Лучшие фильмы об адвокатах

Адвокат — одна из самых загадочных профессий. Людям трудно постичь жажду справедливости, желание разобраться с запутанным делом, муки совести и отчаяния — всю гамму чувств, которые обуревают порой служителей Фемиды. Поэтому фильмы про адвокатов и юристов неизменно пользуются успехом. Мы собрали для вас топ-15 картин, где главными героями являются адвокаты. Приятного чтения!

«Тело как улика” (1993 год), 18+!

  • «Кинопоиск” — 5.7
  • IMDb — 4,4

Цитата: «Обыватели в вопросах секса консервативны. — Они об этом просто не говорят”.

Кадр из фильма: «Тело как улика»

Великолепная Мадонна в период своего расцвета просто делает весь фильм (хотя многие критики сравнивают его с «Основным инстинктом” — и не в пользу первого). Певица играет женщину, которая обвиняют в убийстве своего любовника. Пикантности ситуации придает то, что убит он был во время игр садо-мазо.

Адвокату Дилейну приходится защищать обвиняемую в суде. Мадонна соблазняет адвоката, и тот попадает под ее влияние. Потеряв голову от страсти, он делает все, чтобы любовница вышла сухой из воды, и это у него получается. Но на следующий день после суда Дилейн слышит ее разговор с сообщником и понимает, что любимая не такая уж белая и пушистая… Так кто же все-таки совершил убийство и причастна ли к нему главная героиня? Вот вопрос!

«Узел дьявола” (2013 год)

  • «Кинопоиск” — 6,03
  • IMDb — 6,1

Цитата: «Ты веришь в Бога? Или в дьявола?- Я верю в высшую силу. Высшую силу, и она женского рода”.

Кадр из фильма: «Узел дьявола”

Ах, эти подростки, несносные существа! А если они к тому же носят черные балахоны, длинные волосы, а в наушниках играет «сатанинская” музыка — вообще исчадия ада! Если вы так думаете — обязательно посмотрите этот фильм. Тем более что он основан на реальных событиях.

В центре сюжета — трое таких вот «исчадий”, или, по-другому — обычных подростков, которые мучительно взрослеют и самовыражаются, как умеют. Их обвиняют в убийстве троих восьмилетних мальчиков — действительно, кто же еще мог это сделать! И только один человек — адвокат в исполнении Колина Фёрта — встает на сторону испуганных ребят. Ему предстоит доказать всему городу, что преступник остался на свободе, а невиновных следует отпустить.

Фильм снят в стиле судебного расследования и полон режиссерских приемов. Съемки любительской камерой чередуются с профессиональными, картины судебных заседаний перемежают документальные кадры, а лейтмотивом звучат переживания адвоката, ввязавшегося в это непростое дело.

«Невыносимая жестокость” (2003 год)

  • «Кинопоиск” — 6,8
  • IMDb — 6,3

Цитата: «Цинизм — это плащ, скрывающий наши человеческие чувства”.

Кадр из фильма: «Невыносимая жестокость”

Джордж Клуни и Кэтрин Зета-Джонс знают толк в создании крепких сюжетов! Вот и в этом фильме они создали прекрасный запоминающийся тандем. Клуни играет специалиста по бракоразводным процессам Майлза Масси, а Кэтрин — его соблазнительную клиентку. По сюжету адвокат хочет отвлечься от нудных процессов и заняться легким приятным делом, но не тут-то было! Клиентка оказывается брачной аферисткой. Эх и задаст она жару бедному Масси!

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе” (1998 год)

  • «Кинопоиск” — 7,6
  • IMDb — 7,7

Награды и номинации:

  • Каннский кинофестиваль, номинация — Терри Гиллиам;
  • Национальная Премия Кинокритики (Россия), Золотой Овен, номинация «Лучший иностранный актёр” (Джонни Депп).

Цитата: «За рулём мой адвокат, а не какой-нибудь козёл с дороги!”.

Кадр из фильма: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе

Адвокат безбашенного журналиста доктор Гонзо следует за своим подопечным по городам и весям, погружаясь в пучины наркотического безумства. Первоначальные планы рушатся: вместо сбора материала для статьи об автогонке приятели посещают казино и устраивают погром в местном отеле. Задание редактора написать статью о конференции тоже с треском проваливается: адвокат Гонзо увлекается юной художницей, журналист его выручает — в общем, как-то не до работы.

Отзыв зрителя на «Кинопоиске”

Дальше — больше. Герои доводят себя наркотиками до измененного состояния и полной шизофрении. Куда заведет журналиста и адвоката гонзо-журналистика и килограммы наркотиков?

«Лжец, лжец” (1997 год)

  • «Кинопоиск” — 7,7
  • IMDb — 6,9

Награды:

  • Золотой глобус, «Лучшая мужская роль» — Джим Керри;
  • премия канала «MTV», «Лучшая комедийная роль» — Джим Керри.

Цитата: «- Я люблю тебя. — Спасибо. — Я ждал другого ответа… — Большое спасибо?”

Кадр из фильма: «Лжец, лжец»

Легкий фильм с талантливым Джимом Керри в главной роли, который, однако, поднимает важные этические вопросы. Адвокат Флетчер Рид настолько привык врать, что делает это машинально: обманывает жену, ребенка, друзей. Сам он не видит в этом проблемы, но окружающие его люди жестоко страдают. Жизнь главного героя изменяет чудо: маленький Макс, сын адвоката, загадывает в свой день рождения желание: чтобы любимый папа перестал врать.

Места ребенка сбывается: теперь Флетчер не может вымолвить и слова вранья. Он вынужден говорить правду не только членам семьи, но и начальнику, коллегам, клиентам, чьи дела он ведет. Все это приводит к комичным ситуациям. Но главный урок жизни Флетчер получит на суде, в котором защищает своего клиента. Если бы он соврал, как всегда раньше, дело было бы выиграно. Но Флетчер не может сказать неправду — а значит, заседание обещает быть горячим…

«Линкольн для адвоката” (2011 год)

  • «Кинопоиск” — 7,7
  • IMDb -7,3

Цитата: «Ты знаешь, чего я всегда боялся, Мэгги?.. Что я прогляжу невиновного. Что он будет прямо передо мной, а я ему не поверю”.

Кадр из фильма: «Линкольн для адвоката”

Звезда «Интерстеллара” Мэттью Макконахи справляется с любой ролью — даже успешного адвоката. Его герой Микки Холлер считает, что главное — не засадить за решетку невинного, а добиться оправдания для виновного — дело десятое. Но очередное дело заставляет Микки задуматься и пересмотреть свои принципы.

Холлер начинает разбираться в запутанной ситуации. Преуспевающий риелтор обвиняется в жестоком избиении проститутки. Сам он все отрицает и благодаря адвокату освобождается под залог. Тут бы Микки и радоваться — но он начинает копать и понимает, что обвиняемый не так-то прост.

Оказывается, несколько лет назад риелтор убил женщину, и за это преступление в тюрьму сел невиновный человек. Когда-то адвокат не поверил ему, но теперь истина увидела свет. Холлер поступает, как велит совесть, но теперь ему и его дочери грозит расправа…

Отзыв российского кинокритика в журнале «Афиша”

«Эрин Брокович” (2000 год)

  • «Кинопоиск” — 7,7
  • IMDb — 7,3

Награды:

  • Оскар за лучшую женскую роль (Джулия Робертс);
  • премия Британской академии кино и телевизионных искусств за лучшую женскую роль (Джулия Робертс);
  • Золотой глобус — лучшая женская роль в драме (Джулия Робертс);
  • премия Гильдии киноактёров США за лучшую женскую роль (Джулия Робертс) и за лучшую мужскую роль второго плана (Альберт Финни).

Цитата: «Мне нужна не жалость, а работа. Я старательна, трудолюбива и не уйду, пока вы не возьмете меня”.

Кадр из фильма: «Эрин Брокович”

Фильм основан на реальных событиях. За эту роль Джулия Робертс получила «Оскар” и «Золотой глобус”, а реальная Эрин Брокович — признание во всем мире.

