Медицинский кабинет в школе

Содержание

Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 20 января 2015 года

Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и содержанию медицинских пунктов (кабинетов) в детских образовательных учреждениях

1. Нормативные ссылки

— Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
— Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
— Приказ Федеральной службы Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок»
— СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»
— СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
— СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»
— СанПиН 2.4.1201-03 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»
— СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями)
— СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
— Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии N 4076-86 от 06.03.86
— СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»
— СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

2. Гигиенические требования к помещениям, внутренней отделке, медицинской мебели

2.1. Архитектурно-планировочные и конструктивные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы и условия для оказания медицинской помощи и создания оптимальных условий труда для медицинского персонала (п.3.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.3. Медицинское обеспечение в детских образовательных учреждениях и школах может осуществлять медицинский персонал, находящийся в штате самого учреждения, или специалисты лечебно-профилактического учреждения.

2.4. Медицинские кабинеты (пункты), осуществляющие медицинскую деятельность, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам, согласно заявленным на лицензирование видам деятельности, работам и услугам (статья 40 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.1.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).*

2.5. Межэтажные перекрытия, перегородки, стыки между ними и отверстия для прохождения инженерных коммуникаций и проводок должны обеспечивать непроницаемость для грызунов и насекомых (п.3.26 СанПиН 2.1.3.1375-03)

2.6. Установку и эксплуатацию аппаратуры, являющейся источником электромагнитных полей (ЭМП), производить в соответствии с санитарными правилами по электромагнитным полям (п.3.22.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.7. Для внутренней отделки помещений используются материалы, разрешенные для применения в лечебно-профилактических учреждениях и в соответствии с функциональным назначением (п.4.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.8. Поверхность стен, полов и потолков должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (п.4.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.9. В помещениях с влажным режимом работы, подвергающихся влажной текущей дезинфекции (процедурные, прививочные и другие помещения), стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Потолки в помещениях с влажным режимом должны окрашиваться водостойкими красками или выполняться другими влагостойкими материалами.
Покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов (щелей, трещин, дыр и др.), должны быть гладкими, плотно пригнанными к основанию, быть устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен должны быть подведены под плинтусы, которые плотно закреплены между стеной и полом. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть тщательно пропаяны (п.4.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.10. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением, следует предусматривать отделку глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 метра от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов, с каждой стороны (п.4.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.11. Применение подвесных потолков допустимо. При этом конструкции и материалы потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции (п.4.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).

2.12. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих и медикаментозных средств (п.4.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3. Требования к водоснабжению, отоплению, вентиляции и освещению

3.1. В медицинских кабинетах должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями (п.5.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.2. Системы отопления, вентиляции должны обеспечивать оптимальные условия микроклимата (п.6.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.5. Медицинские помещения должны иметь естественное освещение. Уровень естественного и искусственного освещения должен соответствовать санитарным правилам и нормам для общественных зданий (п.7.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

3.8. Для обеззараживания воздуха и поверхностей помещений в медицинских кабинетах должно применяться ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке. Методы применения бактерицидного излучения, правила эксплуатации должны соответствовать гигиеническим требованиям и инструкциям по применению ультрафиолетовых лучей (п.8.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

4. Гигиенические требования к условиям труда медицинского персонала

4.1. Расстановка медицинского и технического оборудования, его эксплуатация должны проводиться в соответствии с правилами охраны труда и возможности его обработки (п.п.9.2, 3.22.10 СанПиН 2.1.3.1375-03).

4.2. Должна быть предусмотрена гардеробная с наличием индивидуальных шкафов по числу работающего медицинского персонала, обеспечивающего раздельное хранение личной (домашней) и рабочей (санитарной) одежды, обуви, головных уборов (пп.9.5, 11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

4.3. Персонал должен проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры и профилактические прививки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.9.9 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

5.1. Все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению.
Мытье оконных стекол должно проводиться не реже 1 раза в месяц изнутри и не реже 1 раза в 3 месяца снаружи (весной, летом, осенью).
Уборочный инвентарь должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению, обрабатываться и храниться в выделенном помещении (п.10.1 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.2. Генеральная уборка должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников. Генеральная уборка процедурных, манипуляционных один раз в неделю с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря (п.10.2 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.3. В помещениях следует проводить ежегодно косметический ремонт. Устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, плесени, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление отслоившейся облицовочной плитки, дефектов напольных покрытий и др.) должно проводиться незамедлительно (п.10.3 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.4. В период проведения текущего или капитального ремонта функционирование помещений должно быть прекращено (п.10.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.5. В помещениях не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов (п.10.5 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.6. Изделия однократного применения после дезинфекции утилизируются в установленном порядке (п.10.6 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.7. Изделия медицинского назначения многократного применения, которые в процессе эксплуатации могут вызвать повреждения кожи, слизистой оболочки, соприкасаться с раневой поверхностью, контактировать с кровью или инъекционными препаратами, подлежат дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации (п.10.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

5.8. Контейнеры для сбора мусора твердых и бытовых отходов должны быть обеспечены крышками, регулярно очищаться, мыться и дезинфицироваться после каждого опорожнения (п.10.12 СанПиН 2.1.3.1375-03).

6. Требования к правилам личной гигиены медицинского персонала

6.1. Медицинский персонал должен быть обеспечен достаточным количеством комплектов сменной одежды: халатами, шапочками, масками, сменной обувью (тапочками). Дополнительно в наличии должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены. Стирка одежды должна осуществляться централизованно (п.11.4 СанПиН 2.1.3.1375-03).

6.2. Медицинские работники обязаны мыть и дезинфицировать руки перед осмотром каждого больного или выполнением процедур, а также после выполнения «грязных процедур» (уборки помещений, смены белья, посещения туалета и т.д.) (п.11.7 СанПиН 2.1.3.1375-03).

6.3. Медицинский кабинет должен быть оборудован аптечкой для оказания экстренной помощи.
В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан:
— использованный медицинский инструментарий сразу после окончания манипуляции погружать в емкость с дезинфицирующим раствором;
— при загрязнении рук (перчаток) кровью, сывороткой, выделениями протирать их тампоном, смоченным антисептиком, после чего промыть проточной водой с мылом. При попадании биологической жидкости на слизистые ротоглотки, немедленно рот и горло прополоскать 70%-м спиртом или 0,05%-ным раствором марганцово-кислого калия; при попадании в глаза промыть их раствором марганцово-кислого калия в воде в соотношении 1: 10000;
— при уколах и порезах вымыть руки, не снимая перчаток, проточной водой с мылом, снять перчатки, выдавить из ранки кровь, вымыть руки с мылом и обработать 5%-й спиртовой настойкой йода;
— при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин, заклеивать поврежденные места лейкопластырем (п.11.8 СанПиН 2.1.3.1375-03).

7. Требования к составу и площадям медицинских помещений в зависимости от типа учреждения

7.1. Детские дошкольные учреждения

7.1.1. Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:
— кабинет педиатра (площадь 12 кв.м),
— процедурный кабинет (площадь 8 кв.м),
— изолятор, включающий в себя, в зависимости от вместимости ДОУ: приемную (площадь от 4 до 6 кв.м); палаты (площадь от 4 до 12 кв.м),
— санузел с местом для приготовления дезинфицирующих средств (площадь 6 кв.м) (п.2.2.22 СанПиН 2.4.1.1249-03).
Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях. Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено. При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет, руководствуясь при этом СанПиН 2.4.1.1249-03 (Приложение 17).

