Как вернуть таможенный НДС

Одна из основных задач при декларировании товаров – правильно определить код по ТН ВЭД.

ТН ВЭД ТС (с 2017 года ТН ВЭД ЕАЭС) – это классификатор, используемый для проведения таможенных операций специалистами по таможенному оформлению и сотрудниками таможенных органов.

Классификатор ТН ВЭД поделен на разделы, группы, товарные позиции, субпозиции и подсубпозиции. Таблица кодов включает в себя таможенное наименование товара и 10-значный код. В нашем сервисе ТН ВЭД ЕАЭС онлайн помимо этого пользователям доступна следующая информация: ставка таможенной пошлины, НДС, акциз, меры тарифного и нетарифного регулирования, также мы приводим нормативные правовые акты, регулирующие оформление конкретной продукции.

Классификация по ТН ВЭД – дело непростое. Для установления правильного кода необходимо определить совокупность классификационных признаков товара. Неверный подбор кода может повлечь за собой значительные финансовые, репутационные и другие виды потерь. Именно поэтому опытные таможенные представители очень внимательно относятся к выбору правильной позиции товарной номенклатуры.

База ТН ВЭД онлайн, представленная на нашем сайте, – это бесплатный комплекс сервисов, используемых для определения кодов. С помощью поиска по классификатору или по дереву ТН ВЭД вы можете подобрать верный код товара. «Пояснения», как вспомогательный материал, содержат подробную информацию, с помощью которой можно конкретный товар отнести к определенной позиции по ТН ВЭД. С помощью сервиса «Товары и коды» легко определить, какой код присваивался ранее аналогичному товару, и, таким образом, затратить меньше времени для решения этой задачи – к Вашим услугам опыт специалистов в таможенном деле.

Что облагается налогом

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Импорт — ввоз товаров на территорию России из-за рубежа. Налогом облагается сам факт ввоза импортного груза. Импортировать вы можете что-угодно, от вида груза зависит ставка НДС — 0%, 10%, 20%.

Налоговая база — стоимость ввезенного груза, пересчитанная в рубли по курсу Центробанка на дату регистрации декларации. НДС считается от суммы таможенной стоимости, акциз и таможенных пошлин. Уплачивается налог на таможне — если речь идет об импорте не из стран Таможенного союза.

Важно! Без уплаты НДС груз таможенные органы не выпустят, что повлечет дополнительные расходы и потерю времени.

Кто может возместить НДС

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Сразу разберемся с режимом налогообложения. Только ИП и ООО на ОСНО могут осуществить возврат налога на добавленную стоимость. Лица на спецрежимах: ПСН, УСН, ЕНВД — оплатить налог при импорте обязаны, но оформить возмещение не могут.

Но даже не каждый предприниматель или организация на общем режиме могут возместить НДС. Для этого нужно соблюсти следующие условия (ст. 172 НК РФ):

  • ввозимые товары будут использоваться на территории РФ и в деятельности, облагаемой НДС;
  • импортный товар отражен в бухучете;
  • подтвержден факт уплаты налога на таможне.

Какие документы собрать для вычета НДС

На слово вам никто не поверит. Для подтверждения 3-х условий подготовьте доказательства. Основной документ — таможенная декларация с отметками таможни о выпуске импортного груза с таможни на территорию РФ. Она подтверждает факт выпуска товара с таможни. Помимо этого подготовьте:

  • контракт с иностранным партнером;
  • документ, подтверждающий факт оплаты по контракту — инвойс, счет-фактура и т.д.;
  • транспортные документы, подтверждающий факт доставки;
  • книгу покупок;
  • документ, подтверждающий факт оплаты НДС — квитанция или платежное поручение.

Подробнее узнать про внешнеторговый контракт можно в нашей одноименной статье. Про иные документы по ВЭД .

Порядок оформления возврата НДС

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе
Получить бесплатный доступ на 14 дней

Для возмещения налога на добавленную стоимость предоставьте в ФНС декларацию по налогу с заявленными суммами вычета. Прикрепите к ней все вышеописанные документы. Декларацию необходимо сдать до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Предъявить НДС к возмещению можно в течение 3-х лет (п.1.1 ст.172 НК РФ).

После подачи декларации начнется камеральный налоговая проверка (ст. 88 НК РФ). Ее срок 2 месяца, но он может быть продлен до 3 месяцев. При необходимости налоговики истребуют у вас документы по импорту. Если ФНС нарушений не обнаружит, то в течение 7 дней налоговики примут решение о возмещении суммы НДС и направят его в казначейство, которое перечислит причитающуюся сумму на банковский счет.

