Из предложенных заголовков программы правильным является

Транскрипт

1 Банк вопросов для тестирования по информатике 10 класс Тема Знать уметь Вопросы, задания Алгоритмы (6) Формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд 1. Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам: 1. Складываются первая и вторая, а также третья и четвёртая цифры исходного числа. 2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей). Пример. Исходное число: Суммы: = 4; = 11. Результат: 114. Укажите наименьшее число, в результате обработки которого, автомат выдаст число Ответ: 2. У исполнителя Удвоитель две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 1, 2. умножь на 2. Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая удваивает его. Например, 2121 это программа умножь на 2 прибавь 1 умножь на 2 прибавь 1, которая преобразует число 1 в число 7. Запишите порядок команд в программе преобразования числа 3 в число 63, содержащей не более 8 команд, указывая лишь номера команд. Если таких программ более одной, то запишите любую из них. Ответ:. 3. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера: 1. возведи в квадрат, 2. прибавь 1. Первая из них возводит число на экране в квадрат, вторая увеличивает его на 1. Запишите порядок команд в программе получения из числа 1 числа 10, содержащей не более 4 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа это программа: возведи в квадрат, прибавь 1, возведи в квадрат, прибавь 1, прибавь 1, которая преобразует число 1 в 6.) 4. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1

2 1. прибавь 2 2. умножь на 3 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 0 числа 28, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа это программа: умножь на 3 прибавь 2 умножь на 3 прибавь 2 прибавь 2, которая преобразует число 1 в 19.) 5. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 3 2. умножь на 2 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, удваивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 1 числа 47, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. Например, программа это программа: умножь на 2 прибавь 3 умножь на 2 прибавь 3 прибавь 3, которая преобразует число 1 в У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера: 1. вычти 2 2. умножь на три Первая из них уменьшает число на экране на 2, вторая утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, это программа: умножь на три вычти 2 умножь на три вычти 2 вычти 2, которая преобразует число 2 в 8). (Если таких программ более одной, то запишите любую из них.) 7. У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 1 2. возведи в квадрат Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая возводит его в квадрат. Запишите порядок команд в программе 2

3 получения из 3 числа 19, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. (Например, это программа: возведи в квадрат прибавь 1 возведи в квадрат прибавь 1 прибавь 1, которая преобразует число 1 в 6). (Если таких программ более одной, то запишите любую из них.) 8. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 1 2. умножь на 4 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 1, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из 1 числа 41, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа это программа: умножь на 4 прибавь 1 умножь на 4 прибавь 1 прибавь 1, которая преобразует число 2 в 38.) 9. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 1 2. умножь на 4 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 1, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из 3 числа 100, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа это программа: умножь на 4 прибавь 1 умножь на 4 прибавь 1 прибавь 1, которая преобразует число 2 в 38.) 10. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 3 2. умножь на 4 Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из 3 числа 45, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд. (Например, программа это программа: умножь на 4 прибавь 3 3

4 Программи рование 8 Знание основных конструкций языка программирова ния, понятия переменной, умножь на 4 прибавь 3 прибавь 3, которая преобразует число 2 в 50.) 11. Автомат получает на вход пятизначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. Вычисляются два числа сумма первых трёх цифр и сумма последних трёх цифр. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей). Пример. Исходное число: Поразрядные суммы: 7,15. Результат: 715. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата В ответе запишите только количество чисел. 12. Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. 1. Вычисляются два числа сумма четных цифр и сумма нечетных цифр заданного числа. 2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей). Пример. Исходное число: Сумма четных цифр — 2, сумма нечетных цифр Результат: 215. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата В ответе запишите только количество чисел. 13. Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам. 1. Вычисляются два числа сумма четных цифр и сумма нечетных цифр заданного числа. 2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей). Пример. Исходное число: Сумма четных цифр — 2, сумма нечетных цифр Результат: 152. Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата В ответе запишите только количество чисел. 1. Запишите число, которое будет напечатано в результате выполнения программы. var s, n: integer; begin s := 33; n := 1; while s > 0 do 4

8 Исполните ль алгоритмов 14 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд y:=8; x:=x-y; станет число: 1) 2 2) 2,5 3) 8 4) 10,5 5. В данном фрагменте программы program ошибки; begin writeln( ошибок нет ); writeln( 5*5=,25); end. ошибкой считают: 1) отсутствие переменной 2) неопределенное имя переменной 3) некорректное имя программы 4) запись арифметического выражения 6. Многократно повторяющаяся часть алгоритма называется: 1) выбором 2) шагом цикла 3) телом цикла 4) перебором 7. В результате выполнения программы Program klass; Begin Writeln(45/(12-3)); Write( классов ); End. на экране появится запись: а. 5 лассов c. 5 классов b. 9 классов d. 9 классов 1. Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду сместиться на (a, b), где a, b целые числа. Эта команда перемещает Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a; y + b). Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда сместиться на (2, 3) переместит Чертёжника в точку (6, 1). Цикл ПОВТОРИ число РАЗ последовательность команд КОНЕЦ ПОВТОРИ означает, что последовательность команд будет выполнена указанное число раз (число должно быть натуральным). Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм (буквами n, a, b обозначены неизвестные числа, при этом n > 1): НАЧАЛО сместиться на ( 3, 3) 8

