Квотированные места для инвалидов

11 января 2006 года N 679-ЗТО

ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ПРИЕМА

НА РАБОТУ ИНВАЛИДОВ

Принят

Тульской областной Думой

22 декабря 2005 года

Постановление N 27/1071

(в ред. Закона Тульской области

от 04.05.2009 N 1277-ЗТО)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Тульской области (далее — область).

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

квота — минимальное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в процентах от среднесписочной численности работников организации (без учета лиц, работающих по совместительству), которые организация обязана создать или выделить;

работодатель — юридическое лицо (организация), которому установлена квота;

квотирование рабочих мест — установление квоты организациям для приема на работу инвалидов;

специальные рабочие места для приема на работу инвалидов — рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов;

отказ в приеме на работу инвалида — отказ работодателя в приеме на работу инвалида, направленного государственным учреждением службы занятости населения, общественными организациями инвалидов, или при самостоятельном обращении инвалида в пределах установленной организации квоты.

(в ред. Закона Тульской области от 04.05.2009 N 1277-ЗТО)

Статья 2. Лица, для которых вводится квотирование рабочих мест

Квотирование рабочих мест вводится для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации характеристики показанных условий труда.

Статья 3. Установление квоты

1. Квота устанавливается организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек.

2. Квота определяется с учетом рабочих мест, занятых инвалидами, условий и тяжести труда.

3. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Статья 4. Размер квоты

1. Квота устанавливается организации в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников.

2. Количество рабочих мест для приема на работу инвалидов определяется работодателем самостоятельно в пределах установленной квоты.

При расчете количества рабочих мест для приема на работу инвалидов среднесписочная численность работников уменьшается на количество рабочих мест на тяжелых работах и с вредными условиями труда, подтверждаемое результатами аттестации рабочих мест.

Рассчитанный размер квоты уменьшается на количество рабочих мест, занятых инвалидами.

Округление значения размера квоты производится в сторону увеличения до целого значения.

Статья 5. Специальные рабочие места для приема на работу инвалидов

1. В пределах установленной квоты организации устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для приема на работу инвалидов с учетом предложений государственного учреждения службы занятости населения и учреждения медико-социальной экспертизы.

(в ред. Закона Тульской области от 04.05.2009 N 1277-ЗТО)

2. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается администрацией Тульской области для каждой организации в пределах установленной квоты.

Статья 6. Права и обязанности работодателей

1. Работодатели имеют право:

запрашивать и получать информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест для приема на работу инвалидов, в государственных учреждениях службы занятости населения, органах исполнительной власти Тульской области и других организациях, содействующих занятости населения;

(в ред. Закона Тульской области от 04.05.2009 N 1277-ЗТО)

самостоятельно в счет установленных квот принимать на работу инвалидов;

арендовать рабочие места на условиях договора в случае невозможности создания или выделения в своей организации рабочих мест для приема на работу инвалидов в счет установленной квоты;

финансировать создание рабочих мест в организациях, находящихся в собственности общественных объединений инвалидов, в счет установленной квоты;

создавать по договоренности между несколькими работодателями совместные специальные цеха, участки в счет установленной квоты.

2. Работодатели обязаны:

в пределах установленной квоты выделять или создавать за счет собственных средств рабочие места, в том числе специальные, для приема на работу инвалидов в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации;

ежегодно до 1 декабря представлять государственным учреждениям службы занятости населения рассчитанное количество рабочих мест для приема на работу инвалидов в следующем году в соответствии с установленной квотой;

(в ред. Закона Тульской области от 04.05.2009 N 1277-ЗТО)

ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять государственным учреждениям службы занятости населения информацию (сведения) о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты;

(в ред. Закона Тульской области от 04.05.2009 N 1277-ЗТО)

при увольнении инвалидов с квотируемых рабочих мест обеспечивать сохранение общего количества рабочих мест для приема на работу инвалидов, установленного квотой.

Статья 7. Выполнение квоты

Выполнением квоты считается создание или выделение работодателем рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное распорядительными документами.

Статья 8. Ответственность работодателей

Отказ работодателя в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 9. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

2. Администрации Тульской области принять нормативные правовые акты в соответствии с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.

