Казначейское сопровождение госконтрактов

В каких случаях необходимо казначейское сопровождение контракта

Казначейское сопровождение госконтрактов в 2019 и 2020 году регулируется постановлением от 30.12.18 № 1765, постановлением от 28.12.18 № 1702 (для государственного оборонного заказа) и Федеральным законом от 29.11.18 № 459-ФЗ о бюджете на 2019 год. Согласно этим документам казначейское сопровождение требуется:

  • в госзакупках на суммы 100 млн. рублей и более;
  • в гособоронзаказе.

Сведения о том, что госзакупка проходит с казначейским сопровождением, указываются, в частности, в извещении о закупке и в самом государственном контракте.

Получать уведомления только о торгах без казначейского сопровождения

При таких госзакупках заказчик дополнительно требует от поставщика или подрядчика:

  • указать субподрядчиков;
  • открыть казначейские счета (себе и субподрядчикам);
  • предоставлять в казначейство документы, которые подтверждают целевые расходы (накладные, акты и т.д.).
  • указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.

СПРАВКА. Идентификатор госконтракта (ИГК) — это уникальный двадцатизначный цифровой код, который формирует заказчик. С 1 июля 2017 победители торгов должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других документах, которые выставляют заказчику.

Как работает казначейское сопровождение

Выделим несколько основных этапов казначейского сопровождения.

  1. У каждого территориального подразделения Федерального казначейства есть счет в Центральном банке. На этот счет заказчик переводит аванс, предусмотренный госконтрактом.
  2. После заключения госконтракта выпускается акт о том, на какое территориальное подразделение казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается казначейский счет.
  3. Для получения средств поставщик представляет казначейству все подтверждающие документы: госконтракт и «первичку» по целевым расходам (товарные накладные, акты выполненных работ). Удостоверившись в целевом расходовании денежных средств, казначейство перечисляет необходимую сумму поставщику.

При этом целевые деньги не перечисляются:

  • в качестве взносов в уставной фонд или имущество другого юрлица (например, «дочке» подрядчика);
  • на депозитные счета;
  • на банковские счета поставщика (за исключением денег на зарплату или оплату фактически выполненных работ) на банковские счета субподрядчиков (за исключением оплаты субконтрактов на коммунальные услуги, электроэнергию, авиационных и железнодорожных билетов и др.)

ВАЖНО. Заказчик может перечислять средства авансом и по факту расходов поставщика. При авансовой оплате поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а казначейство его оплачивает. При оплате по факту поставщик представляет документы, которые подтверждают, что товар доставлен, а работы выполнены. Эти деньги можно получить на банковские счета поставщика.

Во всех платежных документах от заказчика к конечному получателю денег указывают идентификатор госконтракта (ИГК).

Бесплатно заполнить платежку в бухгалтерском веб‑сервисе

Что может проверить казначейство

При сопровождении контрактов казначейство может проверить:

  • соответствие объема фактически исполненных обязательств заявленному в документах;
  • соблюдение предусмотренных контрактом сроков;
  • факт поставки товара;
  • соответствие фактического размера прибыли указанному в контракте;
  • соответствие цены товара его себестоимости.

При этом казначейство не ограничивает поставщика или подрядчика выбор соисполнителей или подрядчиков. Поставщики и подрядчики выбирают их самостоятельно, под свою ответственность.

Плюсы и минусы казначейского сопровождения

Казначейское сопровождение госконтрактов — это дополнительный способ контроля за их выполнением. Это несколько усложняет работу поставщиков:

  1. Чтобы получить деньги на выполнение госконтракта, поставщику нужно оформлять дополнительный пакет документов.
  2. Представительства Федерального казначейства есть не во всех городах. Поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов, возможно, придется тратить дополнительное время на поездки. Но решением этой проблемы может стать электронный документооборот.
  3. Общение с сотрудниками казначейства может быть недостаточно оперативным.

