Коносаменты

ТОВАРНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Коммерческие документы;
2. Документы морской перевозки;
3. Транспортные накладные.

При осуществлении внешнеэкономической поставки перемещение товаров сопровождаются перемещением различных документов, одни из которых движутся к покупателю вместе с товарами, а другие — отдельно от товаров. В момент получения товара покупателем все эти документы должны находиться у него, поскольку все они являются необходимыми для дальнейшего распоряжения товаром. Независимо от того, каким путём документы попадают к покупателю — непосредственно с товарами или иным путём, они имеют общее название товарных: товарораспорядительных и товаросопроводительных.

КОММЕРЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ это документы, оформляемые продавцом, которые характеризуют товар по ценовому, количественному и качественному критерию, устанавливая его соответствие требованиям контракта.

В совокупности они индивидуализируют товар для его оплаты покупателем.

Ценовые документы являются документами, выписываемыми продавцом, которые указывают стоимость товара для покупателя:

1. Счёт-фактура является основным коммерческим документом, определяющим стоимость товара, подлежащую оплате. Счёт-фактура (англ. invoice, account, final invoice, франц. facture, нем. Rechnung, Faktura, Handels faktura) может содержать реквизиты, которые позволят использовать его в качестве товаросопроводительного документа, то есть, документа, сопровождающего груз при транспортировке, вплоть до получения его покупателем:
— Наименование товара, его количество и стоимость, в т.ч. общая и за единицу товара;
— Наименование отправителя и пункт отправления;
— Наименование получателя и пункт назначения;
— Наименование покупателя;
— Наименование и номера товарно-транспортных накладных;
— Наименование и номер платёжных документов и др.
2. Счёт-спецификация — объединяет в себе ценовой документ — счёт, и количественный документ — спецификацию. Применяется в тех случаях, когда в поставку входит значительное количество различных принадлежностей главной вещи, поставляемых одновременно, однако отдельно от главной вещи.
3. Счёт-проформа — ценовой документ, не являющийся, в отличие от счёта-фактуры, расчётным, поскольку его предназначением является не предъявление к оплате, а информация о цене товара, которая может использоваться в разных целях:
— Для сопровождения сделок, не опосредованных движением денежных средств: бартер, комиссия, консигнация, толлинг и др.
— Для составления смет;
— Для выставок и ярмарок;
— На аукционах и т.д;

Количественные документы характеризуют поставляемый товар в количественном отношении:

1. Спецификация — документ, содержащий перечень (номенклатуру) всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию, с указанием для каждого места, количества и рода товара. Обычно дополняет счёт-фактуру или счёт-проформу.
2. Техническая документация — документы, применяемые при поставках оборудования или технических потребительских товаров для обеспечения их правильной эксплуатации.
3. Упаковочный лист — документ, используемый для описания перечня всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте (ящике, коробке, контейнере), если они представлены в данном товарном месте в различном ассортименте.

Качественные документы, свидетельствующие о качестве поставляемого товара:

1. Сертификат соответствия — документ, подтверждающий соответствие товара стандарту или техническим условиям контракта;
2. Сертификат происхождения — документ, устанавливающий правовой режим товара для таможенных целей.
3. Протокол испытаний — документ, подтверждающий соответствие товара критериям, установленным в контракте, выписываемый представителем покупателя после испытаний, проводимых на предприятии продавца;
4. Разрешение на отгрузку — выдаётся представителем покупателя после проведения испытаний или иных действий, совершаемых с целью установления соответствия товара условиям, предусмотренным в контракте.

ТОВАРОТРАНСПОРТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ это документы, выписываемые перевозчиком, которые удостоверяют принятие им груза к перевозке.

Товаротранспортные документы являются подтверждением того, что продавец выполнил свои обязательства по передаче товара перевозчику, а перевозчик принял товар и несёт ответственность по его доставке в указанный пункт.

В зависимости от способа перевозки транспортные документы могут быть морскими, автомобильными, железнодорожными, авиационными и документами смешанной перевозки.

Документы морской перевозки.

1. Коносамент — документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путём (Bill of Lading, B/L).

Коносамент выполняет три функции:

1. Удостоверяет принятие груза к морской перевозке перевозчиком, о чём должна свидетельствовать запись «груз на борту», «груз погружен» или «груз принят к погрузке», в зависимости от базиса поставки. При этом коносамент должен быть чистым, т.е. не содержать никаких отметок о повреждении груза, его упаковки или иных недостатках.
2. Позволяет распорядиться грузом владельцу коносамента, т.е. является товарораспорядительным документом. В зависимости от способа указания владельца коносамента существуют следующие виды коносаментов:
— именной коносамент, указывающий конкретного, строго индивидуализированного получателя груза;
— ордерный или негоциабельный коносамент, допускающий передачу права получения груза путём индоссамента, передаточной надписи;
— коносамент на предъявителя, обозначающий, что любое лицо, предъявившее коносамент, имеет право на получение груза.
3. Свидетельствует о заключении договора морской перевозки груза.