Если же найдутся нарушения, то налоговики составят акт и направят вам. Решение можно оспорить в течение 1 месяца с момента получения. После получения вашего ответа, налоговая в течение 10 дней рассмотрит ваши аргументы и примет решение о возмещении или об отказе, которое направит вам в течение 5 дней.

Возврат НДС при импорте из ЕАЭС

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе

Получить бесплатный доступ на 14 дней

При импорте из стран ЕАЭС — Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии, порядок возмещения налога на добавленную стоимость другой. При ввозе товаров из этих стран нет процедуры таможенного контроля, а НДС уплачивается в местную ИФНС.

При поступлении товара на склад, подайте в налоговую заявление о ввозе товаров. Документ рассмотрят в течение 10 дней. Сумму налога рассчитайте сами и уплатите до 20-го числа месяца, следующего за месяцем ввоза товара. Одновременно подается и декларация по НДС (по форме установленной Приказом ФНС от 27.09.2017 №СА-7-3/765@), которую сдают все — даже спецрежимники. Вместе с декларацией подавайте документы, подтверждающие импорт.

Разрешена бумажная форма сдачи — при условии, что среднесписочная численность работников в прошлом году менее 100 человек и фирма не относится к категории крупнейших налогоплательщиков.

Бухгалтерские проводки при возврате НДС

Возмещение налога на добавленную стоимость по импорту отражайте в бухгалтерском учете следующими проводками.

Дебет Кредит Описание
68 51 НДС по импорту уплачен на таможне
19 68 Налог принят к учету
41 60 Импортный груз принят на учет организации
68 19 Ранее уплаченный НДС принят к вычету

Не забывайте оформлять вычет НДС по импортным товарам.

Автор статьи: Михаил Кобрин

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.

Наука молодых — мост в будущее

УДК 336.226

А.Н. Безукладнова

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Финансовый университет при Правительстве РФ

Аннотация: В статье исследуются динамика основных показателей российской внешней торговли в 2010 — 2017 годах, в том числе структура и динамика импорта и экспорта товаров. Приводится анализ структуры внешнеторгового оборота по группам стран, объема поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет РФ с учетом показателей структуры и динамики в 2013 — 2017 годах, а также выявляются основные источники формирования бюджета по видам таможенных платежей.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, таможенные платежи, доходы федерального бюджета Российской Федерации, Евразийский экономический союз, отток капитала, экономические санкции, налоговое и таможенное законодательство, единый лицевой счет.

UDC 336.226

A.N. Bezukladnova

PECULIARITIES OF TAXATION OF PARTICIPANTS OF FOREIGN

ECONOMIC ACTIVITY

Financial University under the Government of the Russian Federation

Функционирование экономики в настоящее время невозможно без реализации внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которая обусловлена международной интеграцией производства. Внешнеэкономическая деятельность направлена и на модернизацию российской промышленности (закупка нового оборудования и технологий), без которых невозможен экономический рост .

Внешнеэкономическая (внешнеторговая) деятельность представляет собой экономические взаимоотношения между организациями, находящимися в разных странах. Такие отношения, на основании контрактов или договоров, предусматривают осуществление финансовых, товарных, инвестиционных и других операций через границу, используя при этом в расчетах иностранную валюту по международным правилам.

Внешнеторговая деятельность регулируется как нормами национального, так и международного права, что отличает её от внутренней экономической деятельности.

Укрепившийся за ряд лет внешнеэкономический комплекс, имеет приоритетные точки роста в российской экономике, что делает его еще более значимым, так как перемещение товаров через границу (таблица 1), взимание таможенных пошлин, сборов и иных платежей, правильное их зачисление в доходы бюджета, оформление необходимой документации — всё это требует тщательного изучения, исследования и совершенствования.

Таблица 1

Основные показатели российской внешней торговли за 2010-2017 годы, млрд. долл.

