Ликвидация акционерных обществ

Ликвидация юридического лица – его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

По действующему законодательству, АО может быть ликвидировано (ст.21 Закона):

— добровольно в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ, с учетом требований Закона и устава АО;

— по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

Для добровольной ликвидации общества совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии. Решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимает общее собрание акционеров. Решение принимается большинством в ¾ голосов акционеров – владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании (п.4 ст.49 Закона).

Причинам добровольной ликвидации АО могут быть, например, истечение срока, на который создано юридическое лицо; достижение цели, ради которой оно создавалось; признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер (п.1 ст.61 ГК РФ). Могут быть и иные причины добровольной ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления.

После принятия решения о ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и одобрения состава ликвидационной комиссии органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, начинается непосредственно процедура ликвидации.

Во-первых, в соответствии с п.1 ст.22 Закона, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами.

Как отмечают эксперты, в объявлении о ликвидации общества нужно констатировать факт, что акционерное общество с соответствующим фирменным наименованием и местом нахождения находится в процессе ликвидации, указать, кому, по какому адресу и в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования, а также сообщить сведения о почтовом и фактическом адресах ликвидационной комиссии.

Важно подчеркнуть, что издание, где должна быть размещена такая информация, должно быть специализированным и не может быть заменено на любое другое, например, на рекламную газету, как это иногда бывает на практике.

Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

Во-вторых, ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества (п.3 ст.22 Закона).

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество имеет обязательства перед кредиторами, последние погашаются за счет активов общества.

Так, если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.5 ст.22 Закона).

Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам;

в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;

в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров.

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами следующим образом (ст.23 Закона):

в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 Закона (голосующие акции);

во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям;

в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Важно подчеркнуть, что распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами — владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

В соответствии со ст. 24 Закона, ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Несмотря на большое количество этапов и тонкостей, которые сопутствуют процедуре ликвидации ЗАО, с технической точки зрения она во многом схожа с закрытием любого юридического лица. Если вы впервые сталкиваетесь с ликвидацией, внимательно прочитайте статью и ознакомьтесь с подробным планом действий, благодаря которому аннулировать деятельность закрытого акционерного общества можно в сжатые сроки.

Порядок действий при закрытии ЗАО

Существует определённая последовательность операций, которые обязательно необходимо выполнить для ликвидации общества. Начинается всё с решения. Генеральный директор или совет директоров созывает собрание, на котором должны присутствовать все акционеры компании. В присутствии секретаря мероприятие протоколируется. Проводится голосование за ликвидацию. Если ¾ держателей акции поддерживают данное решение, то можно двигаться дальше.

Следующим этапом в таком случае является формирование ликвидационной комиссии и назначение её председателя. Отныне всеми делами по закрытию будет заниматься именно этот орган. Он наделяется правами действовать от лица компании не только в различных государственных инстанциях, но и в суде.

Оповещение

Ликвидация ЗАО также предусматривает обязательное оповещение регистрационного органа, всех кредиторов и должников, которые имеют интерес в деятельности компании. Осуществляется такое требование различными способами:

  • Налоговая извещается путём подачи заявления по форме Р15001 и копии протокола с решением руководства о закрытии.
  • Кредиторы оповещаются в письменной форме лично.
  • Размещается публикация с информацией о закрытии в «Вестнике».

В первую очередь необходимо направить документы именно в государственную инстанцию. На это отводится 3 дня с момента принятия решения. Если срок нарушен, могут накладываться штрафные санкции.

Инвентаризация и промежуточный баланс

На этом этапе ликвидационная комиссия проводит полный осмотр всех активов предприятия и сверяет их с бухгалтерскими отчётами. Делается это, чтобы установить реальное положение компании перед закрытием. После инвентаризации составляется промежуточный баланс, который отражает активы и пассивы, необоротные средства ЗАО, долги перед кредиторами, вклады и т.д.

С момента оповещения в течение 2 месяцев кредиторы могут подать исковые заявления в суд на удовлетворение имущественных претензий. По истечении этого срока такое право аннулируется и требовать от ЗАО возмещения долгов они больше не могут.

Расчёты

После составления промежуточного баланса начинается период расчётов с:

  • Кредиторами.
  • Сотрудниками компании, которые должны быть уволены в обязательном порядке.
  • Государственными органами, если имеются задолженности.

Стоит помнить, что работники ЗАО должны быть оповещены о ликвидации не позднее 2 месяцев до момента закрытия. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, после увольнения руководство обязано выплатить им выходное пособие и пособие по трудоустройству. Если компания крупная и увольняется большое количество людей, то предварительно ликвидатор должен направить в территориальное отделение Центра занятости соответствующее уведомление.

Выездная налоговая проверка

Это ещё один важный этап, с которым сталкивается большинство юридических лиц при ликвидации. Как только вы подали документы в регистрационный орган и в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись о начале ликвидации, налоговая может инициировать выездную проверку по всем видам налогов. Не имеет значения, проводились ли в этом календарном году другие схожие мероприятия. Срок процесса ограничивается 2 месяцами.

Если вы планируете закрыть ЗАО, необходимо позаботиться о том, чтобы все документы и бухгалтерская отчётность были в порядке и полном комплекте. В противном случае недостающие материалы придётся восстанавливать под штрафными санкциями.

Формирование ликвидационного баланса

После завершения всех расчётов и проведения налоговой проверки ликвидационная комиссия может составить окончательный баланс. В нём отражаются остаточные активы компании, имущество как недвижимое, так и движимое, объекты капитального строительства, транспорт и многое другое.

Все вышеперечисленные материальные блага, если таковые остаются после погашения долговых обязательств, распределяются по долевому принципу между акционерами в порядке, предусмотренном уставом компании.

Последний этап

Завершающая стадия – сдача ликвидационного баланса вместе с формой Р16001 в регистрационный орган. Если всё сделано правильно, в ЕГРЮЛ будет внесена соответствующая запись о прекращении деятельности юридического лица. В это же время закрываются все расчётные счета, уничтожается бухгалтерская документация, печати и другие атрибуты компании.

2. Дерюгина Т. В. Пределы осуществления гражданских прав: монография. М., 2010.

4. Определение Конституционного суда Российской Федерации от 01.04.2008 № 450-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества «Московский завод плавленых сыров «КАРАТ» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 4 и пункта 2 статьи 10 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», статьи 4 и части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного суда. 2008. № 6.

8. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. 27 июля.

УДК 347.725 ББК 67.99

© 2015 г. Г. Л. Рубеко

ЛИКВИДАЦИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНСТИТУТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

В статье анализируются особенности проведения ликвидации в акционерных обществах и особенности ее правового регулирования. Рассматриваются формы ликвидации, дана характеристика правового статуса ликвидационной комиссии. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Ключевые слова: акционерное общество, ликвидация акционерного общества, органы акционерного общества, ликвидационная комиссия.

