Налог на прибыль для нерезидентов

Выплата процентов иностранной организации по договору займа: когда платить налог на прибыль?

Российская компания должна была удержать налог из выплачиваемого немецкой организации дохода в виде процентов и перечислить его в бюджет

11.07.2017Российский налоговый портал

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Графкин Олег. Контроль качества ответа: рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий.

Организация в январе и феврале 2017 года выплатила проценты по договору займа иностранной организации (резиденту ФРГ), не имеющей представительства в РФ. Удержание сумм налогов и перечисление их в бюджет РФ при выплате доходов не производилось. Свидетельство о резидентстве было получено организацией в марте 2017 года. Дата регистрации свидетельства налоговым органом ФРГ – 17.03.2017. Периодом получения доходов в виде процентов указан 2017 год.

Предыдущее свидетельство о регистрации от этой иностранной организации было датировано 11.01.2016. В нем не был указан вид дохода, а также была сделана отметка о том, что данное свидетельство теряет свою силу через год после выдачи.

Должна ли была организация в рассматриваемой ситуации удерживать налог на прибыль с дохода в виде процентов, выплаченного в январе и феврале 2017 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Российская организация должна была исчислить, удержать налог на прибыль из выплачиваемого немецкой организации в январе и феврале 2017 года дохода в виде процентов и перечислить его в федеральный бюджет.

Обоснование позиции:

На основании п. 3 ст. 247, пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 309 НК РФ процентный доход от долговых обязательств российских организаций любого вида, полученный иностранной организацией, не осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, является доходом от источников в РФ и подлежит обложению налогом на прибыль организаций (далее – Налог), удерживаемым у источника его выплаты. Источник выплаты доходов налогоплательщику — это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ Налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в РФ через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК РФ, в валюте выплаты дохода.

К такого рода исключениям относятся, в частности, случаи выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются Налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение соответствующего дохода, налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ (за рядом исключений, не актуальных для рассматриваемой ситуации) (пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ).

В силу положений ст. 11 Соглашения между РФ и ФРГ об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 29.05.1996) проценты, выплачиваемые в данном случае немецкой организации, не могут облагаться Налогом в РФ. Следовательно, российская организация не должна была исчислять и удерживать Налог при выплате указанного дохода при условии получения от немецкой организации подтверждения того, что она имеет постоянное местонахождение в ФРГ, заверенного компетентным органом ФРГ (далее – Подтверждение) (п. 1 ст. 312 НК РФ). Помимо этого иностранная организация должна была представить российской организации – источнику выплаты дохода подтверждение, что она имеет фактическое право на получение данного дохода.

Абзацем вторым п. 1 ст. 312 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2017, прямо установлено, что основанием для освобождения дохода от удержания Налога у источника выплаты является предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ.

Отметим, что специалисты финансового ведомства разъясняли, что согласно буквальному толкованию положений п. 1 ст. 312 НК РФ, предусматривающего подтверждение постоянного места нахождения иностранной организации, он не содержит норм, ограничивающих период действия Подтверждений в связи с тем, что доходы иностранной организации не привязаны к налоговому периоду (что подтверждает практика арбитражных судов). Положением указанного пункта предусмотрено только то, что Подтверждение должно быть представлено иностранной организацией «до даты выплаты дохода», а не в каждом налоговом периоде (смотрите, например, письмо Минфина России от 02.12.2015 г. № 03-08-05/70230).

Как мы поняли, в данном случае полученное в предыдущем налоговом периоде от немецкой организации Подтверждение к моменту выплаты ей дохода в виде процентов (в январе и феврале 2017 года) утратило силу. При этом действующее Подтверждение к указанным датам российской организации предоставлено не было.

Из буквального толкования абзаца второго п. 1 ст. 312 НК РФ следует, что в таком случае у российской организации отсутствовало основание для неудержания Налога из выплачиваемых немецкой организации процентов в январе и феврале 2017 года. Отметим, что сумма удержанного таким образом Налога должна была быть перечислена российской организацией в федеральный бюджет в валюте РФ не позднее дней, следующих за соответствующими днями выплаты (перечисления) денежных средств немецкой организации (п. 2 ст. 287, п. 1 ст. 310 НК РФ).

