Ломбардный список банка России 2018
Для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ будет принимать только рейтинги агентства АКРА. При этом требования к минимальным рейтингам станут жестче, чем сейчас. Для ряда эмитентов это усложнит размещение облигаций Читать в полной версии Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Пресс-релиз «Об уточнении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России» ЦБ опубликовал в пятницу, 14 апреля. «Начиная с 14 июля 2017 года при включении в ломбардный список облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также облигаций юридических лиц — резидентов Российской Федерации… будет требоваться наличие… кредитного рейтинга на уровне не ниже ВВВ (RU), присвоенного кредитным рейтинговым агентством АКРА», — говорится в пресс-релизе.
Ранее для этого использовались рейтинги российских подразделений «большой тройки» глобальных рейтинговых агентств: S&P Global Ratings, Fitch Ratings и Moody’s Investors Service. Рейтинги российских агентств ЦБ до сих пор в этих целях игнорировал.
Для включения в ломбардный список бумаг иностранных эмитентов ЦБ, согласно пятничному пресс-релизу, продолжит принимать глобальные рейтинги «большой тройки», но с 14 июля ужесточит требования к минимальному уровню рейтинга для включения в ломбардный список — с текущего уровня B+/B1 до BB-/Ba3 в зависимости от агентства.
«Все выпуски облигаций, включенные в ломбардный список по состоянию на 14 июля 2017 года, сохраняются в ломбардном списке до их погашения», — говорится в пресс-релизе регулятора.
Повод для изменений — отказ «большой тройки» от выдачи внутрироссийских рейтингов и необходимость их замены в регулятивных документах ЦБ. Ранее Банк России уже сообщил, что пенсионные деньги НПФ могут держать тоже только в банках с рейтингом АКРА. Таким образом, хотя при ЦБ сейчас аккредитовано два российских рейтинговых агентства (кроме АКРА это «Эксперт РА»), наиболее важные решения — по пенсионным средствам и ломбардному списку — Банк России готов принимать пока на основании оценок только одного из них.
Впрочем, в дальнейшем Банк России «может рассмотреть вопрос об использовании при формировании ломбардного списка кредитных рейтингов иных кредитных рейтинговых агентств», указано в пресс-релизе.
Ломбардный список Центрального банка — перечень ценных бумаг, которые Банк России готов принять в качестве залога при предоставлении кредитов коммерческим банкам. Он утверждается советом директоров ЦБ. Наличие бумаг в ломбардном списке, а теперь и наличие по ним (или по эмитенту) рейтинга АКРА крайне важно для эмитентов. Это повышает ликвидность облигаций и спрос на них со стороны инвесторов. Если это банки, они могут получать прямое рефинансирование в Банке России под такие бумаги. Прочим инвесторам при наличии указанного рейтинга проще получить под такие бумаги банковское финансирование.
Реакция конкурентов
«Использование рейтингов российских агентств для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ — знаковое решение для рынка, фактически означающее признание уровня качества и доверие ЦБ оценкам российских агентств в ключевом для регулятора вопросе рефинансирования», — говорит глава АКРА Екатерина Трофимова.
Впрочем, конкурирующее российское агентство «Эксперт РА» не теряет надежды наверстать упущенные позиции. «Решение о том, оценки какого агентства и уровня используются для включения ценных бумаг в ломбардный список ЦБ, принимает совет директоров Банка России, и он сейчас ведет работу по оценке того, насколько адекватна наша новая методология рейтингования», — сообщил РБК президент «Эксперт РА» Дмитрий Гришанков. По его словам, процесс идет довольно быстро и в «Эксперт РА» ожидают, что им удастся убедить регулятора в качественности их методики и в течение ближайших недель получить положительное заключение.
«Наличие хотя бы двух агентств, чьи рейтинги используются в указанных целях, сделало бы ситуацию более объективной с точки зрения конкуренции», — говорит Гришанков.
