Инвентаризация расчетов с контрагентами
Инвентаризация расчетов с контрагентами
Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»
Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.
Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Указания).
Согласно п. 1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы — к финансовым обязательствам.
Инвентаризация проводится путем проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Согласно п. 3.44 Методических указаний инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты счета:
— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
— 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
— 75 «Расчеты с учредителями»;
— 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
— 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Документальное оформление инвентаризации
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).
Результаты инвентаризации оформляются документально.
Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.
Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).
Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями
Инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами подразумевает проверку обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
Достоверно оценить правильность отражения сумм задолженности помогает сверка расчетов с названными лицами.
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами.
Акт сверки взаиморасчетов
Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.
Акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами. Если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность оплатить долг.
Акт сверки служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности.
Акт сверки необходим также при обращении организации в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.
Форму акта сверки взаиморасчетов организации разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2).
При оформлении акта сверки, рекомендуем использовать следующие положения по его заполнению:
— в начале документа по центру следует написать наименование документа акт сверки, под ним перечислите наименования сторон;
— нужно указать договор или договоры между организациями, по которому составлен акт сверки расчетов. Претензии могут рассматриваться только в рамках действующих договоров;
— в табличной части для каждой из сторон-контрагентов должно быть отведено собственное поле для заполнения данных по общим позициям. Представьте ссылки на первичные документы (накладные, акты приема-передачи результатов выполненных работ/оказанных услуг, платежные поручения, кассовые ордера и т.д.). В конце таблицы подводят итоги по данным каждой из сторон для определения наличия или отсутствия задолженности, которая будет определена после сверки расчетов;
— в конце документа указывается итоговая сумма задолженности (конечное сальдо в денежном выражении) по результатам взаиморасчетов между организациями, по данным каждой из сторон-контрагентов. Определяется место для подписи сторон и Ф.И.О. уполномоченных лиц, подписавших акт. Он может быть подписан в качестве уполномоченных лиц единоличным исполнительным органом организации (генеральным директором, директором, президентом и т.д.) либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности.
Чтобы акт сверки стал правомерным, он должен быть подписан с обеих сторон уполномоченными лицами.
Основной частью акта сверки, которая несет в себе информацию о проведенных контрагентами хозяйственных операциях, является табличная часть, которая состоит из двух частей. В левой отражаются, как правило, факты хозяйственной деятельности организации — составителя документа. Она включает четыре столбца. В первом из них указывается порядковый номер записи, во втором — краткое содержание хозяйственной операции, в третьем и четвертом — ее денежное выражение по дебету или кредиту. Правая часть таблицы остается незаполненной; данные туда записываются контрагентом при проведении им сверки.
Таким образом, в рассматриваемый акт вносятся в хронологическом порядке записи обо всех проведенных организацией с участием конкретного контрагента операциях за определенный период. После чего подсчитываются обороты по дебету и кредиту и определяется конечное сальдо на нужную дату.
Если проблем и ошибок не возникло, то суммы, полученные после заполнения первой и второй вкладки, будут выглядеть зеркально в таблице.
Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка.
Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные.
Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте.
После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.
Исправление ошибок
В случае выявления несоответствий, образовавшихся в результате ошибочных действий бухгалтера, в учете должны быть составлены корректировочные записи в порядке, установленном п. 5 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
Так, например ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
Инвентаризационные разницы, выявленные в ходе инвентаризации, могут быть отражены следующим образом.
Дебет |
Кредит |
|
Исправлена ошибка, выявленная в результате инвентаризации расчетов с поставщиками, выразившаяся в неполном отражении в учете стоимости приобретенных товаров |
||
Списана кредиторская задолженность перед поставщиком (покупателем), по которой истек срок исковой давности |
60 (62, 76) |
|
Списана дебиторская задолженность перед поставщиком (покупателем), по которой истек срок исковой давности |
60 (62, 76) |
|
Сумма списанной дебиторской задолженности учтена за балансом |
Инвентаризация резервов по сомнительным долгам
Создавать резервы по сомнительным долгам организация обязана по всей «дебиторке», в том числе по задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам, задолженности работников и третьих лиц по предоставленным им займам.
Резерв создается в случае признания задолженности сомнительной.
Критерии, при наступлении которых задолженность считается сомнительной, устанавливаются предприятием самостоятельно (отражаются в учетной политике). Бухгалтер, который ведет счета учета расчетов, должен четко знать данные критерии и своевременно создавать резервы.
Если дебиторская задолженность отвечает понятию «сомнительная», бухгалтером должна оцениваться вероятность погашения долга и в соответствии с оценкой определяться величина резерва — чем выше эта вероятность, тем меньше размер резерва по сомнительному долгу, и наоборот — чем ниже вероятность того, что должник вернет долг, тем больше размер резерва.
Таким образом, в ходе инвентаризации резервов по сомнительным долгам инвентаризационной комиссией анализируется каждая сумма, отраженная на счете 63 на предмет соответствия ее утвержденным критериям и на ее соразмерность.