Коносамент выдаётся перевозчиком или его агентом и содержит следующие реквизиты:

— Наименование судна;
— Наименование перевозчика;
— Место приёмки или погрузки груза;
— Наименование отправителя груза;
— Место назначения груза;
— Вид коносамента (именной, ордерный, на предъявителя);
— Наименование груза и все его реквизиты;
— Фрахт и другие надлежащие платежи перевозчику;
— Время и место выдачи коносамента;
— Количество выданных оригиналов коносамента. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, предназначенных разным лицам: грузоотправителю или его экспедитору, перевозчику и грузополучателю. Все эти экземпляры являются оригиналами и совместно составляют «полный комплект».
— Подпись капитана или другого представителя перевозчика

В случае фрахтования целого судна, или его части или отдельных судовых помещений выдаётся не коносамент, а рейсовый чартер.

Основными реквизитами рейсового чартера являются:

— Наименования сторон,
— Наименование судна,
— Наименование порта отправления и
— Наименование порта назначения.

СЛЕДУЕТ ИМЕТЬ В ВИДУ: поскольку коносамент выписывается только морским перевозчиком, но не экспедитором, условия Инкотермс, содержащие указание на коносамент, не могут применяться при участии в перевозке экспедитора.

Если осуществляется смешанная перевозка, в которой одним из этапов является морская перевозка, выписывается сквозной коносамент.

ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНЫЕ НАКЛАДНЫЕ — документы, выдаваемые перевозчиком в подтверждение принятия груза для перевозки, при любом виде перевозки.

Товарно-транспортная накладная содержит следующие обязательные реквизиты:

1. Наименование перевозчика;
2. Подпись перевозчика или агента, действующего от имени перевозчика;
3. Штемпель или другое обозначение, подтверждающее принятие груза к перевозке;
4. Дата принятия груза к перевозке;
5. Место отгрузки, место назначения и путь следования;
6. Наименование груза;
7. Род упаковки;
8. Количество мест, вес;
9. Наименование отправителя, его адрес и подпись.

Товарно-транспортные накладные не являются товарораспорядительными документами и предназначены только для получателя груза.

Железнодорожная накладная является документом, унифицированным для международных перевозок международными Конвенциями МГК и СМГС (Соглашение о международном грузовом сообщении: участниками которого являются все страны бывшего СССР и её соседи — Албания, Болгария, Вьетнам, Иран, КНР, КНДР, Монголия и Польша).

Заполняется на двух языках в двух экземплярах (оригинал и дубликат), один из которых (дубликат) остаётся у грузоотправителя, а другой следует с грузом.

Ж/д накладная состоит из пяти листов, в число которых входят:

Авиагрузовая накладная является документом, подтверждающим принятие груза для перевозки.

Авианакладная унифицирована для воздушных перевозок Монреальской Конвенцией 1999г. о воздушных перевозках. Вместо авианакладной может выдаваться грузовая квитанция.

Авианакладная состоит из трёх листов, каждый из которых является оригиналом:

Автодорожная накладная является документом, подтверждающим принятие груза перевозчиком для автомобильной перевозки у отправителя.

В соответствии с Конвенцией «О договорах международной дорожной перевозке грузов», КДПГ (CMR), автодорожная накладная должна содержать следующие сведения:

1. Наименование и стоимость груза,
2. Наименование и адрес грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя,
3. Стоимость и срок доставки
и др.

При транзитных перевозках используется книжка МДП (TIR carnet), состоящая из накладных, заполняемых на каждой таможне, и выполняющих роль транспортных и таможенных документов.


