопросы: «Кто говорит — что — по какому каналу — кому — с каким эффектом»4. Модель раскрывает особенности структуры коммуникационного процесса и отдельных

2 Соловей В. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: Эксмо, 2015. 255 с.

3 Там же. С. 6.

4 Laswell H.D. Propaganda Technique in the World War. L., 1927. P. 37.

его элементов, включая этапы подготовки, трансляции информации и доведение данной информации до реципиента. Так как модель Г. Ласуэлла может быть пригодна для описания эволюционных изменений коммуникации между политическими акторами, возьмем её за основу, чтобы показать,

какие изменения произошли с каждым из представленных элементов. Сопоставление специфических особенностей СМИ как институтов политической коммуникации в период до и после появления сети интернет позволяет выделить следующие отличия (таблица 1).

Таблица 1 — Сопоставления традиционных и новых СМИ как институтов политической коммуникации

Модель Г. Ласуэлла Характеристики СМИ в период до появления интернета (до 1990 гг.) Характеристики СМИ в период после появления интернета (настоящее время)

Кто передает Средство массовой информации как институционализированная система (включает совокупность специалистов — главные редакторы, журналисты) обладает монополией на производство и распространение политически значимой информации. В создании и распространении политически значимых сообщений принимают участие различные субъекты: (политические акторы): традиционные средства массовой информации, новые средства массовой информации, блогеры, пользователи сети и др.

Что передает Периодическое обеспечение общества политически значимой информацией, представляющей широкий общественный интерес. Постоянное и/или непостоянное распространение политически значимых сообщений, которые отличаются по принципу качественного/ некачественного содержания контента.

По какому каналу Традиционные каналы: печатный носитель, радио, телевидение. Помимо традиционных каналов (печатный носитель, радио, телевидение) используется ряд технических средств (мобильный телефон, компьютер, планшет и др.), цифровые платформы (официальный сайт, социальные сети, блоги и т.п.).

Кому передает Большая, неоднородная и рассеянная в пространстве аудитория. Разделение аудитории по целевому принципу: массовая и персонифицированная.

С каким эффектом Выполнение СМИ ряда политических функций, которые сводятся к информированию, объяснению, воспитанию и др. Выполнение субъектами (политическими акторами) разнообразных политических функций, которые имеют отношение к информированию, объяснению, развлечению, дестабилизации и др.

Из представленной таблицы 1 следует, что средства массовой информации в классическом понимании представляют собой институализированную систему, предполагаю щую сбор, обработку и распространение политически значимой информации посредством печати, телевидения, радио на регу-

лярной основе. Отличительными чертами СМИ являются:

— периодическое обеспечение общества политически значимой информацией, представляющей широкий социальный интерес;

однонаправленность информацион-

ного потока, построенного по принципу мо-нологовой системы («один-ко-многим»);

— использование для трансляции сообщений массовой аудитории набор технических средств;

— включенность в редакцию специалистов, которые создают и распространяют информационные продукты (редакторы, журналисты и т.д.), а также вынуждены следовать определенному набору правил и норм (законодательные, морально-нравственные и т.п.).

Свойственный традиционным средствам массовой информации монологичный способ передачи информации оказывается неактуальным для новых средств массовой информации, которые функционируют в интернете.

Под новыми средствами массовой информации мы понимаем коммуникативную систему, обеспечивающую движение информационных потоков по цифровым каналам в рамках различных коммуникационных моделей («один-ко-многим» и/или «многие-ко -многим»). СМИ функционируют в интернете в разных форматах (информационное агентство, портал, официальные сайты традиционные СМИ), с другой стороны — интегрируют на своей основе дополнительные каналы, такие как социальные медиа.

