Налог на имущество с 2013
Москва. 2 января. INTERFAX.RU — Движимое имущество с 2019 года выводится из базы налога на имущество организаций в России.
Теперь объектом налогообложения для российских организаций признается только недвижимое имущество.
Проблема налогообложения движимого имущества стоит уже давно, так как затрагивает интересы и субъектов РФ, и бизнеса. С одной стороны, этот налог является доходным источником региональных бюджетов, с другой стороны, как неоднократно высказывался первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов, он сложен для бизнеса и дестимулирует инвестиции.
Организации ранее уже были освобождены федеральным решением от уплаты налога на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. Однако в Налоговом кодексе предусматривался возврат с 2018 года права региональных властей самостоятельно принимать решение, освобождать ли организации от налога на движимое имущество или нет. Так как бизнес полагал, что после получения этого права регионы введут полные ставки налога, он просил власти продлить федеральную «заморозку» такого права. В результате в 2017 году были подготовлены поправки, продлевающие ее еще на год. Но тут уже возмутились регионы. В результате появилось компромиссное решение — дата возвращения регионам права решать, давать ли организациям льготу по этому налогу и какую, осталась прежней — 1 января 2018 года, однако предельная ставка была снижена с 2,2% до 1,1%.
Минфин оценивал общий объем поступлений от этого налога в 2018 году в 58 млрд рублей. Оценка сделана с учетом того, что 25 субъектов РФ или вообще не ввели налог, или приняли отдельные решения по льготам, например, установив преференции для высокоэффективного инновационного оборудования.
Однако несмотря на это, уже в июне 2018 года Силуанов заявил о намерении правительства все же отменить налог на движимое имущество как обременительный для бизнеса. Был подготовлен и принят соответствующий закон, 4 августа его подписал президент РФ.
Для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие в связи с этим доходы, которые оценивались на 2019 год Минфином в 183 млрд рублей, норматив перечислений от акцизов на крепкий алкоголь в регионы РФ повышен с 50% до 80%, что даст регионам в 2019 году дополнительно 56 млрд рублей. Финансовое обеспечение лечения наиболее дорогих орфанных заболеваний с 2019 года переносится с регионального уровня на федеральный. Также субъектам РФ предоставлены дотации на сбалансированность бюджетов регионов на 93 млрд рублей.
С 2013 года налогом на имущество облагается только недвижимость. Каким образом эти изменения реализованы в программах 1С?
1. В отчете «Авансы по налогу на имущество» остаточная стоимость основных средств, поступивших в 1 квартале 2013 г., не учитывается. Почему?
2. Должна ли стоимость имущества, принятого к учету после 01.01.2013, отражаться в регламентированном отчёте «Авансы по налогу на имущество» за 1 кв. 2013 г. (раздел 2, строки 020-050, столбец 4 «в т.ч. стоимость льготируемого имущества»)?
3. Правда ли, что в программах 1С при расчете налога на имущество учитывается только имущество, включенное в следующие группы: Сооружения, Многолетние насаждения, Земельные участки, Прочее имущество требующее государственной регистрации, Объекты природопользования. Если это так, то почему?
С 1 января 2013 года вступили в силу изменения, внесенные в главу 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ. Согласно одной из поправок движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основного средства, налогом на имущество не облагается.
В программе «1С: Бухгалтерия 8» принадлежность имущества к движимому или недвижимому определяется группой ОС, в которую оно включено. Группа указывается вручную в карточке основного средства.
Программа будет считать основное средство недвижимостью, если для него выбрана одна из следующих групп:
— здания;
— сооружения;
— многолетние насаждения;
— прочие объекты, требующие государственной регистрации, и относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.
Движимым считается имущество, отнесенное к следующим группам:
— машины и оборудование (кроме офисного);
— офисное оборудование;
— транспортные средства;
— производственный и хозяйственный инвентарь;
— рабочий скот;
— продуктивный скот;
— капитальные вложения в арендованное имущество;
— другие виды основных средств.