9 ПОВТОРИ n РАЗ сместиться на (a, b) сместиться на (27, 12) КОНЕЦ ПОВТОРИ сместиться на ( 22, -7) КОНЕЦ Укажите наименьшее возможное значение числа n, для которого найдутся такие значения чисел a и b, что после выполнения программы Чертёжник возвратится в исходную точку. Ответ:. 2. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды: Вперед n, вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения. Направо m, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. (Вместо n и m должны стоять целые числа). Запись: Повтори 5 означает, что последовательность команд в квадратных скобках повторится 5 раз. Какое число необходимо записать вместо n в следующем алгоритме: Повтори 7 , чтобы на экране появился правильный шестиугольник? 1) 30 2) 45 3) 50 4) Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (вправо), 4 (влево), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу Какую последовательность из трех команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле? 4. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды: 9

10 Вперед n, где n — целое число, вызывающая передвижение черепашки на n шагов в направлении движения. Направо m, где m — целое число, вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори 5 означает, что последовательность команд в скобках повторится 5 раз. Исполнитель интерпретирует эту запись как одну команду. Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм: Повтори 5 Направо 120] Какая фигура появится на экране? 1) 2) 3) 4) 5. Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (влево), 4 (вправо), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу Какую последовательность из трех команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться на ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться, вне зависимости от того, какие стены стоят на поле? 6. Исполнитель Робот действует на клетчатой доске, между соседними клетками которой могут стоять стены. Робот передвигается по клеткам доски и может выполнять команды 1 (вверх), 2 (вниз), 3 (вправо), 4 (влево), переходя на соседнюю клетку в направлении, указанном в скобках. Если в этом направлении между клетками стоит стена, то Робот разрушается. Робот успешно выполнил программу 10

11 Какую последовательность из трех команд должен выполнить Робот, чтобы вернуться в ту клетку, где он был перед началом выполнения программы, и не разрушиться вне зависимости от того, какие стены стоят на поле? 7. Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости: вверх вниз влево впра При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается соответственно: вверх, вниз, влево, вправо. Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у к клетки, где находится РОБОТ: сверху свободно снизу свободно слева свободно спра Цикл ПОКА < условие > команда выполняется, пока условие истинно, иначе происходит переход на следующую строку. Если РОБОТ начнет движение в сторону стены, то он разрушится и программа прервется. Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в той же клетке, с которой он начал движение? НАЧАЛО ПОКА < снизу свободно > вправо ПОКА < справа свободно > вверх ПОКА < сверху свободно > влево ПОКА < слева свободно > вниз КОНЕЦ 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 22 Умение анализировать результат исполнения алгоритма 1. Исполнитель Май4 преобразует число, записанное на экране. У исполнителя три команды, которым присвоены номера: 1. Прибавь 1 2. Прибавь 2 3. Прибавь 4 Первая из них увеличивает число на экране на 1, вторая увеличивает это число на 2, а третья на 4. Программа для исполнителя Май4 это последовательность команд. Сколько есть программ, которые число 21 преобразуют в число 30? Ответ:. 2. Исполнитель Робот ходит по клеткам клетчатой доски, переходя по одной из команд вверх, вниз, вправо, влево в соседнюю клетку в указанном направлении. Робот выполнил следующую программу: 11

12 влево, вверх, вверх, влево, вниз, вправо, вправо, вправо. Укажите наименьшее возможное число команд в программе, приводящей Робота из той же начальной клетки в ту же конечную. Графическ ое исполнени е алгоритма: язык блоксхем Умение анализировать результат исполнения алгоритма по блок схемам, умение читать алгоритм по блок-схемам. Для составления цепочек используются бусины, помеченные буквами A, Б, В, Г, Д, Е, по следующему правилу. На первом месте в цепочке стоит одна из бусин A, Б, В, Г. На втором любая согласная буква, если первая буква согласная, или любая гласная, если первая гласная. На третьем месте одна из бусин Б, В, Д, Е, не стоящая в цепочке на первом или втором месте. На четвертом месте любая согласная буква, не стоящая на втором или третьем месте. Какая из перечисленных цепочек создана по этому правилу? 1) БАДБ 2) ББДГ 3) БДАБ 4) БДБГ Цепочка из трех бусин формируется по следующему правилу. На третьем месте в цепочке стоит одна из бусин А, В, Г. На втором одна из бусин А, Б, В. На первом месте одна из бусин Б, В, Г, не стоящая в цепочке на втором или третьем месте. Какая из следующих цепочек создана по этому правилу? 1) БГВ 2) ГБА 3) ВАБ 4) ГВГ 1. Определите значение переменной a после выполнения фрагмента алгоритма: 12

13 1) 8 2) 16 3) 32 4) Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма: 1) 1 2) 45 3) 55 4) Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма: 13

14 1) 66 2) 100 3) 55 4) Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма: 1) 1 2) 2 3) 3 4) Определите значение переменной с после выполнения фрагмента алгоритма. 14

15 1) 20 2) 0 3) 120 4) Определите значение переменной m после выполнения фрагмента алгоритма. 1) 1 2) 2 3) 6 4) Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма: 15

16 1) 16 2) 2 3) 32 4) Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма: 1) 32 2) 64 3) 128 4) Определите значение переменной c после выполнения фрагмента алгоритма: 16

17 Вопросы на определен ие понятий Знать основные понятия по теме алгоритмы и программирова ние, 1) 32 2) 16 3) 8 4) 4 1. Для отделения операторов друг от друга в языке Паскаль используют: a. пробел b. точку с запятой c. запятую d. двоеточие 2. Из предложенных заголовков программы правильным является: a. Program summa b. Program сумма c. Programm summa d. Programm сумма 3. Для вывода результатов в языке программирования Паскаль используют ключевое слово: a. VAR b. READ c. WRITE d. BEGIN 4. В языке программирования переменная считается описанной, если известно ее: a. имя b. имя и тип c. тип и значение d. тип, значение, имя 5. Начало раздела программы, в котором описываются типы используемых переменных, определяет ключевое слово: a. program b. var c. begin d. write 17

