Кто проверяет путевые листы водителей

Неправильно оформлен путевой лист какой штраф

Путевой лист – это один из первичных документов для транспортных компаний и частных предпринимателей, которые занимаются автоперевозками. В нем указывается информация об организации, которая его выдала, данные о водителе и о маршруте. Важно корректно отображать все сведения, так как допущенная ошибка ведет к серьезным последствиям как для водителя, так и для компании в целом. В этой статье мы остановимся на вопросе, какой же грозит штраф за неправильно оформленный путевой лист?

Заполняем правильно

Путевой лист используется организациями для учета:

  • Работы водителя.
  • Расхода горючего.
  • Пробега автомобиля.

В любой момент инспектор может остановить автомобиль и проверить правильность заполнения реквизитов и наличие всех разрешающих осмотров. Контроль путевых листов с целью выявления ошибок осуществляет сотрудник ГИБДД. В его полномочия входит выписка штрафа, если документа нет или при его заполнении допущены серьезные ошибки.

Неправильное заполнение путевого листа является административным правонарушением. За него полагается наказание в виде материального взыскания. Размеры штрафов устанавливаются КоАП РФ. А отдельные моменты оформления регулируются отраслевыми актами.

Нарушителя ждет наказание

Ответственность за неправильное оформление путевого листа могут нести и водитель, и организация. Материальные последствия прописаны в статье 12.31.1 КоАП РФ. Например, при отсутствии сведений о медосмотре водителя на организацию налагается штраф в размере 30 000 рублей, а на должностное лицо – 5 000 рублей. Та же сумма ожидает предприятие за нарушения правил при прохождении техосмотра машины.

Сотрудник ГИБДД при выписке штрафа может руководствоваться частью 2 статьи 12.3 КоАП РФ. По закону, ответственным лицом за транспорт является водитель. Следовательно, его и ждут санкции. В этой ситуации он может отделаться предупреждением либо понести материальное наказание в размере 500 рублей.

Отдельное внимание стоит уделить предпринимателям, не оформленным юридически. В этом случае ответственность возлагается в полной мере на данное лицо. А сам штраф может достигать 100 000 рублей.

Все организации и частные предприниматели, использующие в рабочих целях автотранспорт, обязаны выписывать путевые документы или как их сокращённо называют — путёвки.

За отсутствие путевого листа будет выписан штраф на водителя, должностное лицо, отвечающее на предприятии за транспорт и юридическое лицо, владеющее транспортом. Кроме того, штраф будет оформлен за неправильно заполненную путевку. В нашей публикации мы подробно остановимся на всех аспектах рассматриваемого вопроса.

Какой должна быть путевка

Путевка – документ, который должен находиться у водителя управляющего автотранспортом, принадлежащим организации либо индивидуальному предпринимателю (ИП).

За езду без путевого листа будет выписан штраф, как на автомобилиста, так на организацию. Предприятие наказывается штрафом, если путевка оформляется неправильно.

Многие считают, что оформление путевого листа является обязательным только для транспорта, используемого с целью перевозки пассажиров и грузов, а также такси и наземного общественного пассажирского транспорта: троллейбусов, автобусов, трамваев и т.д. Но на самом деле, использовать транспортное средство, зарегистрированное на предприятии либо ИП необходимо с оформленной путевкой.

По этому вопросу ведутся многочисленные споры. Некоторые юристы, ссылаются на решения судов, утверждают, что инспекторы ГИБДД неправомерно требует путевку у водителей служебных машин, не занимающихся перевозкой товаров и пассажиров.

По их мнению, при обращении в суд можно добиться отмены наложенного взыскания за отсутствие путевки. Но в нашей стране не прецедентное право.

Чтобы не тратить своё время, нервы и деньги на судебные разбирательства следует оформлять путевые документы на весь автотранспорт, находящийся на балансе организации или в собственности ИП, кроме того на который оформлена доверенность.

Какие санкции ожидают при отсутствии документа

Рассмотрим, какой и кому выпишут штраф за отсутствие путевого листа. Ответственность за наличие путевки несет автомобилист, сидящий за рулем грузового либо легкового автомобиля или общественного маршрутного транспорта.