7.1.2. В детских дошкольных учреждениях, построенных по старым проектам или размещенных в приспособленных помещениях, допускается устройство медпункта, состоящего из медицинского кабинета и изолятора.
Медицинский кабинет оснащают оборудованием и инструментарием в соответствии примерному перечню (приложение 16 СанПиН 2.4.1.1249-03).

7.2. Общеобразовательные учреждения (п.2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02)

7.2.1 Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать: кабинет врача (не менее 14 кв.м); кабинет стоматолога (12 кв.м) (если заявляются работы по специальности стоматология); процедурный кабинет (14 кв.м); кабинет психолога (10 кв.м) (если заявляются работы по специальности).
При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

7.2.2. В состав медицинского пункта, расположенного в приспособленных помещениях, должны входить кабинет врача и процедурная. Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета дается в приложении 1 СанПиН 2.4.2.1178-02.

7.3. Образовательное учреждение начального профессионального образования (п.2.2.4.9 СанПиН 2.4.3.1186-03)

7.3.1. Медицинский пункт включает: кабинет врача площадью не менее 21 кв.м (длина кабинета — не менее 7 м для возможности определения остроты зрения и слуха); процедурный кабинет площадью не менее 12 кв.м; кабинет зубного врача площадью 12 кв.м (если заявляются работы по специальности стоматология).
При медицинском пункте должен быть туалет на 1 унитаз с умывальником в шлюзе.
В соответствии п.2.2 СанПиН 2.4.3.1186-03 медицинские кабинеты не следует размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.

7.4. Детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2.2.2.12 СП 2.4.990-00)

Медицинские помещения размещаются на первом этаже в изолированном блоке. Медицинский блок состоит из:
— приемно-карантинного отделения;
— изолятора;
— врачебно-процедурных кабинетов (табл.2.2).
Изолятор отделяют от остальных помещений медицинского блока шлюзом с умывальником и он имеет самостоятельный выход на участок. Количество коек в палатах изолятора, включающего боксы, принимается из расчета, не менее 2% вместимости учреждения и рассчитано не менее чем на 3 инфекции.

7.5. Специализированные образовательные учреждения

7.5.1. Специальные общеобразовательные школы-интернаты для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии (СП N 4076-86 от 06.03.86).
Медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения) (п.3 СП N 4076-86). Учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных медицинских помещений (приложение к Санитарным правилам N 4076-86 от 06.03.86) и специальное оборудование:
Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов:
— физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата
— кабинеты или залы лечебной физкультуры;
— логопедический кабинет;
В школах-интернатах для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата:
— кабинеты врача ЛФК, невропатолога, ортопеда, протезирования;
— гипсовая комната;
— мастерская по ремонту протезов и обуви;
— кабинеты трудотерапии, парафинолечения, озокерито- и гидротерапии.
В школах-интернатах для умственно-отсталых детей — кабинет психиатра.
В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с расстройствами речи — кабинет отоларинголога с аудиометрической кабиной и кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и формированию произношения.
В школах-интернатах для детей с нарушениями зрения — офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции развития и охраны остаточного зрения.

7.5.3.2. Приемное отделение предназначается (п.2.2.6.1 СанПиН 2.4.1201-03):
— для проведения первичной санитарной обработки воспитанников;
— для проведения медицинского осмотра и направления их при наличии показаний на лечение в стационарно-медицинское учреждение;
— для оказания первичной психологической и медицинской помощи.

7.5.3.3. В состав приемного отделения входят (п.2.2.6.3 СанПиН 2.4.1201-03):
— санпропускник ;
— кабинет врачебного осмотра площадью не менее 12 м;
— изолятор (не менее 2 палат, площадью по 9 м каждая);
— помещение для обработки против педикулеза площадью не менее 6 м;
— буфет — раздаточная с 3-секционной мойкой площадью не менее 6 м;
— санитарный узел с ванной комнатой или душевой площадью не менее 8 м и помещение для одевания воспитанников площадью не менее 5 м;
— раздевалка для персонала площадью не менее 5 м.

7.5.3.4. В состав медицинских помещений должны входить (п.2.2.9.1 СанПиН 2.4.1201-03):
— кабинет врача-педиатра — площадью не менее 12 м;
— кабинет психоневролога-психолога — площадью не менее 14 м;
— кабинет психотерапии — площадью не менее 18 м;
— кабинет медицинской сестры — площадью не менее 14 м;
— процедурный кабинет площадью 18 м;
— санитарный узел для персонала;
— изолятор не менее чем на 2 палаты (не более чем на 2 койки каждая) с санитарным узлом.
При наличии достаточной площади могут быть дополнительно организованы кабинеты физиотерапии, стоматологический и др.

7.5.3.5. Медицинские помещения, помещения для сна и занятий детей следует изолировать от кухни и прачечной, во избежание отрицательного влияния шума, высоких температур, влажности воздуха и запахов (п.2.2.9.2 СанПиН 2.4.1201-03).

8. Требования, предъявляемые к помещениям пищеблока при осуществлении работ по диетологии

Пищеблок должен соответствовать требованиям СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

9. Перечень необходимых лабораторных исследований

1. Параметры микроклимата

2. Уровни освещенности

3. Исследования воды по химическим и микробиологическим показателям

4. Уровни электромагнитного излучения (в случае использования оборудования, являющегося источником электромагнитных волн)

10. Требования, предъявляемые к оформлению экспертного заключения

Экспертное заключение должно быть оформлено на бланке установленного образца, с указанием следующих обязательных сведений.
Название документа: экспертное заключение о соответствии (несоответствии) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования для осуществления медицинской деятельности санитарным правилам N _____ от «__» ____ 20 ___ г.
Заявитель: указывается юридическое название организации-заявителя, юридический адрес.
Название объекта и фактический адрес: указывается название объекта (медицинский кабинет, медицинский пункт) и место расположения данного объекта с обязательным указанием номера помещения. Например: медицинский кабинет, г.Улан-Удэ, ул.Терешкова, 15, литер А, 2 этаж, помещение N 2.*
_______________
* Месторасположение объекта должно соответствовать прилагаемым правоустанавливающим документам на помещение (свидетельство о государственной регистрации права или договора аренды.)
Заявляемые виды работ: указываются виды работ в соответствии с приказом МЗ и СР от 10.05.2007 N 323 «Об организации работ, выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи».
Описательная часть должна содержать все разделы, указанные в методических рекомендациях. Разделы 6 «Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря» и 7 «Требования к правилам личной гигиены» описываются только в той части, которую можно оценить на момент проведения экспертизы. Указываются проведенные лабораторные исследования и их оценка на соответствие санитарным правилам.
Заключительная часть: вывод о соответствии или несоответствии объекта (медицинский пункт или др.) следующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам:
— СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров»,
— СанПиН 2.4.1.1249-03 или СанПиН 2.4.3.1186-03 или СанПиН 2.4.1201-03 или СанПиН 2.4.2.1178-02 или СП 2.4.990-00 или N 4076-86 от 06.03.86 (в зависимости от типа учреждения),
— СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» (при необходимости (диетология).

Приложение N 1. Примерный образец экспертного заключения

Приложение N 1

Примерный образец экспертного заключения

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия»
Спартака ул., д.5, г.Улан-Удэ, 671147

тел/факс: (301-2) 41-6576, 43-7015, E-mail ______________

Экспертное заключение

о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

N 53 от 15.

Заявитель, юридический адрес: МОУ Средняя общеобразовательная школа N 15, г.Улан-Удэ, ул.Советская, 25.

Наименование объекта, фактический адрес: медицинский кабинет средней общеобразовательной школы N 15, г.Улан-Удэ, ул.Советская, 25, литер А, 2 этаж, помещение N 23-25.

