Может ли МУП быть концессионером

Содержание

Унитарные предприятия и коммунальная концессия

Большое количество объектов коммунальной инфраструктуры эксплуатируется государственными или муниципальными предприятиями («предприятие»). При запуске концессионного проекта в отношении таких объектов вопрос судьбы предприятия всегда актуален.

Особую значимость он приобретает в проектах в сфере теплоснабжения и водоснабжения: многие из предприятий этой отрасли находятся в предбанкротном состоянии. Передача имущества такого предприятия концессионеру может ускорить наступление банкротства. Это порождает риск оспаривания сделки по передаче имущества по основаниям, предусмотренным законодательством о банкротстве (причинение вреда кредиторам). Передать имущество предприятия, в отношении которого процедура банкротства уже началась, еще сложнее – концедент, хоть и оставаясь собственником имущества, уже не может распоряжаться им без ограничений, накладываемых законом.

Помимо вопросов, связанных с кредиторской задолженностью, перед концедентом встает дилемма – прекращать права предприятия на объект концессии или нет. Зачастую от ответа на этот вопрос зависит дальнейшее поведение кредиторов.

Судя по нашему опыту, прекращение прав предприятия иногда становится для кредиторов «красной тряпкой». Их основной довод – предприятие окончательно теряет ресурс, который позволяет ему рассчитываться с долгами. Тем более, судебная практика по вопросам возможности прекращения прав по инициативе собственника имущества неоднозначна.

В то же время сохранение прав предприятия на объект концессии не означает, что предприятие и дальше сможет распоряжаться имуществом. Таким образом, от оспаривания сделки по передаче имущества концессионеру как причиняющей вред интересам кредиторов сохранение права хозяйственного ведения не спасет. Аналогично кредиторы не получат никаких дополнительных гарантий возврата долга. При таком подходе ситуация просто «консервируется»: права предприятия остаются как некая «прослойка» между правами концедента и концессионера, а для предприятия вынужденно находится роль в системе отношений концессионер-концедент.

Иными словами, ситуация не совсем однозначная и решить ее позволят только кардинальные меры – расчет с кредиторами и ликвидация предприятия.

Использовать такое радикальное решение помогут новеллы концессионного законодательства, вступившие в силу с 1 января 2017 года. Теперь часть долгов предприятий можно перекладывать на плечи концессионера: речь идет о включении в концессионную плату долгов по оплате труда, энергоресурсов, кредитным договорам в целях финансирования инвестиционных программ, налогов и обязательных платежей (принимаются в расчет долги только за 2 года до принятия решения о заключении концессионного соглашения) (статья 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях»)).

Вторая важная для рассматриваемого вопроса новелла — это обязанность концедента исключить из устава предприятия применимый вид деятельности (в сфере водоснабжения или теплоснабжения) в течение одного года с момента вступления в силу концессионного соглашения, если переданы все объекты теплоснабжения или водоснабжения, принадлежащие предприятию. Предприятие подлежит ликвидации, если в результате такой корректировки устава из него исключены все виды деятельности (части 4-5 статьи 39 Закона о концессиях).

Безусловно вектор правильный, но он охватывает только часть коммунальных объектов. Также нельзя сказать, что проблема решена полностью и безоговорочно для тепла и воды: нет прямого требования о прекращении прав предприятия на имущество (не все муниципалитеты рискнут прекратить право предприятия, даже если в уставе нет соответствующего вида деятельности) и не ясно как поступать в случае, если часть имущества остается за предприятием. В таком случае ситуация может снова законсервироваться.

Надеемся, что расставить точки на «i» позволит правоприменительная практика.

Отдам в честные руки

Тариф пришлось поднять

Как показал анализ данных из крупных областных центров, собранных НП «ЖКХ Контроль», наиболее привлекательными для инвесторов оказались проекты создания полигонов ТКО и снегоплавильных установок. Причина проста — здесь речь идет о появлении нового имущества. В остальных случаях инвестору предложили муниципальные объекты, которые требовали значительной модернизации.

Пионером ГЧП в коммунальном секторе была Пермь, где инвестору сдали водоканал. Договор аренды, заключенный на 49 лет в 2003 году, в 2013-м преобразовали в договор концессии. С тех пор управляющая компания дважды перепродавалась с выгодой для предыдущего собственника. По данным НП «ЖКХ Контроль», концессионер инвестирует только собственные средства из текущей выручки, в городе сохранились перекрестные тарифы на холодную воду и водоотведение. Если для населения тариф на холодную воду в настоящее время равен 27,53 рубля за кубометр, то для прочих потребителей — 40,23 рубля.

