Международные стандарты права

Международные стандарты, охватываемые рамками для сообщений

А. Цель рамок

Право на свободу религии или убеждений, определение которого содержится в международных нормах, является широким правом, охватывающим большое число отдельных, но взаимосвязанных вопросов. Это многообразие весьма широко отражено в информации и утверждениях, полученных Специальным докладчиком. Для того чтобы Специальный докладчик могла более эффективно реагировать на информацию, которую она получает, она разработала рамки для сообщений. В этих рамках приводятся разные типы случаев или ситуаций, доводимых до ее сведения и подпадающих под сферу действия ее мандата, а также соответствующие международные нормы, имеющие отношение к каждому вопросу. С рамками можно ознакомиться в приложении к настоящему докладу.

Специальный докладчик в ряде случаев отмечала, что одним из главных направлений ее деятельности является аспект защиты права отдельных лиц на свободу религии или убеждений. В этой связи чрезвычайно важно использовать сообщения для контактов с правительствами по поводу утверждений о нарушениях индивидуальных прав. Рамки позволяют Специальному докладчику определять, затрагиваются ли в каждом утверждении какие-либо элементы мандата по свободе религии или убеждений, и направлять более конкретные, соответствующие каждому случаю сообщения. В частности, они позволяют ей обращать внимание соответствующего правительства на те или иные международные нормы, касающиеся конкретной проблемы или проблем, и задавать уместные вопросы относительно их соблюдения.

Специальный докладчик подчеркивает, что не все поступающие ей сообщения четко вписываются в какую-либо одну из категорий, приведенных в рамках. Необходимо учитывать конкретные факты и контекст каждого утверждения. Помимо этого, во многих случаях в утверждении можно выявить ряд разных элементов права на свободу религии или убеждений. Она обращает внимание на то, что рамки не предназначены для представления исчерпывающего перечня вопросов, подпадающих под сферу действия ее мандата. Этот мандат постоянно эволюционирует, о чем свидетельствует содержание резолюций, последовательно принимаемых Комиссией по права человека. Таким образом, рамки в значительной степени являются разработкой, которая будет совершенствоваться по мере продолжения выполнения Специальным докладчиком ее мандата.

Рамки включены в настоящий доклад, с тем чтобы читатели могли получить более четкое представление о проблемах, охватываемых мандатом по свободе религии или убеждений, и в качестве указателя по видам проблем, являющихся предметом направляемых и получаемых в соответствии с мандатом сообщений. В этом отношении рамки могли бы стать полезным инструментом для НПО и других субъектов в контексте их взаимодействия со Специальным докладчиком.

В. Международные стандарты, охватываемые рамками

Рамки были разработаны на основе анализа международных норм, касающихся свободы религии или убеждений. В своем предыдущем докладе Комиссии (E/CN.4/2005/61 и Corr.1) Специальный докладчик указала, какие международно-правовые документы имеют отношение к осуществлению ее мандата. Главными документами, на которые Специальный докладчик опирается в своей деятельности, являются статья 18 Всеобщей декларации прав человека, статья 18 Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

В своих действиях она исходит также из соответствующих статей Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и Конвенции о статусе беженцев.

Она также руководствуется соответствующими резолюциями Комиссии по правам человека и других органов Организации Объединенных Наций, включая Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет. Далее, она руководствуется соответствующими замечаниями общего порядка и заключительными замечаниями и практикой договорных органов, а также соответствующими положениями международного гуманитарного права. Кроме того, Специальный докладчик принимает во внимание соответствующие региональные договоры о правах человека и правовую практику на региональном уровне.

C. Элементы свободы религии или убеждений, охватываемые рамками

В рамках выделены пять разных категорий. Первая категория включает элементы права на свободу религии или убеждений и права исповедовать свою религию или выражать убеждения. Вторая категория охватывает вопросы дискриминации в связи со свободой религии или убеждений. К третьей категории относятся вопросы уязвимых групп, включая женщин, детей, беженцев, представителей меньшинств и лиц, лишенных свободы. Четвертая охватывает ситуации, при которых нарушение права на свободу религии сопряжено с нарушениями других прав человека, таких, как свобода выражать убеждения и право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания. К пятой категории относятся межсекторальные вопросы, включая международно-правовые положения об ограничениях и отступлениях.

