Код дохода субсидии на выполнение государственного задания

Рассмотрим, как необходимо учитывать операции по учету предоставленных субсидий на выполнение государственного задания для бюджетных и автономных учреждений.

Условия субсидирования

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении данного задания.

Какие затраты учитываются

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом:

  • затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества;
  • затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения, в том числе земельных участков;
  • мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется учредителем.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 252-ФЗ ст. 69.2 БК РФ содержит п. 4 следующего содержания: «Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством РФ функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ».

Виды субсидий

Бюджетным и автономным учреждениям могут предоставляться из соответствующих бюджетов 4 вида субсидий:

  • субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) – код финансового обеспечения (КФО) 4;
  • субсидии на иные цели – КФО 5;
  • гранты в форме субсидий – КФО 5;
  • субсидии на осуществление капитальных вложений – КФО 6.

Право получателей субсидий бюджета зафиксировано в «Соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг».

Учредитель (бюджет) принимает на себя обязательство по покрытию затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с утвержденным им заданием, а получатель субсидий (бюджетное и автономное учреждение) в свою очередь дает согласие на государственный (муниципальный) финансовый контроль, осуществляемый учредителем через анализ их бухгалтерской отчетности.

Следовательно, под утвержденные в годовом объеме (или же в объемах согласно графику) субсидии необходимо произвести на бухгалтерском учете бюджетного и автономного учреждения начисления субсидий, закрепив тем самым обязанность учредителя по предоставлению им субсидии.

В целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов бюджетных и автономных учреждений Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) для учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания установлен код вида финансового обеспечения (деятельности) – 4.

Субсидии в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Рассмотрим систему отражения субсидии на выполнение государственного задания в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0.

Следует отметить, что приказом Минфина РФ от 01.12.2015 № 190н внесены изменения в Порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи и подстатьи классификации операций сектора государственного управления (п. 3 раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н) – подстатья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ дополнена новым абзацем: «Доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания».

Согласно этому дополнению, в 2016 г. такие доходы должны отражаться по КОСГУ 130 (табл. 1).

Содержание операции (изменение) Код КОСГУ
2015 2016
Доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. 180 130
  1. Отражены утвержденные плановые назначения по доходам и расходам от получения в текущем финансовом году субсидии на выполнение государственного задания согласно заключенному Соглашению – документ «Плановые назначения».
    Дт 4.507.10.130 Кт 4.504.10.130
    Дт 4.504.10.226 Кт 4.506.10.226
  2. Начислены доходы от получения субсидии на выполнение государственного задания на основании условий заключенного Соглашения – документ «Акт об оказании услуг» с операцией «Реализация услуг» или документ «Операция бухгалтерская».
    Дт 4.205.31.560 Кт 4.401.10.130
  3. Поступила субсидия на выполнение государственного задания на счет автономного учреждения, открытый в органе ФК – документ «Кассовое поступление» с операцией «Поступление субсидий (205.31)».
    Дт 4.201.11.510 Кт 4.205.31.660
    Дт 17 (КЭК 130)
  4. Исполнен план финансово-хозяйственной деятельности по доходам от получения субсидии на выполнение государственного задания – документ «Операция бухгалтерская».
    Дт 4.508.10.130 Кт 507.10.130
  5. Приняты обязательства в сумме заключенных договоров – документ «Принятое обязательство».
    Дт 4.506.10.226 Кт 4.502.11.226
  6. Стоимость полученных работ, услуг отнесена на затраты – документ «Услуги сторонних организаций» с операцией Приобретение у поставщика (ХХХ — 302.ХХ) в части начисления услуг, работ.
    Дт 4.109.61.226 Кт 4.302.26.730
  7. Отнесение себестоимости работ (услуг), выполненных в рамках гос. задания, на финансовый результат в 2016 г. – документ «Списание затрат по услугам».
    Дт 4.401.10.130 Кт 4.109.60.200
  8. Приняты денежные обязательства по оплате услуг за счет средств субсидии на выполнение государственного задания – документ «Принятое денежное обязательство».
    Дт 4.502.11.226 Кт 4.502.12.226
  9. Оплачены работы, услуги за счет средств субсидии на выполнение государственного задания – документ «Кассовое выбытие» с операцией Оплата поставщикам (302 10, 20, 30, 70, 90).

