Мероприятия по повышению ликвидности
Разработка мероприятий по повышению ликвидности и платежеспособности предприятия
Исходя из задач, которые стоят перед ООО «Префект строй» в настоящее время, весь комплекс мероприятий по укреплению платежеспособности предприятия можно объединить в шесть больших групп (рисунок 3.1):
— совершенствование финансирования деятельности предприятия;
— повышение эффективности использования текущих активов;
— совершенствование стратегии финансовой политики на предприятии;
— совершенствование тактики финансовой политики на предприятии;
— совершенствование финансового планирования и прогнозирования на предприятии;
— совершенствование внутреннего финансового контроля.
Исходя из специфики проведенного анализа финансовой деятельности объекта исследования и теоретических основ финансовой политики предприятия, предлагаются следующие направления совершенствования методов управления оборотными средствами предприятия в ООО «Префект строй», которые можно представить в соответствии с рисунком 3.1.
По совершенствованию финансирования деятельности предприятия можно предложить придать структуре пассивов более рациональную основу. С прочими кредиторами необходимо провести переговоры о продлении сроков погашения кредиторской задолженности. При этом должен быть составлен план погашения кредиторской задолженности на следующий год, являющийся составной частью общего финансового плана предприятия. Резервы для погашения кредиторской задолженности у предприятия имеются. Это, прежде всего сокращение дебиторской задолженности, возможность более рационального использования основных средств, и ускорение оборачиваемости оборотных средств.
Рисунок 3.1 — Основные направления совершенствования методов управления оборотными средствами ООО «Префект строй»
В связи со сложившейся ситуацией в ООО «Префект строй» может применяться предоплатная схема по отношению к покупателям. В расчетах же с поставщиками следует добиваться льготных условий оплаты, в т. ч. рассрочки платежа. В целом же, должна проводиться активная работа по отсылке письменных предупреждений, должны браться и прослеживаться выполнение гарантийных писем от предприятий и организаций, в которых они обязуются погасить свою задолженность за услуги с предоставлением графика погашения, на злостных неплательщиков должны подаваться дела в арбитражный суд.
Одним из вариантов решения этой проблемы может стать проведение финансовых операций между факторинговой компанией или коммерческим банком и предприятием, либо договор-цессия, т.е. уступка требований и передача права собственности.
Кроме того, важный фактор финансового оздоровления фирмы — совершенствование договорной работы и договорной дисциплины. Учитывая массовые неплатежи между предприятиями, уместно было бы заключение договора-инкассо с банком на акцептную форму расчетов с предприятиями-покупателями по обязательным поставкам, а также заключение с банком договора об автоматическом начислении штрафа за каждый день просрочки при несвоевременной оплате продукции с выставлением платежного требования в адрес банка, обслуживающего покупателя.
В процессе принятия решений руководству предприятия необходимо помнить следующее:
— ликвидность и платежеспособность являются важнейшими характеристиками ритмичности и устойчивости текущей деятельности предприятия;
— любые текущие операции незамедлительно сказываются на уровне платежеспособности и ликвидности;
— решения, принятые в соответствии с выбранной политикой управления оборотными активами и источниками их покрытия, непосредственно воздействуют на платежеспособность.
Политика управления оборотными активами предприятия должна преследовать основную цель — обеспечение баланса:
— между затратами на поддержание оборотных активов в сумме, составе и структуре, гарантирующей от сбоев в технологическом процессе;
— доходами от бесперебойной работы предприятия;
— потерями, связанными с риском утраты ликвидности;
— доходами от вовлечения в хозяйственный оборот оборотных средств.
При этом платежеспособность предприятия, как говорилось выше, определяется структурой и качественным составом оборотных активов, а также скоростью их оборота и ее соответствием скорости оборота краткосрочных обязательств.
Нужно также отметить, что текущая деятельность может финансироваться за счет:
— увеличения собственного оборотного капитала (т. е. направления части прибыли на пополнение оборотных средств);
— привлечения долгосрочных и краткосрочных источников финансирования.
Если предположить, что текущая деятельность предприятия финансируется в основном за счет источников краткосрочного финансирования, то источниками поступления дополнительных средств могут являться:
— займы и кредиты;
— кредиторская задолженность поставщикам;
— задолженность перед персоналом.
Таким образом, если у предприятия замедляется скорость оборота оборотных активов, а руководство не принимает мер по привлечению дополнительного финансирования, оно может стать неплатежеспособным, даже если его деятельность является прибыльной.
В качестве стратегической цели финансовой службы ООО «Префект строй» можно определить изыскание путей выхода на новые рынки сбыта.
На тактическом уровне принимаются решения, реализация которых призвана исполнять стратегическую линию предприятия в области использования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы соотношение краткосрочной задолженности и оборотного капитала поддерживалось на уровне, необходимом для обеспечения стабильной работы предприятия.
Оперативное управление финансами направлено на практическое выполнение тех решений, которые были приняты на тактическом уровне. Месячный план движения средств формируется таким образом, что поступление и расходование платежных средств в нем сбалансированы (абсолютная ликвидность).
В отличие от инструментов стратегического и тактического уровней, инструменты оперативного управления финансами должны обеспечивать не только связь с предыдущим уровнем, но и непрерывность процесса управления.