Отметим, что суммы резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года (по результатам инвентаризации) учитываются способом, принятым в организации:
— либо с присоединением неизрасходованных сумм резерва (созданного годом раньше) к финансовым результатам и одновременным созданием нового резерва (этот способ учета прямо предусмотрен п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ);
— либо с пересмотром величины резерва, то есть с проверкой обоснованности сумм, которые числятся на счете 63, а при необходимости — с осуществлением соответствующих корректировок (данный способ продиктован нормами ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Пример
На конец года в учете организации числилась неизрасходованная сумма резерва по сомнительному долгу — 500 000 руб. В ходе инвентаризации было установлено, что вероятность погашения долга снизилась, поэтому указанный резерв было решено увеличить до 700 000 руб.
Для проведения инвентаризации расчетов с контрагентами в программе используется документ «Акт инвентаризации расчетов» (рис. 1 — 4):
- Раздел: Продажи – Акты инвентаризации расчетов (или раздел: Покупки – Акты инвентаризации расчетов).
- Кнопка «Создать».
- На закладке «Счета расчетов» проверьте и при необходимости откорректируйте список счетов бухгалтерского учета, по которым производится инвентаризация расчетов с контрагентами (рис. 1).
- По кнопке «Заполнить» в шапке документа в табличную часть документа на закладках «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность» будет подобрана информация по соответствующей (дебиторской / кредиторской) задолженности (контрагент, бухгалтерский счет учета расчетов, сумма) на дату проведения документа (рис. 2). Если воспользоваться кнопкой «Заполнить» на соответствующей закладке, то информация будет заполнена только на этой закладке. В колонке «Не подтверждено» укажите сумму задолженности, по которой отсутствует документальное подтверждение. В колонке «В т.ч. истек срок давности» укажите сумму задолженности, по которой истек срок исковой давности.
- На закладке «Проведение инвентаризации» (рис. 3):
- в полях «Период с» и «по» установите сроки проведения инвентаризации;
- в полях «Документ», «№» и «от» выберите один из вариантов документа («Приказ», «Постановление» или «Распоряжение») и укажите его номер и дату;
- в поле «Причина» укажите причину проведения инвентаризации расчетов.
- На закладке «Инвентаризационная комиссия» (рис. 4):
- по кнопке «Добавить» выберите членов комиссии;
- в колонке «Председатель» отметьте флажком председателя комиссии.
- Кнопка «Провести». Документ не формирует проводок.
- Для вывода на печать приказа о проведении инвентаризации (ИНВ-22) и акта инвентаризации расчетов (ИНВ-17) используйте кнопку «Печать».
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Унифицированная форма ИНВ-17 “Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями” + образец
Форма ИНВ-17 – это акт «описи», использующийся для показания информации об операциях с поставщиками или другими лицами. К данному документу прилагается справка-приложение, она и является основой для оформления акта описи ИНВ-17. Вы можете скачать пример бланка ИНВ-17, справки и всевозможные приложения.
Заполнение данной документации осуществляется специальной комиссией по инвентаризации. Данная комиссия реализуется на основе приказа, который составляется по форме ИНВ-22.
В результате осуществляется заполнение 2-х копий акта. Первый бланк передается главному бухгалтеру, второй остается.
Во время «описи» задолженностей (дебиторская и кредиторская) нужно осуществить проверочный анализ по операциям с персоналом, фондами, поставщиками и покупателями, в общем, со всеми участниками.
Чтобы максимально точно отразить информацию по операциям с поставщиками и другими лицами используется специальная форма ИНВ-17.
Прежде чем заполнить акт ИНВ-17 необходимо произвести оформление справку-приложение. Его можно найти у нас.
Этот документ содержит необходимую информацию по кредиторам и другим лицам, а также имеются их контакты. Помимо этого, в справке-приложении имеется информацию о причине долга, дате, количестве, документация, по которой она появилась.
Только по окончании заполнения приложения к форме ИНВ-17 производится оформление акта «описи» операций с поставщиками и другими лицами. Данные приложения и акт Вы найдете у нас.
Акт инвентаризации расчетов с поставщиками и покупателями. Процесс заполнения бланка
|
Только по завершениизаполнения приложения к форме ИНВ-17 производится оформление акта «описи» операций с поставщиками и другими лицами. Информация фиксируется отдельно:
- По дебиторам.
- По кредиторам.
1-ая страница, здесь указывается информация о дебитор-задолженности:
- Название дебитора.
- Номерной знак счета учетных операций с ним.
- Общий баланс для этого дебитора – графа 3.
- Удостоверенное количество задолженности в четвертой графе.
- Неудостоверенное количество задолженности в пятой графе.
- Количество финансов, у которых истек срок давности в шестой графе.
Если дебиторов несколько, то осуществляется заполнение на каждой строке, где далее подытоживаются итоговое количество.
Вторая страница:
- Заполнение информации производится точно так же, как и в первой – только по кредиторской задолженности.
По окончанию заполнения комиссия заверяет своими подписями акт.Вы можете скачать примеры заполнения формы ИНВ-17, его приложений у нас.
Добавить комментарий