Выделим ключевые характеристики, свойственные новым средствам массовой информации:

— новые средства массовой информации представляют собой самовопроизводя-щую систему с точки зрения создания и распространения контента, в котором могут принимать участие неограниченное количество пользователей (взаимодействие новых средств массовой информации с политическими акторами и др.);

в пределах новых средств массовой информации реализуется множество социальных связей, которые позволяют отметить свойственную данному типу коммуникации различные вариации моделей «многие-ко-многим» и/или «один-ко-многим»;

— использование для трансляции сообщений массовой аудитории как набора

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— включенность в процесс создания, обмена, потребления информацией определенного количества пользователей, которым свойственны соответствующие «образцы» поведения (создание, редактирование, комментирование материалов; добавление к текстам фото- и видеотэгов, обновляют статусы в социальных сетях, ставят «лайки», «репосты» и многое др.).

На основании проведенного исследования сделаем следующие выводы.

Во-первых, средства массовой информации находятся в условиях, для которых характерен высокий уровень оперативности в подаче информации, полилог, гетерогенная аудитория, вовлечение большого количества акторов в процесс создания и распространения контента, конкуренция с пользователями интернета и многое др. Вышеобозначенные факторы ставят средства массовой информации в ситуацию постоянного приспособления к меняющимся условиям медиасреды, касаемо того или иного уровня: технологический, институциональный, организационный и др.

Во-вторых, изменяющаяся система средств массовой информации создает новые условия для функционирования политической коммуникации. Появление цифровых каналов СМИ и новых медиа спровоцировало появление диалоговой системы, которая позволила: устанавливать политическим акторам обратную связь друг с другом; удовлетворять информационные потребности граждан в режиме реального времени; увеличивать эффективность политических кампаний; способствовать созданию и поддержанию положительного имиджа политического актора. Соответственно, обозначенные нами способы и технологии коммуникации являются отличными от предшествующих форм взаимодействия, поскольку обладают собственной сетевой логикой, а также возможностью создавать различные коммуникационные эффекты.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2. Белоусов, А.Б. Средства массовой информации в лоббистских коммуникациях // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2005. — № 6. — С. 258-280.

3. Бронников, И.А. Политическая коммуникация и современность // Юридические исследования. — 2013.- № 4.- С. 66-88.

6. Вартанова, Е.Л. СМИ в меняющейся России. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 336 с.

7. Васильева, Л.А. Информационная сущность политической коммуникации: теоретико — методологические подходы исследования СМИ // Глобальный научный потенциал. — 2016.

— № 6 (63). — С. 24-28.

11. Грачев, М.Н., Мадатов, А.С. Демократия: методология исследования, анализ перспектив. — М.: АЛКИГАММА, 2004. — 128 с.

13. Захарова, В.И. Средства массовой информации как медиатор между властью и обществом // Коммуникология. — 2014. — Т. 8. № 6. — С. 183-193.

14. Евдокимов, В.А. Политическая коммуникация и масс-медиа в контексте глобализации. — Омск: Изд-во ОмГА, 2012. — 153 с.

15. Карпов, П.Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2013. — № 1. — С. 137-149.

17. Мельникова, Т.С. Политические интернет-коммуникации в процессе формирования общественного мнения в современной России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2011. — № 2. — С. 214-216.

18. Михайлова, О.В. Сети в политике и государственном управлении. — М.: КДУ, 2013.

— 332 с.

19. Морозова, О.Н. Политическая интернет-коммуникация: ее роль, функции и формы // Политическая лингвистика. — 2011. — № 1. — С. 156-161.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Соловей, В. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипу-лирования. — М.: Эксмо, 2015. — 255 с.

Как правильно понять, кто твой основной потребитель? Как узнать, каким образом он воспринимает и откуда получает информацию? Как сориентироваться в море предложений рекламного рынка? Как оценить новые каналы коммуникации и технологии, как определить самые эффективные СМИ для рекламной кампании и разобраться в показателях медиапланов? Как выявить уровень предлагаемых СМИ дисконтов, бонусов и оптимизировать бюджет? Как определить креативные якоря рекламного сообщения? Иными словами — как сделать так, чтобы реклама работала? Именно для этого существует рекламное агентство.