Годы Экспорт товаров (ФОБ) Импорт товаров (ФОБ)

в том числе: в том числе:

Всего со странами дальнего зарубежья со странами СНГ Всего со странами дальнего зарубежья со странами СНГ

2010 г. 392674 333635 59039 245680 213237 32442

2011 г. 515409 436727 78682 318555 273841 44714

2012 г. 527434 443778 83656 335771 288406 47365

2013 г. 521835 443843 77993 341269 294952 46318

2014 г. 496806 428121 68686 307875 271867 36009

2015 г. 341419 292130 49289 193021 170584 22437

2016 г. 281850 241914 39936 191588 171030 20558

2017 г. 353116 303314 49802 237788 212509 25279

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные, представленные в таблице 1, показывают неравномерную динамику, как экспорта, так и импорта товаров. Максимальные объемы экспорта пришлись на 2012 год, импорта на 2013 год. В структуре внешней торговли наибольший удельный вес принадлежит странам дальнего зарубежья.

Внешнеторговая деятельность Российской Федерации за последние годы существенно активизировалась, в связи, с чем является целесообразным рассмотрение важнейших показателей российской внешней торговли, её структуры и динамики (рисунок 1), а также основных источников дохода бюджета российской экономики от ВЭД.

I £

I &

600 500 400 300 200 100 0

515 • 527 — 522 497

393 1 1 Г\ 341 353

? 1 1 ▼ 1 ▼ 1 > » 282

319 336 342 308 1 у ^

246 — 238

193 191

• Экспорт ■ Импорт — Сальдо

Рисунок 1 — Динамика основных показателей российской внешней торговли

за 2010-2017 годы, млрд. долл.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2017 году имеет тенденцию к увеличению и составляет 591 млрд. доллара США, что на 25% больше 2016 года, в том числе экспорт (рисунок 2) — 353 млрд. долларов США (рост на 25%), импорт (рисунок 3) — 238 млрд. долларов США (рост на 24%).

500 400 300 200 100 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ Экспорт товаров со _ странами дальнего зарубежья ^ Экспорт товаров со 50 стр анами СНГ

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 2 — Структура и динамика экспорта Российской Федерации за 2010-2017 годы, млрд. долл.

Наблюдение за динамикой экспорта товаров показало, что с 2013 года начинается заметный спад, что связано со снижением поступлений от экспорта товаров со странами дальнего зарубежья, занимающих более 80% от общего экспорта. 2013 год показателен рекордно высоким значением экспорта товаров. В этом году экспорт товаров достиг рекордного значения, что было обусловлено улучшением ценовой конъюнктуры мирового рынка сырьевых товаров. В 2015 году экспорт составил 341млрд. долл. США и снизился по отношению к 2014 году на 30%. По сравнению с 2013 годом экспорт товаров в 2016 году уменьшился на 46 %. В 2013-2016 годах стоимостные объемы экспорта сокращались в результате падения цен на основные сырьевые товары. В 2016 году стоимостные показатели экспорта товаров стали минимальными за последние пять лет в результате ухудшения конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров, но в тоже время следует отметить увеличение физических объемов товарного экспорта из-за падения курса рубля.

В динамике импорта товаров наблюдается аналогичная ситуация. Рекордно высокое значение суммы импорта было достигнуто в 2013 году — 341 млрд. долл., в том числе импорт товаров со странами дальнего зарубежья — 295 млрд. долл., занимающего наибольшую долю (86%) от общей суммы импорта России; в то время как в 2016 году — 192 млрд. долл., то есть падение на 43%. Данное явление происходило из-за снижения стоимостных показателей

импорта, то есть значительного спада закупок физических объемов импорта, вызванного введением санкций и слабым курсом рубля, а также снижения средних импортных цен.

250 213

200 150 100 50 0

Импорт товаровсо странами дальнего зарубежья

Импорт товаровсо странами СНГ

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 3 — Структура и динамика импорта Российской Федерации

за 2010-2017 годы, млрд. долл.

В 2017 году импорт России составил 238 млрд. долл. США и по сравнению с 2016 годом увеличился на 25% или на 46 млрд. долларов США, что говорит о положительной тенденции внешнеторгового оборота в целом. Это связано с ростом импорта товаров со странами дальнего зарубежья — на 25%, а также ростом импорта товаров со станами СНГ -19%.

В 2017 году основными торговыми партнерами по импорту стали страны АТЭС, на их долю пришлось более 40% всего импорта (рисунок 4).

Рисунок 4 — Основные торговые партнеры РФ среди стран дальнего зарубежья в 2017 году, млрд. долл.

