Источник финансирования ОМС

Источники и объемы финансирования ОМС

Обслуживание граждан по полису обязательного медицинского страхования (ОМС) выполняется бесплатно. Финансирование медицинского страхования населения РФ производится из нескольких источников, в числе которых государственное субсидирование, страховые отчисления из фонда заработной платы, а также дополнительные ресурсы. Так какие же источники финансирования у ОМС? Кто платит за то, чтобы медицинские услуги оказывались гражданам бесплатно? Какие меры по привлечению дополнительных ресурсов принимаются? Ответим на эти вопросы в данной статье.

Страховые взносы

Страховые взносы в фонд ОМС за каждого отдельно взятого гражданина вносятся по-разному. Это зависит от того, трудоустроен человек или имеет другой статус. В зависимости от этого критерия различаются субъекты выплат страховых отчислений в фонд ОМС. Таким образом:

  • За трудоустроенного гражданина платит его работодатель;
  • За нетрудоустроенного (ребенка, безработного, пенсионера, инвалида) производятся отчисления из бюджета данного региона;
  • Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в статусе ИП и самозанятые физические лица выплачивает взносы самостоятельно.

Стоит отметить, что если ИП имеет штат работников, то по отношению к ним он выступает работодателем, следовательно, обязан перечислять за них страховые взносы в фонд ОМС. С 2017 года взносы перечисляются в ИФНС. Отчисления должны происходить ежемесячно, а отчетность должна предоставляться до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Индивидуальные предприниматели должны заплатить взносы до 31 декабря отчетного года. Отсутствие отчислений влечет за собой начисление пени.

Процентная ставка страховых взносов

Страховые отчисления в фонд ОМС в 2018 году составляют 5,1% от фонда заработной платы. Для некоторых организаций предоставляется льготная ставка, это обусловлено заботой государства о некоторых группах лиц и стимулированием благотворительной деятельности. Пониженная ставка страховых взносов имеется у следующих налогоплательщиков:

Стоит отметить, что сумма взносов к уплате зависит от того, превысил доход установленную предельную величину базы или нет. Согласно проекту постановления Правительства РФ с 1 января 2018 года предельный размер базы для расчета страховых взносов будет составлять 1 021 000 рублей, что на 145 000 рублей больше, чем в 2017 году.

Примеры расчета страховых взносов по ОМС

Приведем несколько примеров расчета отчислений в фонд обязательного медицинского страхования для разных категорий налогоплательщиков. Расчеты приведены по существующим налоговым ставкам и размерам минимальной оплаты труда (МРОТ), которые по состоянию на 2017 год равны 7 800 рублей.

Пример расчета взносов для ИП

Сумма взноса рассчитывается как произведение месячного тарифа на количество месяцев, за которые необходимо произвести отчисления. Сделаем расчет для годовой оплаты (ИП разрешено оплачивать взносы как за определенный период, так и за год в целом):

  • тариф за месяц равен: 5,1% от 7800 руб. (МРОТ) = 397,8 руб.;
  • за год сумма взносов равна: 397,8 руб. х 12 мес. = 4773,6 руб.

Стоит учитывать, что при годовом доходе ИП свыше 300 000 руб., сумма отчислений в фонд медицинского страхования по превышении данного порога увеличивается на 1%. То есть, если доход предпринимателя составил за год 500 000 руб., то дополнительный страховой взнос будет такой: (500 000 руб. – 300 000 руб.) х 1% = 2000 руб.

Пример расчета взносов для ООО

Организации ежемесячно отчисляют взносы в размере установленного процента от фонда заработной платы. Предположим, что фонд заработной платы в текущем месяце по всем работникам ООО «Прогресс» составил 100 000 руб. Процентная ставка по страховым взносам равна 5,1 %. Следовательно, организация должна перечислить в фонд ОМС 5,1% от зарплатного фонда:

  • 100 000 х 5,1 % = 5100 руб.

Вовремя перечисленные страховые взносы на обязательное медицинское страхование – гарантия того, что каждый гражданин, нуждающийся в медицинской помощи, получит ее бесплатно. Зная тарифные ставки, по которым производится расчет, можно без труда рассчитать необходимую к перечислению сумму.

Другие источники финансирования

Кроме взносов самих застрахованных лиц существуют и иные источники финансирования ОМС. Во-первых, это средства федерального бюджета, которые по распределению попадают в бюджет ФФОМС. Их расходование регулируется федеральным законодательством и чаще всего идет на компенсацию недополученных доходов из-за сниженных тарифов на взносы для некоторых категорий лиц. ОМС пополняется также из бюджета регионального, средства из которого отправляются в ТФОМС по такой же схеме, как и из федерального бюджета в ФФОМС.

Кроме того, источниками финансирования могут выступать личные денежные средства граждан, благотворительные взносы, доходы от инвестиций и ценных бумаг, средства, предоставленные банками и иными кредиторами. Финансы, находящиеся в распоряжении фондов ОМС, не подлежат передаче в другие организации и фонды, а также не могут быть изъяты для каких-либо целей государства.