КЛАСИФІКАТОР ДОКУМЕНТІВ

| Код | Найменування документа

Митні документи
0010 Вантажна митна декларація
0100 Документ контролю за доставленням
0019 Анульована вантажна митна декларація
Ліцензії
1000 Ліцензія
Транспортні документи
2000 Некласифікований транспортний документ
2010 Провізна відомість
2150 Внутрішній транспортний документ
2701 Універсальний транспортний документ
2710 Non-negotiable морський транспортний документ
2711 Negotiable морський транспортний документ
2720 Залізнична транспортна накладна
2722 Дорожній лист (SMGS)
2730 Автомобільна накладна
2740 Авіанакладна
2760 Комбінований транспортний документ
2761 Наскрізний bill of lading
2780 Інвойс на фрахт
2785 Вантажний маніфест
2786 Фрахтовий маніфест
2788 Контейнер-маніфест
2950 TIR carnet
2955 ATA carnet
Комерційні документи
3000 Некласифікований комерційний документ
3105 Рахунок-фактура
3110 Інструкція по виробництву
3140 Пакувальна інструкція
3141 Пакувальний лист
3240 Інструкція по доставці
3245 Повідомлення про доставку
3301 Пропозиції/розцінки
3320 Підтвердження замовлення
3325 Проформа інвойсу
3330 Вимоги про доставку
3340 Навантажувальна інструкція
3341 Лист на навантаження
3370 Повідомлення про розподілення документів
3380 Комерційний інвойс
3382 Повноваження
3409 Інструкція про банківське перерахування
3520 Страховий сертифікат
3530 Страховий поліс
3610 Інструкція по перевезенню
3621 Повідомлення імпортера про перевезення
3622 Повідомлення експортера про перевезення
3623 Інвойс по перевезенню
3624 Посвідчення про отримання
3630 Навантажувальна записка
3631 Підтвердження перевезення на склад
3632 Розписка про отримання вантажу
3635 Складська гарантія
3640 Навантажувальний документ
Договори
4000 Некласифікований договір
4010 Зовнішньоекономічний договір (контракт, угода тощо)
4215 Договір про наміри
Наряди-замовлення
5000 Некласифікований наряд-замовлення (фондове сповіщення)
Дозволи уповноважених органів та сертифікати
6000 Некласифікований дозвіл
6001 Довідка про декларування валютних цінностей
6002 Гарантійний лист
6003 Довідка уповноваженого банку про оплату експортованої продукції
6011 Дозвіл Урядової комісії з експортного контролю на експорт
6012 Дозвіл Урядової комісії з експортного контролю на імпорт
6018 Дозвіл Урядової комісії з експортного контролю на транзит
6020 Сертифікат Держстандарту України
6030 Експертний висновок Державного гемологічного центру
6040 Гарантійний лист при транзиті товарів
6041 Довідка банку про внесення грошової застави
6042 Договір страхування відповідальності перевізника
6043 Договір на охорону та супроводження товарів
6044 Гарантійний документ незалежного фінансового посередника
6841 Карантинний сертифікат (дозвіл)
6851 Фітосанітарний сертифікат (дозвіл)
6852 Санітарний сертифікат (дозвіл)
6853 Ветеринарний сертифікат (дозвіл)
6854 Екологічний сертифікат (дозвіл)
6860 Сертифікат про походження невизначеної форми
6861 Сертифікат про походження форми А
6862 Сертифікат про походження форми APR
6863 Сертифікат про походження форми EUR 1 (EUR 2)
6864 Сертифікат про походження форми TEXTILE
6865 Сертифікат про походження форми ECSC
6866 Сертифікат про походження форми СТ-1
6867 Сертифікат про походження товару з України (загальна форма)
7000 Некласифікований документ
7010 Документ, що підтверджує надання пільг по сплаті митних зборів
7020 Документ, що підтверджує надання пільг по сплаті мита
7030 Документ, що підтверджує надання пільг по сплаті експортного мита
7040 Документ, що підтверджує надання пільг по сплаті акцизного збору
7050 Документ, що підтверджує надання пільг по сплаті ПДВ
Картка реєстрації-обліку зовнішньоекономічних контрактів МЗЕЗторгу України
8000 Некласифікована картка реєстрації-обліку
8010 Картка реєстрації-обліку контракту МЗЕЗторгу України
Інші документи
9000 Інші некласифіковані документи
9010 Платіжне доручення
9011 Касовий ордер

(Додаток N 11 до наказу ДМСУ від 09.07.97 №307 із змінами, внесеними згідно з Наказом Державної митної служби №447 від 29.07.98 )

Британское жилье совместного типа (далее по тексту – «ЖСТ”) похоже на российские общежития семейного типа, малосемейные дома или коммунальные квартиры.

ЖСТ принадлежат и находятся в ведении местных органов власти, жилищных ассоциаций и кооперативов, а также частных владельцев.

Очень важно, чтобы подобное жилье в частном владении было лицензировано местными органами власти. О требованиях, предъявляемых при выдаче или продлении лицензии мы поговорим ниже.

Определение жилья совместного типа дается в законе Housing Act 2004 года и делится на следующие категории:

  • «стандартное жилье» – дом или квартира, в которой живут несколько семей, и который имет общие удобства, такие как ванная комната, туалет или кухня;
  • «отдельная квартира» – это отдельный ряд жилых помещений со всеми удобствами;
  • «переоборудованное жилье» – по сравнению с первоначальным проектом, здание в результате переоборудования в новое жилье содержит несколько отдельных квартир (но не все)
  • «жилье в местном реестре» – здание, внесенное местным органом власти в специальный реестр как «жилье совместного типа»
  • «переоборудованное жилье». Согласно статье 257 Housing Act 2004, речь идёт о многоквартирном доме, где стандарт конверсии не соответствует определенным строительным нормам и менее двух третей квартир не сдаются внаём.

Правила проживания и регулирования в ЖСТ

ЖСТ принадлежит местным органам управления, жилищным ассоциациям и частным владельцам.

Некоторые муниципалитеты требуют от всех частных домовладельцев получить лицензию на ЖСТ.

