Как почувствовать человека

Но особенно поразил всех такой случай: у руководительницы отдела логистики умерла мама, и молодая женщина, вся заплаканная, пришла к новому заместителю гендиректора. Она рассказала о своем горе и попросила перенести срок сдачи отчета. Заместитель сказал, что это решаемо, но сначала захотел узнать, как обстоят дела в отделе логистики, начала ли руководительница работать над отчетом, есть ли сложности. И все это говорилось с неизменным выражением лица, четким ровным голосом.

Через некоторое время этот случай обсуждали все управленцы компании, заместителя стали называть черствым человеком и обходить стороной. HR-директор рассказал обо всем этом гендиректору и констатировал, что у заместителя проблемы с эмпатией. Так называется способность человека понять внутреннее настроение другой личности, сопереживать или сочувствовать ей. Если это недостаточно развито, возникают проблемы в коммуникациях. Гендиректор и HR-директор решили, что надо попытаться раскрыть нового топ-менеджера, посоветовать ему развивать эмпатию и рассказать, как это делать. А когда будут результаты, научить правильно сочувствовать коллегам и подчиненным, не идентифицируя себя с ними, не идя на поводу у них и не позволяя собой манипулировать. Предварительно можно замерить уровень эмпатии с помощью экспресс-теста И. ЮСУПОВА*.

Развить эмпатию не сложно. Следуйте нескольким простым правилам Ирина БЕРЕЗНИЦКАЯ, бизнес-тренер компании «ФИНАМ»

Вы будете их соблюдать, то научитесь понимать и принимать чувства других людей, принимать эффективные управленческие решения. Вот эти правила:
– не осуждайте людей, когда общаетесь с ними;
– прежде чем высказывать свою точку зрения, пытайтесь понять других людей;
– не перебивайте собеседника;
– наблюдайте за жестами, выражением лица других людей, чтобы понять их чувства;
– стремитесь получать пояснения от людей по поводу того, какие эмоции они испытывают;
– наблюдайте за поведением тех людей, которые, по Вашему мнению, обладают чуткостью, и пытайтесь подражать им;
– предлагайте помощь коллегам, друзьям, членам семьи и даже незнакомым людям.

Содержание

Подсказка, что делать, кроется в природе эмпатии – в зеркальных нейронах

Знаете, почему некоторые птицы (например, попугаи, вороны) могут имитировать чужие голоса и даже мелодии? А почему обезьяна, которой Вы показали язык, ответит Вам тем же самым? Именно потому, что у них есть так называемые зеркальные нейроны. Эти нейроны находятся в лобной и теменной областях головного мозга человека. Они фиксируют любые действия, которые выполняет сам человек и окружающие. Нейроны, словно зеркала, отражают происходящее вокруг и передают сигналы мозгу. Благодаря им и развивается способность подражать, уподоблять себя другому, а также сочувствовать и сопереживать, то есть эмпатия. Человек учится воспринимать и расшифровывать мимику, жесты других людей, едва заметные импульсы тела и плохо сдерживаемые порывы, реакции на чужие слова. Иначе говоря, начинает понимать, какие эмоции испытывает в данный момент другой человек, какое у него настроение и психическое состояние.

Если эмпатия не развита, это значит, что зеркальные нейроны работают не в полную силу. И неверно думать, что их нельзя тренировать. Любой человек с помощью определенных упражнений может активизировать нейроны, вводить себя в такое состояние, когда они начинают функционировать интенсивнее.

Учитесь осознавать собственные чувства и переживания, внутреннюю мотивацию

Тот, кто не всегда может понять, какие именно эмоции и чувства испытывает сам, тот не поймет и других людей. Поэтому рекомендуйте руководителю прислушиваться к себе, фиксировать свои настроения, ощущения, эмоции и осознавать их. Предложите два упражнения, которые абсолютно несложно использовать в течение дня.