Эрин никогда не думала о карьере правозащитницы, но стала известной именно в этой ипостаси. А начиналось все банально: бывшая модель, разведенная мать троих детей искала работу. Судьба свела ее с адвокатом, который и устроил ее на хорошее место. Отсутствие образования не помешало Эрин проявить себя. Одним из первых дел для нее стала борьба против некой корпорации, которая загрязняла окружающую среду хлором и проворачивала темные дела. Эрин берется за это дело в одиночку и раскапывает страшные вещи. В расследовании ей помогает молодой симпатичный байкер. Благодаря его помощи Эрин вскрывает нарыв. Глава корпорации предстает перед судом, а пострадавшие люди получают компенсации.

«Мимино”

  • «Кинопоиск” — 8,1
  • IMDb — 8,3.

Награды:

  • золотой приз Московского международного кинофестиваля.

Цитата: «Вы знаете что, я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь…”

Кадр из фильма: «Мимино”

Стоп, а что в этой подборке делает советский фильм про обаятельного печального грузина? А как же Светлана Георгиевна — молоденькая женщина-адвокат, которая буквально спасает незадачливого летчика, попавшего в милицию за погром в чужой квартире! Если бы не ее горячее желание разобраться в ситуации (адвокат раскопала, что у Мимино были причины мстить хозяину квартиры) — не отделался бы Валико-Мимино легким испугом.

Любопытный факт: Светланой Георгиевной звали дочку режиссера фильма Георгия Данелия. Она тоже работала адвокатом и стала увековечена в любимом народом фильме.

«Бандитский Петербург” (цикл «Адвокат”)

  • «Кинопоиск” — 8,1
  • IMDb — 7,3

Цитата: «Ты же знаешь: встречают по одежке, провожают по уму. Правда, иногда в последний путь”.

Кадр из фильма: «Бандитский Петербург”

Все мы помним брутального Дмитрия Певцова в кожанке, играющего роль Черного Адвоката. Советуем пересмотреть еще раз — 10 серий пролетят на одном дыхании!

Сергей Челищев начинает расследовать убийство своих родителей. Его увольняют из прокуратуры — Сергей устраивается в коллегию адвокатов, а затем начинает общаться с бандитами, чтобы раскрыть тайну убийства матери и отца. В одной из группировок важную роль играет Катя — бывшая однокурсница Челищева. Между молодыми людьми завязывается роман. Сергею придется пройти перед многое — что ждет его в конце?

«Клиент” (1994 год)

  • «Кинопоиск” — 7,4
  • IMDb — 6,7

Награды и номинации:

  • номинация на премию «Оскар» за лучшую женскую роль (Сьюзан Сарандон);
  • премия Британской академии кино и телевизионных искусств за лучшую женскую роль (Сьюзан Сарандон);
  • номинация на премию Гильдии киноактеров США за лучшую женскую роль (Сьюзан Сарандон).

Цитата: «Правда сделает тебя свободным”.

Кадр из фильма: «Клиент”

11-летний Марк увидел то, что обычно скрывают от детских глаз. Он стал свидетелем самоубийства адвоката, который работал на местную мафию. Перед смертью адвокат рассказывает мальчугану важную информацию: говорит, где спрятано тело сенатора, убитого мафиози. Если бандиты узнают, что мальчик в курсе их темных делишек — ему конец!

Марк оказывается между двух огней: с одной стороны на него давит ФБР, которые жаждут открыть дело, с другой — мафия подбирается все ближе и угрожает убить мальчика и его семью. Марк самостоятельно нанимает адвоката и становится его самым важным и ценным клиентом. Женщина-юрист в исполнении великолепной Сьюзен Сарандон разрабатывает план, благодаря которому и волки будут сыты, и овцы целы. Посмотрим, кто кого!

«Филадельфия” (1993 год)

  • «Кинопоиск” — 7,9
  • IMDb — 7,7

Награды:

  • Оскар за лучшую мужскую роль (Том Хэнкс) — победа;
  • Оскар за лучший саундтрек (Streets of Philadelphia) — победа;
  • Золотой глобус за лучшую мужскую роль (Том Хэнкс) — победа;
  • премия канала MTV за лучшую мужскую роль (Том Хэнкс) — победа.

Цитата: «- Что у вас с лицом? — У меня СПИД”.

Кадр из фильма: «Филадельфия”

Блондинистый Том Хэнкс — да это праздник какой-то! А еще молодой Антонио Бандерас, цепляющая история про больного СПИДом гомосексуалиста и 20-е место в списке 100 самых вдохновляющих американских фильмов за 100 лет — стоит того, чтобы посмотреть!

Сюжет таков: главного героя, которого играет Хэнкс, увольняют с работы. Никто не горит желанием помогать парню — за дело берется лишь чернокожий адвокат. Дело осложняется тем, что адвокат — ярый гомофоб, а главный герой… сами понимаете.

Во время процесса герои сближаются и начинают лучше понимать друг друга. Адвокат осознает, что его подзащитный ничем не отличается от других людей, а тот преисполняется к нему благодарности.

Хороший добрый, хоть и тяжелый фильм, еще раз доказывающий, что все люди — братья независимо от сексуальной ориентации. Хорошо освещена проблема СПИДа. Режиссер того и добивался — чтобы люди, не знакомые с этой проблемой, задумались.

«Судья” (2014 год)

  • «Кинопоиск” — 7,8
  • IMDb — 7,4

Награды и номинации:

  • приз Голливудского кинофестиваля за лучшую мужскую роль второго плана (Роберт Дюваль);
  • номинация на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана (Роберт Дюваль);
  • номинация на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана (Роберт Дюваль);
  • номинация на премию «Выбор критиков» за лучшую мужскую роль второго плана (Роберт Дюваль).

Цитата: «Как я уживаюсь со своей совестью, как я сплю по ночам, ты хочешь знать? Я делаю это на мягком матрасе, в доме на Хайленд-парк, с «Феррари” под окном, рядом с любящей женой, у которой задница фотомодели”.

Кадр из фильма: «Судья”

Успешный адвокат Хэнк Палмер (Робер Дауни-младший) приезжает из Чикаго в родной городок на похороны матери. Дома ему не рады: с отцом и братом у Хэнка сложные отношения. После очередного скандала он хочет послать всех к черту и вернуться в Чикаго, но внезапно его отца обвиняют в убийстве. Пикантность ситуации в том, что отец Хэнка — городской судья, местная знаменитость. А убитый — человек, которого судья засадил за решетку 20 лет назад. Кто еще защитит его, если не сын?

Хэнк начинает разбираться в запутанном деле и понимает, что прошлое отца скрывает немало тайн. Он забывает обиды и решает защищать близкого человека до конца. Каким же будет приговор и кто займет кресло городского судьи в итоге?

«12 разгневанных мужчин” (1956)

  • «Кинопоиск” — 8,5
  • IMDb -8,9

Награды:

  • Оскар — победа в номинациях «Лучший режиссер”, «Лучший фильм” и «Лучший адаптированный сценарий”;
  • Британская киноакадемия — победа в номинации «Лучший иностранный актер” (Генри Фонда);
  • Берлинский Кинофестиваль — победитель в номинации «Золотой медведь” (режиссер Сидни Люмет).

Цитата: «Факты меняют окраску в зависимости от того, кто их излагает”.

Кадр из фильма: «12 разгневанных мужчин”

Картина 1957 года по сей день считается одним из величайших юридических фильмов в истории кино. На сайте IMDb фильм занимает 5 место в рейтинге лучших за все время.

Сюжет вы все знаете. 12 присяжных заседателей сидят в комнате и решают судьбу юноши, которого обвиняют в убийстве отца. 11 из них считают, что парень виновен, а один категорически не согласен и просит остальных подробнее изучить дело.

Четыре стены, одна история и 12 разгневанных мужчин — кто сказал, что главное в фильме — экшен, декорации и прочие внешние эффекты? Актерская игра решает даже в замкнутом пространстве и с минимумом действующих лиц.

Советуем посмотреть также отечественную версию, снятую Никитой Михалковым в 2007 году. Сюжет тот же, снятый по той же пьесе. В центре событий — чеченский подросток, обвиняемый в убийстве приемного отца. А вот актеры — наши, реалии — наши. Тем интереснее будет сравнить две картины!

