Какие требования предъявляются к поставщикам

Вопрос

При предоставлении 2 частей по эл. аукциону победителем предоставлена Декларация о соответствии участника требованиям части 1 статьи 31 44-ФЗ, в которой НЕ прописаны пункты: 7.1)участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; 10) участник закупки не является оффшорной компанией. Должны ли мы отклонить данного участника?

Ответ

Новые правила работы после COVID-19 на год вперед

Заказчики и поставщики в конце апреля получили новые поправки в закон, которые облегчают проведение закупок. Среди них было уменьшение финансового бремени участников, замена ряда обязанностей правами, что раньше было несвойственно Закону № 44-ФЗ. Поправки вступают в силу поэтапно — до середины следующего года. Чтобы показать, какие изменения заказчики должны включить в документацию, проекты контрактов и извещения, мы подготовили таблицу. В ней перечислены все изменения, которые нужно включить в документы для закупок. А также список новых прав и обязанностей заказчика.

Читать статью

Исходя из буквального толкования положений п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, данное требование относится только для юридических лиц. Соответственно, физическим лицам или физическим лицам без образования юридического лица не нужно декларировать информацию о соответствии требованиям к участникам закупки, которые предусмотрены в п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

При этом, если участником закупки является юридическое лицо и при декларировании о его соответствии требованиям, установленным пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, не указано о его соответствии п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.

Участнику электронного аукциона не нужно декларировать о том, что он не является оффшорной компанией. Однако если заказчику станет известно, что участник – офшорная компания, то комиссия вправе в любой момент отстранить его от аукциона. Об этом сказано в части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Запрет участвовать в закупках офшорным компаниям установлен пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Должен ли участник аукциона во второй части заявки предоставить декларацию, что не является офшорной компанией?

Нет, не должен. Однако если заказчику станет известно, что участник – офшорная компания, то комиссия вправе в любой момент отстранить его от аукциона. Об этом сказано в части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Запрет участвовать в закупках офшорным компаниям установлен пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Участник электронного аукциона – офшорная компания

Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в извещении о проведении электронного аукциона устанавливаются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в извещении устанавливается требование, что участник закупки не является офшорной компанией.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и ч. 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

То есть, участник электронного аукциона не декларирует, что он не является офшорной компанией.

Также в соответствии с ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия не обязана, а лишь вправе проверить участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, так как такая обязанность лежит на операторе электронной площадки (ч. 8.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Но так как аукционная комиссия вправе проверить участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, то сообщаем, как это сделать.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона № 227-ФЗ офшорная компания – это юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц.

Согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

  • 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Так перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (далее – Перечень) утвержден приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 108н.

Так в Перечень включены, например, следующие офшорные зоны:

  1. Ангилья;
  2. Княжество Андорра;
  3. Антигуа и Барбуда;
  4. Аруба;
  5. Содружество Багамы;
  6. Королевство Бахрейн;
  7. Белиз;
  8. Бермуды и т.д.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (ч. 1 ст. 69 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 19 ст. 68 Закона № 44-ФЗ в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с в ч. 18 ст. 68 Закона № 44-ФЗ получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пп. 2 – 6 и 8 ч. 2 ст. 61 Закона № 44-ФЗ и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 62 Закона № 44-ФЗ в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, в отношении каждого участника такого аукциона должна содержаться копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации, копии документов, удостоверяющих личность участника такого аукциона (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства (для иностранного лица).

То есть, аукционная комиссия может для проверки участника электронного аукциона на соответствие требованию, установленному по п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, использовать, например, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, проверив в данных документах место регистрации юридического лица.

При заключении контракта заказчик не обязан (он вправе) проверять, является ли победитель электронного аукциона офшорной компанией, то он также может это сделать, как и аукционная комиссия, и в случае, если на этапе заключения контракта заказчик установит факт, что победитель электронного аукциона – офшорная компания, то в соответствии с ч. 9 ст. 31 Закона № 44-ФЗ он должен отказаться от заключения контракта.