Упражнение 1. Перед тем, как начнется совещание или деловая встреча, сядьте, расслабьтесь и наблюдайте, что Вы чувствуете. Можно прийти на совещание или деловую встречу на несколько минут раньше коллег. Осознав свое состояние и распознав ощущения, озвучивайте их, проговаривайте вслух, например: «Мне спокойно», «Мне не по себе», «Мне некомфортно», «Я волнуюсь, так как не знаю, какие люди пришли на деловую встречу».

Пример

Руководитель службы сбыта и поставок был деловым человеком, в течение дня у него возникало много разных задач. Он, как робот или машина, решал их. Возможно, из-за постоянного стресса и больших нагрузок у него постепенно выработалось чувство отрешенности от того, что происходит вокруг, появилась черствость. Мужчина осознал это случайно, когда, будучи на даче, приехал встречать жену и дочь на вокзал. На станции было много народу, и машинист электрички стал подгонять людей, объявил, что двери закрываются и поезд отправляется. Жена и дочь успели выйти, за ними вышла и бабушка, а ее внук не успел. Случайная прохожая, заметив это, стала махать руками машинисту, кричала работнику железной дороги, который вышел на перрон. А руководитель службы сбыта констатировал, что происшествие не вызвало у него никаких эмоций, он не попытался помочь застрявшему ребенку, на лице которого были испуг и растерянность. После этого случая мужчина начал работать над собой. Во время прогулки, перед совещаниями и встречами, по пути в офис он стал фиксировать свои чувства и эмоции, описывать их. Также он наблюдал за другими людьми и пытался понять, что они чувствуют в данный момент. Вскоре он стал острее чувствовать свои и чужие эмоции.

Смотрите фильмы с психологическим сюжетом. Один из них – «Сцены из супружеской жизни»

В этой картине Ингмара БЕРГМАНА много сцен «крупного плана», которые дают возможность наблюдать в динамике всю гамму чувств героев. Возьмите за правило смотреть, скажем, по два кинофильма в месяц не расслабленно, а именно в учебных целях. Лучше, если Вы будете смотреть фильмы с кем-то из родных или коллег, чтобы потом обсудить увиденное. Обращайте внимание на взаимодействие героев, на их конфликты и на то, как они улаживаются. Изучайте язык тела персонажей, чтобы понять, как этот язык передает их чувства. Подмечайте детали поведения и настроения киногероев. Благодаря тому, что действие происходит на экране, Вы не до конца можете погрузиться в бурю страстей и эмоций, что дает Вам возможность сохранять отстраненность и правильно тренировать навык восприимчивости.

Упражнение 2. Задайте себе вопросы: «Если я понимаю, что со мной происходит, что дальше? Какие действия хочу совершить»? Например, Вы чувствуете обиду и беспомощность. Это вызывает у Вас желание расплакаться. Но Вы не можете себе этого позволить (особенно, будучи в офисе). Как же тогда можно выразить свои эмоции? Оставшись наедине в своем кабинете, крикните, так сказать, выпустите пар.

Чем лучше Вы будете понимать, что Вам хочется сделать, когда Вы испытываете определенную эмоцию, тем легче осознаете, какие чувства скрываются за действиями других людей. Например, Вы четко прочувствуете: если человек разговаривает на повышенных тонах, значит, он чем-то возмущен или сильно взволнован.

Настраивайте префронтальную кору мозга на эмпатию – откройтесь навстречу другому человеку

Главное в том, чтобы Вы сами дали себе установку, что надо развивать в себе умение сопереживать и сочувствовать другим. Пошлите соответствующий сигнал в мозг. Скажите себе, что эмпатия – это хорошо и полезно. Уже сам такой посыл или сама такая установка активизируют префронтальную кору мозга, где и располагаются зеркальные нейроны, отвечающие за эмпатию, настраивают их на работу и включают механизмы, направленные на сочувствие.

Затем совместите настрой с наблюдениями за подчиненными или коллегами, с которыми Вы общаетесь. Психологически и телесно настройтесь на беседу, раскройтесь навстречу другому человеку. Сосредоточьте все свое внимание на нем, попытайтесь настроиться на одну с ним волну и понять, что он чувствует. Некоторые психологи сравнивают эмпатию с медитацией, но отличие в том, что Вы сосредотачиваетесь не на собственном внутреннем мире (как при обычной медитации), а на чужом. Словом, Вы должны интуитивно почувствовать, какое настроение у человека.