Возврат остатка

У бухгалтера бюджетного или автономного учреждения может возникнуть вопрос: «Возвращать ли учредителю остаток неиспользованной субсидии на выполнение государственного задания»?

Возвращать учредителю неиспользованный на конец года остаток субсидии автономное учреждение не обязано. Это допускается только в случае уменьшения размера задания.

Для автономных учреждений в п. 3.15 ст. 2 Закона № 174-ФЗ указано, что неиспользованные остатки субсидии прошлого года в текущем году используются на уставные цели. Учредитель не имеет права устанавливать в Соглашении о предоставлении субсидии какие-либо иные условия возврата субсидии, кроме уменьшения объема задания. Такие дополнительные условия будут незаконными.

Что касается бюджетных учреждений, то в п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» регламентировано, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.

Правовыми актами представительных органов может быть предусмотрен возврат остатка субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением, если показатели его выполнения были не достигнуты.

Как правильно бюджетному учреждению отразить в учете приобретение и списание сувенирной продукции, предназначенной для последующего дарения или награждения (бухгалтерские проводки с указанием подстатьи КОСГУ)?

15 октября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на приобретение сувенирной продукции относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ с отражением на счете бухгалтерского учета счета 0 105 00 000 «Материальные запасы».

Обоснование вывода:
С 2019 года согласно прямым нормам п. 11.4.8 Инструкции N 209н расходы на приобретение подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Принимая во внимание положения федерального стандарта «Концептуальные основы_», Инструкции N 157н, приобретенные учреждением материальные ценности, поступившие на склад, являются активом и подлежат отражению на балансе на соответствующих счетах Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Кроме того, в письме Минфина России от 14.03.2019 N 02-06-10/16864 также было указано, что приобретенная учреждением подарочная, сувенирная продукция, поступившая на склад, является активом и подлежит отражению на балансе на соответствующих счетах Рабочего плана счетов бухгалтерского учета (в данном случае — счет 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»).
При этом следует отметить, что согласно п. 345 Инструкции N 157н подарочная и сувенирная продукция подлежит отражению на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
В связи с этим письмом Минфина России от 26.04.2019 N 02-07-07/31230 был определен порядок применения забалансового счета 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» во взаимосвязи с балансовым счетом 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», а именно:
— с момента выдачи с мест хранения ценных подарков (сувенирной продукции) работнику учреждения, ответственному за вручение ценных подарков (сувенирной продукции), указанные материальные ценности отражаются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента их передачи (вручения);
— в случае если порядок проведения торжественных и протокольных мероприятий, утвержденный субъектом учета, не предусматривает хранение ценных подарков (сувенирной продукции), в бухгалтерском учете по факту одновременного представления работником учреждения, ответственным за приобретение указанных материальных ценностей, а также за вручение ценных подарков (сувенирной продукции), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувенирной продукции), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» не отражается. В этом случае стоимость подарков (сувенирной продукции) по факту поступления одномоментно относится на расходы текущего финансового периода (по дебету счета 0 401 20 272 «Расходы материальных запасов текущего финансового года»).
Вместе с тем в настоящее время каких-либо исключений для случаев, когда ответственное за приобретение и вручение подарков лицо одновременно представило документы, подтверждающие приобретение и вручение ценных подарков (сувениров) в целях отражения на забалансовом счете 07 ни Инструкцией N 157н, ни нормами федеральных стандартов не предусмотрено. Согласно нынешней редакции Инструкции 157н подарки и сувениры в конце концов должны, как и в прошлые годы, оказаться на забалансовом счете 07. Поэтому если подобный порядок будет использован в учреждении, то его следует утвердить в своей учетной политике.
Таким образом, в бухгалтерском учете операции по поступлению и выбытию сувенирной продукции, с учетом норм Инструкции N 157н и Инструкции N 174н, могут быть отражены следующими бухгалтерскими записями:
1. Дебет 0 105 36 349 Кредит 0 302 34 73Х — принята к учету сувенирная продукция на основании документов, полученных от поставщика;
2. Дебет 0 302 34 83Х Кредит 0 201 11 610, увеличение счета 18 (КВР 244, КОСГУ 349) — погашена задолженность перед поставщиком;
3. Дебет 0 401 20 272 (0 109 00 272) Кредит 0 105 36 449 — отражено списание сувенирной продукции в момент выдачи ее со склада работнику, ответственному за организацию мероприятия;
Одновременно сумма выданных ответственному лицу сувенирной продукции отражается в качестве увеличения по забалансовому счету 07.
4. Уменьшение забалансового счета 07 — списана сувенирная продукция по факту документального подтверждения вручения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Салтыкова Инга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина

О центре » О статье вида расходов Классификации расходов федерального бюджета, используемой при оплате услуг по заправке картриджей.

Список всех вопросов и ответов

На какой вид расходов (КВР) относить расходы по заправке картриджей (КОСГУ 225) , если в формах бюджетных проектировок, сданных в Рослесхоз в конце 2011 года, по КВР 242 расходы КОСГУ 225 не предусмотрены. Заранее благодарна за ответ, Зинаида

Уважаемая Зинаида!

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 года № 180н, а также на основании дополнительных разъяснений особенностей отнесения расходов федерального бюджета к виду расходов 242, изложенных в письме Минфина России от 31 января 2012 года № 02-05-10/328, в состав расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, подлежащих отражению по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», входят как приобретение оргтехники, так и эксплуатационные расходы, связанные с ее работой.

По нашему мнению, расходы по заправке картриджей являются расходами, связанными с эксплуатацией оргтехники.

Согласно Методическим рекомендациям по применению классификации операций сектора государственного управления, доведенных письмом Минфина России от 05.02.2010 года № 02-05-10/383, заправка картриджей относится к подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»

Таким образом, расходы на заправку картриджей для оргтехники подлежат отражению по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» классификации расходов бюджетов и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Тот факт, что в формах бюджетных проектировок по виду расходов 242 не предусмотрены расходы по подстатье КОСГУ 225, по нашему мнению, абсолютно объясним.

Дело в том, что классификация расходов федерального бюджета по кодам видов расходов начала применяться впервые с момента формирования бюджетных проектировок на 2012 год.

При этом она вызывала много вопросов и неоднозначных толкований.

В связи с этим Минфином России были даны дополнительные разъяснения в письме от 31 января 2012 года № 02-05-10/328, то есть после того, когда Вами были уже сданы бюджетные проектировки в Федеральное агентство лесного хозяйства.

Согласно установленному правилу Вы имеете право внести в них соответствующие корректировки, поставив об этом в известность Рослесхоз.

Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Автономное учреждение спорта закупает навесные пожарные шкафы, огнетушители, а также материалы и оборудование для установки внутреннего противопожарного водопровода (краны, вентили, пожарные рукава, насос). Как отражаются в бухгалтерском учете эти расходы, а также расходы на монтаж и дальнейшее обслуживание указанного оборудования?

Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 09.11.2018 № 02-05-10/80751, отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) находится в компетенции учреждения, которое самостоятельно принимает решение исходя из установленных в учетной политике способов ведения бухгалтерского учета основных средств и материальных запасов при их приобретении, создании и монтаже, функциональной и экономической направленности производимых расходов, руководствуясь положениями Инструкции № 157н и федеральными стандартами бухгалтерского учета для учреждений бюджетной сферы.

Далее разберемся, какие из названных в вопросе материальных ценностей относятся к объектам основных средств, а какие – к материальным запасам.

Основные средства или материальные запасы?

В силу СГС «Основные средства» объектами основных средств признаются:

  • материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования учреждением на праве оперативного управления (находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации) (п. 7);

  • материальные ценности, приносящие учреждению экономические выгоды, которые имеют полезный потенциал и в отношении которых в дальнейшем также предусматривается получение экономических выгод (п. 8);

  • объекты со всеми приспособлениями и принадлежностями (отдельные конструктивно обособленные предметы), предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 10).