Потенциальный поставщик при участии в государственных закупках в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, представляет заказчику документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок. Что такое квалификационные требования? Какие необходимы документы потенциальному поставщику для подтверждения соответствия его квалификационным требованиям?

Общие квалификационные требования к поставщику

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» потенциальные поставщики должны соответствовать общим и специальным квалификационным требованиям.

Под соответствием общим квалификационным требованиям понимается то , что потенциальный поставщик должен:

  • обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
  • являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности сроком, превышающим три месяца;
  • не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации.

Указанные требования не применимы к потенциальным поставщикам, в отношении которых проводится процедура реабилитации, а также потенциальным поставщикам, являющихся участниками мер государственной поддержки, для которых применяется обязательная ускоренная процедура реабилитации.

Потенциальные поставщики-нерезиденты Республики Казахстан при участии в государственных закупках представляют те же документы, что и резиденты Республики Казахстан либо аналогичные документы, содержащие сведения о квалификации.

Согласно пункту 6 указанной статьи закона потенциальный поставщик вправе представить для подтверждения соответствие его общим квалификационным требованиям один из следующих документов:

  • подтверждающего присвоение потенциальному поставщику рейтинга международной рейтинговой организации;
  • выписки из фондовой биржи о включении потенциального поставщика в официальный листинг биржи.

Правоспособность потенциального поставщика, осуществляющего деятельность на основании лицензии, подтверждается посредством государственной информационной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
В случае отсутствия сведений в данной системе потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную копию соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 7 данной статьи закона привлекаемые потенциальным поставщиком субподрядчики (соисполнители) работ либо услуг, должны также представить заказчику документы, подтверждающие соответствие их квалификационным требованиям.
Потенциальный поставщик может подтвердить соответствие его общему квалификационному требованию о платежеспособности, предоставив обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии одного либо нескольких банков в размере равном 100% от суммы проводимых государственных закупок. Данный документ предоставляется:

  • вместе с заявкой на участие в конкурсе при осуществлении государственных закупок способом конкурса либо вместе с заявкой в случае участия в аукционе;
  • на этапе определения соответствия потенциального поставщика квалификационным требованиям при осуществлении госзакупок способом из одного источника.

Согласно пункту 9 упомянутой статьи закона, не допускается установление квалификационных требований, не предусмотренных статьей 8 данного закона, за исключением случаев применения особого и специального порядков осуществления государственных закупок способом конкурса (статьи 41-42 Закона «О государственных закупках»).

Подтверждение соответствия общим квалификационным требованиям

Конкурсной документацией предусмотрен перечень документов необходимых потенциальному поставщику для подтверждения его (и привлекаемых им субподрядчиков (соисполнителей) соответствия общим квалификационным требованиям (пункт 22 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан №1301 от 27 декабря 2007 года).

Специальные квалификационные требования

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 данного закона потенциальный поставщик товаров, работ, услуг, должен также соответствовать специальным квалификационным требованиям, а именно обладать достаточными материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, для выполнения принятых на себя обязательств по договору о государственных закупках. В качестве подтверждения обладания поставщиком данными ресурсами, последний предоставляет заказчику документы, к примеру, подтверждающие наличие оборудования (сертификат, чек о приобретении товара, счет-фактуру), офисного помещения (технический паспорт), работников (трудовые книжки), а также иные документы, предусмотренные технической спецификацией в конкурсной документации.

Подтверждение соответствия специальным квалификационным требованиям

Документы, представляемые потенциальным поставщиком в подтверждение его соответствия специальным квалификационным требованиям предоставляются заказчику с указанием соответствующих сведений в Приложениях 6 , 7, 8 «Сведения о квалификации» к Типовой конкурсной документации Правил осуществления государственных закупок. В случае проведения государственных закупок способом конкурса посредством электронных закупок, заказчик на веб-портале государственных закупок размещает электронную форму конкурсной документации, предусмотренную Правилами проведения электронных государственных закупок, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан №623 от 15 мая 2012 года. В данном случае потенциальным поставщиком заполняются Приложение 4 и ли 5 к электронной форме конкурсной документации с приложением к ним документов, подтверждающих его соответствие специальным квалификационным требованиям.