Топ-менеджер промышленного холдинга заметил, что в последнее время подчиненные словно не понимают его. Он встречается с ними, подчиненные иногда и сами приходят к нему обсудить какие-либо проблемы. Вроде бы все оговаривается, но через некоторое время топ-менеджер получает совсем не тот результат, который хотел. Выясняется, что подчиненный иначе понял, что должно быть в итоге. Руководитель высшего звена обратился за советом к HR-директору. Они вместе стали анализировать, в чем дело. И сделали такой вывод: топ-менеджер, будучи занятым человеком, общается с подчиненными очень быстро, как бы на ходу, стремясь оперативно принимать решения.

Но в рабочем угаре он не успевает настроиться на беседу с человеком, думает и о других проблемах, а потому не улавливает внутреннее состояние собеседника. Из-за этого руководитель не чувствовал, что стоит за словами подчиненного, а считывал с его слов только то, что сам хотел. Получалось, что начальник и подчиненные почти в прямом смысле разговаривали на разных языках. HR-директор посоветовал топу отгонять мысли о других делах во время общения с людьми (поставить воображаемого сторожа), пытаться подловить настроение человека и понять, с чем он пришел. Уже через два месяца топ-менеджер поблагодарил HR-директора за дельный совет. Недопонимание с подчиненными исчезло – руководитель вовремя подмечал, в чем могут быть разногласия, и делал уточнения. Количество ошибок заметно снизилось.

Как можно полнее описывайте чувства коллеги, подбирайте синонимы, уточняйте, правильно ли Вы его поняли Оксана ДАНЦОВА, руководитель отдела управления персоналом группы компаний «СИАЛАВТО»

Например, если Ваш коллега расстроен, подберите как можно больше синонимов к слову, обозначающему это состояние. Если Вы сходу смогли привести больше четырех, то у Вас достаточно развита эмпатия. Помните, что цель эмпатии – не менять другого человека, не решать за него проблемы, а просто почувствовать его и убедиться, что Вы правильно его поняли. Прямо уточните у него: «Мне кажется, ты обиделся?», «Я чувствую, что ты очень рад этому?!». И только когда человек подтвердит, что Вы его поняли верно, принимайте решение, как реагировать на ситуацию. И еще: не отгораживайтесь и от своих эмоций. Обогащение своего «Я» собственными переживаниями со временем сделает Вас более чутким к состоянию других людей. Чем больше эмоций Вы переживаете в своей жизни, тем более опытным становитесь.

Копируйте позы, жесты, действия других людей и поймете, что они чувствуют

Психологи уверяют: если подметить позу, которую принял Ваш собеседник, и найти возможность повторить ее (принять такую же), то Вы испытаете то же самое, что и собеседник. Иначе говоря, Вам станет понятно, что он ощущает. Ведь психофизиологические реакции у всех людей приблизительно одинаковы, и эти реакции проявляются в определенных типичных жестах и движениях.

Совет: наблюдайте за людьми – подчиненными, партнерами и клиентами, с которыми проводите встречи, за родными и близкими. Отмечайте, какие жесты у них появляются в определенных ситуациях, какие позы принимают люди и что делают. Только не пытайтесь рационально анализировать язык тела! Просто повторите то, что делают другие, не включая рацио. Так Вы активизируете зеркальные перцептивно-двигательные функции Вашего мозга. Приняв ту или иную позу, фиксируйте, что чувствует Ваше тело. Те же ощущения испытывает человек, действия которого Вы скопировали.

Поставьте себя на место подчиненного – воспринимайте его чувства и мысли

Если, например, кто-то из подчиненных противоречит Вам, попробуйте поставить себя на его место, понять его глубинные нужды, особенно если речь идет о молодом и ранимом человеке. Тогда Вы получите более полную картину, которая, вероятно, умерит Ваше недовольство и злость на этого человека. Он, по всей видимости, тоже почувствует изменение Вашего настроя и сам отнесется к ситуации с большим пониманием. Следуйте двум правилам.