Впрочем, ЦБ не готов безусловно верить и рейтингу АКРА. Как указано в пресс-релизе регулятора, «помимо наличия у выпусков (эмитентов) ценных бумаг указанного кредитного рейтинга АКРА при принятии решения о включении ценных бумаг в ломбардный список будут учитываться результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства». Таким образом, качество бумаг вслед за АКРА ЦБ намерен перепроверить самостоятельно.
Значение для рынка
В целом ЦБ в условиях профицита ликвидности на рынке ведет работу по постепенному сокращению рефинансирования банков под бумаги из ломбардного списка — это означает, что эмитентам в принципе становится сложнее попасть в ломбардный список, считают участники рынка. Так, требования к международным рейтингам ужесточаются не впервые за последнее время. В июле 2016 года ЦБ (тогда еще использовавший для включения бумаг в ломбардный список только рейтинги «большой тройки») уже повышал минимальные требования к ним с уровня B-/B3 до текущего B+/B1 в зависимости от агентства, напоминают представители рейтинговых агентств.
При этом переход на рейтинги АКРА может внести отдельный вклад в это. «Установленный уровень рейтинга BBB (RU) от АКРА довольно высокий, исходя из него в ломбардный список могут попасть чуть меньше половины обладателей рейтингов АКРА, что в будущем может сократить число выпусков ценных бумаг в ломбардном списке примерно на четверть», — говорит источник РБК, знакомый с ситуацией. Текущий уровень отсечки по рейтингу был мягче. «Сложно прогнозировать, как будет развиваться ситуация, могу лишь сказать, что сейчас критерию B+ по минимальному уровню рейтинга соответствует около 60% общего количества рейтингов, присвоенных S&P», — указывает замдиректора по банковским рейтингам S&P Сергей Вороненко.
«Уже объявленные требования могут отсечь от ломбардного списка, на мой взгляд, не более 10% от общего числа новых выпусков, в основном за счет банков и технических компаний», — оценил директор департамента рынков долгового капитала Росбанка Антон Кирюхин. По его оценкам, в терминах объема выпусков в деньгах речь идет о несколько меньшей доле, поскольку наибольшие объемы эмитируются крупнейшими компаниями с высоким рейтингом.
Учитывая, что пока в ломбардный список можно будет попасть лишь с рейтингом АКРА, ряд эмитентов, заключивших договоры о рейтинговании с другими агентствами, могут столкнуться с рисками и вовсе не попасть в ломбардный список в течение ближайшего года. По сведениям РБК, недавно и на ближайший год договоры с АКРА заключили ряд субфедеральных эмитентов, например Новгородская область. Информация об этом содержится в Единой информационной системе в сфере госзакупок. Учитывая, что это бюджетные структуры, финансировать новые договоры — теперь уже с АКРА — они не могут себе позволить. Практически, если рейтинги «Эксперт РА» ЦБ так и не будет принимать для включения бумаг в ломбардный список в течение ближайшего года, это означает меньший интерес к их размещениям со стороны рынка.
«Действительно, договоры о рейтинговании обычно заключаются на год, что и было сделано указанными эмитентами, расторжению не подлежат без крайне веских на то оснований, но мы рассчитываем на одобрение в ближайшее время ЦБ нашей методологии и возможное скорое принятие регулятором наших рейтингов для включения ценных бумаг в ломбардный список», — указывает Гришанков.
Действующие условия могут быть и смягчены в связи с тем, что до 14 июля еще одно рейтинговое агентство может получить одобрение ЦБ своей методологии, согласен Антон Кирюхин. «Но все же для рынка большой плюс, что новые требования по ломбардному списку не касаются старых выпусков, иначе ситуация для эмитентов была бы намного тяжелее», — резюмировал он.
5 октября 2017 Изменение подходов к формированию Ломбардного списка Банка России
Что произошло
Банк России перестал включать в Ломбардный список новые выпуски облигаций кредитных и страховых организаций.