В то же время у казначейского сопровождения госконтрактов есть и ряд неоспоримых достоинств:

  1. Прозрачность исполнения контрактов. Особенно это актуально для закупок, на которые привлекают много соисполнителей и субподрядчиков;
  2. Недобросовестные поставщики предпочитают не связываться с госконтрактами, где требуется казначейское сопровождение;
  3. Гарантированное получение средств (заказчик заранее переводит авансы на свой казначейский счет).

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей

Принят Государственной Думой 17 декабря 2019 года

Одобрен Советом Федерации 23 декабря 2019 года

Статья 1

1) в статье 6:

а) абзац тридцатый признать утратившим силу;

б) дополнить новыми абзацами тридцать первым и тридцать вторым следующего содержания:

«казначейский счет — счет, открытый в Федеральном казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для осуществления и отражения в системе казначейских платежей операций участника системы казначейских платежей с денежными средствами;

единый казначейский счет — банковский счет (совокупность банковских счетов), открытый (открытых) Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в валюте Российской Федерации (в кредитных организациях — в иностранной валюте) для совершения переводов денежных средств в целях обеспечения осуществления и отражения операций на казначейских счетах, за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния;»;

в) абзац тридцать первый считать абзацем тридцать третьим и изложить его в следующей редакции:

«единый счет бюджета — казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета;»;

г) дополнить новым абзацем тридцать четвертым следующего содержания:

«казначейское обслуживание — проведение Федеральным казначейством в системе казначейских платежей операций участников системы казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах;»;

д) абзацы тридцать второй — пятьдесят третий считать соответственно абзацами тридцать пятым — пятьдесят шестым;

е) абзац пятьдесят четвертый считать абзацем пятьдесят седьмым и в нем слова «на едином счете бюджета» заменить словами «на едином казначейском счете или на едином счете бюджета», слова «кассовых выплат» заменить словом «перечислений»;

ж) абзацы пятьдесят пятый и пятьдесят шестой считать соответственно абзацами пятьдесят восьмым и пятьдесят девятым;

з) дополнить абзацем следующего содержания:

«временно свободные средства — остаток денежных средств, образовавшийся на едином казначейском счете или на едином счете бюджета вследствие разницы в сроках и объемах поступлений (зачислений) на счет и переводов (перечислений) со счета.»;

2) в статье 7:

а) в абзаце четырнадцатом слово «кассового» заменить словом «казначейского», слова «исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» исключить;

б) в абзаце пятнадцатом слово «кассового» заменить словом «казначейского», слова «исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» исключить;

в) дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания:

«определение основ функционирования системы казначейских платежей;»;

г) абзацы шестнадцатый — двадцать восьмой считать соответственно абзацами семнадцатым — двадцать девятым;

3) статью 382 изложить в следующей редакции:

«Статья 382. Принцип единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех поступлений в бюджет на единый счет бюджета и осуществление всех перечислений из бюджета с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

4) в пункте 1 статьи 40:

а) в абзаце первом слова «счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами» заменить словами «казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства»;

б) в абзаце втором слова «поручению (уведомлению)» заменить словом «распоряжению»;

в) в абзаце третьем слова «дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта,» заменить словами «зачисления поступлений от доходов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений»;

5) в пункте 21 статьи 56:

а) в абзаце первом слова «на счета» заменить словами «на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений»;

б) в абзаце втором слова «на счета» заменить словами «на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений»;

6) абзац четвертый пункта 1 статьи 781 дополнить предложением следующего содержания: «Нормативные правовые акты (муниципальные правовые акты), устанавливающие порядок определения объема и условия предоставления субсидий в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.»;

7) пункт 7 статьи 783 признать утратившим силу;

8) в пункте 1 статьи 80:

а) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«Порядок принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.»;

б) абзац второй считать абзацем третьим и в нем слова «за счет средств федерального» заменить словами «из федерального», слова «в определяемом ими порядке» исключить;

в) абзац третий считать абзацем четвертым;

9) в статье 932:

а) в абзаце шестом пункта 1 слова «остатков средств на счете бюджета» заменить словами «остатка средств на едином счете бюджета»;

б) в пункте 9 слова «Центральным банком Российской Федерации» исключить;