Основания признания потенциального поставщика не соответствующим квалификационным требованиям

Статьей 9 данного закона предусмотрены, основания, по которым потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям.

В пункте 1 указанной статьи закона указано, что потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований, в случае, если:

  • им не представлен либо представлен ненадлежащим образом оформленный документ (документы) для подтверждения его соответствия квалификационным требованиям и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;
  • установлен факт несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, представленных им для подтверждения его соответствия, а также соответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;
  • установлен факт предоставления им недостоверной информации по квалификационным требованиям.

Указанная норма закона предусматривает, что признать потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг несоответствующим квалификационным требованиям возможно только в случае наступления одного из перечисленного случаев. По каким либо иным основаниям такое признание не допускается.

Рассматривает заявки и определяет потенциальных поставщиков, которые соответствуют квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации только конкурсная комиссия.

Подпунктом 3 пункта 4 статьи 25 упомянутого закона предусмотрено, что потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе, если его конкурсная заявка определена комиссией не соответствующей квалификационным требованиям и условиям конкурсной документации по основаниям, определенным данным Законом и правилами осуществления государственных закупок (пункты 87-1 (для юридических лиц) и 87-2 (для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность)) или правилами проведения электронных государственных закупок (пункты 46 (для юридических лиц) и 47 (для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность)).

Последствия предоставления поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям

Потенциальные поставщики, которые предоставляют недостоверную информацию по квалификационным требованиям, подлежат включению в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Предоставленная потенциальным поставщиком информация проверяется на достоверность заказчиком, организатором государственных закупок, уполномоченным органом либо органами государственного финансового контроля на любой стадии осуществления государственных закупок.
Согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 10 данного закона, заказчик установивший факт предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям
не позднее пяти рабочих дней со дня установления такого факта обращается с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 11 упомянутого Закона уполномоченный орган Министерство финансов Республики Казахстан на основании решений суда, вступивших в законную силу, осуществляет формирование и ведение единого республиканского реестра недобросовестных участников государственных закупок.

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп», руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп», руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов.

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: «Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу».

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Как следует из ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться доходами и производить на эти средства закупки.

Воспользоваться предусмотренными Законом № 223-ФЗ возможностями оно не может, разрабатывать положение о закупке не надо.

2. Относительно положения о контрактной службе и его принятии в срок до 31 декабря 2013 года. Часть 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ обязывает: «Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным)».

Если же совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего). Замечу, выделение отдельной штатной единицы также не требуется – достаточно закрепить в должностной инструкции ответственного работника функции и полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Разработка положения ведется на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в ч. 28 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: «До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона».

Требования опубликовать Положение о контрактной службе в Интернете Закон № 44-ФЗ не содержит.

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

Часть 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ гласит: «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок». То есть на момент возложения на работника функций контрактного управляющего он уже должен иметь указанное образование

Законодатель сделал поблажку и предусмотрел, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако образование, хоть и по старому закону, но все же необходимо.

Таким образом, до прохождения работником обучения, работодатель не имеет права возложить на него функции контрактного управляющего.

Можно ли без контрактного управляющего производить торги?

Давайте посмотрим на функционал и полномочия контрактного управляющего, приведенные в п. 3, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ:

«3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов».

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: «Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году» (пп. 4 п. 15 Примечаний к Форме планов-графиков, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – приказом от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и приказом от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России ?

ООО «Техград-Фарм»

В ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ однозначно указано: «Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Перечень таких банков размещен в открытом доступе на сайте Минфина России и обновляется ежемесячно.