В структуре внешней торговли Российской Федерации по группам стран особое место занимает Европейский союз (ЕС) как крупнейший экономический партнер, на его долю в общем объеме товарооборота Российской Федерации в 2017 году приходилось 42%, на страны Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) — 31%, на государства — участники Содружества Независимых Государств (СНГ) — 12%, в том числе на страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — 9%, на страны Организации стран -экспортеров нефти (ОПЕК) — 3%, на страны БРИКС — 18% .

Одним из основных показателей, определяющих участие России в глобализационных процессах, являются доходы бюджета от внешнеэкономической деятельности, занимающих порядка 40% всех доходов федерального бюджета . В свою очередь доходы от внешнеэкономической деятельности формируются за счёт таможенных пошлин, налогов иных таможенных платежей, как и в других странах — участницах ЕАЭС.

В 2017 году (рисунок 5) в федеральный бюджет поступило 4 575,7 млрд. руб. таможенных платежей, администрируемых таможенными органами Российской Федерации, что на 630,5 млрд. рублей или на 36,8 % больше по сравнению с 2016 годом .

Рисунок 5- Динамика перечислений таможенных платежей за 2013 — 2017 годы, млрд. руб.

I £

8 &

о

Анализируя объёмы таможенных платежей, поступивших в бюджет России в 2014 -2016 годах, следует отметить, что в данной сфере в течение трёхлетнего периода прослеживается негативная тенденция значительного уменьшения суммы таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет. Это объясняется в том числе и геополитической нестабильностью .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика перечислений таможенных платежей, зачисленных в бюджет Российской Федерации, показывает снижение в 2016 году на 13,6% по сравнению с 2015 годом и 37,9% в сравнении с 2014 голом, что связано со снижением внешнеэкономической активности России.

Рассматривая динамику таможенных платежей за 5 лет можно заметить, что в 2014 году было достигнуто рекордно высокое значение — 7 100 млрд. руб. Стоит предположить, что данное явление вызвано искусственным ростом доходов от таможенных платежей за счет падения курса рубля из-за уплаты пошлины в национальной валюте и устойчивого снижения поступлений в бюджет таможенных пошлин . Наблюдаемая в дальнейшем отрицательная динамика объясняется, во-первых, сокращением производства многих видов товаров; во-вторых, уходом крупнейших автомобильных производителей с российского рынка; в-третьих, разрушением экономических отношений с Украиной, США и другими странами.

Вместе с этим негативное влияние оказывается как на внутренний, так и на внешний рынок, что затрудняет исполнение своих обязанностей по контрактам резидентов с иностранными поставщиками, и в конечном итоге, приводит к уменьшению количества участников внешнеэкономической деятельности. Если в 2014 году количество участников, осуществляющих свою деятельность, было 79 616, то к 2016 году составило 44 345 участников . Сокращения произошли также российских предприятий, участвующих во внешнеэкономической деятельности, преимущественно, малого и среднего бизнеса, так как в связи с введением санкций их деятельность стала или невозможной, или просто экономически невыгодной.

По итогам 2017 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4 575,7 млрд. рублей, что на 168,7 млрд. рублей или на 3,83% больше 2016 года. Рост вызван увеличением на 7,8% поступлений от НДС (рисунок 6), доля которого составляет более 40% от общего объема таможенных платежей, поступлений от ввозных таможенных пошлин (увеличение на 3,3%), акцизов (на 25%), иных платежей (с увеличением в 4 раза).

Из представленной структуры таможенных платежей в бюджете Российской Федерации наибольшую долю на протяжении 2013 — 2017 гг. занимают поступления от вывозных таможенных пошлин. В 2014 году доля от общего объема поступлений от

вывозных таможенных пошлин составила 65% и к 2017 году снизилась до 43,9%. Снижение сумм вывозной и ввозной таможенных пошлин составило 55,7 % и 13,8 % соответственно. Это объясняется тем, что, во-первых, произошло падение объема российского экспорта ввиду антироссийских санкций, во-вторых, Правительство РФ ввело в действие «большой налоговый манёвр», который был создан для компенсации снижения поступлений вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты в доходную часть федерального бюджета РФ, путем повышения ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов. Однако, В 2017 году сумма доходов при ввозе товаров составила 2 490,3 млрд. рублей, что на 173,3 млрд. рублей больше доходов 2016 года (или на 7,5%).