Отзыв зрителя на «Кинопоиске”

«Адвокат дьявола” (1997 год)

  • «Кинопоиск” — 8,2
  • IMDb — 7,5

Награды:

  • премия «Сатурн» — лучший фильм ужасов;
  • номинация на Премию канала MTV — в номинации «Лучший злодей” (Аль Пачино).

Цитата: «Тщеславие — мой самый любимый из грехов. Он так фундаментален. Себялюбие — это естественный наркотик”.

Кадр из фильма: «Адвокат дьявола”

И снова вопрос морали и совести: должен ли адвокат защищать своего подопечного, даже если тот растлевает школьницу, свою ученицу? Герой Киану Ривза адвокат Ломакс отвечает на этот вопрос положительно и поворачивает дело так, будто девочка все придумала.

Победа в суде дает ему место в престижной компании, большую зарплату, очаровашку шефа и широкие возможности. Ломаксы переезжают в Нью-Йорк и начинают вести шикарную жизнь. Вот только жена адвоката начинает сходить с ума — ей мерещатся странные видения. Ломакс не обращает внимания — он слишком увлечен своей хорошенькой коллегой.

Все меняется, когда женщина кончает с собой, не в силах вынести галлюцинации. Ломакс начинает прозревать и выясняет, что его таинственный шеф — не кто иной, как сам Дьявол, а по совместительству и его отец. Вся интрига по переезду в Нью-Йорк и служебному роману является его тщательно спланированной акцией. И главная ее цель — рождение нового Антихриста. Согласится ли адвокат выполнить волю Дьявола?

Убить пересмешника (1962 год)

  • «Кинопоиск” — 8
  • IMDb — 8,3

Награды:

  • Оскар за лучшую мужскую роль (Грегори Пек), а также лучший сценарий и лучшую работу художника;
  • Золотой глобус — победа в номинации «Лучшая мужская роль в драме” (Грегори Пек);
  • премия Каннского кинофестиваля режиссеру Роберту Маллигану.

Цитата: «Юристы, наверное, тоже когда-то были детьми”.

Кадр из фильма: «Убить пересмешника”

Культовый фильм по не менее культовой книге Харпер Ли. Зрители погружаются в атмосферу американской глубинки 30-годов. В центре сюжета — адвокат Аттикус Финч, воспитывающий в одиночку двоих детей. Размеренная жизнь городка разрывается в клочья, когда происходит изнасилование девушки. В преступлении подозревают афроамериканца — его-то и будет защищать главный герой. Вспомним про расовое неравенство (негров в то время все еще считали людьми второго сорта) и представим, как тяжко пришлось Аттикусу. Горожане ополчились против его и его подзащитного, но адвокат твердо решил добиться справедливости.

Суд он выигрывает, но получает взамен недоверие своих земляков. В игру включается таинственный персонаж — Страшила, который приходит на помощь детям Аттикуса в минуты опасности.

Редакция «Право.Ru» решила выявить лучшие фильмы в истории кинематографа, так или иначе затрагивающие правовую тематику. Для этого мы воспользовались рейтингом сайта IMDB.com (Internet Movie Database), содержащего информацию о приблизительно 2,4 млн фильмах. Каждому из них пользователи (IMDB посещают 100 млн человек в месяц) имеют возможность выставить оценку по 10-балльной системе, формируя таким образом народный рейтинг.

Мы выбрали лучшие по этому критерию фильмы, отмеченные тематическим тегом «Law», то есть «право» или «закон», применив дополнительный фильтр «не менее 1000 оценок», чтобы исключить малоизвестные картины, имеющие незначительное число голосов. Кроме того, ради чистоты эксперимента были выброшены документальные фильмы, сериалы и короткометражные работы – смешение жанров и форм, на наш взгляд, не будет способствовать объективности результатов.

Из 13 наиболее высоко оцененных фильмов семь были сняты в период с 1957 по 1966 год, причем среди них пять – американского производства (еще по одному представляют Великобританию и Францию). Единственным режиссером, фигурирующим в списке дважды, оказался американец Стенли Крамер с картинами «Нюрнбергский процесс» и «Пожнешь бурю». Российские и советские фильмы в топ-13 не попали. Самое высокое место – 35-ое – среди картин, касающихся темы права, занимает фильм Никиты Михалкова «Урга: территория любви» – история про жителя Внутренней Монголии, который из-за закона, запрещающего иметь более трех детей, едет в город за средствами контрацепции.

«12 разгневанных мужчин» (12 Angry Men), 1957, режиссер Сидни Люмет. Рейтинг IMDB: 8,9/10

Это классика, возведенная в степень – судебный фильм par excellence, созданный в строгом соответствии с «тремя единствами» классической драмы: действия, места и времени. Более того, в нем нет ни женщин, ни даже имен (почти). Картина осталась без «Оскаров» лишь потому, что в 1957 году у нее был слишком сильный соперник: «Мост через реку Квай» (The Bridge on the River Kwai), многими признаваемый «фильмом всех времен и народов».

Главным героем «12 разгневанных мужчин», безусловно, следует назвать «обоснованное сомнение» (reasonable doubt), одно из ключевых понятий англо-саксонской судебной традиции. В соответствии с геройским статусом и с помощью верных друзей, в первую очередь, присяжного №8 (его играл Генри Фонда), «обоснованное сомнение» после долгой борьбы спасает жизнь невинного. Все действие происходит в одном месте и в одном времени: 93 минуты из 96 снято в комнате совещания присяжных, без каких-либо прыжков в будущее и ретроспекций.

«Обычные подозреваемые» (The Usual Suspects) 1995, режиссер Брайан Сингер. Рейтинг IMDB: 8,7/10

Фильм снят совсем в другую эпоху. В основе сюжета лежит расследование запутанных событий, связанных с массовым убийством на корабле, организованным легендарным криминальным гением по имени Кайзер Созе, таинственным и беспримерно жестоким.

Это грустная история об охотнике, обманутом умной добычей, не случайно именно главный злодей произносит одну из самых знаменитых фраз фильма – «величайший трюк дьявола состоял в том, чтобы убедить мир, будто его не существует». Агент ФБР Джек Баер ведет расследование, но на деле оказывается ведомым. Он лишь видит в тумане смутные очертания событий и людей, а его «проводник», Роджер Кинт – по внешности мелкий мошенник, – исчезает в последний момент, когда туман рассеивается, и оказывается совсем не тем, кем его считали окружающие.

«Печать зла» (Touch Of Evil) 1958, режиссер Орсон Уэллс. Рейтинг IMDB: 8,3/10

С точки зрения сюжета Орсон Уэллс рассказывает классическую детективную историю, с убийствами, полицейскими-преступниками и честным полицейским, случайно оказавшимся на месте преступления. В соответствии с законами жанра, главные злодеи погибают, а честный полицейский и его спасенная жена отправляются дальше по своим делам.

Но главная тема фильма обозначена названием, не вполне удачно переведенным. Touch of Evil – это, скорее, прикосновение, «щепотка» зла, даже закваска, превращающая жаждущих истины добропорядочных людей в преступников. Капитана полиции она заставляет подкладывать улики, чтобы осудить виновных, которые иначе могли бы уйти от правосудия, борца с наркотиками превращает, по сути, в агрессивного vigilante, избивающего людей.

«Нюрнбергский процесс» (Judgement At Nuremberg) 1961, режиссер Стенли Крамер. Рейтинг IMDB: 8,3/10

Фильм посвящен одному из т.н. малых Нюрнбергских процессов – по делу немецких судей, чьи решения привели к гибели множества невинных людей. Это один из первых художественных фильмов, в котором были использованы документальные кадры о нацистских концлагерях.

Весь фильм – это один, но очень большой и очень важный вопрос, а именно: может ли судья с чистой совестью просто соблюдать законы, каковы бы они ни были? И хотя материалом для фильма послужили процессы по делам высокопоставленных деятелей нацистской эпохи, проблемы, поставленные фильмом, всегда будут важным напоминанием – судья, служитель закона, может поддержать заведомо неправосудные решения, остаться пассивным, когда нужно защищать закон, закрыть глаза на последствия своих решений.