Ключевые моменты
Пресс-релизом от 07 июля 2017 г. (Информация «Об изменении подходов к формированию Ломбардного списка Банка России») Банк России уведомил, что с 1 октября 2017 года в Ломбардный список не включаются новые выпуски облигаций кредитных организаций и Внешэкономбанка, страховых организаций, международных финансовых организаций, а также еврооблигации, относящиеся к указанным лицам.
По мнению рыночных аналитиков, данное решение Банка России может быть связано с чрезмерным распространением схем перекрестного вложения банков в ценные бумаги друг друга, что создавало неверную картину финансового положения участвующих в таких схемах банков, а также сдерживало кредитование реального сектора экономики. Отмечается, что принятое Банком России решение может сократить объемы выпуска указанных ценных бумаг. При этом интерес банков к облигациям компаний нефинансового сектора может вырасти.
Само Указание Банка России от 10 августа 2012 года № 2861-У «О перечне ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России» остается неизменным и по-прежнему позволяет включать в Ломбардный список облигации любых юридических лиц – резидентов РФ, отвечающие определенным требованиям. Таким образом, речь идет не об изменении данного нормативного акта, а об изменении практики его применения.
Отметим, также, что с 1 октября 2017 года начинается поэтапное снижение регулятором поправочных коэффициентов и увеличение дисконтов по ранее включенным в Ломбардный список ценным бумагам указанных финансовых организаций.
С 1 июля 2018 года операции кредитования и операции репо Банка России с указанными ценными бумагами будут полностью приостановлены.
Александр Гущин
Из инструмента управления ликвидностью банковского сектора Ломбардный список ЦБ фактически превратился в основной драйвер развития рынка корпоративных облигаций. Теперь нужно заботиться о качественном расширении этого рынка.
После кризиса ставки на российском рынке облигаций претерпели существенное снижение. В результате рынок стал размораживаться: начал восстанавливаться спрос со стороны российских компаний на облигации как источник финансирования.
Объем российского рынка облигаций активно рос на протяжении последних двух с половиной лет: с 31 декабря 2009-го по 30 июня 2011 года рост составил 30,7%. При этом только за первое полугодие нынешнего года объем рынка увеличился на 13% и составил, по оценкам «Эксперт РА», 3,32 трлн рублей.
График 1. Российский рынок облигаций активно восстанавливается
Совокупный объем выпущенных российскими эмитентами облигаций, трлн. рублей
Источник: «Эксперт РА» по данным Cbonds
Такая ситуация обусловлена активностью эмитентов на рынке публичного долга. За 2010-й и первое полугодие 2011 года совокупно было размещено облигаций на 1,55 трлн рублей. В частности, за первые шесть месяцев 2011 года совокупный размер новых эмиссий 605 млрд рублей, за аналогичный период 2010 года — 335 млрд. При этом основу новых эмиссий составляют бумаги эмитентов, включенных в Ломбардный список Банка России.
Формирование Ломбардного списка может поспособствовать развитию рынка облигаций. В Ломбардный список включаются только бумаги эмитентов, имеющих кредитный рейтинг от международных рейтинговых агентств. Если бы критерии включения были расширены за счет кредитных рейтингов национальных агентств, то размер новых эмиссий за исследуемый период с 31 декабря 2009-го по 30 июня 2011 года превысил бы 2 трлн рублей.
График 2. Активность эмитентов резко увеличилась со второй половины 2010 года
Объем размещенных российскими эмитентами облигаций, млрд. рублей
Источник: «Эксперт РА» по данным Cbonds
Банки — главные эмитенты
Основной вклад в рост российского рынка облигаций вносят банки. Доля эмиссий банков в структуре новых облигационных займов за полтора года составила 22%, что объясняется их широким представительством в Ломбардном списке. По 11% приходится на компании металлургической отрасли и государственные финансовые институты.