НДС

вывозные таможенные пошлины

ввозные таможенные пошлины

акцизы

сборы

иные платежи

1561,9 ;’ 1631 1643,5 ! 1762,8 1900,8

{ 4058 1 4637,1 2780,4 2054,1 1968,3

( 596,7 (

I £

8 &

о

Также большую долю занимают поступления от НДС (в 2017 году — 41,5%), которые к концу рассматриваемого периода увеличились на 21,7% (рисунок 7). Такое явление вызвано преобладанием импортных товаров, облагаемых по ставке 18%.

Рисунок 7 — Структура таможенных платежей в 2016 и 2017 годах

Сумма поступлений от взимаемых акцизов также увеличилась в 2016 году на 23,8% по сравнению с 2015 годом, в 2017 году — на 29,2, в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, что вызвано ежегодным повышением акцизных ставок.

Анализируя представленную информацию, можно сделать вывод, что основными видами таможенных платежей являются НДС (в 2017 году доля поступлений составила 42,5% от общего объема таможенных платежей) и экспортная пошлина, то есть — основными источниками формирования доходов государства.

Динамика этих показателей отражает тенденцию и фактически определяет направления дальнейшего развития фискальной политики и администрирования доходов бюджета государства . В 2017 году доля вывозной таможенной пошлины снизилась на 3%, что, как и прежде, объясняется усилением антироссийских санкций, сохранением геополитической напряжённости, низких цен на нефть. Отрасли сталкиваются с ограничениями доступа к кредитам, с запретом на поставку в Россию новых технологий, оборудования. Отсюда следует, что в России существует зависимость ресурсной базы федерального бюджета от внешнеэкономических факторов .

Как показал анализ, доходы федерального бюджета России в большей части формируются за счет поступлений от таможенных платежей, что во много раз превосходит показатели, характерные для стран с более развитой экономикой . В этом случае участники ВЭД, чтобы снизить действительный размер уплачиваемых таможенных платежей в бюджет, пытаются исказить данные о номенклатуре, количестве, таможенной стоимости, весе товара и стремятся склонить сотрудников Федеральной таможенной службы к оказанию им в помощи и содействия путем выплат в виде денежного вознаграждения. Такие действия наносят немалый ущерб экономической безопасности государства, в связи с непоступлением значительной доли в бюджет страны .

Нормативная правовая база, которая требует совершенства, регламентирующая вопросы таможенного контроля и оформления, допускающая возможности различной трактовки и субъективного подхода к размерам штрафных санкций и определению таможенной стоимости . Предусмотренные таможенным законодательством максимальные размеры взысканий за различные виды нарушений таможенных правил достигают двух-трехкратной стоимости транспортных средств и товаров, являющихся объектом правонарушения, что зачастую значительно превышает действительные возможности участника ВЭД по их оплате . Все это ведет к тому, что недобросовестные участники ВЭД и таможенники могут «договариваться» с учетом взаимной выгоды, минуя при этом государственные законы.

В настоящее время проблемы взимания таможенных пошлин как никогда актуальны для государственных органов . Одной из причин такого повышенного интереса является постоянные изменения законодательства в области таможенного контроля .

На макроуровне следует отметить отсутствие эффективных экономических мер власти по росту экономики страны, которые, в том числе, могли бы обеспечить развитие внешнеэкономических отношений . Вместо них прослеживаются меры по увеличению налогового бремени на бизнес и снижению фактической заработной платы граждан . Консолидация средств на уровне федерального бюджета в виде налога на добавленную стоимость и таможенных платежей, а с 2017 г. и страховых взносов привели к деградации финансовой системы регионов, замораживанию пенсионных выплат, стагнации внешнеэкономической деятельности. Необходимы меры по эффективному перераспределению получаемых государством доходов на соответствующие уровни и направления.

На микроуровне необходимо упростить процедуры оформления грузов и подачи документов при их оформлении, отменить формальное анкетирование участников внешнеэкономической деятельности по вопросам их удовлетворенности работой таможенных органов и заменить его на механизмы непосредственного взаимодействия всех участников

отношений, снизить количество проверок товаров после их выпуска с переносом акцентов проверок на декларируемые товары, автоматизировать процедуры досмотра грузов в полном объеме, обеспечить многокоридорную систему пропуска автомобилей в наиболее загруженных таможенных постах, максимизировать дистанционность взаимодействия всех участников таможенных отношений .

Решение указанных вопросов может сыграть важную роль в обеспечении эффективности международного сотрудничества по борьбе с уклонением от уплаты налогов и отмыванием преступных доходов и будет способствовать совершенствованию внутреннего законодательства в соответствии с нормами международного права.

