Конфликт интересов

Иногда недостаточно знать очевидное, чтобы разобраться в хитросплетениях закона. Но черное никогда не станет белым. Мы отобрали самые популярные вопросы на тему коррупции. Ответы дает юрист по муниципальному праву Наталья Мельникова.

Вопрос: Возможно ли, чтобы родственники работали в подчинении друг у друга во власти или в муниципальных учреждениях?

Ответ: Законы РФ строго говорят: никакого прямого подчинения или подконтрольности родственников на муниципальной службе быть не может. Это влечёт за собой возможный конфликт интересов, то есть ситуацию, когда личная заинтересованность может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение муниципальным служащим своих прямых обязанностей.

Для понимания, к близким родственникам относятся родители, супруги, дети, братья, сестры, а также мужья и жёны детей должностного лица и их родные с аналогичной степенью родственной близости.

При этом на муниципальные учреждения данная норма прямо не распространяется. В том случае, если родственники планируют заключить трудовой или гражданско-правовой договор с близким им муниципальным служащим-руководителем, то он обязан уведомить работодателя о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, а работодатель в свою очередь обязан принять меры по предотвращению такого конфликта.

Например, в отдел по землеустройству пришёл двоюродный брат начальника, и его устроили работать техником. Специалист может и не быть муниципальным служащим, но конфликт интересов налицо. Или другой вариант. В Дом культуры устраивается на работу племянница директора. В этом случае руководитель ДК подает уведомление своему непосредственному начальнику о новой сотруднице, далее специальная комиссия в администрации рассматривает эту информацию и принимает решение.

Вопрос: Мне так помогли в администрации, хочу отблагодарить – подарить им чай или шоколад. Это коррупция?

Ответ: Закон в этом отношении тверд: чиновники не вправе получать подарки и другие благодарности за свою работу. То есть они не могут отправиться в отпуск за чужой счёт, не могут принять билеты на балет, не в праве принимать и другие дары. То, что чиновники получают на протокольных мероприятиях и других официальных событиях, они обязаны оформить актом как собственность субъекта РФ или муниципального образования. По закону, чиновник может подарок выкупить. К дарам не относятся канцелярские принадлежности или цветы, но только те, что получены на официальных приёмах.

Исключение из правил составляют обычные подарки стоимостью не более трех тысяч рублей.

Минтруда не рекомендует принимать подарки или иные вознаграждения от тех лиц, в отношении которых проводятся проверки.

Вопрос: Мне нужно согласовать дом, а чиновник говорит, что процесс это долгий и намекает на возможность сделать все побыстрее? Как мне быть?

Ответ: Для начала уточните, что все-таки имеет в виду чиновник. У каждой муниципальной услуги есть свой регламент, который предусматривает чёткий порядок – от времени рассмотрения до списка документов. Один и тот же вопрос может быть рассмотрен как в кратчайшие сроки, так и в максимально допустимые. Зачастую, время отнимает сильная нагрузка специалистов и межведомственное взаимодействие.

Но если это явный намёк на получение взятки – проявите гражданскую ответственность. О нарушении или даже намёке на него можно сообщить на официальном сайте прокуратуры Ленинградской области, приложив к заявлению доказательства, например, видео- или аудиозапись.

Стоит помнить и о том, что за подачу заведомо ложных сведений, могут привлечь к уголовной ответственности за клевету.

Вопрос: Знаю, что чиновник оказывает консультации студентам в своё рабочее время, читая лекции в университете. Это законно? Возможна ли вообще подработка для чиновников?

Ответ: Главы муниципальных образований, депутаты, получающие зарплату из бюджета, главы администраций не имеют права заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Исключение составляют только преподавание, наука и творчество. Но и здесь есть оговорка: если финансирование этой деятельности осуществляется, в том числе, за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, то это тоже запрещено.

По совместительству допускается работа не более чем на полставки (для педагогов полная ставка – 36-часовая неделя, значит 0,5 ставки – это три часа в день). Большинство чиновников работают в условиях ненормированного рабочего дня. Естественно, любое совмещение не должно приносить ущерб основной деятельности.

Педагогическая деятельность муниципальных чиновников крайне важна для студентов – будущих специалистов: знания, приобретенные у педагогов-практиков, самые ценные. Кто, как не они, знающие систему изнутри, смогут объяснить решения или процессы муниципального самоуправления доступным языком?

Для муниципальных служащих жестких ограничений законом не предусмотрено. То есть они могут подрабатывать не только в науке, творчестве и педагогике, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Чиновники обязаны уведомить работодателя о совмещении. Заявления об этом поступают в специальную комиссию в органе местного самоуправления, которая рассматривает обращения и принимает решение.

О главном

С 25 июня по 1 июля мы будем голосовать за поправки в Конституцию РФ, которые, в числе прочего, устанавливают абсолютную прозрачность деятельности чиновников, их доходов, недвижимости и другого имущества.