График 3. На банки приходится 22% новых эмиссий облигаций
Структура новых размещений на российском рынке облигаций с 31.12.2009 по 30.06.2011 гг. в разрезе отраслей
Источник: «Эксперт РА» по данным Cbonds
Несмотря на наибольшую долю банков в структуре новых эмиссий, в топ-10 наиболее активных игроков российского рынка публичного долга попал только Россельхозбанк с пятью выпусками общим объемом 35 млрд рублей. Первое место в этом ренкинге занял ВЭБ, объем четырех выпусков которого превысил 102 млрд рублей. Места со второго по пятое разделили компании «Газпром нефть» (5 эмиссий), Евразхолдинг (6), «Уралкалий» (1) и ФСК ЕЭС (6), каждая привлекла на рынке за исследуемый период по 50 млрд рублей.
В списке крупнейших организаторов на рынке облигаций за то же время первое место занимает «ВТБ Капитал», который организовал выпуск 55 бумаг 28 эмитентов совокупным объемом 207,5 млрд рублей.
Рынок организаторов эмиссий для российских эмитентов высококонцентрированный. Три крупнейших игрока — «ВТБ Капитал», «Тройка Диалог» и Газпромбанк — распределили доли в структуре размещений соответственно по 20, 14 и 10%. Всего за этот период было организовано 434 эмиссии 41 организатором.
В кризис Ломбардный список был в первую очередь инструментом поддержки банковского сектора и системообразующих предприятий. По стабилизации ситуации на финансовом рынке правительство стало сворачивать антикризисные меры, в результате были повышены требования к уровню кредитного рейтинга и из Ломбардного списка исключены бумаги системообразующих предприятий.
Дефолты позади
За анализируемый период на российском рынке облигаций допущено в общей сложности 237 дефолтов, а совокупный объем неисполненных обязательств, по оценкам «Эксперт РА», составил 90,2 млрд рублей.
График 4. Количество и объем дефолтов активно снижаются
Объем и количество дефолтов на российском рынке облигаций, млрд. рублей, шт.
Источник: «Эксперт РА» по данным Cbonds
При этом количество и объем дефолтов активно снижаются. Так, по итогам первого полугодия 2009 года зафиксирован 151 дефолт объемом 94,1 млрд рублей, а по итогам первого полугодия 2011 года — только 43 дефолта объемом 11,7 млрд рублей. Динамика объясняется тем, что основная лавина дефолтов пришлась на кризис, а после его острой фазы одни эмитенты, допустившие дефолт, успешно реструктуризировали свои обязательства или их финансовое положение улучшилось, другие были признаны банкротами. Новые дефолтные эмитенты на российском рынке практически не появились. Тем не менее, по прогнозам «Эксперт РА», во втором полугодии 2011 года объем дефолтов может несколько возрасти по сравнению с текущими результатами и составить около 15 млрд рублей. Скачок вызывает повышенная концентрация в это время оферт и гашений бумаг, эмитенты которых ранее уже допустили дефолты.
Достаточно низкое количество дефолтов свидетельствует о восстановлении кредитоспособности на российском рынке публичного долга. Что дает возможность провести расширение Ломбардного списка в «мирных» условиях, а не в «боевых», как это было с беззалоговым кредитованием в ЦБ у банков. Эволюционный подход в этом вопросе позволит без спешки пересмотреть критерии кредитоспособности для включения в Ломбардный список, у компаний будет время улучшить свои показатели для попадания в эти критерии. Реализация подобного подхода сможет значительно сократить количество и объемы дефолтов в будущем.
Привлечь эмитентов
В анализируемый период размещались в основном эмитенты с высоким уровнем кредитоспособности. Так, 74% от общего объема размещений приходится на эмитентов, бумаги которых включены в Ломбардный список, а 78% — на эмитентов с кредитным рейтингом от международных или национальных рейтинговых агентств.
График 5. Среди новых эмиссий преобладают бумаги эмитентов с высоким кредитным качеством
Структура новых размещений на российском рынке облигаций с 31.12.2009 по 30.06.2011 в разрезе кредитного качества эмитентов
Источник: «Эксперт РА» по данным Cbonds
С одной стороны, высокий уровень кредитоспособности эмитентов будет способствовать снижению числа дефолтов на российском рынке облигаций в будущем. С другой стороны, на сегодня сложилась ситуация, при которой вхождение бумаги в Ломбардный список — один из основных критериев для ее включения инвесторами в свои портфели. Столь жесткие требования к включению бумаг в Ломбардный список объясняют высокую долю таких эмиссий в структуре новых размещений облигаций.