Заявляемые виды работ при осуществлении медицинской деятельности: Работы выполняемые

1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
сестринскому делу в педиатрии
диетологии
Медицинский пункт средней общеобразовательной школы N 15 расположен в здании школы, по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Советская, 25, литер А, 2 этаж, помещение N 23-25 (свидетельство о государственной регистрации права от 02.10.2009 N 03-03-14/013/2009-234). Далее следует описательная часть…
Заключение: помещения медицинского пункта для проведения работ для:

1) осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
сестринскому делу в педиатрии
диетологии
соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Управления
Роспотребнадзора по Республике Бурятия
www.03.rospotrebnadzor.ru
по состоянию на 20.01.2015

Лицензирование медицинского кабинета: документы и порядок

Из этой статьи вы узнаете:

  • В чем суть лицензирования медицинских кабинетов
  • Кому необходимо лицензирование деятельности медицинского кабинета
  • Какие документы для этого потребуется предоставить
  • Каков порядок лицензирования медицинского кабинета
  • Как переоформить выданную ранее лицензию на медицинский кабинет

Самая распространенная форма частной медицинской практики, как ИП, так и юридического лица, — медицинский кабинет. И лицензирование медицинского кабинета — обязательная процедура, без прохождения которой деятельность вести запрещено. Процесс получения специального разрешения для подобного лечебного учреждения нельзя назвать простым, однако решить эту задачу вполне реально.

В чем суть лицензирования медицинских кабинетов

Бизнес в отрасли здравоохранения сложен. Медицинские учреждения оказывают населению консультационные и лечебные услуги, а значит, берут на себя огромную ответственность, ведь речь идет о здоровье и жизни людей. Главное для этих организаций — получить лицензию.

Перечень видов медицинской деятельности указан в российском законодательстве, и при этом каждый из них нуждается в специальном разрешении. Если лечебное учреждение имеет лицензию, то вправе оказывать услуги в любом российском субъекте.

Процедура лицензирования обязательна для организаций, предоставляющих такие услуги, как:

  • скорая помощь;
  • первичная и специализированная медико-санитарная помощь;
  • санаторно-курортное лечение;
  • экспертизы, медосмотр;
  • донорская деятельность.

Лицензия выдается на неопределенный срок. При этом деятельностью, для которой она была оформлена, может заниматься исключительно лицо, ее получившее. Передача лицензии иным субъектам запрещена.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Как сделать бизнес успешным и не стать «пожарником» своей компании
  • Бизнес в кризис: реальные идеи и советы бывалых
  • Выбор ниши с нуля: 12 подходов и 10 этапов

В случае ликвидации предприятия, смены его руководителя или утери разрешения лицензиат обязан сообщить об этом в соответствующие органы в течение 15 дней. В подобных обстоятельствах требуется переоформление документа.

Лицензия действует три года. Если юридическое лицо захочет изменить этот срок, то должно заявить об этом в уполномоченные органы. В выдаче лицензии могут отказать, если у данной организации есть правонарушения.

В документе обязательно прописывают:

  • виды деятельности;
  • плановые и внеплановые проверки;
  • контроль над ведением деятельности — есть ли лицензия, действительна ли она.

В ходе проверок уполномоченные специалисты устанавливают факты правонарушения, побуждают к их исправлению и принимают решения по аннулированию лицензии.

Чтобы четко понимать, что нужно для лицензирования медицинского кабинета и как проводится процедура, необходимо разобраться в ключевых терминах.

Лицензия

Разрешение, необходимое для работы в определенной сфере. Лицензию физическим и юридическим лицам выдает лицензирующий орган.

Лицензируемый тип деятельности

Вид деятельности, которая ведется на территории РФ и для которой необходима лицензия

Лицензирование

Процедура, связанная с получением лицензии, переоформлением документов, ограничением или аннулированием документации и иными действиями

Требования и условия к лицензии

Комплекс условий, обязательных для лицензиата

Лицензирующие органы

Органы исполнительной государственной власти, выполняющие лицензирование

Лицензиат

Юридическое, физическое лицо или ИП, имеющее лицензию для ведения той или иной деятельности

Соискатель

Юридическое лицо или ИП, обратившееся в органы лицензирования за получением разрешения

Реестр лицензий

Совокупность информации о процессах, связанных с оформлением лицензии

Лицензия на использование техники

Документ, разрешающий обслуживать оборудование в медицинских кабинетах в соответствии с установленными требованиями. Если такой лицензии у медицинского кабинета или иного лечебного учреждения нет, ответственные лица могут понести наказание.

Лицензия фармацевтики

Разрешение на размещение аптечного пункта в медицинском учреждении и реализацию лекарственных средств

Главная цель лицензирования — предоставить медицинским учреждениям возможность оказывать лечебные услуги с соблюдением санитарных, гигиенических норм и госстандартов. Не менее важно предотвратить причинение ущерба гражданам с позиции нарушения их прав, жизнедеятельности и здоровья.

Кому именно необходимо лицензирование деятельности медицинского кабинета

Лицензирование медицинского кабинета для частной врачебной практики

Закон РФ разрешает открывать медицинские кабинеты юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без профильного высшего образования у учредителей ООО или ИП, однако получение специального разрешения для них обязательно. Если нет лицензии, подобное лечебное учреждение не может работать на законных основаниях.

Виды услуг в отрасли здравоохранения, для которых требуется лицензирование, указаны в Приложении к Постановлению Правительства № 291 от 16 апреля 2012 года.

Нарушение данного законодательного требования влечет за собой:

  • гражданскую ответственность (в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо могут ликвидировать),
  • административную (статья 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях — штраф до 200 тысяч рублей или приостановка деятельности до трех месяцев),
  • уголовную (статья 171 Уголовного кодекса РФ).

Лицензирование медицинского кабинета на предприятии

В статье 212 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обязан предоставить персоналу полное медицинское обеспечение и санитарно-бытовое обслуживание.

В рамках исполнения данного требования в медицинском учреждении должны быть не только комнаты отдыха и санитарно-бытовые помещения, но еще и как минимум один оборудованный кабинет медпомощи (статья 223 Гражданского кодекса РФ). В организации с численностью персонала свыше 300 сотрудников обязательно должен присутствовать фельдшерский пункт (СНиП 2.09.04-87).

Оставить заявку

У работодателя есть право на заключение договора на обслуживание с медицинским учреждением. Также руководитель может организовать работу собственного медицинского кабинета и набрать в штат персонал. В последнем случае лицензирование медицинского кабинета — обязательное условие.

Если лечебное учреждение предоставляет услуги без специального разрешения, на руководителя налагают штраф.

Лицензирование медицинского кабинета в детском саду, школе и т. д.

Обязательным является лицензирование медицинского кабинета в ДОУ: школе, интернате, лицее, колледже, вузе. Данные учреждения обязаны предоставлять ученикам/воспитанникам первичную медицинскую помощь и выполнять мероприятия по профилактике.

Лицензирование медицинского кабинета в образовательном учреждении проводят органы управления здравоохранением субъектов РФ. При этом учебное заведение вправе отказаться от услуг поликлиники, получить лицензию на медицинский кабинет и набрать в свой штат необходимый персонал.

Лицензирование медицинского кабинета предрейсового осмотра водителей

Еще одно обязательное условие — лицензирование медицинского кабинета предрейсового осмотра водителей.

Эксплуатация электротранспорта (в данную категорию входят трамваи, троллейбусы, автобусы, грузовые или легковые авто) предполагает, что предприниматели и учреждения должны заполнять путевые листы, опираясь на требования Приказа Минтранс РФ № 152 от 18 сентября 2008 года.

