Когда платить утилизационный сбор в Беларуси

Справочник » Утилизационный сбор в Беларуси

Утилизационный сбор — разовый платеж, который предусмотрен в Республике Беларусь за оказание услуги, связанной с переработкой выведенных из эксплуатации транспортных средств (ТС). Внесение платы производится непосредственно перед уничтожением авто, а также до регистрации в Госавтоинспекции при ввозе транспорта из-за рубежа, а в некоторых вариантах платеж учитывается в стоимости техники.

Когда и зачем введен утилизационный сбор?

Впервые утилизационный сбор в Беларуси начал взыматься в 2014 г. и оплачивается по настоящее время. Этим действиям предшествовал указ №64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Согласно документу, платеж распространяется на всю автотехнику, ввезенную в нашу страну.

Полученные от уплаты средства используются для погашения расходов, понесенных государством на утилизацию устаревшего транспорта, и направлены на защиту окружающей среды. Система уплаты неоднократно претерпевала видоизменения, которые приводили к повышению тарифов и коэффициентов для определения величины сбора.

Кто и за что должен платить утиль сбор?

Вносить деньги за утилизационный сбор на автомобили должен каждый, кто произвел ввоз техники с территории ЕЭС (физлица, предприятия, организации, ИП). Сбор взымается с владельцев, покупателей, импортеров автотранспорта, ввезенного на территорию белорусского государства. Расчет суммы зависит от того, на кого зарегистрирована машина, при этом ставка сбора с юридических лиц больше.

Утиль сбор взымается со следующих категорий автотранспорта:

  • легковушки для личного использования;
  • автобусы;
  • автомобили с электрическим двигателем;
  • транспорт повышенной проходимости;
  • машины, оборудованные гибридной силовой установкой;
  • грузовики, рефрижераторные фуры, самосвалы, фургоны.

Не предусмотрен утиль сбор на следующие виды транспорта:

  • машины белорусского производства;
  • мотоциклы;
  • тридцатилетние и более старые авто, оснащенные оригинальными запчастями и не используемые в коммерческих целях;
  • транспорт, относящийся к экологическому стандарту Евро-6;
  • полу- и прицепы с допустимой массой до 10 т.

Сбор не распространяется на иностранных подданных, лиц, имеющих статус беженцев, работников консульств, дипломатических структур и подразделений международного значения. Что касается утилизационного сбора 2019, то дополнен список транспорта, высвобожденного от уплаты.

Оформление утиль сбора в Беларуси

Образец документа, который подтверждает уплату утилизационного сбора в Беларуси на автомобили, и пример его заполнения представлены в постановлении таможенного комитета РБ. Эта форма подобна декларации для таможни, которая заполняется на товар, перевозимый через границу.

Перечень документов:

  • договор на покупку автотранспорта;
  • регистрационное свидетельство на технику б/у или техпаспорт на новую машину;
  • документ от нового владельца: паспорт гражданина РБ для физлица или регистрационное свидетельство для юрлица;
  • квитанция об уплате утиль сбора (оплачивается по системе ЕРИП).

Если потребуется подтвердить категорию, год изготовления или полную разрешенную массу ТС, то предоставляется справка от официального дилера.

Где оплачивается утилизационный сбор?

Одноразовый платеж по утилизационному сбору в РБ производится на счет центральной таможни посредством системы ЕРИП. Там имеется раздел «Таможенные платежи (услуги)», а также подраздел «Утилизационный сбор», где нужно выбрать тип плательщика (физ. или юр. лицо).

Чтобы обеспечить быстрый поиск, используйте следующие коды платежей:

  • 420411 – для обычных граждан;
  • 420191 – для предприятий, организаций и ИП.

Подтверждение оплаты подается для регистрации в таможенную службу, после чего новому собственнику ТС выдается декларация.

Сколько нужно заплатить за утилизацию?

На величину сбора на ввозимые машины оказывают влияние следующие характеристики:

  • категория авто и объем силового агрегата;
  • государство, с территории которого произведен вывоз;
  • год выпуска;
  • цель использования;
  • категория собственника (юр. или физлицо).

Если физлицо ввозит ТС для личного пользования, то на величину сбора влияет единственный фактор – год выпуска машины, т.е. другие характеристики не учитываются. При этом лучше купить авто поновее, т.к. утиль сбор на машины, возраст которых менее 3-х лет, существенно снижается (смотрите калькулятор утилизационного сбора для физлиц).

Таблица/калькулятор расчета утилизационного сбора для автомобилей категории М1

Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей)
не более 3 лет свыше 3 лет
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 851,4 5 247,0
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см 851,4 5 247,0
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 1 326,6 8 177,4
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 2 534,4 15 958,8
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 3 435,3 28 215,0
– свыше 3500 куб. см 5 445,0 34 659,9

Пошлина на утилизацию ТС – это общеизвестная практика, которая используется во всем мире.

Утиль сбор призван осуществлять такие важные задачи, как:

  • правильное обращение с отходами, что выражается в безопасной переработке и эффективном применении вторсырья;
  • стимулирование организаций и граждан на покупку новых ТС, которые причиняют гораздо меньший ущерб экологической обстановке окружающей среды.