Конкурсы профессионального мастерства

Условия проведения конкурса мастерства среди обучающихся 5 – 9 классов МОУ ГООШ отделения коррекционного обучения (VIIIвида) по предмету профессионального цикла «Швейное дело»

Конкурс мастерства проводится в два этапа:

1 этап теоретический: проверка теоретических знаний обучающихся по предмету «Швейное дело»

Теоретическая часть включает десять тестовых вопросов, предусмотренных программой предмета «Швейное дело». Время на ответы – 30 минут. Перечень вопросов теоретической части прилагается. Каждый ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов за 1 этап – 10.

2 этап практический: практическая часть предусматривает самостоятельное выполнение учащимися работ по швейному делу; соблюдение правил техники безопасности при выполнении ручных и машинных работ; правильную организацию рабочего места; соблюдения санитарных норм. Перечень выполнения практических работ прилагается.

Общее положение для проведения практических занятий:

Оценка практического задания проводится по бальной системе, баллы начисляются за:

  • соблюдение технологической последовательности выполнения работы – 10 баллов;
  • соблюдение правил техники безопасности – 10 баллов;
  • правильную организацию рабочего места – 10 баллов;
  • соблюдение санитарных норм – 10 баллов;
  • качество выполнения и эстетическое оформление работы – 10 баллов

Дополнительные баллы начисляются:

за работу, выполненную раньше установленного времени:

на 20 минут – 20 баллов

на 10 минут – 10 баллов

на 5 минут – 5 баллов

за качественно выполненную и эстетически оформленную работу – 10 баллов

Штрафные баллы начисляются за:

  • несоблюдение технологии выполнения работы – 5 баллов
  • несоблюдение правил техники безопасности – 5 баллов
  • неправильную организацию рабочего места – 5 баллов
  • несоблюдение санитарных норм – 5 баллов
  • некачественно выполненную работу – 5 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение практического задания – 60 баллов. Конкретное содержание задания и порядок его выполнения будут доведены до участников конкурса непосредственно перед выполнением задания. Перед началом конкурса все участники проходят инструктаж правил техники безопасности и правил поведения на конкурсе.

Критерии оценок:

Критерии оценок теоретического и практического этапов конкурса будут доведены до участников членами жюри в день проведения конкурса. Участники конкурса, занявшие первые места награждаются поощрительными призами.

Время, отведенное на выполнение практического задания:

5 класс – 2 часа

6 класс – 2 часа

7 класс – 2 часа

8 класс – 2 часа

9 класс – 2 часа

Практическая работа конкурса мастерства по швейному делу для обучающихся 6 класса

Обработка углов и карманов в швейных изделиях

Обработка гладкого накладного кармана

Материально-техническое оснащение

Оборудование: электрические универсальные швейные машины с ножным приводом, швейные машины с ручным приводом класса ПМЗ, производственные столы, гладильная доска, электрический утюг с терморегулятором и пароувлажнителем, компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран, учебник по технологии 6 класса.

Инструменты, приспособления и принадлежности для выполнения швейных работ: ручные иглы, ножницы, булавки, наперсток, линейки, сантиметровая лента, угольник, карандаш или портновский мел.

Материалы: образец изделия (фартук), образец поэтапного изготовления гладкого накладного кармана, готовые детали кроя кармана, швейные нитки, инструкционно-технологические карты по выполнению практического задания.

Инструкционно-технологическая карта

Описание узла (гладкого накладного кармана): крой кармана состоит из двух деталей – основной и детали прямоугольного кармана. Детали выкроены из плотной хлопчатобумажной ткани. Карман на основную деталь настрачивается отделочной строчкой. На углах кармана выполняются прямоугольные или квадратные закрепки.

Последовательность технологических операций по пошиву узла гладкого накладного кармана.

Операция № 1. Организация рабочего места.

В швейной мастерской каждому учащемуся отведено свое рабочее место. На рабочем месте находится все необходимое для работы – инструменты, приспособления, материалы. Выполняемая работа должна лежать на столе, а не на коленях, на расстоянии 30 – 35 см от глаз работающего. Рабочее место должно содержаться в порядке. После выполнения работы учащийся убирает свое рабочее место.

Операция № 2. Определение места расположения кармана.

Наметить место расположения кармана на основной детали строчками прямых стежков. Длина стежка 8-10 мм. (рисунок см. учебник » Швейное дело» 6 класс, стр. 111)

Операция № 2. Обработка верхнего среза кармана.

Обработать верхний срез кармана швом вподгибку с закрытым срезом. Ширина подгиба 3-5 см.

Операция № 3. Обработка боковых и нижнего среза кармана.

Подогнуть боковые и нижний срез кармана на изнаночную сторону, заметать по сгибу прямыми сметочными стежками. Ширина стежка 8-10 мм.

Операция № 4. Соединение кармана с основной деталью.

Наложить карман на основную деталь по разметке, приколоть, наметать по сгибу прямыми меточными стежками. Ширина стежка 8-10 мм.

Операция № 5. Настрачивание кармана, обработка закрепок.

Настрочить карман отделочной строчкой (1-2 мм от края кармана), поворачивая деталь в углах на игле, выполнить закрепки квадратной или прямоугольной формы. Удалить нитки строчек временного назначения.

Операция № 6. Влажно-тепловая обработка узла.

Приутюжить готовый узел кармана с изнаночной стороны или через проутюжельник, соблюдая правила работы с электрическим утюгом.

Требования к качеству.

Готовый образец узла гладкого накладного кармана должен иметь ровную отделочную строчку, проходящую на расстоянии 1-2 мм от края подгиба. Закрепки должны быть выполнены двойной строчкой или строчкой в форме треугольника в начале и в конце работы. Влажно-тепловая обработка выполнена качественно.

Теоретическое задание конкурса мастерства по швейному делу для обучающихся 6 класса

  1. Процесс воздействия на ткань тепла, влаги и давления называют

____________________ обработкой. Для выполнения этой обработки применяют утюг с терморегулятором и пароувлажнителем.

  1. Процесс переплетения нитей пряжи между собой для получения ткани называют:

а) прядением б) ткачеством в) волокном

  1. На ткацких станках выполняются самые различные виды ткацких переплетений, самое простое из них:

а) сатиновое б) саржевое в) полотняное

4. Полоску ткани для обработки срезов изделия называют____________.