10) в пункте 31 статьи 934 слова «бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счете бюджета» заменить словами «взыскание задолженности по бюджетным кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета»;

11) в статье 936:

а) в наименовании слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

б) в пункте 1 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином», слова «за счет остатка средств на едином счете» заменить словами «за счет временно свободных средств единого счета»;

в) в пункте 2 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

г) в пункте 3 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

д) в пункте 4 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

е) в абзаце первом пункта 41 слова «остатка средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

ж) в пункте 42 слова «остатка средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

з) в абзаце первом пункта 5 слова «остатков средств на счете бюджета» заменить словами «остатка средств на едином счете бюджета»;

и) в пункте 6:

абзац первый признать утратившим силу;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Субъект Российской Федерации, государственный внебюджетный фонд Российской Федерации не вправе привлекать бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета при наличии размещенных в соответствии со статьей 2361 настоящего Кодекса временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) и не вправе осуществлять размещение временно свободных средств (за исключением средств для финансирования накопительной пенсии) при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.»;

к) в пункте 7 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

л) в пункте 8 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

м) в пункте 9 слова «остатков средств на» заменить словами «остатка средств на едином»;

12) в статье 94:

а) в пункте 4:

в абзаце седьмом слова «организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации» исключить;

в абзаце восьмом слова «в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения направляются» заменить словами «направляются в установленном Правительством Российской Федерации порядке», слово «соответствующих» исключить;

б) пункт 5 признать утратившим силу;

13) в статье 95:

а) в абзаце семнадцатом пункта 1 слова «по учету средств» исключить;

б) пункт 4 признать утратившим силу;

14) в статье 96:

а) в абзаце девятом части второй слова «по учету средств» исключить;

б) часть четвертую признать утратившей силу;

15) пункт 1 статьи 9612 после слов «на отдельных» дополнить словом «банковских»;

16) в статье 130:

а) пункт 2 признать утратившим силу;

б) в абзаце втором пункта 5 цифры «2 — 4» заменить словами «3 и 4»;

в) абзац третий пункта 6 признать утратившим силу;

17) пункт 71 статьи 136 изложить в следующей редакции:

«71. В соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации перечисление межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в случаях, установленных настоящим Кодексом, может осуществляться в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются такие межбюджетные трансферты.»;

18) статью 148 признать утратившей силу;

19) в пункте 3 статьи 154 слово «кассовому» заменить словом «казначейскому»;

20) в статье 155:

а) пункт 1 после слов «основные направления» дополнить словами «единой государственной»;

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Центральный банк Российской Федерации обслуживает единый казначейский счет в валюте Российской Федерации, банковские счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 156 настоящего Кодекса, иные банковские счета в валюте Российской Федерации, банковские счета в иностранных валютах для учета операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния и иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, по которым условиями договора банковского счета предусмотрена уплата процентов Центральным банком Российской Федерации, иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, открываемые Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.»;

в) дополнить пунктами 4 — 8 следующего содержания:

«4. Центральный банк Российской Федерации:

1) без взимания платы:

обслуживает единый казначейский счет в валюте Российской Федерации, банковские счета Федерального казначейства в валюте Российской Федерации, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям, иные банковские счета в валюте Российской Федерации, банковские счета в иностранных валютах для учета операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния и иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, по которым условиями договора банковского счета предусмотрена уплата процентов Центральным банком Российской Федерации;

оказывает Федеральному казначейству услуги по переводу денежных средств;

проводит операции в валюте Российской Федерации по приему наличных денежных средств от участников системы казначейских платежей и по их обеспечению наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации;

предоставляет на бумажном носителе Федеральному казначейству экземпляры распоряжений о переводе денежных средств, исполненных в электронной форме, в случаях, предусмотренных правилами платежной системы Центрального банка Российской Федерации;

оказывает Федеральному казначейству информационные услуги в платежной системе Центрального банка Российской Федерации, а также услуги по передаче электронных сообщений по финансовым операциям в порядке, установленном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

2) без взимания комиссионного вознаграждения обслуживает иные банковские счета для учета операций с денежными средствами в иностранных валютах, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

5. Центральный банк Российской Федерации ежеквартально представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках на счетах на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом, в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, открытых в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2) органам управления государственными внебюджетными фондами;

3) получателям бюджетных средств для учета операций со средствами соответствующего бюджета и средствами, поступающими в их временное распоряжение;

4) государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям.