Источники финансирования ОМС бывают внешними и внутренними. Около 95% средств, имеющихся у фондов, составляют страховые взносы граждан (в том числе и на ДМС). Система ОМС построена таким образом, чтобы привлекать новые источники финансирования и расширять границы для стабильного поступления денежных средств.

Советуем почитать: История финансирования здравоохранения в России 5/5 (1 голосов)

СТРАХОВОЙ КОНСУЛЬТАНТ

Необходимость внедрения медицинского страхования в России в период перехода к рыночной экономике во многом была предопределена поиском новых источников финансирования здравоохранения.

По сравнению с существующей в России государственной системой здравоохранения, финансируемой из бюджета, к тому же по остаточному принципу, система медицинского страхования позволяет использовать дополнительные источники финансирования здравоохранения с целью создания наиболее благоприятных условий для полной реализации прав граждан на получение квалифицированной медицинской помощи.

В связи с внедрением принципов медицинского страхования в стране была практически пересмотрена система финансирования как отрасли в целом, так и отдельных медицинских учреждений.

Основными источниками лечебно-профилактических и оздоровительно-реабилитационных услуг являются бюджетные средства и страховые фонды, формируемые за счет взносов физических и юридических лиц. Госбюджет выполняет защитную функцию по отношению к социально незащищенным группам населения (пенсионеры, инвалиды, дети) и работникам сферы образования, культуры, здравоохранения, управления. Взносы в страховые фонды работающей части граждан вносятся через предприятия (учреждения, организации). Эти расходы включаются в себестоимость продукции предприятия (работ или услуг).

Таким образом, страховые фонды играют роль посредника между лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) и населением. Однако максимальный эффект функционирования страховой медицины может быть достигнут лишь тогда, когда потребитель пользуется свободой выбора как ЛПУ и врача, так и тех посредников, которые гарантируют пациенту (страхователю) защиту его интересов. В противном случае монополия посредника порождает корпоративные интересы, противоположные интересам конечного потребителя.

В соответствии со ст.10 Закона РФ «О медицинском страховании» источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения являются:

  • средства республиканского бюджета (Российской Федерации), бюджетов республик в составе РФ и местных бюджетов;
  • средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
  • личные средства граждан;
  • безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;
  • доходы от ценных бумаг;
  • кредиты банков и других кредиторов;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются:

  • финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения;
  • финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования предназначены для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования и формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. В большинстве зарубежных стран с развитой системой обязательного медицинского страхования существует три основных источника финансирования обязательного медицинского страхования:

  • отчисления из бюджета;
  • средства предпринимателей;
  • личные средства граждан.

В России финансовые средства системы обязательного медицинского страхования формируются из двух источников:

  • платежи из бюджета;
  • отчисления предприятий, организаций и других юридических лиц в фонд обязательного медицинского страхования.

Средства поступают через банки в фонды обязательного медицинского страхования от страхователей, которые обязаны в этих фондах зарегистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию на другие цели не подлежат.

Добровольное медицинское страхование предназначено для финансирования медицинской помощи сверх социального гарантированного объема, определяемого обязательными страховыми программами. Финансовые средства системы добровольного медицинского страхования формируются за счет платежей страхователей, которыми при коллективном страховании выступают предприятия, а при индивидуальном – граждане. Страховые медицинские компании по устанавливаемым тарифам оплачивают медицинские услуги, оказываемые медицинскими учреждениями в рамках программ добровольного медицинского страхования. В соответствии с условиями договора часть неизрасходованных средств может быть возвращена страхователю (гражданину).

Концентрация всех финансовых ресурсов в одних руках – территориальном ведомстве (региональной больнице) или местном органе власти – ограничивает свободу выбора как основного принципа реализации эффективного механизма обеспечения граждан лечебно-профилактическими услугами. Поэтому необходимым условием развития системы страховой медицины является свобода заключения договора о страховании заинтересованной группой лиц (работники предприятия, отдельные граждане) с самостоятельными держателями страховых фондов (независимые страховые медицинские компании).

В формировании и использовании фондов обязательного медицинского страхования есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам. Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным страхованием развиваются негосударственные – добровольные.

Тарифы медицинского страхования

Тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования определяются соглашением между страховыми медицинскими организациями, органами государственного управления всех уровней, местной администрацией и профессиональными медицинскими организациями. Тарифы должны обеспечивать рентабельность медицинских учреждений и современный уровень медицинской помощи.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование для предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности устанавливается в процентах по отношению к начисленной отплате труда по всем основаниям в соответствии с инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей), утвержденной Правительством РФ 11 ноября 1993 г.

Страховые взносы устанавливаются как ставки платежей по обязательному медицинскому страхованию в размерах, обеспечивающих выполнение программ медицинского страхования и деятельность страховых медицинских организаций.

Тарифы на медицинские и другие услуги при добровольном медицинском страховании устанавливаются по соглашению страховых медицинских организаций и предприятием, организацией, учреждением или лицом, предоставляющим эти услуги.

Список использованной литературы

1. Закон » О медицинском страховании граждан в РФ».

2. Бородин А.Ф. О медицинском страховании//Финансы.-1996.- № 12.

3. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского cтрахования//Здравоохрание РФ.-2000.- №4.

5. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования//Аналитический обзор.-2001 г.

6. Г.В.Сулейманова . Социальное обеспечение и социальное страхование– М.1998

7. Журнал «Эксперт». – 2001.- №9.

8. Журнал «Страховое дело». -2001.- №4.

Как известно, инвестирование в золото методом открытия обезличенных металлических счетов является одним из самых оптимальных и выгодных способов вложения денег. Однако многих инвесторов при этом интересует правовой аспект таких операций и, в частности, система налогообложения, которая действует при использовании обезличенных металлических счетов. Давайте рассмотрим основные тонкости и моменты этого вопроса.

В каком случае платится налог по обезличенному металлическому счету?

Согласно действующему законодательству, учитывая текст письма Министерства финансов РФ № 03-04-05 / 3-944 от 22.03.1012 года, департаментом таможенно-тарифной и налоговой политики было регламентировано налогообложение доходов граждан, имеющих обезличенные металлические счета. В соответствии с условиями этого письма, доходы, полученные при реализации банковскому учреждению имеющегося на обезличенном металлическом счете ценного металла, согласно статье 34.2 НК Российской Федерации, облагаются налогом с учетом всех доходов налогоплательщика, которые он получил в натуральной либо денежной форме. Кроме того, в соответствии со статьей 219 НК РФ, облагается налогом всякое право на распоряжение доходами или материальная выгода, которые получил налогоплательщик в результате продажи ценного металла.

Иными словами, налог по обезличенному металлическому счету придется уплатить только в случае продажи металлических активов банку или иному физическому (юридическому) лицу.

Какой размер налога по обезличенным металлическим счетам?

Доход, который был получен физическим лицом в результате продажи имеющегося на его обезличенном металлическом счете благородного металла, облагается налогом по ставке 13 %, которая установлена статьей 224 Налогового кодекса (далее Кодекса) и действительна для всех доходов физических лиц Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового Кодекса РФ, для доходов физических лиц, которые должны платить налог по ставке 13 %, установленной статьей 224 Налогового Кодекса, налоговая база определена в денежном выражении подлежащих налогообложению доходов с уменьшением в размере налоговых вычетов. К примеру, такого рода имущественные налоговые вычеты регламентируются статьей 220 НК Российской Федерации.

Уменьшение налога за счет различных налоговых вычетов

Согласно пункту 1 статьи 220 НК России, во время определения суммы налоговой базы владелец металлических активов обретает право на имущественные налоговые вычеты в денежном размере, который был им получен при продаже жилой недвижимости, а также земельных участков, на протяжении последнего налогового периода.

В данном случае к недвижимости следует отнести различного рода приватизированные жилые помещения, загородные и садовые домики, частные дома и квартиры, которые являлись собственностью налогоплательщика не более трех лет. Стоимость реализованной налогоплательщиком недвижимости в сумме не должна превышать 1 миллиона рублей.

Кроме того, имущественные налоговые вычеты могут включать еще суммы, которые получил налогоплательщик на протяжении налогового периода от реализации любого другого ценного имущества общей стоимостью до 250 тысяч рублей, которое являлось его собственностью не более трех лет.

Частично возместить налоговые вычеты можно также другими методами. К примеру, отказавшись от использования права на имущественный налоговый вычет, о котором шла речь выше, владелец металлического счета может снизить размер облагаемой налогом прибыли от продажи ценного металла на сумму расходов, которые он понес в процессе получения дохода от продажи. Однако все указанные расходы должны быть документально подтверждены.

Учитывая сказанное, физическое лицо-владелец металлического счета имеет право при исчислении налоговой базы на свои доходы снизить размер дохода, который был получен во время реализации имеющихся на его обезличенном металлическом счете активов, на сумму своих расходов, которые связаны непосредственно с процедурами купли/продажи драгоценных металлов с документальным подтверждением указанных денежных трат.

Важно также иметь в виду, что при уменьшении налога на операцию по обезличенному металлическому счету убытки, которые понес владелец такого счета при реализации ценных металлов, согласно пункту 23 НК Российской Федерации «Налог на доходы физических лиц», не учитываются.

Принцип сальдирования операций по обезличенному металлическому счету

Многих, к примеру, интересует вопрос сальдирования операций в случае, если при продаже одного металла вкладчик получил прибыль, а при реализации другого он потерпел убытки. Также часто инвесторы задают вопрос о том, учитываются ли при налогообложении все операции по обезличенному металлическому счету за тот или иной промежуток времени (к примеру, за год) или каждая отдельно.

При осуществлении операций по продаже драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов на каждую из них начисляется НДС отдельно, то есть, налог не сальдируется. Соответственно, при получении убытка во время продажи металлического актива с обезличенного счета НДС не начисляется, а в случае прибыли от операции продавец платит указанные 13 % налога с возможными имущественными и другими вычетами.

Согласно мнению некоторых экспертов, вопрос налогообложения обезличенных металлических счетов требует дополнительного усовершенствования, поскольку он окончательно не урегулирован и в некоторых случаях могут возникать непредусмотренные налоговым законодательством ситуации.