Срок лицензии обычно составляет 5 лет, иногда меньше. Согласно закону The Licensing and Management of Houses in Multiple Occupation , при выдаче или продлении лицензии совет проверяет:

  • соответствие жилья приемлемому стандарту, достаточно ли места для жильцов и на каком уровне его состояние;
  • благонадежность домовладельца на предмет непогашенной судимости за уголовные преступления, например, за дискриминацию, мошенничество и нарушения какого-либо постановления, касающегося жилья, здоровья жильцов или безопасности окружающей среды;
  • сертификат о газовой безопасности;
  • безопасность электроприборов и мебели;
  • наличие пожарной сигнализации.

За отсутствие лицензии следует штраф и выплата аренды за период до 12 мес. местным властям.

Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.

Коносамент – что это?

Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.

Внимание! Коносамент является ценной бумагой и применяется при перевозках морским и речным транспортом, а также при осуществлении мультимодальных международных перевозок (т.е. несколькими видами транспорта). Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 143 предусмотрена возможность использования вместо коносамента иного документа, подтверждающего получение груза перевозчиком (например, морской накладной).

Функции коносамента

Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.

  • Подтверждение права логистической компании на получение и перевозку товара. По сути это документ, который заменяет собой груз на период транспортировки. После получения товара транспортировщик выдает отправителю коносамент: это является доказательством того, что перевозчик получил груз.
  • Удостоверение факта заключения контракта между перевозчиком и владельцем груза. Коносамент – доказательство, что между логистической компанией и отправителем заключен договор, согласно которому транспортировщик несет за его доставку ответственность.
  • Основание для передачи товара получателю по прибытию в место назначения.
  • Содержание основной информации о транспортируемой продукции и данные об участниках контракта. В документе отражены данные о перевозимом грузе, его состояние, в том числе, все наличествующие дефекты, это способствует отслеживанию условий транспортировки. Так, например, если будет повреждена упаковка, либо будут нарушены другие условия контракта, на основании коносамента можно будет обратиться в суд и потребовать компенсацию за ущерб.
  • Обеспечение кредитования под отгруженный товар при необходимости.

Важно! Во время передачи товара получателю, он должен осмотреть груз на наличие повреждений. В противном случае с перевозчика снимается ответственность и претензии не принимаются. Для защиты своих прав в суде можно использовать только оригинал коносамента!

Виды коносаментов

В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.

Ордерный (Bill of lading to order)

Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.

Внимание! Индоссаментов может быть указано несколько, т.е. права на получение товара передаются от одного лица к другому. Груз будет выдан тому, кто указан в передаточных надписях последним.

Именной (Bill of lading to a named person)

После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.

На предъявителя (Bill of lading to a bearer)

Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.

Оборотные и необоротные коносаменты

Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.

Линейный (Liner bill of lading)

Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.

Внимание! Транспортная компания может привлечь к перевозке стороннее лицо в качестве экспедитора грузов, в таком случае для осуществления перевозки, кроме линейного, используется так называемый домашний коносамент.

Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:

  • необходимо засекретить маршрут следования груза и имя клиента;
  • грузоотправитель оказывает услуги, не предусматриваемые договором;
  • компания-фрахтователь не хочет, чтобы клиент знал, кому принадлежит транспорт;
  • документ нужно оформить до погрузки товара на судно.

Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))

Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.

Прямой (морской)

Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.

Сквозной (Through bill of lading)

Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.

Фидерный коносамент

Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.

Основной перевозчик оформляет коносамент, в котором указаны порты погрузки/выгрузки и перевалочный пункт, а локальный создает фидерный коносамент. Последняя бумага не является товарораспорядительным документом и выполняет роль договора между локальным и основным перевозчиком.

«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты

«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).

Бортовой и погрузочный коносаменты

Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.

Береговой (Custody bill of lading) коносамент

Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.

Контейнерный коносамент

При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.

Важно! Если в коносамент неверно внесены сведения о порте погрузки, дате ее завершения, а также дате оформления бумаги, капитан судна или агент имеют право отказаться подписывать такой документ.

Опасаетесь, что при заполнении коносамента Вы можете что-то пропустить или не учесть?

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!
С нами Ваш коносамент будет заполнен идеален и Вас минуют любые проблемы!

Получить расчет Задать вопрос

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

Какую информацию указывают в коносаменте?

Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:

  • наименование транспортного средства (судна);
  • полное название и юридический адрес транспортной компании, перевозящей груз;
  • наименование и адресные данные грузоотправителя и грузополучателя (юридического либо физического лица);
  • порты, где проводятся погрузка и выгрузка товара;
  • дата доставки в порт для погрузки;
  • данные о товаре (название, описание, характеристики, упаковка, количество товара, вес и т.п.);
  • сведения о состоянии транспортируемого груза и упаковочной тары;
  • стоимость фрахта, другие документы об оплате логистических услуг;
  • дата составления документа и место его выдачи;
  • количество экземпляров коносамента;
  • подпись транспортировщика, его агента или капитана торгового судна.

Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Обычно коносамент оформляют в трех экземплярах, один из которых предназначен отправителю груза, второй – для транспортировщика и третий – для грузополучателя. Когда груз и один из коносаментов доставлен покупателю, два других оригинала утрачивают силу.

Порядок работы с коносаментом

Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:

  • наименование, вид груза;
  • количество транспортируемого товара;
  • упаковочная тара;
  • информация о порте погрузки;
  • данные грузополучателя;
  • наименование судна, перевозящего товар.

Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.

Внимание! Перед погрузкой следует проверить товар на повреждения и в случае дефектов или недостатков поставить пометку «нечистый». Как составлять коносамент – на всю партию товара или на каждую отдельно – решает получатель (раздельное оформление практикуют, когда груз приходится получать частями).

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:

  • ошибаться нельзя, так как это может стать причиной срыва поставки товара;
  • отправитель может быть одновременно производителем и поставщиком груза;
  • правильно указать грузополучателя – это может быть покупатель товара, его агент, посредник, банк;
  • указать лицо, получающее уведомление о прибытии товара (грузополучатель, таможенный представитель или сотрудник экспедиторской компании);
  • указание в документе данных представителя перевозчика в порту прибытия упростит и ускорит отгрузку товара;
  • обязательно отметить особые свойства груза (ценный, опасный, хрупкий и др.).

Внимание! Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:

  • материальные расходы на исправление документа;
  • задержка с выгрузкой товара в порту прибытия;
  • простой судна из-за задержки отгрузки придется компенсировать;
  • задержка растаможки груза;
  • порча груза из-за вынужденного простоя.

Образцы коносаментов

Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.

Образцы коносаментов будут добавлены позднее — приносим извинения за доставленные трудности

Для того чтобы избежать трудностей с оформлением коносамента и проблем, которые могут возникнуть впоследствии, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты заполнят любые товарораспорядительные документы, в том числе, и коносамент, юридически грамотно: мы досконально знаем таможенное законодательство, правила торгового мореплавания. С нашим опытом работы в сфере ВЭД Ваш товар всегда будет доставлен вовремя и без лишних расходов.

Связаться с нами

Коносамент — это выписываемая перевозчиком морского груза собственнику товара ценная бумага. Коносамент является безусловным обязательством перевозчика доставить товар по назначению согласно условиям контракта.

Какие функции выполняет коносамент

1) Договор коносамента предоставляет право на физически поставленный товар. Или, как иногда говорится, коносамент перевозчика «заменяет собой» товар. Законный держатель коносамента имеет исключительное право на принятие поставки товара. Более того, коносамент является «оборотным документом», так как он может быть продан или передан («пущен в обращение»), таким образом, передавая контроль над товаром. Следовательно, товар может быть перепродан в пути посредством простой передачи коносамента.
2) Коносамент свидетельствует о договоре перевозки. Этот международный коносамент должен содержать условия договора перевозки – либо прямо, либо путем отсылки к другому документу. В рамках документарных продаж продавец обязан заключить и передать покупателю договор перевозки на «обычных» или разумных условиях. В отношениях между покупателем и перевозчиком таким необходимым договором перевозки будет коносамент.
3) Коносамент является распиской, которая подтверждает доставку товара перевозчику. Поэтому он содержит описание товара и указывает, что товар был погружен на борт в определенном количестве и без видимых внешних повреждений. Но, если обнаруживается, что товар был поврежден (тем или иным образом), на лицевой стороне коносамента делается особая отметка, после чего такой коносамент уже не считается чистым.