Об этом мы подробно расскажем в следующем материале.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Что такое «коррупция», и какие меры противодействия коррупции?

Ответ: Коррупция это – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. К мерам противодействия коррупции относится:

а) предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизация и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Вопрос: Что такое конфликт интересов на государственной службе?
Ответ: В соответствии с Федеральным закономот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов это – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Вопрос: В случае, если у государственного служащего возникает личная заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов, какие меры он дожен предпринять?
Ответ: Обязательно долженуведомить об этом своего непосредственного начальника в письменной форме, а также принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов (Федеральный законот 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Вопрос: В 2019 году приобрел квартиру стоимостью 8 500 000 руб. Необходимо ли сообщать о данной сделке, в каком порядке и кому?

Ответ: С 1 января 2013 года устанавливается контроль за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, их супругов и несовершеннолетних детей общему доходу за три последних года.

Указанный контроль осуществляется в соответствии с Федеральнымзаконом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон).

Законом определен круг лиц, в отношении которых устанавливается контроль за расходами. В частности, это лица, замещающие должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона лицо, замещающее одну из должностей государственной службы, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

Вопрос: В какой срок государственные служащие представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?
Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Вопрос: Что относится к источникам доходов государственного служащего, полученных им за отчетный период?
Ответ: Доход по основному месту работы, от педагогической, научной и иной творческой деятельности, доход от вкладов в банках и иных кредитных организациях, доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях, иные доходы (пенсии, пособия, доход от продажи движимого (недвижимого) имущества и др.).
Вопрос: Необходимо ли при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в подразделе 3.2. «Транспортные средства» раздела 3. «Сведения об имуществе» указывать автомобиль, находящийся в угоне?
Ответ: В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, принадлежащих государственному служащему (гражданину) на праве собственности на отчетную дату, а также следует перечислить все транспортные средства, по которым зарегистрировано право собственности, включая находящиеся в угоне, полностью негодные к эксплуатации и т.п. Источником сведений о транспортных средствах, необходимых для заполнения данного подраздела, являются паспорта, регистрационные свидетельства транспортных средств, самоходных машин и других видов техники, выданных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
Вопрос: Вправе ли государственный гражданский служащий выполнять иную оплачиваемую работу?
Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу.

Вместе с тем, в случае возникновения у государственного служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. Определение степени своей личной заинтересованности, являющейся квалифицирующим признаком возникновения конфликта интересов, остается ответственностью самого государственного служащего со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Что такое конфликт интересов и в чем его суть

Конфликт интересов – это противоречие между интересами человека, который обладает полномочиями, чтобы повлиять на ту или иную ситуацию, и интересами организации, в которой он работает или которую представляет. Такой конфликт возникает, когда, например:

  • топ-менеджер стремится получить личную выгоду, хотя это не на пользу компании. В частности, когда за вознаграждение он отдает предпочтение конкретному контрагенту, несмотря на более выгодные условия у других компаний;
  • муниципальный служащий заключает контракт с компанией, в которой работает его родственник. При этом такая коммерческая организация завышает цены;
  • чиновник как постороннее лицо выполняет заказ для госоргана, в котором работает.

То есть основные признаки конфликта интересов – это:

  • личная заинтересованность;
  • влияние этой заинтересованности на принятие конкретного решения в ущерб должностным или организационным обязанностям.

Личная заинтересованность – это получение какого-то преимущества, например:

  • денежных средств,
  • подарков,
  • должности.

Читайте в журнале «Корпоративный юрист» материал о том, как взыскать убытки с недобросовестного директора

Существует несколько способов борьбы с конфликтом интересов на разных стадиях его возникновения, в частности:

  • предотвращение возможности появления конфликта интересов при получении полномочий (например, будущий чиновник при замещении госдолжности, а новый директор – перед назначением в частную компанию продают доли или ценные бумаги, которыми владели);
  • раскрытие информации о доходах и о владении имуществом;
  • контроль со стороны государства и общественных организаций.

В чем состоит конфликт интересов на государственной или муниципальной службе

Чиновник, который получает должность в госаппарате или муниципалитете, дает обязательство не допускать конфликта интересов. Если возникнет угроза такого конфликта, он обязан ее устранить.

Закон о противодействии коррупции дает определение конфликта интересов (ст. 10 ФЗ № 273):

«Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)».

Хотя закон чаще применяют к государственным и муниципальным служащим, его можно также использовать в ситуациях с физическими лицами и организациями. Такой вывод можно сделать из определения коррупции в статье 1 этого закона.

ФЗ о противодействии коррупции говорит, в частности, о том:

  • кто должен разрешать конфликты интересов (п. 3 ст. 10);
  • как надо действовать при его возникновении.