Размещение рамок для сообщений на вебсайте УВКПЧ еще больше облегчит ознакомление правительств и гражданского общества повсюду в мире с правовой основой свободы религии или убеждений. Кроме того, Специальный докладчик планирует создать на основе существующих рамок онлайновый дайджест, иллюстрирующий международные нормы соответствующими выдержками из выводов обладателей мандата в соответствии с категориями ее рамок для сообщений. Таким образом, накопленный к настоящему моменту опыт двадцатилетней практики осуществления мандата может в конечном итоге содействовать определению соответствующих правовых норм и способствовать их применению. Составление этого онлайнового дайджеста займет много времени, особенно в связи с тем, что людские ресурсы, имеющиеся для выполнения ее мандата, весьма ограничены, но они тем не менее работают исключительно добросовестно, и поэтому Специальный докладчик надеется представить предварительный вариант дайджеста в 2007 году.

В своей резолюции 4/10 от 30 марта 2007 года Совет по правам человека ссылается на все резолюции о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, которые были приняты Генеральной Ассамблеей и Комиссией по правам человека, а также просит Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждений представить доклад по этому вопросу Совету по правам человека на его шестой сессии.

В докладе Специального докладчика приведен обзор имеющих отношение к мандату проблемных вопросов, рассмотренных по категориям ее рамок для сообщений. Такая структура позволяет ей обобщить насущные проблемы в области нетерпимости и дискриминации по признаку религии или убеждений на основе анализа, проводившегося в течение 21 года существования мандата.

*Доклад Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждений Асмы Джахангир «Гражданские и политические права, включая вопрос о религиозной нетерпимости» (E/CN.4/2006/5)

**Доклад Специального докладчика по вопросу о свободе религии или убеждений Асмы Джахангир «Осуществление резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи от 15 марта 2006 года, озаглавленной «совет по правам человека» (A/HRC/4/21)

Дополнительная информация (на англ. яз.)

Коняхин Владимир Павлович, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии юридического факультета Кубанского государственного университета, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

Рыбалка Александр Анатольевич, помощник прокурора Динского района Краснодарского края.

В результате анализа международных стандартов уголовно-правовой охраны трудовых прав личности авторы приходят к выводу о том, что источники международного права содержат предписания о криминализации посягательств на следующие трудовые права: право на защиту от принудительного или обязательного труда; право детей и подростков на защиту от экономической эксплуатации; право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. Общим знаменателем для перечисленных трудовых прав выступает их неразрывная связь с гражданскими (личными) правами человека, т.е. с правом на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, равенство, достойное существование. Таким образом, современное международное право исходит из того, что трудовые права личности должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека. Позволяя обеспечить разумный баланс между потребностью в уголовно-правовой охране трудовых прав личности и необходимостью экономии уголовной репрессии, подобный подход к криминализации общественно опасных посягательств на трудовые права должен служить ориентиром для национальных законодательных органов.

Ключевые слова: международные стандарты, трудовые права личности, криминализация, уголовно-правовая охрана трудовых прав.

Criminal and legal security of labor rights of the person: international and legal standards

V.P. Konyakhin, A.A. Rybalka

Rybalka Alexander A., Prosecutor Assistant for Dinskaya District of Krasnodar Territory.

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как универсальные (всеобщие) ценности, права и свободы человека занимают одно из первых мест <1>. Изначально сформулированные мыслителями Нового времени в качестве некой идеальной модели, к которой должны стремиться государство и общество, права и свободы человека впоследствии нашли отражение в политико-правовой практике и законодательстве отдельных стран (Англии, Франции, США и др.), а затем, когда идея прав и свобод человека получила всеобщее признание, они были закреплены в многочисленных международных актах. В настоящее время в международном праве нашла отражение система взаимосвязанных прав и свобод личности, которые принято подразделять на гражданские, политические, социальные, экономические и культурные.