Какие различают виды коносамента

1) Общее деление:
— Оборотный (англ. назв. термина – negotiable bill of lading) – коносамент, свидетельствующий о том, что его владелец получает в полное распоряжение товар еще не прибывший в порт, то есть находящийся в пути. Такой вид документа о грузоперевозке можно заложить в банк, продать или купить. Во время оформления такого документа ставится запись «Приказу имярек». К оборотным коносаментам также относят ордерные и предъявительские.
— Необоротный (англ. назв. термина — non-negotiable bill of lading) – коносамент, по которому получатель груза/товара определяется заранее и не передает свое личное право на его получение 3-му лицу.
2) От того, кто будет получать товар/груз, коносамент может быть:
— Именной (англ. назв. термина — straight bill of lading) – получатель является юридическим лицом, на имя которого оформляется документ.
— Ордерный — (англ. назв. термина — to-order bill of lading) – отправитель или получатель могут сами определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя») 3-е лицо, которому будет передан коносамент. В этом случае ставится передаточная надпись (индоссамент).
— Предъявительский (англ. назв. термина — bearer bill of lading) – в порту назначения товар передается предъявителю документа.
3) В зависимости от вида/типа перевозки:
— Линейный (рейсовый) коносамент (англ. назв. — liner bill of lading). Документ оформляется тогда, когда судно, на котором будет перевозиться товар, идет по определенному расписанию, останавливаясь в определенных портах и причалах.
— Фрахтовый или чартерный коносамент (англ. назв. — chartered bill of lading). Документ оформляют для перевозок, которые осуществляются нерегулярно. Их еще называют трамповыми морскими перевозками. Оформляется коносамент согласно договору фрахта, сторонами которого выступают грузоотправитель или фрахтователь, а также перевозчик – фрахтовщик. Последний за определенную плату предоставляет грузоотправителю часть или все судно или несколько судов для одного или нескольких рейсов для транспортировки груза.
4) В зависимости от того, есть ли у грузоперевозчика пояснения по количеству и качеству товара или замечания отсутствуют, коносамент может быть:
— «Чистый» (англ. назв. clean bill of lading) – когда упаковка не повреждена и сам товар не испорчен. Общее качественное и количественное состояние товара соответствует информации в коносаменте.
— «Не чистый» (англ. назв. claused bill of lading) коносамент – это документ с оговорками, который оформляют, если обнаружены дефекты на таре или упаковке товара или есть другие замечания по части качества груза.
5) В зависимости от общей схемы перевозки:
— Прямой коносамент – документ, который оформляют в том случае, если доставка груза осуществляется из одного порта до другого.
— Сквозной коносамент (англ. назв. through bill of lading) – документ, оформляющийся по мультимодальной схеме перевозки. Это значит, что товар будет перегружаться из одного транспорта в другой, где морская перевозка занимает лишь часть маршрута следования груза.
6) В зависимости от сроков доставки товара от продавца грузоперевозчику оформляется:
— Бортовой коносамент (англ. назв. shipped on board bill of lading) – документ, который оформляют, если груз уже перегружен на судно.
— Коносамент для погрузки/разгрузки на борт судна (англ. назв. received for shipment) – документ оформляют на груз, который предназначен для погрузки на судно, но еще не погруженный и находится под охраной.

  • Контейнерные и смешанные перевозки с использованием Инкотермс

Чем регулируется коносамент

1) Гаагскими правилами, официально утвержденными в 1921 г. (Международная конвенция по унификации правил, которые касаются транспортных накладных).
2) Правила Гаага-Висби согласно Брюссельскому протоколу от 1968 г. по пересмотру Гаагских правил от 1921 г.
3) Гамбургскими правилами, согласно действующей Конвенция ООН по морским/речным перевозкам от 1978 г.
4) Кодекс торгового мореплавания РФ, официально утвержденный 30 апреля 1999 г.
Заполнение коносамента. Что должно быть указано в основном документе
1) Данные перевозчика и точное место его нахождения;
2) Данные порта погрузки товара согласно договору грузоперевозки с точной датой приема товара транспортной компанией в порту погрузки;
3) Данные отправителя и точное место его положения;
4) Данные порта выгрузки согласно договору грузоперевозки;
5) Данные получателя, указанного отправителем;
6) Наименование товара, необходимое для его идентификации с точным указанием марки, опасных характеристик, особых свойств и массы. При этом все данные необходимо указывать так, как они указаны отправителем;
7) Внешнее состояние товара и его упаковки;
8) Информация по фрахту: размер и точная сумма к оплате получателем;
9) Дата выдачи коносамента;
10) Количество оригиналов коносаментов, если документ не один;
11) Подпись грузоперевозчика или его представителя.
С согласия сторон в документ можно вносить другие данные и оговорки.
Формы коносамента могут быть разными, потому что их разработкой занимаются различные объединения, компании и морские организации. Наибольшей популярностью на сегодняшний день пользуются коносаменты, которые разработаны компаниями:
— Genwaybill – форма коносамента, разработанная Балтийским Международным морским советом (БИМКО);
— The GGBS Waybill – форма, утвержденная Генеральным Советом Британского судоходства.

4 правила работы с коносаментом

1) Отправитель или его доверенное лицо составляют погрузочный ордер. В нем указывается: марка, наименование, количество товара, вид упаковки, информация о порте отправителя, данные на него и получателя, а также точное наименование судна.
2) Осуществление погрузки товара на борт судна подтверждается штурманской распиской (mate’sreceipt).
3) Как только судно отправится, грузополучатель оформляет коносамент взамен штурманской расписки, после чего он отправляет оригиналы документа получателю товара.
4) Получатель груза по коносаменту получает товар, предъявляя оригинал документа, который предварительно выслал ему отправитель.

  • Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

Коносамент смешанной перевозки и его особенности

Коносамент смешанной перевозки очень похож на морской коносамент – за исключением того, что он используется для перевозки только тогда, когда предусматриваются, по меньшей мере, два различных способа транспортировки.
Стоит отметить, что в UCP 600, новой редакции правил ICC для документарных аккредитивов, более не содержится статьи «Транспортные документы смешанной перевозки», а вместо этого есть статья «Транспортный документ, покрывающий перевозку не менее чем двумя разными видами транспорта». Хотя коносамент смешанной перевозки тоже служит в качестве расписки в доставке товара перевозчику, он не обязательно свидетельствует о том, что товар был погружен «на борт» океанского судна. К примеру, расписка может относиться к принятию контейнера на контейнерный терминал.