Список литературы

1. Акимов А. В. Таможенная статистика разных стран // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017. № 4. С. 52 — 54.

2. Кулумбекова Т.Е. Оценка влияния динамики и структуры таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69-1). С. 1036-1038.

3. Матвеев В.В. Модернизация российской промышленности на основе инфраструктурного обеспечения долгосрочного роста национальной экономики // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 2012

7. Ефимова О.В. Разработка индикативных моделей экспериментальной экономики для анализа и планирования деятельности сложных социально-экономических систем. -Москва, 2009.

8. Сизова Т.В., Сизова Д.А., Волобуев Н.А. Диагностика уровня экономической безопасности организаций в современных условиях развития экономики // Публичные и частные финансы в инновационной экономике Материалы международной научно-практической интернет-конференции. 2017. С. 205-214.

9. Аксенова А.А. Соблюдение физическими лицами валютного и налогового законодательства при наличии счетов в зарубежных банках // В сборнике: Open innovation Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 16-18.

12. Джабиев А.П. Экономическая и торгово-политическая роль таможенных пошлин // Горизонты экономики. 2015. № 3 (22). С. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ефимов И.В. Макроэкономический анализ внешнеэкономической деятельности России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — Москва, 2004. — 164 с.

15. Мустафина С.А. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил): вопросы квалификации и назначения наказаний // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. —Москва, 2011. -193 с.

16. Окриашвили Т.Г., Якупов А.Г. Государственный контроль в сфере частного права: теоретический анализ // В сборнике: Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.. 2016. С. 7-9.

20. Марамыгин М.С., Кураченкова Н.Ю. Инвестиции как денежный поток. -Екатеринбург, 1999.

Информация об авторе:

Information about the author:

Безукладнова Анна Николаевна ,

Магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Орел, Россия

Bezukladnova Anna Nikolaevna,

Master of Science, Financial University under the Government of the Russian Federation, Orel, Russia

Научный руководитель

Мазур Лидия Викторовна,

Кандидат экономических наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Орел, Россия

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

И. Смурыгина, начальник отдела налогового консалтинга ТОО «Казахстанаудит»

ОТНОСИТСЯ ЛИ В ЗАЧЕТ НДС, УПЛАЧЕННЫЙ ПРИ ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ В 1 КВАРТАЛЕ 2015 ГОДА?

ТОО, оплатило 02.03.15 НДС по временному ввозу на основании ГТД /0006764 от 05.12.14, сумма ндс не отражается на лицевом счете в кабинете налогоплательщика по коду 105102. за весь год в 1с накапливается на счете 3397 по статье ДДС «НДС временный ввоз». Относится ли в зачет НДС, уплаченный при временном ввозе в 1 кв. 2015года? и далее в последующие периоды согласно оплатам да или нет.

Входят ли расходы на алкоголь к предст.расходам (Алкогольная продукция)отражается в общих счетах и фискальных чеках при учете затрат на представительские мероприятия. Достаточно ли будет того убирать из затрат (счетов, чеков) и др. документов суммы потраченные на алкогольную продукцию, или на нее нужен вообще отдельный документ (т.к. данный пункт не идет на вычет)?

Положения таможенного законодательства. Таможенная процедура временного ввоза (допуска) регламентируется главой 37 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее- ТК ТС), с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.05.2015 года.

Согласно статьям 277, 278, 280-282 данной главы ТК ТС временный ввоз (допуск) это — таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза. По письменному заявлению декларанта срок временного ввоза товаров может быть продлен таможенным органом в определенных пределах.

В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, в том числе НДС применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, при котором, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).

При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов сумма ввозных таможенных пошлин, налогов уплачивается при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа.

Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, взимаемых при временном ввозе с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, не должна превышать сумму ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), без учета льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.

Кроме того, при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) а суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, возврату (зачету) не подлежат.