<1> Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека: международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003. С. 8.

Трудовые права личности являются разновидностью социальных и экономических прав, т.е. прав второго поколения <2>, причем занимают в системе социально-экономических прав ключевую позицию, которая определяется той ролью, которую играет труд в жизни людей. «Только трудовая деятельность лица способна обеспечить человеку достойное и независимое существование. При отсутствии возможности осуществления права на труд теряют смысл все другие социально-экономические права, поскольку их приобретение зависит от реализации права на труд, направленного на обеспечение материальных и духовных предпосылок существования человеческого общества» <3>.

<2> Подробнее о правах второго поколения и об исторической эволюции прав и свобод человека в целом см.: Фетюхин М.И. Поколения прав человека и механизм их защиты: учебное пособие. Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2004.
<3> Эмирова И.Е. Уголовно-правовое обеспечение реализации трудовых прав граждан (по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан): автореф. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 14.

Свое юридическое оформление трудовые права получили в целом ряде международных документов универсального и регионального характера. Важнейшим международно-правовым актом универсального характера, в котором зафиксированы трудовые права личности, является Всеобщая декларация прав человека 1948 г. <4>, которая впервые на глобальном международном уровне провозгласила следующие трудовые права:

<4> Международное публичное право: сборник документов. М.: Бек, 1996. Т. 1. С. 460 — 464.

  • право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23); при этом право на свободный выбор работы дополнительно было подкреплено предписанием, согласно которому никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4);
  • право на равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации (п. 2 ст. 23);
  • право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения (п. 3 ст. 23);
  • право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23);
  • право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст. 24).

Указанные международные стандарты в области трудовых прав получили дальнейшее развитие в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. <5> и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <6>.

<5> Международные акты о правах человека: сборник документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М.: НОРМА, 2000. С. 53 — 68.
<6> Там же. С. 44 — 52.

Помимо вышеуказанных международно-правовых актов, совокупность которых образует своего рода «международный билль о правах», трудовые права человека зафиксированы в некоторых специальных конвенциях ООН. К числу последних, в частности, следует отнести Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. <7>, в соответствии с которой государства — участники Конвенции принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин равные права, в частности: a) право на труд как неотъемлемое право всех людей; b) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме; c) право на свободный выбор профессии или рода работы, на продвижение в должности и гарантию занятости, а также на пользование всеми льготами и условиями работы, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, включая ученичество, профессиональную подготовку повышенного уровня и регулярную переподготовку; d) право на равное вознаграждение, включая получение льгот, на равные условия в отношении труда равной ценности, а также на равный подход к оценке качества работы; e) право на социальное обеспечение, в частности в случае ухода на пенсию, безработицы, болезни, инвалидности, по старости и в других случаях потери трудоспособности, а также право на оплачиваемый отпуск; f) право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода (п. 1 ст. 11). Говоря о регламентации трудовых прав в конвенциях ООН, нельзя также обойти стороной и предписание Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. <8>. Посвященная защите прав детей во всех сферах их жизнедеятельности, указанная Конвенция уделяет внимание и охране трудовых прав несовершеннолетних, устанавливая, что государства — участники Конвенции признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (п. 1 ст. 32).

<7> Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М., 1990. С. 341 — 355.
<8> Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 1993.

