Использованием программно аппаратных средств электронной площадки
Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
Подробности Обновлено: 12.01.2020 10:18
{Комментарий преподавателя}
{Введение: Для участия в аукционе поставщику необходимо подать заявку. Как это сделать и каков состав заявки — на эти вопросы отвечает данная статья.}
1. Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
{Вышеуказанная часть ограничивает подачу заявок на электронный аукцион только теми лицами, которые уже зарегистрировались ЕИС и получили аккредитацию на данной электронной площадке}
2. Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
{Зачем две части? Принцип разделения заявки на несколько частей состоит в том, чтобы Заказчик, получая первую часть заявки — не видел кто является Участником составившим эту заявку, так как в первой части не указывается наименование Поставщика, что в свою очередь затрудняет совершение коррупционный действий (например Заказчик не может предупредить «своего» Участника о том, кто против него играет).}
3. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
{Идет перечисление информации, которую должен указать Участник в своей первой части заявки.} {Необходимо отметить, что не все пункты всегда требует Заказчик:} {Например: для закупки услуг при которых не используется никакой товар (закупка услуг по мытью полов) — достаточно только согласия (дается путем нажатия соответствующей кнопки на ЭТП при подаче заявки), а вот при закупке товара зачастую еще понадобиться указывать товарный знак, конкретные показатели товара и страну происхождения товара.}
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
{Данное согласие дается автоматически путем нажатия необходимой кнопки интерфейса электронной площадки при подаче заявки.}
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
{Этот пункт и подпункты включаются Заказчиком в требования к составу первой части в аукционной документации только когда закупаем товар (например: принтер) или услугу, работу в которой будет поставляться товар (например: строительные работы).}
а) наименование страны происхождения товара;
{Тут необходимо отметить, что наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира.}
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
{Для понимания фразы «конкретные показатели» давайте вспомним ст. 33 «Правила описания объекта закупки» часть 2 которая гласит о том, что при составлении технического задания Заказчику необходимо указывать максимальные и минимальные значения параметров при описании закупаемого товара или товара который будет использоваться при выполнении / оказании закупаемых работ / услуг. Например мы в техническом задании указали «Ширина рулона обоев: не менее 1 метра и не более 1 метр 20 см» — то в данном случае поставщик нам укажет в первой части заявке какой то конкретный параметр. Например: ширина рулона обоев 1 метр 15 см.} {Товарный знак указывается Участником только при наличии. Далеко не все реализуемые товары имеют товарный знак.} {Информация п/п «б» указывается Участником в первой части заявки когда в документации не указан товарный знак или поставщик предлагает к поставке / использованию товар с другим товарным знаком.}
3.1. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
4. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.
{Это не более чем разрешение Поставщику на включение в состав заявки фотографий предлагаемого товара и т.д.}
5. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
{Далее идет перечисление требуемых документов и информации во второй части заявки. Опять же отмечаем, что не все документы всегда требуются Заказчиком, например если мы проводим закупку лицензионных работ, тогда требуем наличие лицензии в п 2 обсуждаемой части. Другой пример: Если проводим закупку с использованием Статья 30. «Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках» и устанавливаем ограничение на участие в данной закупке только СМП, СОНКО — тогда соответственно и требуем декларацию согласно п. 7 данной части.}
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
{п.1 перечисляет стандартные данные, зачастую автоматически указываемые площадкой + дополнительно ИНН самого участника (юр. лицо или ИП или физ.лицо) + ИНН учредителей этого Участника (можно посмотреть в выписке из ЕГРЮЛ / ЕГРИП на сайте ФНС + ИНН директора. Надо отметить что ИНН учредителей / директора указывается участником только при его наличии (некоторые категории граждан еще не имеют ИНН)}
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
{п. 2 по сути состоит из 2 важных аспектов:} {- первый: документы подтверждающие:} {- — соответствие Участника требованиям п. 1 ч.1 ст. 31 — лицензирование / допуски СРО;} {- — соответствие Участника требованиям ч.2 ст. 31 и ч.2.1 ст. 31 — дополнительные требования по Постановлению № 99;} {В закупках этот аспект не всегда требуется, так как Заказчики очень часто закупают товар / работы / услуги которые не лицензируются и к ним не устанавливается дополнительных требований по Постановлению № 99.} {Второй аспект: декларация на соответствие п.3-9 ч. 1 ст. 31 (Участник не в ликвидации, не банкрот, нет недоимки по налогам и сборам, нет конфликта интересов и т.д.). Данная декларация подается Участником нажатием кнопки на ЭТП при подаче заявки и требуется от Участника всегда, независимо от объекта закупки.}
