Киотская конвенция Россия
В целях приведения таможенных механизмов в соответствие с требованиями международной торговли Всемирная таможенная организация провела работу по обновлению Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.
По данным Всемирной таможенной организации, насчитывается 63 страны, которые выполнили все условия и являются участницами данной Конвенции. Тем не менее многие государства используют элементы этой Конвенции на своей территории. Первоначально Конвенция носила рекомендательный характер. Но поскольку многие годы стоял вопрос, как сделать так, чтобы таможня была помощником, а не барьером во внешнеэкономической деятельности, было принято стратегическое решение пересмотреть Киотскую конвенцию, чтобы страны, которые к ней присоединяются, обязательно применяли ее положения. Это поистине мировая революция в таможенном деле.
В июне 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации единогласно решила, что исправленная Киотская конвенция должна вступить в силу, став обязательной для исполнения во всем мире. Но, чтобы она начала действовать, новый ее вариант должны ратифицировать не менее 40 стран, а по состоянию на 1 сентября 2010 г. в Конвенции участвует 71 страна.
Это очень важно, потому что Киотская конвенция — единственная стопроцентно таможенная конвенция, это процедуры, за которые полностью отвечают таможенники, это имидж таможен. Поэтому в настоящее время в мировом таможенном сообществе проводится большая разъяснительная работа по подписанию Конвенции, в том числе проводилась активная работа в этом направлении и в Российской Федерации. И как результат 3 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон N 279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года». Следует отметить, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции Киото в объеме Генерального приложения.
После вступления для Российской Федерации Генерального приложения в силу Российская Федерация в течение 36 месяцев должна обеспечить выполнение принятых стандартов Генерального приложения и в течение 60 месяцев должна обеспечить выполнение принятых рекомендаций Генерального приложения.
Следует сказать, что бизнес в этом направлении поддерживает таможню. И если та или иная сторона присоединяется к Конвенции об унификации таможенных процедур, значит, бизнес готов идти в эту сторону, готов инвестировать в ее экономику, потому что он получает для себя условия: доверие, стабильность, определенность, прозрачность.
Чем обычно участник ВЭД недоволен? Тем, что при перемещении товара через границу приходится собирать массу справок у различных ведомств. Все это тормозит торговлю. И участник ВЭД справедливо спрашивает: нельзя ли все вопросы решать в одном ведомстве, в одном «окне»? Что касается этой проблемы, то 19 — 20 ноября 2009 г. в Санкт-Петербурге в Парламентском центре состоялся Международный научно-практический семинар по вопросам упрощения процедур торговли «Вопросы государственно-частного сотрудничества в сфере упрощения процедур торговли и их правового регулирования».
На данной конференции были выработаны совершенно четкие рекомендации, среди других, в частности, предложения по внедрению мер по упрощению процедур торговли в государствах — членах ЕврАзЭС, в том числе по созданию систем «единого окна». Разработана программа развития системы «единого окна». В части оптимизации таможенных процедур в рамках Таможенного союза предложено обеспечить координацию деятельности и требований всех пограничных служб и ведомств по контролю над внешнеторговой деятельностью, с целью максимального внедрения принципов «единого окна» при сборе торговой информации, комплексного управления границей в пунктах пропуска и уполномоченного оператора путем повышения совместимости и стандартизации требований к импортно-экспортной документации и данных использования информационно-коммуникационных технологий.
Решением коллегии ФТС России от 29 августа 2008 г. «О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации» отмечена необходимость перевода таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты Российской Федерации, что обусловливается ростом внешнеторгового оборота Российской Федерации, усугубляющейся неравномерностью инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заострением проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Практически решен вопрос о том, что на границе выполняет функции пограничного контроля за товарами только таможня. Потому что она — логический партнер в каждой международной сделке. Например, в США таможня осуществляет на границе функции контроля за применением законодательства от имени 50 федеральных ведомств.
Почему это решение важно? Потому, что торговля развивается темпами, четырехкратно превышающими темпы развития промышленного производства. Значит, тот, кто сумеет правильно организовать контроль за торговлей, извлечь выгоду из этого, сможет вложить полученные дивиденды в развитие экономики страны. Россия в этом смысле находится сейчас в оптимальной ситуации. Российская таможня в этом смысле вполне решит поставленную задачу.