Отмечая основополагающее значение указанных международно-правовых актов ООН в области закрепления трудовых прав человека, следует вместе с тем признать, что наиболее детальную регламентацию трудовые права получили в конвенциях Международной организации труда (далее — МОТ), которые существенно дополняют и конкретизируют вышеперечисленные универсальные стандарты. Достаточно сказать, что за время своего существования (начиная с 1919 г.) МОТ было принято 188 конвенций, причем подавляющее большинство из них нацелено именно на охрану трудовых прав <9>. Не имея возможности дать хотя бы общий обзор всех действующих конвенций МОТ, отметим, что они подробно регламентируют содержание трудовых прав, связанных с доступом к труду, продолжительностью рабочего времени, техникой безопасности, вознаграждением за труд и иными условиями трудовой деятельности, особенностями труда отдельных категорий работников, условиями отдыха работников, возмещением вреда от производственного травматизма, объединением в профсоюзные организации и функционированием последних и др., а также предусматривают систему гарантий и механизмов обеспечения и охраны трудовых прав. Учитывая практически всеобъемлющий охват трудовых прав, выступающих в качестве предмета регулирования конвенций МОТ, совокупность последних характеризуется в зарубежной литературе и официальных изданиях Международного бюро труда как Международный трудовой кодекс <10>.

<9> Достойный труд. Безопасный труд. Защита от ВИЧ/СПИДа: доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда 2006 года. Женева: Международное бюро труда, 2006.
<10> См.: Безопасный труд — право каждого человека: доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда — 2009. Субрегиональное бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, 2009; Гулидов П. Международные нормативные акты в области трудовых отношений // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2009. N 7.

Итак, в международно-правовых актах ООН и в особенности в конвенциях МОТ зафиксировано довольно значительное количество трудовых прав. Признавая несомненную важность каждого такого права, получившего международное признание, следует отметить, что среди них довольно четко выделяется особая группа трудовых прав, которая обозначается в международных документах как основополагающие принципы и права в сфере труда. Указанная группа трудовых прав в концентрированном виде получила отражение в Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. <11>.

<11> Российская газета. 1998. 6 декабря.

В Декларации 1998 г. МОТ заявляет, что «все государства-члены, даже если они не ратифицировали указанные Конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

a) свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

b) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

c) действенное запрещение детского труда и

d) недопущение дискриминации в области труда и занятий».

Таким образом, Декларация МОТ 1998 г. называет четыре основополагающих принципа в сфере труда. Правда, в отечественной и зарубежной юридической литературе отмечается, что перечень основополагающих принципов в сфере труда, содержащийся в Декларации МОТ 1998 г., не является исчерпывающим, поскольку в нем не получил отражения принцип безопасности труда, который, безусловно, имеет основополагающее значение <12>.

<12> Улюмджиев Е.А. Идея справедливости в трудовом праве: некоторые вопросы теории // Юридический мир. 2009. N 5.

Стоит отметить, что международно-правовые акты не только определяют универсальные стандарты трудовых прав, но и одновременно налагают на государства обязательства по соблюдению и реализации этих стандартов на национальном уровне, в том числе и посредством мер уголовно-правового характера. Однако при этом такие обязательства нередко формулируются в общем виде, без детализации конкретных мероприятий, которые необходимо осуществить для выполнения соответствующих обязательств.

В то же время наряду с предписаниями общего характера, подобными тем, которые процитированы выше, некоторые источники международного права предусматривают обязанность осуществления конкретных мероприятий политического, законодательного, организационно-управленческого, технического и т.п. характера, необходимых для соблюдения и реализации международных стандартов в области трудовых прав. Не вдаваясь в анализ всей системы мер и механизмов, предусмотренных в международно-правовых актах для соблюдения и реализации трудовых прав, отметим, что среди них важное место занимают уголовно-правовые гарантии.

Международное право не может, да и не должно устанавливать уголовно-правовые гарантии для всех без исключения трудовых прав, так как для реализации большинства из них вполне достаточно иных мер и гарантий. Вместе с тем в отношении отдельных трудовых прав международно-правовые акты предусматривают именно уголовно-правовые гарантии, обязывая государства установить уголовную ответственность за нарушение соответствующих трудовых прав <13>.

<13> Подробнее о роли международных стандартов в системе источников отечественного уголовного права см.: Российское уголовное право: общая часть: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф., заслуженного юриста РФ В.П. Коняхина и д.ю.н., проф. М.Л. Прохоровой. М.: Контракт, 2014. С. 67 — 71; Ображиев К.В. Система формальных (юридических) источников российского уголовного права: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. С. 123 — 149.