«Анатомия убийства» (Anatomy Of A Murder) 1959, режиссер Отто Премингер. Рейтинг IMDB: 8,1/10

«Пожалуй, самое чистое воплощение жанра «судебных фильмов» из когда-либо снятых», – сказал об этой картине американский профессор юриспруденции Майкл Азимов. Фильм снят по одноименной повести, основанной, в свою очередь, на реальном процессе и написанной адвокатом, участвовавшим в этом процессе.

Здесь, конечно, интереснее всего наблюдать за тканью судебного процесса – тонкой игрой на законах в их взаимосвязи, апелляции к эмоциям присяжных и свидетелей, наконец, работой адвоката как защитника обвиняемого, а не защитника истины и правосудия. Конец фильма особенно ярко иллюстрирует этот последний тезис.

«Пожнешь бурю» (Inherit The Wind) 1960, режиссер Стенли Крамер. Рейтинг IMDB: 8,1/10

Память об «обезьяньем процессе» 1925 г. укоренилась в американской культуре, в основном благодаря пьесе «Пожнешь бурю» и четырем снятым по пьесе фильмам. Школьного учителя Джона Скоупса осудили за преподавание теории эволюции, потому что это противоречило одному из законов штата Теннесси. Американцы 1920-х годов видели в процессе в первую очередь религиозный диспут, противостояние модернистов и традиционалистов.

Самая знаменитая экранизация, вышедшая в 1960 году, была задумана главным образом как ответ маккартизму. «Мы использовали преподавание теории эволюции как притчу, метафору для контроля над умами в любом виде, – говорил Лоуренс, один из сценаристов. – Речь не о борьбе науки и религии. Речь о праве думать». В последних кадрах фильма сторонник эволюции сперва выбирает между Библией и трудом Дарвина, а затем уходит, держа в руках обе книги.

«Человек на все времена» (A Man For All Seasons) 1966, режиссер Фред Циннеманн. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Томас Мор стал одним из образцов успешного и глубокого человека, поставившего свои принципы и веру выше своей жизни; таким до него стал Томас Беккет. Его трагическая история давно привлекала внимание авторов – первая пьеса о Море, появившаяся спустя полвека после его казни, изображала Мора как мудрого и честного государственного деятеля.

Фильм рассматривает последний период жизни Томаса Мора с точки зрения противоборства законности и тирании. Мор, бывший в сане епископа, имел репутацию блестящего администратора, дипломата и законника и пользовался доверием короля. Но когда Генрих VIII дал ему поручение, незаконное с церковной точки зрения, короля ждало разочарование; Мор даже не собирался исполнять его поручение, хотя и избегал возражать открыто – пока было возможно. История Томаса Беккета повторилась.

«Три цвета: красный» (Trois Couleurs: Rouge) 1994, режиссер Кшиштоф Кесьлевский. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Эта часть знаменитой кинотрилогии «Синий. Белый. Красный» заканчивается так же, как и другие две – слезами одного из протагонистов. Основная тема его: fraternité, братство, из девиза Великой французской революции. Одновременно этот фильм считается анти-романтическим (два других фильма – анти-трагедией и анти-комедией, соответственно).

Один из главных героев – судья, и фильм с его помощью рассматривает философские вопросы: как человек действует в обществе, как взаимосвязаны, влияют друг на друга и порой противоречат друг другу закон, этика и социально приемлемое поведение. И, кстати, в последних кадрах фильма плачет именно судья.

«Персеполис» (Persepolis) 2007, режиссеры Маржан Сатрапи, Венсан Паронно. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Мультфильм, с которым борются правительства и который обсуждают послы, уже из-за одного этого заслуживает внимания. Это рассказ, отчасти автобиографический, иранской эмигрантки о своей полной приключений молодости.

Злые языки скажут, что можно усмотреть разного рода параллели между событиями фильма и современной российской ситуацией, поскольку Иран конца 1970-х – начала 1980-х дает к этому основания. Главная героиня, Маржи, выросла в семье с давними традициями борьбы за свободу, поэтому тема сопротивления насилию со стороны государства и власти вообще проходит красной нитью через фильм.

«Горбун из Нотр-Дама» (The Hunchback Of Notre Dame) 1939, режиссер Уиллиам Дитерле. Рейтинг IMDB: 7,9/10

Классическая драма Виктора Гюго была экранизирована несчетное число раз, начиная с 1911 года. В версии 1939 года, которую некоторые поклонники считают лучшей экранизацией, сюжет и некоторые персонажи значительно отличаются от оригинала.

Именно поэтому она нас и интересует – в ней настоятель собора Фролло превратился в судью. Учитывая, что линия любви Фролло к Эсмеральде и его борьбы с более удачливыми соперниками в значительной степени движет этот сюжет, в фильме есть на что и нам посмотреть.

«Карманник» (Pickpocket) 1959, режиссер Робер Брессон. Рейтинг IMDB: 7,9/10

Отчасти этот фильм о любви. О любви к веселой жизни, о любви к женщине. И о любви к воровству и карьере профессионального карманника.

На протяжении всего фильма главный герой находится в тех или иных взаимоотношениях со своей «профессией». То пытается избавиться от нее, то берет курсы щипаческого мастерства. Параллельно идет линия инспектора полиции, который должен его ловить, что он периодически и делает с разной степенью успеха. Собственно, фильм практически начинается с задержания Мишеля.

«Объездчик Морант» («Breaker» Morant) 1980, режиссер Брюс Бересфорд. Рейтинг IMDB: 7,9/10

В конце II Англо-Бурской войны военный суд решает судьбу трех офицеров, в их числе главного героя, обвиняемых в убийствах пленных буров и миссионера, ставшего невольным свидетелем. В дело замешана и политика – англичане хотят доказать, что судят, невзирая на лица.

Вопросы, обсуждаемые в этом фильме, важны сегодня так же, как были важны 100 и 200 лет назад: при каких обстоятельствах можно судить солдата действующей армии за убийство? Насколько следует принимать во внимание естественное «озверение» воюющих и окружающие солдата страх, злобу, кровь и смерть? Наконец, может ли судить солдата тот, кто не испытал на себе, что такое война?

«Свой человек» (The Insider) 1999, режиссер Майкл Манн. Рейтинг IMDB: 7,9/10

В этой истории разоблачения заговора больших табачных компаний изменены лишь два имени, все остальное – правда, насколько художественный фильм может рассказывать правду.

И это очень американская история – о сложных взаимозависимостях разных уровней власти, разных частей правоохранительной и судебной систем и большого бизнеса, о том, как можно играть законами, наконец, какую роль в этом играют медиа и, главное, люди, со своими жадностью, страхами и стремлением к правде.

Нодар Лахути. Право.ру

Американская ассоциация юристов опросила 12 известных юристов. Вопрос звучал так – Какой фильм заслуживает звания лучшая кинолента про юристов и закон. Названные опрошенными юристами фильмы на всех заслужили 31 награду премии «Оскар» и 85 других номинаций за выдающуюся игру актёров, лучший сценарий и режиссуру в разное время (всего их 25, публикуем пока 15).

Чтобы делал Лос-Анджелес с его всемирно известным Голливудом без юристов. Город, в котором стоят очереди к юристам с вопросами о защите авторских прав и ущербе от пластической хирургии. Город, в котором юристы играют огромную роль, особенно когда надо подписать контракт, напечатанных крохотным шрифтом, или вытащить очередную звезду с запавшими глазами от недосыпа и употребления всего, чего только можно и нельзя, под залог да направить в реабилитационный центр. От язвительного Генри Драммонда и чудаковатого мистера Линкольна до Дэнни Коффи и аристократичного Аттикуса Финча – все эти юристы с экрана помогли создать запоминающиеся образы, известные далеко за пределами Голливуда и получившие ни одну награду.

