Инвентаризация выбросов

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и их источников — систематизация сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов. Результатом проведенной инвентаризации является отчет по инвентаризации, утвержденный руководителем предприятия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Следует отметить, что инвентаризация ВЗВ является одним из этапов разработки и согласования проекта ПДВ.

Инвентаризация проводится как инструментальным (замеры показателей выбросов от стационарных источников выбросов), так и расчетным методом — для неорганизованных источников выбросов либо для тех организованных источников, инструментальный замер от которых проводить нецелесообразно либо невозможно.

Внимание. С 26 апреля 2019 вступили в силу новые требования по инвентаризации выбросов (Приказ Минприроды России от 07.08.2018 № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки»).

Срок действия результатов инвентаризации выбросов

Пункт 1.7 Инструкции 1991 года предусматривал, что «инвентаризация должна проводиться периодически, один раз в пять лет. В случае реконструкции и изменения технологии производства предприятие производит уточнение данных проведенной ранее инвентаризации». С 1 января 2015 года периодичность инвентаризации определяется согласно Закону № 96-ФЗ

Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает необходимость периодического проведения инвентаризации, вводя при этом понятие «корректировка данных инвентаризации». Указанное, по мнению Центра правовой экологии, может означать следующее:

  • законодатель решил уйти от обязания хозяйствующих субъектов периодически проводить инвентаризацию стационарных источников и выбросов от стационарных источников выбросов, предусмотрев лишь основания для корректировки данных инвентаризации,

  • или законодатель решил на уровне Закона № 96-ФЗ прописать основания для «внеочередной» корректировки данных инвентаризации, оставив установление периодичности «плановой» инвентаризации на усмотрение Минприроды России (посредством введения соответствующих положений в Порядок инвентаризации)

Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов), а именно:

1. не были учтены все источники выброса ЗВ в атмосферу;

2. не были учтены все загрязняющие вещества в выбросах источников;

3. не были учтены все режимы работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

4. на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Этапы проведения инвентаризации

1. Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

2. Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

3. Кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферы (ИЗА);

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия.

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 — цех N 1, источник N 1);

4. Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

5. Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферу;

6. Определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Данная процедура также именуется как замеры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

7. Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать нестационарность выбросов, возможную годовую изменчивость выбросов и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения — летний период и т.д.

Содержание отчета по инвентаризации

Отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия должен включать следующие разделы:

1. Титульный лист

2. Сведения о разработчике и список исполнителей

3. Содержание, введение

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ

5. Описание проведенных работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчетного определения выбросов ЗВ

6. Карта-схема территории объекта ОНВ (в масштабе) с ИЗАВ

7. Характеристики ИЗАВ, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая:

7.1. Источники выделения загрязняющих веществ

7.2. Источники выбросов загрязняющих веществ

7.3. Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации

7.4. Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация (в целом по объекту ОНВ)

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчетными (балансовыми) методами, включающие, при необходимости, данные о расходах и составах сырья и топлива

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчетов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ и параметров газовоздушной смеси, расчетов показателей выбросов на основе значений, полученных в результате измерений

10. Документирование характеристик нестационарности выбросов

11. Копия аттестата аккредитации привлекаемой аналитической лаборатории с приложением области аккредитации, копии материалов, использованных в ходе инвентаризации выбросов и составления отчета

12. Иные материалы, которые разработчик считает необходимым приложить

Мы поможем вам провести инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ (ВЗВ) в атмосферу и их источников в Москве, Московской области и Казани. Ждем вашего звонка.

Вопрос:

Помогите, пожалуйста, разобраться со смыслом п. 1, ст. 22, 96-ФЗ:
«Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.»

Вопрос следующий: при осуществлении ПЭК формируется отчет. Помимо отчета по ПЭК, получается, каждый год необходимо формировать отчет по инвентаризации? И утверждать этот отчет каждый год?
Почему эта статья является основой для проведения инвентаризации выбросов, когда здесь говорится о проведении ПЭК и о том, что ПЭК подразумевает собой также проведение инвентаризации выбросов.

— Реклама —

Ответ:

1. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об охране атмосферного воздуха»: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения».

Правила проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определены «Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (утверждены Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352).

В «Порядке…» говорится:

«2. Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух…

3. При проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные ИЗАВ, устанавливаются их характеристики, а также определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных источников выбросов, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) или находятся на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, систематизируются и документируются полученные результаты».

Далее:

«32. По результатам инвентаризации выбросов составляется отчет, содержащий данные инвентаризации и утверждаемый хозяйствующим субъектом, осуществляющим хозяйственную или иную деятельность на объекте ОНВ с указанием даты утверждения. Рекомендуемый образец структуры отчета по инвентаризации выбросов приведен в приложении № 4 к настоящему Порядку».