Читайте японскую поэзию. Она развивает воображение, эмоции и чувства

Японский поэт не описывает все в подробностях, не разворачивает перед нами всю панораму событий и чувств, а дает лишь намеки, предлагает читателю включить воображение и живо представить все себе, додумать, мысленно нарисовать картину и испытать определенные эмоции, пережить чувства. Это способствует развитию эмпатии. Светлана БУЛГАКОВА, психолог по образованию, бизнес-тренер нижегородского представительства «Альфа-Банка», для которой умение понять другого человека является профессиональным качеством, училась улавливать оттенки чувств с помощью японской поэзии. Судите сами, какой простор для фантазии, ассоциаций и эмоций дают, к примеру, такие строки поэта Оэ-Но ТИСАТО

Гляжу на луну,
И тысяча тысяч в сердце
Родится печалей.
Пускай не ко мне одному
Осень приходит, и все же…

Правило 1. Следить за лицом и глазами собеседника.Скрытые чувства человека проявляются в выражениях лица. Ваша задача – заметить мимолетные изменения мимики. Они отражают то, что человек на самом деле чувствует, без купюр, глубоко и серьезно. Вы сможете заметить все, если не будете отвлекаться от беседы, присутствовать в настоящем во всей полноте сознания.

Правило 2. Анализировать поведение человека в комплексе, исходить из того, что, возможно, Вы чего-то не знаете. Стремитесь постичь, какой душевный раздрай человек переживает и чем вызваны какие-то нетипичные для этого сотрудника манеры в поведении. Подумайте, что Вы знаете о человеке или можете достаточно уверенно предполагать. Например, факты из его личной биографии, о ситуации в семье, о темпераменте, характере, «чувствительных точках», недавних событиях в его жизни, отношениях с Вами. Задавайте себе вопросы: «Что может он чувствовать в глубине души? Что ему от меня нужно?» Словом, учитывайте комплекс факторов.

Руководитель отдела сбыта всегда был очень уравновешенным и здравомыслящим человеком, адекватно реагировал на просьбы коммерческого директора. Но в последнее время руководитель изменился. Коммерческий директор заметил: когда он разговаривает с руководителем, то как будто тот уходит в себя, иногда делает резкие жесты, воспринимает все как будто отстраненно, без былой заинтересованности, задает меньше вопросов. Коммерческий директор предположил, что подчиненного что-то гнетет, его постоянно занимают посторонние мысли. Может быть, что-то произошло в его личной жизни. Начальник поговорил с сотрудниками отдела сбыта и понял, что его подозрения были правильными: недавно у руководителя отдела сбыта ушла из дома 17-летняя дочь и просила ее не искать. Этот бунт взрослеющего отпрыска доставляет много беспокойств. Кроме того, еще до этого происшествия руководитель отдела пошел учиться в школу МВА, и теперь разрывается между работой, учебой и личной проблемой. Коммерческий директор снизил нагрузку на руководителя отдела, дав ему возможность разобраться с личными делами, упорядочить жизнь и прийти в норму. Благодаря эмпатии коммерческий директор не дал сотруднику окончательно пасть духом, поддержал его и уберег от увольнения.

Посмотрите, как выглядит рабочее место сотрудника, и нарисуйте его портрет

Разумеется, такое упражнение на развитие эмпатии поможет, если Вы не знаете, чье это рабочее место, и если не контактируете с его владельцем тесно. Устройте себе краткую экскурсию по офису, посмотрите на любое рабочее место и попытайтесь предположить, каким может быть его владелец.