Поэтому, если нет путевого листа у водителя грузового автомобиля, перевозящего товары и различные грузы, то с него взыщут 500 рублей админштрафа или вынесут предупреждение по ч. 2 ст. 12.3 КоАП. Аналогичное взыскание ожидает автолюбителей наземного общественного транспорта за выезд на маршрут без путевки. Такой же штраф будет наложен за управление автотранспортом, перевозящим пассажиров.

Кроме водителя наказание предусмотрено для человека, отвечающего по должностным обязанностям за автотранспорт предприятия, и непосредственно транспортной компании по ст. 12.31.1 КоАП.

На должностное лицо выпишут 20 000 рублей админштрафа, а на организацию — 100 000 рубл. В примечании к статье дано разъяснение, что для индивидуального предпринимателя применяются такие же санкции, как для юридического лица.

Таким образом, если нет путевого листа, то на ИП будет оформлено 100 000 рублей админштрафа. Как правило, одновременно оформляется два штрафа: на автомобилиста и человека, по своей должности отвечающего за транспорт в компании.

Основные требования к заполнению листа

Поэтому, мы подробно рассмотрим, как нужно заполнять документ, чтобы инспектор ГИБДД не оформил Постановление о наложении админштрафа:

  1. Лист заполняется на каждый служебный транспорт организации либо предпринимателя независимо от цели использования
  2. Транспортными компаниями и ИП, занимающимися перевозкой пассажиров и грузов лист оформляется на 1 день. Если автолюбители управляют транспортным средством посменно, то каждый получает индивидуальный документ. Единственное исключение длительная командировка. В таком случае, автомобилисту выписывают документ на весь период командировки. Поэтому, в штате транспортного предприятия есть диспетчер, занимающийся оформлением листов и несущий за них ответственность.
  3. Все другие организации и ИП оформляют лист на месяц, но не более.
  4. Предприятие может использовать стандартную утвержденную на уровне государства форму либо разработать собственный документ, включающий все обязательные реквизиты.

Кроме того, на основании путевки ведется учёт топлива и пробег ТС, а также он используется с целью уменьшения налоговой базы. Несоблюдение требований законодательства о ведении бухгалтерского учета чревато наложением контролирующими органами на предприятие или ИП штрафных санкций.

Все виды организаций и зарегистрированные предприниматели должны хранить путевые документы не менее 5 лет. Такая норма предусмотрена законодательством, регулирующим ведение бухгалтерского отчёта, и Налоговым кодексом. Кроме того, срок хранения документов регламентирован Приказом Министерства транспорта. Но при желании предприятия могут сохранять документы дольше.

Какая информация должна отображаться в листах

Путевка заполняется в соответствии с положениями Методических рекомендаций, по которым проводит проверку документов Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Он должен иметь следующие обязательные реквизиты: наименование документа, его номер и срок действия.

Лист обязан отображать такую информацию:

  1. Кто является собственником автотранспорта. Если предприятие, то его полное название, ОПФ, юридический адрес и телефон. Когда принадлежит ИП, то ФИО, адрес проживания и контактный телефон.
  2. Данные водителя, управляющего автотранспортом.
  3. Маршрут следования автомобиля.
  4. Информация по транспорту: время и дата проведения предрейсового технического контроля, а также кем он был проведен.
  5. На листе должна обязательно стоять отметка медработника о прохождении шоферами специального медицинского осмотра перед выездом в рейс.

За неправильно оформленную путевку оформят на организацию админштраф в размере 30 000 рублей, а на человека, который отвечает за автотранспорт — 5 000 рублей. Взыскание накладывается за отсутствие на документе отметки о прохождении автолюбителем медосмотра перед рейсом или отметки контролера о времени и дате прохождения предрейсового техосмотра.

Удачи на дорогах!

Согласно законодательству, для некоторых категорий граждан езда без путевого листа строго запрещена. При отсутствии данного документа грозит штраф, размер которого варьируется от 500 руб. до нескольких тысяч в зависимости от ситуации.

Когда требуется путевой лист

Путевой лист – это документ, отражающий информацию о маршруте транспортного средства, водителе и выдавшей его организации. Также в него ставится подпись автомеханика, проверяющего машины на предмет неисправностей регулярно перед началом смены каждого водителя.