Накладная и необоротный коносамент

Партия товара, отправленная в соответствии с именным коносаментом, предназначена для конкретного лица, обычно, импортёра. Грузополучателю не нужен такой коносамент для получения поставки. Будет достаточно предоставить «верительные данные». Если выбор грузополучателя сделан на безотзывной основе до того, как импортёр осуществит оплату или акцептует обязательство по оплате, грузоотправитель имеет право в любое время изменить грузополучателя. По этой причине в рамках документарных продаж именной коносамент не дает банкам той гарантии, которую дает ордерный коносамент. Именные коносаменты могут использоваться, когда экспортёр уверен в том, что импортёр осуществит оплату, как в случае оплаты по открытому счету, или когда импортёр уже осуществил оплату, как в случае авансового платежа.
Еще одним вариантом необоротного коносамента является морская накладная. Морская накладная (которая имеет ряд различных названий, например, фрахтовая расписка) служит в качестве подтверждения договора перевозки и в качестве расписки в принятии груза, но не является товарораспорядительным документом. Следовательно, она не должна использоваться в том случае, если импортёр желает продать товар в пути или когда банк требует предоставить транспортный документ в качестве обеспечения. Морская накладная может иметь преимущества в том смысле, что для принятия поставки не потребуется оригинала. Это удобно, когда существует вероятность прибытия товара в порт назначения до прибытия соответствующих документов, что часто имеет место быть в международной торговле, в особенности, на коротких океанских маршрутах.

Для воздушных перевозок транспортным документом является авианакладная (или «AWB”), типовой формой для которой является авианакладная IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта). Авианакладная часто выдается экспедиторами, выступающими в качестве агентов авиаперевозчика. Как правило, продавец выбирает такого экспедитора и поручает ему провести таможенную очистку товаров для экспорта. Авианакладные, выдаваемые экспедиторами, известны под названием «брокерских авианакладных» (HAWB), тогда как сами авиакомпании выдают «основные авианакладные» (MAWB).
Для железнодорожных перевозок транспортным документом является железнодорожная накладная. В Европе этот документ регулируется Конвенцией CIM (Международной конвенцией по перевозке грузов железной дорогой).

Для автомобильных перевозок используется автодорожная накладная, регулируемая в Европе Конвенцией CMR (Международной конвенцией о перевозке грузов автомобильным транспортом).

  • Международные авиационные перевозки. Нюансы процесса, которые стоит знать заранее

Сегодня многие люди задействованы в сфере морской транспортировки грузов. Если человек обратился в транспортную компанию, которая занимается морскими перевозками, и передал ей свой груз, то транспортная компания обязана выдать владельцу специальный документ — коносамент. Что собой представляет коносамент? Какие бывают разновидности этого документа? И как правильно заполнить эту ценную бумагу? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Что такое коносамент?

Коносамент — это ценная бумага, которая выдаётся перевозчиком владельцу груза. Эта бумага подтверждает право собственности на отгруженный товар. Коносамент используется в морской и речной транспортировке, а также когда используются мультимодальные международные перевозки (когда доставка осуществляется несколькими видами транспорта). Фактически данная бумага является обязательством, согласно которому перевозчик обязывается доставить все товары в соответствии с договором о транспортировке.

Оформление и содержание коносамента регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, а также некоторыми международными соглашениями и конвенциями.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Функции ценной бумаги

Коносамент выполняет множество функций:

  1. Предоставление права на транспортировку и получение товара. Фактически этот документ заменяет собой груз на время транспортировки. После доставки владелец передаёт транспортировщику эту ценную бумагу, а грузоперевозчик передаёт товары законному владельцу.
    Также следует помнить, что в большинстве случаев коносамент является оборотным документом — его можно передать и продать другому человеку, а транспортировщик обязан выдать груз фактическому держателю этой бумаги.
  2. Подтверждение факта заключения договора транспортировки. Перед передачей товаров между владельцем и транспортной компанией заключается договор транспортировки. Коносамент в таком случае подтверждает факт, что груз был передан компании, которая обязалась доставить его согласно договору транспортировки.
  3. Подтверждение основной информации о товаре. В этом документе также содержится базовая информация обо всех товарах, которые будут перевозиться транспортной компанией. Например, может содержаться информация о качестве упаковки. Если же получатель обнаружит, что упаковка была повреждена, то получатель имеет право на получение справедливой компенсации (в случае отказа человек может для защиты своих прав предъявить эту бумагу в суде).
  4. Использование в качестве сопроводительного документа, где содержится вся базовая информация о грузе и участниках сделки (информация о владельце, перевозчике и получателе, данные о транспорте, информация о товарах и так далее). Если окажется, что поставщик нарушил какие-либо условия поставки, то владелец или получатель груза может обратиться с данной ценной бумагой в судебные органы для защиты своих прав.