Помимо группы для основного средства необходимо указать его тип: Основное средство или Капитальные вложения в арендованное недвижимое имущество. Если выбран тип Капитальные вложения…, то стоимость основного средства будет учитываться при формировании базы по налогу на имущество независимо от группы и даты принятия к учету объекта. Такие изменения в программу внесены в соответствии с письмом Минфина России от 14.03.2013 № 03-05-05-01/7760. Экранные формы документа Основные средства в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 2.0 и 3.0 — см. ниже.
Поправки в законодательстве стали причиной изменений алгоритмов автозаполнения регламентированных отчетов Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и Декларация по налогу на имущество организаций. С 01.01.13 при заполнении этих отчетов обрабатываются данные обо всех основных средствах, принятых к учету до 1 января 2013 года, и обо всех объектах недвижимости, принятых к учету начиная с 1 января 2013. Дата принятия к учету определяется по дате документа Принятие к учету основных средств.
Чтобы отчеты заполнялись корректно, нужно по каждому поступившему в 2013 году основному средству проверить группу, к которой оно отнесено и выбрать тип ОС.
Более подробно об изменениях в законодательстве и программе можно узнать из статьи С.А.Харитонова /document.jsp?ID=2136 .
Льгота по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, в Санкт-Петербурге на 2018 год сохранена, но действует она с учетом некоторых региональных особенностей, которые не так уж и малозначительны.
Указанная льгота предусмотрена пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации и действовала до 2018 года на федеральном уровне. Но новой статьей 381.1 НК РФ установлено, что с 1 января 2018 года данная льгота применяется на территории субъекта Российской Федерации только в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ внесены и другие изменения во вторую часть НК РФ. В частности, устанавливается, что в 2018 году, если субъект Российской Федерации не освободит указанное имущество от налогообложения, то налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ, не могут превышать 1,1 процента (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ). При этом законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта Российской Федерации к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения. Вот только, что именно относится к категории инновационного высокоэффективного оборудования, законодатель не расшифровал.
Санкт-Петербург льготу оставил — законом Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129 внесены изменения в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах.
Теперь налоговая льгота, указанная в пункте 25 статьи 381 НК РФ, предусмотрена пп. 24 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» и пп. 25 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.1995 № 81-11 «О налоговых льготах». В соответствии с изменениями от уплаты налога с 2018 года освобождаются организации — в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет.
То есть движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в 2013 и 2014 годах, в отношении которого льгота могла бы сохраниться, с 1 января 2018 года в Петербурге облагается налогом на имущество организаций. Да и с имуществом, приобретенным позднее также не всё однозначно, ведь дата приобретения имущества может очень сильно отличаться от даты его выпуска.
Согласно позиции Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга, изложенной в письме от 12.02.2018 № 01-02-209/18-0-1, льготные три года учитываются помесячно — в облагаемую налоговую базу по налогу на имущество организаций стоимость такого имущества должна быть включена в месяце, следующем после месяца, в котором истек трехлетний срок с даты его выпуска.
Такой же позиции придерживается Минфин РФ и приводит конкретный пример — если законом субъекта Российской Федерации в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 Кодекса, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, установлена с 2018 года налоговая льгота по налогу на имущество организаций, то среднегодовая (средняя) стоимость основного средства, с даты выпуска которого (05.05.2015) прошло 3 года (05.05.2018), определяется по состоянию на 1-е число каждого месяца начиная с 1 июня по 31 декабря 2018 года (письмо Минфина России от 09.04.2018 № 03-05-05-01/23087).
И еще один важный момент, который часто упускают из виду — в соответствии со статьей 11-13 Закона Санкт-Петербурга № 81-11 обязательным условием применения льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной пп. 25 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга № 81-11, является превышение средней месячной заработной платы работников списочного состава организации и ее обособленных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в налоговом периоде, в котором используется льгота, трехкратного размера минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге, действующего в течение указанного налогового периода.