20 FOR I= 1 TO N FOR J=1 TO N IF J MOD 2=0 THEN A(I,J)=A(I,J)+A(I,1) NEXT J,I for i:=1 to n do for j:=1 to n do if j mod 2=0 then a:=a+a; 1) В массиве размером п* п к элементам четных строк прибавляются элементы первой строки соответствующего столбца. 2) В массиве размером п* п к элементам четных столбцов прибавляются элементы первого столбца соответствующей строки. 3) В массиве размером п* п к элементам четных столбцов прибавляются элементы первой строки соответствующего столбца. 12. Каковы свойства восходящих диагоналей в двумерном массиве (например, шахматная доска)? 1) Для любой восходящей диагонали сумма номера строки и номера столбца постоянна и для разных диагоналей разная, то есть i + j = constl. 2) Для любой восходящей диагонали сумма номера строки и номера столбца постоянна и для разных диагоналей разная, то есть i j = constl. 3) Для любой восходящей диагонали сумма номера строки и номера столбца различна и для разных диагоналей одинакова. 13. Каковы свойства нисходящих диагоналей в двумерном массиве (например, шахматная доска)? 1) Для любой нисходящей диагонали сумма номера строки и номера столбца постоянна и для разных диагоналей разная, то есть i + j = constl. 2) Для любой нисходящей диагонали сумма номера строки и номера столбца различна и для разных диагоналей одинакова. 3) Для любой нисходящей диагонали сумма номера строки и номера столбца постоянна и для разных диагоналей разная, то есть i j = constl. 14. Что производит следующий фрагмент программы? FOR I=1 TO N for i:=1 to n do FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin S=S+A(I.J): S1=S1+A(I.J) s:=s+a; s1:=s1+a; NEXT end; PRINT S = ;S:S=0 writeln( s =,s);s:=0; PRINT writeln; NEXT end; PRINT S1= ;S1 writeln( s1=,s1); 1) Находит сумму всех элементов двумерного массива и выводит их на экран. 2) Находит сумму элементов каждой строки и выводит их на экран. 3) Находит сумму всех элементов двумерного массива и сумму элементов каждой строки и выводит их на экран Что производит следующий фрагмент программы? FOR I=1 TO N for i:=1 to n do begin FOR J=1 TO N for j:=1 to n do begin IF I=J THEN S=S+A(I.J) if i=j then s:=s+a; NEXT end; 20

Содержание

Как устроен учебный год?

Модули
Учебный год в НИУ ВШЭ поделен на четыре модуля, во время которых студенты накапливают свои оценки. У некоторых образовательных программ учебный год поделен на два семестра или три модуля (см.подробнее график учебного процесса).

Сессия
По окончанию каждого из модулей предусмотрена сессия, во время которой экзамена может и не быть, поскольку Вы это определяете сами. Самое главное во время сессии – это рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации.

График сессии в 2020/2021 учебном году:

  • Осенняя сессия: 19.10-25.10
  • Зимняя сессия: 21.12-31.12
  • Весенняя сессия: 29.03-04.04
  • Летняя сессия: 21.06-30.06

Каникулы
В первые дни января сессия не предусмотрена, поскольку в это время у студентов Высшей школы экономики каникулы.
Каникулы предоставляются три раза в год согласно графику учебного процесса:

  • 8 дней в январе (01.01-10.01);
  • 10 дней в мае (01.05-10.05) ;
  • 2 месяца летом (01.07-31.08).

Образовательные программы НИУ ВШЭ

Оценки

В Вышке оценки выставляются по 10‑балльной шкале . При этом для каждого балла установлено соответствие 5‑балльной шкале, официально принятой в России, и европейской шкале ECTS.

При оценивании текущих результатов преподаватель имеет право использовать любую шкалу, но при выставлении оценок в ведомость он должен перевести их в 10‑балльную шкалу:

  • «Отлично» — 8-10 баллов;
  • «Хорошо» — 6-7 баллов;
  • «Удовлетворительно» — 4-5 баллов;
  • «Неудовлетворительно» — 0-3 балла.

Важно: Порядок и система оценивания прописываются в Программе учебной дисциплины.

Неудовлетворительная оценка по элементу контроля по дисциплине не может быть причиной недопуска студента к следующим элементам контроля (включая экзамены) по этой Дисциплине, проводимым до окончания ближайшей сессии, в которую предусмотрена промежуточная аттестация.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости — это регулярное и систематическое оценивание хода освоения дисциплин и включает в себя оценки за несколько Элементов контроля (домашние работы, эссе, проекты, лабораторные работы, контрольные работы, выступления на семинарах и др.)
Промежуточная аттестация — это расчет промежуточной/окончательной оценки по Дисциплине, результат которой зависит от оценок по всем элементам контроля.
Промежуточная оценка выставляется во время сессии. Принцип расчета промежуточной оценки преподаватель описывает в ПУД.

Важно: Вы вправе не проводить Элемент контроля во время сессии (это необходимо зафиксировать в ПУД), но обязаны рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации.

Если ваша дисциплина идет несколько модулей и вы будете рассчитывать промежуточную оценку несколько раз, то ПУД должна содержать описание правил расчета оценки для каждого периода (промежуточная оценка) и в целом по дисциплине (окончательная оценка). Окончательная оценка по дисциплине, которая и будет напечатана в дипломе студента, может быть выведена по какому-либо правилу из всех промежуточных, либо может совпадать с последней промежуточной оценкой. Выберите один из этих вариантов заранее, зафиксируйте в ПУД и сообщите студентам.