22 декабря 2004 года N 90 ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в городе Москве для приема на работу инвалидов и молодежи, создания и сохранения (модернизации) специальных рабочих мест для инвалидов, создания рабочих мест для молодежи, а также обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций. (преамбула в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) Статья 1. Правовая основа квотирования рабочих мест в городе Москве Квотирование рабочих мест в городе Москве осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. Статья 2. Условия квотирования рабочих мест 1. Квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые. (часть первая в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) 2. Работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств. 3. Выполнением квоты для приема на работу (далее — квота) считается: 1) в отношении инвалидов — трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней; 2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, — трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы. (часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) Статья 3. Порядок установления квоты 1. Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента — для трудоустройства инвалидов и 2 процента — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) 2. Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения. 3. В случае если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 процентов от среднесписочной численности работников, количество квотируемых рабочих мест в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона, уменьшается на соответствующую величину. (часть третья в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) Статья 4. Реализация прав и обязанностей работодателей 1. Работодатели вправе запрашивать и получать от уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, координирующего работу по квотированию рабочих мест, информацию, необходимую при создании квотируемых рабочих мест. (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) 2. Работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий. (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) 3. Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов. (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) 4. Работодатели, отвечающие требованиям части 1 статьи 3 настоящего Закона, обязаны ежеквартально представлять органу исполнительной власти города Москвы, координирующему работу по квотированию рабочих мест, информацию о выполнении квоты в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 5. Административная ответственность за неисполнение настоящего Закона (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) Невыполнение работодателем установленной настоящим Законом обязанности по созданию или выделению квотируемых рабочих мест влечет административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях. Статья 6. Экономическая поддержка работодателей (в ред. Закона г. Москвы от 08.04.2009 N 4) Работодателям, осуществляющим мероприятия по созданию и сохранению (модернизации) квотируемых рабочих мест, а также по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций, предоставляются следующие меры экономической поддержки: 1) предоставление из бюджета города Москвы средств на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций в порядке, установленном Правительством Москвы; 2) размещение государственных заказов в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы; 3) предоставление налоговых льгот в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 7. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. 3. Мэру Москвы и Правительству Москвы привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в двухмесячный срок со дня его вступления в силу. 4. Признать утратившими силу Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», Закон города Москвы от 30 января 2002 года N 5 «О внесении изменений в статью 9 Закона города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве», Закон города Москвы от 26 июня 2002 года N 32 «О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47 «О квотировании рабочих мест в городе Москве». Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 22 декабря 2004 года N 90

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обеспечение конституционного права на труд граждан с инвалидностью — задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения Санкт-Петербурга во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.

Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов – это определение минимального количества рабочих мест для приема на работу инвалидов.

Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, а также нормами права Российской Федерации и законом Санкт-Петербурга в сфере занятости, и проводится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга:

Квота — это минимальное число рабочих мест, которые работодатель обязан создать (выделить) для трудоустройства инвалидов, при этом в счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.

Квотировать рабочие места обязаны работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.

Размер квоты для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге устанавливается в соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге».

Для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Внимание!
В феврале 2018 года законом Санкт-Петербурга от 07.02.2018 № 55-12 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге» были внесены существенные изменения по исполнению обязанности квотирования рабочих мест работодателями Санкт-Петербурга.

Выполнение работодателями квоты может осуществляться следующими способами:

1) заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны;

2) заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации;

Примерное соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов

3) создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями.

Выполнением квоты в соответствии с частью первой настоящей статьи считается трудоустройство в организации инвалидов на все созданные (выделенные) рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров.

Подать заявление на включение в Реестр организация, готовая стать принимающей, может через личный кабинет работодателя портала Службы занятости населения Санкт-Петербурга r21.spb.ru. Заявление подается на квартал.

Также на сайте r21.spb.ru можно ознакомиться с Реестром в целях выбора принимающей стороны. В Реестре указываются наименование организаций, готовых выступить принимающей стороной, предполагаемое количество рабочих мест для людей с инвалидностью и контактные данные организации.

Права работодателей

Замещение вакантных рабочих мест, выделенных в счет установленной квоты, возможно, если инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места; работодатель воспользовался государственной услугой в подборе необходимых работников, обратившись для этого в службу занятости населения Санкт-Петербурга и служба занятости направили потенциального кандидата на вакансию.

Подобрать работника-инвалида возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу по квоте, предъявленном безработным.

Работодатель вправе запрашивать и получать от органа службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счетустановленной квоты.

Дополнительные возможности создания специальных рабочих мест

В целях содействия работодателям в создании рабочих мест, в том числе с целью выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, службой занятости населения Санкт-Петербурга предусматривается выделение финансовых средств в виде субсидий на возмещение расходов работодателя по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов.

Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Всю необходимую информацию по данному вопросу можно найти по ссылке «Работодателям. Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов»

Обязанности работодателей

Работодатели должны создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Данная информация представляется работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга, в Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» по месту регистрации работодателей ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О представлении информации по квоте». Форма размещена на официальном сайте Службы занятости населения Санкт-Петербурга.

Указанная информация может предоставляться работодателями лично, почтой, а также в электронном виде через информационно-интерактивный ресурс www.r21.spb.ru посредством простой электронной подписи. Для этого необходимо получить в службе занятости населения Санкт-Петербурга код доступа в личный кабинет работодателя.

Ответственность за неисполнение норм законодательства

В случае невыполнения установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов работодатель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

  • неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст.5.42 КоАП РФ);
  • непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ).

Контроль за выполнением квоты

В рамках переданных полномочий (ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет функцию контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

  • Проверки организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Санкт-Петербурга.
  • По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание и составляется протокол об административном правонарушении. Информация о результатах проверок работодателей предоставляется в прокуратуру Санкт-Петербурга.
  • По данным Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга, ежемесячно агентства занятости районов Санкт-Петербурга направляют в районные прокуратуры Санкт-Петербурга, для принятия мер прокурорского реагирования список организаций, не предоставляющих обязательную ежемесячную информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге по состоянию на 18.09.2020

В Санкт-Петербурге 2 698 работодателей, имеющих численность сотрудников более 100 человек, подлежат исполнению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

По информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступившей по состоянию на 24.07.2020, организациями города заквотировано 20 950 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, при этом 15 370 рабочих мест занято инвалидами.

С начала 2020 года на предприятия (организации) Санкт-Петербурга трудоустроено в счет установленной квоты 781 человек.

В соответствии с новыми возможностями исполнения квоты — заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации, заключено 74 соглашения (договоров) на 600 рабочих мест из них в 2020 году 29 соглашений (договоров) на 338 рабочих мест.

Приказ Минтруда России №515 от 04.08.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности»

Значительная часть работодателей обязана соблюдать требование о квотировании рабочих мест для инвалидов. При этом работодатель обязан не только принять на работу обязательное количество инвалидов, но и обеспечить им необходимые условия труда. Несоблюдение данных правил грозит финансовыми потерями. Рассмотрим установленные законом требования подробнее.

О квотировании рабочих мест для инвалидов

Согласно ч. 1, 2 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 09.03.2016; далее — Закон № 1032-1) государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы. Одна из таких гарантий — квота для приема на работу инвалидов, устанавливаемая в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).

Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Также при расчете квоты не учитываются филиалы и представительства организации, расположенные в другой местности (Определение ВАС РФ от 03.09.2012 № ВАС-11395/12 по делу № А32-13713/11).

К сведению

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов освобождаются (ч. 3 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Соответственно, размер квоты в своем регионе работодатель может узнать из соответствующего закона субъекта РФ. Так, например, согласно ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (в ред. от 30.04.2014) для работодателей со среднесписочной численностью более 100 человек квота установлена в размере 4 %: 2 % — для трудоустройства инвалидов и 2 % — для трудоустройства категорий молодежи, указанных в ч. 1 ст. 2 данного Закона.

Статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге» (в ред. от 26.02.2010) для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, квота для приема на работу инвалидов установлена в размере 2,5 % к среднесписочной численности работников.

Кроме того, нормативными актами субъекта РФ может регламентироваться порядок квотирования рабочих мест для инвалидов. Например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 04.08.2009 № 742-ПП «Об утверждении Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве» (в ред. от 23.12.2015) установлено, что работодатели в месячный срок после регистрации в налоговых органах встают на учет в Центре квотирования рабочих мест.

Также нужно учитывать, что нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Например, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.2016 № 313 на предприятиях со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников — 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников — 2; от 301 до 500 работников — 3; свыше 500 работников — 4 специальных рабочих места.

Одного резервирования рабочих мест для инвалидов недостаточно

В соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатели обязаны (ст. 24 Федерального закона № 181-ФЗ):

  • создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
  • создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемые по формам, приведенным в Приложениях № 2 и 3 к Приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н (в ред. от 27.01.2016);
  • предоставлять ежемесячно в службу занятости информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ № 1032-1).