В данных документах должны быть проставлены основные реквизиты, в частности отметка медицинского работника, что водитель прошел предрейсовый медосмотр.

Условие о том, что управление транспортным средством невозможно без предварительного медицинского освидетельствования водителя, прописано и в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196.

Топ-5 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

  • 32 способа привлечения клиентов: проверенные и нестандартные
  • Оптимизация бизнес-процессов на раз-два-три: ликбез для руководителей
  • Кейсы для бизнеса: что это и как их создают
  • Методы снижения затрат в компании и на предприятии без малых жертв
  • Лучшие бизнес-идеи на 2019 год: оффлайн и онлайн

Многие руководители полагают, что для проверки состояния здоровья водителей достаточно лишь наличия в штате врача, фельдшера или медсестры с профильным образованием. Но это неверно.

Предрейсовые и послерейсовые осмотры включены в список услуг, для оказания которых нужна лицензия Росздравнадзора (Постановление Правительства РФ № 291 «О лицензировании меддеятельности»).

Если лицензирование кабинета для организации предрейсовых/послерейсовых освидетельствований не входит в планы компании, она может воспользоваться альтернативным способом – заключить договор с медицинским учреждением, имеющим специальное разрешение на осмотр водителей перед выходом на трассу и по завершении работы.

Рекомендуем

«Холодные звонки: подробный инструктаж»

Оснащение медицинских кабинетов для лицензирования

Помещение для требований лицензирования может быть как съемным, так и собственным. Перед тем как арендовать медицинский кабинет, лицензиату нужно узнать, каким должно быть оснащение кабинетов для возможности лицензирования их медицинской деятельности.

К общим условиям относятся:

  • естественное освещение;
  • наличие у окон форточек и защиты от солнечных лучей — жалюзи, козырьков;
  • наличие как настенных, так и переносных светильников;
  • холодная и горячая вода;
  • наличие жидкого мыла на умывальнике;
  • наличие бумажных полотенец в санузле и педального спуска для смыва воды;
  • чистота помещения и всех приборов в нем;
  • промаркированный уборочный инвентарь — для каждого помещения и вида работы;
  • ежемесячная генеральная уборка;
  • ежегодный косметический ремонт.

Требования по отделке помещений к медицинскому кабинету при лицензировании:

  • для окраски стен нужно использовать силикатную краску, для потолка — побелку;
  • материалы для пола должны быть влагостойкими и теплоизолирующими;
  • монтаж подвесных потолков разрешен только в процедурной и коридоре.

К другим лицензионным требованиям относятся:

  • наличие помещения для предоставления качественных медицинских услуг;
  • в сфере оказания услуг наличие спецоборудования, приборов и инструментов, разрешение на применение технологий;
  • наличие медицинского образования;
  • прохождение переподготовки сотрудниками медицинского учреждения раз в пять лет с целью повышения квалификации;
  • четкое соблюдение этапов оказания медпомощи;
  • контроль над качеством обслуживания;
  • наличие всей необходимой документации.

При соблюдении указанных требований медицинский кабинет может рассчитывать на успешное лицензирование.

Конкретные требования к медицинскому кабинету для лицензирования

Медицинский кабинет врачебной практики

Итак, мы установили, что медицинский кабинет, в соответствии с условиями лицензирования, может быть арендованным или находиться в собственности. В учреждении должны работать врачи с профильным образованием, вспомогательный медицинский персонал.

Также обязательно наличие установленного перечня аппаратов, оборудования, материалов и инструментария. Но помимо этого, кабинет должен также отвечать требованиям пожарной безопасности и СанПиН 2.1.3.2630-10.

Минимальная площадь медицинского кабинета для лицензирования осуществляемой в нем частной врачебной практики:

  • терапевтический – 12 м2;
  • врача-психотерапевта – 18 м2;
  • психолога – 12 м2;
  • стоматологический – 14 м2;
  • УЗИ – 14 м2;
  • урологический – 18 м2;
  • оториноларинголога – 18 м2;
  • акушерско-гинекологический –18 м2.

Медицинский кабинет образовательного учреждения

Стандарт оснащения медицинских кабинетов для лицензирования их деятельности в учреждении образования такой же, как и педиатрических кабинетов в поликлинике. Для успешного прохождения лицензирования в медицинском кабинете должны находиться:

  • рабочий стол и стулья для медсестры и врача;
  • ширмы и смотровая кушетка;
  • аптечный шкаф;
  • оборудование медицинских кабинетов для возможности лицензирования их деятельности, позволяющее анализировать функциональное состояние и показатели степени физического развития воспитанников детского сада или учеников школы (ростомер, весы, ручной динамометр, сантиметровая лента, секундомер, фонендоскоп, термометр, тонометр, таблица для оценки зрения).
  • Минимальная площадь медицинского кабинета для проведения лицензирования составляет 12 м2.

Медицинский кабинет на предприятии

По нормативам СЭС медпункт на предприятии не может быть расположен в подвале или в полуподвальном помещении. Минимальный метраж медицинского кабинета — 12 м2.

Если мы рассматриваем опасное и/или вредное производство, в этом случае нужно заключить соглашение с терапевтом/фельдшером, способным профессионально оказывать первую медицинскую помощь.

Медицинский кабинет предрейсового осмотра

Помимо указанных требований к организации медицинских кабинетов, связанных с собственностью или арендой помещения, наличием медперсонала с соответствующим образованием, необходимых инструментов и оборудования, следует также позаботиться о соблюдении правил пожарной безопасности и СанПиН 2.1.3.2630-10.

На основании требований СЭС, медкабинет предрейсового осмотра на предприятии нельзя размещать в подвале или в полуподвальном помещении. Минимальная площадь медицинского кабинета для лицензирования его деятельности — 12 м2.

В медицинском кабинете обязательно наличие окна как источника естественного освещения, а также раковины-умывальника.

В штате должны присутствовать:

  • один врач;
  • одна медсестра.

Для прохождения лицензирования медицинский кабинет должен быть оснащен:

  • фонендоскопом, чтобы врач мог прослушивать легкие и сердце обследуемых;
  • бактерицидным облучателем;
  • набором термометров;
  • прибором для измерения артериального давления (тонометром);
  • двумя медицинскими анализаторами паров этанола;
  • тест-полосками для обнаружения наркотических веществ.

Документы для лицензирования медицинского кабинета

Лицензирование медицинского кабинета врачебной практики требует наличия следующих документов:

  • заявление на выдачу лицензии, составленное по установленной форме. В документе указывают наименование, организационно-правовую форму, место расположения компании и ее подразделений;

  • полная информация о директоре юридического лица или ИП;
  • данные об осуществляемой деятельности (нужно детально перечислить работы и услуги);
  • все копии учредительной документации (устав и другие);
  • копии свидетельств о регистрации (ЕРГЮЛ или ЕРГИП);
  • копии регистрационных документов в ИМНС и коды ОКПО;
  • документы на применяемое медицинское оборудование, даты поверки и тестирования в Роспотребнадзоре;
  • реквизиты банковского счета.

Для прохождения лицензирования персонал медицинского учреждения также должен отвечать заявленным требованиям. Вот список обязательных документов для сотрудников:

  • диплом о среднем медицинском образовании;
  • свидетельство о прохождении специализации (если было);
  • сертификат специалиста;
  • если сертификат продлевался, то нужно приложить свидетельство о повышении квалификации;
  • если менялась фамилия, то надо предоставить документ, который это подтверждает.