При планировании рекламных кампаний важно учитывать все преимущества и недостатки тех или иных видов средств массовой информации. Любая рекламная кампания требует своего уникального подхода по комплексу характеристик, таких как:

  • категория рекламируемого продукта
  • цели РК (вывод на рынок нового бренда, формирование имиджа, стимулирование сбыта, расширение лояльной аудитории)
  • география охвата
  • целевая аудитория
  • бюджет РК

Для каждой рекламной кампании мы готовы разработать свою индивидуальную стратегию продвижения с максимальным охватом и эффективной частотой.

Реклама в прессе

Преимущества рекламы в прессе:

Реклама в прессе является важным действенным инструментом рекламной кампании, благодаря таким свойствам, как направленность на свою постоянную целевую аудиторию и качество визуального восприятия. Пресса является наиболее информативным средством из всех медианосителей, способным донести сложное сообщение и удержать внимание читателя, обладающим способностью не раздражать, не прерывать его чтение. Также важным свойством прессы является доступность в любое время и возможность повторного обращения. Реклама в глянцевых изданиях является наилучшим инструментом, работающим на имидж продукта и имеющим возможность охвата узкой целевой группы.

Наши возможности при размещении рекламы в прессе:

  • определение рейтинга изданий по NRS (TNS Russia)
  • планирование эффективных рекламных кампаний в центральной и региональной прессе
  • составление оптимальных медиапланов с определением наиболее подходящих по стоимости, тиражам и ЦА изданий
  • определение необходимого количества выходов и периода размещения
  • обеспечение наиболее выгодных условий размещения
  • определение необходимого формата сообщения
  • разработка пакетов размещения
  • обеспечение PR-поддержки (бонусные статьи, интервью, новостные материалы)
  • размещение рекламы в региональных изданиях с рубрикаторами, а также тематические издания или специальные приложения к популярным газетам и журналам.

Реклама на радио

Преимущества рекламы на радио:

  • самое мобильное СМИ
  • один из самых главных плюсов рекламы на радио — возможность быстро нарастить охват с оптимально эффективной частотой контакта
  • позволяет охватить уникальных потребителей, которые редко смотрят ТВ — это автомобилисты, отдыхающие, а также активная аудитория
  • невысокий входящий порог бюджета (в отличие от размещения рекламы на ТВ)
  • ненавязчивый источник информации, которая воспринимается в фоновом режиме, не прерывая текущих дел
  • подходит для проведения оперативных рекламных кампаний или промо-акций («специальное предложение», «открытие магазина» и т.п.)

Наши возможности при размещении на радио:

  • размещение рекламы на всех радиостанциях Санкт-Петербурга, Москвы и России (на государственных, сетевых, коммерческих, региональных радиостанциях)
  • выявление набора радиостанций, необходимого для покрытия региона и охвата целевой аудитории
  • определение оптимального количества выходов для решения рекламных задач клиента
  • рекомендации по использованию вида рекламы (прямая реклама или спонсорство на радио)
  • определение оптимального периода кампании
  • мы имеем выгодные условия на размещение рекламы на радио
  • анализ распределения аудитории в течение дня, пересечения аудиторий
  • создание радиороликов
  • подготовка медиаплана с максимально возможной детализацией — радиостанция, дата выхода, время выхода, стоимость, хронометраж ролика, ценовые условия

Баинг и размещение:

  • сотрудничество с крупнейшими селлерами радиорекламы, это значит, что стоимость рекламы на радио для Вас будет минимальной
  • отличные условия размещения рекламы на любых радиостанциях
  • прозрачные финансовые условия
  • гибкие условия сотрудничества

Отчетность:

  • независимый мониторинг рекламы TNS Russia
  • эфирные справки от радиостанций
  • анализ эффективности рекламы (охват, индекс соответствия целевой аудитории, стоимость контакта)

По охвату аудитории радио занимает второе место после ТВ, при этом эффективность воздействия радиоролика немногим меньше ТВ ролика. Радиостанции обладают большими возможностями по размещению локальных рекламных кампаний.