К сведению

Обязанность по созданию специального рабочего места возникает у работодателя с момента установления квоты, но выполнение данной обязанности невозможно без направления к нему для трудоустройства центром занятости либо самостоятельного обращения инвалида, поскольку условия труда создаются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации конкретного инвалида и с учетом его индивидуальных особенностей (Апелляционное определение Омского областного суда от 11.12.2013 по делу № 33-8096/2013).

Первая и третья обязанности по отношению к работникам-инвалидам, как правило, у работодателей сложностей не вызывают. Вопросы возникают относительно создания условий труда для данной категории граждан.

Оснащение (оборудование) рабочих мест инвалидов

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов — это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Оснащаются такие рабочие места в соответствии с основными требованиями к такому оснащению.

К сведению

Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности утверждены Приказом Минтруда России от 19.11.2013 № 685н (далее — Приказ Минтруда № 685н; действуют с 22.04.2014).

Акционерное общество «Мобильные газотурбинные электрические станции» (ДЗО ПАО «ФСК ЕЭС», входит в Группу компаний ПАО «Россети») образовано 24 июля 2006 года для размещения и эксплуатации мобильных газотурбинных электрических станций (МГТЭС) с целью поддержания надежной работы энергосистемы Московского региона в часы пиковых нагрузок. Сегодня АО «Мобильные ГТЭС» эксплуатирует 18 МГТЭС совокупной мощностью 405 МВт, расположенных на территории Крымского полуострова, Краснодарского края, Республики Тыва и Калининградской области. Миссия компании заключается в обеспечении надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей в зонах пиковых нагрузок и других энергодефицитных зонах наиболее эффективным, безопасным и экологичным способом. АО «Мобильные ГТЭС» является участником оптового рынка электроэнергии и мощности. С 3 октября 2008 года входит в Палату производителей электроэнергии Ассоциации «НП Совет рынка». Кадровая политика АО «Мобильные ГТЭС» направлена на создание эффективной системы управления персоналом, способствующей осуществлению миссии Общества и реализации его бизнес-стратегии. Главная задача кадровой политики — формирование и развитие сплоченного коллектива единомышленников. Ключевые принципы кадровой политики: • взаимосвязь системы управления персоналом с результатами финансово — экономической деятельности и стратегией развития Общества; • зависимость размера вознаграждения работника от результатов его трудовой деятельности; • поддержание и укрепление традиций энергетической отрасли. Сотрудники АО «Мобильные ГТЭС» — люди различных возрастов и интересов, что обеспечивает, с одной стороны, устойчивость и стабильность, с другой, развитие и открытость. Мы всегда рады тем, кто хочет присоединиться к нашему коллективу — команде единомышленников и профессионалов. Каждое резюме, направленное в компанию, обязательно рассматривается Службой по управлению персоналом. Мы готовы предложить соискателям: Развитие: • Система непрерывного профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Подбор наиболее эффективных, современных и качественных форм обучения. Проведение тренингов по развитию различных навыков для кадрового резерва. • Создание перспективного кадрового резерва. Продвижение и развитие работников, мотивированных на профессиональные достижения и обладающих способностями к управленческой деятельности. • Работа с молодыми специалистами. Ежегодные стажировки для выпускников профильных высших учебных заведений с дальнейшей возможностью трудоустройства. Система поощрения отраслевыми и корпоративными наградами: • Высокая оценка руководством страны и электросетевого комплекса реализации задач государственного и отраслевого значения. В 2015 году за достигнутые успехи и заслуги в области энергетики, активное участие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного характера, вызванного прекращением электроснабжения в Республике Крым, из числа сотрудников Общества награждены более 100 человек, в 2016 году – более 30 работников. Социальная ответственность: • добровольное медицинское страхование. Оказание квалифицированной медицинской помощи в лучших столичных и региональных лечебных учреждениях. Вакцинопрофилактика сезонных простудных заболеваний. Возможность страхования родственников сотрудников по корпоративным тарифам и программам ДМС за счет средств застрахованных. • страхование работников от несчастных случаев и болезней на производстве; • выплаты материальной помощи по различным аспектам социальной направленности (рождение ребенка, юбилей и другие); • скидки от тарифов КАСКО. Возможно предоставление скидки для сотрудников Общества и членов их семей при оформлении добровольных договоров страхования транспортных средств. Поддержание здорового и активного образа жизни: • организованные занятия по йоге на территории офиса; • частичная компенсация занятий спортом в фитнес — и спортклубах. Различные мероприятия социальной направленности: • благотворительные акции по сбору продуктов для малоимущих слоев населения; • посадки деревьев в школах; • конкурсы детского рисунка и другие.