Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников

Ежегодно в России несовершеннолетними или при их соучастии совершается свыше 40 тысяч преступлений. Около двух третей несовершеннолетних, совершивших преступления в 2019 г. – это лица в возрасте 16 -17 лет (63,7%). Доля лиц в возрасте 14 -15 лет — 36,3%. Распределение несовершеннолетних преступников по полу близко к распределению взрослых — большинство из них мужского пола (в 2019 г. — 89,9%). Доля мужчин в общем числе взрослых (старше 18 лет) лиц, совершивших преступление, в прошедшем году составляла 83,6 %.
Около половины несовершеннолетних, осужденных в 2019 г. за совершение преступлений, воспитывались в семье с одним родителем (7742 из 16 858, или 45,9%), почти десятая часть — воспитывались вне семьи (1620, или 9,6%).
Обращает на себя внимание низкий образовательный уровень несовершеннолетних, совершивших преступления. Так, в 2019 г. большинство из них имели начальное или основное общее образование (79,7%); еще 15,3% — среднее (полное) общее; и только 2,1% — среднее профессиональное образование. При этом четверть несовершеннолетних на момент совершения преступления нигде не учились и не были студентами.
Важно отметить, что каждый девятый несовершеннолетний в России совершает преступление в состоянии алкогольного опьянения (в 2017 г. — 12,6%; в 2018 г. — 11,8%; в 2019 г. — 11,6%). Одновременно за прошедший год на 17,4% возросло число несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение, связанное с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Для несовершеннолетних характерна значительно более высокая доля групповых преступлений, чем для взрослых преступников. Так, ежегодно почти половина несовершеннолетних, совершивших преступления, действовали в группе (в 2017 г. — 46,8%; в 2018 г. — 47,7%; в 2019 г. — 47,1%). Для сравнения среди взрослых — это всего 12% (в 2017 г. — 12,0%, в 2018 г. — 12,1%, в 2019 г. — 11,8%).
Стабильно высоким остается удельный вес несовершеннолетних, раньше уже совершавших преступления. Так, в 2017 г. — это 25,9% всех несовершеннолетних, совершивших преступления; в 2018 г. — 24,6%; в 2019 г. — 24,7%. При этом около 40% среди них ранее судимы: в 2017 г. — 38,5%, в 2018 г. — 38,0%, в 2019 г. — 37,6%. Таким образом, примерно для четверти несовершеннолетних преступление является повторным, что свидетельствует о профессионализации такого вида преступности.
На серьезные недостатки в борьбе с преступностью указывает продолжающийся рост числа особо тяжких преступлений, совершенных лицами, не достигшими 18-летнего возраста. В 2017 г. количество преступлений данной категории возросло на 14,2% по сравнению с предыдущим годом; в 2018 г. — на 5,6%; в 2019 г. — на 6,9%. Кроме того, в прошедшем году на 3,4% увеличилось и количество тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. В целом тяжкие и особо тяжкие преступления составляют почти четверть в структуре преступности данного вида.
Большинство несовершеннолетних совершают преступления против собственности (в 2019 г. 83,1%); 7,6% — против жизни и здоровья; 4,4% — преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Преступления несовершеннолетних и другие совершаемые ими правонарушения тесно связаны. Так, в 2019 г. на 2,3% по сравнению с 2018 г. возросло число несовершеннолетних, поставленных на учет в подразделения по делам несовершеннолетних (144 643). Из них половина (76 847, или 51,3%) — совершили административное правонарушение, в том числе до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность (что также больше, чем в 2018 г., на 5,5%).
Как показывают результаты психологического изучения личности несовершеннолетних, совершивших преступления, по многим параметрам они существенно отличаются от взрослых преступников. Особенности их возраста – это недостаток жизненного опыта, повышенная внушаемость, сочетающаяся с оппозиционным отношением к запретам и предписаниям, максимализм, преимущественная ориентация на неформальную группу, стремление к самостоятельности и самоутверждению, неустойчивость самооценки.
Можно перечислить типичные психологические черты личности несовершеннолетнего преступника:
— социальная деформация и дезадаптация;
— плохое осознание, пренебрежение или игнорирование принятых в обществе правил социального взаимодействия, моральных и правовых норм, ограничений и запретов, отсутствие чувства ответственности за свои поступки;
— ложно понимаемое стремление к самовыражению, искаженное представление о социально одобряемых ценностях (смелость, дружба, солидарность, взаимовыручка);
— стремление к достижению быстрого удовлетворения возникающих потребностей любыми, в том числе противоправными способами;
— потребность в новых впечатлениях, эмоционально возбуждающих ситуациях, стремление к риску;
— обостренное чувство независимости, негативизм, отчуждение;
— эгоизм, низкий уровень самокритичности, неадекватная самооценка и уровень притязаний;
— отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, сниженная способность к прогнозу социальных (в том числе и правовых) последствий своих действий;
— ограниченность круга интересов;
— сниженная способность к сопереживанию, агрессивность, жестокость, игнорирование потребностей и интересов окружающих.
Личность несовершеннолетнего находится в стадии становления, пластична и подвержена как позитивным, так и негативным внешним воздействиям. Это обуславливает повышенную податливость влиянию со стороны сверстников, уже имеющих антисоциальную направленность или криминальный опыт, а также взрослых преступников. В последние годы к этому перечню добавились негативные образцы поведения, зачастую транслируемые средствами массовой информации, социальными сетями. В результате примерами для подражания у подростков нередко становятся лица, не соответствующие нормам права и морали, демонстрирующие криминальные модели поведения. Воздействие криминогенных факторов повышает вероятность деформации личности и сознания несовершеннолетних. Исследование продолжается.
По материалам: genproc.gov.ru
20.04.2020