Современное производство и системы доставки грузов, соединенные с потенциалом новых форм электронной коммерции (электронное декларирование, цифровая электронная подпись, электронное информирование и т.д.), делают быстрые и прогнозируемые таможенные формальности и процедуры одной из предпосылок для национального процветания.
В процессе пересмотра Конвенции Киото были соединены важные современные концепции и подходы в отношении таможенного регулирования. Они включают применение новых технологий, внедрение современных форм таможенного контроля, готовность и желание к партнерству коммерческого сектора с таможенными органами на взаимно выгодных условиях.
Главным среди новых принципов Конвенции Киото является обязательство таможенных администраций обеспечить прозрачность и стабильность осуществляемых таможенных формальностей и процедур во всех аспектах международной торговли.
Кроме того, таможенным органам надлежит вводить в использование технологии риск-менеджмента, чтобы, взаимодействуя с другими органами власти, торговым сообществом, внедрить в практику международные стандарты Конвенции Киото.
Измененная Конвенция Киото также содержит новые и обязательные правила для применения, которые все договаривающиеся стороны должны принять без оговорок.
Следует отметить, что существуют ключевые элементы измененной Конвенции, которые должны применять таможенные администрации. Это прежде всего максимальное использование автоматизированных систем; использование предварительной информации о прибытии товара для внедрения программ выборочного контроля; использование электронной передачи данных; применение технологии риск-менеджмента и т.д.
Для таможенной администрации всегда существует элемент риска при оказании содействия передвижению товаров и лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенных законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы, должно осуществляться пропорционально уровню риска, который должен быть определен.
На сегодняшний день таможенная администрация должна оказать широкое содействие развитию торговли одновременно с поддержанием таможенного контроля за международным передвижением товаров, транспортных средств и лиц. Это определяет контекст для процесса управления риском внутри таможенного органа. Уровень риска определяется в контексте приоритетов таможенной администрации, например является ли первоочередным взимание пошлин и налогов, проверка запрещений и ограничений или любая другая область, которая была определена.
Измененная Конвенция обеспечивает внедрение руководящих принципов, которые гарантируют, что принципы упрощения и гармонизации, содержащиеся в Конвенции, применяются таможенными администрациями эффективно. Руководящие принципы Конвенции направлены на упрощение, которое реализуется через использование эффективных технологий и автоматизацию, а также включает лучшие примеры практики и развивается для каждой процедуры Генерального и Специального приложения к Конвенции.
Следует в несколько кратком изложении сказать о структуре Генерального приложения к Конвенции, в котором, как правило, даны определения понятий. Всего в данном приложении 10 глав, 119 стандартных правил, которые в полном объеме дают пояснения по конкретным проблемам таможенных процедур и охватывают практически весь спектр вопросов таможенного регулирования, которое существует на данном этапе научно-технического развития и состояния международной торговли.
15 — 19 ноября 2010 г. в Российской таможенной академии в рамках учебного центра Всемирной таможенной организации прошел Международный семинар ВТО «Пересмотренная Киотская конвенция», в работе семинара принимали участие представители таможенных органов 11 стран. Практика применения положений Киотской конвенции показала, что в целом ряде стран существуют принципиальные различия между положениями Киотской конвенции и таможенным законодательством конкретной страны. Существует несоответствие и в понятийном аппарате.
Необходимо также отметить, что во многих случаях в отношении тех или иных таможенных процедур или операций есть возможность определить конкретные условия их проведения. На данном семинаре экспертом ВТО было отмечено, что государству — участнику Конвенции предоставляется возможность самостоятельно определять национальным законодательством соответствующие правила, в зависимости от состояния экономических отношений в стране, ее уровня развития и т.д. В то же время практически во всех случаях, где мировая практика показала возможность «бюрократизации» этих процедур, дается соответствующая детализация стандартов для того, чтобы установить единые подходы, обеспечивающие прозрачность правовых норм законодательства в сфере таможенного регулирования.
Далее уместно сказать и о том, что по условиям Конвенции не просто допускается, но и приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции. То есть, если в какой-либо части таможенное регулирование страны предоставляет более благоприятные условия, чем это предусмотрено в Конвенции, менять их и приводить в строгое соответствие с Конвенцией необходимости нет.