Для врачей:

  • диплом о высшем медицинском образовании;
  • свидетельство об окончании интернатуры/ординатуры;
  • диплом о профессиональной переподготовке или ординатура;
  • сертификат специалиста;
  • если сертификат продлевался, то нужно предоставить свидетельство о повышении квалификации;
  • если менялась фамилия, потребуется документ, подтверждающий это;
  • трудовая книжка, подтверждающая пятилетний стаж (приложить только для вида деятельности «организация здравоохранения и общественное здоровье»).

Сотрудники, специализирующиеся на контроле качества и экспертизах временной нетрудоспособности, должны располагать:

  • дипломом о высшем медицинском образовании;
  • свидетельством об окончании интернатуры;
  • дипломом о профессиональной переподготовке или ординатуре по циклу;
  • сертификатом специалиста;
  • если сертификат продлевался — свидетельством о повышении квалификации по циклу;
  • если менялась фамилия — документом об этом факте;
  • тематическим усовершенствованием в области экспертизы качества медпомощи / экспертизы временной нетрудоспособности.

Общее количество таких работников в медицинском учреждении — три.

Оборудование медицинских кабинетов для лицензирования их деятельности также должно соответствовать установленным требованиям. Если оно было куплено по безналичному расчету, то предъявляются:

  • счет;
  • товарная накладная;
  • платежное поручение.

Если для покупки были использованы наличные средства, это подтверждается:

  • товарным чеком;
  • кассовым чеком.

А также потребуются:

  • гарантийные талоны (для нового оборудования);
  • регистрационные удостоверения;
  • непременно нужно предоставить заключение санэпиднадзора.

«Таргетированная реклама в соцсетях: виды, настройка, идеи»

Лицензирование медицинского кабинета, помимо перечисленных бумаг, также требует:

  • копий свидетельств ОГРН, ИНН, кодов статистики, сведений о внесении последних изменений в учредительные документы, свидетельства о праве собственности на помещение/здание;
  • нотариально завереннойкопии последней редакции устава;
  • копии или оригинала выписки из ЕГРЮЛ;
  • копий или оригиналов (с возвратом) решения и приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;
  • копии заключения СЭС и копии акта проверки;
  • копий или оригиналов (с возвратом) договора на аренду.

Материал для скачивания: Образец заявления на лицензирование медкабинета

Порядок лицензирования медицинского кабинета

Лицензирование медицинских учреждений входит в обязанности Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, то есть лицензирующего органа.

Лицензиаты подают заявления в комитет по лицензированию. Перед выдачей специальных разрешений деятельность заявителей тщательно проверяют с целью установить соответствие лицензиата и его документации предъявляемым требованиям. Оценке при этом подлежат сведения об учредителе, документация, оборудование и т. д.

Для получения разрешения на оказание медицинских услуг лицензиаты должны выполнить все необходимые процедуры. Речь идет о подаче заявления и документов с соблюдением всех законодательных требований.

Вот основные этапы лицензирования:

  1. Лицензиат подает заявление вместе с документами.
  2. Проверка соответствия документов требованиям и условиям.
  3. Орган, выполняющий лицензирование медицинских кабинетов, устанавливает, выдать лицензию соискателю или нет. Принять решение орган обязан в течение месяца со дня получения документов. Оно оформляется в виде приказа.
  4. Лицензиату сообщают о решении в течение трех дней. Это делается в письменном виде, обязательно указывается номер счета для перечисления лицензионного сбора.
  5. Если решение о лицензировании отрицательное, проводится экспертиза. Ее инициатором вправе выступить сам заявитель, если не согласен с лицензирующим органом.
  6. В случае отказа в выдаче лицензии медицинскому кабинету также возможно проведение судебного разбирательства. Если же решение положительное, 5 и 6 пункты отсутствуют.
  7. Оплата госпошлины в размере 1000 рублей. Если лицензиат не оплачивает сбор, разрешение может быть аннулировано.
  8. Заключительный этап — предоставление лицензии.

То есть вам, как лицензиату, нужно подготовить всю необходимую документацию, написать заявление, уплатить сбор в бюджет и посетить Росздравнадзор.

Приготовьтесь к тому, что о нехватке хотя бы одной бумаги из установленного списка вам сообщат в течение 30 дней. Если это повторится, процедура лицензирования затянется. Из-за этого государственные органы в ходе проверок наложат штрафные санкции. Также у предприятия появятся иные издержки.

Отказать медицинскому кабинету в лицензировании могут из-за несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований, искаженной или недостоверной информации.

Конечно, самостоятельно готовить все документы для лицензирования — это долго и достаточно сложно, но при желании всё получится. Однако если вы не хотите тратить на это силы и время, воспользуйтесь услугами квалифицированных юристов.

«Этапы продаж и секреты их применения на практике»

Переоформление лицензии медицинского кабинета

Вносить изменения в лицензию нужно, если:

  • лицензиат перестал вести один или несколько видов деятельности, на которые получал бессрочную лицензию;
  • поменялось полное/сокращенное наименование компании или ее юридический адрес;
  • произошла реорганизация (слияние, преобразование) юридического лица;
  • изменились реквизиты паспорта или Ф. И. О. лицензиата (если это индивидуальный предприниматель);
  • если лицензиат прекратил оказывать услуги/выполнять работы по адресу/адресам, указанным в лицензии.

На основании Федерального закона о лицензировании (пункт 6 статьи 18 № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года) для переоформления медицинской лицензии вследствие реорганизации, носящей форму слияния юридических лиц, у этих предприятий обязательно должна быть лицензия на один и тот же вид деятельности на момент прохождения правопреемником государственной регистрации.

К необходимым здесь документам относится:

  • заявление о переоформлении лицензии на медицинскую деятельность;
  • оригинал действующей лицензии;
  • документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора (размер госпошлины составляет 750 рублей) (копия или оригинал с синей отметкой банка об исполнении).

Переоформление длится не больше 10 рабочих дней со дня подачи документации в лицензирующий орган.

Если медицинское учреждение намерено изменить место оказания услуг или расширить список видов деятельности, то также обязано переоформить лицензию.

В этом случае лицензиат предоставляет:

  • заявление о переоформлении разрешения на медицинскую деятельность;
  • оригинал действующей лицензии;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины в размере 3500 рублей, — копию или оригинал, в котором проставлена синяя банковская отметка о выполнении.

Переоформление длится не больше 30 рабочих дней с той даты, как заявитель подал документы в лицензирующий орган.

Материал для скачивания: Образец заявления на переоформление

Оставить заявку

Положение о медкабинете

Положение о медицинском кабинете

1 Общие положения

1.1. Положение о медицинском кабинете (далее — положение) разработано в целях организации эффективного медицинского обеспечения учащихся, направленного на предупреждение и снижение их заболеваемости.

1.2.Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, утверждёнными Верховным Советом РФ от 22.07.1993 №5487-1, СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно – эпидемиологические правила», утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2003 №44, Типовым положением об образовательном учреждении в Российской Федерации.

1.3.Положение регулирует деятельность медицинского кабинета ОУ.

1.4.Медицинский кабинет является структурным подразделением ОУ и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок и организацию оказания медицинских услуг в ОУ.

1.5. Медицинский кабинет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ГБОУ СОШ №50; администрацией и педагогическим коллективом ОУ.

2. Основные задачи и виды деятельности медицинского кабинета

2.1.Основными задачами медицинского кабинета являются:

-организация и осуществление эффективного медицинского обеспечения учащихся, улучшение его качества;

-сохранение, укрепление и профилактика здоровья учащихся, снижение заболеваемости;

— оказание профилактической, диагностической, лечебно — оздоровительной, коррекционной помощи учащимся;

— приобщение детей и родителей (законных представителей) к здоровому образу жизни, в т.ч. и посредством обеспечения системы рационального питания и физкультурно-оздоровительных мероприятий и закаливания учащихся;

— осуществление контроля, выполнения санитарно-гигиенических норм и правил.