Сами служащие по закону должны, например:

  • принимать превентивные меры;
  • предупреждать, если возникают или могут появиться ситуации с конфликтом интересов;
  • брать самоотвод;
  • отказаться от выгоды.

Госорганы могут, в частности:

  • проводить проверки при найме сотрудников и в процессе их деятельности;
  • осуществлять разъяснительную работу по тому, как не допустить конфликт интересов и что делать, если он возник. Так, Генеральная прокуратура РФ издала памятку для государственных служащих;
  • менять должностное положение служащего;
  • привлекать к ответственности (например, дисциплинарной или уголовной).

С 2010 года действует указ, который регламентирует работу комиссий по урегулированию конфликта интересов (указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821).

Чиновнику при возникновении конфликта интересов грозит:

  • дисциплинарная ответственность (от замечания до увольнения в связи с утратой доверия);
  • административная ответственность (например, штраф по ст. 19.29 КоАП РФ);
  • гражданско-правовая ответственность (возмещение убытков);
  • уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы согласно ст. 290 УК РФ).

Также госслужащего могут лишить права занимать определенные должности.

К ответственности могут привлечь не только представителей исполнительной, но и других ветвей власти. Так, в конце 2018 года Президент РФ подписал закон о том, что членов Государственной думы или Совета Федерации могут освободить от какой-либо должности при непредотвращении конфликта интересов (Федеральный закон от 27.12.2018 № 561-ФЗ). Такую информацию будут публиковать на официальных сайтах госорганов. Однако полномочия по должности не прекращаются.

В 2019 году Минюст РФ разработал поправки в антикоррупционное законодательство. Он предложил не наказывать физических лиц за несоблюдение правовых норм о конфликте интересов, если такое нарушение произошло из-за объективных обстоятельств. По официальной информации данная инициатива в стадии обсуждения текста проекта.

Конфликт интересов может возникнуть не только в госструктурах, но и в коммерческой организации

Проблема столкновения интересов актуальна и для предпринимателей. Конфликты интересов в частном секторе возникают, когда, например:

  • мажоритарный акционер преследует цели, которые расходятся с целями миноритариев;
  • руководитель или топ-менеджер компании ведет ее к ликвидации, чтобы создать свою организацию и переманить клиентов;
  • сотрудник организации заключает договор с ИП, который открыл его родственник;
  • руководитель подразделения способствует карьере знакомого в своей компании без учета ее интересов;
  • жена сотрудника компании работает в конкурирующей фирме, и тот передает ей конфиденциальную информацию.

В большинстве подобных ситуаций страдают интересы частных компаний. Также конфликт может отразиться на интересах общества в целом. Этого не возникло бы при должном выполнении обязанностей без личной заинтересованности.

В частном секторе первичным предотвращением ситуаций, которые связаны с конфликтами интересов, занимаются юристы и кадровики. В частности, они могут:

  • собирать информацию о соискателях, пока идет процесс интервью (в том числе через социальные сети);
  • проверять уже действующих сотрудников;
  • анализировать их деятельность через официальные ресурсы (например, сайт ФНС России), в том числе проверять наличие юрлиц или ИП, зарегистрированных на работников.

Как правило, при выявлении конфликта интересов применяют гражданско-правовую ответственность. Так, последствиями могут стать:

  • возмещение убытков по общим правилам ГК РФ;
  • признание недействительными сделок, которые совершили с целью получения личной выгоды и причинили этим убытки владельцам компании.

Также могут использовать административную ответственность, например, по ст. 19.29 КоАП РФ. За это нарушение привлекают не только компании, но и должностных лиц. За ряд действий следует уголовная ответственность – например, за дачу взятки должностному лицу (ст. 291 УК РФ).

Обязанность государственного гражданского или муниципального служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов

Согласно статье 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» конфликт интересов на государственной или муниципальной службе – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К ситуациям, связанным с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов на государственной или муниципальной службе, могут быть отнесены, например:

участие государственного (муниципального) служащего, его родственников или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных (фактические брачные, интимные, дружеские и иные отношения) или имущественных обязательствах (далее — родственники и иные лица), в деятельности коммерческой организации или осуществление родственниками и иными лицами предпринимательской деятельности, если отдельные функции государственного управления данной организацией либо в соответствующей сфере деятельности входят в должностные обязанности государственного служащего;

участие государственного (муниципального) служащего в работе комиссии по размещению государственного (муниципального) заказа или в организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса, в случае, если государственный служащий, родственники и иные лица связаны с лицом, участвующим в конкурсе (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

осуществление государственным (муниципальным) служащим контрольных и надзорных полномочий в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны государственный служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

подготовка и принятие (участие в подготовке и принятии) решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.) в отношении родственников и иных лиц либо в отношении граждан и организаций, с которыми связаны государственный (муниципальный) служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

предоставление (участие в предоставлении) государственных (муниципальных) услуг родственникам и иным лицам либо гражданам и организациям, с которыми связаны государственный (муниципальный) служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера);

участие государственного служащего в осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, деятельности органов следствия и дознания в отношении родственников и иных лиц либо граждан и организаций, с которыми связаны государственный служащий, родственники и иные лица (например, состоят в трудовых, подрядных отношениях, либо отношениях по оказанию услуг, имеют обязательства имущественного характера).