5. Один из видов отделки швейного изделия, заменяет вытачки и сборки

это:

а) складки б) заломы в) вырезы

6. Швы, используемые при обработке краев деталей изделия называют:

а) соединительными б) отделочными в)краевыми

7. По способу раскроя обтачки бывают _________________, поперечные

и _________________.

8. При построении чертежа фартука на поясе необходимо снять

следующие мерки (выбери три правильные варианта):

а) обхват талии б) обхват шеи в) обхват бедер г) обхват груди

д) длина изделия е) длина спины до талии.

9. Размер изделия определяют по мерке ______________________.

10. В зависимости от того, как приводится в движение швейная машина ,

различают машины с ручным приводом, _____________приводом и

______________ приводом.

Эталоны ответов к теоретическому заданию конкурса мастерства по швейному делу для обучающихся 6 класса

  1. влажно-тепловой
  2. б
  3. в
  4. обтачкой
  5. а
  6. в
  7. долевые и косые
  8. а, в, д
  9. обхвата груди
  10. ножным и электрическим

Содержание

График проведения конкурсов в БПОУ ОО «БСХТ» в 2020/2021 учебном году

Название конкурса Время проведения
Конкурс методических разработок уроков с профессиональной направленностью

октябрь

Конкурс методических разработок занятий по дистанционному обучению

ноябрь

Конкурс научно-исследовательских работ «Многоликое Прииртышье»

январь

Конкурс «Авторский предметный сайт».

февраль

5 Конкурс педагогических кейсов «От теории к практике» март
Смотр-конкурс учебно-методических комплексов учебных дисциплин и
профессиональных модулей. Создание электронных УМК.

май

К составлению планов методической работы на 2019/2020 учебный год

Положение о конкурсе творческих работ студентов

Положение о конкурсе «Интегрированный урок»

Положение о фотоконкурсе «Лучшая из профессий»

******************************************************************************

27 марта 2020 года состоялся заключительный этап областной научно – практической конференции «Многоликое Прииртышье».

В 2020 году на конференцию было представлено 52 работы из двадцати пяти профессиональных образовательных организаций Омской области.

Членами жюри являлись представители из НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, учреждения культуры «Дом дружбы».

Члены жюри, на основании экспертизы, допустили все представленные работы к участию в заключительном туре конференции. Было сформировано шесть секций по направлениям: история населенных пунктов, кухня и рукоделие народов Омского региона, люди и судьбы в истории Омского Прииртышья, повседневная жизнь населения, межкультурное взаимодействие, омичи в годы Великой отечественной войны.

Итоги участия наших студентов в данной конференции:

  1. Демьянов Евгений Александрович студент 31 группы по специальности «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» занял 1 место с работой «Развитие казачества в посёлке Большеречье», руководитель Воротников Сергей Александрович (Секция 4. Антропология пространства и повседневная жизнь населения Омского Прииртышья);
  2. Еремина Зарина Раисовна студентка 36 группы по специальности «Продавец, контролер-кассир» является победителем (Секция 5. Этнокультурные процессы и межкультурное взаимодействие в Омском Прииртышье), с работой «История поселения, быт и традиции бухарцев на территории Омского Прииртышья», руководитель Маслова Ирина Алексеевна.
  3. Наседкина Наталья Сергеевна выпускница 2020 года, обучающаяся по специальности «Повар, кондитер» является победителем (Секция 6. Вклад Омичей в победу в ВОВ), с работой «Труженники тыла и дети войны – ветераны Большереченского сельскохозяйственного техникума», руководитель Иванютина Нина Афанасьевна.

Поздравляем победителей!

Желаем дальнейших творческих успехов!

*****************************************************************************************

персональных сайтов педагогических работников

Конкурс призван активизировать деятельность педагогических работников по освоению современных информационных технологий, поддержать творческие инициативы по созданию достоверных носителей информации об образовательной деятельности, способствовать повышению роли информатизации в совершенствовании образовательного процесса.

ЦЕЛИ КОНКУРСА

1.1. Создание и популяризация сайтов педагогов техникума;

1.2. Стимулирование содержательного наполнения сайтов работников техникума, постоянного их обновления;

1.3. Использование сети Интернет в образовательных целях;

1.4. Содействие диалогу между техникумом и семьей;

1.5. Создание условий для обмена опытом педагогическими работниками, обеспечение доступности образовательных ресурсов для студентов.

В конкурсе приняли участие преподаватели и мастера производственного обучения.

При оценке действующих сайтов учитывались рекомендации к содержанию сайта педагогического работника техникума.

Обязательным критерием участия сайта в конкурсе являлось наличие обновляющегося содержания и востребованность сайта педагога студентами и другими педагогическими работниками. При подведении итогов конкурса б учитывались следующие критерии:

ДИЗАЙН: стилистическая целостность всех страниц сайта, оригинальность оформления, читаемость, удобство навигации по сайту.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ: наличие форумов, блогов, опросов, различных форм обратной связи с посетителями, то есть возможность для посетителя не только воспринимать предложенный материал, но и проявить активность на сайте.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ: наличие методического и дидактического материала, в том числе интересной и полезной информации для студентов, абитуриентов, родителей, педагогов, мастеров и т.д.; полнота информации, наличие как серьезных, так и развлекательных разделов; возможность размещения материалов студентами (или ссылки на их личные Интернет — ресурсы); оперативность и регулярность обновления; наличие и качество иллюстративного материала; логичность размещения материала.

Победителями конкурса стали:

1место – преподаватель математики Иванютина Нина Афанасьевна;

2место – мастер п/о Евсюкова Ирина Александровна;

3место — мастер п/о Маслова Ирина Алексеевна и преподаватель Воротников Сергей Александрович;

Поздравляем победителей и желаем дальнейших творческих успехов!

*****************************************************************

29 января в БСХТ состоялась научно-практическая конференция «Многоликое Прииртышье».

Работа конференции направлена на сохранение историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Цель: Изучение национально-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Задачи:

  • Актуализация у студентов интереса к изучению историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья, воспитание патриотизма, уважения к истории и национальной самобытности народов, сохранения их культурного наследия.
  • Развитие у студентов компетенций исследовательской деятельности и мотивации к самостоятельному мышлению и интеллектуальному творчеству.

