Как списать школьный автобус?
– Во всех регионах России сейчас готовятся списать тысячи школьных автобусов, у властей есть всего два месяца, чтобы решить этот вопрос – уже в июле возить детей на том, на чем их возят сейчас, будет просто нельзя. В силу вступит новый ГОСТ и машины придется переоборудовать или, вообще, заменить, ведь именно состояние и возраст авто зачастую становятся причиной страшных аварий со школьными автобусами, в минувшем году их было почти 700. На чем теперь будут ездить школьники, узнал мой коллега Максим Уразаев.
– Путь к знаниям для этих детей – это несколько километров по грязи до соседней деревни, старый школьный автобус не справляется с этой с позволения сказать дорогой.
Светлана ПИСКУНОВА, местная жительница: Нам нужен транспорт, соответствующий требованиям, чтобы спускался с горы этот транспорт и чтобы до магазина хотя бы, там и разворот есть.
– В поселок Курик Иркутской области школьный автобус даже подъезжает, проблема в другой – в него не влезть, автобусов у школы вдвое меньше, чем нужно для перевозки учеников из окрестных деревень. А скоро их, вообще, не на чем будет возить, половину транспорта придется списать ради безопасности – правительство страны решило запретить перевозить детей на автобусах со сроком эксплуатации старше 10 лет и утвердило даты. Меньше чем через три месяца – с 1 июля – в Москве, Московской области, Петербурге и Ленобласти нельзя будет перевозить детей на автобусах до 5 тонн, на старых “ГАЗелях”, например, в остальных регионах их запретят только в апреле следующего года. Автобусы более 5 тонн, скажем, изношенные “пазики”, в Москве и Петербурге под запретом будут с 1 октября этого года, в остальных регионах смогут возить еще год – до октября 2019. По данным ГИБДД, как минимум, каждый второй автобус в стране старше 10 лет.
Андрей НОЗЫРЕВ, генеральный директор компании заказных автобусных перевозок: Я могу сказать больше – что в Российской Федерации транспортных средств моложе 10 лет 80 процентов, только в регионах таких, как Москва, Ленинград и Ленинградская область, соответственно, это 50 процентов, в других регионах до 80-90 процентов составляют машины старше 10 лет.
– Это значит, что скоро большую часть школьного транспорта придется списать, перевозить детей будет не на чем, особенно детей до 6 лет, – по новому ГОСТу им нужно оборудовать отдельные автобусы со специальными креслами, такие в России производит лишь одна компания.
Рустам АЛЯУТДИНОВ, директор по продажам компании по производству автобусов: Входят в комплектацию автобусов детские кресла с трехточечными ремнями, с датчиками сидения, которые помогают водителю понять, что маленький пассажир не на своем месте.
– Безопасность перевозок не только от возраста зависит – это, наверняка, подтвердят школьники из поселка Волок Пермского края, у них, к слову, новый автобус, но и он застревает на этом тернистом пути к знаниям. С такими дорогами справится разве что трактор, но он для перевозок школьников ГОСТом не предусмотрен.
Списание автотранспорта в казенном учреждении
Цитата (М.Зарипова эксперт журнала «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» 02.07.2014):Общие нормы по списанию имущества (автомобиля) с учета
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Положение о списании федерального имущества утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).
В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если данное имущество:
непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.
Федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание и недвижимого, и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых находятся (п. 4 Положения № 834). Общий Порядок согласования списания федерального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ № 96, Минфина РФ № 30н от 10.03.2011. На основании этого документа для согласования решения о списании федерального имущества руководитель учреждения должен направить в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится:
перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию;
копию решения о создании постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) – если такая комиссия создается впервые либо в положение или в состав внесены изменения;
копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по подготовке и принятию решения о списании объектов федерального имущества;
акты о списании федерального имущества и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти. Необходимо отметить, что соответствующие силовые структуры ведомственными приказами утверждают для подведомственных учреждений (территориальных органов):
порядок согласования решения о списании имущества;
перечень документов, необходимых для принятия этого решения;
порядок согласования актов о списании.