6. Центральный банк Российской Федерации приостанавливает операции по счетам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, открытым с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, на основании представлений о приостановлении операций, направляемых Федеральным казначейством в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В случае приостановления операций по счетам, указанным в настоящем пункте, на основании представлений территориальных органов Федерального казначейства Центральный банк Российской Федерации осуществляет перевод остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет по указанию территориальных органов Федерального казначейства, направивших соответствующие представления о приостановлении операций, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Счета, указанные в настоящем пункте, подлежат закрытию Центральным банком Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем перевода остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет.

7. Центральный банк Российской Федерации представляет в Федеральное казначейство информацию о счетах и об остатках на счетах по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным годом, в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях:

1) Федеральному казначейству и его территориальным органам;

2) финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

3) органам управления государственными внебюджетными фондами;

4) получателям бюджетных средств;

5) государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям;

6) государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;

7) государственным корпорациям (компаниям).

8. Указанная в пункте 7 настоящей статьи информация не представляется Центральным банком Российской Федерации в отношении счетов, информация о которых представляется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.»;

21) в статье 156:

а) в пункте 4 первое предложение изложить в следующей редакции: «Кредитные организации, соответствующие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, отбираемые территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, обслуживают банковские счета Федерального казначейства, предназначенные для выдачи и внесения наличных денежных средств и осуществления расчетов по отдельным операциям участников системы казначейских платежей, определенных статьей 2428 настоящего Кодекса, а также единый казначейский счет в иностранной валюте.»;

б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов Российской Федерации, соответствующие требованиям, предусмотренным абзацем первым пункта 2 статьи 236 настоящего Кодекса, вправе на безвозмездной основе открывать счета в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в клиринговых организациях и депозитариях.»;

в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Кредитные организации приостанавливают операции по счетам, указанным в пункте 5 статьи 155 настоящего Кодекса, открытым с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, на основании представлений о приостановлении операций, направляемых территориальными органами Федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В случае приостановления операций по счетам, указанным в настоящем пункте, на основании представлений территориальных органов Федерального казначейства кредитная организация осуществляет перевод остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет по указанию территориальных органов Федерального казначейства, направивших соответствующие представления о приостановлении операций, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Счета, указанные в настоя

Казначейское сопровождение госконтрактов – это надзор со стороны казначейских органов за исполнением обязательств по контракту. Такое сопровождение можно назвать одним из механизмов ужесточения контроля за расходованием целевых средств из бюджета. Применяется в отношении государственных заказчиков, но с некоторыми нюансами. Об этом и многом другом нам и предстоит поговорить в настоящей статье.

О сопровождении госконтрактов Казначейством

В 2020 г. вопрос о казначейском сопровождении снова стал актуален. Это объясняется тем, что ранее данный процесс осуществлялся по положениям 275-ФЗ – в отношении обязательств по гособоронзаказу. Теперь же контроль за выделенными заказчику денежными средствами ведется еще и в рамках реализации контрактов по 44-ФЗ. С помощью этого инструмента госконтроля в 2020 г. определяется эффективность расходования бюджетных средств.

Целевые средства – это финансирование бюджетного предприятия для выполнения целей и условий, обозначенных вышестоящими ведомствами. Целевое использование денег должно происходить строго по назначению – на закупку необходимых для реализации нужд товаров, работ и услуг. Получатели бюджетных средств обязаны открывать спецсчета в отделениях федерального казначейства (ФК).

Сопровождение ФК ведется согласно правилам, утвержденным в Постановлении Правительства № 1765 от 30.12.2018 г.