Здесь также необходимо принять во внимание п. 45 Инструкции № 157н, согласно которому коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации (в частности, внутренняя сеть водопровода, в том числе внутренний противопожарный водопровод), входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Однако к самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем.

Таким образом, смонтированная система внутреннего противопожарного водопровода не является отдельным инвентарным объектом, а входит в состав здания, как и другие внутренние системы. При этом инвентарь и оборудование, необходимое для функционирования данной системы (насос, пожарные шкафы), а также огнетушители могут быть отнесены в состав основных средств, поскольку отвечают критериям, установленным в СГС «Основные средства».

Оборудование, требующее монтажа, изначально учитывается в составе материальных запасов. При проведении работ по монтажу данные материальные запасы списываются на увеличение стоимости нефинансовых активов (формируются капитальные вложения в основные средства). При вводе системы в эксплуатацию объекты принимаются к учету в составе основных средств в сумме сформированных капитальных вложений.

Такие материальные ценности, как вентили, краны, пожарные рукава, учитываются как комплектующие части в составе материальных запасов.

Применение КВР и кодов КОСГУ

В части поставки оборудования и материалов

Приобретение противопожарного оборудования и инвентаря отражается:

  • по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;

  • по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (если материальные ценности приобретаются в рамках капитального ремонта);

  • по соответствующему виду расходов группы 400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (если материальные ценности приобретаются в рамках строительства (реконструкции) объектов государственной собственности).

При этом в части указанных расходов применяются статья 310 «Увеличение стоимости основных средств»или соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ в зависимости от целевого назначения (подробнее см. таблицу).

Расходы в зависимости от целевого назначения

Код КОСГУ

Приобретение огнетушителей

Приобретение навесных пожарных шкафов (монтаж предусмотрен договором поставки, стоимость работ по их монтажу не выделена)

Покупка навесных пожарных шкафов (монтаж не предусмотрен договором поставки либо стоимость работ по монтажу шкафов указана в договоре поставки отдельно)

Приобретение насоса (монтаж предусмотрен договором поставки, стоимость работ по его монтажу в договоре не выделена)

Покупка насоса (монтаж не предусмотрен договором поставки либо стоимость работ по монтажу насоса указана в договоре поставки отдельно)

Приобретение кранов, вентилей, пожарных рукавов в рамках капитальных вложений при проведении строительных работ (реконструкции)

Приобретение кранов, вентилей, пожарных рукавов в рамках текущего и капитального ремонта

Приобретение кранов, вентилей, пожарных рукавов при их замене вследствие выхода из строя

В части работ по монтажу

Расходы на монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, отражаются:

  • по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;

  • по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (если работы выполняются в рамках капитального ремонта);

  • по соответствующему виду расходов группы400 «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» (если работы выполняются в рамках бюджетных инвестиций).

При этом в отношении данных расходов применяются следующие подстатьи КОСГУ:

  • 226 «Прочие работы, услуги» – если работы по монтажу не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;

  • 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» – если данные работы производятся для целей капитальных вложений в нефинансовые активы, в объекты капитального строительства (реконструкции, техническое перевооружение, дооборудование объектов) (письма Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-08-10/8681, от 06.09.2019 № 02-08-10/69161).

Таким образом, если работы по монтажу внутреннего противопожарного водопровода осуществляются при строительстве (реконструкции, дооборудовании) здания, такие расходы относятся на увеличение стоимости здания (подстатья 228 КОСГУ).

Если работы по монтажу системы внутреннего противопожарного водоснабжения выполняются в рамках текущего или капитального ремонта, такие расходы не нужно относить на увеличение стоимости здания, поскольку это не приведет к изменению его технических характеристик. Данные расходы направлены на соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ. В описанном случае применяется подстатья 226 КОСГУ.

В части расходов на техническое обслуживание

Расходы, связанные с техническим обслуживанием противопожарного оборудования и систем, включая периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и зарядку огнетушителей, отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.