К числу таких трудовых прав в первую очередь необходимо отнести право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, исключающее любые формы принудительного или обязательного труда, или, говоря иными словами, право на защиту от принудительного или обязательного труда. Уголовно-правовой гарантией указанного права является криминализация в международном уголовном праве рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством, осуществленная на основании Конвенции ООН о рабстве 1926 г. <14>, Дополнительной конвенции ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г. <15>, Конвенции МОТ N 29 1930 г. «О принудительном или обязательном труде» <16>.

<14> Международная защита прав и свобод человека…
<15> Там же.
<16> Международно-правовые основы противодействия рабству, работорговле, институтам и обычаям, сходным с рабством, довольно хорошо изучены в теории российского уголовного права (см.: Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003. С. 238 — 241; Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: учебник. М., 1999. С. 153 — 157; Скорлуков О.А. Рабство и работорговля: криминологический и уголовно-правовой аспекты исследования: дис. … канд. юрид. наук. М., 2005; Жинкин А.А. Рабство и работорговля в основных международных документах // Следователь. 2005. N 9. С. 62 — 64; Кислова Е.А. Борьба с рабством и работорговлей в международном праве // Российский следователь. 2005. N 10. С. 57 — 59).

К трудовым правам, нуждающимся в уголовно-правовой охране, международные акты также относят право детей и подростков на защиту от применения их труда в области, вредной для их нравственности и здоровья, или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, т.е. на защиту от экономической эксплуатации. В частности, в соответствии с подп. «c» п. 2 ст. 32 Конвенции ООН о правах ребенка государства — участники Конвенции предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления этого права. Более определенные предписания по этому поводу содержатся в п. 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., который устанавливает, что применение труда детей и подростков в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону. Кроме того, государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом.

Соответствующие возрастные пределы регламентированы Конвенцией МОТ N 138 1973 г. «О минимальном возрасте для приема на работу». В силу п. 3 ст. 2 названной Конвенции МОТ минимальный возраст для приема на работу в пределах территории государства — члена МОТ и на транспортных средствах, зарегистрированных на его территории, по общему правилу не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и во всяком случае не должен быть ниже 15 лет. Однако государство — член МОТ, чьи экономика и система образования недостаточно развиты, может после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, первоначально установить возраст в 14 лет как минимальный (п. 4 ст. 2).

Помимо общего минимального возраста для приема на работу Конвенция МОТ устанавливает специальный минимальный возрастной предел для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка. Согласно ст. 3 Конвенции он не должен быть ниже 18 лет. Правда, при этом делается оговорка о том, что национальное законодательство или правила или компетентные органы власти могут после консультаций с заинтересованными организациями работодателей и работников, где таковые существуют, разрешать работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе 16 лет при условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности (п. 3 ст. 3).

Наряду с регламентацией минимального возраста для приема на работу Конвенция МОТ N 138 устанавливает гарантии реализации этих стандартов, обязывая компетентные органы власти государств — членов МОТ принять все необходимые меры, в том числе определение соответствующих наказаний, для обеспечения эффективного проведения в жизнь положений этой Конвенции (ст. 9).

Анализируя предписания Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции МОТ N 138, нельзя не отметить, что указанные международно-правовые акты не содержат прямого указания о криминализации рассматриваемых деяний, сопряженных с экономической или социальной эксплуатацией несовершеннолетних; в них используются более мягкие формулировки, в соответствии с которыми соответствующие деяния «должны быть наказуемы по закону», «запрещаются и караются законом», а государства-участники обязаны предусмотреть «соответствующие виды наказания или другие санкции» за их совершение. Тем не менее, несмотря на отсутствие непосредственного предписания об уголовной ответственности за посягательства на рассматриваемые трудовые права несовершеннолетних, имеются все основания полагать, что вышеуказанные международно-правовые акты обязывают государства установить именно уголовные санкции, так как под наказанием в международных договорах понимается, прежде всего, уголовное наказание. Так, например, ст. 2 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. <17> устанавливает обязанность договаривающихся государств «применять в отношении такого преступления суровые меры наказания». Очевидно, что под наказанием в этом случае понимается именно уголовное наказание, так же как это имеет место и в нашем случае. Сделанный вывод находит непосредственное подтверждение в тексте Конвенции МОТ N 182 1999 г. «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда», согласно которой «каждое государство-член принимает все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений, проводящих в жизнь настоящую Конвенцию, в том числе посредством введения и применения уголовных или, в зависимости от обстоятельств, других санкций» (п. 1 ст. 7).