Казначейское сопровождение (КС) особенно востребовано для жизненно важных и оборонных задач или имиджевых для государства проектов, например, таких как:

  • строительство космодрома «Восточный»;
  • реализация национальных проектов;
  • строительство объектов к Чемпионату мира по футболу;
  • строительство Крымского моста;
  • строительство музейных и театрально-образовательных комплексов.

Реализуемые проекты настолько масштабны, что требуют привлечения большого количества участников из коммерческой среды. Поэтому важно не разорвать цепочку контроля выделенных средств именно на те цели, для которых они были предназначены.

КС позволяет управлять рисками госзаказчика в связи с неисполнением обязательств исполнителями после получения ими авансов, а также рисками самих исполнителей (соисполнителей), связанных с неполучением или несвоевременным получением оплаты после выполнения работ.

КС интенсивно развивается, с каждым годом количество клиентов ФК неуклонно растет, особенно юрлиц, ИП и КФХ.

Сопровождение обеспечивается работой 7 центров специализаций и 4 платежных центров, распределенных по территории РФ от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Основная задача центров специализаций – открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов.

Задача платежных центров – взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов.

Клиент ФК имеет возможность работать дистанционно через личный кабинет «Электронного бюджета». Для этого достаточно пройти процедуру регистрации и иметь доступ в интернет и электронную подпись, которую можно выпустить бесплатно в любом удостоверяющем центре ФК.

Если у клиента нет возможности работать дистанционно, то он всегда сможет обратиться лично с бумажными документами в любой территориальный орган федерального казначейства (ТОФК), расположенный в каждом субъекте РФ.

Новые правила казначейского сопровождения на 2020 г.

Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
  • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
  • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

ФК курирует все крупные контракты заказчика, финансирование которых происходит из федерального бюджета. Законодательством определено включение информации о банковском и(или) казначейском сопровождении в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленных согласно 44-ФЗ.

Согласно Письму федерального казначейства № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019 г. с 01.09.2019 территориальные органы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71. Единый 71 лицевой счет для казначейского надзора необходим, чтобы учитывать операции НУБП — неучастника бюджетного процесса. Этот счет нужен головным исполнителям для получения оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юрлиц, получающих целевые средства из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Как осуществляется контроль?

Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

  • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
  • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
  • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
  • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
  • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
  • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
  • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
  • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
  • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.

Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2020 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.

В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

Важный момент! Такое имущество вносится в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2020 г.

Казначейское обеспечение обязательств реализуется в рамках предоставления субсидий по распоряжению Правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, указанных в ч.2 ст.5 459-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится так: деньги для платежа по обязательствам юрлиц переводятся только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленной продукции.

Правила сопровождения

ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2020 г. описаны в Постановлении Правительства РФ № 1765 от 30.12.2018 г.

Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.

Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).

Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.

Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:

  • открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
  • предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
  • подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.).

В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.

Таким образом, ФК полностью следит за исполнением обязательств и взаиморасчетами сторон по ним. Специалисты территориального органа вправе запрашивать любые документы, подтверждающие факт и объемы поставок, порядок исполнения договора и целевую трату денег.

Идентификация госконтрактов

Идентификатор применяется для определения контрактов и расчетов по ним. Это особый 20-значный цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется в течение всего срока действия договора. Идентификационный код формируется в порядке, определенном в Приказе Казначейства РФ от 09.01.2018 г. № 5н. Предприятия, занимающиеся реализацией товаров в рамках закупочной деятельности по 44-ФЗ, должны указывать этот код в счетах-фактурах.

Как открыть лицевой счет в федеральном казначействе?

Представим, что ваша организация стала исполнителем субподрядного договора, который подлежит казначейскому сопровождению. В первую очередь, необходимо открыть лицевой счет в федеральном казначействе. Как это делается?

Для удобства клиентов в ФК открывается один лицевой счет. Его номер начинается с числа 71. Через него осуществляются операции по нескольким документам основаниям (госконтрактам, контрактам, соглашениям и договорам). Для этого предусмотрены разделы лицевого счета. На каждый документ-основание открывается свой раздел.