LIQUIDATION OF JOINT-STOCK COMPANIES: CURRENT STATE OF INSTITUTE

AND PROSPECT OF ITS DEVELOPMENT

Ликвидация представляет собой завершающий этап деятельности акционерного общества. От ее проведения зависит целый ряд вопросов, связанных с судьбой остающегося имущества, защитой прав и законных интересов кредиторов акционерного общества и т. п. Особенностью современного законодательства является легальное определение ликвидации как в общем акте — Гражданском кодексе Российской Федерации (далее -ГК РФ) применительно ко всем юридическим лицам, так и в Федеральном законе от 26 декаб-

ря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) применительно к акционерным обществам. В предыдущей редакции п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса ликвидация юридического лица определялась как его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Схожая формулировка содержится и в п. 1 ст. 21 Закона об АО, где определяется, что ликвидация общества влечет за собой его прекра-

щение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Здесь необходимо отметить, что Закон об АО не был приведен в соответствие с ГК РФ в части указания на возможность правопреемства в случаях, предусмотренных федеральными законами. Подобные формулировки не были лишены недостатков . Следует обратить внимание хотя бы на такой момент, что и при ликвидации в некоторых случаях возникает правопреемство. Правда, в отличие от реорганизации, правопреемство носит не универсальный, а сингулярный характер. И в самом деле, при ликвидации зачастую остается имущество, права на которое могут переходить иным лицам. Также при ликвидации акционерного общества его акционеры имеют право на ликвидационную квоту. В этой связи следует отметить, что Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» определяет, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Как видно, при подготовке редакции данной статьи были учтены мнения ученых относительно возможности правопреемства при ликвидации.

Принято выделять добровольную и принудительную ликвидацию акционерных обществ. При добровольной ликвидации решение принимается органами данных обществ самостоятельно. Принудительная ликвидация, как правило, осуществляется в судебном порядке по иску компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. В связи с этим точнее именовать соответствующие формы как внесудебную и судебную. Главным образом, иски в суд предъявляются регистрирующими органами (подразделениями Федеральной налоговой службы) или органами прокуратуры. Основания для предъявления подобных требований установлены в ст. 61 ГК РФ. Они носят общий для всех юридических лиц характер. Для акционерных обществ такими основаниями могут быть допущен-

вам. Речь, в частности, идет о случаях, когда общество не исполнило обязанности, установленные в п. 6, 7 и 11 ст. 35 Закона об АО.

При этом в практике бывают проблемы с точностью заявленных требований. Так, при выявлении нарушений при регистрации юридического лица иногда подается иск о признании регистрации недействительной. В то же время по смыслу ст. 61 ГК РФ в данном случае должно предъявляться требование о принудительной ликвидации юридического лица, если нарушения носят неустранимый характер. Понятно, что именно этот подход позволяет в полной мере защитить интересы кредиторов юридического лица. Предъявление же иска о признании регистрации недействительной никоим образом не решает проблем, касающихся расчетов с кредиторами, «судьбы» имущества юридического лица и т.п. Само юридическое лицо в таком случае как бы «исчезает в небытие», что может быть выгодно исключительно для недобросовестных кредиторов юридического лица.

Решение о ликвидации общества принимает общее собрание акционеров. Одновременно также принимается решение о создании ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров принимает их по предложению совета директоров. Соответствующие решения принимаются квалифицированным большинством (три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров).

Важно обратить внимание на то, что, в отличие от ГК РФ, Закон об АО допускает создание в акционерных обществах только ликвидационной комиссии. Таким образом, в настоящее время назначение ликвидатора в акционерных обществах недопустимо. Однако такой подход в целом нельзя считать правильным. Действительно, в небольших акционерных обществах нецелесообразно создавать ликвидационные комиссии, и потому акционерное общество должно иметь выбор между двумя вариантами органов, осуществляющих ликвидацию, — единоличным и коллегиальным. В связи с этим считаем необходимым внести соответствующие изменения в Закон об АО.

Возникает вопрос о правовом статусе ликви-

ные при их создании грубые нарушения закона, если дационной комиссии. Оригинальностью в этом эти нарушения носят неустранимый характер, либо смысле отличаются суждения Д. В. Ломакина, осуществление деятельности без надлежащего который полагает, что целью деятельностью ли-разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, квидационной комиссии является не обеспечение

либо с нарушением Конституции, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В Законе об АО выделяют специальные основания для судебной ликвидации применительно к акционерным общест-

нормального функционирования акционерного общества, а лишь организация и проведение процесса его ликвидации. В связи с тем, что комиссия не осуществляет «нормальных» управленческих и контрольных функций органом управления ак-

ционерного общества, он ее не признает. Автор полагает, что ликвидационная комиссия выступает образованием, осуществляющим управленческие полномочия, входящие в компетенцию органов акционерного общества, с целью проведения процесса ликвидации общества .

На наш взгляд, ликвидационную комиссию можно отнести к органам управления акционерных обществ. Об этом свидетельствует содержащееся в п. 3 ст. 21 Закона об АО указание на то, что к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества. В то же время правовой статус ликвидационной комиссии отличается от правового статуса других органов управления обществом.

В отличие от других органов, которые создаются для управления «нормальной» (повседневной) деятельности, ликвидационная комиссия создается лишь для осуществления одной функции — ликвидации общества — и действует только на период осуществления данной функции. Таким образом, ликвидационная комиссия может рассматриваться как временный орган, действующий в период проведения ликвидации акционерного общества . Мнение о том, что ликвидационная комиссия является органом общества, высказывалось нами в одной из ранних работ . В дальнейшем схожие суждения содержались в исследованиях других ученых .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, возникает вопрос о соотношении полномочий ликвидационной комиссии и других органов общества. В частности, может даже подниматься вопрос о том, сохраняются ли другие органы общества на момент ликвидации. Несмотря на то, что, как уже указывалось, к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества, отдельные полномочия у органов управления все же остаются. При рассмотрении данной проблемы необходимо обратить внимание на неудачную формулировку соответствующего нормативного положения. Как отмечает А. В. Габов, понятие «управление делами» относится к более ранней исторической эпохе . В настоящее время термин «ведение дел» при характеристике управления юридическими лицами не используется. Однако, по нашему мнению, употребляя такую дефиницию, законодатель все же имел в виду, что другие органы акционерного общества в основном прекращают полномочия, за исключением некоторых случаев. Так, общее собрание акционеров утверждает промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс (п. 4 и 7 ст. 24 Закона об АО). Компетенция ликвидационной комиссии носит ограниченный характер и предполагает ре-

шение ряда вопросов, указанных в Законе об АО, связанных с проведением ликвидации. В этой связи представляются противоречивыми рассуждения А. В. Габова о полномочиях ликвидационной комиссии. С одной стороны, он правильно заявляет о том, что полномочия данного органа носят ограниченный характер и направлены на осуществление ликвидации. С этим тезисом также кореллирует его высказывание относительно того, что ликвидируемые юридические лица не должны начинать новые проекты . С другой же стороны, автор утверждает, что, по сути, к ликвидационной комиссии переходят полномочия исполнительных органов юридического лица и при этом его другие органы продолжают свою деятельность . Но дело в том, что применительно к хозяйственным обществам развитая система органов необходима именно для осуществления нормальной хозяйственной деятельности, для которой они и создаются. И, наоборот, при ликвидации нет необходимости в столь сложной системе, т. е. для ее проведения достаточно одного органа. В то же время это отнюдь не отрицает того факта, что зачастую в состав ликвидационной комиссии акционерного общества входят члены его исполнительного органа.