Похожим путем пошли в 2012 году власти Воронежа, заключив соглашение с «Росводоканалом» на концессию системы водоснабжения и водоотведения на 30 лет. Но документ не содержал конкретных параметров модернизации. Действия концессионера позже прописали в формате пятилетних инвестиционных программ. Заимствования привлекаются на условиях корпоративного финансирования — кредиты дает банк, который входит в ту же группу, что и «Росводоканал».

Длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации

— К данному моменту привлечено около двух миллиардов рублей. При этом тариф за период 2012-2015 годов вырос с 15,79 до 22,52 рубля за кубометр, с середины 2016 года он был понижен до 19,31 рубля, что говорит о непростой политической ситуации вокруг водоканала. Сейчас тариф составляет 20,69 рубля. За время работы концессионера численность работников сократилась на 40 процентов, при этом средняя зарплата выросла на 59 процентов, — выяснили в НП «ЖКХ Контроль».

Заметим, что воронежский водоканал пока инвестора не менял. В управляющей им компании не раз указывали на то, что исходные данные о состоянии сетевого хозяйства были не совсем корректными. Пришлось проводить комплексное обследование и оценку объектов, чтобы скорректировать планы их реконструкции. Подобное «промедление» вызывало критику со стороны местных депутатов.

Откуда деньжата?

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева сообщила, что самые долгосрочные концессии (в Перми и Воронеже) обещают самые большие инвестиции, но по факту эти соглашения — лишь декларации о намерениях: они заключались до 2014 года, после которого конкурсы проводятся на основании минимизации необходимой валовой выручки. Сейчас очевидно, что эти долгосрочные концессии не обеспечивают конкуренцию за рынок и по существу являются инструментом монополизации в частных руках деятельности, направленной на управление городскими водоканалами, отметила Разворотнева. При этом она признала, что частные монополии работают достаточно эффективно.

Экспертов удивило, что кредиты берутся инвесторами не под проектное финансирование, а под собственные активы (по такой схеме действует тот же «Росводоканал»). Получается, из-за рамочного характера концессионных соглашений банки не готовы рассматривать их как обеспечение займов, хотя именно это является целевой задачей развития государственно-частного партнерства.

— Слишком длительные сроки концессий зачастую говорят о скрытой форме приватизации, — подчеркнула Светлана Разворотнева. — В отдельных случаях концессии не привели к эффективной работе предприятия. Часто речь не шла о привлечении заемных средств. Большинство концессий делаются на собственные средства профильных предприятий — владельцев объектов, в ряде случаев — на деньги муниципалитета. Все это заставляет сомневаться в эффективности реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ.

Масштаб не главное

Как правило, механизм концессии применяют в крупных муниципалитетах — там, где инвестору есть где развернуться, а рост тарифа, неизбежный из-за увеличения затрат на модернизацию, можно «разбить» на большее количество потребителей. Но есть и случаи, когда удается эффективно передать в частное управление небольшое коммунальное хозяйство.

Так, в тамбовском моногороде Котовске с 2016 года реализуется концессионное соглашение о модернизации отопительной системы, прошлой осенью там открыли шесть блочно-модульных котельных, которые обеспечивают теплом 95 процентов квартир. На реализацию проекта ушло полмиллиарда рублей: 300 миллионов выделил Фонд содействия реформированию ЖКХ, 200 вложила компания «Компьюлинк». Инвестор должен обновить все городские сети теплоснабжения в течение трех лет. Как пояснял тогда мэр Алексей Плахотников, без федеральной поддержки тариф для населения вырос бы на 50 процентов.

На Тамбовщине успешно опробовали систему энергосервисных контрактов

На Тамбовщине успешно опробовали и другую схему государственно-частного партнерства в ЖКХ — энергосервисные контракты. В городах их начали заключать два года назад, затем подтянулись и райцентры-села. Муниципалитеты заключают договоры с АО «ААА Инжиниринг», которое меняет старые уличные светильники на энергосберегающие. При этом сокращаются расходы на освещение. Так, поселку Знаменка четыре сотни новых фонарей дадут экономию почти в 1,2 миллиона рублей в год. В августе начался монтаж 350 светильников в Бондарях. В сентябре к обновлению системы освещения приступят в Котовске — там нужно установить почти тысячу фонарей. Гарантия на новое оборудование — семь лет, в течение этого периода подрядчик обязуется бесплатно обслуживать и менять светильники.

Директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков отметил, что энергосервисный контракт — единственная форма государственно-частного партнерства, при котором проект реализуется только за счет инвестора без софинансирования из областного и местного бюджетов. Затраты при этом возмещаются за счет экономии средств, достигнутой при внедрении энергосберегающих технологий.

Теория малых дел

В рабочем поселке Знаменка пошли дальше и недавно заключили энергосервисный контракт на модернизацию системы теплоснабжения детского сада «Солнышко». Пилотный инвестиционный проект обойдется в 2,1 миллиона рублей. Инвестор — московская компания «Эктив Соцэнергосервис» — обязуется установить в детском саду индивидуальный тепловой пункт с погодным регулированием, а также обеспечить его гарантийное обслуживание на протяжении семи лет. По окончании контракта оборудование в исправном состоянии передадут заказчику. По подсчетам специалистов, экономический эффект от нововведения составит 52 процента, а экономия на отоплении объекта — более 560 тысяч рублей в год.

Тамбовские чиновники надеются отработать на «Солнышке» все нюансы взаимодействия, чтобы затем применить опыт в других бюджетных организациях. Региональный центр энергосбережения подготовил еще три пилотных проекта модернизации систем освещения и теплоснабжения в формате ГЧП, которые будут реализованы до конца 2018 года. Фонд содействия реформированию ЖКХ уже предложил Тамбовской области выступить в качестве пилотного региона в сфере реализации энергосервисных контрактов в многоквартирных домах.

— Это серьезные мероприятия, которые дают огромный экономический эффект. Одна только установка индивидуальных тепловых пунктов позволит уменьшить плату за отопление до пятидесяти процентов, — подчеркнул директор регионального центра энергосбережения Олег Кадыков.

Прямая речь

Игорь Колесников, руководитель проекта направления «Городское хозяйство» фонда «Институт экономики города»:

— Коммунальный сектор — это всегда естественные монополии. Это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции. Поэтому монополия предполагает инструменты ценового регулирования. То есть тарифы на товары (холодную воду, тепловую энергию и так далее), производимые в условиях монополии, подлежат регулированию по установленным государством правилам.

При конкурсном отборе концессионера определяются параметры, в соответствии с которыми после заключения концессионного соглашения орган регулирования устанавливает тарифы. Но правила установления тарифов не обеспечивают тот их размер, на который рассчитывал концессионер по результатам конкурса. Концессионные процедуры не всегда позволяют отобрать наиболее эффективного инвестора, необходимо совершенствовать этот механизм. Схема реализации таких соглашений является зачастую формой скрытой приватизации активов потому, что концессионное соглашение заключается на длительный срок (30-40 лет), а оно должно заключаться на срок, необходимый для реализации конкретного проекта (например, строительства водозаборных сооружений, модернизации сетей) и возврата вложенных инвестиций, получения планируемой доходности. В текущих условиях это может быть 15-20 лет.

Кроме концессий, возможны иные формы повышения эффективности коммунального сектора. Например, договор управления коммунальным предприятием либо договор аренды без ограничения эксплуатации передаваемого имущества пятилетним сроком.

Кстати

Возможную ликвидацию системы коммунальных МУП и ГУП эксперты уже подвергли критике. Так, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что это приведет к ухудшению ситуации в отрасли. В фонде «Институт экономики города» (Москва) по запросу «РГ» сообщили, что формальная замена всех МУП на концессионеров в коммунальном секторе может не привести к повышению эффективности предприятий: «Замены и конкурсы целесообразны там, где МУП не достигают целевых показателей деятельности, не выполняют инвестиционные программы». Не одобрил возможные поправки в законодательство и министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев. Он предложил трансформировать МУП и ГУП в казенные предприятия, чтобы местные и региональные власти могли покрывать их долги без нарушения федерального законодательства. «В «коммуналке» внебюджетные источники вообще-то стремятся к нулю. Единственный способ привлечь инвестора — поднять ему тариф, потому что компания хочет выжить и заработать. А у нас рост платы за коммунальные услуги ограничен. По экономически обоснованному тарифу население платить не сможет. Выход — мы должны сферу ЖКХ финансировать из бюджета. Другое невозможно», — добавил Якушев.