Предприятию лист требуется для ведения учета работы водителя и расхода топлива, пробега автомобиля и расхода смазочных материалов. Также путевки могут потребоваться для налоговой с целью выявления расходов из налогооблагаемой базы. Если автомобиль не используется для перевозки пассажиров или грузов, инспекторы ГИБДД требовать его не вправе.

Все меняется, когда транспортное средство используется именно для пассажирских перевозок или доставки грузов: в этом случае при остановке сотрудник ГИБДД вправе потребовать и путевку, помимо водительского удостоверения с ОСАГО.

Срок действия путевки составляет 1 день, если продолжительность рейса равна указанному времени. В остальных случаях она выдается перед началом поездки и действует до окончания.

В плане хранения устанавливаются иные сроки: листы должны храниться в архиве организаций не менее 5 лет.

Согласно законодательству, в путевке должна отражаться отметка медика о прохождении медосмотра перед началом рейса. Также в ней ставится подпись механика, свидетельствующая об отсутствии технических недостатков. Неправильное заполнение или выезд без подписей указанных сотрудников карается по КоАП РФ.

Уважаемый посетитель!

Вы можете обратиться к дежурному юристу по телефону.

Наш юрист БЕСПЛАТНО Вас проконсультирует.

Ответственность за отсутствие путевого листа

Если водитель выехал без путевки и на маршруте его остановил инспектор ГИБДД, будет составлен протокол. Впоследствии придется заплатить штраф согласно ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ – 500 руб.

При выезде с путевым листом без пометок о прохождении медицинского или технического осмотра применяются меры ст. 12.31.1:

Штраф для граждан 3 000 руб.
Для должностных лиц 5 000 руб.
Для юридических лиц 30 000 руб.

Рассмотрим практический пример:

Водитель трудоустроен в компании по перевозке грузов, лицензия оформлена. По закону перед каждой сменой он должен получать у диспетчера или иного уполномоченного сотрудника путевой лист. Однако в один день он пренебрег данным правилом или забыл забрать документ.

Во время остановки инспектор ГИБДД потребовал для ознакомления документы, в т.ч. и путевку. Ее у водителя не оказалось, после чего на имя водителя оформлен протокол об административном правонарушении. Водителю пришлось заплатить 500 руб., т.к. вина в нарушении полностью на нем.

Штраф за неправильное оформление путевого листа

Если путевка у водителя присутствует в наличии, но инспектор обнаружил неправильное оформление, придется также заплатить штраф. Его размер варьируется от 3 000 до 30 000 руб., при этом ответственность может быть возложена как на водителя, так и на руководителя предприятия.

Личность виновного лица устанавливается в ходе административного расследования.

Правила оформления путевого листа

Чтобы у сотрудников ГИБДД никогда не было претензий по поводу оформления путевки, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Заполнять путевку необходимо на каждое транспортное средство, находящееся на балансе предприятия и активно эксплуатируемое для предпринимательской деятельности.
  • Минимальный срок действия листа составляет 1 день, максимальный – 1 месяц. Выдавать его следует до окончания смены либо до завершения рейса.
  • Наличие печати организации, подписей механика и медика – обязательно. Без этого придется платить штраф в соответствии с КоАП РФ.
  • Использованные листы следует хранить в архиве не менее 5 лет. При возникновении проблемных вопросов они могут понадобиться для их разрешения.

Когда путевка не требуется

Путевка не нужна, если на автомобиле ездит предприниматель и использует его в личных целях, либо он передается в эксплуатацию другому физическому лицу.

Также документ не понадобится, когда транспортное средство принадлежит предприятию, не занимающемуся грузовыми или пассажирскими перевозками, при этом учет топлива и иных расходов не требуется для заполнения налоговой документации.

Не нужен путевой лист и физическим лицам, эксплуатирующим автомобили в личных целях и не являющимся предпринимателями или руководителями организаций.

Оформление путевки – обязательная процедура для предприятий, занимающихся перевозками пассажиров или грузов. Документ может понадобиться как для ведения внутренней отчетности, так и при остановке инспектором ГИБДД, поэтому во избежание штрафов необходимо составлять его перед началом каждого рейса и отдавать водителям.