<17> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974. С. 292 — 296.

Среди трудовых прав, для реализации которых необходимо установление уголовно-правовых гарантий, международное право называет право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. Как отмечается в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., государства — участники Конвенции осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин (п. «b» ст. 2). Это предписание конкретизируется в подп. «a» п. 2 ст. 11 Конвенции, согласно которому для предупреждения дискриминации в отношении женщин по причине замужества или материнства и гарантирования им эффективного права на труд государства-участники принимают соответствующие меры для того, чтобы запретить под угрозой применения санкций увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам или дискриминацию ввиду семейного положения при увольнении.

Итак, источники международного права содержат предписания о необходимости уголовно-правовой охраны трех групп трудовых прав: право на защиту от принудительного или обязательного труда; право детей и подростков на защиту от экономической эксплуатации; право женщин на защиту от дискриминации в сфере занятости и труда по гендерному признаку. При этом следует подчеркнуть, что указанные международно-правовые предписания представляют собой своего рода минимальный международный стандарт уголовно-правовой охраны трудовых прав личности, который должен получить отражение в уголовном законодательстве всех государств, взявших на себя соответствующие международные обязательства <18>. В то же время государства с учетом национальной специфики могут установить и более широкие уголовно-правовые гарантии трудовых прав личности, предусмотрев уголовную ответственность за общественно опасные нарушения других трудовых прав.

<18> О проблемах реализации международных стандартов в российском уголовном праве см.: Коняхин В.П. Взаимосвязь международного и внутригосударственного уголовного права: законодательный и правоприменительный аспекты // Известия вузов. Правоведение. 2010. N 6. С. 81 — 91.

Однако мало определить круг трудовых прав, которые в соответствии с международным правом должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной; не менее ценным и значимым в теоретическом плане является поиск критериев, на основании которых этот на первый взгляд довольно случайный набор трудовых прав выделен в особую группу, обеспеченную уголовно-правовыми гарантиями.

Представляется, что общим знаменателем для рассматриваемой группы трудовых прав выступает их неразрывная связь с гражданскими (личными) правами человека, которые принято относить к правам первого поколения, т.е. с правом на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, равенство, достойное существование. По этой причине нарушение указанных трудовых прав неизбежно посягает и на гражданские права, что резко повышает их общественную опасность. Так, нарушая трудовое право человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, работорговля одновременно посягает и на неотъемлемое гражданское право на личную свободу и неприкосновенность. Аналогичным образом увольнение женщины с работы на основании беременности или отпуска по беременности и родам нарушает не только ее трудовые права, но и гражданское (личное) право на равенство и защиту от какой бы то ни было дискриминации. Точно так же применение труда детей и подростков в области, вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни или могущей повредить их нормальному развитию, посягает не только на право несовершеннолетних на защиту от экономической эксплуатации, но и ставит под угрозу их жизнь и здоровье.

Таким образом, современное международное право исходит из того, что трудовые права личности должны быть обеспечены уголовно-правовой охраной, если их нарушение одновременно ограничивает гражданские (личные) права человека — право на жизнь и здоровье, на свободу и личную неприкосновенность, достоинство, равенство. Позволяя обеспечить разумный баланс между потребностью в уголовно-правовой охране трудовых прав личности и необходимостью экономии уголовной репрессии, подобный подход к криминализации общественно опасных посягательств на трудовые права должен, на наш взгляд, служить ориентиром для национальных законодательных органов.

Литература