Концертные организации

1. Концертный номер. Композиция. Сюжетный ход.

Основой любого концерта является номер. То есть отдельное небольшое по времени законченное выступление (краткое законченное сценическое действие) одного или нескольких исполнителей, выраженное в определенной форме и оставляющее у зрителей целостное впечатление. В самом деле, какой бы мы не взяли номер: разговорный, музыкальный, хореографический и т.д., мы без труда обнаружим, что он имеет свою завязку, кульминацию и развязку. Иначе говоря, для номера характерна законченность его драматургии. Но, поскольку отдельный номер продолжается в концерте всего несколько минут, его драматургия, как правило, построена напряженно и протекает в весьма ограниченное сценическое время. Хотя номер может существовать и существует сам по себе, полное художественное впечатление он приобретает только в концерте, в своеобразном соревновании номеров между собой. (Кстати слово «концерт» в переводе с латинского означает «состязание»).

Наиболее распространенной, традиционной формой концерта является «сборный концерт», в котором сочетаются выступления артистов самых разнообразных жанров: чтецов, певцов, танцоров, музыкантов и т.д. Но даже сборный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров это качественно новое целостное самодеятельное произведение. Вот почему, выстраивая концерт, режиссер должен в первую очередь думать о целостности его воздействия на зрителя.

Композиция сборного концерта (последовательность построения номеров в программе) действительно подчиняется существующим, выработанным долголетней практикой, правилам: разнообразию жанров и нарастанию темпоритма — которые, в свою очередь, исходят из закона зрительского восприятия. Поэтому, выстраивая программу, заботясь о том, чтобы зрительский интерес к концерту все время нарастал, режиссер должен каждый раз думать, как зритель воспримет тот или иной номер в данном месте концерта, как воспримет их сочетание и т.д.

При составлении программы концерта режиссер обычно старается не ставить рядом номера одинаковые по характеру, жанру и стилю, темпу и ритму и завершает концерт так называемыми «ударными номерами».

Непродуманный, случайный порядок номеров может не только снизить успех всего концерта, не оставить от него впечатления целостного произведения, но даже нанести существенный урон восприятию хорошего номера. Если постановка отдельного номера требует от режиссера узкой жанровой специализации, то постановка концерта в идеале требует универсального знания законов творчества и существа разных жанров.

Самой главной особенностью режиссера концерта является синтетичность труда и его профессии. «Композиция» так же означает обусловленное содержанием, характером и назначением построение художественного произведения, которое во многом определяет его восприятие. Композиция — важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Но ведь мы имеет дело с особым видом художественного произведения — со сценарием концерта.

В этом случае понятие «композиция», помимо сказанного, подразумевает не только установление порядка номеров, а еще и такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразит главную мысль концерта и в то же время обеспечит нарастание его темпоритма и эмоционального воздействия на зрителя.

Поиск и нахождение композиции концерта — один из важнейших этапов в процессе создания концерта, в конкретизации его замысла и решения.

Чтобы выстроить композицию концерта, мы прежде всего должны придумать такой сюжетный ход, который точно и ярко выражая тему и идею концерта, позволит как бы нанизать все номера на один стержень. Поэтому приходится перебирать мысленно десятки подсказываемых фантазией ходов, каждый из них соотносить с замыслом, пока не найдется тот единственный, который позволит образно выявить идею, тему, сверхзадачу и содержание концерта и в определенной логике выстроит его сквозное действие. Сюжетных ходов может быть великое множество: это может быть «песня» содержанием и построением которой являются соответствующие эпизоды; или «путешествие» по стране, городу, памятным местам, в сегодняшний день, в прошлое, будущее; на корабле или машине времени; или «ожившие страницы» дневника, образно раскрывающие их содержание. Либо «Говорят свидетели» и «Воспоминание» — как цепь показаний, рассказов очевидцев событий. Таких вариантов может быть бесконечное множество — все зависит от фантазии, но самое главное выбрать нужный сюжетный ход подходящий вашему виду концерта и логично выстроить и связать порядок номеров, опираясь на наличие имеющихся в нашей распоряжении номеров, размеры сцены и технологическую оснащенность.

2. Репетиция.

Завершающим этапом работы над концертом является репетиция. Организатору практически уже ясно, что надо делать и как. Он знает, какие у него номера и исполнители, порядок их выступления, каким будет оформление, как будет решено сценическое пространство (что и где будет стоять) — в его руках планировка сцены, решение где и когда и какая будет звучать музыка, в какие моменты действия возникнут кинокадры и слайды, какие будут звучать шумы, какой свет и т.д. Все обговорено с помощниками и зафиксировано в сценарии. Остается только приступить к репетициям, к воплощению задуманного.