Итак, полномочия ликвидационной комиссии можно свести к следующим вопросам. Она помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

Что касается сферы трудовых отношений, то согласно п. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица является одним из оснований для прекращения трудового договора по инициативе работодателя. О предстоящем увольнении ликвидационная комиссия уведомляет работников общества персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ). При прекращении трудовых отношений ликвидационная комиссия выплачивает увольняемым работникам выходное пособие в размере среднемесячного заработка.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации акционерного общества.

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия со-

ставляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров.

При наличии необходимых денежных средств осуществляются выплаты кредиторам общества. В случае если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов общества, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется. Новая редакция соответствующего положения отличается от предыдущей. Последняя предусматривала продажу имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебного решения. При этом п. 5 ст. 22 Закона об АО и в настоящее время содержит аналогичное правило. Вполне логично ожидать ее пересмотра при внесении изменений и дополнений в Закон об АО.

Очередность выплат кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм установлена Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 64).

При этом следует подчеркнуть, что имеются противоречия между положениями Гражданского кодекса и п. 6 ст. 22 Закона об АО относительно количества очередей и времени начала выплат. Это связано с тем, что в кодексе было изменено число очередей, а указанный пункт закона изменен не был.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый общим собранием акционеров. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами. Таким образом, именно при ликвидации общества акционеры могут осуществить одно из своих имущественных прав — право на ликвидационную квоту. Особенностью акционерного общества является то, что права акционеров зависят от категории (типа) принадлежащих им акций. В этой связи Закон об АО устанавливает очередность распределения имущества общества между акционерами.

В первую очередь, осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об АО, далее — выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и по определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям, а затем производится распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди происходит после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется при полной выплате определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами — владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций данного типа.

На заключительном этапе ликвидационная комиссия подает документы в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации ликвидации общества. Согласно ст. 21 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации ликвидации представляются следующие документы: заявление по форме, установленной Правительством Российской Федерации; ликвидационный баланс; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Решение о государственной регистрации ликвидации общества принимается в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов в регистрирующий орган.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество — прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 24 Закона об АО).

Возникает вопрос о пределах полномочий ликвидационной комиссии. Например, вправе ли она совершать сделки, не связанные с осуществлением ликвидации общества. В частности, это

напрямую связано с вопросом о том, может ли общество осуществлять в период ликвидации обычную (производственно-хозяйственную) деятельность. На наш взгляд, в целом на данный вопрос следует ответить отрицательно. Отсюда имеет смысл в Законе об АО закрепить право акционеров общества требовать в судебном порядке признания недействительными сделок, которые выходят за пределы деятельности, связанной с ликвидацией общества. Следует отметить, что в ряде зарубежных правопорядков имеется запрет на совершение акционерным обществом сделок, не связанных с ликвидацией (в частности, § 268 германского Закона об акционерных обществах).

Еще одним спорным аспектом является вопрос о том, может ли акционерное общество принять решение о прекращении ликвидации общества. Анализ Закона об АО позволяет отрицательно ответить на данный вопрос. В пп. 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО четко указано, что к компетенции общего собрания акционеров относится принятие решения о ликвидации общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса. Как видно, здесь речь не идет о возможности принятия решения о прекращении ликвидации.

В этом плане необходимо подчеркнуть, что компетенция общего собрания акционеров исчерпывающим образом определена в Законе об АО и не может быть дополнена уставом общества . Никакой другой орган, кроме общего собрания акционеров, решения о прекращении ликвидации принять не может.

В то же время, с нашей точки зрения, существующее в настоящее время положение нельзя считать приемлемым — общество должно иметь возможность принять решение о прекращении ликвидации. В связи с этим необходимо дополнить Закон об АО положением, допускающим возможность принятия общим собранием акционеров решения о прекращении ликвидации. При этом такое решение должно приниматься с учетом прав и интересов третьих лиц, которые могут быть затронуты.

Хотелось бы отметить, что налоговые органы и сегодня допускают возможность подачи заявления о прекращении ликвидации . Однако считаем, что такая позиция не основана на законе.

Также спорным представляется вопрос о том, можно ли в судебном порядке признать решение о ликвидации акционерного общества недействительным и какие это повлечет за собой последствия. Ряд ученых не допускают такой возможности . В то же время мы присоединяемся к специалистам, придерживающимся проти-

воположного мнения . И в самом деле, решение о ликвидации акционерного общества принимается общим собранием акционеров, которое в установленном Гражданским кодексом и Законом об АО порядке может быть признано недействительным.

Ликвидационная комиссия является коллегиальным органом, состоящим из нескольких лиц. Для коллегиальных органов характерно, что решение принимается большинством голосов. Поэтому целесообразно назначать в ее состав нечетное число членов. Каких-либо требований к лицам, которые могут входить в состав ликвидационной комиссии, в законе не предусмотрено. Как правило, в нее входят члены коллегиального исполнительного органа и главный бухгалтер общества. Председателем же комиссии зачастую является единоличный исполнительный орган общества. Законом об АО лишь установлено, что в случае когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включаются представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. Законодательно не определены периодичность и порядок созыва заседаний ликвидационной комиссии. В принципе, эти вопросы могут быть самостоятельно решены данным органом. В акционерных обществах с большим количеством акционеров и работников, сложной структурой договорных связей целесообразно утвердить Положение о ликвидационной комиссии, в котором должны быть урегулированы вопросы порядка созыва заседаний комиссии, инициаторов, периодичности проведения заседаний, а также порядка принятия и оформления решений.

Таким образом, процедура проведения ликвидации акционерных обществ в настоящее время достаточно детально урегулирована как в Гражданском кодексе, так и в Законе об АО. Однако в связи с принятием в кодексе новой редакции норм о ликвидации потребуется внесение изменений и в федеральный закон.

Литература

1. Вольнов А., Фролова Л. Ликвидация юридических лиц // Российская юстиция. 1998. № 12.

2. Габов А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М., 2005.

4. Муртазалиев З. И. Недействительность актов государственной регистрации юридических лиц // Арбитражная практика. 2003. № 7.

5. Письмо ФНС «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц» // Нормативные акты для бухгалтера. 2005. № 13. 28 июня.

6. Поваров Ю. С. Акционерное право: учебник. М., 2009.

7. Российская газета. 2014. 7 мая.