Заместитель генерального директора обошел офис и бросил взгляд на письменный стол, на котором громоздится парочка неровных стопок бумаг, стоит красивая яркая чашка с недопитым чаем, в рамке – фото улыбающегося малыша. Рядом лежит тюбик крема для рук, а к монитору компьютера приклеено маленькое красное сердечко. Заместитель гендиректора сразу предположил, что это рабочее место принадлежит женщине, что она ценит семью, скорее всего любит детей и мужа, по натуре творческий человек (папка бумаг не выровнена), умеет быть гибкой и корректировать планы с учетом новых обстоятельств (в яркой чашке – недопитый чай). Чтобы проверить, правильны ли такие предположения, замдиректора решил ради интереса поговорить с непосредственным руководителем этой женщины и услышать его характеристику. Практически на 90 % портрет женщины, созданный топ-менеджером, совпал с тем, что рассказал ее непосредственный руководитель. Это говорит о том, что замгендиректора хорошо чувствует людей и обладает развитой эмпатией.

Задавайте себе вопрос: хотели бы Вы оказаться на месте собеседника и получить то, что Вы ему дали Ольга ИОНОВА, Директор по персоналу INLINE Technologies

Можно развивать эмпатию с помощью такого упражнения: встать перед зеркалом и воспроизвести мимику человека, с которым у Вас была встреча. Вспомните подробности общения и проанализируйте эмоции собеседника. Иногда это дает неожиданный эффект внутреннего отклика на переживания коллеги. Но более действенное правило – относиться к окружающим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Попробуйте следовать ему, когда общаетесь с людьми, в том числе когда контакт невербальный, скажем, Вы пишете по электронной почте. Кажется, правило это слишком простое и банальное. Но вечером проанализируйте прошедший день и ответьте себе честно на вопрос: «Во всех ли ситуациях Вы бы хотели оказаться на месте Вашего собеседника и получить то, что Вы дали ему сегодня в общении?» Если Вы начинаете оправдывать некоторые свои действия, значит, Вы развиваете эмпатию.

Займитесь физиогномикой – определяйте настроение людей по выражению их лиц

Существуют даже бесплатные компьютерные тесты, на которых можно проверить, какой Вы физиогномист, и оттачивать мастерство считывания по выражению лиц людей. Если у Вас есть знакомый или подчиненный, умеющий делать зарисовки портретов, то попросите его набрасывать портреты сотрудников компании, либо клиентов или партнеров. Всматривайтесь в эти портреты и пытайтесь понять, что чувствуют изображенные на них люди.

Классик русской литературы Иван ТУРГЕНЕВ придумал «игру в портреты», чтобы развивать психологическую проницательность. Он рисовал пять–шесть портретов, в которых воплощал свои представления о людях различных социальных слоев и характеров, приглашал свою возлюбленную Полину ВИАРДО с ее детьми и ученицами, друзей и знакомых. Гостям писатель предлагал дать психологическую характеристику тем людям, которые были изображены на портретах. Затем он читал описания вслух и все присутствующие сравнивали их, выбирали те, которые наиболее верны. Например, персонажа с тяжелой массивной челюстью и низким лбом ВИАРДО охарактеризовала так: «Это изобретатель. Большое сердце – глубокий мыслитель, бескорыстный – материальная сторона жизни цены для него не имеет. Он почувствовал бы свою бедность, если бы обращал на это внимание. Ни в его натуре, ни в его характере нет ни капли черствости. Детски наивен – обаятельный человек».

Это описание получилось очень близко к той характеристике, которую дал человеку, изображенному на портрете, сам ТУРГЕНЕВ: «Великий человек – ни больше, ни меньше! Печальный, нелюдимый, глубокий, могучий, одинокий. Он мог бы стать народным вождем, не будь он слишком большим философом. Может быть неотразимо красноречивым – иногда вспыльчив до ярости, обычно молчалив и исполнен горечи. Большое сердце и в самой глубине души много скрытой нежности». Такая игра в портреты развивала у участников наблюдательность, способность вжиться в образ и понять другого человека.