В работе конференции приняли участие студенты и педагоги техникума. Вниманию участников конференции были предложены интересные, содержательные исследовательские работы, посвящённые нашей малой Родине.

Присутствующие внимательно и заинтересованно слушали защиту исследовательских работ, задавали вопросы, на которые получали, в основном, исчерпывающие ответы. Защита работ сопровождалась показом презентаций, которые отражали суть исследовательских работ.

При подведении итогов работы научно-практической конференции заместитель директора Шадрина Татьяна Владимировна поделилась своими впечатлениями о работе конференции и объявила победителей. Ими стали:

Ерёмина Зарина (гр.26, руководитель Маслова И.А.) с работой «История поселения, быт и традиции бухарцев на территории Омского Прииртышья».

Наседкина Наталья (гр.№35, руководитель Иванютина Нина Афанасьевна) с работой «Труженики тыла и дети войны – ветераны БСХТ»

Добров Данила (гр26, руководитель Теслова Виктория Валерьевна) с работой «Берестяное ремесло»

Кроме того было отмечено неплохое качество исследовательских работ: «Забытые кулинарные традиции русской национальной кухни» (Гурьева Кристина, руководитель Шустрова Валентина Андреевна), «Прадед и прабабушка семьи Черновых – участники Великой Отечественной войны» (Демьянов Евгений, руководитель Данилов Александр Анатольевич), «Развитие казачества в посёлке Большеречье» (Чумаров Рахим, руководитель Воротников Сергей Александрович).

Все эти работы рекомендованы для участия во втором туре областного конкурса «Многоликое Прииртышье».

Выражаем благодарность всем ребятам и руководителям, принявшим участие в научно-практической конференции «Многоликое Прииртышье», надеемся, что в дальнейшем они с интересом и увлечённостью продолжат работать над проектами, исследовательскими работами

Поздравляем победителей!

******************************

27 ноября в техникуме был проведён конкурс методических разработок урока теоретического и производственного обучения с применением игровых технологий.

Цель конкурса: Стимулирование инновационной деятельности педагогов, ориентированной на личностную и творческую самореализацию и на создание новых образовательных продуктов.

Задачи:

  • Выявление и распространение передового педагогического опыта
  • Развитие профессионального мастерства педагогических кадров в направлении создания авторских образовательных продуктов.
  • Создание условий для взаимодействия педагогов.

В конкурсе приняли участие преподаватели и мастера производственного обучения нашего техникума. Участники конкурса представили методические разработки уроков с применением компьютерных технологий.

При подведении итогов жюри конкурса руководствовалось следующими критериями:

  1. Методическая грамотность при описании дидактической игры.
  2. Соответствие содержания дидактической игры возрасту участников.
  3. Оригинальность содержания дидактической игры.
  4. Практическая ценность дидактической игры.

Победителями конкурса стали преподаватели Иванютина Нина Афанасьевна, Ботвина Юлия Александровна, Боровкова Лидия Петровна.

Поздравляем!

***************************************************************************************************

23 ОКТЯБРЯ В БСХТ СОСТОЯЛСЯ КОНКУРС МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ВИДЕОРОЛИКОВ О НАШЕМ ТЕХНИКУМЕ

Цели конкурса:

.1. Пропаганда и популяризация лучших проектных практик, знакомство широкой аудитории с историей техникума, с профессиями, получаемыми в техникуме.

.2. Создание банка методических материалов по истории техникума

В конкурсе приняли участие преподаватели и мастера производственного обучения БПОУ ОО «Большереченский сельскохозяйственный техникум». Активное участие в конкурсе приняли члены ЦМК общеобразовательных дисциплин и ЦМК преподавателей и мастеров по профессии » Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

Конкурсные работы оценивались по следующим критериям:

  • соответствие целям, задачами теме конкурса;
  • содержание работы: наличие и развитие идеи;
  • оригинальность;
  • информативность;
  • выдержанность в едином стиле;
  • техническое качество исполнения работы (в том числе качество фото и видеоматериалов);

Присутствующие с интересом восприняли представленные на конкурс работы.

Активное участие в конкурсе приняли члены ЦМК общеобразовательных дисциплин и ЦМК преподавателей и мастеров по профессии » Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

В ИТОГЕ ПОБЕДИТЕЛЯМИ КОНКУРСА СТАЛИ: МАСТЕР П/О ДАНИЛОВ АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИВАНЮТИНА НИНА АФАНАСЬЕВНА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОТВИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА.

*********************************************************************************************************

20 февраля в БСХТ состоялась научно-практическая конференция «Многоликое Прииртышье»

Работа конференции направлена на сохранение историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Цель: Изучение национально-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Задачи:

  • Актуализация у студентов интереса к изучению историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья, воспитание патриотизма, уважения к истории и национальной самобытности народов, сохранения их культурного наследия.
  • Развитие у студентов компетенций исследовательской деятельности и мотивации к самостоятельному мышлению и интеллектуальному творчеству

В работе конференции приняли участие студенты и педагоги техникума. Вниманию участников конференции были предложены интересные, содержательные исследовательские работы, посвящённые нашей малой Родине.

При подведении итогов работы научно-практической конференции заместитель директора Фомина Ольга Анатольевна поделилась своими впечатлениями о работе конференции и объявила победителей.

Ими стали студентка 2 курса Наседкина Наталья (руководитель Иванютина Нина Афанасьевна) с исследовательской работой » Развитие вышивки как народного прикладного искусства на территории Большереченского района» и Демьянов Евгений с работой «Празднование масленицы в посёлке Большеречье» (руководитель Воротников Сергей Александрович).

Эти работы рекомендованы для участия во втором туре областного конкурса «Многоликое Прииртышье».

Выражаем благодарность всем ребятам и руководителям, принявшим участие в научно-практической конференции «Многоликое Прииртышье», надеемся, что в дальнейшем они с интересом и увлечённостью продолжат работать над проектами, исследовательскими работами различных направлений.

*****************************************************************************************************

15 НОЯБРЯ В БСХТ СОСТОЯЛСЯ КОНКУРС

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ П/О «ТВОЙ ВЫБОР – ТВОЁ БУДУЩЕЕ!»