Таким образом, ежедневно принимая решения и оперативно управляя финансовыми ресурсами, менеджеры должны стремиться выполнять планы, которые формируются как оптимальные пути достижения тактических и стратегических целей, и при этом не допускать значительных колебаний уровня абсолютной ликвидности.
Проведя анализ ликвидности и платежеспособности ООО «Префект строй» во второй главе, выяснилось, что основную часть активов предприятия составляют оборотные активы, которые в свою очередь на 99,8% состоят из дебиторской задолженности. Такая высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность предприятия, а также снижает финансовую устойчивость и повышает риск финансовых потерь.
Также у предприятия на конец 2013 г. наблюдается снижение статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты». Учитывая, что эта статья относится к группе наиболее ликвидных активов, то это повлекло за собой снижение степени ликвидности предприятия на отчетный период.
В связи с этим, я предлагаю провести следующие мероприятия. Во первых предприятию необходимо существенно снизить дебиторскую задолженность.
Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающиеся фирме, предприятию, компании со стороны других предприятий, фирм, государств, которые являются их должниками, дебиторами.
Условие возникновения дебиторской задолженности таково: если услуги или товары проданы, а денежные средства не получены.
Снижение дебиторской задолженности (взыскание долгов) предлагается провести в несколько этапов:
— Определить категорию риска клиента (риск «несвоевременной оплаты, риск «неоплаты», банкротство клиента)
— Определить стоимость заказа
— Выбрать оптимальную последовательность «контактов» с клиентом
— Связаться с должниками для выявления причин возникновения долга
— Постараться устранить причину возникновения долга (замена услуги (товара) и др.)
— В случае, если клиент не в состоянии заплатить, необходимо определить новую дату оплаты с учетом пени и стоимости процесса взыскания долгов (зарплата персонала, факс бумага и т.д.) и выслать клиенту новый счет с указанием услуг. Стоимость «затрат на взыскание долгов» можно включить в стоимость новых заказов для этого клиента в будущем.
— В случае отказа дебитора от погашения задолженности предлагается перейти к следующему этапу востребования дебиторской задолженности — подготовка и направление в суд искового заявления и сопровождающих процессуальных документов.
Вследствие сокращения дебиторской задолженности у предприятия появятся дополнительные денежные средства. Второе мероприятие заключается в том, чтобы увеличить статью «Денежные средства и денежные эквиваленты до такого уровня, чтобы предприятие имело возможность покрыть полностью свои обязательства, т.е. стало абсолютно ликвидным.
Стоит также отметить, что финансовых вложений у организации нет. А это значит, что дополнительного дохода, кроме как доход от реализации услуг у предприятия нету. При значительных управленческих расходах (которое мы наблюдаем на предприятии) такая ситуация неблагоприятно действует на финансовую устойчивость предприятия. Следующее мероприятие, которое я предлагаю — это вложения денежных средств в инвестиции. К таким вкладам можно отнести:
— Реклама. Этот метод, конечно же, требует дополнительных расходов, но при правильно выбранной стратегии рекламы, это может значительно повысить имидж компании и увеличить число клиентов, что повлечет за собой увеличение прибыли.
— Банковский депозит. Это наиболее простой и, одновременно, самый малоэффективный способ. Предприятие размещает деньги в банке под стабильный процент. Среди преимуществ банковского депозита — минимизация рисков; к недостаткам можно отнести малую прибыль.
— Расширение бизнеса. Самой распространенной ее формой считается экспансия, т.е. открытие филиалов в соседних и отдаленных регионах. Плюсы такого выбора налицо: растет доход, укрепляется имидж торговой марки, приходит стабильность.
— Недвижимость. Стоимость жилой и офисной недвижимости стабильно растет на 20-30% в год, и с успехом перекрывает коэффициент инфляции. Однако, в таком случае возникают сложности с возвратом средств. В случае необходимости реализовать объект недвижимости, процедура эта займет определенное время, и получить нужную сумму оперативно будет невозможно.
— Фондовый рынок. Можно прибегнуть к услугам лицензированной брокерской компании или же нанять управляющего для распоряжения деньгами предприятия на фондовом рынке. Обоим им под силу спасти капитал компании даже при кардинальном падении котировок.
Рекомендуется сформировать инвестиционный портфель: часть денег направить на приобретение ликвидной недвижимости, а частью и рискнуть. Самое главное — это определить их пропорцию. Дополнительно нужно учесть, какую долю свободных денег направить на долгосрочные вложения, а какую потребуется вернуть в ближайшем будущем.
При вложении свободных денежных средств в краткосрочные ценные бумаги любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Имея достаточное количество денежных средств на расчетном счете предприятие обладает способностью оплачивать краткосрочные обязательства. Но с другой стороны, омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте.
Поэтому было бы не плохо, предварительно изучив рынок ценных бумаг, вложить денежные средства в краткосрочные ценные бумаги. И таким образом пополнить наиболее ликвидные активы. Что, несомненно, улучшит картину платежеспособности организации, а также позволит получить дополнительный доход в ближайшем будущем.
Реализация предложенных мероприятий позволит ООО «Префект строй» повысить платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость в целом.
Добавить комментарий