За границей путешествуйте не в туристическом автобусе, а вместе с местными жителями

Наблюдайте за тем, как живут люди в других странах, пытайтесь понять, какая логика лежит в основе их поступков, как они вообще воспринимают окружающий мир и выстраивают коммуникации друг с другом. Это не постичь, если путешествовать в комфортабельном туристическом автобусе и смотреть на мир через стекло. Если же Вы будете жить жизнью не туриста, а местного жителя, Вы откроете для себя много нового. Например, узнаете, что стоит за американской улыбкой, японской вежливостью, грузинской душевностью. Школа бизнеса «Синергия» часть обучающих программ проводит в других странах. В последний раз обучение прошло в Барселоне. Это город эксцентриков: коллекционеров, архитекторов, анархистов, поваров, диджеев, маниакально стремящихся к совершенству. Барселона – открытое место. Здесь люди испытывают новые эмоции и ощущения, открывают что-то неведанное в себе, острее чувствуют окружающее, развивают эмпатию.

Только в одиночку развивать эмпатию нельзя. Групповые упражнения выполняйте на тренинге сенситивности

Запишитесь на тренинг. Если не хотите афишировать себя, никто не заставит Вас это сделать. Просто назовите свое имя. Фамилию, должность и название компании, где Вы работаете, можете для других посетителей не озвучивать. Программы тренингов сенситивности, иначе говоря, чувствительности, разрабатывают психологи. Люди, которые прошли такой тренинг, отмечают, что стали лучше чувствовать эмоциональное состояние окружающих и осознанно на него влиять, в поведении появилась раскованность и свобода. На тренингах Вы будете выполнять интересные упражнения.

На тренинге сенситивности участники выполняют упражнение «Передача чувства» . Все садятся в круг недалеко друг от друга, закрывают глаза. Затем тренер назначает человека, который должен передать рядом сидящему человеку какую-нибудь эмоцию или чувство без слов, только с помощью прикосновения. После этого первый участник может открыть глаза, а коллега, почувствовав прикосновение и расшифровав его, передает чувство или эмоцию дальше — следующему участнику. Повторять движения предыдущего человека не обязательно. После того как чувство передано по кругу, оно возвращается тому, кто его отправил. К этому моменту все сидят с открытыми глазами. Каждого, начиная с первого участника, спрашивают, какое чувство получил, какое отправил. В результате находят того или тех людей, из-за которых произошло искажение, и выясняют, в чем дело.

Помните: сочувствовать – не значит, одобрять и соглашаться. Сохраняйте дистанцию!

Это очень важный момент. Да, эмпатия – это умение примерить на себя «шкуру другого», откликнуться на его переживания. Но при этом надо сохранять некую отстраненность, удерживать собственные состояния и чувства. Наблюдайте за переживаниями другого человека со стороны, соблюдайте дистанцию, не жертвуйте собственным состоянием. Если человек испытывает отчаяние и боль, Вы, сочувствуя ему, не должны тоже сваливаться в вязкое болото тех же самых чувств. Психологи и врачи «присоединяются» к клиенту, понимают, что он переживает, но не начинают испытывать те же эмоции. Иначе профессиональное выгорание наступило бы уже в первые годы работы.

Помните: эмпатия не есть соглашательство или одобрение. Вы можете сопереживать человеку, но при этом желать, чтобы он поступал по-другому. Если будете придерживаться такой позиции, то окружающие не смогут использовать Ваше сочувствие в своих целях, манипулировать Вами, используя Вашу развитую эмпатию.

*Образец теста для изме- рения уровня эмпатии смотрите на нашем сайте www.HR-director.ru/files и в электронном журнале на e.HR-director.ru

10% людей сталкивались с околосмертными переживаниями, выяснила международная группа ученых. Большинство сталкивалось с аномальным восприятием времени, обострением чувств и ощущением выхода из тела. Те, кто столкнулся с наиболее сильными ощущениями, чаще оценивали свой опыт как приятный.

Примерно 10% людей сталкивались с околосмертными переживаниями, выяснила группа исследователей из Дании, Норвегии и Германии. Результаты были представлены на пятом конгрессе Европейской академии неврологии.

Околосмертные переживания (или околосмертный опыт) — это субъективные переживания человека, который выжил в угрожающей жизни ситуации, например, автомобильной аварии или при инфаркте. Люди говорят, что чувствовали выход из физического тела, эйфорию, их посещали мистические видения. Описания подобных переживаний встречаются еще в древних религиозных текстах. Также подобные ощущения могут быть вызваны приемом некоторых психоактивных веществ.