Положения Налогового кодекса. На основании пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса, имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате, в том числе, за полученные товары, включая ОС, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются следующие условия:

3) в случае импорта товаров с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза:

произведено таможенное оформление в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан;

налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет и не подлежит возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры;

3-1) в случае импорта товаров с территории государств-членов Таможенного союза:

исполнено налоговое обязательство по представлению налоговой отчетности по косвенным налогам;

налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет в соответствии со настоящего Кодекса и не подлежит возврату;

Согласно пункту 2 статьи 256 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет в соответствии с пунктом 1 данной статьи, является сумма налога, которая:

5) указана в грузовой таможенной декларации, оформленной в соответствии с таможенным законодательством ТС и (или) таможенным законодательством РК, уплачена в установленном порядке в бюджет РК и не подлежит возврату в соответствии с условиями таможенной процедуры;

Выводы. Таким образом, в связи с тем, что в целях ТК ТС временный ввоз является таможенной процедурой, при которой произведено таможенное оформление, сумма НДС указана в Грузовой таможенной декларации и уплачена/уплачивается в размере 3% с определенной периодичностью и не подлежит возврату в последующем, а также, если импортированные товары, включая ОС, приобретены компанией для использования в целях облагаемого оборота, то вы вправе отнести уплачиваемый НДС в зачет.

Положения Налогового кодекса. На основании статьи 100 Налогового кодекса расходы налогоплательщиков в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

Статья 102 Налогового кодекса регламентирует отнесение на вычеты понесенных налогоплательщиками представительских расходов, к которым относятся расходы по приему и обслуживанию лиц, в том числе физических лиц, не состоящих в штате налогоплательщика, производимые при проведении следующих представительских мероприятий, независимо от места их проведения — по установлению или поддержанию взаимного сотрудничества и по организации и (или) проведению заседаний совета директоров, иного органа управления налогоплательщика, кроме исполнительных органов.

Также, к представительским расходам относятся:

— транспортное обеспечение лиц, участвующих в представительских мероприятиях, за исключением расходов, относимых в соответствии с подпунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса к компенсациям при служебных командировках;

— питание таких лиц в ходе проведения представительских мероприятий;

— оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации;

— аренда и (или) оформление помещения для проведения представительских мероприятий.

Вместе с тем, не относятся к представительским расходам и не подлежат вычету расходы организацию досуга, развлечений, отдыха.

Основаниями для осуществления вычета представительских расходов являются:

— письменный приказ или письменное распоряжение налогоплательщика о проведении представительского мероприятия с указанием цели его проведения и лиц, ответственных за его проведение;

— утвержденная налогоплательщиком смета расходов такого мероприятия (в том числе на приобретение спиртного);

— отчет ответственных лиц о проведенном представительском мероприятии с указанием даты и места проведения, результатов проведенного мероприятия, состава участников, программы мероприятий, фактически произведенных расходах;

— первичные и иные документы, подтверждающие основания и осуществление представительских расходов.

Представительские расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, могут быть отнесены на вычеты в пределах 1% от суммы расходов работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, только при наличии первичных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения мероприятия, приглашенные лица, участники со стороны организации, назначение расходов и их размер. Первичные документы должны подтверждать решение организации о проведении соответствующих мероприятий, факт проведения конкретного мероприятия, расшифровку представительских расходов, факт их оплаты и др.

Комментарии. Исходя из практики, расходы на приобретение спиртных напитков не относятся к расходам на питание, а признаются расходами, связанными с досугом, отдыхом, развлечениями.

Выводы. Таким образом, расходы на спиртное (шампанское, вина, крепкие напитки) не относятся на вычеты при исчислении КПН, а списываются за счет чистой прибыли компании.

При этом следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 163 Налогового кодекса доходами работника, подлежащими налогообложению, являются любые доходы, полученные работником от работодателя в денежной или натуральной форме, в том числе доходы, полученные в виде материальной выгоды.

Если приказом по компании назначен ответственный работник за проведение представительских мероприятий (встреч, семинаров, тренингов и т.п.) и ему выданы денежные средства в подотчет на различные расходы, связанные с проведением этих мероприятий, то работник компании, взявший деньги в подотчет для представительских расходов, обязан отчитаться по израсходованным денежным средствам путем предоставления авансового отчета. При не предоставлении отчета работник обязан будет вернуть деньги в компанию.

Выводы. Если работником в отчете предоставлены документы, подтверждающие расходы, соответствующие смете на проведение представительских мероприятий, в том числе на приобретение спиртного, и отчет утвержден руководством, то подотчетные суммы считаются потраченными по назначению и, соответственно, расходы на спиртное не будут являться доходом работника (подотчетного лица) компании. При этом, так как расходы на приобретение спиртного не относятся к представительским расходам и не идут на вычеты при исчислении КПН, то компания также не вправе отнести в зачет суммы НДС, указанные в счетах-фактурах. данные суммы списываются за счет чистой прибыли компании.