Построение формулы расчета промежуточной оценки
Формула расчета оценки/правило получения оценки по промежуточной аттестации может быть построена различными способами. Это может быть:

  • взвешенная сумма оценок по элементам контроля;
  • нелинейное выражение с использованием разнообразных элементов выбора;
  • ранжирование результатов по определенным правилам;
  • иное.

Важно: Формула обязательно фиксируется в Программе учебной дисциплины.
Округление промежуточной оценки
Полученная оценка обязательно округляется и масштабируется по 10-балльной шкале.
Правила округления промежуточной оценки обязательно прописываются в Программе учебной дисциплины.

Программа дисциплины (учебного курса)

Этот документ фактически является договором преподавателя со студентами о том, для чего, чему и как он будет учить их на занятиях. ПУД описывает цели и планируемые результаты, содержание учебного курса (темы, рекомендуемую литературу) и порядок работы со студентами (формы занятий, принципы выставления оценок). Структура программы жестко задана специальным рабочим документом Вышки (подробнее: http://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc).

Программа курса разрабатывается преподавателем (группой преподавателей), одобряется департаментом, на котором работает преподаватель и утверждается академическим советом образовательной программы, в учебный план которой включена Ваша дисциплина. Дисциплины общего цикла, майноры и общеуниверситетские факультативы утверждаются на заседании департамента. Если ПУД плохого качества, то ее могут не утвердить. Это означает, что ее нельзя будет использовать. ПУД подлежит актуализации не реже одного раза в пять лет как по инициативе разработчика, так и по инициативе академического руководителя/ совета образовательной программы, в учебный план которой входит учебная дисциплина (в т.ч. по итогам студенческой оценки преподавания).

  • Преподаватель имеет право регулярно — вне связи с формальными сроками ее утверждения — обновлять программу курса по мере развития предметной области (появления новой литературы, смещения актуальных акцентов и пр.). Актуализация ПУД не требует ее переутверждения до окончания срока действия, если изменения затрагивают до 30 % текста. Если вносимых изменений больше 30%, тогда ПУД должна быть утверждена как новая.
  • Преподаватель должен организовывать учебный процесс в соответствии с утвержденной ПУД. Если возникает необходимость оперативно и незначительно скорректировать формулы оценивания, порядок изучения тем, то преподаватель обязан проинформировать студентов об изменениях. Лучше всего использовать письменные виды уведомлений (LMS, электронную почту) — таким образом вы можете обезопасить себя в случае предъявления студентами претензий, связанных с нарушением описанных в программе договоренностей.
  • Все программы дисциплин размещаются в открытом доступе на сайте ВШЭ: http://www.hse.ru/edu/courses/.
  • Полная и утвержденная программа дисциплины должна быть размещена на портале не позднее, чем за 5 дней до начала модуля, в котором она начинается. Для некоторых дисциплин установлены более ранние сроки размещения программ и аннотаций (подробнее об этом см.: https://www.hse.ru/studyspravka/programmauchdisc ).
  • Преподаватель отвечает за наличие и качество программ учебных курсов, размещенных на сайте ВШЭ.

Документы к разделу
Положение о программе учебной дисциплины образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата, специалитета, магистратуры НИУ ВШЭ

Межкампусные дисциплины

Онлайн-технологии применяются в учебном процессе на четверти всех курсов Вышки. Такие курсы называются межкампусными.
Межкампусные курсы позволяют студентам из разных городов учиться одновременно у одного или нескольких преподавателей.

Для реализации таких дисциплин используются дистанционные технологии (как синхронные, так и асинхронные). Синхронный формат предполагает взаимодействие с преподавателем в режиме реального времени, в то время как асинхронный формат подразумевает самостоятельное изучение студентом ранее записанных материалов в удобное для него время.

Элементы контроля

Элементы контроля могут проводиться во время контактной работы со студентами, в часы самостоятельной работы студентов и с использованием инструментов информационной образовательной среды. К ним могут относиться домашние задания, контрольные и самостоятельные работы, эссе, лабораторные работы, курсовые, проекты, экзамены и другие формы, которые указываются в программе учебной дисциплины.

Письменный Элемент контроля , проводимый не в сессию, планируется в соответствии с текущим расписанием.
Продолжительность устного Элемента контроля, проводимого не в период сессии, не может превышать одну пару для каждого студента.
Важно: Оценки за Элементы контроля могут иметь разный «вес» внутри промежуточной оценки, но ни одна оценка по элементу контроля не должна весить более 70%.

Особые виды Элементов контроля
Блокирующий Элемент контроля — при получении неудовлетворительной оценки по блокирующему элементу контроля промежуточная оценка в целом/результат части формулы расчета промежуточной оценки будет равна оценке по блокирующему элементу контроля (до получения студентом положительной оценки по блокирующему элементу контроля). Проведение блокирующего элемента контроля в устной форме возможно только с использованием видеозаписи.
Элемент контроля имеет вес не менее 30% — программа дисциплины в обязательном порядке должна предусматривать возможность второй сдачи такого Элемента контроля для студентов, пропустивших его по уважительной причине.
Элемент контроля, который не подлежит пересдаче — не подлежат пересдаче те элементы контроля, повторить которые невозможно. К таким элементам контроля относятся участие в дискуссии на семинаре, решение кейса в определенный момент, посещаемость и прочее.

Экзамены

Экзамен – последний Элемент контроля по дисциплине, проводимый в период сессии либо в течение 10 дней до сессии. Экзамены в НИУ ВШЭ преимущественно письменные, но на Ваше усмотрение или департамента могут быть устными.