С чего начать репетицию? Чего коснуться в первую очередь режиссеру:

1. Работа с ведущими над текстом. Обычно эта работа поручается помощнику режиссера или руководителю коллектива, откуда приглашены ведущие;

2. Свести отобранные номера в эпизоды;

3. Ввести в эпизоды и номера все нужные дополнительные игровые моменты, например, массовку;

4. Ввести в эпизоды свет, шумы, кино, диапозитивы, фоновую музыку и др. постановочные элементы;

5. Свести все эпизоды концерта в одно целое.

Именно на репетициях окончательно определяются и устанавливаются мизансцены; порядок выходов и уходов исполнителей; отрабатываются связки между номерами, добиваясь четкости, слаженности и точности их исполнения. Репетиция — творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого постановщика. Следя за тем, что происходит на сцене, постановщик не только проверяет правильность поведения исполнителей, но и мысленно соотносит получающиеся с задуманным, ищет наиболее выразительные окраски. Режиссер должен знать, что нужно сделать, чего добиться от участников репетиции сегодня.

Ему следует заранее определить в какое время репетиции понадобится тот или другой номер, исполнитель и вызвать его к этому часу. Не следует и держать на репетиции тех, кто больше на ней не понадобится. Такая репетиция заставляет постановщика укладываться во времени и сберегает силы исполнителей. Режиссер по отношению к исполнителям должен быть чутким и внимательным товарищем, искусным дипломатом и заботливым постановщиком, но в то же время настойчивым и справедливым.

а). Свободная репетиция.

Впервые на такой репетиции проходят все номера и эпизоды концерта подряд, вводятся все постановочные компоненты (номера, связанные со сценической техникой — кино, фонограммы. Свет следует отрепетировать отдельно, до сводной репетиции).

Сводная репетиция долгая. С постоянными остановками для уточнения и поправок, т.к. коллективам нужно приладиться друг к другу. Обычно трудно за один день пройти весь концерт. И, если есть время, целесообразно сделать две репетиции: в первый день «собрать» первую половину концерта, во второй — вторую.

Сводная репетиция нужна и для того, чтобы состыковывать переходы от эпизода к эпизоду, ввести ведущих, окончательно уточнить световую и звуковую партитуры, все монтажные переходы, выверить оформление.

б) Прогонные репетиции.

Во время этих репетиций окончательно шлифуется концерт, находится и закрепляется правильный темпоритм всего концерта, его эпизодов и номеров, рождается верная сценическая атмосфера.

На первой программной репетиции постановщик должен записывать замечания, не останавливая репетиции. Становится видно правильно ли выстроена композиция концерта, есть ли ненужные паузы, затяжки действия, как идут те или иные номера и что нужно уточнить. Число прогоночных репетиций зависит от сложности концерта, но обычно их делают две.

Нужно уметь разумно использовать репетиции, т.к. на проведение их на сцене дается мало времени. Закрепив все на прогонных репетициях, внеся все нужные уточнения, добившись слаженности течения концерта, назначается генеральная репетиция.

в) Генеральная репетиция.

Это то же концерт, но идущий без зрителей. На ней проверяется результат работы всей постановочной группы во главе с режиссером.

Обычно на генеральной репетиции проводится прием концерта комиссией, ответственной за концерт.

Выслушав замечания принимающей комиссии учтя свои собственные, постановщик концерта вносит в него окончательные поправки, а затем проводится последняя генеральная репетиция.

Так как дата проведения концерта известна заранее, то последнюю генеральную репетицию лучше всего проводить накануне, а первую за день-два, чтобы иметь возможность, если понадобиться, внести нужные коррективы.

КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Концертной организацией в общепринятом понимании признается субъект, занимающийся организацией концертной деятельности (филармонии, концертные объединения, концертные залы). Концертные организации осуществляют творческую, производственную, экономическую, образовательную и иные виды деятельности для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.
В данной статье рассмотрим особенности ведения бухгалтерского и налогового учета концертными организациями.
Концертные организации могут быть коммерческими и некоммерческими. Если основной целью создания концертной организации является получение прибыли, то она регистрируется как коммерческая организация. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности организации и полученная прибыль между участниками не распределяется, то такая организация регистрируется как некоммерческая (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации) (далее — ГК РФ).
Имейте в виду, что концертная организация, созданная как некоммерческая, имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено её уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и если это соответствует таким целям.
Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

Лето — это сезон уличных фестивалей, концертов, ярмарок и других «вкусных и полезных» мероприятий под открытым небом. О том, как воспользоваться преимуществом теплого времени года и провести собственный праздничный event с социальной составляющей, рассказывают организаторы первого благотворительного фестиваля «Сладости&Радости» Ирина Коготкова и Надежда Брейман. Они не понаслышке знают, как завлечь аудиторию, найти и подготовить площадку и собрать необходимую сумму пожертвований.

Надежда Брейман: Целью нашего фестиваля было вызвать у людей доверие к институциональной благотворительности как таковой. Делали мы это через… сладости. Фестиваль собрал лучших кондитеров Москвы, они привезли с собой, а некоторые изготавливали на месте потрясающие «честные» сладости. «Честные» — потому что только из натуральных продуктов. Сладости можно было пробовать, покупать, делать самим.

Помогать играючи

Ирина Коготкова: Деньги от продажи шли в благотворительные фонды на поддержку одиноких пожилых людей. Лекций о тяжелом состоянии домов престарелых мы не читали, а действовали через игру. Например, разложили на столах красивые открытки и предлагали подписать их от себя для одиноких бабушек и дедушек. При этом рассказывали про каждого, про то, что им порою не с кем поговорить.

Демократичный формат

Ирина Коготкова: Фестивали, подобные нашему, позволяют привлечь внимание самых разных целевых аудиторий: семейных пар с детьми, студентов, молодых специалистов, людей с активной гражданской позицией и так далее. Ведь все любят сладкое.

Готовьтесь заранее и действуйте поэтапно

Ирина Коготкова: Примерно полгода мы вынашивали идею фестиваля, затем в жизнь стали приходить нужные люди: каждый человек — как кусочек мозаики, а потом вся концепция сложилась в единую картину, и стало очевидно, что фестиваль нужно делать здесь и сейчас.

Сначала мы разработали концепцию, которая включала в себя программу, примерный перечень участников, ответственных за блоки работ. Затем — рассылка презентации фестиваля потенциальным участникам, информационным и финансовым партнерам, разработка сайта, проведение переговоров со звездами и владельцами площадок. В итоге вся организация мероприятия заняла у нас три месяца.

Сначала — программа, затем — выбор площадки

Ирина Коготкова: В первую очередь нужно разработать программу, а потом под нее искать площадку. Например, в нашем случае фестивальные мероприятия нужно было распределить по трем зонам: ярмарка сладостей, выставка картин и театральный перформанс, мастер-классы и кафе.

По возможности лучше выбрать площадку «с именем». Это позволит повысить значимость мероприятия и привлечь дополнительное внимание гостей и прессы. Мы изучили все лучшие площадки Москвы и поняли, что пространство «Куб» на дизайн-заводе «Флакон» — идеальное решение: 3 этажа в одном помещении, гардероб (что очень важно на случай плохой погоды) и подсобные помещения (комната для волонтеров и комната для технического персонала).

Мелочей не бывает

Надежда Брейман: За неделю до события необходимо быть уверенным на 100%, что заказано (и будет доставлено!) все необходимое оборудование, напечатана вся полиграфия, что менеджеры звезд точно знают, что в этот день их подопечные работают именно на нашем фестивале и где, собственно, этот фестиваль проходит.

Ирина Коготкова: Параллельно необходимо разослать пресс-релиз, сформировать базу товаров ярмарки с контактами владельцев бренда и ответственными за доставку, утвердить график работы волонтеров. За день до мероприятия стоит повторно разослать пресс-релиз, напомнив о том, что мероприятие уже завтра, и получить подтверждение от руководителей волонтерских групп, что все проинструктированы и будут вовремя.
Надежда Брейман: За час нужно тщательно проверить готовность всей площадки: работают ли микрофоны, все ли волонтеры на местах, есть ли у ведущих четкий сценарий.

Самое легкое и самое трудное

Надежда Брейман: Работа над фестивалем шла легко и одновременно трудно. Легко — потому что вдохновляла идея, трудно — убедить людей, что это им нужно. Например, мы не знали почти никого из кондитеров. Нужно было найти их, заинтересовать, убедить пожертвовать своим временем и поделиться сладкой продукцией. Сложно привлечь прессу — мне помогло то, что по основной профессии я журналист.