Прецедентное решение вынесено в рамках дела о банкротстве МУП «Жилищник», занимавшегося в Володарском районе оказанием коммунальных услуг для жителей. В конце 2016 года все активы «Жилищника» были безвозмездно переданы в концессию областной госкомпании НОКК. Суд пришел к выводу, что передача всего имущества муниципального должника привела к невозможности погасить его долги перед кредиторами и способствовала его банкротству. Финансово ответить за это теперь может бюджет Володарского района, который вкупе с бывшим директором МУПа привлекают к субсидиарной ответственности на сумму свыше 44 млн руб.

В арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве МУП «Жилищник», занимавшегося на территории Володарского района водоснабжением, теплоснабжением и канализацией. Передача его активов в ведение Нижегородской областной коммунальной компании (НОКК, учредитель — правительство Нижегородской области) привела к неожиданным результатам.

Как следует из материалов дела, в первую процедуру банкротства муниципальное предприятие вошло еще в 2012 году, накопив почти 6 млн руб. долга за электроэнергию. Однако платежеспособность «Жилищника» удалось восстановить, и в апреле 2016 года полтора десятка кредиторов подписали с предприятием мировое соглашение, утвердив рассрочку платежей до конца 2026 года. Однако уже в декабре 2016 года все имущество «Жилищника» балансовой стоимостью 106 млн руб. было передано в областную госкомпанию по концессионному договору с администрацией Володарского района. По условиям договора артезианские скважины, водонапорные башни, котельные, сети и насосное оборудование передавались в ООО УК НОКК (дочерняя компания НОКК. — „Ъ“) безвозмездно. Работники «Жилищника» также были трудоустроены к концессионеру.

Оставшись без всего, МУП не смог работать и гасить имеющиеся долги, поэтому гарантирующий поставщик электроэнергии «ТНС энерго НН» и поставщик газа «Газпром межрегионгаз НН» инициировали вторую процедуру банкротства. Арбитражные суды, разобравшись с причинно-следственными связями, пришли к выводу, что изъятие из хозяйственного ведения «Жилищника» всего движимого и недвижимого имущества привело к его объективному банкротству. Муниципальное предприятие, от которого осталось только юрлицо, не взыскивало более 88 млн руб. дебиторской задолженности за оказанные коммунальные услуги, которая была просрочена.

Рассмотрев ходатайство конкурсного управляющего, арбитражный суд решил, что есть основания привлечь к субсидиарной ответственности Володарский район, его администрацию, передавшую активы в концессию, и бывшего директора «Жилищника» Евгения Шаманина. С них в пользу должника просят взыскать солидарно 44,8 млн руб., но до окончания расчетов с кредиторами дело приостановлено.

Ответчики не согласны с тем, что их действиями МУПу был нанесен ущерб, и подали апелляционные жалобы. Бывший временный управляющий МУП «Жилищник» Лидия Хохлова считает, что господин Шаманин, по воле учредителя оставшийся единственным работником и «номинальным директором» МУПа, фактически не виноват в данной ситуации. «Я возражала против безвозмездной передачи имущества, обращалась в ОБЭП по этому поводу. Законная передача могла быть только с обязательствами погасить долги «Жилищника». К сожалению, никто из основных кредиторов и конкурсных управляющих не решился расторгать договор с НОКК, поскольку за этим концессионером стоят областные власти», — добавила госпожа Хохлова. Представители УК НОКК также обжаловали определение арбитражного суда о наличии оснований для субсидиарной ответственности.

Роман Кряжев

Концессионный механизм привлечения инвестиций: передача предприятия в концессию

Одним из путей сокращения расходной части бюджета может стать уменьшение бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Механизм уменьшения расходов – передача в делегированное управление (концессия, долгосрочная аренда, договор на управление) муниципальных предприятий коммунальной сферы. Благодаря своим преимуществам договоры долгосрочной аренды и концессии приобретают все большее распространение в области инфраструктуры. Такие договоры полностью действуют или находятся в стадии реализации в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. В международном понимании “концессия” включает в себя все характеристики договора аренды предприятия как имущественного комплекса, но накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для оговоренного расширения производства или увеличения мощностей для замены основных фондов. В Гражданском кодексе России существует понятие “концессии” (гл. 54, ст. 1027-1040 “Коммерческая концессия”), однако в данной главе понятие “концессия” рассматривается в узком его значении как предоставление права на использование комплекса исключительных прав — франчайзинг. Поэтому положения данной главы ГК не применимы к передаче прав по использованию и эксплуатации имущественных комплексов — предприятий и объектов муниципальной инженерной инфраструктуры. Исходя из этого, в российской практике при передаче муниципального предприятия в концессию имеет смысл заключать договор на аренду предприятия как имущественного комплекса с дополнительными условиями по вложению арендатором денежных средств в реконструкцию и модернизацию данного предприятия.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию) являются:

  1. Ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов.
  2. Создание конкурентной среды в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг — концессионер, конкуренция возникает до подписания контракта, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. В результате этого существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует.
  3. Приток денежных средств в регион.
  4. Концессионер затрачивает более половины средств, вкладываемых в проект, на территории его реализации в виде приобретения части необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.
  5. Строительство или реконструкция объектов коммунального назначения создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
  6. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
  7. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

При проведении переговоров о передаче муниципального предприятия в концессию необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы:

1. Цена, которую концессионер готов заплатить за право эксплуатации предприятия или объем государственных капиталовложений (субсидий)

Стоимость передачи муниципального предприятия в концессию зависит от технического состояния объекта, размера вложений, которые необходимо предпринять концессионеру в будущем, размера устанавливаемого тарифа и нормы рентабельности, срока концессии и других факторов. В случае, если размер необходимых капиталовложений не может быть полностью окуплен концессионером в течение срока концессии, администрация муниципального образования может взять на себя обязательства по осуществлению части капиталовложений.

2. Плата, взимаемая концессионером за предоставление услуг

В международной практике предприятие-концессионер продает услуги по тарифу, состоящему из двух частей: фиксированная плата, которая за время срока концессии должна составить сумму, необходимую для возврата капитальных вложений, и плата за реально предоставленную услугу, рассчитываемая с учетом себестоимости и оговоренной в договоре нормы рентабельности. Основная задача заключается в том, чтобы обеспечить финансовую привлекательность вложений и в то же время защитить общественные интересы. В тех случаях, когда администрация муниципального образования видит свою роль главным образом в защите интересов потребителей, она может не взимать с концессионера дополнительной платы и предоставить контракт на основе предложения низшей цены, которая будет взиматься с потребителей. Но для предотвращения снижения качества услуг необходимо ввести минимальные стандарты качества предоставляемых услуг. Также должны быть оговорены условия пересмотра тарифов.

3. Срок концессии

Срок концессионного договора должен быть достаточен для возврата вложений концессионера и получения им прибыли. В международной практике продолжительность срока концессии обычно связывается с продолжительностью жизненного цикла основных активов.

Принятые в международной практике сроки концессионных договоров: платные дороги – 30 лет, электроэнергетика –15 лет, гидроэнергетика – 30 лет, водоснабжение и водоотведение –5-30 лет, переработка и удаление твердых отходов – 4 года.

4. Схема, по которой муниципальное предприятие передается в концессию

Исходя из анализа существующей ситуации, на данный момент оптимальной является схема передачи муниципального предприятия в аренду как имущественного комплекса.

Использование данной схемы снимает ряд проблем:

  • предприятие остается муниципальным и подпадает под регулирование муниципального органа;
  • все построенные концессионером объекты автоматически переходят в собственность города;
  • отпадает необходимость в осуществлении расходов, которые необходимо произвести в случае ликвидации муниципального предприятия;
  • уменьшается возможность хищений в период реорганизации предприятия.

5. Состав и периодичность предоставляемой концессионером отчетности

Возможные формы отчетности – годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, условия контроля со стороны местных органов власти.

6. Критерии, на основании которых оценивается работа концессионера

Оговариваются показатели, обязательные для выполнения концессионером, например, бесперебойность, качество предоставляемых услуг, поддержание определенного уровня технического состояния объекта и т.д. Также должен быть оговорен порядок досрочного прекращения договора концессии в случае невыполнения концессионером каких- либо условий.

7. Права и обязательства сторон по окончании срока действия контракта

Должны быть оговорены условия передачи предприятия после окончания срока договора. Например, по окончании срока концессии концессионер обязан вернуть местному органу самоуправления безвозмездно и в нормальном рабочем состоянии все объекты инфраструктуры и оборудование, являющиеся неотъемлемыми частями имущественного комплекса. Объекты инфраструктуры и оборудование, развитие которых финансировалось концессионером, также должны быть возвращены местному органу самоуправления, и, если они еще не самортизированы полностью, то концессионеру должна быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается на договорной основе или в результате оценки с учетом, в частности, сумм амортизации.