Студенты не должны сдавать более одного экзамена в день, а сам экзамен не может длиться более 4 академических часов. Запрещается начинать экзамен ранее 9 часов утра и заканчивать позднее 9 часов вечера.

Дисциплина может не предусматривать экзамен, но рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации Вы обязаны. Решение о проведении экзамена Вы должны принять до начала чтения курса и зафиксировать его в программе учебной дисциплины.

Если экзамен проводится в письменной форме, то после проверки работы Вы должны рассчитать оценку по промежуточной аттестации. Если экзамен проводится в устной форме, то Вы вправе сообщить оценку после окончания ответа (если методика оценивания не предусматривает дополнительное время на расчет оценки).

Зачеты

В НИУ ВШЭ зачетов нет, за редким исключением. Они предусмотрены по проектной деятельности, трудоемкость которой менее 3 зачетных единиц, а также по дисциплине «Физическая культура»

Ведомости

Рабочая ведомость

В ходе чтения курса преподаватель обязаны фиксировать результаты студентов по Элементам текущего контроля в своей рабочей ведомости. Ее удобно вести в системе LMS.
Форму рабочей ведомости преподаватель может разработать самостоятельно (если форма рабочей ведомости не установлена департаментом) и обязан хранить заполненную рабочую ведомость в течение трех месяцев после завершения промежуточной аттестации.
Ведомость промежуточной аттестации

Результаты промежуточной аттестации фиксируются в ведомости промежуточной аттестации, которую формирует учебный офис образовательной программы перед проведением экзамена.
Вы можете получить ведомость промежуточной аттестации двумя способами:

  • Бумажную версию ведомости необходимо получить в учебном офисе до экзамена. При этом, допускается передача ведомости от учебного офиса преподавателю с использованием электронных каналов связи, если получатель и отправитель однозначно идентифицируются.
  • Электронную ведомость можно получить самостоятельно на сайте http://asav.hse.ru/sheets.html, используя логин vedomost и пароль vedomost.

Заполнение ведомости промежуточной аттестации

Оценка по дисциплине выставляется в ведомости промежуточной аттестации в виде текстовой записи и в виде числовой записи по 10‑ти балльной шкале. Шкала соответствий оценок расположена на бланке ведомости.

Если студент получает «автомат», то выставляется максимальный балл.

Если студент не пришел на экзамен, то его оценка за экзамен будет равна «0». В таком случае Вам необходимо рассчитать и выставить оценку по промежуточной аттестации в ведомость (с учетом оценки «0» за экзамен), а также сделать в ведомости пометку о неявке. Студент, пропустивший экзамен по уважительной причине, сможет сдать его в период пересдач. После, оценка по промежуточной аттестации будет пересчитана с учетом полученной оценки за экзамен.

Важно: Не допускается выставление оценки по промежуточной аттестации студентам, не включенным в сформированную учебным офисом ведомость.

Передача ведомости в учебный офис

  1. Преподаватель передает заполненную ведомость промежуточной аттестации в учебный офис в течение 5 рабочих дней после окончания сессии.
  2. Не позднее трех рабочих дней после определения оценок по промежуточной аттестации преподаватель направляет студентам и менеджеру учебного офиса файл с расчетом и оценками по всем Элементам контроля.
  3. Заполненную и сканированную ведомость преподаватель может отправить на указанную электронную почту сотрудника учебного офиса соответствующей образовательной программы. оригинал ведомости необходимо предоставить менеджеру департамента.

Показ работ по экзаменам или блокирующим Элементам контроля проводится во время сессии.
Оценка из ведомости выставляется менеджером учебного офиса в электронную базу данных и появляется у студента в электронной зачетной книжке в LMS.
Документы к разделу
Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ

Требования к соблюдению академических норм студентами

Преподаватель должен стремиться к созданию образовательной атмосферы, исключающей нарушение академических норм со стороны студентов.

В НИУ ВШЭ не допускаются: списывание, двойная сдача письменных работ, плагиат, подлоги, фабрикация данных и результатов работы.

За нарушение академических норм при выполнении письменных учебных работ или при подготовке к ответу во время устного экзамена (опроса) студенты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию — от замечания и неудовлетворительной оценки до отчисления.
Если преподаватель обнаружил в работе студента одно из перечисленных нарушений, он обязан поставить ему оценку «0» (неудовлетворительно) и уведомить о произошедшем декана факультета, на образовательной программе которого обучается студент, направив служебную записку.

В случае списывания преподаватель имеет право поставить оценку «0» (неудовлетворительно) и тому студенту, который намеренно предоставил свой текст для списывания.

Проверка работ на наличие заимствований

Курсовые и выпускные квалификационные работы, выполненные на русском языке, в обязательном порядке проверяются на наличие в них плагиата при помощи электронной системы «Антиплагиат» (http://corp.antiplagiat.ru). Работы на английском языке студентов англоязычных программ проверяются через систему Turnitin (http://turnitin.com/ru/).
Загрузка итоговых файлов студенческих работ для обязательной проверки на наличие заимствований в тексте осуществляется студентом самостоятельно через систему LMS НИУ ВШЭ. Форма загрузки становится активной для студента при внесении в систему АСАВ утвержденных тем сотрудниками учебного офиса образовательной программы. Инструкция по загрузке работ студентами размещена по .
Подтверждением загрузки студентом работы на проверку процента заимствований является формирование QR-кода.
Для просмотра полного текста загруженной работы, а также просмотра детального отчета из системы «Антиплагиат.ВУЗ» с указанием заимствований необходимо использовать мобильный гаджет с доступом в интернет и предустановленным мобильным приложением для считывания QR-кодов.