Например, для территориальных органов МВД действует Приказ МВД РФ от 18.10.2012 № 954, для учреждений в структуре МЧС – приказы МЧС РФ от 20.09.2011 № 524, от 07.02.2013 № 68, для учреждений в структуре ФСИН – Приказ ФСИН РФ от 12.04.2012 № 196. Так, для списания автомобиля с учета в учреждении ФСИН необходимо представить следующий пакет документов:
копию паспорта (формуляра) транспортного средства (при его отсутствии – материалы служебной проверки по факту утраты паспорта (формуляра) транспортного средства, справку о балансовой принадлежности, содержащую все необходимые сведения для идентификации имущества по наименованию, местонахождению, основаниям возникновения права);
технико-экономическое обоснование списания транспортного средства;
семь фотоснимков транспортного средства форматом 9 x 12 см (вид автомобиля спереди, сзади, справа, слева, двигатель, номер шасси (кузова, двигателя)).
Таким образом, в отношении конкретного федерального казенного учреждения, территориального органа власти действует свой порядок согласования решения о списании федерального имущества, разработанный соответствующим федеральным органом исполнительной власти с учетом отраслевой специфики используемого имущества.
Подготовка к процедуре списания автомобиля с учета
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в казенном учреждении силовых министерств и ведомств создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию указанного решения. Она наделяется следующими полномочиями (п. 6 Положения № 834):
осмотр автотранспорта, подлежащего списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
принятие решения по вопросу о целесообразности дальнейшего использования автотранспорта, возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от него;
установление причин списания автотранспорта, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания автомобиля;
подготовка акта о списании и формирование пакета документов в соответствии с перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.
Обратите внимание
Срок рассмотрения комиссией представленных ей документов не должен превышать 14 дней. Заседание комиссии правомочно при наличии кворума, который составляет не менее 2/3 членов состава комиссии (п. 7 Положения № 834).
В случае отсутствия у учреждения работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Если договором, заключенным между учреждением, в котором создана комиссия, и экспертом, участвующим в ее работе, предусмотрена возмездность оказания его услуг, то труд эксперта оплачивается в пределах бюджетных ассигнований, определенных в установленном порядке на обеспечение выполнения функций федерального казенного учреждения (пп. «а» п. 8 Положения № 834).
Напомним, что решение комиссии учреждения о списании автомобиля оформляется актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). Заметим, что амортизация, начисленная в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для принятия решения об их списании (п. 87 Инструкции № 157н ).
Все подготовленные документы по списанию основного средства (автомобиля) передаются на согласование собственнику имущества до утверждения акта на списание его с учета.
Обратите внимание
Отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств до утверждения в установленном порядке решения о его списании (выбытии) и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).
Отражение операции по списанию автомобиля с учета Пришедший в негодность автомобиль необходимо снять с учета в органах ГИБДД (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации») и утилизировать. Договор на утилизацию должен быть оформлен с использованием процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ .
В силу п. 51 Инструкции № 157н операции по списанию объектов основных средств отражаются по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ.
В бухгалтерском учете операции по списанию автомобиля нужно отразить следующим образом (п. 10 Инструкции № 162н ):
Дебет счетов 1 104 35 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения», 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Кредит счета 1 101 35 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств – иного движимого имущества учреждения»
Запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования, принимаются к учету по рыночной стоимости, что отражается записью (п. 23 Инструкции № 162н):
Дебет счета 1 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»
Кредит счета 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Для справки
Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету. Текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта определяется исходя из цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения – экспертным путем (п. 25 Инструкции № 157н).
Аналитический учет полученных материальных ценностей ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041), книге (карточке) учета материальных ценностей (ф. 0504042 (ф. 0504043)).
Пример 1
Казенным учреждением, входящим в структуру МЧС, получено разрешение на списание автомобиля. Первоначальная стоимость основного средства составляет 450 000 руб. Амортизация начислена в размере 100%.