Вот с этим отчетом, видимо, у Вас и возникла путаница. В данном контексте «Отчет по инвентаризации» — это том, где собраны все данные о стационарных источниках и выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предприятием. Он и является результатом инвентаризации: составляется согласно «Порядку…», утверждается руководителем предприятия (не согласуется с госорганами) и хранится на предприятии постоянно. При сохранении актуальности данных, ежегодная или прочая корректировка «Отчета об инвентаризации» не требуется.

«42. Корректировка данных инвентаризации выбросов объекта ОНВ осуществляется в следующих случаях:

— изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ;

-изменение объемов производства;

— замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов;

— выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ;

— изменение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов;

— реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов.

43. В случае изменения объема и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утвержденной инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешенным выбросам).

44. При возникновении обстоятельств, указанных в пунктах 42 и 43 настоящего Порядка, хозяйствующий субъект вправе принять решение и провести новую инвентаризацию выбросов».

2. ПЭК и ЕЖЕГОДНЫЙ ОТЧЕТ ПО ПЭК

Согласно п. 1 Приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»:

«1. Программа производственного экологического контроля (далее — Программа) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (далее — объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду».

Далее:

«4. Раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников» должен содержать:

сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, ее последней корректировке;

показатель суммарной массы выбросов отдельно по каждому загрязняющему веществу по каждому источнику и по объекту в целом, в том числе с указанием загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте (далее — маркерные вещества);

сроки проведения инвентаризации выбросов и их стационарных источников, корректировки ее данных».

То есть в ПЭК вы описываете (дублируете при наличии актуальной инвентаризации), когда и как была проведена инвентаризация выбросов, ее результаты (суммарные массы выбросов по каждому из веществ, по предприятиюв целом и проч).

ПЭК, также как и инвентаризация выбросов не нуждается в изменениях, если данные, отраженные в нем остаются актуальными из года в год.

Но, также Согласно п. 1 Приложения 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»:

«В случаях изменения

технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья,

приводящих к изменениям характера, вида оказываемого объектом негативного

воздействия на окружающую среду, а также изменению объемов выбросов, сбросов

загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный

предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня

указанных изменений».

Далее, в Приложении 2 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии

РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 «Об утверждении требований к содержанию программы

производственного экологического контроля, порядка и сроков представления

отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического

контроля» оговаривается необходимость представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического

контроля, его порядок и сроки:

«1. Отчет об организации и о результатах осуществления

производственного экологического контроля (далее — Отчет) представляется

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими

хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий

(далее — объекты), ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие

деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному

государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган

исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий

региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления

деятельности.

3. Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, указанный в пункте 2 настоящего Порядка, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

4. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»

5. Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем».

Вот этот Отчет (по ПЭК) является ежегодным, имеет не очень объемную структуру.

Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14 июня

2018 г. N 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах

осуществления производственного экологического контроля».

Также существуют Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16 октября 2018 г. N 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»), где можно подробно узнать о нюансах заполнения ежегодного отчета.

В статье рассмотрим Порядок проведения инвентаризации стацио­нарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденный Приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (вступит в силу 26.04.2019; далее — Порядок, Приказ).

Приказом установлено, что документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденная до вступления в силу Приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.

В случае если на действующем объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отсутствует утвержденная документация по инвентаризации выбросов, она должна быть оформлена в соответствии с требованиями Порядка и утверждена не позднее двух лет со дня вступления в силу Приказа, т.е. к 26.04.2021.

На новых объектах, оказывающих НВОС, инвентаризация выбросов проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Корректировка данных инвентаризации выбросов проводится не позднее одного года со дня возникновения обстоятельств, предусматривающих необходимость корректировки.

При этом проводить инвентаризацию заново не нужно; сведения, необходимые для корректировки, готовятся в соответствии с Порядком и вносятся в имеющийся отчет о результатах инвентаризации выбросов, также в отчете указываются причины корректировки, а на его титульном листе — дата корректировки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Привычное нам требование о проведении инвентаризации раз в 5 лет, которое содержится в используемой сегодня Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (утв. Госкомприроды СССР, 1991; далее — Инструкция) отсутствует. И вообще, какая-либо периодичность новым Порядком не установлена. Тем не менее по тексту документа встречается упоминание «следующей инвентаризации».

Полагаем, предприятиям, имеющим действующую инвентаризацию, нужно будет только корректировать ее в установленных случаях. Следовательно, разработке природоохранных документов предприятиям можно будет использовать результаты инвентаризации, действующей на момент вступления в силу Порядка, с учетом внесенных в нее корректировок.

