Мастер производственного обучения

Профессия мастер производственного обучения

Мастер производственного обучения – это педагогический работник, который работает в заведении начального и среднего образования. Занимается обучением учащихся навыкам, применяемым на практике в какой-либо отрасли или профессии. Обычно за мастером производственного обучения происходит закрепление учебных групп, обучение которых он проводит в дальнейшем.

Профессия ориентирована на общение с людьми, тесное с ними взаимодействие. Мастер производственного обучения должен хорошо подавать не только теоретический материал, но и практическую часть. То есть сочетать гуманитарные навыки с технической составляющей, а это не всегда легко. Применять свои способности мастер может в самых различных областях и направлениях, где требуются его услуги, перечислим главные из них.

Области применения:

• профессиональные лицеи, колледжи, училища;
• учебно-производственные комбинаты;
• школьные мастерские и кабинеты труда;
• станции технического творчества;
• центры досуга;
• автопредприятия;
• производство.

Профессия мастер производственного обучения — описание

Мастер производственного обучения несет ответственность за выполнение учебных производственных программ и плана, отслеживает соблюдение норм и правил, касающихся выполнения практических работ. Отвечает за качество подготовки обучающихся и продукции, выпущенной в процессе практики.

Мастер производственного обучения:

• руководит практическими занятиями;
• подготавливает оборудование к занятиям;
• обеспечивает инструментов, оборудованием, материалами;
• подготавливает обучающихся к сдаче экзаменационных работ;
• задействует в работе семинаров, конференций.

Профессия мастер производственного обучения — плюсы и минусы

У данной профессии, как и у любой другой имеются свои преимущества и недочеты. Не каждый знает о сложностях, с которыми приходиться сталкиваться мастеру производственного обучения в действительности, рассмотрим главные из них, а так же коснемся и плюсов, чтобы вы могли иметь четкое представление о данной професии.

Минусы профессии мастер производственного обучения:

• трудно обеспечить внеучебную деятельность учащихся;
• повседневная работа с обучающимися, психологическая нагрузка;
• воспитательная работа;
• быть психологом, чтобы понимать людей и находить к ним подход;
• личный пример, постоянный самоконтроль и дипломатия.

Плюсы профессии мастер производственного обучения:

• владение профессиональным мастерством, саморазвитие;
• постоянная работа над собой, для того чтобы являться примером;
• постоянное нахождение в центре внимания, энергетический заряд;
• выносливость и закалка нервной системы;
• востребованность професии.

Профессия мастер производственного обучения — востребованность

Еще в тот период, когда только начинали формироваться ремесла, мастера производственного обучения (именуемые тогда просто мастерами), пользовались всеобщей популярностью, как люди, в совершенстве освоившие необходимые навыки и умения, пользующиеся спросом на рынке труда.

Так и на сегодняшний день востребованность данной профессии не убывает, ведь мастер производственного обучения это тот же учитель, который является высококвалифицированным рабочим, наставником для остальных, которые только еще начинают развиваться в данной области или имеют небольшой опыт.

Ведь мастер производственного обучения не только передает обучающимся необходимые знания по предмету, но и формирует у них практические умения и навыки в определенной производственной специальности. Поэтому данная профессия по востребованности будет только возрастать и спрос на нее вряд ли упадет. Всегда имеются ученики, которым необходимо передать те или иные знания и умения, чтобы они стали настоящими специалистами и профессионалами своего дела.

Профессия мастер производственного обучения — зарплата

Если сравнивать зарплату мастеров производственного обучения с зарплатами преподавателей, то их уровень оплаты труда более высокий. Это обуславливается тем, что они преподают еще и практические навыки, а не только теоретическую часть как большинство преподавателей. При росте заработной платы у преподавателей, растет оклад и у мастеров производственного обучения.

Возможно Вас заинтересуют:

  • Профессия мастер
  • Профессия мастер строительных и отделочных работ
  • Обучение рабочим профессиям
  • Профессия маникюр

1. Общие положения

2. Должностные обязанности

Мастер производственного обучения:
2.1. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы
по профессиональному (производственному) обучению, участвует в проведении
работы по профессиональной ориентации обучающихся.
2.2. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к
занятиям, совершенствует материальную базу.
2.3. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их
своевременному обеспечению оборудованием, инструментом, материалами,
запасными частями и средствами обучения.
2.4. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение
обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и
технологией производства.
2.5. Организует выполнение практических работ, а также по
изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.
2.6. Принимает участие в заключении договоров с предприятиями,
учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной
(производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.
2.7. Готовит обучающихся к выполнению квалифицированных работ и
сдаче квалификационных экзаменов.
2.8. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций,
семинаров.
2.9. Способствует общеобразовательному, профессиональному,
культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.
2.10. Всей своей деятельностью способствует установлению гуманных,
нравственно здоровых отношений в среде обучающихся.