2.2.В соответствии с задачами медицинский кабинет осуществляет:

— медицинскую, профилактическую и санитарно-просветительную работу;

-контроль санитарно-гигиенических условий в ОУ, в т.ч. состояния окружающей территории, пищеблока, групповых комнат, санитарно-гигиенических комнат и др. помещений ОУ;

-контроль организации и качества питания учащихся;

— гигиеническое воспитание, пропаганду гигиенических знаний по здоровому образу жизни, сохранению и укреплению соматического, репродуктивного, психического здоровья, контроль их эффективности;

-санитарно — просветительную работу с родителями (законными представителями), детьми, педагогическим персоналам по вопросам профилактики заболеваний;

— иммунопрофилактику инфекционных болезней учащихся;

— работу по обеспечению медико-психологической адаптации воспитанников при поступлении в ОУ;

— проведение периодических профилактических осмотров детей (скрининг -обследований, углубленных медосмотров с привлечением врачей специалистов);

— сбор и анализ социальной, психологической и другой информации, способствующей формированию групп риска, для медицинского наблюдения за детьми и определения приоритетов при разработке и реализации профилактических, коррекционных и реабилитационных программ);

— разработку (на основании плановых осмотров) медицинских рекомендаций по коррекции состояния здоровья учащихся;

— проведение мероприятий по коррекции функциональных нарушений и хронических заболеваний, наиболее часто встречающихся среди учащихся и снижающих возможности их социальной адаптации и интеграции;

— оказание неотложной медицинской помощи учащимся;

— взаимодействие с ГБОУ СОШ № 50 по вопросам профилактики и диспансерного наблюдения детей;

-обеспечение преемственности с участковым педиатром по вопросам охраны здоровья;

-разработку и реализацию совместно с педагогическим коллективом ОУ комплексных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей на индивидуальном и групповом уровне;

— ведение учётно- отчётной медицинской документации.

3. Организация деятельности медицинского кабинета

3.1. Медицинский кабинет осуществляет свою деятельность на основании годового плана медико-санитарного обслуживания детей по следующим направлениям:

— организационная работа;

-лечебно-профилактическая работа;

— противоэпидемическая работа;

-санитарно-просветительная работа.

3.2. Медицинский кабинет ОУ укомплектовывается квалифицированными кадрами среднего медицинского персонала, имеющего специальную подготовку, подтверждённую документом установленного образца (далее — медсестра).

3.3.Медсестра обязана проходить раз в 5 лет курсы повышения квалификации с получением документа установленного образца.

3.4. .Медицинский кабинет располагается на втором этаже ОУ, отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к медицинским помещениям ОУ.

3.5.Медицинский кабинет укомплектовывается необходимым оборудованием и инструментарием в соответствии с примерным перечнем оборудования и инструментария медицинского кабинета ОУ, установленным СанПиН.

3.6. Медицинский кабинет укомплектовывается необходимым набором медикаментов для оказания неотложной помощи, лекарственными средствами, одноразовыми шприцами, стерильными и перевязочными материалами, дезинфицирующими средствами.

3.7.Медсестра ведёт первичную медицинскую документацию по формам, утверждённым федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, образования.

3.8.Медсестра ведёт следующую документацию:

— оформление индивидуальных медицинских карт на каждого ребёнка;

— оформление документов на вновь прибывших детей;

— оформление школьных карт на детей, поступающих в школу;

— анализ заболеваемости и посещаемости детей по классам;

— составление отчётов по заболеваемости, профпрививкам и др.;

— ведение медицинских журналов по установленной форме:

  • Журнал проведения генеральной уборки;
  • Журнал стерилизации инструментария, учёта качества предстерилизационной обработки;
  • Журнал учёта бактерицидных облучателей;
  • Журнал учёта производственного травматизма;
  • Журнал учёта медицинского инструментария;
  • Журнал учёта лекарственных препаратов;
  • Медицинская (санитарная) книжка;
  • Журнал метрологического контроля аппаратуры;
  • Журнал учёта поступления вакцины;
  • Акты уничтожения непригодных (просроченных) вакцин;
  • Журнал переписи учащихся школы по годам;
  • Журнал температурного режима холодильника;
  • Журнал учёта профилактических прививок;
  • Журнал генеральных уборок кабинета;
  • Журнал учёта гиперэгических реакций МАНТУ;
  • Журнал м/о БЦЖ.

4.Основные мероприятия, проводимые медсестрой

4.1.Медсестра обязана:

-разрабатывать годовой план медико-санитарного обслуживания детей;

-проводить медицинские осмотры детей при поступлении в ОУ с целью выявления больных, в т.ч. на педикулёз;

— осуществлять систематические наблюдения за состоянием здоровья учащихся, особенно имеющих отклонения состояния здоровья;

— в рамках организации рационального питания детей составлять и выписывать меню-раскладку с использованием картотеки блюд и примерным 10-дневным меню, согласованным с органами ГОССАНЭПИДНАДЗОРА, обеспечивать витаминизацию пищи, анализ калорийности питания, проводить бракераж готовой пищи с отметкой о её качестве, с разрешением раздачи, вести бракеражный журнал;

— проводить работу по организации профилактических осмотров учащихся и проведению профилактических прививок;

— информировать о результатах медосмотров родителей (законных представителей) учащихся, знакомить педагогов с рекомендациями врачей специалистов;

-направлять учащихся на консультации к врачам-специалистам;

— информировать руководителя ОУ классных руководителей, учителя физической культуры о состоянии здоровья учащихся, распределять учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой;

— оказывать методическую помощь классным руководителям в организации работы по физическому воспитанию и закаливанию учащихся и проведению летних оздоровительных мероприятий;

— проводить мероприятия, направленные на повышение уровня компетенции персонала и родителей ОУ по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, оказывать помощь в проведении специальных занятий с детьми всех классов по тематике ОБЖ;

-осуществлять учёт состояния здоровья детей, их индивидуальных особенностей ребёнка при организации оздоровительных мероприятий;

-своевременно выявлять заболевших детей и изолировать их, оказывать первую медицинскую помощь при возникновении несчастных случаев;

— информировать руководителя о необходимости вызова скорой помощи в экстренной ситуации, содействовать этому;

-незамедлительно информировать руководителя ОУ о возникновении среди учащихся случаев инфекционного заболевания, отравления, необычной реакции после применения медицинских препаратов, чрезвычайных ситуациях;

-сообщать в ГБОУ СОШ №50 о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди учащихся и персонала ОУ в течение 12 часов после установления диагноза в установленном порядке;

-проводить работу по профилактике травматизма, учёту и анализу всех случаев травм;

-осуществлять организацию и проведение санитарно-эпидемических мероприятий;

-проводить работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию Дней, Неделей Здоровья, игры, викторины на медицинские темы;

-вести установленную государственным органом, осуществляющим управление в сфере здравоохранения, медицинскую документацию и учёт, обеспечивать хранение медицинского инструментария и оборудования, медикаментов, прививочного материала, следить за их своевременным пополнением;

— посещать курсы повышения квалификации с последующей аттестацией один раз в 5 лет;

— сотрудничать с ГБОУ СОШ № 50 и представлять им необходимую документацию.