Цели и задачи конкурса.
• Продвижение в молодёжной среде ценностей труда, профессионализма и применения собственного творческого потенциала в будущей профессии.
• Стимулирование профессионального самопознания, расширение кругозора и формирование интереса к будущей профессии.
• Создание положительного имиджа выбранной профессии, как одного из вариантов профориентационной работы.
Номинации конкурса:

  • Презентация в формате Power Point
  • Видеоролик
  • Буклет

Участникам конкурса предлагалось создать компьютерную презентацию, видеоролик или буклет о профессии, на которую обучаются студенты их групп.

В работе должны быть представлены: информация о содержании и условиях труда в профессии; условия и особенности ее получения в образовательном учреждении; информация о востребованности профессии на рынке труда, перспективы развития себя в этой профессии и любая другая полезная информация о профессии. (знаменитые личности в этой профессии, интересные факты и т.д.)
Критерии оценки конкурсных материалов.

  1. Раскрытие сути выбранной профессии, ее профессионально важных качеств
    2.Обоснование собственного отношения к профессии; авторское мнение о перспективе развития творческих способностей студентов в данной профессии
    3.Творческий подход к оформлению и подаче информации
    4.Лаконичность изложения материала, грамотность
    5.Качество исполнения работы (композиция, цветовое решение и аккуратность оформления.)

На конкурс были представлены работы по всем профессиям, получаемым студентами в техникуме.

Присутствующие с интересом восприняли представленные на конкурс работы.

В итоге победителями конкурса стали: мастер п/о Маслова Ирина Алексеевна, преподаватель Иванютина Нина Афанасьевна, преподаватель Ботвина Юлия Александровна.

28 марта в техникуме среди преподавателей и мастеров производственного обучения был проведён конкурс на лучшую программу, социально значимый проект в сфере общественной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму .

Конкурс проводился в рамках реализации программы по профилактике терроризма и экстремизма в БПОУ ОО «БСХТ»

Цель: привлечение научного и творческого потенциала преподавателей и мастеров производственного обучения БПОУ ОО «БСХТ» к важным проблемам общества, таким как противодействие идеологиям терроризма и экстремизма.

Для участия в конкурсе необходимо было подготовить программу, социально значимый проект по следующим направлениям:

— общественная безопасность;

— криминальные опасности в современном социуме и защита от них;

— прогнозирование преступности;

— противодействие идеологиям терроризма и экстремизма;

— профилактика религиозного экстремизма и социально-психологических угроз;

— гражданско-патриотическое воспитание в системе обеспечения социальной безопасности государства.

Основные критерии оценки конкурсных работ:

— актуальность проблемы, ее соответствие тематике конкурса;

— соответствие проекта современному уровню развития науки;

— глубина исследования проблемы;

— степень раскрытия темы;

— практическая или теоретическая значимость;

— научная новизна и оригинальность решения поставленной задачи.

В конкурсе приняли участие преподаватели техникума. По итогам конкурса победителями стали:

1место присуждено Притыкину Е.И. – преподавателю истории и обществознания за социальный проект » Организация работы по профилактике терроризма, ксенофобии и экстремизма в молодёжной среде»;

2 место заняла преподаватель Иванютина Н.А. за программу «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма в БПОУ ОО БСХТ»;

3 место поделили преподаватель химии Калачёва Г.Н. (Программа » Криминальные опасности в современном социуме и защита от них») и преподаватель технологии Воротников С.А. (Социально-значимая программа в сфере общественной безопасности противодействия терроризму и экстремизму на примере казачьей дружины БСХТ » Феникс»)

*********************************************************************************************************

Цель конкурса: Стимулирование инновационной деятельности педагогов, ориентированной на личностную и творческую самореализацию и на создание новых образовательных продуктов.

Задачи:

  • Выявление и распространение передового педагогического опыта
  • Развитие профессионального мастерства педагогических кадров в направлении создания авторских образовательных продуктов.
  • Создание условий для взаимодействия педагогов.

В конкурсе приняли участие преподаватели и мастера производственного обучения нашего техникума. Участники конкурса представили методические разработки уроков с применением компьютерных технологий, ответили на возникшие вопросы.

В итоге победителями конкурса стали преподаватель математики Иванютина Нина Афанасьевна и мастер производственного обучения по профессии «Тракторист – машинист с/х производства» Данилов Александр Анатольевич.

2 место заняли преподаватель экономики Калачёва Галина Николаевна и преподаватель истории Притыкин Евгений Иванович, 3 место- преподаватель литературы Боровкова Лидия Петровна.

**************************************************

был проведён конкурс » Лучший педагогический проект».

Цель конкурса: Представление и популяризация педагогического опыта работников образования, способствование повышению эффективности и интенсификации образовательного процесса в условиях модернизации образования через широкое использование возможностей компьютерных информационных технологий. В конкурсе приняли участие преподаватели и мастера п/о «БСХТ»

Участники конкурса представили сценарии хода и содержания проектной работы с указанием компьютерных информационных технологий с использованием ресурсов сети Интернет, авторские презентации, созданные в Microsoft PowerPoint.

Были представлены проекты на различные педагогические темы: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время»( преп.Калачёва Г.Н.), «Повышение эффективности уроков математики с помощью прикладных задач» (преп.Иванютина Н.А.), «Применение интерактивных методов обучения на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний студентов» (преп. Притыкин Е.И.), проект волонтёрского движения «За жизнь» (преп. Воротников С.А.), «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» (мастер п/о Маслова И.А.) и др.

В ходе защиты проектов педагоги осветили основные моменты своих проектных работ, ответили на вопросы присутствующих.

Победителем конкурса стал преподаватель Воротников Сергей Александрович.

*****************************************************

16 ноября в БСХТ состоялась научно-практическая конференция «Многоликое Прииртышье»

Работа конференции направлена на сохранение историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Цель: Изучение национально-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Задачи:

  • Актуализация у студентов интереса к изучению историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья, воспитание патриотизма, уважения к истории и национальной самобытности народов, сохранения их культурного наследия.
  • Развитие у студентов компетенций исследовательской деятельности и мотивации к самостоятельному мышлению и интеллектуальному творчеству.

В работе конференции приняли участие студенты и педагоги техникума. Вниманию участников конференции были предложены интересные, содержательные исследовательские работы, посвящённые нашей малой Родине.

В конце заседания директор техникума Судницина Марина Евгеньевна и заместитель директора Шадрина Татьяна Владимировна высказали свои впечатления о работе конференции и объявили победителей.