8. Рубеко Г. Л. Акционерное право: учебное пособие. М., 2012.

9. Рубеко Г. Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

10. Рубеко Г. Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. М., 2007.

11. Сумской Д. А. Концепция органа юридического лица в теории гражданского права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007.

УДК 347.214.2 ББК 67.99

© 2015 г. Н. Ю. Шеметова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ: ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Статья посвящена правовой природе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации. Рассматриваются причины выделения законодателем недвижимости среди других объектов имущества, подчеркивается взаимосвязь правовой регламентации статуса недвижимого имущества и степени столкновения в нем публично-правовых и частноправовых интересов.

Ключевые слова: недвижимость, земля, государственная регистрация прав на недвижимое имущество, объекты, подлежащие правовой регистрации, нотариальное оформление сделок с недвижимостью, возникновение права собственности.

STATE REGISTRATION OF THE RIGHTS FOR REAL ESTATE

AND TRANSACTIONS WITH IT: IMPLEMENTATION PROBLEMS

С введением в российское законодательство системы государственной регистрации в традиционную конструкцию гражданско-правовых договоров был включен новый элемент — «признание и подтверждение государством прав на недвижимое имущество и сделок с ним» . Данная формулировка предполагает, что права на недвижимость и сделки с нею уже существуют на момент их государственной регистрации, последняя лишь конституирует, «укрепляет» их. Таким образом, не случайно, что в цивилистиче-скую литературу возвращается само понятие «укрепление прав» . Показателен в этом отношении тот факт, что в ряде случаев в законодательстве момент возникновения вещных прав на недвижимое имущество связывается не с моментом государственной регистрации, а с насту-

плением иных, прямо предусмотренных законом обстоятельств. Так, при возникновении права собственности на недвижимое имущество у члена жилищно-строительного кооператива в случае полной выплаты им паевого взноса право собственности возникает с момента полной выплаты членом кооператива паевого взноса. Логично было бы предположить, что аналогичное правило будет действовать и в отношении тех вещных прав на недвижимое имущество, которые возникли до момента совершения регистрации и регистрация которых носит, скорее, правоподтвер-ждающий, чем правоустанавливающий характер. К ним могут быть отнесены, по нашему мнению, права, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде-

Понятие, основания и порядок ликвидации акционерного общества

В самом общем виде ликвидацию можно определить как особый процесс, влекущий прекращение организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

ГК РФ (а равно Закон об АО), формулируя базовые положения о ликвидации, не дает ее легальной дефиниции, указывая лишь на отсутствие правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Таким образом, законодатель определяет сущность ликвидации через ее последствия, ее правовой результат. Вместе с тем избранный подход нельзя признать достаточным и полновесным по следующим причинам: 1) последствия того или иного явления, хотя и характеризуют его, все же не сводятся к нему; 2) к прекращению юридического лица без правопреемства ведет не только ликвидация (например, и исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ). Поэтому понятие ликвидации мы рассматриваем в деятельностном аспекте, одновременно принимая во внимание и правовые последствия (ликвидация как результат), и процедурные моменты (ликвидация как процесс). При этом именно второй ракурс относится собственно к содержанию такого явления, как ликвидация, пусть оно (содержание) и предопределяется целевыми установками (реализуемыми через достижение результата). Данный вывод вытекает и из нормативных установлений. Так, в п. 8 ст. 63 ГК РФ говорится о завершении ликвидации, что свидетельствует о намерении законодателя понимать под ликвидацией особый процесс, имеющий собственную динамику.

Как и реорганизация, ликвидация может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация акционерной компании происходит по собственной инициативе общества на основании решения общего собрания акционеров (п. 1 ст. 104 ГК РФ).

О принудительной ликвидации принято говорить прежде всего тогда, когда организация ликвидируется в силу решения суда при наличии специальных оснований, предусмотренных ГК РФ, по требованию уполномоченных законом государственных органов или органов местного самоуправления. В настоящее время ГК РФ (п. 2 ст. 61) фиксирует несколько общих для всех юридических лиц оснований для принудительной ликвидации, в том числе:

  • 1) допущение грубых нарушений закона при создании организации, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • 2) осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
  • 3) осуществление юридическим лицом деятельности: запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Реализация положения о неоднократности нарушений должна учитывать разъяснения КС РФ о том, что ликвидация в этом случае не может быть назначена по одним лишь формальным моментам, она должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности, быть соразмерной нарушениям и вызванным ими последствиям (см. Постановление от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах”, статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А. Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост” и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация”»). В соответствии с этим суду при рассмотрении заявлений о ликвидации необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица; организация не может быть ликвидирована, если допущенные ею нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (см. п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

В случае нарушения обществом требований правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений. Так, по одному из дел прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционная инстанция решение отменила, в удовлетворении иска отказала, признав, что допущенные обществом нарушения носили устранимый характер и не могли служить основанием для ликвидации общества. Анализ материалов данного дела свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя было расценивать как грубые, они носили устранимый характер. Доказательств причинения существенного ущерба правам и охраняемым законом интересам участников общества в деле не было. Президиум ВАС РФ указал, что, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить акционерному обществу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ (см. п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50)).

По всем названным основаниям может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо. Если же организация фактически прекратила свою деятельность (невозможно установить место пребывания органов управления, отсутствуют операции по банковским счетам в течение последних 12 месяцев и т.д.), то по заявлению уполномоченного органа может быть возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника.

Важно учитывать, что ГК РФ оставляет за собой право расширить перечень оснований для принудительной ликвидации. Что касается иных нормативных актов, то они могут лишь конкретизировать причины принудительной ликвидации (например, определять виды грубых правонарушений).

С акционерной спецификой связано наличие в ГК РФ и Законе об АО некоторых конкретных случаев принудительной ликвидации общества (которые, по-видимому, можно квалифицировать как примеры грубого нарушения закона). Общество подлежит ликвидации:

  • 1) при превышении предела числа акционеров закрытого общества в 50 лиц (п. 2 ст. 97 ГК РФ, п. 3 ст. 7 Закона об АО); причем в данной ситуации требование о ликвидации заявляется только по истечении одного года с момента превышения предела, поскольку общество может во избежание ликвидации преобразоваться в открытое в течение годичного срока;
  • 2) при превышении уставного капитала над стоимостью чистых активов по окончании второго и каждого последующего финансового года (п. 4 ст. 99 ГК РФ, п. 6, 7, 11, 12 ст. 35 Закона об АО). Ликвидация по этому основанию в силу судебного решения возможна исключительно тогда, когда общество не совершит в установленный срок определенных действий (не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или ликвидации, нарушит обязанность по опубликованию уведомлений о снижении стоимости чистых активов; детально об этом мы писали в 7.1 учебника).