Для оценки околосмертных переживаний используется шкала Грейсона, разработанная Международной ассоциацией изучения околосмертного опыта. В ней описаны 16 типичных околосмертных ощущений: чувство мистического восторга, выход из тела, движение по туннелю, ощущение присутствия рядом сверхъестественных существ и так далее. Интенсивность каждого из них оценивается от 0 до 2 баллов, которые потом суммируются.

Исследователи опросили 1034 добровольца из 35 стран. О переживании околосмертного опыта рассказали 289 из них. 106 набрали более 7 баллов по шкале Грейсона, что свидетельствовало об истинности переживаний.

87% испытуемых сообщили об аномальном восприятии времени, 65% — о повысившейся скорости мышления, 63% — о резком обострении чувств, 53% — об ощущении выхода из тела.

При этом 73% людей заявили, что околосмертные переживания показались им неприятными, а 27% добровольцев опыт понравился.

Однако при пересчете только на тех участников, которые набрали более 7 баллов по шкале Грейсона, выяснилось, что среди них околосмертный опыт положительно оценили 53% и лишь 14% назвали его однозначно неприятным.

Также исследователи установили связь между околосмертными переживаниями и фазой быстрого сна, во время которой мозг работает так же активно, как и во время бодрствования. В это время головной мозг посылает спинному сигналы, ограничивающие движения тела — иначе человек может пытаться бежать или драться во время сна. При пробуждении в этой фазе человек может столкнуться с сонным параличом, а также зрительными и слуховыми галлюцинациями.

Как выяснилось, люди, набравшие по шкале Грейсона больше баллов, чаще сталкивались и с подобными ощущениями тоже. Среди тех, кто набрал более 7 баллов, таковых оказалось 47%. Среди тех, кто не сталкивался с околосмертным опытом вообще — лишь 14%.

«Хотя речь идет не о причинно-следственной связи, выявление физиологических механизмов, лежащих в основе пробуждения во время фазы быстрого сна может способствовать нашему пониманию того, что происходит на грани смерти», — отмечают исследователи.

Несмотря на популярное среди неспециалистов поверье, никакого фактического «выхода из тела» при околосмертном опыте не происходит. Это наглядно показывают эксперименты. Например, в 2001 году британские исследователи закрепили на полках в операционной одной из больниц специальные символы так, чтобы их можно было видеть только сверху.

По итогам исследования лишь двое из 63 пациентов, переживших в операционной клиническую смерть, сообщили о каких-либо видениях в это время. Символы никто из них не видел.

Околосмертные переживания и видения связаны с изменениями мозга в условиях гипоксии, нехватки глюкозы и гибели клеток. Массив данных о том, что происходит с мозгом во время смерти и после нее непрерывно пополняется. Так, в 2013 году было установлено, что после остановки сердца мозг крыс демонстрирует высокочастотную активность, характерную для состояния когнитивных процессов.

Интенсивная мозговая активность продолжалась в течение 30 секунд после остановки сердца.

Наблюдаемые у крыс после остановки сердца вспышки гамма-волн, обычно наблюдаемых при решении задач, требующих максимального сосредоточенного внимания, охватывали весь мозг и были синхронизированы в разных его участках. Возможно, эти результаты распространяются и на других млекопитающих, в том числе людей.

В 1992 году итальянский нейрофизиолог Джакомо Риццолатти открыл «зеркальные» нейроны. Это особые клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями других людей. Они позволяют «отзеркалить» действия других в своей голове и почувствовать, как будто мы совершили их сами. Именно из-за этих клеток у любителей боевиков сжимаются кулаки, когда они смотрят драку на экране, и именно они заставляют зрителей во время футбольных матчей подпрыгивать на своих местах.

Позже выяснилось, что помимо моторных зеркальных нейронов (или нейронов действия) существуют и эмоциональные зеркальные нейроны, которые вызывают то, что специалисты называют эмпатией — способностью сопереживать.