5.Организация медицинского контроля в ОУ

5.1. Медсестра осуществляет в ОУ регулярный медицинский контроль за:

-соблюдением требований по охране жизни и здоровья детей;

— санитарно-гигиеническим состоянием и содержанием территории всех помещений и оборудования, соблюдением правил личной гигиены учащимися и персоналом;

— соблюдением рационального режима дня в ОУ;

— санитарным состоянием пищеблока:

-выполнением санитарных требований к технологии приготовления пищи, мытью посуды;

— закладкой на пищеблоке основных продуктов, качеством приготовления пищи и нормой выхода блюд, качеством получаемых продуктов;

— своевременным и полным прохождением персоналом ОУ обязательных медицинских профосмотров;

— проведением физкультурно — оздоровительных мероприятий и закаливания, организацией физического воспитания, правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья учащихся.

5.2.Медсестра может запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля.

6. Права медсестры

6.1. Медсестра имеет право:

— участвовать совместно с администрацией ОУ в принятии управленческих решений в рамках своей компетенции;

— принимать участие в работе педагогического совета ОУ, родительского комитета и других органов самоуправления;

— присутствовать на различных мероприятиях, проводимых ОУ, по вопросам своей компетенции;

— обращаться с заявлениями и предложениями к руководителю ОУ, в органы и учреждения муниципальной системы здравоохранения, общественные организации;

— получать своевременную информацию, необходимую для принятия мер по устранению недостатков и улучшению медицинского обеспечения учащихся;

— вносить предложения по совершенствованию медицинского обеспечения учащихся;

— на повышение квалификации;

— на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

— на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда;

— на защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации;

— присутствовать на различных мероприятия, проводимых в рамках муниципальной системы здравоохранения, посвящённых вопросам охраны здоровья детей;

— изучать практическую деятельность учреждений и организаций системы здравоохранения.

7. Ответственность медсестры

7.1. Медсестра несёт ответственность за выполнение, выполнение не в полном объёме или невыполнение закреплённых за ней задач и функций, качественное оказание первой медицинской помощи

7.2. Медсестра несёт ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках, докладах, по итогам медико-санитарной работы.

Требования к организации медицинских пунктов в детских образовательных учреждениях, в том числе специализированных

Главные цели медицинской деятельности в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), школах, школах-интернатах — охрана и укрепление здоровья детей. Медицинское обеспечение в ДОУ и школах может осуществлять медперсонал, находящийся в штате самого, или специалисты лечебно-профилактического учреждения (по договору), на территории обслуживания которого располагается детское учреждение.

Согласно Федеральному закону № 128-ФЗ от 08.08.2001г «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность, в том числе в образовательных учреждениях, подлежит лицензированию. Обязательное условие выдачи лицензии — наличие санэпидзаключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

При выдаче санэпидзаключений на медицинские пункты образовательных учреждений Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия руководствуется действующим санитарным законодательством. Требования к архитектурно-планировочным решениям, составу, площадям, внутренней отделке помещений для оказания медицинской помощи регламентируют следующие нормативные документы:

СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» (с изменениями и дополнениями);

СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, № 4076-86 от 06.03.1986 и некоторые другие.

Состав и площади помещений.

Архитектурно-планировочные решения помещений медицинского назначения должны обеспечивать надлежащие условия для осуществления медицинской деятельности, соблюдения санитарно-гигиенического, противоэпидемического режима, а так же создания оптимальных условий труда медработников. Структура и планировка помещений должны исключать возможность перекрещивания или соприкосновения чистых и грязных потоков. Требования санитарных правил распространяются на учреждения как построенные по типовым проектам, так и размещенные в приспособленных помещениях.

Детские дошкольные учреждения, построенные по типовым проектам, должны иметь следующий состав медицинских помещений:

— кабинет педиатра (площадь 12 кв.м.),

— процедурный кабинет (площадь 8 кв.м.),

Медицинский кабинет должен иметь самостоятельный вход из коридора и располагаться смежно с палатой изолятора, который проектируют не менее чем на две инфекции. В состав изолятора входят приемная, палаты и санузел. Палаты изолятора размещают только в изолированных помещениях. Использовать кабинет приема врача или процедурный кабинет как изолятор запрещено. При наличии достаточных площадей в медицинском блоке ДОУ оборудуют физиотерапевтический кабинет, руководствуясь при этом СанПиН 2.4.1.1249-03 (Приложение 17).

В детских дошкольных учреждениях, построенных по старым проектам или размещенных в приспособленных помещениях, допускается устройство медпункта, состоящего из медицинского кабинета и изолятора.

Медицинский пункт общеобразовательного учреждения, построенного по типовым проектам, должен включать следующие помещения:

— кабинет врача (площадь не менее 14 кв.м.);

— кабинет стоматолога (площадь 12 кв.м.);

— процедурный кабинет (площадь 14 кв.м.);

— кабинет психолога (площадь 10 кв.м.).

При медпункте необходимо оборудовать отдельный санузел.

В состав медицинского пункта, расположенного в приспособленных помещениях, должны входить в кабинет врача и процедурная.

Требования к специализированным образовательным учреждениям.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях (коррекционные ДОУ для детей с нарушением зрения, слуха, осанки, неврологической патологией и т.д.) помимо указанных кабинетов размещают кабинеты врачей-специалистов в зависимости от профиля учреждения (офтальмолог, невропатолог, хирург-травматолог и т.д.).

В специальных общеобразовательных школах-интернатах медпункт предназначается не только для организации оздоровительно-профилактических мероприятий, но и для осуществления лечебной коррекционно-восстановительной работы, что требует расширенного состава помещений (в соответствии с профилем учреждения). Кроме того, учитывая разнообразие заболеваний, сопутствующих основному дефекту, в школах-интернатах необходимо предусматривать ряд дополнительных в сравнении со школами-интернатами общего типа медицинских помещений (приложение к Санитарным правилам № 4076-86 от 06.03.1986г) и специальное оборудование:

  • 1. Во всех типах специальных общеобразовательных школ-интернатов:

— физиотерапевтический кабинет со светолечением для всех воспитанников и водолечением для воспитанников с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата;

— кабинеты или залы лечебной физкультуры;

— логопедический кабинет;

  • 2. В школах-интернатах для детей с поражениями опорно-двигательного аппарата:

— кабинеты врача ЛФК, невропатолога, ортопеда, протезирования;

— гипсовая комната;

— мастерская по ремонту протезов и обуви;

— кабинеты трудотерапии, парафинолечения, озокерито- и гидротерапии;

  • 3. В школах-интернатах для умственно-отсталых детей — кабинет психиатра;
  • 4. В школах-интернатах для детей с нарушениями слуха, с расстройствами речи — кабинет отоларинголога с аудиометрической кабиной и кабинет для индивидуальной работы по развитию слуха и формированию произношения;
  • 5. В школах-интернатах для детей с нарушениями зрения — офтальмологический кабинет, кабинет оптических средств коррекции развития и охраны остаточного зрения.

Водоснабжение и освещение.

Во всех медицинских кабинетах должны быть раковины с подводкой горячей и холодной воды , оборудованные смесителями. В кабинете стоматолога и других помещениях, в которых применяется медицинский инструментарий, необходимо установить дополнительную раковину для обработки используемых многоразовых инструментов. В местах установки раковин или оборудования, эксплуатация которого связана с возможным увлажнением стен и перегородок, их отделку следует выполнять глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину более 20 см от оборудования и приборов с каждой стороны.

Медицинские помещения образовательных учреждений должны иметь естественное освещение. Искусственная освещенность (общая и местная), источник света, тип лампы принимаются в соответствующими документами. Для осмотра ребенка в кабинете врача могут быть установленные настенные или переносные светильники. Для обеззараживания воздуха медицинских кабинетов применяется ультрафиолетовое бактерицидное излучение с использованием облучателей, разрешенных к применению в установленном порядке.

Внутренняя отделка помещений.