Анализируя положения Конвенции, следует отметить, что в соответствии со ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, как и понятийный аппарат, закрепленный в международных правовых актах по таможенным вопросам. Как указывалось выше, Российская Федерация присоединилась к Конвенции Киото, соответственно данное решение повлечет определенные изменения в российском законодательстве в сфере таможенного регулирования, в частности, это повлечет изменение в 16 федеральных законах и 72 подзаконных актах.
В условиях глобализации мировой экономики, сопровождающейся объединением мировых рынков торговли и установлением общих правил торговли, таможенное регулирование оказывает существенное влияние на процессы международной торговли. С учетом предстоящего присоединения Российской Федерации к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, а также иным соглашениям, принятым в рамках Всемирной торговой организации, которые содержат основополагающие принципы осуществления таможенных формальностей в странах — членах Всемирной торговой организации, актуальной становится унификация российского законодательства с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования.
Различия между применяемыми таможенными правилами и процедурами в различных странах способны затруднить или нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена.
И наоборот, высокая степень гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики их применения рассматривается одним из условий, благоприятных для международной торговли и других видов международного обмена и их развития.
Очевидно, что присоединение к Киотской конвенции потребует в дальнейшей работе взвешенных и продуманных подходов, в том числе и исходя из прогнозов бюджетного планирования социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие годы.
Заинтересованными министерствами и ведомствами, а также представителями бизнессообщества широко обсуждается проект постановления Президента Республики Узбекистан «О принятии порядка режима переработки товара на таможенной территории Республики Узбекистан». Государственному таможенному комитету совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли поручено внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из этого документа.
Что изменится с принятием этого документа? Станет ли легче работать отечественным предпринимателям?- Снизятся ли затраты их финансовых средств и рабочего времени при переработке товаров на таможенных территориях? На эти и другие интересующие наших читателей вопросы отвечают главный специалист управления по мерам тарифного и нетарифного регулирования Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан Аваз МАХМУДОВ, начальник отдела по содействию экспорту плодоовощной продукции Ботиржон МАДРАХИМОВ и ведущий специалист управления развития экспортного потенциала и инфраструктуры торговли Бобур УСМАНОВ.
– С чем связано решение о подготовке проекта постановления, которое внесет определенные изменения и дополнения в таможенное законодательство и чем не устраивает существующий порядок?
– Анализ показывает, что за последние три года в Узбекистан поставлено технологическое оборудование на сумму 11 752,7 млн. долларов США. Это 10,3% от общего объема импорта. А производство и переработка товаров в республике в среднем выросли на 7,8%. Это говорит о том, что производственный потенциал в нашей стране используется далеко не полностью.
Проект постановления главы государства «О принятии порядка режима переработки товара на таможенной территории Республики Узбекистан» подготовлен в целях сокращения требований и условий переработки на таможенной территории для максимальной загрузки промышленных и перерабатывающих мощностей республики, увеличения экспорта готовой продукции и услуг, расширения внутреннего производства, привлечения иностранных производителей и их инвестиций, повышения рейтинга Узбекистана в международных показателях.
В действующем до сих пор порядке усложнены процедуры и требования для ввоза товаров, в том числе сырья и материалов, в целях переработки на таможенной территории и экспорта переработанной продукции. В этой связи проектом документа предлагается упростить действующие требования, а также расширить виды операций, допустимых в рамках таможенного режима по переработке товаров на таможенной территории.
Упрощение процедур переработки на таможенной территории позволит повысить их экономическую эффективность и будет способствовать максимальной загрузке промышленных и перерабатывающих мощностей отраслей экономики. Предприятия смогут сэкономить значительные оборотные валютные средства, расширятся объемы внутреннего производства, увеличится экспорт готовой продукции и услуг. И все это в конечном итоге приведет к увеличению поступлений налоговых отчислений в Государственный бюджет и повышению благосостояния народа.
– Какие именно процедуры и условия должны стать обязательными для предпринимателей, если проект постановления будет принят в предлагаемом виде?