Ими стали студентки Кудрявцева Виктория и Климова Виктория (руководитель Иванютина Нина Афанасьевна) с исследовательской работой » История моего посёлка – страница истории моей страны».

Второе и третье место соответственно заняли исследовательские работы Култышкиной Лидии (руководитель Калачёва Галина Николаевна) и Пономарёвой Юлии (руководитель Маслова Ирина Алексеевна).

*************************************************************************************************

педагогический конкурс «Дидактические игры».

Цель конкурса: Стимулирование инновационной деятельности педагогов, ориентированной на личностную и творческую самореализацию и на создание новых образовательных продуктов.

Задачи:

  • Выявление и распространение результативных и эффективных дидактических материалов, повышающих качество образовательной деятельности.
  • Развитие профессионального мастерства педагогических кадров в направлении создания авторских образовательных продуктов.
  • Создание условий для взаимодействия педагогов.

В конкурсе приняли участие преподаватели нашего училища.

При рассмотрении методических разработок учитывалось следующее:

  1. Методическая грамотность при описании дидактической игры.
  2. Соответствие содержания дидактической игры возрасту участников.
  3. Оригинальность содержания дидактической игры.
  4. Практическая ценность дидактической игры.

В итоге, победителями конкурса стали преподаватели: Иванютина Нина Афанасьевна, Калачёва Галина Николаевна, Боровкова Лидия Петровна.

28 января в училище был проведён конкурс

Цели и задачи конкурса:
• пропаганда театрального и вокального искусства,
• выявление наиболее одаренных, талантливых ребят,
• развитие творческих способностей студентов.

В конкурсе приняли участие студенты всех курсов. В качестве домашнего задания студенты подготовили номера художественного чтения, сценки, песни, романсы. Вторым этапом конкурса были конкурсы без предварительной подготовки . Были предложены различные ситуации, которые нужно было обыграть, пантомимы и др.
При оценке домашнего задания и конкурсов без предварительной подготовки жюри учитывало актуальность темы с учетом возрастных особенностей исполнителей, актерское мастерство, фантазию, сценическую речь.
В итоге, лучшими были признаны выступления группы №15 ( мастер производственного обучения Шпнёва Т.М.) и группы №25 ( мастер производственного обучения Гребенщикова Т. Ю., классный руководитель Иванютина Н.А.).

Итоги проведения конкурса Интегрированный урок

Победителями стали: мастер производственного обучения Маслова Ирина Алексеевна( классный час с презентацией на тему » Песни Великой Победы» и классные руководители: Иванютина Нина Афанасьевна ( «День всех матерей») и Калачёва Галина Николаевна ( » Время выбрало нас») 02. 04 2015 г. в конкурсе компьютерных презентаций и методических разработок классного часа приняли активное участие классные руководители и мастера производственного обучения.

Конкурентоспособность педагога, как и любого специалиста, развивается на основе формирования личностных качеств и связывается с востребованностью на рынке труда.

Наивысший показатель конкурентоспособности педагога – это способность создавать качественный продукт, обеспечивающий результативность освоения образовательных программ и качественное представление материалов из опыта работы, которое так необходимо при участии в конкурсах профессионального мастерства.

Именно конкурсные мероприятия могут создать благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, повлиять на инновационные процессы, вывить творческих и инициативных педагогов и развить в педагоге такое качество, как конкурентоспособность.

Государство диктует новые требования к личности педагога как ключевой фигуры изменений в сфере образования. В связи с этим осуществляется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом. И среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х годах XX века. Изначально мотивом участия педагога в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. В наше время сформирована система конкурсного движения на городском, областном и российском уровнях, как механизм развития профессиональной компетентности педагога

Анализ практики развития конкурсов профессионального мастерства свидетельствует, что до 1996 года преобладали тенденции педагогического праздника. В последующие годы усилились тенденции профессионального соревнования, влияния конкурса на мотивацию профессионального роста, повышение педагогической компетентности его субъектов. Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, утверждению приоритетов образования в обществе, становлению педагогической компетентности, которая понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

Конкурс ставит педагога в позицию исследователя, формирует у него новый взгляд на социальную значимость профессии воспитатель, расширяет круг общения педагогов, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал.

Конкурсные мероприятия способствуют развитию у педагогов:

— активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

— информационной компетентности, которая включает в себя умение вести самостоятельный поиск информации;

— совершенствуется методика проведения различных форм работы с детьми;

— развиваются навыки публичного выступления;

— по итогам конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов деятельности;

— проявляется готовность к самоизменению к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту;

— зарождается конкурентоспособность, как осознание себя одним из лучших.

Поэтому конкурсы нужны, прежде всего, людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, т.к. подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс являются творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу педагог всесторонне анализирует свою деятельность:

— приводит в систему свои педагогические наработки, документацию,

— совершенствует своё профессиональное мастерство,

— а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт.

Но есть и издержки в конкурсах профессионального мастерства:

— проблемы в организации трудового дня: педагогу приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу;

— стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

— негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег, вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения;

— отсутствие служб оказывающих помощь в психологической готовности участников к конкурсу;

Именно в это время, происходит прогнозирование дальнейшей деятельности педагога, возможная перспектива изменений «Я» — концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление личностных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.

У каждого из участников в этот период присутствует одновременно удовлетворённость и недовольство своими успехами, рефлексия собственных достижений в сравнении с результатами других. Большинство из них по окончании конкурса готовы к вступлению в клубы и ассоциации творческих учителей, утверждаются в желании транслировать свой опыт, но не владеют методами работы с равными себе по статусу педагогами.

Поэтому задача методической службы – создание системы сетевых педагогических сообществ, которые занимаются развитием профессионального потенциала педагогов и осуществляют консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

Основой научно-методического сопровождения должен стать деятельностный подход, обеспечивающий:

— сохранение позитивного опыта в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта;

— восполнение имеющегося дефицита знаний, обогащение методологического и технологического инструментария;

— корректировка негативных профессиональных установок.