Штраф за отсутствие путевого листа

Штраф за отсутствие путевки у водителя — это один из видов наказаний, предусмотренных ст. 12.3 КоАП РФ, за управление транспортным средством без путевого листа в тех случаях, когда его наличие является обязательным.

Правилами дорожного движения установлен список документов, которые должен иметь при себе водитель, садясь за руль автомобиля. Их он должен предъявить по требованию сотрудника ГИБДД. В определенных случаях в этот перечень входит и такой документ, как путевой лист. Расскажем, какой штраф за отсутствие путевого листа предусмотрен КоАП, как могут повлиять конкретные обстоятельства на привлечение к административной ответственности нарушителя.

Когда «путевка» необходима

Штраф за отсутствие путевки у водителя может быть наложен только в том случае, если формирование такого документа обязательно. Путевка — это первичный и отчетный документ, он нужен работникам организаций для составления отчетности, учета рабочего времени и затрат на транспорт, расчета заработной платы, фиксирования расходов ГСМ и др.

Составление документа необходимо только водителям, осуществляющим перевозку в коммерческих целях (это правило установлено в п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» № 259-ФЗ от 08.11.2007). Случаи коммерческой перевозки, когда необходимо оформлять листки:

  • перевозка людей;
  • транспортировка грузов;
  • перевозка пассажиров в троллейбусе, трамвае.

В первом и втором случаях правила одинаковые как для легковых, так и для грузовых автомобилей.

Унифицированная форма утверждена Постановлением Госкомстата № 78 от 28.11.1997. С 2015 года организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать бланк с учетом того факта, что это первичный документ, и в нем должны быть отражены обязательные сведения, указанные в ст. 9 ФЗ «О бухучете». Кроме того, в соответствии с Приказом Минтранса РФ № 476 от 07.11.2017, обязательно необходимо указывать сведения о собственнике ТС.

Кто и когда проверяет листки

Кодексом об административных правонарушениях установлена ответственность за отсутствие путевого листа в ст. 12.3 (ч. 2) в виде штрафа размером 500 рублей. Помимо штрафа, сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением водителю.

«Путевки» могут быть проверены представителями следующих контролирующих органов:

  • трудовой инспекции, если есть подозрения, что при оформлении нарушаются права работника;
  • ФНС РФ — в целях определения правильности учета затрат на бензин и обоснованности уменьшения налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  • ГИБДД и Транснадзора — в целях обеспечения безопасности дорожного движения, установления исправности ТС, обоснованности рейса, наличия у водителя права управлять ТС, законности перевозки груза и людей.

Путевые листы необходимы для всех таксистов, не важно, работают ли они в качестве ИП или являются сотрудниками таких агрегаторов, как Яндекс.Такси, Убер или Гетт. В Приказе Минтранса РФ № 152 от 18.09.2008 четко указано, что они заполняются на каждый автомобиль, используемый как юрлицом, так и ИП для перевозок пассажиров, грузов или багажа автомобильным транспортом в городском, междугороднем или пригородном сообщении. Таксисты тоже могут разрабатывать собственные бланки, ориентируясь на вышеназванные законодательные нормы. Рекомендуется составлять листок максимум на один день.

500 рублей — таков штраф за отсутствие путевого листа такси 2020 года, и он равен размеру санкций для всех иных водителей. А вот такая мера наказания, как эвакуация такси за отсутствие путевого листа, не применяется. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ, эвакуация возможна только при нарушении ч. 1 ст. 12.3, тогда как обсуждаемое правонарушение подходит только под состав ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Порядок назначения штрафа различным категориям нарушителей

Штраф за езду без «путевки» для ИП и самозанятого

Отдельно штрафы за отсутствие путевого листа для ИП не установлены, все санкции указаны в ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Индивидуальному предпринимателю, исходя из Приказа № 152, этот документ нужен в обязательном порядке, а вот про самозанятых речи в этом нормативном акте нет, из чего можно сделать вывод, что оформлять документ не обязательно. Но практика применения этого положения еще не устоялась.

Сейчас самозанятые не могут получить разрешение на такси без оформления ИП. Глава Яндекс.Такси уже высказал предложение законодателям уравнять в этом отношении ИП и самозанятых и ввести электронные «путевки» в целях простоты оформления.