Конституционность норм о ликвидации по исследуемой причине была поставлена под сомнение рядом лиц, обратившихся в КС РФ. Судебный орган посчитал соответствующие законоположения не противоречащими Конституции РФ, поскольку:

  • – отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации общества призвано адекватно отображать его фактическую несостоятельность (отсутствие доходности и др.); убыточная же деятельность, а равно деятельность, в результате которой акционерное общество не способно выполнять свои обязательства перед акционерами и третьими лицами, а также налоговые обязанности и реально нести имущественную ответственность в случае их невыполнения, не соответствует его предназначению как коммерческой организации;
  • – акционеры при этом не лишены возможности предпринять меры по улучшению финансового положения общества или принять решение о его ликвидации в надлежащей процедуре (см. Постановление КС РФ от 18.07.2003 № 14-П);
  • 3) при неуменъшении уставного капитала на стоимость не реализованных в течение установленного срока акций, перешедших к обществу вследствие неоплаты их учредителями (п. 1 ст. 34 Закона об АО).

В рассмотренных специальных случаях общество может избежать судебной процедуры, самостоятельно инициировав ликвидационный процесс. Более того, применительно ко второму случаю Закон об АО (п. 6,11 ст. 35) обязывает общество принять решение о ликвидации; по сути, при таком варианте развития событий можно говорить об особой разновидности принудительной ликвидации (наряду с принудительной ликвидацией по решению суда) – вынужденном прекращении деятельности юридического лица по решению общего собрания акционеров.

Перейдем к анализу процедуры добровольной ликвидации, осуществляемой по правилам ГК РФ, с учетом требований Закона об АО и устава общества (п. 1 ст. 21 Закона об АО). В случае добровольной ликвидации общее собрание акционеров принимает решения: 1) о ликвидации общества и 2) о назначении ликвидационной комиссии. Перечисленные вопросы могут выноситься на рассмотрение собрания не любым лицом или органом, а лишь советом директоров (наблюдательным советом) (согласно п. 3 ст. 49 Закона об АО – если иное не установлено уставом).

Решения по указанным вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало квалифицированное большинство в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании (п. 4 ст. 49 Закона об АО). Напомним, что при решении вопроса о ликвидации правом голоса наделяются не только владельцы обыкновенных акций, но и владельцы привилегированных акций любых типов (п. 4 ст. 32 Закона об АО). На основе сравнительного анализа предписаний абз. 1 п. 4 ст. 32 и подп . 3 п. 1 ст. 48 Закона об АО следует сделать вывод о том, что владельцы привилегированных акций голосуют не по всем вопросам, затрагивающим ликвидационный процесс, а лишь непосредственно по вопросу о ликвидации общества («быть или не быть» обществу). Поэтому назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов – прерогатива акционеров, обладающих обыкновенными акциями. Естественно, здесь мы не учитываем возможность того, что владельцы привилегированных акций могут приобрести право голоса вследствие прямо названных в законе обстоятельств (невыплата дивидендов и т.д.).

О принятии решения о ликвидации надлежит уведомить в течение трех рабочих дней в письменной форме регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемой организации с приложением решения о ликвидации; получив такое уведомление, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Логично, что с этого момента не допускается государственная регистрация:

  • – изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица;
  • – юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемая организация;
  • – юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации ликвидируемой организации (п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Неоднозначной является проблема «обратимости» добровольной ликвидации. Действующее законодательство не содержит норм, допускающих (впрочем, и запрещающих) возможность отмены акта о ликвидации. Учитывая, что отмена решения о ликвидации не колеблет публичные устои и не ущемляет права третьих лиц (контрагентов, работников и др.), идея «обратимости» ликвидационных процессов видится достаточно здравой, ибо она позволяет реанимировать юридическое лицо при изменении волеизъявления его участников, соответствуя тем самым интересам последних. Не расходится данная идея и с общетеоретической установкой о том, что принятие ликвидационного решения не означает прекращения правоспособности юридического лица (а потому оно вправе совершать юридически значимые действия, не противоречащие закону). Правоприменительная практика, кстати, также склонилась к положительному разрешению поставленного вопроса (см. письмо ФНС от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439 «О государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц»).

Заметим, что противоположных позиций придерживается законодательство ряда зарубежных стран (Германии, Испании, Франции), опирающееся на постулат, в соответствии с которым «каким бы ни было последующее волеизъявление участников, невозможно вернуться к решению о роспуске, за которым обязательно следует ликвидация с последующим прекращением юридического лица».

Основная нагрузка по осуществлению ликвидационных мероприятий лежит на специально создаваемой обществом ликвидационной комиссии. Интересно, что Закон об АО в отличие от ГК РФ не упоминает о правомочности назначения ликвидатора; вместе с тем полагаем, что нет никаких объективных факторов для устранения альтернативности при определении того, какой орган – единоличный или коллегиальный – будет осуществлять ликвидационные мероприятия, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества; именно она от имени ликвидируемого общества выступает в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 21 Закона об АО). О формировании ликвидационной комиссии общество обязано уведомить регистрирующий орган.

Требования к количественному и персональному составу ликвидационной комиссии законодатель не определяет. Единственно, в публичных интересах действует правило, в соответствии с которым, если акционером является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления (п. 4 ст. 21 Закона об АО). Здесь необходимо учитывать, что представители публичных образований не обладают какими-либо преимуществами по сравнению с иными членами ликвидационной комиссии.

Поскольку на период ликвидации ликвидационной комиссии фактически отводится роль исполнительных органов общества, ККП рекомендует предъявлять к членам ликвидационной комиссии требования, аналогичные требованиям к исполнительным органам общества (п. 4.1 гл. 6).

При анализе правового положения ликвидационной комиссии возникает немало неясностей. В первую очередь интерес вызывает полемика относительно правомерности квалификации ликвидационной комиссии в качестве органа юридического лица. Положительный ответ дают многие ученые, в том числе М. И. Брагинский, Т. М. Медведева, А. В. Тимофеев, Г. С. Шапкина (хотя и обоснованно подчеркивающая, что данный орган занимает особое положение). Им оппонирует, в частности, Д. В. Ломакин, приводящий следующие аргументы, по которым комиссия не может быть признана органом:

  • – ее «…целью деятельности… является не обеспечение нормального функционирования… посредством осуществления управленческих или контрольных функций, что характерно для органов общества, а организация и проведение процесса ликвидации»;
  • – у нее нет собственной компетенции; полномочия закрепляются за органами управления, «а с момента назначения ликвидационной комиссии они просто переходят к ней в силу прямого указания закона»;
  • – «образование ликвидационной комиссии не влечет за собой прекращение деятельности всех органов общества. Более того, решение по ряду вопросов может быть принято именно этими органами».

В итоге ученый приходит к выводу, что изучаемая комиссия «…является образованием, осуществляющим управленческие полномочия…», без приобретения статуса органа управления . Представляется, однако, что указанные доводы свидетельствуют все-таки о специфичности ликвидационной комиссии как структурного образования, а не о недопустимости ее причисления к органам: как и любой иной орган юридического лица, ликвидационная комиссия есть организационно оформленная и структурно обособленная часть юридического лица, образуемая в установленном порядке, обладающая определенными полномочиями, в том числе по принятию решений, имеющих правовые последствия для участников и третьих лиц.