Считается, что человечеству удалось выжить во многом благодаря эмпатии. Эволюционно такой механизм необходим, чтобы в минуты опасности мгновенно, без лишних слов, понимать сородичей. Единые эмоции также объединяли людей и помогали им работать сообща. А совместный труд, как известно, гораздо эффективнее одиночного. Настройтесь на позитив! Как оптимизм помогает добиться цели Подробнее

Вместе против кризисов

Эмпатия необходима и сегодня, когда у людей нет нужды бегать за мамонтами и оборонять свои жилища от набега иноплеменников.

— Известно, что при любом кризисе выживает не сильнейший, а том, кто сумел объединиться и создать команду единомышленников, — рассказывает директор Центра информационных и социальных технологий в медицине Сеченовского университета Дмитрий Шаменков. — Не говоря уже о том, что здоровье и качество жизни человека зависят от качества отношений с окружающими нас людьми.

Людям жизненно необходимо иметь крепкие социальные связи, которые выражаются через любовь, заботу, дружбу, сопереживания. Именно эти навыки и чувства помогают нам выживать и справляться с жизненными трудностями. Если вы открыты, готовы искренне выражать свои чувства и принимать мысли и чувства других людей — вам не страшен никакой кризис.

Для того чтобы налаживать и поддерживать отношения, необходимо развивать эмпатию. Что может сделать человека счастливее? Подробнее

Как развить эмпатию?

1. Включите заинтересованность. В современном мире большинство людей принудительно отключают в себе чувство сострадания и сознательно живут под лозунгом «это не мои проблемы». Как только человек отказывается от этой установки, проблема исчезает.

2. Научитесь понимать себя. Эмоциональный интеллект базируется на трех китах — саморегуляции, умении слышать и ставить себя на место другого и способности управлять своим настроением. Человек, который не прислушивается к своим эмоциям и в котором бушуют страсти, вряд ли будет понимать и чувствовать других.

3. Слушайте, что вам говорят. Мы живем в рамках собственных клише и предубеждений. Начиная разговор, мы заранее знаем, что скажет нам собеседник. Перемените тактику — позвольте вашему собеседнику говорить самому, не подсказывайте ему слова, не направляйте ход его мыслей. Это поможет человеку раскрыться, а вам — понять его и узнать много нового.

4. Ищите лучшее. Беспроигрышный вариант успешных переговоров — заранее проникнуться симпатией к собеседнику и прийти на встречу к нему с этим чувством.

5. Не пропускайте эмоциональные сигналы. Слушая человека, следите за его эмоциями и давайте понять, что вы понимаете их и чувствуете то же самое. В большинстве случаев человеку требуется не конкретная помощь, а понимание и сочувствие. Как использовать эмоции для достижения своих целей? Подробнее

А если это болезнь?

Бывают ли душевно глухие, нечувствительные к эмоциям окружающих люди? Да, и это всегда признак серьезной патологии. Практически не способен понимать окружающих человек после кровоизлияния в левую часть мозга (инсульта). Нейронные связи повреждаются при некоторых генетических и психических заболеваниях, а также при расстройствах аутистического спектра (РАС). Как известно, симптомы этих расстройств существенно варьируются (от легких до тяжелых). Некоторые люди с РАС зачастую выглядят абсолютно здоровыми и слывут замшелыми эгоистами. Хотя на самом деле они просто не способны «считывать» эмоции окружающих.

Жестокость и жесткость людей в возрасте 50+ сегодня неврологи рассматривают как ранний симптом болезни Альцгеймера. Считается, что в норме с каждым прожитым годом человек становится мягче и добрее. Ведь каждому за свою жизнь приходится побывать во многих «шкурах», поэтому с возрастом мы начинаем относиться к слабостям окружающим с пониманием и снисхождением. Если с годами человек «зацикливается» на себе, начинает говорить только о своих проблемах и болячках и перестает интересоваться заботами ближних, это очень тревожный знак. Злобной старухе из сказки Пушкина нужно было не новое корыто, а помощь специалиста.