Необходимо принимать во внимание, что в целях применения КоАП РФ по подобным правонарушениям ИП (ст. 12.31.1 КоАП РФ) приравнивается к юрлицу.

Для юридических лиц

Сотрудники ГИБДД вправе наложить штраф на организацию за отсутствие путевого листа у ее водителя. Если по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ наказание грозит водителю, то юридическое лицо привлекают уже по ст. 12.31.1 (в статье есть несколько частей, предусматривающих наказание за нарушение правил оформления выезда водителя, в том числе несоблюдение квалификационных требований и иных правил безопасности), и сумма штрафа увеличивается: для должностных лиц — до 20 000 рублей, для юридических лиц — 100 000 рублей.

За неверно оформленный листок

Все зависит от того, какие допущены нарушения оформления. Если отсутствуют сведения о прохождении медосмотра, грозит штраф по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, если нет отметки о прохождении техконтроля — по ч. 3. ст. 12.31.1 КоАП РФ (размеры наказаний: для физлица — 3000 рублей, для юрлица — 35 000).

За отсутствие штампа медосмотра

В конкретной норме КоАП РФ введен штраф за отсутствие медосмотра в путевом листе, это ч. 2 ст. 12.31.1. Физлицам грозит штраф в размере 3000 рублей, должностным лицам — 5000 рублей, организациям и предприятиям — 35 000 рублей.

За отсутствие «путевки» у водителя грузового авто

Аналогичный порядок применяется, когда назначается штраф за отсутствие путевого листа грузового автомобиля. При осуществлении коммерческой перевозки путевой лист обязателен вне зависимости от того, является автомобиль грузовым или легковым: оба эти вида ТС указаны в Уставе автотранспорта, исключений не сделано и в Приказе Минтранса № 152.

За отсутствие «путевки» на легковое авто

Останавливаться на том, чем грозит отсутствие путевого листа у водителя легкового автомобиля, нет оснований. Это самые распространенные случаи на практике, к которым применяется общий порядок привлечения к административной ответственности. Но нужно уточнить, что путевой лист не требуется, если автомобиль используется не в коммерческих целях, даже если он является служебным.

Путевой лист — документ, необходимый для учёта и контроля работы транспорта, а также водителя. Иными словами, это документ, подтверждающий, что транспорт передвигался, водитель работал, а ГСМ расходовались. Путевой лист может быть основным документом для расчётов за грузоперевозки.

Путевой лист нужен, чтобы организации или ИП могли учитывать расход топлива и затраты на него. На этом основании можно уменьшать налог на прибыль организаций. Многие компании начисляют зарплаты водителю на основе путевого листа. Также он нужен для учёта работы подвижного состава. Информация из путевого листа показывает данные не только о пройденном расстоянии, но и о том, кто и когда использовал транспорт.

Основные документы, регулирующие использование путевых листов:

  • Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
  • Приказ Минтранса № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;
  • КоАП РФ (прописано наказание за управление ТС без путевого листа).

Перевозить багаж и пассажиров без оформления путевого листа нельзя (п.2 ст.6 Устава). За это оштрафуют на 500 рублей по ч.2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Какие бывают путевые листы?

Ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78. В нём были даны формы путевых листов для различного вида транспорта, которые указаны ниже. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация. Эту информацию можно найти в приказе Минтранса № 152.

Если вы используете свои, «самодельные» путевые листы, то за основу можете взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Эту форму обязательно нужно утвердить в учётной политике организации.

С формами, которые были в постановлении № 78, возникает проблема. В этих формах используется слово «механик». Но нужно, чтобы было слово «Контролёр» и чтобы отметку ставил человек, на которого возложены обязанности контролёра. Это может быть и сам контролёр, и механик, и ответственный за БДД. Также необходимо, чтобы обязанности контролёра были на него возложены в уставленном порядке и он соответствовал бы требованиям к контролёру (согласно 287 приказу Минтранса).

Как этого избежать? Замените в форме слово «механик» на слово «контролёр». У Вас сразу станет наполовину меньше проблем.