Есть и другая проблема, заключающаяся в привлечении специалистов к участию в конкурсах профмастерства. Наблюдения показывают, что педагоги, обладающие устремлённостью к постоянным поискам нового, стремятся, «делиться опытом», и потому часто становятся в своей среде неудобными, надоедливыми, докучливыми. Они живут в противоречии между стремлением отдать и развить найденные новые способы и формы обучения и неготовностью среды, в которой они работают, к принятию этого нового, обсуждению и анализу предлагаемых новшеств, инноваций, оригинальных практик. Профессиональные конкурсы могут стать таким местом и такой формой общения педагогов, где эти противоречия разрешаются. И наша задача выявить этих людей, готовых представить свои находки, принять идеи других, вступить в диалог, обсуждение представляемого и привлечь их к участию в конкурсах педагогического мастерства.

Но, тем не менее, современный педагог – это человек, который постоянно учится и растёт сам.

С точки зрения науки, современный педагог,– это специалист,

— владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления,

— вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,

— стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему быть успешным, конкурентоспособным профессионалом в своей сфере. В решении этой задачи, конечно же, не последнюю роль играют конкурсы педагогического мастерства.

Именно профессиональные конкурсы позволяют педагогу «выходить» за пределы замкнутого пространства группы, образовательного учреждения, осмысливать происходящее в российском образовании.

Захаренкова Анна, начальник Центра общественных связей
ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (г. Химки)

Журнал «Кадровое дело» № 7 июль 2010

Для того чтобы компания демонстрировала высокие результаты и ее работой были довольны клиенты и партнеры, в ней должны трудиться профессионалы. Но как добиться повышения уровня мастерства у сотрудников? Многие организации, и в их числе аэропорт Шереметьево, видят выход в проведении профессиональных соревнований, дающих шанс каждому работнику продемонстрировать свою высокую квалификацию. Для новичков же такой конкурс – отличный стимул к профессиональному росту. Поговорим о том, как организовать подобные мероприятия.

В нашей компании с 2007 года проводится конкурс «Лучший по профессии». Его главная цель – выявлять в разных подразделениях лучших сотрудников, поощрять их и таким способом повышать престиж «аэропортовых» профессий, представленных в компании. Инициатором проведения конкурса выступила Дирекция по управлению персоналом и организационному развитию. Однако в последние два года организатором мероприятия является Центр общественных связей. Такой переход конкурса из одних рук в другие не случаен. Нам удается с успехом решать одновременно несколько задач – не только определять лучших представителей профессий, но и управлять внутренними коммуникациями, лояльностью персонала, сохранять и распространять лучшие корпоративные традиции, что входит в функции Центра.

Организация соревнования регулируется Положением о конкурсах профессионального мастерства и включает в себя следующие этапы:

  • подготовка к проведению;
  • реализация конкурсных мероприятий;
  • награждение победителей;
  • освещение этапов конкурса и торжественного финала в корпоративной газете и внешних СМИ.

Как правило, подготовка к проведению профессионального конкурса происходит в начале года, реализуется несколькими подразделениями компании и включает в себя такие направления.

Разработка проекта Положения о проведении конкурса. Осуществляется Центром общественных связей. В проекте определен перечень рабочих профессий, которые участвуют в профессиональном соревновании (в этом году туда вошли 11 «аэропортовых» профессий, например водитель, диспетчер, фельдшер и др.), персональный состав комиссий, оценивающих мастерство специалистов, а также сроки проведения конкурсов.

Информирование о проведении конкурса и сбор заявлений. Эту функцию выполняет Центр общественных связей. Он распространяет информацию о скором старте мероприятия в Интранете (внутренний сайт, сеть), на страницах корпоративной газеты, а также на досках объявлений по всему аэропорту. В это же подразделение поступают заявления от работников об участии в конкурсе. Важную роль играют непосредственные руководители, которые так же оповещают работников и стимулируют оформление заявлений (не менее чем за три недели до проведения конкурса).

Детализация программы конкурсных мероприятий. Реализуется Центром общественных связей, комиссиями конкурсов и руководителями подразделений. Программа включает задания для участников (разрабатываются конкурсными комиссиями и руководителями подразделений), регламент и критерии оценки выполненных заданий, списки конкурсантов на основании их заявлений (как правило, 200–300 участников).

Кроме того, подбираются и оформляются призы для победителей. Постоянными основными наградами являются фирменные серебряные нагрудные знаки, денежные премии, дипломы и грамоты. Дополнительно победителям и призерам вручаются подарки с логотипом компании, при выборе которых учитываются их полезность, качество и универсальность. В прошлом, юбилейном для Шереметьево, году лауреаты конкурса получили памятные наручные часы с логотипом компании. В этом году были вручены наборы посуды для женщин и наборы для барбекю для мужчин.

ПОРТРЕТ КОМПАНИИ

Международный аэропорт Шереметьево – это один из крупнейших российских аэропортов по количеству регулярных международных перевозок (образован в 1959 году). Территориально расположен в Московской области. Количество работников – свыше 6000 человек. В Дирекции по управлению персоналом и организационному развитию – около 50 сотрудников, в Центре общественных связей – 12 сотрудников. Ежегодно под руководством Центра общественных связей в компании проводится три масштабных корпоративных мероприятия – празднование Нового года для 1000 лучших сотрудников и их семей, весенний конкурс «Лучший по профессии» и летний Спорт-слет (спортивный семейный праздник).

Конкурсы (их несколько для каждой профессии, например для диспетчеров, водителей и т. п.) проводятся в два этапа и проходят в апреле-мае.

На первом этапе (теоретическом) участники выполняют тестовые задания для проверки общих и специальных профессиональных знаний. В процессе теоретического этапа конкурса также проверяются знания по истории аэропорта. Конкурсантам необходимо набрать определенное количество баллов, чтобы перейти на следующую ступень профессионального соревнования.

На втором этапе (практическом) необходимо выполнить задания на проверку профессиональных умений и навыков. Формы проведения конкурсов на этой ступени разные и зависят от должности участников. Так, если для рабочих профессий предполагается выполнение задач, непосредственно связанных с их обязанностями, для диспетчеров предусмотрен отдельный конкурс. Ведь самый главный клиент и ценитель качества обслуживания в аэропорту – пассажир, а диспетчеры Дирекции по организации пассажирских перевозок и особо важных перевозок – это те сотрудники, которых можно назвать лицом компании, так как именно они в основном общаются с пассажирами, проходящими регистрацию на рейс. Поэтому для них подготовлены финальные задания, выполняемые публично на сцене, в то время когда победителям других конкурсов уже вручают призы.