Принятие решения о ликвидации, как указывалось, не приводит к прекращению правоспособности общества: понятно, что она прекратится лишь в момент внесения записи об исключении юридического лица из государственного реестра. Значительно более сложным является вопрос о том, имеет ли место изменение правоспособности у ликвидируемого юридического лица; например, с точки зрения Е. В. Нода, «…с началом деятельности ликвидационной комиссии юридическое лицо приобретает целевую право способность», а потому следует «…предусмотреть в ГК по опыту Германского гражданского уложения, что ликвидационная комиссия может совершать только указанные сделки». Таким образом, данный вопрос имеет выход на проблему ограничения круга действий, совершаемых от имени организации ликвидационной комиссией.

Ликвидационная комиссия совершает следующие основные действия по ликвидации общества в установленном порядке (ст. 63 ГК РФ, ст. 22 Закона об АО):

  • 1) доводит до сведения третьих лиц информацию о ликвидации, причем в двух формах:
    • – путем помещения в органах печати сообщения о ликвидации общества, порядке и сроках (не менее двух месяцев) предъявления требований кредиторами;
    • – посредством письменного уведомления кредиторов о ликвидации юридического лица.

Таким образом, информирование должно носить не только публичный, но и персональный характер, что позволяет говорить о большей степени «защищенности» контрагентов ликвидируемой организации;

  • 2) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
  • 3) составляет по окончании срока для предъявления требований кредиторами промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого общества, о предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Данный баланс нуждается в утверждении на общем собрании акционеров; о его составлении согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» информируется регистрирующий орган;
  • 4) осуществляет выплату денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если же имеющихся денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, комиссия осуществляет продажу иного имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

  • 5) составляет после завершения расчетов с кредиторами окончательный ликвидационный баланс, подлежащий утверждению общим собранием акционеров;
  • 6) распределяет оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество среди акционеров.

Ограничиваются ли полномочия ликвидационной комиссии решением вышеперечисленных задач? Ответ на поставленный вопрос опосредован разрешением следующих «контактирующих» проблем:

  • а) сохраняются ли после принятия решения о ликвидации полномочия у иных органов управления юридического лица и если да – в каком объеме;
  • б) каковы юридические последствия несоответствия действий, совершаемых ликвидационной комиссией, целям ликвидации.

Первая проблема вроде бы разрешена на законодательном уровне: согласно п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Еще далее идет законодатель в Законе об АО и некоторых других, указывая на переход к комиссии всех полномочий по управлению. Вместе с тем последняя формулировка встретила критику в литературе и, думается, совершенно обоснованную – хотя бы потому, что «…в процессе ликвидации не все полномочия оказываются у ликвидационной комиссии, например общее собрание… должно утвердить промежуточный ликвидационный баланс, а после завершения расчетов с кредиторами –ликвидационный баланс», на что прямо указывает закон (п. 2, 5 ст. 63 ГК РФ, п. 4, 7 ст. 22 Закона об АО; см. также Определение КС РФ от 16.02.2006 № 51-0). Считаем, что имеет смысл говорить о сохранении за общим собранием акционеров и иных полномочий, в частности по поводу изменения персонального состава ликвидационной комиссии, одобрения сделок, отмены решения о ликвидации. Целесообразным видится и сохранение контрольных и управленческих полномочий за советом директоров хозяйственных обществ. По сути, речь должна идти о полном прекращении функционирования лишь единоличного и коллегиального исполнительных органов. В свете сказанного, а также учитывая, что собрание участников юридического лица и совет директоров относятся действующим законодательством к органам управления, корректировка рассмотренных норм о переходе полномочий по управлению к ликвидационной комиссии была бы не напрасной; при этом в основу определения компетенции общего собрания и совета директоров может быть положен принцип, исходя из которого полномочия за перечисленными органами сохраняются, за исключением прописанных в законе. Например, имеются основания для лишения общего собрания возможности принятия решений по вопросам о реорганизации, о внесении большинства изменений и дополнений в устав (тем более что после внесения записи о нахождении юридического лица в процессе ликвидации не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, а равно государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемая организация, либо регистрация юридических лиц, которые возникают в результате ее реорганизации).

Другим аспектом, который должен, как отмечалось, попасть в поле зрения в связи с рассмотрением пределов компетенции ликвидационной комиссии, является вопрос о соответствии совершаемых действий целям ликвидации. В условиях пробельности закона на этот счет в цивилистической науке не могли не появиться различные трактовки проблемы. Так, по мнению Д. В. Ломакина, «никаких решений, не связанных с процессом ликвидации… ликвидационная комиссия принимать не вправе. Совершаемые ликвидационной комиссией… сделки также должны быть обусловлены целью прекращения деятельности юридического лица». Менее категоричны М. И. Брагинский, Т. М. Медведева и А. В. Тимофеев, резонно, на наш взгляд, считающие, что полномочия комиссии не должны исчерпываться только возможностью совершения действий, непосредственно направленных на выполнение возложенных на нее законом функций, так как «юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, может продолжать действовать в течение какого-то, порой продолжительного времени…». В любом случае данный вопрос требует четкого нормирования.

Наконец, в законодательной регламентации настоятельно нуждаются и многие иные вопросы, затрагивающие порядок и последствия деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора), в том числе вопросы: кворума, порядка голосования и принятия решения на заседании ликвидационной комиссии; правил избрания председателя ликвидационной комиссии; последствий нарушения сроков ликвидации; возможности привлечения членов комиссии к ответственности за убытки, причиненные ликвидируемому юридическому лицу.

Ликвидация считается завершенной, а общество – прекратившим существование с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, ст. 24 Закона об АО). Для этого в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица после завершения процесса ликвидации (но не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации) должны быть представлены: а) заявление о государственной регистрации установленной формы; б) ликвидационный баланс (имеется в виду окончательный); в) документ об уплате государственной пошлины (см. ст. 21, 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Особенности распределения имущества ликвидируемого общества между акционерами

При распределении между акционерами имущества ликвидируемого общества действуют следующие правила, установленные ст. 23 Закона об АО:

  • 1) имущество передается участникам общества исключительно после завершения расчетов с кредиторами;
  • 2) распределение происходит в определенной очередности:
    • – в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст. 75 Закона об АО;
    • – во вторую очередь производятся выплаты начисленных, но невыплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом ликвидационной стоимости по привилегированным акциям (открытым при этом остается вопрос о том, каковы должны быть пропорции между выплатами дивидендов и ликвидационной стоимостью при недостаточности имущества для акционеров второй очереди);
    • – в третью очередь имеет место распределение имущества между акционерами – владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций (правда, непонятно, по какому принципу, тем более что номинал обыкновенных и привилегированных акций может не совпадать).