Материалы для внутренней отделки должны быть разрешены для применения в лечебно-профилактических учреждениях в установленном порядке и использоваться в соответствии с функциональным назначением медицинских помещений. Поверхность стен, полов и потолков — гладкая, легкодоступная для влажной уборки и устойчивая к воздействию моющих и дезинфицирующих средств. В процедурных, прививочных кабинетах и других помещениях с влажным режимом работ стены следует облицовывать глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на всю высоту. Применять обои, панели из ДСП для внутренней отделки помещений медицинского назначения недопустимо.

Для покрытия пола следует использовать водонепроницаемые материалы. Покрытие пола в лечебных учреждениях должно быть гладким, без дефектов — щелей, трещин, дыр и т.д., плотно пригнанным к основанию, устойчивым к действию моющих и дезинфицирующих средств. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен подводят под плинтусы, плотно закрепленные между стеной и полом.

Применение подвесных потолков допустимо. При этом конструкции материалы таких потолков должны обеспечивать герметичность, гладкость поверхности и возможность проведения их влажной обработки и дезинфекции. Потолки в помещениях с влажным режимом окрашивают водостойкими красками или выполняют из влагостойких материалов.

Мебель используемая в медицинских кабинетах должна быть гладкой. Выполняют ее из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств. Медицинский кабинет оснащают оборудованием и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 (приложение 16), СанПиН 2.4.2.1178-02 (приложение 1).

Управление Роспотребнадзора по Республике Бурятия рекомендует придерживаться данных требований при выделении и оборудовании помещений для осуществления медицинской деятельности, проведении капитального и текущего ремонта зданий детских образовательных учреждений.

Проблемы медицины в школе и ДОУ

Алина УльяноваFollow Nov 23, 2017 · 5 min read Фото с сайта.

Одно из главных направлений в работе ОО — охрана здоровья обучающихся.

Сегодня в случаях, когда нужна медицинская помощь, педагог сразу вызывает скорую помощь и звонит родителям, а не отправляет ребенка к медсестре. Всегда ли это необходимо?

Особую категорию составляют дети, которые посещают образовательное учреждение, находясь на домашнем обучении или обучающиеся с ОВЗ. Возникают вопросы, связанные с организацией медицинского обслуживания.

Приведенные ниже документы регламентируют основные вопросы охраны здоровья обучающихся, правила прохождения осмотров, компетенцию медицинской сестры и врача ОО:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст. 41–42);
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательное учреждение и в период обучения в них» № 1346н (действует до 1 января 2018 года);
  • Приказ Минздрава СССР и Минпроса СССР от 14.09.1976 «О мерах по дальнейшему улучшению здоровья школьников» № 885/143;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189;
  • Методические рекомендации по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждения (утверждено Министерством здравоохранения и социального развития РФ от 15.01.2008 г. № 207 -ВС);
  • Приказ Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» (начнет действовать с 1 января 2018 года);
  • п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Поясним сразу

Важно понимать, что медицинская деятельность подлежит лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Сотрудники работают в медицинских кабинетах, которые оборудованы в помещениях образовательной организации. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медиков (п. 15 ч. 3 ст. 28, части 2, 3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны осуществлять деятельность по охране здоровья обучающихся, за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Итак, оказание медицинской помощи следует отличать от оказания первой помощи, которая является доврачебной. Первая помощь оказывается:

  • при состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью;
  • лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с законодательством и имеющими соответствующую подготовку.

Внимание! Педагоги не вправе оказывать обучающимся и воспитанникам медицинскую помощь. Первая помощь до прихода медицинского работника (остановка кровотечения, транспортировка пострадавшего в отдельное помещение со специальными условиями и т. д.) может быть оказана только педагогическими работниками, прошедшими подготовку по оказанию первой медицинской помощи (нововведение с 2016 года).

Отметим, что именно на школу ло­жится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной по­мощи. И если ребенку стало плохо, то педагог обязан незамедлительно вызвать медсестру. Мед­сестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку медикаменты.

Рекомендуется также оформлять лист здоровья, в который вносятся сведения о группе здоровья, группе занятий по физической культуре, состоянии здоровья (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

Что делать, если в школе не оказалось медицинского работника, а помощь необходима?

  • Педагог должен проинформировать родителей о самочувствии ребенка (позвонить).
  • Если ситуация критическая, то необходимо срочно вызвать скорую помощь и прокон­тролировать, чтобы обучающийся был доставлен в медицинское учреждение.

Внимание ! Если есть согласие родителей на медицинское вмешательство, то ребенку в ОО могут сделать прививку, дать необходимое направление к специалистам и т. д.

Если же родитель не желает вызова скорой ребенку в случаях легкого вреда здоровью, можно написать заявление на имя руководителя школы или детского сада.

Медицинский блок: оборудование и количество специалистов

Медицинский блок включает кабинет врача-педиатра или фельдшера, а также процедурный кабинет. Образовательная организация должна оснастить медицинский блок мебелью, необходимой оргтехникой, а также медицинскими изделиями, руководствуясь стандартом оснащения (Приложением 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним № 822н).

Согласно приказу Минздрава РФ № 822н в штат отделения медицинской помощи обучающимся входят: заведующий отделением, старшая медсестра — по одной штатное единице на 10 врачей; врач по гигиене детей и подростков — одна штатная единица на 2500 обучающихся; врач-педиатр — одна штатная единица на 180–200 детей в яслях, или на 400 — в детских садах, или на 1000 — в школах и учреждениях среднего профобразования; медицинская сестра, или фельдшер — одна штатная единица на 100 детей в детских садах, на 100–500 — в школах и учреждениях среднего профобразования; санитарки — по количеству штатных единиц медсестер.

Для регионов с низкой плотностью населения количество медицинского персонала определяется исходя из меньшей численности обучающихся.

Проблемы. Нововведения 2018 года

С принятием законов об охране здоровья граждан и об образовании медкабинеты фактически ушли из образовательных учреждений. Во многих субъектах не хватает финансирования на закупку необходимого оборудования.

Объединение школ с детскими садами и создание комплексов привело к увеличению нагрузки медперсонала…

К сожалению, в последнее время все больше сообщений о том, что в ОО участились несчастные случаи с обучающимися. Это происходит из-за того, что некому было оказать первую помощь или персонал организации не знал о заболеваниях своего ученика (воспитанника).

Кому лечить детей? Совсем недавняя история из липецкой школы: «тринадцатилетний Александр споткнулся на перемене, упал на руку и повредил палец. Так как медсестры в школе не было, его осматривала классный руководитель. Но когда мальчик пришёл домой, стало только хуже. Это оказался перелом. Был бы в школе медработник, он мог бы это увидеть, оказать первую помощь».

И это не последний случай…

Нововведения

  • С 1 января 2018 года начнет действовать новый порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних (с 10 до 20 дней увеличится максимальная общая продолжительность I этапа профилактического осмотра, новые отчетные формы).
  • «В Госдуме готовят законопроект «О возрождении школьной медицины» — инициатива, выдвинутая еще в прошлом году. Об этой идее вспомнили также в контексте планов на 2018 год. Этот документ, по замыслам медицинского ведомства, призван восстановить школьную медицину, приблизить ее к современным реалиям, вернуть медкабинеты в ОО, а также закрепить кокретные обязанности школьного врача. » В школы может вернуться и стоматологическая помощь, которая особенно важна для детей младшего возраста».

Решат ли такие нововведения актуальные проблемы медицины в ОО? Спорный вопрос… Поделитесь мнением как обстоят дела в вашей организации.

Еще больше материалов, а также шаблоны локальных актов по расследованию несчастных случаев с ребенком и не только как для школы, так и для ДОУ, вы найдете в нашей системе «Директория». вы можете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.