Документы к разделу
Приложение 1 и 2 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся: https://www.hse.ru/docs/187025700.html
Приложение 1 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ
Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ: http://www.hse.ru/docs/11118831.html

Апелляция

Студент может подать апелляцию на результаты блокирующих элементов контроля и (или) экзаменов, при этом апелляция в связи с неудовлетворенностью оценкой не принимается.

Основаниями для подачи апелляции могут быть некорректность в постановке вопросов, ошибки в формулировках задач и тестовых заданий, нарушение процедуры проведения элемента контроля или методики выставления оценки за работу, а также обстоятельства, которые помешали преподавателю объективно оценить работу. Конкретные основания для апелляции должны быть обязательно отражены в заявлении.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего элемент контроля или его пересдачу. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент/Студенческого совета университета (при отсутствии Студенческого совета факультета)/Студенческого совета филиала (для студентов филиалов НИУ ВШЭ) по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Важно: Неявка студента и (или) преподавателя, принимавшего блокирующий Элемент контроля или его пересдачу, не препятствует рассмотрению апелляции.

Если апелляция удовлетворена, студенту предоставляется возможность повторной сдачи или пересдачи блокирующего элемента контроля. Если блокирующий элемент контроля проводился письменно и характер заданий и ответов в такой работе позволяет выставить новую оценку, то по результатам апелляции студенту выставляется обновленная оценка.

Пересдачи

В НИУ ВШЭ не разрешается пересдавать положительные оценки с целью их повышения, поэтому пересдаче подлежат только оценки ниже «4».

Пересдачи проводятся в строго отведенное для этого время:

  • после 2 модуля — с 10 января до 15 февраля;
  • после 4 модуля — с 1 сентября будущего учебного года до 15 октября.

Важно: В другое время проводить пересдачи категорически запрещено.

Студент имеет право на две пересдачи:

  • Первая пересдача проводится точно в таком же формате, как и сам элемент контроля.
  • Вторая пересдача принимается комиссией из трех или более преподавателей.

В комиссию обязательно включается преподаватель, который принимал экзамен у студента первый раз.
Процедура второй пересдачи проводится по контрольно-измерительным материалам для пересдач, разработанным председателем комиссии.

Зачетная книжка студента

У студентов Вышки зачетная книжка — электронная. Результаты обучения студентов хранятся в системе АСАВ.
Преподаватель ставит оценки в ведомость, которую передает в учебный офис. Сотрудники учебного офиса заносят оценки в систему АСАВ, после чего они становятся доступны студенту в личном кабинете системы LMS.
Если Вам интересно, как учится тот или иной студент, Вы можете получить информацию о его успеваемости в модуле «Портфолио студента» в личном кабинете системы LMS.

Рейтинг студентов

В Вышке существует рейтинговая система оценки уровня знаний студентов, которая предполагает два вида рейтинга – текущий (за полгода) и кумулятивный (по итогам всей учебы студента с момента поступления). Рейтинги находятся в открытом доступе на сайтах образовательных программ (например: https://www.hse.ru/ba/political/ratings)

Рейтинг отражает за определенный промежуток времени относительную успеваемость студентов обучающихся на одном курсе одной обра­зовательной программы.
По итогам рейтинга студенты получают определенные привилегии на следующий год (например стипендию или скидку по оплате обучения, если студент учится на платном месте). Место в рейтинге также может повлиять на возможность перехода с платного места обучения на бесплатное.
Документы к разделу

Положение о рейтинговой системе комплексной оценки знаний студентов образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета и программ магистратуры Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

9 класс

Данный тест можно использовать как итоговый тест по теме «Программное управление работой компьютера» по учебнику И. Г. Семакина, Л. А. Залоговой, С.В. Русакова, Л. В. Шестаковой «Информатика и ИКТ 9: учебник для 9 класса».

Ключ к тесту:

I вариант: 1г; 2г; 3г; 4а; 5в; 6а; 7в; 8б; 9б; 10б.

II вариант: 1б; 2г; 3б; 4б; 5г; 6а; 7в; 8г; 9б; 10а.

Оценивание:

10 баллов – «5»

8-9 баллов – «4»

6-7 баллов – «3»

Вариант 1.

1. Для отделения операторов друг от друга в языке Паскаль используют:
а) пробел; б) двоеточие; в) запятую; г) точку с запятой.

2. Из предложенных заголовков программы правильным является:
а) Program сумма; в) programm сумма;
б) programm summa ; г) program summa .

3. Для вывода результатов в языке программирования Паскаль используют ключевое слово:
а) VAR ; б) READ ; в) BEGIN ; г) WRITE .

4. Квадратный корень числа вычисляет функция:
а) SQRT (X ); б) SQR (X ); в) ABS (X ); г) INT (X ).

5. Конечное значение переменной У в результате выполнения следующих действий:
У:=5;

Х:=2;

У:=(У-2*Х)/2+Х
будет равно:
а) 0,5; б) 2; в) 2,5; г) 5.

6. В результате выполнения программы

program my _ klass ;
begin
write (25/2,5*2);
writeln (‘улыбок’);
end .

мы увидим на экране:
а) 5 улыбок; в) 5
улыбок;

б) 25 улыбок; г) 25
улыбок.

7. В данном фрагменте программы

program error ;
begin
summa :=25-14;
end .

ошибкой считают:
б) длинное имя переменной;

for i :=1 to 5 do B := 5+ i ;

а) 9; б) 8; в) 7; г) 6.