Пункт 1 ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, который вводит такую причину отказа в принятии заказчиком банковской гарантии, как отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий вступит в силу с 31 марта 2014 года. Он предусматривает ведение реестра банковских гарантий (в настоящее время он уже тестируется на Портале госзакупок), и если банковская гарантия в этом реестре отсутствует, принять ее будет невозможно. Аналогичный вывод можно сделать при анализе проекта постановления Правительства РФ, регулирующего порядок ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий1, проекта приказа Минфина России о порядке присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков в целях ведения реестра банковских гарантий2.

В настоящее время ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ действует, однако такого основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, как отсутствие банка в реестре Минфина, в ч. 6 этой же статьи не содержится, в связи с чем формальных оснований для отклонения подобной гарантии нет.

Правомерно ли требование управления образования указывать в договорах на поставку товаров и оказание услуг, заключенных в декабре 2013 года на 2014 год, что мы должны произвести оплату не позднее 30 банковских дней после поставки товара? Иными словами, можно ли предусмотреть в этих договорах условие о предоплате (например, в размере 30%, 100% от суммы договора)?

Татьяна Сорокина

Определение существенных условий закупки, к числу которых в том числе относится и способ оплаты по контракту, является исключительной компетенцией Заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченные органы не могут быть наделены полномочиями на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Запрет на передачу указанных функций подтверждается и в ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ – здесь указанные функции запретили передавать спецорганизациям.

Запрета на авансирование по проводимым закупкам и требований об обязательной отсрочке платежа на 30 дней после поставки товара (работ, услуг) в законе нет.

Таким образом требования управления образования не основаны на Законе № 44-ФЗ и носят рекомендательный характер.

Стоит отметить, что подобного рода рекомендации не редкость, в том числе от органов, не наделенных на то соответствующими полномочиями.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Какая ответственность наступает, если превысить этот барьер в 5% и в каком нормативном акте она закреплена?

Алексей Александрович

В части круга лиц, несущих ответственность, и собственно самой ответственности существенные изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о контрактной системе в сфере закупок».

На данный момент КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за превышение лимита в 5% (п. 4. ч 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Универсальный передаточный документ

Унифицированная форма № ТОРГ-12

Транспортная накладная

Другие формы

Таким образом, приемку товара необходимо оформлять первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм, например, товарной накладной по унифицированной форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 (наиболее распространена) или универсального передаточного документа, форма которого утверждена письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры».

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете.

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»

Новости по теме:

  • Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 19 февраля 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Нарушения законодательства РФ в сфере закупок будут выявлены в ходе ведомственного контроля – ИА «ГАРАНТ», 12 февраля 2014 г.
  • Запущен портал «ГосЗатраты», предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2014 г.
  • Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ИА ГАРАНТ», 15 января 2014 г.
  • В России создадут ситуационный центр для контрактной системы – ИА «ГАРАНТ», 29 ноября 2013 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.
  • Сведения о недобросовестных поставщиках будут включаться в специальный реестр – ИА «ГАРАНТ», 27 ноября 2013 г.
  • Премьер-министр РФ дал министерствам ряд указаний по повышению эффективности бюджетных расходов – ИА «ГАРАНТ», 1 ноября 2013 г.
  • Законопроект о штрафах за нарушение правил госзакупок внесен в Госдуму – ИА «ГАРАНТ», 29 октября 2013 г.
  • Премьер-министр РФ дал ряд поручений по совершенствованию общественного контроля госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 16 сентября 2013 г.
  • Определен орган, ответственный за организацию единой информационной системы в сфере закупок – ИА «ГАРАНТ», 3 сентября 2013 г.
  • Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 30 августа 2013 г.
  • Поставщики отечественных товаров для государственных нужд получат преференции – ИА «ГАРАНТ», 5 июня 2013 г.
  • Малый и средний бизнес получит больше заказов от естественных монополий – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2013 г.
  • Подписан новый закон о государственных и муниципальных закупках – ИА «ГАРАНТ», 8 апреля 2013 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» (г. Новосибирск)

_______________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядка ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, формы требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также перечня документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии» можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

2 С текстом проекта приказа Минфина России «О порядках присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий» можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.