Таким образом, владельцы привилегированных акций могут получить имущество в порядке и третьей очереди: преимущественное (во вторую очередь) получение определенной уставом ликвидационной стоимости никак не влияет и не ограничивает право владельцев привилегированных акций на участие в равноправном распределении оставшегося для третьей очереди имущества.

Закон об АО не дает прямого ответа на вопрос о правах владельцев обыкновенных акций на участие в распределении имущества в части начисленных, но не выплаченных им дивидендов. Более того, формальное прочтение ст. 23 позволяет даже утверждать, что дивиденды по обыкновенным акциям должны выплачиваться в рамках четвертой кредиторской очереди, что нельзя не признать абсурдным (поскольку в таком случае теряется смысл привилегированных акций, владельцы которых получают невыплаченные дивиденды после кредиторов). Считаем, что по действующему законодательству при ликвидации владельцы обыкновенных акций могут получить имущество общества только в порядке реализации права на получение имущества ликвидируемого общества (но не на получение дивидендов). Думается, что аналогичным должен быть подход и применительно к акционерам – владельцам привилегированных акций с неопределенным дивидендом. В соответствии с этим следует внести поправки в Закон об АО;

  • 3) распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди;
  • 4) для второй очереди установлены специальные правила:
    • – при выплате ликвидационной стоимости учитывается очередность ее получения: выплата стоимости по акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты стоимости по акциям предыдущей очереди. Вследствие этого внутри второй очереди фактически имеет место собственная очередность;
    • – если имущества недостаточно для выплаты дивидендов и ликвидационной стоимости всем акционерам – владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между ними пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа (ст. 23 Закона об АО). Применительно к случаям наличия акций нескольких типов, по-видимому, должен работать принцип пропорциональности при распределении между группами акционеров (владеющих акциями разных типов) соответствующих сумм.
  • Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству

    России и стран Западной Европы. – М.: Юристъ, 2000. – С. 190.

  • Подробнее см.: Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. – С. 161.
  • См.: Шапкина Г. С. Новое в российском акционерном законодательстве. Изменения и дополнения Федерального закона «Об акционерных обществах». – М., 2002. – С. 71.
  • См.: Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. – С. 108–109.
  • Нода Е. В. Ликвидация юридических лиц по законодательству РФ: автореф, дис. … канд. юрид. наук. – М., 2005. – С. 21, 22.
  • Ларин В. В. Акционерное право. Указ. соч. – С. 130.
  • Значимость регламентированности затронутых аспектов повышается в ситуации несоблюдения ликвидационной комиссией сроков ликвидации (полный переход всех управленческих полномочий к ликвидационной комиссии фактически приводил бы в таких условиях к лишению акционеров права на участие в управлении обществом).
  • Ломакин Д. В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. – С. 108.
  • См.: Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы. – С. 162.

Открытое Акционерное Общество или Публичное акционерное общество (ОАО или ПАО) – коммерческая организация, созданная акционерами, с правом передачи акций, принадлежащих участникам, третьим лицам без согласия на то других акционеров общества. Учредительным документом компании с таким видом организационно-правовой формы является Устав общества, высший управляющий орган ПАО — собрание акционеров. Российское законодательство предусматривает возможность ликвидации акционерного общества, процедура закрытия ОАО идентична процедуре по ликвидации ООО, однако имеет определенный порядок действий, являющийся обязательным для исполнения (ст. 21 ФЗ » Об Акционерных обществах»). Процесс ликвидации ПАО регулируется такими основными законодательно-правовыми актами, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон об Акционерных обществах, Закон о регистрации, Закон о бух. учете. Ликвидация ПАО представляет собой процесс, влекущий, в конечном результате, полное прекращение деятельности компании с погашением всех прав и обязанностей общества и невозможностью передачи или приобретения этих прав и обязанностей другими юридическими лицами. Кроме того, прекращение финансово-хозяйственной деятельности ПАО предполагает отсутствие возможности присоединения или слияния с другой организацией. Основными причинами ликвидации ПАО, как правило, являются:

  • Окончание срока действия организации, как акционерного общества. Дата окончания деятельности ПАО может быть установлена учредительными документами при создании общества, непосредственно перед окончанием срока функционирования предприятия необходимо принятие решения о его ликвидации либо дальнейшем продлении сроков действия.
  • Достижение требуемого результата. Когда создание и открытие акционерного общества требовалось для реализации какого-либо единовременного проекта (например, строительство торгово-промышленного объекта), после сдачи объекта в эксплуатацию деятельность ПАО должна быть прекращена; продолжение проекта возможно при внесении изменений в устав организации.
  • Окончание срока лицензии, выданной для осуществления конкретного вида деятельности. Срок прекращения деятельности ПАО устанавливается акционерами компании.

Ликвидация ПАО: основные виды

Процедура ликвидации предприятия ПАО может осуществляться как в добровольном, так и в принудительном порядке, то есть с вынесением судебного решения, также возможна ликвидация ПАО через процедуру банкротства. Поговорим о каждом из видов более подробно.

Добровольная ликвидация ПАО

Ликвидация акционерного общества в добровольном порядке предполагает два важных условия, отличающих прекращение деятельности ПАО от закрытия иных юридических лиц:

  1. ПАО не может быть ликвидировано посредством методов слияния или присоединения.
  2. Решение о ликвидации принимается на общем собрании акционеров на основании не менее 75% голосов от общего числа участников.

Протокол о ликвидации ПАО и ликвидационные балансы утверждаются на общем собрании акционеров, которые должны быть уведомлены:

  • за 30 дней – до даты проведения собрания, целью которого является подписание протокола о ликвидации общества;
  • за 20 дней – до даты проведения собрания с целью подписания балансовой отчетности.

На акционерном собрании, целью которого является утверждение намерений о ликвидации ПАО, выдвигаются два вопроса: закрытие Общества и создание ликвидационной комиссии, выбор членов которой осуществляется посредством общего голосования. Перед ликвидационной комиссией ставятся следующие задачи:

  • подсчет активов и финансов, эквивалентных стоимости имущества, на их основе члены комиссии составляют промежуточный баланс экономической деятельности предприятия;
  • установление наличия и размера задолженности акционерного общества, определение сроков приема заявлений от кредиторов на исполнение долговых обязательств;
  • продажа активов общества, погашение задолженностей средствами, вырученными от реализации активов;
  • определение окончательного ликвидационного баланса;
  • увольнение работников по инициативе работодателя;
  • закрытие банковских счетов общества;
  • передача документов (протокола и решения общего собрания акционеров) в регистрирующий орган для исключения ликвидируемого ПАО из списка юр.лиц.

Важно! Не допускается внесение каких-либо поправок и изменений в документы, связанные с деятельностью акционерного общества, проходящего процедуру ликвидации, после передачи их в государственный регистрирующий орган.

ПАО считается ликвидированным после снятия его с учета в ЕГРЮЛ и получения свидетельства о прекращении хозяйственной деятельности. Учредители общества обязаны в течение 3-х дней в письменной форме уведомить государственный орган о принятии решения о ликвидации ПАО по своему юридическому адресу (ст. 20 п. 1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).