Виды: на предъявителя и именной, бортовой и сквозной, линейный и ордерный, чистый и домашний

Различают большое количество разновидностей коносамента.

Общее деление такое:

  • Оборотный тип. Свидетельствует о том, что транспортная компания осуществляет доставку, а владелец коносамента может получить товар в случае предъявления. Такой документ можно передать, продать, заложить в банк и так далее (то есть его можно передать в руки третьих лиц).
  • Необоротный тип. Также свидетельствует о том, что владелец этой бумаги является собственником груза, когда сам груз может ещё находится в пути. Документ нельзя передать в руки третьих лиц (то есть его нельзя продать, передать, заложить в банк и так далее).

Коносамент используется в морской и речной транспортировке.

В зависимости от фактического получателя различают такие разновидности этой бумаги:

  • Именной коносамент. Выписывается, если получателем является конкретное юридическое или физическое лицо, на имя которого оформлялась эта ценная бумага.
  • Коносамент на предъявителя. Оформляется в том случае, если товары будут передаваться человеку в порту, который предъявит эту ценную бумагу.
  • Ордерный коносамент. Оформляется в том случае, если отправитель или получатель хотят определить третье лицо, которому будут выданы эти товары в случае предъявления этого документа.

В зависимости от схемы перевозки:

  • Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
  • Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.

В зависимости от наличия специальных пояснений относительно состояния груза и его упаковки:

  • Чистый коносамент. Оформляется в тех случаях, когда груз и упаковка к нему не повреждены, а качественное и количественное состояние товаров соответствует описанию.
  • Коносамент, который нельзя отнести к категории «чистых». Оформляется в следующих случаях — повреждение товаров, нарушение целостности упаковки, фактическое несоответствие товаров описанию и так далее.
    Обычно информация о наличии тех или иных повреждений указывается на оборотной стороне этой ценной бумаги.

В зависимости от текущего местоположения товаров:

  • Бортовой коносамент. Выписывается, если груз уже погружен на морское судно для транспортировки.
  • Коносамент на погрузку. Оформляется, когда груз был уже передан компании, но его ещё не погрузили на морское судно для транспортировки.

В зависимости от типа перевозки:

  • Линейный коносамент. Выдаётся, если морское судно, которое будет транспортировать груз, будет идти согласно предварительно составленному расписанию (при этом судно может останавливаться только в тех портах, которые были заранее оговорены). Если транспортировщик пользуется сторонними экспедиторскими услугами, то в дополнение к линейному может выписываться также и домашний коносамент.
  • Фрахтовый тип. Оформляется в случае нерегулярных перевозок, когда транспортировщик может арендовать другие морские суда для доставки. Что такое договор фрахта .

Правила заполнения

Коносамент заполняется на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки. Также бумагу можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Правильно заполненный документ имеет юридическую силу. Обычно его заполняют в 3 экземплярах (по одному экземпляру для владельца, получателя и перевозчика).

В случае предъявления соответствующего коносамента поставщик передаёт предъявителю груз. После его передачи все остальные экземпляры теряют силу.

Этот документ должен обязательно содержать следующие сведения о грузе, владельце и транспортной компании, которая будет выполнять транспортировку груза морем:

  • Название корабля (не указывается, если не была осуществлена погрузка на борт).
  • Место приёма (страна, город, улица и так далее).
  • Место, куда должен быть доставлены товары (страна, город, улица и т. д.).
  • Название компании, которая занимается перевозкой груза.
  • Полное имя отправителя и его юридический статус.
  • Полное название лица, которое будет получать груз (помните, что это может быть как юридическое, так и физическое лицо).
  • Краткая информация о грузе — название, количество и тип товаров, информация об упаковке, информация об особых свойствах товаров и т. д.
  • Договор фрахта и/или любые другие документы об оплате транспортных и смежных услуг.
  • Точное время и место выдачи.
  • Количество оформленных экземпляров, а также информация о том, кому будут вручены эти экземпляры.
  • Подпись компании или подпись капитана корабля.
  • Некоторая дополнительная информация (в зависимости от типа документа, разновидности транспортировки, наличия особых правил перевозки).

Подведём итоги. Коносамент — это специальный документ, который выписывается перевозчиком фактическому владельцу груза при осуществлении морской транспортировки. Бумага служит доказательством того факта, что отправитель передал товары транспортной компании, а компания обязывается отправить этот груз получателю. Существует несколько разновидностей коносамента (ордерный, сквозной, домашний, чистый, линейный, бортовой и другие). Этот документ выполняет множество функций — подтверждение факта передачи товаров, подтверждение факта заключение договора транспортировки и так далее. При заполнении следует придерживаться определённых правил и рекомендаций, чтобы избежать штрафных санкций.

Какие существуют типы контейнеров для морских перевозок читайте .

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Автор статьи Ксения Ефимова Руководитель отдела ВЭД, большой опыт работы логистом, ведения внешнеэкономической деятельности компании. Написано статей 100

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.