Существует ряд средних по размеру компаний, кредитоспособность которых находится на достаточном уровне для включения их в Ломбардный список. Для подобных компаний получить рейтинг в международных агентствах, что является одним из критериев для включения в список, сложно в силу высокой стоимости, часто — отсутствия консолидированной отчетности по международным стандартам. При этом доступ к финансированию в виде выпуска облигаций, которые будут включены в Ломбардный список, может способствовать активному снижению числа дефолтов и ограничивать их в будущем. «Расширение Ломбардного списка позволит существенно снизить стоимость заимствований средним и мелким компаниям — тем, для кого услуги международных агентств либо чрезмерно сложны, так как требуют ведения учета по IFRS или GAAP, либо чрезмерно дороги», — полагает вице-президент по финансам ОАО «НК «РуссНефть”» Дмитрий Устинов. «Зачастую рейтинг национальных рейтинговых агентств более адекватно отражает фактическое состояние дел на российских предприятиях», — считает финансовый директор ОМЗ Дмитрий Березин.
Стимулировать развитие среднего бизнеса можно путем расширения Ломбардного списка за счет бумаг эмитентов с рейтингами всех рейтинговых агентств, аккредитованных Минфином РФ. Сегодняшняя практика формирования Ломбардного списка ориентирована в первую очередь на крупный бизнес и банковский сектор, в связи с чем в списке представлены только крупнейшие российские компании и банки. «Ломбардный список Банка России должен формироваться исключительно на основе кредитного качества эмитентов, вхождение в данный список системообразующих предприятий является эффективной мерой только во время кризисных явлений в экономике», — уверен Дмитрий Березин.
Ориентация Ломбардного списка на крупный бизнес тормозит развитие рынка организаторов. Сейчас на рынке организаторов эмиссий облигаций сложилась устойчивая связь «крупный эмитент — крупный инвестиционный банк». Средние по капитализации компании не всегда могут себе позволить дорогие услуги крупнейших организаторов, вследствие чего образовалась достаточно жесткая структура рынка, куда выход для новых игроков затруднен. В результате крайне слабо развиваются инвестиционные направления российских банков, поскольку спрос на услуги по организации размещений практически полностью закрывается 10–15 крупнейшими игроками.
Слабость этого направления тормозит развитие всего российского инвестиционного банкинга, элемента, без которого невозможно построить эффективную финансовую систему, не говоря уже про Международный финансовый центр, о формировании которого не перестает заявлять руководство страны.
МОСКВА, 7 июл (Рейтер) — Банк России ужесточил подходы к формированию ломбардного списка в условиях профицита ликвидности и с 1 октября перестанет принимать в обеспечение облигации и евробонды банков, страховщиков и Внешэкономбанка (ВЭБа), сообщил регулятор.
Решение принято «в рамках реализации контрциклического подхода», принимая во внимание ожидаемое сохранение профицита ликвидности в среднесрочной перспективе и достаточность обеспечения.
С 1 октября 2017 года приостанавливается включение в ломбардный список новых выпусков следующих ценных бумаг:
ADVERTISEMENT
— облигаций кредитных организаций и Внешэкономбанка, за исключением банковских бондов с ипотечным покрытием;
— облигаций страховых организаций;
— облигаций международных финансовых организаций;
— еврооблигаций, конечными заемщиками которых являются российские кредитные и страховые организации, а также Внешэкономбанк.
Попавшие под запрет не смогут увеличивать объемы размещения существующих выпусков:
«Если в период с 7 июля 2017 года до 1 июля 2018 года в отношении включенных в ломбардный список облигаций указанных организаций будут регистрироваться/утверждаться изменения, связанные с увеличением их объемов или изменением даты/условий их погашения, ЦБР будет рассматривать возможность приостановления использования соответствующих выпусков облигаций в операциях рефинансирования», — пишет ЦБ.