В постановлении №78 были утверждены формы путевых листов для:

  • легкового автомобиля;
  • специального автомобиля;
  • легкового такси;
  • грузового автомобиля;
  • грузового автомобиля (другая форма). Две разные формы используются потому, что одна предназначена для перевозок грузов по сдельным расценкам, а другая – по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя;
  • автобуса;
  • автобуса необщего пользования.

Кто обязан вести путевые листы?

Согласно приказу Минтранса № 152 путевые листы «применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи».

Но на практике встаёт ряд вопросов, например: должны ли компании и ИП, которые используют транспорт только для себя (доставка сотрудников от остановки до работы, например), вести путевые листы? Или вести эти листы должны только компании, которые занимаются грузоперевозками и транспортировкой людей?

Ответ: в законе это прямо не сказано, но на практике выходит, что вести путевые листы лучше всем. Верховный Суд в определении от 1 сентября 2014 года № 302-КГ14-529 указал, что «компания, которая эксплуатирует авто для перевозки сотрудников и грузов… обязана… соблюдать порядок заполнения путевых листов».

Поэтому даже если вы используете транспорт только для себя, всё равно заполняйте путевые листы. Форма собственности не играет никакой роли: транспорт может быть в собственности, арендованным и т.д. — путевой лист всё равно нужен. И даже если сотрудник ездит на личном авто в интересах компании.

Какие организации могут проверить путевые листы и при каких обстоятельствах

ГИБДД и Транснадзор при проверках. Проверяют обеспечение безопасности дорожного движения.

ФНС, чтобы проверить, правильно ли компания учитывает затраты на бензин и уменьшает налог на прибыль. ФНС проверяет это в рамках выездных и камеральных проверок.

Трудовая инспекция, чтобы проверить, не нарушаются ли права работника.

Как учитывать и хранить путевые листы

Как правило, путевые листы оформляют диспетчер или бухгалтер (хотя в зависимости от штата эти обязанности может выполнять и контролёр). Обычно же контролёр лишь ставит отметку о проведении контроля технического состояния.

Организация или ИП должны вести журнала учета движения путевых листов.

Путевой лист относится к первичным документам, поэтому срок его хранения регламентируют:

Так что храните путевые листы 5 лет.

Оформление путевых листов: топ‑10 вопросов

Обязательно ли оформлять путевой лист на автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам?

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Правда ли, что с 1 марта 2019 года нельзя оформлять путевые листы на срок более одного дня?

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован. В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами. При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Кто проводит технический контроль транспортного средства?

Разрешается ли проводить дистанционные предрейсовые медосмотры водителей при помощи компьютера и специального оборудования?

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

Если генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам, обязан ли он проходить предрейсовый медосмотр?

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства. Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Обязательны ли нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант. Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Путевые листы можно заполнять на компьютере или только от руки?

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов. Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Сообщества ›
Грузовики и Автобусы ›
Блог ›
Неправильное заполнение путевого листа — ШТРАФ?!

Я являюсь контролером технического состояния транспортных средств. При проведении контроля транспортного средства не выявил неисправности транспортного средства. Сделал отметку о прохождении контроля в журнале регистрации результатов предрейсового контроля с указанием даты, времени и показания одометра. Сделал отметку в путевом листе о прохождении контроля — с указание показания одометра, даты проведения контроля, надпись прошел предрейсовый контроль технического состояния, но по невнимательности забыл указать время проведения контроля.
После остановки сотрудниками ГИБДД, на водителя составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 Ст.12.31.1. КоАП Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом а именно осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств — в размере трех тысяч рублей;
Также на меня как на должностное лицо составили протокол по такой же статьи, но на должностное лицо — пять тысяч рублей.
В протоколе и водитель указал и я как контролер что контроль проводился, просто не указали время проведения контроля.
Согласно Приказ Министерства транспорта РФ от 6 апреля 2017 г. № 141 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств”. п. 8. В случае, если при предрейсовом контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в соответствии с пунктом 16.1 порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № 152*(4), ставится отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения.
На это и ссылаются что порядок проведения контроля нарушен поэтому вам штраф.
Но ребята как то обидно не прошел предрейсовый контроль штраф 5 тыс. прошел предрейсовый контроль, но не указал время штраф 5 тыс.
Ребята что вы думаете по этому поводу?