Преступное поведение несовершеннолетних имеет специфику, обусловленную особенностями физического, психического и нравственного потенциала, влияющего на развитие молодых людей, а также стремлением к самостоятельности, самоутверждению.

Возраст несовершеннолетних определяет целый ряд особенностей их психики, ее неустойчивость, податливость подростков более взрослым авторитетным личностям, искаженное представление о подлинной сущности таких важнейших нравственных понятий, как смелость, дружба.

Преступность несовершеннолетних не только является составной частью общей преступности, но и служит своеобразной базой ее развития. Несовершеннолетние в бо́льшей мере, чем взрослые, подвержены негативному и позитивному воздействию внешней среды. Абсолютное большинство профессиональных преступников совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Для большинства несовершеннолетних правонарушителей характерны психические и социальные отклонения, а именно: расторможенность (гиперактивность), повышенная эмоциональную возбудимость, наличие болезненных страхов (фобий), выраженных в разной степени и разных формах, постоянное недовольство собой и окружением, повышенная внушаемость, негативизм, проявляющийся в немотивированном сопротивлении любому влиянию, исходящему от других людей, жестокость, агрессивность, лень и др.

Характеризуя криминогенные особенности личности несовершеннолетних преступников, отметим, что среди них преобладают лица мужского пола (85–90 %).

Характеризуя личность несовершеннолетних по месту жительства, можно сказать, что доля городских жителей составляет среди них 72 %, а среди жителей сельской местности – 28 %, что обосновывается различными социально- экономическими условиями, а также традициями, нравами, обычаями.

Несовершеннолетние преступники имеют более низкий уровень образования по сравнению со сверстниками.

Для несовершеннолетних характерна завышенная самооценка, некритичность и низкий уровень внутренней ответственности за совершаемые правонарушения.

Большинство несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных либо в неблагополучных семьях.

Типы личности несовершеннолетнего преступника:

  • • случайный (совершившие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств);
  • • неустойчивый (совершают уголовные деяния под влиянием других лиц);
  • • злостный (характерна крайняя форма пренебрежения общественным мнением, активное участие в криминальных группах).