– Мы предлагаем упростить процедуру оформления товаров в таможенный режим «переработка товара на таможенной территории Республики Узбекистан», сохранив требования и условия для переработки товара на таможенной территории, включающие в себя только идентификацию ввезенного товара в продуктах его переработки, определение нормы выхода продуктов переработки и исключение попадания товаров под запреты и ограничения.
Определить, что к операциям по переработке товара на таможенной территории относятся производство товаров, их обработка (в том числе монтаж, сборка товаров или подгонка под другие товары), ремонт, восстановление и приведение в рабочее состояние, их расфасовка, упаковка и сортировка, а также очистка товаров.
Исключаются ограничения по разрешенным операциям при переработке путем их расширения.
При этом помещение товара под таможенный режим переработки на таможенной территории может быть осуществлено любым заинтересованным лицом Республики Узбекистан, в том числе не являющимся собственником товара или не осуществляющим непосредственно операции по его переработке.
– Так как к вам часто обращаются предприниматели с различными вопросами, да и в ходе своей повседневной работы вы сталкиваетесь с проблемами, связанными с пробелами в законодательстве в сфере нетарифного регулирования и таможенного администрирования, ведется ли вашим министерством системная работа по его совершенствованию?
– Министерством налаживается на постоянной основе взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности. По итогам системного анализа обращений вырабатываются предложения по совершенствованию законодательства.
Постановлением Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Министерства инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан» от 28 января 2019 года № ПП-4135 создан Совет по тарифному и нетарифному регулированию, деятельность которого направлена на непосредственное совершенствование тарифного и нетарифного регулирования. Это своего рода диалоговая площадка с бизнес-сообществом.
Следует отметить, что только за этот год разработаны и в установленном порядке внесено в Кабинет Министров более 10 проектов нормативно-правовых актов.
В рамках гармонизации национального законодательства в области нетарифного регулирования в соответствии с международными правилами разработаны проекты двух законов Республики Узбекистан, одного указа Президента, восьми постановлений Кабинета Министров, одного плана мероприятий по введению системы онлайн сертификации, одного межведомственного протокола по ведению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и др. В их числе Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» от 14 ноября 2019 года № ЗРУ-584, предусматривающий введение утилизационного сбора в отношении производимых и ввозимых автотранспортных средств, Закон Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Картахенскому протоколу по биобезопасности к конвенции о биологическом разнообразии (Монреаль, 29 января 2000 года)» от 14 октября 2019 года № ЗРУ-569, регулирующий меры по предотвращению потенциальной угрозы от использования продукции современной биотехнологии. Это также позволит получить определенные тарифные преференции в рамках Генеральной системы преференций ЕС («ГСП+»).
И, конечно же, этой работе предшествует глубокий анализ не только сложившейся ситуации, но и изучение обращений, поступающих к нам от субъектов предпринимательской деятельности – экспортеров и импортеров товаров и услуг. В течение 2019 года нашим министерством рассмотрено 270 обращений физических и юридических лиц. Большинство из них связано с вопросами применения льгот по уплате импортных таможенных платежей, внесения изменений в ставки таможенной пошлины, классификации товаров по коду ТН ВЭД, правил определения страны происхождения товаров и др.
Вопросы, затрагиваемые в обращениях, тщательно анализируются и по итогам изучения готовятся соответствующие заключения с пояснениями и рекомендациями по их решению в рамках законодательства Республики Узбекистан.
– Как известно, одной из важнейших задач вашего министерства является всемерная поддержка развития экспорта. Что делается в этом направлении?
– В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 сентября 2019 года №-758 создана Республиканская комиссия по вопросам развития экспортного потенциала регионов и отраслей под председательством министра инвестиций и внешней торговли Сардора Умурзакова. Ее работа строится по принципу прямого общения с каждым экспортером в регионах и отраслях. Для этого разработана трехуровневая система.
На первом уровне все сотрудники министерства были закреплены за каждым городом и районом. Они проводили большую часть своего времени в соответствующих областях, определив проблемы и недостатки, оказывали практическую помощь экспортерам.
Затем под руководством каждого заместителя министра инвестиций и внешней торговли были созданы рабочие подгруппы и прикреплены к соответствующим областям. Заместители министра посещали прикрепленные районы каждую неделю и принимали меры для решения проблем и внесения соответствующих предложений.