Для открытия счетов и разделов вам необязательно обращаться в ФК лично. Это можно сделать дистанционно. Если ваш документ-основание подлежит обязательной регистрации в ЕИС в сфере закупок, то эти операции можно осуществить непосредственно в личном кабинете на сайте zakupki.gov.ru.

В иных случаях, если вы не знаете номер лицевого счета, но вам необходимо его указать в реквизитах заключаемого документа-основания, вы можете предоставить в ближайший территориальный орган ФК заявление на резервирование лицевого счета.

Если же номер вам известен, и вы хотите открыть лицевой счет с зарезервированным ранее номером или раздел на уже существующий лицевой счет, то можете это сделать в личном кабинете «Электронного бюджета». Порядок подключения к «Электронному бюджету» можно уточнить на сайте roskazna.ru или в ближайшем ТОФК.

Также можно открыть лицевой счет, обратившись лично в ближайший ТОФК, но лучше это делать дистанционно для экономии времени.

Для того, чтобы ваш заказчик смог перечислить вам аванс или оплатить выполненные работы поэтапно, а также, чтобы вы сами могли осуществить в будущем расходование средств, необходимо предоставить сведения об операциях с целевыми средствами, в которых указать планируемые суммы источников поступлений и направлений их расходования. Это также можно сделать дистанционно в личном кабинете «Электронного бюджета».

Сведения должны быть утверждены вашим заказчиком. Если у вас есть разрешение на утверждение средств самостоятельно, то приложите разрешение при предоставлении сведений. Если такого разрешения нет, то сведения будут автоматически направлены в личный кабинет вашего заказчика.

В будущем, если потребуется внести изменения в сведения, вы сможете это сделать в личном кабинете «Электронного бюджета».

Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя?

Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.

Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.

Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.

Важный момент! Если на момент зачисления вы еще не открыли соответствующий раздел лицевого счета под контракт, или заказчик в назначении платежа, в реквизитах допустил ошибку, то средства будут зачислены на ваш лицевой счет, но без отнесения к разделу.

Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.

Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.

Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:

  • открывать лицевой счет и разделы по нему;
  • предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
  • проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.

По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.

Сопровождение гособоронзаказа

Сопровождение контрактов для государственного оборонного заказа является строго обязательным. И заказчики, и исполнители ГОЗ взаимодействуют с Казначейством в ходе исполнения обязательств. Правила утверждены законодательством в Постановлении Правительства № 1702 от 28.12.2018 г.

ФК следит за выделенными средствами на выполнение ГОЗ. Сопровождаются все платежи в рублях при расчетах по контрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.

Исключение действует для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны. Государственный оборонзаказ казначейский надзор исключает и для контрактов, которые заключены заказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:

  • органов внешней разведки — инструментами разведывательной деятельности;
  • ФСБ — инструментами контрразведывательной деятельности;
  • «Росатома» — товарами, работами, услугами, связанными с ядерными боеприпасами и зарядами.

Случаи, которые не нуждаются в открытии лицевого счета в Казначействе в 2020 г. по ГОЗ утверждены в положениях п.3 ч.3 ст.5 459-ФЗ. Казначейство не следит за договорами, предметом которых является поставка коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и за договорами, подписанными с федеральными казенными ведомствами (п.5 ч.1 ст. 93 44-ФЗ).

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2020 г.

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Преимущества и недостатки контроля

К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:

  • Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
  • Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
  • Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.

«Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:

  • Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
  • Отпадут недобросовестные подрядчики.
  • Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.

Роман Евгеньевич, вы человек, в руки которого стекаются фактически все деньги в стране. И вы каждое утро получаете информацию об исполнении федерального бюджета. Поделитесь, пожалуйста, последними данными.

Роман Артюхин: Федеральное казначейство действительно является единым кассиром государства. Все средства Российской Федерации, субъектов страны, муниципалитетов, государственных внебюджетных фондов лежат в одной кассе — на счетах, которые находятся в Казначействе. Сейчас остатки средств на казначейских счетах составляют 8 триллионов 451 миллиард рублей. Все деньги работают на экономику. Для этого Казначейство использует надежные финансовые инструменты. Так, например, на депозитах в кредитных организациях сейчас размещено около 3 триллионов рублей. По сделкам РЕПО — 470 миллиардов рублей. По сделкам валютного СВОПа — 100 миллиардов рублей.