Причины и условия преступности несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних зависит от совокупности причин и условий совершения преступления. Базовые причины и условия – это совокупность социально-экономических, политических, организационных факторов преступности, влияющих на демографическое развитие, нравственно-правовую атмосферу в обществе, состояние макро- и микросреды. Социально-экономические и социально-психо- логические противоречия в современном обществе привели к кардинальному изменению приоритетов молодежи.

Социальные условия жизни влияют на формирование характера личности, которое происходит в соответствии с физиологическим и психологическим развитием индивида под влиянием семьи, учебного заведения, коллектива, неформальной группы по месту жительства.

Семья. Подросток активно воспринимает негативные явления микросреды, которая формирует его потребности, интересы, эмоции, волю, цели и т.д.

Негативные процессы социального и экономического характера существенно ослабили значение института семьи как социального института, обеспечивавшего и защищавшего жизнь и здоровье детей и подростков.

Большинство несовершеннолетних преступников воспитывались в неблагополучных, неполных семьях, имеющих критическое материально-бытовое положение, были свидетелями скандалов и драк. Для детей и подростков из подобных семей характерны побеги из дома.

Социальная несостоятельность родителей, ведущих аморальный образ жизни, предоставление ребенка самому себе, равнодушие к его интересам, учебному процессу увеличивают число детей, пребывающих в условиях, опасных для жизни.

Учебное заведение, коллектив. Значительную часть своего времени несовершеннолетние проводят вне семьи.

На фоне утраты или деформации прежних и при отсутствии новых идеалов у значительной части подростков снизился интерес к приобретению знаний, получению как общего среднего, так и высшего образования, изменились взгляды на социальную значимость профессий. Свыше четверти (28,7 %) подростков-правонарушителей при опросе заявили, что относились к учебе безразлично, половина из них не видела перспектив применения знаний.

У молодежи снизился авторитет учителей: их отрицательно оценивают и считают несправедливыми их требования.

В школах распространены конфликты между учащимися, которые разрешаются с позиции силы.

Основными формами воздействия школы на дезадаптированных учащихся продолжают оставаться приглашение родителей в школу, обсуждение в классе, на педсовете, родительском комитете. Однако в современных условиях данные меры признаются неэффективными, существует необходимость в разработке прогрессивных форм работы педагогического коллектива с несовершеннолетними, имеющими асоциальную направленность.

Процессы сокращения производства приводят к росту безработицы, а значит, к бесцельному времяпрепровождению и формированию негативных интересов личности, деформации нравственных и правовых ценностей.

Однако безработице несовершеннолетних также способствуют завышенные требования молодых людей к работе и заработной плате, общим параметрам достойной жизни, которые не соответствуют их реальным возможностям; отсутствие эффективной социальной и государственной поддержки, гарантирующей занятость подростков, окончивших школу.

Ухудшение экономического положения привело к снижению объемов представления семьям бесплатных социальных услуг, ликвидации действовавших технических, спортивных кружков, клубов, секций, а также их недоступность из-за роста цен в совокупности с дискомфортом в семье, учебном или рабочем коллективе. Это провоцирует несовершеннолетних все больше времени проводить «на улице».

Улица со своими законами является криминогенной средой. В условиях неформальных групп не только оправдывается, но и поощряется нарушение законов, употребление наркотиков, спиртных напитков, насильственные «разборки» и т.д. Таким образом, подстрекательство со стороны взрослых правонарушителей, длительное отсутствие определенных занятий, недостаточная разработанность или отсутствие системы социального контроля поведения безнадзорных несовершеннолетних являются криминогенными факторами преступности.

Условием формирования личности преступника является культивирование средствами массовой коммуникации криминальных авторитетов. Слепое копирование их норм поведения, манеры общения является одним из элементов комплекса условий противоправного поведения несовершеннолетних.

Совершению правонарушений несовершеннолетними способствуют недостатки в деятельности правоохранительных органов и иных организаций, на которые непосредственно возложены задачи профилактики преступлений среди молодежи.