Результаты двух этапов являются основанием для определения победителей. Ими становятся три сотрудника (в каждом конкурсе), которые набрали максимальное количество баллов. Если оценки равные, лучшим сотрудником объявляется тот, который набрал максимальное количество баллов на втором этапе. При этом сами сотрудники не знают, кто из них занял первое, второе и третье места. Распределение призовых мест раскрывается в ходе церемонии официального награждения.

В состав конкурсной комиссии, как правило, включают руководителей и экспертов подразделений, чьи сотрудники соревнуются, руководителей и экспертов смежных подразделений, независимых консультантов. Комиссию возглавляет председатель. Помимо него есть еще члены комиссии и секретарь.

Подготовку торжественного мероприятия, в ходе которого будут объявлены имена победителей и им вручат призы, осуществляет Центр общественных связей (в течение двух месяцев).

В общем виде алгоритм подготовки к мероприятию выглядит следующим образом.

Первый шаг – создание концепции мероприятия. Она должна отвечать духу и традициям компании и отражать изменения, которые происходят в аэропорту. Так, в 2009 году церемония, да и сами конкурсы, были приурочены к 50-летнему юбилею со дня основания компании. В 2010 году концепция конкурса отражала ежедневный профессиональный кропотливый труд тысяч сотрудников во имя безопасности и комфорта пассажиров и называлась «Обычные герои», подчеркивая тем самым ценность и значимость каждого нашего работника. Тематика мероприятия – авиационная и должна соответствовать специфике работы аэропорта. Это проявляется во всем – в сценарии (в нем речь только об авиации), концертных номерах (костюмы артистов выполнены в стиле униформы работников различных «аэропортовых» специальностей), в выступлениях ведущего (он должен быть знаком с авиационной спецификой, учитывать специфические особенности аудитории).

Второй шаг – разработка программы церемонии. Она включает в себя помимо сценария еще и планирование организационных моментов. Например, выбор места проведения (в 2010 году это был близлежащий отель с вместительным актовым и банкетным залом, фойе), оформление помещений. При оформлении зала используются легкие воздушные декорации, большие видеоэкраны, крупные шрифты с названием конкурса. Все элементы работают на главную цель – у зрителей должно возникнуть ощущение полета, неба, воздуха.

Организация встречи и доставки гостей корпоративным транспортом, приветственный кофе перед началом церемонии, праздничный фуршет для победителей и членов жюри, фото- и видеосъемка, концертные номера, постпродакшн* являются неотъемлемыми звеньями в цепочке дел, на которые мы обращаем особое внимание.

Третий шаг – утверждение сценария церемониальной части. Как правило, просматривается несколько сценариев и выбирается вариант, наиболее точно решающий поставленные имиджевые и функциональные задачи проведения церемонии – награждение победителей, финальный конкурс для диспетчеров и концерт.

В организации конкурса «Лучший по профессии» в этом году было задействовано около 90 человек. На церемонию пригласили приблизительно 400 гостей, включая 51 номинанта. Мероприятие проводилось в парк-отеле в Московской области. Доставляли гостей корпоративным транспортом от аэропорта.

Сценарный план включал в себя несколько частей:

  • приветственное слово ведущих и организаторов;
  • выступления танцевального коллектива;
  • объявление и награждение победителей в номинациях по десяти «аэропортовым» профессиям (а также дополнительно в трех новых номинациях – «Лучший наставник», «Лучший преподаватель корпоративного университета», «Лучший молодой специалист»);
  • финальный конкурс для диспетчеров (представление участником самого себя, видеозадания, блиц-опрос, телевикторина «Устами младенца» – аналог одноименной телепередачи);
  • поздравления победителям от членов жюри и руководителей подразделений;
  • интерактивное sms-голосование в поддержку лучшего конкурсанта-диспетчера.

После проведения конкурса мы обязательно осуществляем обратную связь. Это необходимо для того, чтобы закрепить и продлить эффект от проведенного мероприятия. У нас это происходит так. Один из организаторов конкурса (обычно ассистент Центра общественных связей) опрашивает гостей на выходе из зала о том, какие впечатления у них остались от церемонии, какова общая оценка. Подавляющее большинство гостей в этом году остались довольны.

В день проведения мероприятия (после церемонии) мы просим финалистов, членов жюри и руководителей подразделений поделиться своими впечатлениями о конкурсе, выразить свои мнения. Их комментарии публикуются в корпоративной газете и в Интранете. Там же размещается список всех победителей и их фотографии. Не остаются без внимания и те сотрудники, которые посетили церемонию, но не участвовали в конкурсе. Им мы предлагаем проголосовать на сайте, высказав свое мнение о мероприятии. В этом году финал конкурса понравился 82 процентам работников.

Кроме того, лучшие сотрудники, выявленные по результатам конкурса, получают реальную возможность продвинуться по карьерной лестнице, повысить свой уровень в грейде** и увеличить размер заработной платы. Работники имеют право носить серебряный нагрудный знак и считаются элитой аэропорта.

Как показывают наши исследования, проведение конкурса профессионального мастерства повышает лояльность персонала к компании, побуждает сотрудников совершенствовать свои рабочие навыки, что в конечном итоге положительно влияет на качество обслуживания пассажиров. Поэтому подобные мероприятия мы будем проводить и в дальнейшем.

* От англ. postproduction – обработка видео¬материала после съемок, монтаж и т. п. (прим. ред.).

** О грейдах читайте в № 6, 2008.

Значение конкурсов профессионального мастерства в формировании профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
«В подвижничестве учителя- будущее России»
(девиз Всесоюзного конкурса «Учитель года»)
Потребность в самоанализе —
необходимый признак профессионализма.