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
{Вышеуказанное требование используется довольно редко. Причина тому — последнее предложение данного пункта и часть 2 статьи 456. Обязанности продавца по передаче товара: «… 2. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.». Т.е сертификаты на товар передаются вместе с товаром уже при исполнении контракта, а не на стадии подачи заявки.} {Однако в некоторых случаях этот пункт все таки будет применяться, например, при закупке лекарственных препаратов в данном пункте будет требоваться регистрационное удостоверение на лекарственные препараты.}
{Разъяснения}
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
{Для начала необходимо дать определение понятия крупная сделка- оно дано в Статье 46. Крупные сделки. ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»:} {«Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом …»} {Но так как Заказчик не знает заранее является ли для Участника данная сделка крупной — то данное требование включается в состав второй части заявки всегда, а Участник при подаче заявки уже сам определяет — является ли для него данная сделка крупной и или подает данное решение или не подает.} {Но стоит отметить, что у Заказчика отсутствуют механизмы проверки приложенного решения о крупной сделке — так как для этого нужно понимать что для Участника является крупной сделкой — некоторые моменты об этом можно почерпнуть в уставе Участника. }
5) документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов;
{Если заказчик указывал в документации преимущества по ст. 28 или 29 — тогда участник вправе приложить по этому пункту документы подтверждающие свое отношение к вышеуказанным организациям.}
6) документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
{Если заказчик установил нац. режим по ст. 14 в закупке — тогда участник по данному пункту прикладывает документы, требуемые заказчиком. Если не приложил — заявка признается иностранной.}
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
{Если заказчик проводит эти торги для СМП, СОНКО — участнику будет необходимо «проставить» галочку при подаче заявки о том, что он является одним из вышеперечисленных субъектов.}
6. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
{Запрещается требовать иные документы кроме вышеперечисленных у участника (рекомендательные письма, письма от производителей и т.д.).}
6.1. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
{Повтор ч. 9 ст. 31 — Если участник обманул и обман вскрылся — отстраняем участника от процедуры (подробнее см. ч. 9 ст. 31)}
7. Участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
{В электронных процедурах сроки подачи заявки контролирует ЭТП, таки образом она не даст подать участнику заявку по истечению срока подачи заявки.}
8. Заявка на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 8.1 настоящей статьи, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
{Как уже говорилось не раз — подача заявки для поставщика проходит единым окном с заполнением форм и приложением необходимых документов, а потом на ЭТП — заявка «разделяется» на части и каждая часть заявки показывается Заказчику в определенное законом время.}
8.1. Заявка на участие в электронном аукционе, в описание объекта закупки которого в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона включается проектная документация, направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные частями 3.1 и 5 настоящей статьи. Указанные электронные документы подаются одновременно.
8.2. Электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
9. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей идентификационный номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей идентификационного номера.
10. Участник электронного аукциона вправе подать только одну заявку на участие в таком аукционе.
11. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае:
1) подачи данной заявки с нарушением требований, предусмотренных частью 6 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
2) подачи одним участником такого аукциона двух и более заявок на участие в нем при условии, что поданные ранее заявки этим участником не отозваны. В указанном случае этому участнику возвращаются все заявки на участие в таком аукционе;
3) получения данной заявки после даты или времени окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) получения данной заявки от участника такого аукциона с нарушением положений части 9 статьи 24.2 настоящего Федерального закона;
5) наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
6) отсутствия в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, электронных документов (или их копий) участника закупки, предусмотренных перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона, либо несоответствия таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 настоящего Федерального закона (при осуществлении закупки, в отношении участников которой заказчиком установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона).