Кроме того, серьезный негативный вклад в рост преступности несовершеннолетних и, как следствие, в рост рецидивной преступности вносит несовершенная пенитенциарная система, отсутствие эффективной системы наказаний и мест отбывания наказания. Нахождение несовершеннолетних в воспитательных колониях позволяет им приобрести новые отрицательные привычки.

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 19(234). Право. Вып. 28. С. 101-103.

Е. А. Кожевникова

ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Рассматриваются детерминанты (причины и условия) преступности несовершеннолетних, а также факторы, оказывающие влияние на их противоправное поведение.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, детерминация, влияние, фактор, противоправное поведение.

Политика российского государства направлена сегодня на гуманизацию уголовного законодательства в отношении несовершеннолетних. Эта тенденция прослеживается не только при внесении соответствующих изменений в уголовно-правовые нормы, но и принятии судебных решений, связанных с противоправными деяниями несовершеннолетних. Такое положение обусловлено прежде всего построением в нашей стране правового государства и развитием гражданского общества. Достижение этих целей связано в том числе и с заботой о подрастающем поколении, которое должно расти в обстановке душевного, духовного и нравственного благополучия.

Детерминация преступности связывается обычно с социальной, интеллектуальной и моральной неоднородностью общества, которая ведет к противоречиям и даже антагонизмам1. Философский уровень причинных объяснений конкретизируется и детализируется социологическим уровнем, когда анализу подвергаются социальная структура общества, конкретные процессы и явления в экономической, политической, социальной и духовной сферах его жизни, вызывающие преступность.

Следует полностью согласиться с мнением Ю. М. Антоняна2, который говорит о том, что человеческое поведение и взгляды в значительной степени формируются под негативным воздействием социальных факторов и порой неуловимых процессов восприятия и обучения. Неблагоприятное влияние, оказываемое на ребенка в детстве, особенно его психологическое отчуждение от родителей, способствуют формированию негативных черт его личности, которые с большим трудом поддаются коррекции.

По мнению Е. П. Ильина3, именно в юношеском возрасте формируется моральный компонент воли, часто волевая активность приобретает характер целеустремленности.

Рассматривая формирование саморегуляции личности в юношеском возрасте, Ю. А. Ми-славский весьма обоснованно указывает на важность всестороннего развития личности в целом. Он полагает, что такие основные структурные компоненты личности, как ценности индивида, определяющие цели активности личности, образ «я», идеалы, уровень притязаний, самооценку и самоконтроль, могут рассматриваться как система саморегуляции личности, в которой функция обеспечения ее активности регулируется только в процессе взаимодействия этих компонентов4.

Существенная роль в нравственном формировании несовершеннолетнего принадлежит семье и школе. Недостатки в воспитании, упущения педагогических работников способствуют неблагоприятному формированию личности подростков и могут привести к развитию у них психических отклонений. Сегодня семья почти потеряла возможность контролировать поведение детей, так как родители в основном сосредоточили свое внимание на необходимости их материального обеспечения, поэтому зачастую «заботу» о воспитании таких детей берет на себя улица5.

Одной из причин преступности несовершеннолетних является насилие в семье, противоправное поведение самих родителей. Семья, раздираемая конфликтами, не может играть роль центра психологической защиты человека, быть местом, в котором он находит успокоение и отдых, выполнять функции воспитания и социального контроля. Насилие в семье воздействует прежде всего на эмоциональную сферу подростка, оставляя глубокий след в его жизни, и может породить с его стороны жестокие действия, причиняющие невосполнимый нравственный ущерб обществу. Семья как важнейшее звено общества испытывает на себе все его материальные и духовные трудности, преломляя в себе нынешние процессы экономической

неустроенности и тревожных ожиданий. Значительная часть проявлений насилия связана с нерешенностью материального обеспечения семьи, жилищными проблемами.

Ежегодно выявляется свыше 100 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, подавляющее большинство из них — социальные сироты, то есть дети, брошенные родителями или отобранные у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию и содержанию6. Свыше 350 тыс. российских детей ежегодно появляются на свет вне брака, 20 тыс. из них — у матерей, не достигших восемнадцати лет7.