К такому же выводу пришел Комитет финансов Правительства Санкт-Петербурга в письме от 28.04.2018 № 01-02-6806/18-0-1. Комитет финансов полагает, что для подтверждения права на указанную налоговую льготу организации должны по требованию налогового органа представлять документы, подтверждающие выполнение условий в отношении льготируемого движимого имущества, предусмотренных пп. 25 п. 1 ст. 11-1 Закона Санкт-Петербурга № 81-11. При этом расчет среднесписочной численности работников организации и средней месячной заработной платы предоставляется организацией в составе отчетности за каждый налоговый период вне зависимости от требования налогового органа. Данный расчет осуществляется в произвольной форме.
Напомним, согласно Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год размер минимальной заработной платы с 1 января 2018 года составляет 17 000 рублей.
Общая налоговая ставка по налогу на имущество организаций в Петербурге установлена в размере 2,2 процента, но в случае, если налоговые ставки для данного движимого имущества отдельно не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ (пункт 4 статьи 380 НК РФ).
То есть, если организация по тем или иным причинам не имеет права на льготу, то налоговая ставка, в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, в Санкт-Петербурге на 2018 год составляет 1,1 процента.
И еще несколько разъяснений, связанных с новым порядком налогообложения налогом на имущество организаций.
Как разъяснила ФНС России в письме от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@ «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций», если в субъекте Российской Федерации в 2018 году продлено действие льготы, то при заявлении права на данную льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 Декларации должна указать составной показатель, первая часть которого — 2012000, а вторая — реквизиты конкретного закона в формате, указанном в подпункте 5 пункта 5.3 Порядка.
Дата выпуска (изготовления) продукции (товара) производителями выпускаемой продукции (товара) может определяться на основании технических (заводских) паспортов, этикеток, наклеек на товар и других документов, а также по результатам независимой экспертизы. Дата выпуска движимого имущества, произведенного собственными силами, определена датой постановки на бухгалтерский учет объекта движимого имущества в качестве основных средств (письмо Минфина России от 23.01.2018 № 03-05-04-01/3204).
Если в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, отсутствуют сведения о дате его выпуска, то оснований для применения данной налоговой льготы не имеется (письмо Минфина России от 07.02.2018 № 03-05-05-01/7302).
По мнению Минфина, при исчислении налога на имущество организаций в отношении транспортного средства, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, необходимо учитывать месяц и год изготовления, указанные в технической документации изготовителя, а при отсутствии технической документации — дату изготовления транспортного средства, указанную в Паспорте транспортного средства (ПТС). При этом при отсутствии в ПТС месяца изготовления транспортного средства датой выпуска техники считается 1 июля года изготовления транспортного средства (письмо Минфина России от 26.03.2018 № 03-05-05-01/18888).
Ведущий эксперт Линии Консультаций КАДИС
Алексей Павлов
ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации по бухучету и налогообложению » Налог на имущество » Об уплате налога на движимое имущество (автомобили) за 2018 год для организации
Вопрос:
Нужно ли платить налог на движимое имущество (автомобили) за 2018 год, если организация является плательщиком УСНО(6 процентов)
Ответ специалиста
Уплата налога при УСН освобождает организацию от НДС с реализации, налога на прибыль и налога на имущество с балансовой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). НДС придется заплатить при импорте и в ряде других случаев.
{Типовая ситуация: Какие налоги платят при УСН (Издательство «Главная книга», 2018) {КонсультантПлюс}}
На УСН и ЕНВД платить налог надо только по недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости.
{Типовая ситуация: Налог на имущество: уплата и отчетность (Издательство «Главная книга», 2018) {КонсультантПлюс}}
Из выше сказанного понимаем, что при УСН организация не платит налог на движимое имущество.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в октябре 2018 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества:
Рецензент — Бушмелева Галина Владимировна, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и АХД» ИжГТУ им. М.Т. Калашникова
Добавить комментарий