Что касается федерального бюджета, то расходы на сегодня исполнены на 75,1% от запланированной величины. Нельзя не сказать, что качество исполнения федерального бюджета сильно изменилось. Если раньше по итогам года легко было достичь 100% исполнения бюджета через предоставление авансов подрядчикам, субсидий на расчетные счета юридических лиц, то сейчас действует новый механизм: все средства из бюджета выделяются под конкретные потребности.

Теперь кассовое исполнение федерального бюджета стало более качественное, потому что мы перечисляем средства из бюджета ровно в тот момент времени, когда есть готовность их быстро использовать.

Кстати, это как раз одна из причин, почему на казначейском счете сейчас такие значительные остатки.

Очень важно, что благодаря новому механизму предоставления средств соблюдается и уровень софинансирования. Раньше опять же была проблема постоянных нестыковок.

Только с начала года на Казначейство совершено более 500 тысяч хакерских атак, но деньги надежно защищены

К примеру, из федерального бюджета перечислялось 50% средств на счета региона. А субъект РФ мог эти деньги не использовать. Потом в конце года мы эти остатки возвращали.

Сейчас остатки целевых средств на счетах бюджетов субъектов РФ составляют около трех миллиардов рублей. Лет 5-6 назад было 350-400 миллиардов рублей. Вот разница.

Не создает ли это ситуацию, когда деньги есть, но денег нет? Счетная палата как раз настаивала на том, что финансирование должно выделяться, чтобы те или иные проекты были реализованы, а поставленные цели и задачи выполнены.

Роман Артюхин: Мы как раз и говорим о результате. Можно сделать исполнение бюджета в размере 100%, но это не нужно, потому что результата не будет. Уровень кассового исполнения бюджета в настоящее время является индикатором реального достижения результатов.

Какой показатель исполнения бюджета будет по итогам года?

Роман Артюхин: Скажу так: уровень недоисполнения бюджета с каждым годом, к сожалению, повышается.

Повторюсь, можно сделать 100% — это не проблема. Это все будет в оборотной кассовой наличности получателей субсидий и подрядчиков. Есть вероятность, что ресурсы будут отвлекаться на другие цели. Это создает еще большие риски для достижения результата.

Сейчас же у них нет искушения направить эти ресурсы на что-то другое, потому что просто невозможно.

Не опасно ли держать на счете большой объем средств, учитывая участившиеся хакерские атаки?

Роман Артюхин: Средства находятся на счете в Центральном банке, который обеспечивает их защиту. В этом смысле у нас несколько линий обороны. За деньги можно не беспокоиться, с ними все в порядке.

Но проблема хакерских атак для Федерального казначейства актуальна. Мы постоянно сталкивается с кибератаками на свои информационные ресурсы. За 10 месяцев 2019 года зарегистрировано более 500 тысяч атак. Среди них сканирование на предмет наличия уязвимостей, попытки вывести из строя оборудование. Средства защиты срабатывают в среднем несколько десятков тысяч раз в сутки.

Атакуют как локальные информационные ресурсы территориальных органов Федерального казначейства по всей стране, так и государственные информационные системы, в том числе централизованные, оператором которых является Казначейство. Например, Единая информационная система госзакупок. Как и все государственные информационные системы, информационные системы Казначейства, если можно так выразиться, находятся в достаточно агрессивной среде.

С каждым годом ландшафт киберугроз становится более масштабным, а атаки — все более изощренными. Но требуемый уровень безопасности работы всех информационных систем Федерального казначейства обеспечивается полностью. Они находятся в очень надежном периметре охраны. Это подтверждают регулярные оценки уполномоченных органов.

Продолжение «Делового завтрака» с руководителем Федерального казначейства Романом Артюхиным читайте в ближайших номерах «Российской газеты»