От разборки транспортного средства оприходованы запасные части, узлы и детали на сумму 35 000 руб.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | |
Отражено списание автомобиля с бухгалтерского учета | 1 104 35 410 | 1 101 35 410 | 450 000 |
Приняты к учету запасные части, полученные в результате ликвидации автомобиля и пригодные для дальнейшего использования | 1 105 36 340 | 1 401 10 172 | 35 000 |
Отражение операций по сдаче автомобиля в утиль
Отметим, что любое имущество (в том числе металлолом) может реализовываться казенным учреждением только в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых данные доходы образовались.
Из содержания п. 3 ст. 41 БК РФ следует, что доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной (муниципальной) собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, являются одним из видов неналоговых доходов бюджетов. Иными словами, средства от реализации имущества, принадлежащего казенному учреждению на праве оперативного управления, независимо от источников его приобретения должны перечисляться в доход соответствующего бюджета.
Что касается исполнения обязанностей плательщика НДС и налога на прибыль, следует обратить внимание на следующие положения НК РФ.
В соответствии со ст. 247 НК РФ казенное учреждение при осуществлении указанных операций является плательщиком налога на прибыль.
Базой по налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой согласно ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению (п. 1 ст. 274 НК РФ). Доходами от приносящей доход деятельности в силу гл. 25 НК РФ признаются доходы государственных (муниципальных) учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (ст. 249 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в порядке, установленном ст. 250 НК РФ.
Согласно п. 13 указанной статьи стоимость полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств включается в состав внереализационных доходов. Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, принимаются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 105.3 НК РФ (п. 5 ст. 274 НК РФ). Принимая во внимание вышеизложенное, металлолом, полученный от списания автомобиля и оцененный в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, будет являться для казенного учреждения внереализационным доходом. В силу пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в виде металлолома при применении метода начисления признается день составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного согласно требованиям бухгалтерского учета.
Выручка от реализации металлолома признается доходом от реализации. На основании пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от данных операций на цену приобретения (создания) этого имущества, а также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Исходя из этой нормы стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 п. 2 ст. 250 НК РФ.
Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на стоимость данного металлолома, оцененного в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.
Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС. Следовательно, указанные операции, совершаемые казенными учреждениями, обложению НДС не подлежат.
В силу ст. 162 БК РФ казенные учреждения осуществляют принятие и исполнение бюджетных обязательств (в том числе бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Исходя из Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н:
– зачисление денежных средств от реализации металлолома следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ;
– уплату налога на прибыль с доходов от реализации металлолома – по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
На основании Инструкции № 162н операции по реализации металлолома отражаются в бюджетном учете следующими бухгалтерскими записями (Письмо Федерального казначейства от 28.12.2012 № 42-7.4-05/8.0-748):
№ п/п
Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов прокомментировал инициативу об увеличении срока службы «детских автобусов»
На первом совместном заседании Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в Благовещенске было предложено увеличить максимальный срок эксплуатации до 15 лет и ввести критерии оценки технического состояния автобусов для перевозки детей, сообщили ИА MagadanMedia в пресс-службе Магаданской областной Думы.
Сегодня федеральным законодательством установлено, что срок эксплуатации транспортных средств, предназначенных для детей, не может превышать 10 лет.
Председатель Магаданской областной Думы Сергей Абрамов прокомментировал: «Однозначно, это слишком маленький срок. Руководители заксобраний многих субъектов отметили, что их регионы не смогут одномоментно обновить весь парк транспортных средств, предназначенных для перевозки детей. К тому же, некоторые автобусы используют в достаточно «щадящем режиме» и спустя 10 лет они по своим техническим характеристикам практически не уступают новым. В то же время, транспорт, который перевозит ребят в сельской местности по бездорожью, может прийти в негодность уже через 3-4 года. Все участники заседания сошлись во мнении, что если и устанавливать предельный срок эксплуатации, то он должен составлять хотя бы 15 лет, но, считаем, что главным критерием для списания автобуса должно быть его техническое состояние».
Участники совместного заседания рекомендовали членам Межпарламентского объединения «Парламентская Ассоциация Северо-Запада России» и Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» в установленный срок представить в адрес председателей соответствующих парламентских ассоциаций информацию о проблемах, возникающих в субъектах Российской Федерации при осуществлении организованных перевозок детей автобусами.
Читать в оригинале на www.magadanmedia.ruОбсудить в чате Телеграм
Добавить комментарий