КОРРЕКТИРОВКА ДАННЫХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Установленные случаи корректировки данных инвентаризации выбросов соответствуют требованиям ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», добавлен только случай изменения объемов производства. Насколько сильно должны измениться объемы производства, чтобы возникла необходимость в корректировке данных инвентаризации, не установлено. Видимо, здесь придется руководствоваться здравым смыслом.

Вместе с тем подобная грань установлена для корректировки данных инвентаризации в следующих случаях:

• изменение объема и (или) массы выбросов при замене технологического оборудования, сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов;

• выявление несоответствия между показателями выбросов, полученными по результатам производственного экологического контроля или в ходе проверки, и данными последней утвержденной инвентаризации выбросов.

Так, если фактические выбросы конкретного источника по конкретному веществу превышают более чем на 25 % максимальные разовые выбросы или более чем на 10 % суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов (технологическим нормативам, предельно допустимым, временно согласованным или временно разрешенным выбросам), данные инвентаризации подлежат корректировке. В этом случае необходима также подготовка предложений для разработки новых нормативов выбросов.

Периодичность проведения инвентаризации выбросов новым Порядком не установлена.

Поскольку основание «изменение объемов производства» законом не преду­смотрено (здесь можно утверждать о недопустимости выставления подзаконным актом нового требования), полагаем, что проводить корректировку данных инвентаризации следует в том случае, если изменение объемов производства привело к изменению состава, объема или массы выбросов и в таких же коли­чествах, как изложено выше.

Если в период действия утвержденной инвентаризации выбросов приняты новые инструментальные или расчетные методики определения выбросов, то они используются для расчета выбросов при проведении очередной корректировки.

РЕШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для целей проведения инвентаризации выбросов или ее корректировки на пред­приятии издается решение, в котором определяются сроки проведения инвен­таризации и назначается ответственное за ее проведение лицо.

Хозяйствующий субъект определяет место хранения (хранилище, архив), а также назначает должностное лицо, ответственное за хранение данных инвентаризации выбросов. Данные инвентаризации выбросов подлежат постоянному хранению в бумажном и электронном виде.

ИЗМЕРЕНИЯ И РАСЧЕТЫ В РАМКАХ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Подход к измерениям, расчетам и оформлению данных инвентаризации природопользователям уже знаком. Он изложен в Методическом пособии по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб: ОАО «НИИ Атмосфера», 2012), которым руководствовались и до выхода Приказа, т.к. действующая Инструкция не только устаревшая, но и неподробная (содержит детальное описание только в части заполнения бланков инвентаризации).

Вместо привычной нам аббревиатуры ИЗА (источник загрязнения атмосферы) в новом Порядке используется аббревиатура ИЗАВ (источники загрязнения атмосферного воздуха).

Порядком смягчаются требования о проведении инструментальных замеров:

Инструкция

При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действу­ющими стандартами и рекомендованными методиками, согласованными с Госкомприродой СССР. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик, согласованных с Госкомприродой СССР.

Природоохранная прокуратура разъясняет изменения
в порядок инвентаризации выбросов в атмосферный воздух
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу является документом, в котором систематизированы сведения об эксплуатируемых предприятием источниках выбросов, их количестве и расположении на территории предприятия, а также количестве и составе выбрасываемых в воздух загрязняющих веществ.
Источник выбросов – это сооружения, технические устройства, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества. Источники выбросов подразделяются на стационарные и передвижные.
К стационарным источникам выбросов относят такие источники, местоположение которых определено с применением единой государственной системы координат или которые могут быть перемещены посредством передвижного источника. При этом, передвижной источник — транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.
«Порядок проведения инвентаризации стационарных источников выбросов» утвержден приказом Минприроды России от 07.08.2018 № 352 (далее – Порядок).
С 1 ноября 2019 года в законную силу вступают изменения в статью 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, в соответствии с которыми на предприятия вновь возлагается обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ не только от стационарных источников загрязнения, но также и от передвижных источников.
Ранее федеральное законодательство уже налагало на предприятия обязанность по проведению инвентаризации с учётом выбросов от передвижных источников загрязнения.
При проведении инвентаризации источников выбросов на предприятии можно руководствоваться также «Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», разработанным ОАО «НИИ Атмосфера» в 2012 году, которые рекомендованы к использованию письмом Минприроды России от 29.03.2012 № 05-12-47/4521.
Указанное выше пособие содержит подробные рекомендации к проведению инвентаризации выбросов как стационарных, так и передвижных источников выбросов.
В настоящее время Минприроды России осуществляет подготовку проекта изменений в утвержденный Порядок.
Вышеуказанные изменения законодательства требуют проведения предприятиями, эксплуатирующими источники выбросов вредных веществ в атмосферных воздух, корректировки данных инвентаризации выбросов.