При отсутствии долгов у ПАО на момент ликвидации имущество распределяется между всеми акционерами пропорционально количеству акций, которыми обладает каждый участник.

Порядок и правила выплаты кредиторам, согласно долговым обязательствам, прописан в ст. 64 п. 1 ГК РФ. Согласно закону задолженности погашаются в соответствии с очередностью:

  1. Гражданам, перед которыми ликвидируемое Общество несло ответственность за их жизнь и здоровье, в том числе гражданам с ограниченными возможностями. Выплата задолженностей происходит в виде компенсации морального вреда или посредством капитализации повременных платежей.
  2. Работникам ПАО в виде выходных пособий и заработной платы.
  3. Оплата счетов во внебюджетные фонды.
  4. Погашение долговых обязательств перед остальными кредиторами, заявившими о наличии у Общества невыплаченных долгов в установленный законом срок.

Документы по ликвидации ПАО включают в себя внушительный список, в числе основных:

  • учредительные документы общества со всеми ранее внесенными изменениями (оригиналы);
  • протокол по принятию решения о ликвидации предприятия (оригинал);
  • подтверждение информации в СМИ о ликвидации предприятия;
  • ликвидационная карта ф.3;
  • справка из статистических органов по аннулированию выданных ранее статистических кодов (оригинал);
  • оригиналы справок из ПФР и ФСС, подтверждающие снятие общества с учета;
  • оригинал справки их ИФНС, подтверждающую снятие общества с учета в данном органе;
  • оригинал справки из центра занятости, подтверждающую снятие с учета;
  • оригинал выписки из банков по закрытию расчетных счетов;
  • оригинал справки, подтверждающей уничтожение фирменных бланков, штампов и печатей;
  • оригинал акта, в котором содержится информация по разделу имущественных активов – предоставляется, если участников акционерного общества несколько;
  • оригинал справки из архивного учреждения, подтверждающей передачу документации общества на хранение;
  • аудиторское заключение.

Добровольная ликвидация ПАО неизбежно влечет за собой увольнение сотрудников. Расторжение трудового договора предполагает обязательные выплаты работникам: компенсация в размере 2-х месячной заработной платы, компенсация за неиспользованный отпуск, а также иные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством РФ. О факте закрытия предприятия его сотрудники должны быть письменно уведомлены под роспись не позднее, чем за 2 месяца до даты заседания акционеров и принятии решения о ликвидации общества. Вместе с тем, члены ликвидационной комиссии обязаны заранее подать сведения о сотрудниках с указанием их личных данных, сведений о трудовой деятельности и профессиональной квалификации в службу занятости населения для нового трудоустройства. Порядок и сроки поэтапных действий при ликвидации ПАО регулируются ст. 22 ФЗ «Об акционерных обществах». Сроки ликвидации ПАО складываются из следующих пунктов:

  • срока, назначенного для уведомления всех акционеров – 1 месяц;
  • сроков, назначенных для расчетов с кредиторами 2-й и 3-й очередей — 1 месяц после окончания всех расчетов;
  • срока, назначенного для оповещения в СМИ о ликвидации ПАО – не ранее 2 месяцев с момента публикации в изданиях;
  • сроков, назначенных для уведомления внебюджетных фондов и иных структур, при подаче заявления о ликвидации в регистрирующий орган.

Кроме того, оповещение о закрытии Общества органов ИФНС должно быть осуществлено не позднее трехдневного срока с момента принятия решения по ф. Р15001. Обращение кредиторов, а также иных заинтересованных лиц за возмещение долговых обязательств, производится в срок, назначенный должником самостоятельно после опубликования о ликвидации ПАО в СМИ, срок выплат будет составлять не менее 2-х месяцев с даты подачи объявления. Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что сроки проведения официальной процедуры добровольной ликвидации ПАО будут составлять не менее 4-х месяцев.

Принудительная ликвидация ПАО

Принудительная (обязательная) ликвидация Акционерного Общества производится на основании принятого судом решения. Среди основных причин для принудительного закрытия ПАО:

  1. нарушения Обществом действующего законодательства РФ, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия;
  2. при отсутствии у Общества специальной лицензии на ведение хозяйственной деятельности;
  3. ведение нелегальной деятельности участниками Акционерного Общества;
  4. в случае объявления Общества банкротом.

Кроме того, ПАО может быть ликвидировано в принудительном порядке в случаях:

  • если превышен допустимый лимит числа акционеров;
  • если рыночная стоимость акций установлена ниже номинальной и отсутствует факт реализации акций Обществом в течение года;
  • если величина стоимости чистых активов Общества является меньшей относительно величины его Уставного капитала по окончании установленного законом срока.

Ликвидация ПАО путем объявления Общества банкротом

Ликвидация Акционерного общества возможна также путем объявления его банкротом, подробный порядок действий прописан в законе «О банкротстве». Процедура банкротства ОАО является довольно сложным и трудозатратным процессом, в основе которого лежат довольно веские причины, например:

  • когда Общество не в состоянии производить какие-либо финансовые операции по определенным денежным обязательствам, в том числе и оплачивать кредиторские задолженности;
  • когда Общество не имеет возможности произвести выплату долга по требованиям кредиторов на основании судебного решения в течение 2-х недель с момента вступления Постановления суда в законную силу;
  • когда Общество не обладает достаточным количеством активов для исполнения ранее возложенных кредиторских обязательств;
  • в период деятельности избранного временно органа управления, при невозможности восстановления дальнейшей работоспособности предприятия.

Инициаторами ликвидации ПАО через банкротство могут являться акционеры сообщества, которые вправе самостоятельно подать заявление в Арбитражный суд на объявление себя банкротом. Вместе с заявлением прилагаются документы о неплатежеспособности Общества, в том числе, годовая и бухгалтерская отчетность. Кроме того, на несостоятельность предприятия ПАО в суд могут подать:

  • местные и районные государственные органы;
  • заинтересованные предприятия в лице кредиторов;
  • органы прокуратуры, при неоднократном установлении фактов правонарушений в экономической деятельности Общества.

В ходе судебного процесса Арбитражный суд рассматривает заявление о банкротстве Акционерного общества, с вынесением постановления о назначении арбитражного управляющего, который принимает на себя обязательства по управлению хозяйственной деятельностью предприятия, а также занимается иными вопросами Общества, в том числе, представляет его интересы в суде, занимается ведением процедуры банкротства, уведомлением СМИ о ликвидации данного Общества, возвратом долгов за счет реализованных активов предприятия, составлением балансов, подачей документов в регистрирующий орган для завершения банкротства и исключения Общества из списка юридических лиц. Ликвидация ПАО через банкротство это наилучший и безопасный способ закрыть Общество с долгами, ведь результатом проведения процедуры банкротства является списание всех долговых обязательств перед кредиторами, сотрудниками, государством.