Убить пересмешника (To Kill A Mockingbird), 1962

Актёр Грегори Пек, преисполненный своего легендарного достоинства и грации, сыграл Аттикуса Финча, адвоката из маленького городка, о котором в своей книге поведала Харпер Ли. Персонаж вошел в историю литературы, а позднее кинематографа, как пример честного адвоката. Неувядающая классика, повествующая о человеке, для которого справедливость и мужество стоит выше расовых предрассудков.

История происходит в течение трёх лет с момента кульминации Великой депрессии, в городе Мейкоб, штат Алабама. Незаметный, тихий алабамский адвокат Аттикус Финч берётся за заранее проигрышное дело. Он защищает чернокожего Тома Робинсона (его играет Брок Питерс), которого обвинили в изнасиловании молодой белой женщины. Храбрость адвоката очень важна для его 6-летней дочери (её сыграла Мэри Бэдам). Его поступок закладывает такие понятия, как благородство, непоколебимая вера в верховенство закона.

Когда городской пьяница спрашивает Аттикуса: «Что ты за человек такой?», непроизнесённый ответ очевиден: одновременно уверенный в себе юрист и честный человек, каким каждый из нас надеется стать.

Детали: 3 статуэтки «Оскар», номинирован на премию в 8 категориях. «Финч» — это второе имя отца Ли.

12 разгневанных мужчин (12 Angry Men), 1957

Фильм, который спродюссировал Генри Фонда. Он же сыграл в нём главную роль (присяжный №8). Экранизация одноимённой пьесы Реджинальда Роуза.

Двенадцать присяжных заседателей в совещательной комнате решают, виновен ли подросток пуэрториканец, выросший в трущобах, в убийстве собственного отца.

Чтобы завершить дискуссию и принять единое решение, мужчины испытывают себя эмоционально. На первый план выходят предрассудки, предубеждения, психологический багаж каждого присутствующего.

Роуз писал свою пьесу, основываясь на собственном опыте присяжного. Адаптировал для ТВ пьесу Сидни Люмет (его режиссёрский дебют).

Детали: три номинации на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года. Проиграл из-за победы по этим же номинациям фильма «Мост через реку Квай» (The Bridge on the River Kwai).

Мой кузен Винни (My Cousin Vinny), 1992

Винсент «Винни» Гамбини (его сыграл Джо Пеши) – грубоватый юрист из Бруклина, который совсем недавно с шестой попытки сдал экзамен в коллегию адвокатов. В суде он ни разу не был. Но вот однажды к нему за помощью обращается двоюродный брат – Билли.

Бесшабашного Билли и его дружка ошибочно обвинили в убийстве продавца в глубоко провинциальном городке в штате Алабама, где они были проездом. Думая, что их обвиняют в мелкой магазинной краже, они подписали признания. Воплощением верховенства закона выступает судья Чемберлен Халлер (сыграл Фред Гуинн).

Слоганом к фильму была фраза «Всё, что он сказал – бред сивой кобылы». Он как нельзя лучше отражает суть дела, в котором главное – были не показания, а результаты трасологической экспертизы следов шин, оставленных бьюиком Skylark 1964 года. Несмотря на то что фильм, по большей части, является кинокомедией, многие юристы считают что он наиболее точно отображает реалии американской системы правосудия, в отличие от большинства фильмов и сериалов, и его нередко показывают в юридических факультетах, как пример.

Детали: Мариса Томей (Marisa Tomei) получила «Оскар» за роль второго плана.

Анатомия убийства (Anatomy of a Murder), (1959)

Чёрно-белая юридическая драма режиссёра Отто Премингера. Экранизация одноимённого романа-бестселлера (1958) Джона Воелькера, адвоката верховного мичиганского суда, писавшего под псевдонимом Роберт Трэвер.

Основа сюжета – случай из практики Воельекера. Адвокат защищал лейтенанта армии, застрелившего владельца бара, который якобы изнасиловал его жену. На судебном заседании адвокат использовал редкую версию защиты, показав, что на момент убийства Петерсон находился в состоянии краткой невменяемости. Это состояние он называл «непреодолимый импульс». Такую линию защиты не использовали в мичиганском правосудии с 1886 года.

Любопытно, что в фильме судью сыграл адвокат Джозеф Уэлш, который действительно представлял лейтентанта Макартни на слушании.

Детали: фильм был номинирован на 7 категорий «Оскар». Проиграл в номинации «Лучший фильм» эпической ленте «Бен Гур».

Пожнёшь бурю (Inherit the Wind), 1960

Два старых «льва» телевидения – Спенсер Трейси и Фредерик Марч, сыграли двух старых львов права.

Создан по мотивам одноимённой пьесы Джерома Лоуренса и Роберта Эдвина Ли, которая была написана на основе материалов так называемого «обезьяньего процесса» (дело Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса, 925-26 годы). В киносценарии использовались

Название пьесы и книги восходит к цитате из Книги притчей Соломоновых: «Посеешь ветер, пожнешь бурю».

Детали: 4 номинации «Оскар». Серебряный медведь Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и лучший фильм для детей.

Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution), 1957

Легендарный Билли Уайлдер («В джазе только девушки», «Квартира») стал режиссером адаптированного сценария по произведению Агаты Кристи.

Чарльз Лотон воплотил на экране тяжело больного адвоката, которому врачи запретили заниматься уголовными делами, но который все-таки берётся за одно, помогая распутать хитроумное убийство. Жена актёра сыграла в фильме его сиделку. Тайрон Пауэр перевоплотился в адвоката-плейбоя, а великолепная Марлен Дитрих стала его женой на экране.

Слоган рекламной кампании фильма: «Вы будете говорить об этом, но, пожалуйста, оставьте в секрете финал».

Детали: 6 номинаций премии «Оскар». Дитрих была сломлена, когда узнала, что её нет в списке номинантов.

Правонарушитель Морант (Breaker Morant), 1980

Австралийский режиссер Брюс Бересфорд адоптировал пьесу Кеннета Роса. Фильм рассказывает о судебном процессе над австралийским офицером, состоявшимся во время англо-бурской войны.

Действие происходит в 1901 году. Троих карабинеров судят за убийство нескольких бурских партизан и немецкого миссионера. Их защищает адвокат-новичок майор Томас.

Детали: номинация на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

Филадельфия (Philadelphia), 1993

Том Хэнкс получил «Оскара» за роль адвоката-гея, которого уволили из фирмы из-за того, что он болел СПИДом. Оскар получила и заглавная композиция к фильму за автороством Брюса Спрингстена.

«Филадельфия» стал одним из первых фильмов на тему гомосексуальности, СПИДа и гомофобии.

Детали: Сценаристов вдохновила история жизни адвоката Джеффри Бауэрса, семья которого подала в суд на создателей фильма. Позже иск отозвали.

Эрин Брокович (Erin Brockovich), 2000

Биографический фильм режиссёра Стивена Содерберга, основанный на реальной истории правозащитницы Эрин Брокович, боровшейся за права жителей сообщества Хинкли (Hinkley) штата Калифорния против корпорации «Pacific Gas and Electric Company», загрязнявшей грунтовые воды города канцерогенным шестивалентным хромом, вызывающим онкологические заболевания у горожан. Главную героиню сыграла Джулия Робертс, удостоенная за эту роль многочисленных кинопремий, включая «Оскар» и «Золотой глобус».

Детали: Реальная Эрин Брокович сыграла эпизодическую роль официантки ресторана.

Приговор (The Verdict), 1982

Главный герой, которого сыграл Пол Ньюман, некогда успешный, но, увы, спившийся адвокат Фрэнк Гэлвин. Его знакомый и бывший старший партнёр Микки из жалости передает ему довольно ординарное и малоперспективное дело — юридическую поддержку иска родственников впавшей в кому роженицы против врачей католического госпиталя, который по всем обычаям должен разрешиться во внесудебном порядке. В случае успешного исхода дела семья пострадавшей получит компенсацию, а госпиталь избежит ненужной огласки.

Его оппонента в суде играет Мило О’Ши.

Еще один фильм Сидни Люмета («12 разгневанных мужчин», «Собачий полдень»).

Детали: 5 номинаций премии «Оскар».