12. Одновременно с возвратом заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частью 20 статьи 44 настоящего Федерального закона, частью 11 настоящей статьи оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого аукциона, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений настоящего Федерального закона, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком аукционе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
{Если по каким то причинам участник не смог подать заявку — заказчик об этом и не узнает. ЭТП не уведомляет заказчика о чьих то попытках подать заявку.}
13. Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, оператор электронной площадки направляет заказчику предусмотренную частью 3 настоящей статьи первую часть заявки на участие в таком аукционе.
{По окончании срока подачи заявок — заказчику направляются первые «технические, обезличенные» части поданных заявок.}
14. Участник электронного аукциона, подавший заявку на участие в таком аукционе, вправе отозвать данную заявку не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направив об этом уведомление оператору электронной площадки.
{Сроки отзыва, как и подачи контролирует ЭТП. }
15. Оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки и предусмотренной частями 3 — 5 настоящей статьи, а также информации, содержащейся в электронных документах (их копиях), предусмотренных частью 8.2 настоящей статьи, до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, специалисты ФАС России отметили, что в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее 44-ФЗ) первая часть заявки на участие в электронном аукционе (в случае размещения в ЕИС проектной документации объекта капитального строительства в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ) должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ, предусмотренных закупочной документацией. Такое согласие дается с использованием программноаппаратных средств электронной площадки (информация Федеральной антимонопольной службы от 10 ноября 2019 г. «ФАС разъясняет порядок использования «согласия» на закупках в стройке»).
Кроме этого, в силу положений Градостроительного кодекса РФ в рамках подготовки проектной документации по капитальному ремонту заказчиком самостоятельно утверждаются отдельные разделы проектной документации, в том числе может быть подготовлена только смета. Таким образом, при проведении закупки работ в рамках капитального ремонта объекта капитального строительства заказчик обязан применять положения п. 8 ч. 1 ст. 33 и 1 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Заказчику при этом надлежит требовать от участника в первой части заявки исключительно согласие.
Узнайте последние изменения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, пройдя обучение по долгосрочной программе профессиональной переподготовки и получите диплом установленного образца.
Согласно пунктам 2, 7 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что компетенция территориальных органов Федеральной антимонопольной службы определяется Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, согласно которому территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению положений законодательства о контрактной системе, Ваш вопрос направлен в ФАС России и при получении ответа будет опубликован.
Декларация участника госзакупки должна однозначно указывать на его соответствие Закону № 44-ФЗ
Согласно требованиям пункта 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ в состав второй части заявки на участие в электронном аукционе в обязательном порядке включается декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Многие участники испытывают трудности с подготовкой такой декларации.
Участник указал в декларации в составе второй части заявки, что он соответствует требованиям пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Кроме того он привел еще и подробное обоснование по всем пунктам за исключением пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Комиссия заказчика отклонила заявку, посчитав, что участник не подтвердил свое соответствие этим пунктам.
Контрольный орган и суд первой инстанции не согласились с таким решением, так как Закон № 44-ФЗ не предусматривает форму декларации, и участник может выбрать любую: как обобщенную, так и по отдельным пунктам части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Однако у судов апелляционной и кассационной инстанции была иная точка зрения. Из содержания декларации нельзя сделать однозначный вывод, соответствует ли участник пунктам 7 и 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, так как он принял решение детализировать данные по остальным пунктам. Верховный Суд РФ поддержал данную позицию.
Таким образом, в декларации лучше использовать обобщенную формулировку либо раскрывать все пункты, чтобы не вводить комиссию в заблуждение.
Кроме того обращаем Ваше внимание, что пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что указанная выше декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Соответственно, для декларирования своего соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ целесообразно использовать функционал оператора ЭТП.
Документ: Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 по делу № А76-16008/2017.
Добавить комментарий