9. В результате выполнения фрагмента программы

for i :=1 to 10 do begin
if a >0 then a := a /2
else a := i ;
end ;

произойдет следующее:
а) положительные значения элементов массива увеличатся вдвое, а отрицательные заменятся значениями индекса;
б) положительные значения элементов массива уменьшатся вдвое, а отрицательные заменятся значениями индекса;
в) отрицательные значения элементов массива увеличатся вдвое, а положительные заменятся значениями индекса;
г) отрицательные значения элементов массива уменьшатся вдвое, а положительные заменятся значениями индекса.

writeln (‘ Новый массив ’);
for i:=1 to 20 writeln (a);
end.

произойдет следующее:

Тест по теме «Язык программирования Паскаль»

Вариант 2.

3. Для ввода данных в языке программирования Паскаль используют ключевое слово:
а) VAR ; б) READ ; в) BEGIN ; г) WRITE .

4. Возведение в квадрат числа вычисляет функция:
а) SQRT (X ); б) SQR (X ); в) ABS (X ); г) INT (X ).

5. Конечное значение переменной Х в результате выполнения следующих действий:

Х:=2;

У:=0;

Х:= (У+Х)*5-2+Х
будет равно:
а) 0; б) 2; в) 8; г) 10.

6. В данном фрагменте программы

program ошибки ;
begin
writeln (‘ ошибок нет ’);

writeln (‘5*5=’,25);
end .

ошибкой считают:
а) некорректное имя программы;
б) отсутствие переменной;
в) не определенное имя переменной;
г) запись арифметического выражения.

7. В результате выполнения программы

program klass;
begin
writeln (45/(12-3));
writeln (‘ классов ’);
end.

мы увидим на экране:
а) 5 классов; в) 5
классов;

б) 9 классов; г) 9
классов.

8. Значения одномерного массива задаются с помощью цикла:
for i :=1 to 5 do А:= 2+ i ;

В результате значение В будет равно:
а) 9; б) 8; в) 7; г) 6.

9. В результате выполнения фрагмента программы

for i:=1 to 10 do begin
if a>0 then a:=a/3
else a:=2;
end;

произойдет следующее:
а) положительные значения элементов массива увеличатся втрое, а отрицательные заменятся на 2;
б) положительные значения элементов массива уменьшатся втрое, а отрицательные заменятся на 2;
в) отрицательные значения элементов массива увеличатся вдвое, а положительные заменятся на 3;
г) отрицательные значения элементов массива уменьшатся вдвое, а положительные заменятся на 3.

10. В результате выполнения фрагмента программы

writeln (‘ Новый массив ’);
for i:=1 to 20 readln (a);
end.

произойдет следующее:
а) сформируется новый массив;
б) новый массив распечатается;
в) распечатаются только индексы;
г) сформируются только индексы.

Источники информации:

Программирование — это процесс написания, тестирования, отладки и поддержки программного кода. Программный код пишется на некотором языке программирования с нуля или же используя готовые наработки. Написание приложений требует множества знаний, таких как знание предметной области, знание алгоритмов ну и конечно же умение использовать инструментальные средства разработки.

Для подготовки молодых специалистов к изучению конкретных языков программирования и технологий и создан тест Программирование — Основы.

Целевая аудитория теста по программированию

Тест по основам программирования содержит очень простые вопросы и скорее всего не вызовет сложностей у людей, которые имеют какой-нибудь, пусть даже минимальный, опыт программирования.

Тест предназначен в первую очередь тем, кто только начинает изучать программирование. После закрепления теоретических знаний предлагаем Вам выбрать один из множества путей Вашего дальнейшего развития в области разработки программного обеспечения.

Структура теста по программированию

Вопросы теста пока что еще не поделены на тематики, так как их список утверждается.

Тем не менее уже сейчас выделить можно следующие категории вопросов:

  • Основные понятия и термины
  • Булевая алгебра
  • Системы счисления
  • Простые алгоритмы

Приложение к документам: 2 вида оформления

Приложением к документу может быть:

  • самостоятельный, окончательно оформленный и действующий документ — копия устава организации, копия штатного расписания организации, подписанные и зарегистрированные экземпляры договора, высылаемые контрагенту
  • проект документа — постановления или распоряжения;
  • часть документа, которая раскрывает содержание отдельных положений основного документа — список членов создаваемой приказом руководителя комиссии, являющийся приложением к этому приказу, или план мероприятий, который утверждают приказом.

Существует два вида связи между основным документом и приложениями к нему:

  1. Основной документ и приложение связаны необходимостью пересылки документов, то есть документооборотом.
  2. Основной документ и приложение связаны содержанием.

К первому виду, например, относится сопроводительное письмо и приложение к нему. Ко второму виду относятся, например:

  • договор и приложение к нему в виде сметы расходов, календарного плана или иного документа;
  • приказ и план мероприятий или список членов комиссии, раскрывающие содержание соответствующих пунктов распорядительной части приказа;
  • приказ и утверждаемый этим приказом регламент, являющийся приложением к приказу.

В первом случае сопроводительное письмо и документы-приложения составляют единый комплект документов, во втором случае основной документ и документы-приложения являются частями одного документа. В зависимости от того, каким образом связаны основной документ и приложения, по-разному оформляется отметка о приложении. Рассмотрим подробнее каждый вид оформления приложения.

Сопроводительное письмо с отметкой о приложении

Скачайте образец письма

Как оформить приложение, когда основной документ и приложения связаны необходимостью пересылки

Рассмотрим первый вариант, когда основной документ и приложения объединяются. Делают это главным образом, чтобы обеспечить пересылку адресату документов, которые имеют самостоятельный характер и никак не связанны содержанием друг с другом. Поскольку с сопроводительным письмом пересылают документы, имеющие самостоятельный характер, которые могут быть окончательно оформленными документами или подготовленными проектами документов, делать какие-либо дополнительные отметки или проставлять дополнительные реквизиты на этих документах нельзя. В связи с этим специальный реквизит — отметка о наличии приложений, содержащий информацию о приложениях, проставляется на сопроводительном письме.