Ирина Коготкова: Наибольшие сложности возникли, когда один из финансовых партнеров, на договоренности с которым держалась половина бюджета мероприятия, отказался — без объяснения причин. Пришлось в срочном порядке искать деньги.

Заразить партнеров идеей

Ирина Коготкова: Львиную долю необходимых средств и оборудования удалось получить либо в качестве безвозмездной социальной помощи, либо на условиях взаимного интереса. Например, мы смогли убедить владельцев площадки (а арендная плата была бы для нас неподъемна), что фестиваль станет отличным имиджевым событием.

Надежда Брейман: Особенно нам помогли компания Rent4expo и ее владелец Гордей Каракулько. Нам нужны были столы и стулья для оборудования площадки. Это довольно существенная статья расходов. Ира начала обзванивать компании. Поначалу никто не соглашался предоставить мебель безвозмездно. Когда уже почти отчаялись найти, случилось очередное «обыкновенное чудо». Трубку снял сам владелец. Выслушал, сказал: «Мне нравится идея», — и бесплатно не только предоставил нам мебель, но еще и организовал ее доставку, а также прислал сотрудников своей компании, которые мебель утром собрали, а вечером разобрали. Гордей и сам пришел на фестиваль и привел с собой белокурого ангела — дочку.

Деньги все-таки нужны

Надежда Брейман: Были такие статьи расходов, на которые потребовались «живые» деньги, например: аренда гардероба, оплата работы охранников и уборщиц, печать рекламно-информационных материалов, приобретение расходной продукции. Мы старались минимизировать расходы, но все равно бюджет фестиваля составил 139 тысяч рублей. 60 тысяч пожертвовало частное лицо, 79 тысяч рублей — Фонд «Наше будущее». На благотворительные цели мы собрали за время фестиваля в виде пожертвований свыше 300 тысяч рублей.

Поиск спонсоров

Ирина Коготкова: Искать средства желательно заранее и по самым разным каналам: идти в компании, которые могут быть заинтересованы в таком мероприятии, в специализированные благотворительные фонды. В любом случае к потенциальным спонсорам необходимо идти с эффектной презентацией, которая максимально ярко и кратко доносит ключевую идею проекта и плюсы для партнера. Например, в общении с коммерческими компаниями мы подчеркивали, что участие в фестивале позволит поддержать социальные ценности бренда партнера.

Надежда Брейман: Чем лучше продуман проект, тем легче и конкретнее формулируется запрос каждому конкретному партнеру и больше шансов быть услышанными. Когда у тебя все логично и прозрачно, когда ты знаешь, что тебе нужно — вплоть до количества скрепок и катушек скотча, тогда и объяснять, что и на каких условиях ты хочешь от партнера легко.

Зачем нам звезды?

Ирина Коготкова: Присутствие на площадке звездных гостей повышает привлекательность мероприятия и для прессы (интересный информационный повод), и для партнеров (участие бренда в мероприятии со звездой), и, конечно, для гостей (кто ж откажется от селфи со звездой).

Надежда Брейман: Поскольку мы не платили звездам, нам важно было придумать, чем их заинтересовать, как убедить, что мероприятие полезное. В нашем случае самыми популярными были мастер-классы по лепке трюфелей от Ирены Понарошку и Эвелины Блёданс. Без Антона Зорькина и Яны Чуриковой не состоялся бы аукцион тортов от шеф-поваров известных ресторанов. А Стас Пьеха «сделал» финал нашего праздника: он приехал под вечер, был практически до конца фестиваля и даже помогал разбирать площадку.

Помощь — превыше всего

Надежда Брейман: У нас на площадке присутствовали сотрудники и волонтеры фонда «Старость в радость». Они рассказывали о фонде, приглашали принять участие в волонтёрских поездках, напоминали, что съедая пирожное или конфету на фестивале, гости помогают улучшать условия жизни одиноких стариков в домах престарелых. Аудитория восприняла этот посыл очень благоприятно. Фестиваль «Сладости&Радости» дал нам колоссальный опыт — не только организационный, но и эмоциональный. Мы убедились, что в обществе велик запрос на подобные вкусные праздники со смыслом.

Анастасия Сухорослова

Дата публикации: 8 июня 2015

#социальное предпринимательство #Сладости&Радости #благотворительность #помощь пожилым
1308 109 Хочешь получать свежие новости? Согласен на обработку своих
пользовательских данных