3. Права

4. Ответственность

Мастер производственного обучения несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

пед. профессия в системе проф.-тех. образования, должность инж.-пед. работников в ПТУ Рос. Федерации.

М. п. о. — осн. учитель профессии и воспитатель будущих рабочих. Его гл. задача — обеспечить подготовку для нар. х-ва конкурентоспособных рабочих, обладающих глубокими проф. знаниями и навыками, умеющих творчески применять их и осваивать новую технику и технологию. М. п. о. формирует у учащихся проф. знания и умения; обучает их рациональным приёмам и способам выполнения работ, передовым формам организации труда, бережному расходованию ресурсов; обеспечивает высокое качество изготовления учащимися продукции, соблюдение дисциплины, безопасности труда; осуществляет уч.-материальную и метод. подготовку к урокам и др. Мастерами являются чаще всего специалисты с высшим или ср. образованием, имеющие соответствующий уровень проф. квалификации и квали-фициров. рабочие. М. п. о. готовят индустриально-педагогические учебные заведения. М. п. о. может закрепляться за уч. группой (обычно до 15 чел.), а также за уч. мастерской, лабораторией, уч.-производств. участком предприятия.

Осн. сложность становления М. п. о. как пед. работника — умение сочетать высокую проф. квалификацию с качествами воспитателя. Знания, производств. и жизненный опыт способен передать воспитанникам только настоящий профессионал, энтузиаст своего дела, пользующийся авторитетом у молодёжи и являющийся для учащихся примером для подражания. Проф. знания и умения М. п. о. не ограничиваются рамками уч. программы. В практич. работе реализуются его личностные и проф. качества, пед., техн., науч. кругозор. Участвуя в формировании личности молодых людей, приобщении их к общечеловеческим ценностям, мастер призван следовать нормам проф. и пед. этики, гуманности, интеллигентности. Авторитетом у подростков пользуются наставники, знающие лит-ру и иск-во, занимающиеся спортом, умеющие интересно организовывать внеурочную работу и досуг учащихся.

Роль мастера как воспитателя осложняется особенностями состава учащихся, проходящих производств. обучение, неоднородностью их общеобразоват., культурного и нравственного развития. Среди учащихся ПТУ и др. уч. заведений есть трудновоспитуемые и педагогически запущенные подростки, требующие особого внимания. Эффективное влияние на них могут оказать только люди, неравнодушные к окружающим, отзывчивые, энергичные, искренне любящие своих учеников и сопереживающие им.

М. п. о. необходимы пед. и психол. знания, позволяющие планировать и корректировать пед. воздействия на учащихся, учитывать особенности их восприятия, возможности и интересы, выбирать наиб. эффективные методы и формы воспитания и обучения. Одной из сложнейших проблем творчества М. п. о. является психол. направленность его действий и пед. приёмов, обоснованность их применения. Большую роль играет понимание мастером трудностей, испытываемых учащимися при овладении профессией, причин их ошибок и выработка рациональной системы уч.-воспитат. мер предупреждения и преодоления недостатков.

Каждый М. п. о. создаёт свой пед. стиль, однако в практике сложились определённые критерии пед. опыта, свойственные лучшим мастерам: чёткая организация уроков и др. занятий; рациональное использование уч. и рабочего времени; продуманный подбор уч.-производств. заданий; создание непринуждённой и деловой атмосферы, способствующей поддержанию интереса воспитанников к учению и творчеству. Показателями пед. мастерства также в Значит. степени являются взаимоотношения с учащимися и пед. коллективом. Общение между мастером и воспитанником должно строиться на доверии, доброжелательности и взаимном сотрудничестве. Важнейший критерий воспитат. деятельности мастера — пед. такт, к-рый характеризуется выдержкой, терпимостью, разумной требовательностью и настойчивостью. Установлению дружеских и принципиальных отношений между М, п. о. и воспитанниками способствует ориентация на положит. качества личности подростка, вера в его силы и успех. Опытного М. п. о. характеризует творческая активность, стремление к совершенствованию, поиск новаторских форм работы.

В. А. Скакун.