Республиканская комиссия не реже одного раза в месяц посещала все регионы и предпринимала меры для своевременного выполнения прогнозных показателей по экспорту, а также содействовала решению имеющихся на местах проблем.
За короткое время Республиканская комиссия трижды проводила изучения во всех регионах страны. Ею было решено более 500 проблемных вопросов, поднятых предпринимателями-экспортерами. 21 предпринимателю была оказана помощь во внедрении международных сертификатов и стандартов, более 200 экспортеров приняли участие в международных выставках и ярмарках. Многим оказана практическая помощь в выделении земельных участков и пустующих зданий для занятия бизнесом, в предоставлении кредитов, подключении к коммуникационным и электросетям.
Например, было организовано участие ООО «Саховат Бройлер» Пскентского района в выставке China International Import Expo (CIIE), состоявшейся 5–10 ноября 2019 года в Шанхае (Китай). В ходе выставки состоялись переговоры с 17 китайскими партнерами и подписаны экспортные контракты на 7 миллионов долларов. Также подписано соглашение о получении предприятием сертификата «Халяль» и определено покрытие всех расходов. Ведутся переговоры о включении в список предприятий, импортирующих в Китай продукты из птицы.
Кроме того, в министерство с начала 2019 года поступило более 100 обращений через виртуальные приемные Президента страны и Премьерминистра. В основном в них предприниматели– экспортеры поднимали вопросы, связанные с поиском новых рынков для произведенных товаров и оказания им помощи в кредитовании. И нашим министерством многим из них была оказана практическая помощь.
Можно привести такой пример: согласно постановлению Президента РУз «О мерах по расширению механизмов финансирования и страховой защиты экспортной деятельности» от 24 мая 2019 года №-4337, экспортерам продукции компенсируется часть транспортных расходов по железной дороге. Предприниматель из Ташкента обратился с просьбой оказать помощь в добавлении кода ТН ВЭД в список товаров, компенсируемых за счет государства. Министерство инвестиций и внешней торговли рассмотрело вопрос изменения списка и обращение предпринимателя было удовлетворено.
Большую работу в этом направлении проводит созданное при нашем министерстве Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по усилению содействия и стимулирования экспорта» от 20 декабря 2018 года № ПП-4069, а также соответствующим постановлением Кабинета Министров РУз от 6 мая 2019 года № ПКМ-373 Агентство продвижения экспорта. Именно оно при поддержке других заинтересованных организаций занимается реализацией государственной политики в области развития экспорта, в части оказания информационной и финансовой поддержки, проведении углубленных маркетинговых исследований, содействия в получении международных сертификатов и лицензий, поставки отечественной продукции на внешние рынки, а также реализации программы «Made in Uzbekistan» по продвижению узбекских брендов и товаров за рубежом.
Так, при содействии агентства 56 предпринимателей из Узбекистана приняли участие в международных выставках, по итогам которых были подписаны экспортные контракты. Помимо этого, агентством оказано финансовое содействие 21 национальному экспортеру во внедрении международных сертификатов.
В заключение надо сказать о том, что Министерство инвестиций и внешней торговли призвано всемерно содействоваить развитию отечественного предпринимательства и экспорта в том числе. В связи с этим ни один вопрос, поднятый участниками внешнеэкономической деятельности и вообще любыми предпринимателями, не остается без внимания и тщательного изучения. С этой же целью действует и наш телефон доверия 71 238 50 05, обратившись по которому можно оперативно получить необходимую консультацию или пожаловаться на нарушение своих законных прав.
Александр АРИСТОВ,
собственный корреспондент.
➤ TELEGRAM: 👉https://t.me/soliq_plus
🔰FACEBOOK: https://fb.com/Soliqplusuz
Барча ҳуқуқлар ҳимояланган. Сайтдан маълумот олинганда манба кўрсатилиши шарт.
Условия использования материалов: Все права защищены законами Республики Узбекистан о средствах массовой информации и об авторском праве и смежных правах.
1) Необходимо поставить голубой линк к слову «Soliq plus / Налоги плюс» и направить на наш телеграм канал https://t.me/soliq_plus
2) Неосведомленность об этих правилах не освобождает от ответственности, зафиксированной в соответствующих законодательных актах.
Добавить комментарий