Реклама на телевидении

Используя многолетний опыт, мы обеспечим весь комплекс работ, необходимый для эффективной рекламной кампании:

  • определение и анализ целевой аудитории
  • разработка стратегии по продвижению товара или услуги
  • тактическое медиапланирование
  • анализ конкурентной рекламы
  • создание концепта и производство любых видеороликов
  • выбор телевизионных каналов для ТВ рекламы (Санкт-Петербург, Москва, федеральные каналы, регионы)
  • расчет необходимых медийных показателей (охват, частота и др.)
  • прогноз уровня знания и лояльности к марке после кампании

Нестандартное размещение в рамках стратегии коммуникации (спонсорство программ, продакт плейсмент, новостные сюжеты, создание специализированных программ, рубрик).

Тактическое планирование:

  • составление медиаплана с указанием точного времени выхода рекламы, программы, рекламного блока, прогнозируемого рейтинга, стоимости каждого выхода ролика

Баинг эфирного времени и размещение рекламы:

  • сотрудничество с крупнейшими селлерами, осуществляющими продажу ТВ рекламы, и, как следствие, конкурентоспособные условия размещения
  • прозрачные финансовые условия, гибкие условия сотрудничества (в итоге — лучшая стоимость ТВ рекламы).

Отчетность по размещению рекламы на ТВ:

  • предоставление эфирных справок от телевизионных каналов
  • предоставление данных независимого мониторинга TNS Russia

Приобретая полный комплекс рекламных услуг в одном агентстве, вы экономите деньги и сохраняете целостность концепции кампании. Необходимо учитывать тот факт, что эффективность рекламы на телевидении значительно возрастает, если одновременно и в едином информационном поле используются другие медиа: радио, пресса, наружная и другие виды носителей, а также различные акции, и конечно online-реклама (smm).

Новая версия поправок к закону о СМИ вводит понятие «сетевое издание» и снимает вопрос об обязательной регистрации блогов. Последний вариант законопроекта, разработка которого затянулась на 3 года, направлен на согласование в профильные ведомства.

Минкомсвязи подготовило проект поправок к закону «О средствах массовой информации». Документ разрабатывался около трех лет. Последняя версия выслана на согласование в профильные ведомства и имеется в распоряжении «Газеты.Ru». Документ содержит новые определения и технические поправки, касающиеся лицензирования. Министерство связи и массовых коммуникаций подтвердило «Газете.Ru» факт работы над законопроектом. Об отправленной на согласование версии поправок к закону о СМИ знают опрошенные юристы телекоммуникационных компаний.

Новый проект расширяет понятие «средство массовой информации»: кроме периодических печатных изданий, телеканалов, радио- и телепрограмм под определение подпадают электронные издания, в том числе сетевые, которые имеют постоянное название и установленную периодичность распространения или обновления.

Вводится и поясняется новое понятие «сетевое издание». Под ним «понимается сайт в сети интернет, зарегистрированный в качестве СМИ в соответствии с настоящим законом». В соответствие с этим внесены дополнения и в способы распространения изданий: разработчики законопроекта добавили «предоставление доступа к материалам и сообщениям в электронной форме путем подписки, рассылки, а также любым иным не запрещенным законом способом».

Кроме того, под формат СМИ подпадает «иная форма распространения массовой информации» с постоянным названием и периодичностью обновления.

Ранее в Совете федерации лоббировали принятие поправок, регламентирующих деятельность интернет-сайтов, в частности обязывающих регистрироваться как СМИ все интернет-сайты с аудиторией не менее 1000 посещений в день, в том числе блоги.

С инициативой выступал заместитель председателя объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений Владимир Слуцкер.

В действующем до сих пор «Законе о СМИ» 1991 года интернет-сайты попадали в разряд «иные издания». Это вызывало недопонимание по поводу того, могут ли они быть зарегистрированы как СМИ, также в отношении интернет-ресурсов существовали противоречия между отдельными статьями закона.