Отметка о наличии приложения

Скачайте образец

Оформление приложений к письму должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст), далее — Стандарт. И, хотя ГОСТ Р 7.0.97-2016 предусмотрено несколько вариантов оформления отметки, на практике встречаются ситуации, не предусмотренные стандартом. В связи с этим имеет смысл рассмотреть все ситуации, как предусмотренные, так и не предусмотренные Стандартом.

Случаи оформления приложений к письму, которые предусматривает ГОСТ Р 7.0.97-2016

В Стандарте установлен порядок оформления отметки о приложении в сопроводительных письмах и других информационно-справочных документах для пяти самых распространенных случаев.

№1. Приложение названо в тексте.

Образец отметки о приложении в тексте письма

Скачайте образец

№2. Приложение не названо в тексте или приложений несколько. Указывают названия документов-приложений, количество листов и экземпляров каждого приложения

Несколько приложений в тексте письма

Скачайте образец

Обратите внимание

Независимо от того, сколько приложений к деловому письму или иному информационно-справочному документу — одно, два или более, слово «приложение» всегда употребляют в единственном числе

№3. Приложение (приложения) сброшюровано. В этом случае количество листов не указывают: «Приложение: отчет о НИР в 1 экз.»

№4. Оформление приложений, когда документ, являющийся приложением, имеет приложения с самостоятельной нумерацией: «Приложение: письмо Росархива от 05.06.2010 № 02-6/172 и приложение к нему, всего на 3 л. «

Если приложение направляют не во все указанные в документе адреса, а только основному адресату, отметку о приложении оформляют следующим образом: «Приложение: на 3 л. в 5 экз. только в первый адрес».

№5. Приложение — обособленный электронный носитель. «Приложение: CD в 1 экз.» При этом на вкладыше — конверте, в который помещают носитель, указывают наименования документов, которые записаны на носитель, и имена файлов

Нестандартные случаи оформления приложений к сопроводительному письму

№1. Приложение направляется не во все указанные в документе адреса: «Приложение: на 2 л. в 2 экз. только в первый адрес».

№2. Приложение направляется адресату без оставления копии в делах отправителя: «Приложение: на 2 л. только адресату, экз. единственный».

№3. Приложение содержит информацию ограниченного доступа — документы, содержащие служебную тайну с грифом «Для служебного пользования», коммерческую тайну с грифом «Коммерческая тайна» либо иную конфиденциальную информацию с грифами «Конфиденциально» или «Строго конфиденциально» или иными: «Приложение: Экспертное заключение о готовности инфраструктуры к разработке месторождений нефти на шельфе Баренцева моря № 24/1 КТ, коммерческая тайна, на 25 л. в 1 экз.»

Оформление приложений, когда документ и приложение связаны содержанием

Рассмотрим оформление приложений в случаях, когда основной документ и приложение связаны содержанием. Такого рода приложения могут иметь самые разные документы:

  • распорядительные — постановления, решения, приказы, распоряжения;
  • любые виды договоров, особенно гражданско-правовых;
  • различные акты — проверок, ревизий, экспертизы, планы, программы, отчеты.

Поскольку в этом случае документ-приложение — неотъемлемая часть основного документа, отметки о наличии приложения присутствуют и в основном документе, и в документе-приложении, но оформляются они иначе, не так, как в сопроводительных письмах.

Как правило, при оформлении основного документа в соответствующем пункте документа дают ссылку на приложение.

Фрагмент текста приказа с отметкой о приложении

Посмотреть этот и другие образцы в журнале

Отметка о приложении в тексте Инструкции по делопроизводству

Когда приложений несколько, на каждом приложении к основному документу оформляют отметку о приложении по форме, установленной ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Реквизит «Отметка о приложении» в приложении к приказу

Слово «приложение» может печатать прописными буквами со знаком №. Допускается также центрировать строки реквизита относительно самой длинной строки.

Отметка о приложении на документе-приложении к Инструкции по делопроизводству

Если приложением — документ, утверждаемый распорядительным документом, например, приказом, то наряду с отметкой о приложении на утверждаемом приложении должен быть еще и гриф утверждения. Поскольку гриф также содержит ссылку на основной документ, Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76) предусматривают следующее: если приложение к документу — утверждаемый документ (положение, правила, инструкция, регламент и др.), в верхнем правом углу проставляют отметку о приложении, ниже – гриф утверждения документа. Образец — ниже.

Приложение № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом Росархива от 12.11.2009 №125

В данном случае чтобы не повторять ссылку на распорядительный документ (приказ) в отметке о приложении и в грифе утверждения, дата и номер распорядительного документа приводятся один раз — в грифе утверждения.

Оформление приложений к договору: образец

Аналогичным образом оформляют приложения к договорам, актам, планам, отчетам и другим документам. Приложение к договору согласно ГОСТ может быть оформлено, как продолжение соглашения с нумерацией листов, или выпущено в качестве отдельного документа. В тексте договора должны быть ссылки на все дополнения, прилагаемые к договору с указанием их номера, пунктов и подпунктов. Если приложений несколько, то все они начинаются с нового листа с обязательным написанием в правом верхнем углу «Приложение» и указанием реквизитов договора.

Варианты отметки о приложении к тексту госконтракта и акта приема-передачи дел

Образец в журнале

Итог:

При оформлении приложений к документам учитывайте требования ГОСТ Р 7.0.97-2016 и то, связано ли приложение с основным документом необходимостью совместной пересылки или содержанием.