Схема передачи муниципального предприятия в концессию

1. Договор передачи муниципального предприятия в концессию.
2. Предоставление гарантий перечисления доли города в финансировании бюджетных средств.
3. Управление предприятием. Финансирование капитальных вложений.
4. Перечисление доли города в капитальных вложениях.
5. Утверждение тарифов. Контроль.
6. Предоставление услуг.
7. Оплата услуг.
8. Возврат вложений и прибыль.

Особенности. В концессию передается предприятие как имущественный комплекс. Концессионер занимается и производством, и продажей услуг. С целью привлечения инвесторов город принимает участие в финансировании капитальных вложений.

Преимущества. Возможность проведения конкурса на право финансирования реконструкции и управления предприятием, что позволяет выбрать концессионера, предлагающего более низкие цены за свои услуги. Уменьшаются бюджетные расходы.

Недостатки. Необходимость организации конкурса администрацией, что осложняется тем, что в настоящее время существует ограниченный круг потенциальных конкурсантов из-за высокого уровня монополизации производства в области коммунальных услуг.

Приложение. Основные условия, обсуждаемые при передаче муниципального унитарного предприятия “Водоканал” в концессию

Общие экономические условия и срок договора: определение концессии, срок договора, обязанности сторон.

Предмет и объем концессии: состав имущественного комплекса — предприятия, права на обслуживание потребителей-абонентов, определение территории, на которую распространяется действие концессии.

Обслуживание потребителей: нормативные правила обслуживания, заявка на подключение, регулирование взаимоотношений с потребителями, контроль за деятельностью со стороны потребителей, договоры с третьими лицами.

Управление персоналом: обслуживающий персонал, представители концессионера.

Инфраструктура и оборудование: общие принципы, профилактические и ремонтные работы, обязательство проводить профилактические работы, подключение к сети, счетчики, капитальный ремонт, увеличение мощностей и расширение сетей, продление коммуникаций по заявкам потребителей, право концессионера на осуществление контроля.

Определение цен: цены и базовые ставки (водоснабжение, водоотведение, прочие услуги), колебания цен, контроль за выполнением финансовых условий.

Пересмотр цен и формула изменения цен: пересмотр и индексация цен на услуги по водоснабжению (водоотведение, прочие услуги), порядок пересмотра.

Налоги: налоги, дополнительные платежи и сборы.

Гарантии, санкции и арбитражные оговорки: гарантийный залог, финансовые санкции и штрафы, принудительные санкции: передача под временный контроль, разрешение споров и применимое право.

Окончание договора: передача имущественного комплекса по окончании договора, непрерывность обслуживания по окончании договора, возврат оборудования, возврат имущества, персонал предприятия.

Технические условия

Описание предприятия водоснабжения: инвентаризация имущества, передаваемого концессионеру, передача оборудования при вступлении договора в силу, передача вновь вводимого оборудования в период действия договора, особые условия.

Эксплуатация: производство и поставка услуг, источники водоснабжения и места сброса сточных вод, нормативы и стандарты качества, объем и качество предоставляемых услуг, счетчики, проверка счетчиков, снятие с них показаний, противопожарная безопасность.

Строительные и инженерные работы: условия проведения строительных и инженерных работ, работы, выполняемые концессионером, работа на объектах инфраструктуры муниципального и общего пользования, контроль за исполнением работ, порученных концессионеру.

Отчетность: годовые отчеты, технические отчеты, финансовые отчеты, отчет о прибылях и убытках, контроль со стороны местных органов власти.

Услуги по передаче предприятия в концессию: схема, договор, сроки и условия

Вернуться к разделу статей

Концессия в сфере ЖКХ – что это?

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

  1. Законом № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  2. ПП РФ № 748 «Об утверждении типового концессионного соглашения».

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

Важно! Доступ иностранным инвесторам полностью закрыт, партнерами могут быть только отечественные компании.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Порядок заключения концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер.

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Скачать образец концессионного соглашения

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?

Для передачи в концессию необходимо, чтобы сети, котельные, подстанции и пр. объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.

Выходит, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, не имеющей прав владения, а только пользования в течение времени, обусловленного трехсторонним соглашением. Поэтому на все переходящие под концессию недвижимое имущество сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

В этом вопросе возникает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как положено, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительством принимаются меры по урегулированию всех подобных проблем на законодательном уровне. Статистика показывает, что в 2017 г. концессии в сфере ЖКХ растут по объемам инвестиций и по числу успешных проектов с обнадеживающими результатами.