«Проект вносит поправки в понятийный аппарат — туда, где они должны быть», — считает партнер юридического бюро «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирина Тулубьева.

Юрист уверена, что внесение интернет-порталов в определение СМИ не приведет к обязательной регистрации интернет-ресурсов. «В таком случае все сайты, блоги, онлайн-дневники, ленты социальных сетей превратились бы в медианосители, а их владельцы несли бы ответственность за все, что они пишут в сети или, например, говорят в подкасте», — замечает она.

В Минкомсвязи подчеркивают, что «указанный законопроект помимо внесения некоторых изменений в определение СМИ отдельно оговаривает, что регистрация сетевого издания будет осуществляться исключительно на добровольной основе». «Обязательная регистрация интернет-сайтов в качестве сетевых изданий не предусмотрена», — уточнили в пресс-службе министерства. Сайты будут отвечать перед законом как СМИ только после регистрации, то есть подачи заявления и получения лицензии.

Минкомсвязи учло решение Верховного суда, в соответствии с которым незарегистрированные интернет-СМИ не должны привлекаться к ответственности за распространение информации. Позиция суда изложена в апрельском проекте постановления о практике применения судами закона «О СМИ». В нем же, в частности, указывается, что комментарии читателей в интернет-СМИ должны редактироваться при возникновении претензий со стороны Роскомнадзора «или заинтересованных лиц».

Если по решению владельца сайт не стал официальным СМИ, это «просто интернет-портал: он будет нести ответственность по общегражданскому законодательству, то есть все равно отвечать за неправомерное использование авторских прав, призыв к межнациональной розни, свержению существующего строя, за унижение чести и достоинства и т. д.», добавляет Тулубьева.

Предыдущий проект о внесении изменений в Закон о СМИ был разработан еще в 2008 году. Этот вариант законопроекта Госдума одобрила в первом чтении 25 апреля 2008 года. Но президент Дмитрий Медведев предложил Госдуме снять с рассмотрения законопроект. В заключении президента говорилось, что «положения законопроекта могут привести исключительно к созданию препятствий для нормального функционирования средств массовой информации».

Претензии президента вызвала поправка, внесенная депутатом от «Единой России» Робертом Шлегелем, которая касалась в основном статьи 4 (Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации). Шлегель предложил расширить статью и ввести запрет на распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.

Согласно предложенным изменениям, Россвязьохранкультуры фактически получило бы право через суд закрывать СМИ за клевету после вынесения трех предупреждений. Как отметил тогда Борис Грызлов, депутаты решили отказаться от поддержки поправки Шлегеля в пользу более глобального пересмотра закона о СМИ.

Крупнейшая российская социальная сеть «ВКонтакте» включена в реестр Роскомнадзора. На очереди «Яндекс», Rambler&Co, Mail.ru. Согласно нашумевшему «закону о блогерах», все владельцы интернет-страниц с посещаемостью более трех тысяч уникальных пользователей в день отныне обязаны выполнять ряд требований, которые ранее предъявлялись только к СМИ.

Социальный ресурс «ВКонтакте» включен в реестр Роскомнадзора как «организатор распространения информации», передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на заявление пресс-секретаря ведомства Вадима Ампелонского. По его словам, реестр был сформирован в рамках «закона о блогерах».

Сайт vk.com значится в реестре под номером 4-PP, дата его внесения — 4 сентября 2014 года.

Теперь социальная сеть подпадает под действие закона 97-ФЗ, который обязывает в течении полугода хранить на территории РФ и предоставлять компетентным органам всю информацию о пользователях, их действиях и взаимодействии, в том числе и во внепубличной плоскости.

Заместитель руководителя Роскомнадзора Максим Ксензов в своем аккаунте в Twitter сообщил, что в перечень будут включены и зарубежные ресурсы. «ВКонтакте», сервисы «Яндекс» и Mail, «Рамблер». В этот реестр будут внесены также и иностранные платформы, без исключения!» — говорится в записи.