Конкурс педагогического мастерства – это соревнование учителей в педагогическом профессионализме, в умении продемонстрировать свой педагогический стиль, раскрыть секреты своего педагогического мастерства, обнаружить необычное в традиционном.
Чем стал конкурс «Учитель года для меня»? Могу сказать, что, прежде всего осмыслением своего педагогического опыта, следующим шагом по пути профессионального роста, испытанием на трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость, концентрацию физических и душевных сил.
Профессиональные конкурсы имеют свою историю. Профессиональные педагогические конкурсы зародились в России в 20-е годы прошлого столетия. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом организовали Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года.) Особое развитие педагогическое конкурсное движение получило в 80-е годы 20 столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проводится конкурс «Учитель года СССР»
(по аналогии конкурса «Национальный учитель года США», который проводится с 1944 года). Символом конкурса становится «Хрустальный пеликан». С 1992 года конкурс получил статус Всероссийского и название «Учитель года России».
Основными задачами конкурса являются: выявление лучшего опыта в отечественной педагогической практике и его распространение через средства массовой информации, через систему повышения квалификации, рост профессионального мастерства участников конкурса.
Особая роль конкурсных программ состоит в том, что они направлены на формирование и развитие профессионально-педагогической компетентности учителя (ППК). ППК представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, таких как, общепедагогическая, общекультурная и коммуникативная компетенции. Основными характеристиками профессиональной компетентности являются личностно-гуманистическая ориентация, способность к системному видению своей деятельности, профессиональная ориентация в предметной области, владение современными педагогическими технологиями, способность к интеграции с отечественным и зарубежным инновационным опытом, креативность в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. Существенное значение имеет тот факт, что уровень развития педагогических компетенций определяет динамику личностно-профессионального роста педагога.
Анализ участников конкурса показывает, что самый активный творческий возраст составляет от 25 до 40 лет, наибольшее число конкурсантов имеют педагогический стаж от 11 до 20 лет. Следовательно, преобладающая часть конкурсантов обладает достаточным педагогическим опытом в сочетании с продуктивным творческим возрастом, позволяющим планировать перспективы профессионального роста. Коллективный портрет конкурсантов показывает, что тремя ключевыми характеристиками являются: 1учитель-профессионал, 2учитель — личность, 3 учитель — гуманист. Далее позиции занимают такие качества, как учитель — психолог, исследователь, эрудит, воспитатель. Таким образом, коллективный портрет конкурсанта, это, прежде всего, высококвалифицированный профессионал, неординарная личность, учитель – гуманист.
Самым сложным моментом является первый шаг – решиться участвовать в конкурсе. Для участников конкурса необходимо определить правильный мотивирующий фактор. Важными побудительными факторами являются возможность подготовить статью, выступить с лекцией, дать мастер-класс, открытый урок и т.д., то есть продемонстрировать свой опыт педагогической аудитории, что является необходимым условием для квалификационного подтверждения или квалификационного роста. Главным внутренним мотивом в ходе конкурса становится мотив достижения успеха. В процессе участия в конкурсе учитель испытывает удовлетворенность и неудовлетворенность одновременно. При этом как одно, так и другое мотивируют саморазвитие учителя. С одной стороны закрепить успех, с другой победить себя и добиться успеха. Одной из важнейших условий развития мотивации на достижение успеха является создание положительной психологической атмосферы. Учитель очень много работает над собой, учится концентрировать волю и не терять самообладание. Около 90% учителей отмечают как положительный фактор возникновение необходимости обращения к психолого-педагогической литературе.
С чего начинается конкурсант? Прежде всего, со способности к анализу своего педагогического опыта. Это наиболее трудоемкий и наукоемкий процесс, самый важный этап рефлексии. Происходит систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала ит.д. Работая над осмыслением своего опыта, учитель развивает профессиональные умения вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды на преподавание предмета и найти свои подходы, отличные от традиционных, определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею, описать сущность собственного опыта, отразить факторы успешности представляемого опыта, определять цели и задачи, описать технологию, последовательность действий, показать результативность и обозначить условия эффективности, показать за счет чего возможно получение высоких результатов. То есть учитель проводит большую исследовательскую работу по обобщению своего педагогического опыта. Психологи отмечают, что именно на данном этапе учителя сталкиваются с затруднениями в грамотном использовании научных терминов, в структурировании материала, и все это рождает в учителе неудовлетворенность. Но как утверждают психологи, это состояние можно считать в определенной степени исходным условием для развития мотивации. В этот период происходит активизация когнитивных потребностей конкурсанта, который при определенной поддержке, в первую очередь, ближайшего профессионального окружения, а также методической службы вырастает в мощный мотив дальнейшего профессионального роста.
Работа по анализу своего опыта подводит к анализу своих возможностей. На этапах проведения конкурса осуществляется самоанализ педагогических умений, на основе которого складывается планирование индивидуального профессионального роста учителя. Среди факторов, побуждающих участников конкурса к повышению профессионализма, можно выделить значимость метода сравнения. В первую очередь, участники конкурса сравнивают свои собственные умения до конкурса и после конкурса, то есть себя с собой. Представляя свой опыт, учитель проговаривает его на каждом этапе, тем самым закрепляет и персонализирует основные методические термины и научные понятия. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост. А также у учителя есть возможность увидеть неординарный опыт других учителей и сравнивать свои возможности с достижениями коллег.
Одним из ключевых моментов является способность конкурсанта профессионально представить свой опыт на защите педагогического опыта, открытом уроке, внеклассном мероприятии и мастер – классе. Конкурс на данных этапах становится настоящим рингом для проявления психологической устойчивости, самообладания, умения управлять своим творческим самочувствием. Учитель — конкурсант стремится взять высшую планку мастерства, которая определяется следующими критериями: глубокое знание предмета, грамотное использование современных способов передачи знаний, коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство, умение достигать результата в любой ситуации, при любом уровне подготовленности детей.
Конкурс педагогического мастерства является также демонстрацией учителем умения эффективно использовать современные образовательные технологии. Участие в конкурсе побуждает учителя находить информацию о новых направлениях педагогической мысли, знакомиться и сопоставлять свою деятельность с современными подходами и технологиями обучения, осваивать и внедрять их в свою педагогическую практику.
Итак, как показывает опыт проведения конкурсов профессионального мастерства, педагогические конкурсы стали результативной формой повышения профессиональной квалификации, педагогической компетентности. Участие в конкурсах требует тщательной подготовки, в процессе которого учитель становится исследователем собственного педагогического опыта, приобретает знания о новых педагогических технологиях, знакомится с научными разработками в области педагогики и психологии, использует диагностические методы в оценке результатов своего педагогического опыта. Так же необходимо отметить, что участие в конкурсах подводит учителя к переоценке накопленного опыта. Конкурс является для педагога не только формой соревнования в профессиональном мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного результата, но и условием обнаружения собственных затруднений, дефицита профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.
Конкурс профессионального мастерства является сильным источником стимулирования мотивации для саморазвития и профессионального роста учителя.