Компенсация за коммунальные услуги инвалидам

В статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что людям с инвалидностью и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50%. А именно компенсируются:

— плата за найм и содержание жилого помещения, причем независимо от того в собственности ли оно или по договору соцнайма. Сюда также входит плата за работу по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества.

— плата за холодную и горячую воду, электричество, тепловую энергию, а также за отведение сточных вод в рамках содержания общего имущества в многоквартирном доме;

— плата за коммунальные услуги, которая рассчитывается исходя из потребляемого объема по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления. При отсутствии приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления;

— оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. А также транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, также предоставляется компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса.

Местное законодательство может предоставлять и другие льготы. Чтобы узнать о них, следует обратиться в местную администрацию.

Расходы на ЖКУ серьезно опустошают семейный кошелек. Очередное повышение тарифов ждет нас в июле. Проверьте — возможно, ваша семья вправе оформить льготу и платить на 50–60% меньше. Разбираемся, как сэкономить при помощи государства Читать в полной версии Фото: michael longmire/unsplash

Скидки на «коммуналку»

Льготы позволяют сократить траты на оплату услуг ЖКХ в среднем на 30–50%. Фактически это скидки, которые предоставляются в предусмотренных законом случаях.

Категории льготников определяют органы исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях. Сложность в том, что по этому вопросу нет единого закона. Информацию о каждой категории льготников нужно искать в отдельных нормативных актах (например, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Федеральные льготы одинаковы для определенных категорий граждан. Полные кавалеры высших наград СССР и России не платят за жилищно-коммунальные услуги. Семьи погибших военнослужащих получают скидку в размере 60%, а инвалиды всех групп и семьи с детьми-инвалидами, ветераны, ликвидаторы и пострадавшие от последствий радиационных аварий, а также те, кто детьми прошел концлагеря, — скидку 50%.

Власти региона вправе дополнить федеральный список на свое усмотрение и ввести дополнительные категории. Это многодетные семьи, пенсионеры, малоимущие граждане, одинокие родители, сироты и дети на попечении родственников, ветераны труда и труженики тыла, сельские учителя и врачи, почетные доноры.

В Москве в перечень льготников входят 54 категории граждан. Список можно уточнить на сайте Городского центра жилищных субсидий или в центре «Мои документы». В других регионах этот список размещается на сайте правительства региона.

Если на скидку претендуют несколько членов семьи, можно выбрать самый выгодный вариант.

Многодетные семьи

Фото: alexander dummer/unsplash

Льгота для многодетных семей на оплату воды, света и газа на федеральном уровне составляет не менее 30%. Это минимальная скидка, которую регион обязан предоставить такой семье. Для семей с десятью и более детьми льгота составляет 50%. Кроме того, власти вправе по собственному усмотрению увеличивать эту цифру. Аналогично рассчитываются платежи за канализацию и центральное отопление. Если центральное отопление отсутствует, то компенсируется стоимость отопительных материалов.

Недостаточный доход

Правительство определило, что максимальная доля расходов на коммунальные услуги в бюджете семьи не может превышать 22% от совокупного семейного дохода. Региональные власти вправе уменьшить эту цифру. Так, в Москве расходы на ЖКХ не могут составлять более 10% бюджета семьи.

Воинская служба

Военнослужащим и их семьям предоставляется скидка 50% по месту прописки. Такими же льготами пользуются солдаты срочной службы на время службы в армии.

Сельская «прибавка»

Фото: niels steeman/unsplash

Это ежегодная денежная компенсация за уже оплаченные счета для учителей и врачей, работающих в сельской местности. Расчет производится на основании средних показателей по стране.

Капитальный ремонт

Пенсионеры в возрасте от 70 до 79 лет вправе оплачивать только половину взноса на капремонт, а с 80 лет перестают платить его полностью. Скидка 50% также предоставляется ветеранам труда, инвалидам I и II группы, инвалидам войны.

Бесплатные счетчики

Еще одна льгота — бесплатная установка и замена приборов учета воды и электричества. Коммунальщики не предупреждают о такой возможности, поэтому необходимо самостоятельно проверять, можете ли вы получить эту услугу бесплатно.