Rambler&Co получил уведомление от Роскомнадзора по включению медиахолдинга и его продуктов в реестр Роскомнадзора. Об этом «Газете.Ru» сообщил директор по внешним коммуникациям интернет-компании Матвей Алексеев. По его словам, на данным момент медиахолдинг не включен в реестр, ведутся переговоры с Роскомнадзором. «Rambler&Co получил уведомление 3 сентября, но процесс включения в реестр осложняется бюрократической процедурой.

Как организатор распространения информации, медиахолдинг должен иметь учетную запись на портале госуслуг, но, так как в Rambler&Co входит большое количество проектов, то, исходя из процедуры, потребуется определенное время для подачи данных в Роскомнадзор о каждом проекте», — пояснил Алексеев.

«Мы действительно получили от Роскомнадзора такое требование», — подтвердили «Газете.Ru» в пресс-службе «Яндекса». «Включение в реестр распространителей информации означает исключительно то, что Роскомнадзор по просьбе правоохранительных органов запросил у «Яндекса» контактные данные для связи по вопросам работы наших коммуникационных сервисов, таких как электронная почта или «Мой круг», — рассказал представитель компании. — Включение в реестр само по себе не создает никаких дополнительных рисков для бизнеса компаний, так как это включение не связано с иными обязанностями организатора, которые возникли у нас в силу принятия закона, например хранения определенной информации о пользователях в течение шести месяцев».

Напомним, с 1 августа вступил в силу закон нашумевший «закон о блогерах».

Согласно ему, все владельцы интернет-страниц с посещаемостью более 3 тыс. уникальных пользователей в день обязаны выполнять ряд требований, которые ранее предъявлялись только к СМИ.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №97-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» 5 мая 2014 года. Инициаторами принятия документа выступили депутаты Алексей Митрофанов, Андрей Луговой и Вадим Деньгин.

Закон входит в так называемый антитеррористический пакет, внесенный в Госдуму после терактов в Волгограде, вместе с ним были наложены ограничения на анонимные платежи и приняты поправки о расширении полномочий ФСБ.

Отныне сайты «организаторов распространения информации» обязаны установить оборудование и ПО, с помощью которого ФСБ сможет в автоматическом режиме получать информацию о действиях пользователей этих сайтов. По такой схеме работает СОРМ — система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, оборудование для которой установлено у всех российских операторов связи.

С 1 августа все владельцы популярных блогов должны внести свои данные в реестр самостоятельно или же дождаться сообщения Роскомнадзора с требованием о представлении необходимой информации.

К тем блогерам, которые не отреагируют на письмо Роскомнадзора в течение десяти дней, будет применена административная ответственность в виде штрафов (от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для физических лиц, от 10 тыс. до 50 тыс. — для юридических, а для злостных нарушителей — штраф 500 тыс. руб. либо остановка работы блога на 30 суток).

В реестре уже находятся страницы Виктора Шендеровича и Андрея Илларионова на сайте «Эха Москвы», аккаунты министра связи Николая Никифорова в Twitter и Instagram, страницы в Twitter, Instagram и «ВКонтакте» депутата Госдумы Марии Кожевниковой, аккаунт в Twitter исполнительного директора медиахолдинга «Ньюс Медиа» Ашота Габрелянова, аккаунт в Facebook директора LiveInternet Германа Клименко, страница в LiveJournal гендиректора «Вымпелкома» Михаила Слободина, страница в Facebook директора по внешним коммуникациям интернет-холдинга Rambler&Co Матвея Алексеева, а также аккаунт самого Роскомнадзора в Twitter.

Впрочем, в Роскомнадзоре заявляют, что не планируют проверять всех блогеров поголовно, ведомство будет работать выборочно, проводя проверки только в случае необходимости.

Созданная в 2006 году социальная сеть «ВКонтакте» на сегодня является вторым по популярности сайтом на территории России и Украины. Месячная аудитория сети составляет 31,5 млн человек.