Чтобы узнать о других значениях, см. Конфликт интересов (значения) . Рекомендации Википедии относительно редактирования со скрытыми мотивами см. В разделе » Википедия: конфликт интересов» .

Часть серии по

Государственный монополистический капитализм

условия

  • Принудительная монополия
  • Корпоративная личность
  • Корпоративное благосостояние
  • Правительственная монополия
  • Интеллектуальная собственность
  • Лицензия
  • Ограниченная ответственность
  • Нормативный захват
  • Регулирование
  • Субсидия
  • Тариф

Идеи

  • Группа адвокатов
  • Лоббирование

Теория

  • Конфликт интересов
  • Проблема принципал – агент
  • Поиск аренды

вопросы

  • Сельскохозяйственная субсидия
  • Военно-промышленный комплекс
  • Военно-развлекательный комплекс
  • Новый курс и корпоративизм

Идеологии

  • Протекционизм

  • Клановый капитализм
  • Неокорпоратизм
  • Государственный капитализм
  • Государственный монополистический капитализм

Конфликт интересов ( ИСП ) является ситуация , в которой человек или организация участвует в многочисленных интересов , финансового или иного характера , и служить один интерес может включать в себя работу против другого. Как правило, это относится к ситуациям, в которых личный интерес человека или организации может отрицательно повлиять на обязанность принимать решения в пользу третьей стороны.

«Интерес» — это обязательство, обязанность, долг или цель, связанные с определенной социальной ролью или практикой. По определению, «конфликт интересов» возникает, если в рамках определенного контекста принятия решений у человека действуют два сосуществующих интереса, которые находятся в прямом конфликте друг с другом. Такой вопрос важен, потому что при таких обстоятельствах процесс принятия решений может быть нарушен или скомпрометирован таким образом, что это повлияет на целостность или надежность результатов.

Как правило, конфликт интересов возникает, когда человек одновременно занимает две социальные роли, которые порождают противоположные преимущества или лояльность. Вовлеченные интересы могут быть денежными или нематериальными. Существование таких конфликтов является объективным фактом, а не состоянием ума, и само по себе не указывает на какой-либо упадок или моральную ошибку. Однако, особенно когда решение принимается в фидуциарном контексте, важно, чтобы соперничающие интересы были четко определены, а процесс их разделения был строго установлен. Обычно это вовлекает конфликтующего человека, который либо отказывается от одной из конфликтующих ролей, либо отказывается от конкретного процесса принятия решений, о котором идет речь.

Наличие конфликта интересов не зависит от несоответствия . Таким образом, конфликт интересов может быть обнаружен и добровольно урегулирован до того, как произойдет какое-либо нарушение . Конфликт интересов существует, если есть основания полагать, что обстоятельства (на основании прошлого опыта и объективных свидетельств) создают риск того, что на решение могут чрезмерно повлиять другие, второстепенные интересы, а не от того, действительно ли конкретное лицо находится под влиянием второстепенный интерес.

Широко используемое определение: «Конфликт интересов — это совокупность обстоятельств, которые создают риск того, что на профессиональное суждение или действия в отношении первичного интереса будет неправомерно влиять вторичный интерес». Основной интерес относится к основным целям профессии или деятельности, таким как защита клиентов, здоровье пациентов, честность исследований и обязанности государственного служащего. Вторичный интерес включает в себя личную выгоду и не ограничивается только финансовой выгодой, но также и такими мотивами, как стремление к профессиональному росту или желание оказать услугу семье и друзьям. Эти второстепенные интересы не рассматриваются как неправильные сами по себе, но становятся нежелательными, когда считается, что они имеют больший вес, чем первичные интересы. Правила о конфликте интересов в публичной сфере в основном сосредоточены на финансовых отношениях, поскольку они относительно более объективны, взаимозаменяемы и поддаются количественной оценке и обычно затрагивают политическую, юридическую и медицинскую области.

Конфликт интересов — это набор условий, при которых на профессиональное суждение, касающееся основного интереса (такого как благополучие пациента или обоснованность исследования), как правило, чрезмерно влияет второстепенный интерес (например, финансовая выгода). Правила о конфликте интересов регулируют раскрытие информации и недопущение соблюдения этих условий.

-  Деннис Ф. Томпсон , Медицинский журнал Новой Англии , 1993 г.