Презумпция невиновности (Presumed Innocent), 1990

Экранизация одноимённого романа адвоката Скотта Туроу. Хариссон Форд сыграл окружного прокурора Расти Сэбича. Прокурор скрывает от сослуживцев и семьи адюльтер с подчинённой Каролин, пока её не находят умершей насильственной смертью. Одним из подозреваемых становится сам прокурор.

Детали: продюссировал фильм Алан Пакула, который раньше выступал продюссером фильма «Убить пересмешника».

Нюрнбергский процесс (Judgment at Nuremberg), 1961

Основана на реальных событиях — «малых» Нюрнбергских процессах. Слушаются дела судей, служивших нацистскому режиму. Главный обвиняемый — известный немецкий судья Эрнст Янинг, добившийся уважения в Германии задолго до прихода к власти Гитлера. Дело ведет опытный американский судья Ден Хэйвуд (Спенсер Трэйси), которому предстоит разобраться в этом сложном и неоднозначном деле. Режиссёр – Стэнли Крамер.

Детали: 11 номинаций на премию «Оскар», две статуэтки.

Человек на все времена (A Man for All Seasons), 1966

Историческая драма Пола Скофилда о сэре Томасе Море, лорде-канцлере в эпоху Тюдоров, выдающимся юристе и философе. В основе сюжета – конфликт между королём Генрихом VIII и Римской Католической церковью из-за отказа разводить английского монарха, чтобы тот женился на Анне Болейн. Фильм снят по сценарию Роберта Болта. Один из монологов Мора часто цитируют в американских судах:

«Я знаю, что такое правильно с точки зрения юриспруденции, а не с точки зрения человека. Эта страна густо «засажена» законами, от берега до берега – человеческими законами, не божьими. И если вы попробуете их вырубить под корень, причем вы – всего лишь человек, сможете ли потом устоять против ветра без деревьев, которые вас от него всё это время защищали?».

Детали: фильм выиграл 6 статуэток «Оскар», включая номинации «Лучшая картина» и «Лучший режиссер» (Фред Циннеманн).

Несколько хороших парней (A Few Good Men), 1992

Том Круз играет молодого и самоуверенного военного адвоката, лейтенанта ВМФ США Дэниела Кэффи в драме режиссера Роба Райнера. Экранизация пьесы Аарона Соркина (создателя «Западного крыла»).

На американской военной базе Гуантанамо погибает рядовой Уильям Сантьяго. Арестованы двое виновных: рядовой Дауни и капрал Доусон из взвода Сантьяго. Изучая дело, адвокатура дивизии приходит к выводу, что виновные применили к погибшему «красный код» (англ. Code red; неуставную систему наказаний со стороны сослуживцев). Командира базы, полковника Джессапа, играет Джек Николсон, получивший за свою роль премию Оскар в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».

Детали: Соркин написал свою пьесу, основываясь на реальном деле. 4 номинации на премию «Оскар».

Чикаго (Chicago), 2002

Самый лучший юрист, когда либо отбивавший чечетку, конечно, Ричард Гир. Гир сыграл успешного адвоката Билла Флинна в фильме режиссёра Роба Маршалла по одноимённому мюзиклу Боба Фосса.

А Кэтрин Зета-Джонс и Рене Зелвегер играют двух «звездных» преступниц, которые ради победы ставят на кон свою известность в эпоху джаза.

Детали: Выиграл 6 из 13 статуэток «Оскар».

Какое кино вдохновляет юристов? Какое заставляет еще сильнее полюбить профессию? Какое можно с удовольствием пересматривать из раза в раз? «Право.ru» выяснило названия фильмов и сериалов, которые предпочитают юристы. Лидерами среди сериалов стали американские «Юристы Бостона», «Лучше звоните Солу» и «Хорошая жена». Среди фильмов юристы выделили «Адвокат дьявола», «Линкольн для адвоката», «Шпионский мост», «Фирма», «Судья», «Левиафан» и «Убить пересмешника». Почему это кино стоит посмотреть и чему еще отдать предпочтение, рассказали ведущие правоведы.

Юрий Пилипенко, президент Федеральной палаты адвокатов

Не увлекаюсь сериалами, но остался в восторге от сериала «Молодой папа». Это первый сериал, который я досмотрел. В нем много метафор, но стоит понять, что мы все, с нашими победами и поражениями, с нашими тревогами и надеждами, болью и счастьем – не более чем прием, прием Бога. И даже неверие, атеизм – не более чем вульгарная религиозность, извращенная религиозность, основанная на вере в то, что человек – царь природы. А это очень скучно, невероятно скучно, омерзительно скучно! Папа – человек. Но это же прекрасно, это не может не вдохновлять. Что касается юридических сериалов, я смотрел пару серий «Юристов Бостона»*. Он заслуживает, чтобы выделить время после работы. В этом сериале серьезные вещи переданы в легкой форме.

Константин Добрынин, старший партнёр КА Pen & Paper

Во-первых, несомненно, достоин внимания «Перелом» с великим Энтони Хопкинсом и в будущем тоже великим Райаном Гослингом. Фильм о юридической дуэли молодого окружного прокурора и инженера, умышленно убившего свою жену. На самом деле это фильм о выборе между правом и неправом и теми методами, которыми ты пользуешься, чтобы достичь благой цели – торжества правосудия. Мораль: методы должны быть правовые и благие.

Во-вторых, это «Американская история преступлений: дело Оджея Симпсона». Отлично разобрана работа адвокатов и обвинителей, причём со всеми приглядными и неприглядными нюансами, которые есть в жизни.

В-третьих, это, безусловно, «Лучше звоните Солу». Именно здесь отлично показана внутренняя борьба между правом и моралью, а также то, что в юридической профессии, как и в жизни, нет места черному или белому – полутонов, да и вообще, невидимого глазу очень много.

Ну и вишенкой на торте я оставлю «Мимино», потому что работа молодого адвоката Светланы Георгиевны, показанная в эпизоде с судом над героем Кикабидзе, – это и по сей день образец честного и профессионального подхода к любому уголовному делу. Поэтому надо смотреть и учиться. Да и просто это очень правильное и точное кино.

Анатолий Кучерена, адвокат, профессор, д. ю. н., заслуженный юрист РФ

«Линкольн для адвоката». Этот фильм, помимо захватывающего сюжета, интересен тем, что позволяет понять, насколько работа американских адвокатов отличается от их российских коллег. Лично мне никогда не приходилось встречаться с такими ситуациями, в которые попадает главный герой фильма – адвокат Микки Холлер. Однако в любом случае, на мой взгляд, задача адвоката состоит не в том, чтобы, как любят говорить следователи, установить истину по делу, а в том, чтобы в максимальной степени оказать квалифицированную юридическую помощь своему доверителю. Если доверитель, обвиняемый в убийстве, утверждает, что он невиновен, именно эту позицию я и буду отстаивать. Как говорили раньше в адвокатской среде, адвокат идет за своим доверителем, как нитка за иголкой. Выяснять, кто на самом деле совершил преступление, – не моя задача, для этого есть следствие. А вот главный принцип Микки Холлера – ни в коем случае не допустить осуждения невиновного – мне, разумеется, близок.

«Адвокат дьявола». Этот фильм – история об одной из семейных трагедий, которые, к сожалению, нередки в семьях адвокатов. Работа адвоката требует быть ответственным, скрупулезным и вдумчивым, она занимает действительно очень много времени. Лично я нередко ухожу из своего офиса поздно ночью. Адвокат, погруженный в проблемы своих доверителей, порой не видит и не задумывается, что происходит в его собственной семье, в результате чего он рискует лишиться самого дорогого – своих близких. Но таковы издержки нашей непростой профессии.

«Судья». Этот фильм в какой-то мере раскрывает достаточно экзотическую для нас американскую практику сделок с правосудием, когда приговор обвиняемому определяется не наличием бесспорных доказательств его вины, а неким скользким соглашением между обвинением и защитой. Я всегда выступал против различных форм упрощенного судопроизводства и считаю неправильным переносить подобный опыт на российскую почву. В то же время фильм ставит очень важный вопрос об ответственности судьи и влиянии его человеческих качеств на принимаемые им решения. На мой взгляд, судья не имеет права на какие-то скелеты в шкафу, он не должен скрывать от общества обстоятельства своей жизни, которые могут повлиять на выполнение им профессиональных обязанностей. Если он, как один из героев этого фильма, тяжело болен и страдает провалами памяти, он обязан немедленно подать в отставку, а не ждать, когда это обстоятельство приведет к трагедиям. Но в целом сюжет фильма представляется мне несколько надуманным, даже с учетом того, что речь идет об американских реалиях.