Какие льготы предусмотрены инвалидам по оплате жилищно-коммунальных услуг. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предусмотрена скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда), а на оплату коммунальных услуг — независимо от принадлежности жилищного фонда.Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в размере доли оплаты, приходящейся на самого инвалида, если он проживает совместно с другими членами семьи, а одиноко проживающим инвалидам и семьям с детьми–инвалидами, на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребления коммунальных услуг.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года, утвержденному постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта и 25 марта 2009 года, инвалиды, проживающие в квартирах, находящихся в многоквартирных домах и принадлежащих им на праве собственности, не имеют права на предоставление 50-процентной скидки на оплату жилого помещения.
Поскольку указанная проблема имеет место и в других регионах, с законодательной инициативой о внесении изменений в вышеназванный Закон в части предоставления инвалидам льгот по оплате жилья независимо от принадлежности жилищного фонда в Государственную думу РФ вышли 15 субъектов Российской Федерации.
На заседании Калининградской областной Думы 27 мая 2010 года также был рассмотрен вопрос о внесении в Государственную Думу Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По итогам рассмотрения принято постановление Калининградской областной Думы № 181, в соответствии с которым указанный проект направлен в Правительство Российской Федерации для получения заключения и дальнейшего направления в Государственную Думу Российской Федерации в порядке законодательной инициативы. В случае принятия положительного решения и внесения изменений в действующее федерального законодательство, льготы по оплате жилья будут предоставляться всем инвалидам независимо от принадлежности жилищного фонда.
Что касается льгот по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), то данная мера социальной поддержки предоставляется инвалидам, независимо от того к какому виду жилищного фонда относятся их квартиры.
С 1 января 2010 года льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги монетизированы. Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что тот или иной регион может рассчитывать на финансовую поддержку за счет средств указанного фонда в том случае, если в нем приняты нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление установленных федеральными законами и законами субъектов РФ мер социальной поддержки гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме.
В нашем регионе 20 августа 2009 года был принят Закон Калининградской области № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», который вступил в силу с 1 января 2010 года и предусматривает замену натуральных льгот по оплате ЖКУ на денежные компенсации.
Таким образом, происходит не отмена льгот, а изменение механизма финансирования обязательств государства перед инвалидами. Разработанный для федеральных льготников порядок предполагает гарантированные выплаты, в полном объеме компенсирующие скидки, установленные действующим законодательством. При этом гражданин оплачивает 100 процентов стоимости коммунальных платежей за прошедший месяц, но в текущем месяце за счет полагающихся ему по льготе средств осуществляется социальная компенсационная выплата, которая выплачивается также как пенсия и ЕДВ (на расчетный счет в банковском учреждении или через почтовое отделение).
Кроме этого, действенной мерой социальной поддержки граждан с низким уровнем доходов является субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Правительством Калининградской области в целях оказания дополнительной социальной поддержки гражданам и обеспечения доступности платы за жилищно-коммунальные услуги принято постановление от 26.02.2010 года № 73, которым предусмотрено снижение максимально допустимой доли расходов граждан на ЖКУ в совокупном доходе семьи с 22 % до 15 % (в зависимости от среднедушевого дохода). Для оформления указанной субсидии необходимо обратиться в службу «одного окна» по месту жительства.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

В соотвествии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 160 ЖК РФ).

Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.

Как указано в письме Минтруда России от 07.09.2012 N 13-3/10/2-1570, В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. Для реализации данного полномочия органам государственной власти субъекта РФ выделяются субвенции из федерального бюджета согласно постановлению Правительства РФ от 12.12.2007 N 861 «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции».

Отношения, связанные с выплатой компенсации, регулируются на уровне субъектов РФ.

Так, например, в Новосибирской области действует Закон Новосибирской области от 06.12.2013 N 380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области».

Согласно п. 11 этого закона предоставление компенсации прекращается в случае:

1) подачи гражданином (его представителем) в территориальный орган заявления в письменной форме об отказе от предоставления компенсации;

2) утраты гражданином права на компенсацию;

3) признания гражданина, получающего компенсацию, безвестно отсутствующим или объявления его умершим в установленном федеральным законодательством порядке;

4) смерти гражданина, получающего компенсацию.

В то же время в ряде субъектов РФ предусмотрено и такое основание прекращения выплаты, как переезд в другой регион. При смене места жительства в пределах одного региона прекращение выплаты компенсации представляется незаконным. Также следует отметить, что если компенсация предоставляется по данным о стоимости предоставленных услуг, поступающим с предыдущего места жительства, то ее размер может быть пересчитан в соответствии с информацией по новому месту жительства.

Например, в п. 12 вышеуказанного закона Новосибирской области установлено, что излишне выплаченные суммы компенсаций засчитываются в счет будущих компенсаций. В случае прекращения предоставления компенсаций излишне выплаченная сумма компенсации взыскивается в порядке, предусмотренном законодательством.

Данный пример иллюстрирует, что при сохранении региона места жительства взыскание излишне выплаченной компенсации с гражданина не является целесообразным. В то же время в связи с тем, что выплата компенсации производится из средств бюджета субъекта РФ, смена региона является основанием для взыскания необоснованно полученных бюджетных средств.

Однако лицо, получающее компенсацию по старому месту жительства, но не обратившееся за компенсацией по новому, в такой ситуации должно иметь право на предоставление неполученной компенсации по новому месту жительства из средств бюджета того субъекта, где оно проживает в данный момент времени. Таким образом, общее положение такого гражданина должно остаться более-менее стабильным, а взысканные с него средства компенсированными, как минимум, в части.

Тем не менее складывающаяся судебная практика может не признавать право на компенсацию до момента постановки на учет по новому месту жительства.

Из содержания п. 6.1.2 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, следует, что при первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение.

При перемене места жительства меры социальной поддержки устанавливаются при подтверждении факта прекращения предоставления мер социальной поддержки по прежнему месту жительства (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 01.12.2016 по делу N 33-20926/2016).