ADVERTISEMENT
Кроме того, с 1 октября 2017 года осуществляется поэтапное снижение поправочных коэффициентов или увеличение дисконтов по включенным в ломбардный список ценным бумагам указанных организаций.
С 1 октября 2017 года значения поправочных коэффициентов будут снижены на 0,1 или значения дисконтов увеличены на 10 процентных пунктов.
С 1 января 2018 года действующие значения поправочных коэффициентов будут снижены на 0,2 или значения дисконтов увеличены на 20 процентных пунктов.
С 1 апреля 2018 года действующие значения поправочных коэффициентов будут снижены на 0,2 или значения дисконтов увеличены на 20 процентных пунктов.
С 1 июля 2018 года операции кредитования и операции репо Банка России с указанными ценными бумагами будут приостановлены.
Совет директоров Банка России принял решение об исключении с 10 июля 2017 года из ломбардного списка облигаций кредитных и страховых организаций, которые не принимаются Банком России в качестве обеспечения по операциям предоставления ликвидности.
ADVERTISEMENT
«Банк России осуществляет постоянный мониторинг наличия в банковском секторе свободного обеспечения для рефинансирования кредитных организаций и при необходимости готов гибко реагировать на изменение рыночной ситуации», — предупредил ЦБР.
ЦБР изменил регулирование и с 14 июля 2017 года будет включать в ломбардный список только облигации с рейтингами национальных рейтинговых агентств (bit.ly/2sNdpCI).
При этом совет директоров ЦБР разрешил кроме рейтинга АКРА использовать рейтинги Эксперт РА по облигациям регионов и банков.
«Начиная с 14 июля 2017 года при включении в ломбардный список… облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также облигаций кредитных организаций будет требоваться наличие у выпусков (эмитентов) указанных ценных бумаг кредитного рейтинга на уровне не ниже ruВВВ, присвоенного кредитным рейтинговым агентством Эксперт РА, или ВВВ(RU), присвоенного АКРА», — сообщил ЦБР.
Помимо наличия указанного кредитного рейтинга при принятии решения о включении ценных бумаг в ломбардный список ЦБР будет учитывать результаты проводимой Банком России оценки кредитного качества выпусков ценных бумаг (кредитоспособности эмитентов), условий их размещения и обращения, а также иные существенные обстоятельства.
В отношении ценных бумаг, ранее включенных в ломбардный список, Банк России принял решение о том, что корректировка рыночной стоимости облигаций субъектов и муниципальных образований, а также облигаций юридических лиц — резидентов, выпуски которых по состоянию на 13 июля 2017 года не будут иметь кредитных рейтингов, соответствующих требованиям для включения в ломбардный список, действующим по состоянию на 13 июля 2017 года (рейтингов иностранных рейтинговых агентств), и по состоянию на 30 сентября 2017 года − рейтингов, соответствующих требованиям для включения в ломбардный список, действующим по состоянию на 30 сентября 2017 года, осуществляется на следующих условиях:
ADVERTISEMENT
с 1 октября 2017 года по указанным облигациям устанавливается дисконт в размере 60 процентов (поправочный коэффициент в размере 0,4);
с 1 января 2018 года указанные облигации не принимаются в обеспечение по операциям кредитования и операциям репо Банка России.
Решение об изменении дисконтов не распространяется на облигации, исполнение обязательств по которым обеспечено госгарантиями или солидарным поручительством АИЖК (для облигаций с ипотечным покрытием).
Крупнейший госбанк РФ Сбербанк на этой неделе подписал с АИЖК меморандум о сотрудничестве по выпуску ипотечных ценных бумаг, обеспеченных кредитами Сбербанка.
В планах Сбербанка и АИЖК выпуск ипотечных ценных бумаг совокупным объемом до 300 миллиардов рублей в течение ближайших трех лет.
(Елена Фабричная. Редактор Дмитрий Антонов)
Добавить комментарий