А. И. Долгова отмечает, что «…преступное поведение не находится в непосредственной зависимости от самих по себе таких факторов, как образование, квалификация родителей, структурная полноценность семьи. Они приобретают значение в связи с социально-психологической атмосферой семьи, нравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями, поведением родителей и других членов семьи»8.

Совершению преступлений несовершеннолетними способствуют и проблемы, возникающие в процессе их обучения в школе, к которым следует отнести: оторванность обучения от воспитания, отсутствие постоянных контактов между семьей и школой, формализм в работе педагогов, отсутствие опыта индивидуальной работы со школьниками, предвзятость к отдельным учащимся, вызывающая у подростков чувство агрессии и желание отомстить.

Анализируя преступное поведение несовершеннолетних, криминологи отмечают в качестве одного из факторов, влияющих на такое поведение, неправильную организацию ими своего досуга. Зачастую подростки проводят свободное время в компаниях антисоциальной направленности, употребляют алкоголь и наркотики. У несовершеннолетних прослеживается явная деформация нравственно-культурных принципов и полное пренебрежение к труду. Просмотры видеофильмов, пропагандирующих насилие и разврат, а также бесцельное проведение времени с друзьями заменяют многим подросткам посещение культурных заведений, развивающих их духовно; у них формируется потребительское отношение к жизни, желание иметь много денег, добиваясь этого иногда и преступным путем.

В последнее время участились случаи проявления несовершеннолетними немотивирован-

ной агрессии, жестокости в отношении своих сверстников. Подростки разрешают конфликтные ситуации с применением насилия, совершают преступления, связанные с посягательством на личность. Так, прокурором Центрального района города Челябинска было возбуждено уголовное дело в отношении несовершеннолетней К., которая в июне 2006 г. в дневное время на почве личных неприязненных отношений избила несовершеннолетнюю Г. Из заключения судебно-медицинской экспертизы следовало, что гражданке Г. были нанесены средней степени тяжести телесные повреждения, повлекшие за собой длительное расстройство ее здоровья, что вызвало утрату трудоспособности менее чем на 1/3. Несовершеннолетняя К. была признана судом виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 112 УК РФ.

В основе преступного поведения несовершеннолетних лежит и такая антиобщественная установка, как готовность в соответствии со своими взглядами, потребностями и интересами действовать против интересов общества. Демонстративность поведения несовершеннолетних в психологическом плане служит целям самоутверждения, но в то же время снижает контроль за совершением ими своих действий. Многочисленные психологические исследования дают основание говорить о том, что несовершеннолетние более сосредоточены на своих переживаниях, слишком углублены в свой внутренний мир9. Психика их более ранима, они быстрее впадают в невротическое состояние, а пережитое оставляет в них более глубокие следы10; для них характерна порой конфликтность, повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность в сочетании с несдер-жанностью11.

Таким образом, факторы, порождающие преступность в обществе, детерминируют и преступность несовершеннолетних; их противоправное поведение обусловлено влиянием как внешней среды, так и индивидуальными особенностями личности подростка.

Примечания

1 См.: Криминология и организация предупреждения преступлений : учеб. пособие. М., 1995. С. 5.

2 См.: Антонян, Ю. М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. Ереван, 1987. С. 59.

3 См.: Ильин, Е. П. Психология воли. СПб., 2000. С. 174.

4 См.: Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

С. 28.

6 См.: Миславский, Ю. А. Указ. соч. С. 7.

7 См.: Лыков, В. Детское неблагополучие // Человек и закон. 2003. № 8. С. 6.

8 Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. С. 48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 См.: Тимощенко, Л. Н. В семье растет дочь. М., 1978. С. 6.

10 Она же. Воспитание старшеклассниц. М., 1983. С. 34.

11 См.: Кебриков, О. В. Клиническая динамика психопатий и неврозов. М., 1962. С. 9-10.