Александр Забейда, адвокат, управляющий партнёр АБ «Забейда и партнеры»

Хороший фильм – «Линкольн для адвоката», где Мэттью МакКонахи великолепно сыграл роль успешного, уверенного в себе юриста, специализирующегося на защите по уголовным делам. Одна из проблем, которая затронута в фильме, – профессиональная черствость. Когда ты всю жизнь имеешь дело с преступниками, велика вероятность того, что ты не поверишь в невиновность человека, против которого имеются веские улики. Равно как и наоборот. Набор устоявшихся в сознании паттернов иной раз серьезно мешает адвокату правильно разобраться в деле, и эта история напоминает нам, что иногда нужно даже весь свой профессиональный опыт ставить под сомнение, ведь на кону судьба человека.

Интересный фильм, который стоит посмотреть, – «Время убивать» (по роману Джона Гришэма). В нем адвокат защищает афроамериканца, учинившего самосуд над двумя белыми мужчинами, изнасиловавшими его десятилетнюю дочь. В случае вынесения обвинительного приговора осуждённому грозила бы смертная казнь. Фильм поднимает острые проблемы о расовой предвзятости, да и вообще о предвзятости, ведь люди во все времена любят вешать ярлыки, что чернокожий – это обязательно преступник, любой бизнесмен – мошенник, а каждый чиновник – наверняка коррупционер. Однако фильм напоминает нам о милосердии, а также о том, что обвиняемый, неважно кто он, в первую очередь является человеком, и правильное решение не всегда следует из буквы закона: «Что в нас самих ищет истину? Сознание или сердце? Я взялся за это дело, чтобы доказать, что мы все равны в глазах закона. Но глаза закона – это ваши и мои глаза. Не все должны быть равны, иначе правосудия никогда не будет. Правосудие будет лишь отражать наши предрассудки, потому наш долг перед Господом – искать истину не глазами, не сознанием, не страхом, не ненавистью, а сердцем. Другого способа нет».

Вадим Клювгант, вице-президент Адвокатской палаты Москвы

Прежде всего с нетерпением и большими надеждами жду фильм Алексея Учителя о великом адвокате Ф. Н. Плевако в исполнении талантливейшего Владимира Машкова. Надежда на то, что этот фильм может и должен стать убедительным поворотным моментом в отечественном кинообразе адвоката, да и суда тоже.

Из современных западных сериалов, пожалуй, выделил бы «Однажды ночью» – за правдивость и точность анализа и акцентов, глубокий психологизм и высокий профессионализм актёров и режиссёра.

Ну, а с современной отечественной кинопродукцией по правовой тематике всё, к сожалению, сложно. Хотя «Левиафан» заслуживает высокой оценки и признательности и в обсуждаемом контексте тоже.

Наталья Шатихина, управляющий партнер CLC

Сериал «Юристы Бостона» – это для меня Библия, «Практика» – пособие по лигал-этике, «Миллиарды» – возможность прислушаться к своим ощущениям. У «Практики» и «Юристов Бостона» – лучшие юридические консультанты, а в самих фильмах описаны роскошные кейсы. При этом в «Юристах Бостона» встречаются изумительные культовые фразы и диалоги. «Практика» более тяжёлая, но самая реалистичная. Если ты не смотрел эти фильмы, ты не юрист на 100%. «Миллиарды» захватывает именно тем, что сюжет вполне мог быть на российской почве – обе стороны играют грязно, но очень интересно посмотреть, чем закончится такое противостояние «у них».

Ещё прекрасный сериал «Хорошая борьба» – это спин-офф «Хорошей жены», который я смотреть не смогла из-за отторжения главной героини на физиологическом уровне. Этот же сериал новый, вышел только один сезон. Его интересно посмотреть в смысле обустройства американского юридического консалтинга.

Александр Боломатов, партнер Юридической фирмы «ЮСТ»

Внимание заслуживают все, что снято по произведениям Джона Гришэма. В первую очередь, это «Фирма» – мне одинаково нравится и фильм, и книга.

Отмечу также сериалы «Хорошая жена» и «Юристы Бостона». В них присутствует романтизм профессии, и хотя я не могу похвастаться тем, что посмотрел их полностью, при наличии свободного времени с удовольствием включаю эти сериалы. Отдельно хочется сказать пару слов об актерах – они очаровательны.

Вообще я считаю, что профессия юриста похожа на профессию врача, поэтому все хорошие фильмы про врачей вполне подходят юристам.

А вот из советских фильмов про адвокатов и юрисконсультов ничего посоветовать не могу – в те времена люди этих профессий, к сожалению, в нашей стране в большинстве случаев олицетворяли собой исключительно зло и непорядочность.

Сергей Гришанов, партнёр АБ «Коблев и партнёры»

Признаюсь честно, что ни одного фильма и сериала о юристах я порекомендовать не могу, поскольку, как правило, именно для юристов это скучное и жалкое зрелище. Сюда могут быть отнесены сериалы «Форс-мажоры», «Юристы Бостона», которые хотя и популяризуют профессию, но соотносятся с ней примерно также, как «Интерны» с медициной.

О фильме «Адвокат дьявола» говорить не буду, так как и без меня о нем много скажут. Но в некоторых фильмах действительно затрагиваются вопросы, связанные с профессией юриста. Так, выдающимся является диалог между капитаном Жегловым и старшим лейтенантом Шараповым о работе юриста с законом из бессмертного фильма «Место встречи изменить нельзя». Лучший из образов адвокатов создан Зиновием Гердтом в фильме «Воры в законе». И, безусловно, шедевром является фильм «Мой кузен Винни», отражающий суть работы адвокатов в суде.

Алексей Артюх, партнер Taxology

Из сериалов про юристов видел только «Юристы Бостона». Понравилось, но за все время добрался лишь до третьего сезона. В этом сериале здоровый юмор (хотя порой сексистский), важные социальные и моральные проблемы в правовом преломлении, а также отличные актеры.

Что касается кино, то для меня номер один – это «Адвокат дьявола». Всегда вспоминаю о нем, когда в голове возникают моральные дилеммы по поводу отдельных профессиональных историй, либо забываю о роли семьи в жизни юриста и о том, что близкие важнее работы. Это помогает избегать сомнительных проектов и достигать баланса в жизни. Думаю, фильм не нуждается в описании – его видел каждый или почти каждый. Ну и украшает кино великолепный актерский дуэт, который трудно превзойти в юридических историях с экрана.

Второй мой любимый фильм – это «Фирма» с молодым Томом Крузом. Добротная экранизация книги Гришэма, которую с удовольствием прочел в переводе, а затем и в оригинале. Хотя книга лучше фильма, конечно. Выбираю эту историю из-за связи с налогами (моя профессия) и из-за хорошего описания работы юридической фирмы – это своего рода пособие для начинающих юристов. Детективный сюжет тоже добавляет «Фирме» очков.

Выбрать «номер три» намного сложнее. Есть много неплохих картин – мне в силу профессиональных склонностей импонирует «Побег из Шоушенка», хотя он про налогового консультанта, а не юриста. На память также приходят достойные и классические «Крамер против Крамера», «12 разгневанных мужчин» (см. «13 лучших фильмов на тему права»), «Убить пересмешника», но и они в меньшей степени про право, а в большей – про психологию.

Руслан Закалюжный, старший партнер «Коблев и партнёры»

«Лучше звоните Солу» – спин-офф и одновременно приквел культового сериала «Во все тяжкие». Прекрасные актеры, яркие развивающиеся персонажи, лихо закрученные, юридические и не совсем, но неожиданные и драматические повороты сюжета, смелые креативные решения. По-моему, это лучшая сценарная работа на телевидении с высочайшим уровнем подачи материала. Жду продолжения истории превращения Джимми МакГилла в Сола Гудмана в 4 сезоне, которое запланировано на 2018 год.

«Юристы Бостона» – комедийный сериал, который привлек меня отличным актерским составом и блестящим сценарием. Джеймс Спэйдер – многогранный и талантливый актер. Что говорить о Вильяме Шэтнере со своим Дэнни Крейном – его фразы из сериала просто разошлись на цитаты. Несмотря на то, что тематика сериала вроде и не предусматривает ничего смешного, но в нем действительно очень много хорошего юмора и самоиронии по поводу системы американского правосудия. Сериал подкупает своей искренностью, он очень динамичный и человечный. А с профессиональной точки зрения интересны разные оценки спорных ситуаций и судебных процессов, показанных в «Юристах».

«Хорошая жена» – еще один достойный сериал про юристов. Выдающаяся актриса Джулианна Маргулис несет сложный и яркий образ главной героини. Четко прописаны и сыграны характеры героев, которые способны принимать быстрые судьбоносные решения. Острые словесные баталии в судах вызывают восхищение.

Дарья Константинова, партнёр «Забейда и партнёры»

Один из моих любимых фильмов «Убить пересмешника» снят по мотивам великолепной книги Харпер Ли. Описанная история рассказывает об адвокате, защищающем афроамериканца во времена расовой предвзятости. Его клиента обвиняли в изнасиловании белой девушки, которого он не совершал. Несмотря на общественное мнение и характер обвинения, адвокат защищает своего клиента и борется, даже когда кажется, что надежды нет и успех маловероятен: «Мужество – это когда заранее знаешь, что ты проиграл, все-таки берешься за дело и наперекор всему на свете идешь до конца». А еще этот фильм предлагает взглянуть на сложную ситуацию глазами ребёнка, не думающего о социальном положении обвиняемого или еще каких-то стереотипах. Ребёнка, который только видит человека, несправедливо обвиненного в преступлении, высказывая суждения, очищенные от предрассудков.

Еще один фильм, который стоит посмотреть, – «Чудо на 34 улице». Фильм рассказывает о сложной, но успешной работе адвоката, клиента которого хотели признать невменяемым и поместить в психиатрическую клинику только на том основании, что он представлялся Санта Клаусом детям, а также настаивал на этом в суде. Этот фильм не относится к комедийному жанру, при этом очень наглядно показывает, как должна действовать презумпция невиновности в правовом государстве. Если ты не можешь доказать обратного в уголовном процессе, вера должна быть обвиняемому, чтобы он не утверждал.

«Шпионский мост» – фильм об американском адвокате, представлявшем интересы русского шпиона во времена холодной войны. Фильм показывает, что в чем бы ни был обвинён человек, его право на защиту является неотъемлемой конституционной гарантией. При этом адвокат не должен оценивать моральные аспекты обвинения, а должен добросовестно защищать права своего клиента – и это главная его обязанность: «Что думают люди не важно. Твои поступки – это главное».

Павел Хлюстов, адвокат, партнер КА «Барщевский и партнеры»

«Адвокат дьявола». Этот фильм является моим безоговорочным лидером. Помимо нетривиального сюжета и отменной игры актеров, это произведение изумительно передает букет эмоций и переживаний, с которыми сталкиваются многие представители нашей профессии. Фильм очень четко подмечает роль и место юриспруденции в современном мире, а также раскрывает неизбежные коллизии между профессиональным успехом, амбициями и жизнью наших близких.

«Судья». Если первый строится вокруг персоны адвоката, то этот фильм в большей степени сконцентрирован на другой не менее важной фигуре – судье. Фильм очень хорошо раскрывает идею, что любой судья, прежде всего, человек, а уже потом юрист. Как бы не казалось со стороны, что судья руководствуется лишь законом и здравым смыслом, на его решения неизбежно накладывают отпечаток сюжеты из собственной жизни.

«Шпионский мост». Интересное кино, основанное на реальных событиях, выдвигающее на первый план простого юриста по страховым спорам, которому было суждено поучаствовать в судьбе советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля. Хотя, в отличие от двух других фильмов, он в меньшей степени отражает суть работы юриста, этот фильм отлично показывает, что наши навыки способны быть полезны далеко за пределами классической юридической практики.

Артем Афанасьев, член правления, директор юридического департамента и комплаенс контроля DIXY GROUP

«Адвокат дьявола» – прекрасная актерская игра в классическом кино про адвоката.

«Крестный отец» – замечательна экранизация великолепной книги, в сюжете которой одна из главных ролей у консильери Тома Хагена. В книге этот персонаж имеет существенно большее значение, чем в фильме. Поэтому советую прочитать книгу до просмотра фильма.

«Константин» – фильм о добре, которое похоже на зло, и о зле, которое похоже на добро. Ну и вреде курения, конечно.

«Карточный домик» – содержательное кино с интересным сюжетом и Кевином Спейси в главной роли.

Елена Овчинникова, адвокат АК «Бородин и Партнеры»

Я как эксперт в области семейного права всегда интересовалась смежными областями: психологией, социологией, педиатрией. Необходимые знания из этих наук очень помогают в процессах по семейным спорам. Не менее познавательными, на мой взгляд, являются некоторые фильмы. Самыми известными я считаю «Законы привлекательности» с Пирсом Броснаном и Джулианой Мур в главных ролях и «Невыносимую жестокость» с Джорджем Клуни и Кэтрин Зета-Джонс. Это фильмы о бракоразводных адвокатах и их интересной работе. Они еще раз подтверждают, что даже в такой консервативной профессии, как юрист, находится много поводов для юмора. А юристы, на мой взгляд, самые остроумные и ироничные люди.

Юрий Воловиков, руководитель Корпоративной практики ЮК «Архитектура Права»

«Лучше звоните Солу» – действительно интересный сериал, который дает возможность понять изнаночную сторону работы юриста. Это переживания за себя, за свою деятельность, поиск профессионального пути человека и борьба за него.

«Линкольн для адвоката» – великолепный фильм, история циничного адвоката Микки Холлера в исполнении неподражаемого Мэттью МакКонахи, который принимает решение бороться за истину, что бы ему это ни стоило. «Адвокат дьявола» – сочетание мистики, азарта в предвкушении успеха в судебной схватке и расплаты за излишнюю везучесть (а может, за профессионализм?). Великолепная игра мегазвезд мирового кино – Киану Ривз, Аль Пачино и Шарлиз Терон – делает этот фильм хитом на все времена.

Дмитрий Казаков, управляющий партнёр АБ «Казаков и партнёры»

Моим любимым фильмом является, конечно же, «Место встречи изменить нельзя». Это уникальное сочетание правовых тем: от фундаментальных вопросов философии права до прикладных вещей – тактики и психологии следственных действий.

Елена Зиберт, менеджер аудиторско-консалтинговой группы «БДО Юникон»

Точно стоит посмотреть фильм Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Он по-своему красивый, местами эпатажный, актеры – великолепны. Здесь помимо пересказа биографии Ларри Флинта авторами ставится вопрос, могут ли высокие правовые идеалы и ценности защищать абсолютную беспринципность и безнравственность отдельно взятой личности. Фильм и американское правосудие отвечают на поставленный вопрос положительно.

В фильме Андрея Звягинцева «Левиафан», наоборот, неплохой и в общем-то правый по существу человек оказывается бессильным перед государственной машиной, «по закону» забирающей у него все, что ему дорого. Интересно, что в последовательном уничтожении главного героя государство опирается именно на моральные нормы и религиозные потребности. В каком-то смысле фильм Звягинцева является наглядным пособием по работе правоохранительной системы России. Посмотреть один раз его точно стоит.

«Филадельфия» Джонатана Демми – фильм про адвоката, в котором ставится вопрос о соотношении личного и профессионального в юридической практике. Насколько отрицательное отношение к личности клиента может быть препятствием для работы с ним? Авторы фильма (и многие успешные адвокаты) считают, что с клиентом надо работать несмотря ни на что, а иногда даже вопреки всему.