Иную точку зрения организация должна быть готова отстаивать, в том числе в судебном порядке.

При этом нами обнаружены судебные решения, в которых судьи исходили из того, что факт последующего (после даты выплаты дохода) получения налоговым агентом надлежащим образом оформленного Подтверждения в отношении соответствующих периодов также свидетельствует об отсутствии у него обязанности по удержанию Налога из выплаченных иностранным контрагентам доходов и перечислению его в бюджет.

Например, в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 г. № Ф08-3115/16 по делу № А32-8522/2015 представлен следующий вывод: нормы НК РФ в совокупности с положениями международного договора, а также сложившейся арбитражной практикой предполагают возможность освобождения от налогообложения в России дохода иностранной компании исходя из ее фактического статуса на момент выплаты дохода как налогового резидента иностранного государства, а не даты поступления в распоряжение налогового агента соответствующих подтверждающих документов (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11.05.2016 г. № Ф08-1995/16 по делу № А32-7642/2015).

Аналогичным образом в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.02.2016 г. № Ф04-117/16 по делу № А27-7091/2015 факт отсутствия у российской организации – источника выплаты дохода Подтверждения на момент выплаты иностранному контрагенту дохода не был признан судом как обязывающий ее удержать и уплатить Налог в бюджетную систему РФ при условии, что такое Подтверждение было получено ею впоследствии. При этом учитывалась, в частности, правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 23.09.2014 г. № 305-ЭС14-1210, в котором нашла поддержку позиция, согласно которой наличие сертификатов резидентства за более ранний и последующий периоды по сравнению с моментом выплаты дохода не влияет на право избежания двойного налогообложения, предусмотренное нормами международных соглашений, вследствие чего у организации отсутствовала обязанность по уплате Налога с доходов, полученных нерезидентами.

ГАРАНТ

Подписка Разместить:

Налогообложение процентного дохода, получаемого иностранной организацией
по долговым обязательствам российской организации в соответствии с нормами
международных соглашений

Международные соглашения устанавливают специальные нормы в отношении налогообложения процентных доходов. Рассмотрим данные положения, сопровождая их примерами.

1. Соглашения устанавливают, в каком государстве подлежат обложению процентные доходы, — в государстве получателя или источника дохода.

Как правило, соглашения устанавливают порядок, в соответствии с которым проценты подлежат обложению в стране резидента – получателя доходов, если он фактически имеет право на получение данных процентов. Соответствующая норма Соглашения формулируется следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов».

Ряд соглашений предусматривает иной порядок налогообложения процентов. Устанавливается принцип, согласно которому проценты могут облагаться как в стране резидента – получателя доходов, так и в стране, в которой они возникают и в соответствии с законодательством данной страны. Одновременно устанавливается льготный режим налогообложения процентных доходов в стране – источнике дохода и исключения из указанных правил.

Норма может звучать следующим образом: «Проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов».

В соответствии с общепринятой в международных налоговых отношениях практикой, содержащиеся в различных статьях Соглашения положения о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает, означают, что упомянутое государство имеет право обложить этот доход по ставкам, установленным в Соглашении или в налоговом законодательстве договаривающегося государства.

Соответственно проценты, возникающие в России и выплачиваемые иностранному резиденту, подлежат обязательному налогообложению в России по ставке 10%. Именно таким образом толкуются положения международных Соглашений о том, что тот или иной вид доходов может облагаться соответствующим налогом в государстве, в котором такой доход возникает. Указанные разъяснения содержатся в Письме Минфина Российской Федерации от 23 июля 2002 года №04-06-05/1/17.

Пример.

Организация планирует взять крупный заем у иностранной компании – резидента ИрлаНДСкой Республики.

Статьей 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 29 апреля 1994 года предусмотрено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве (в Ирландии), подлежат налогообложению только в этом другом Государстве (в Ирландии), если это лицо фактически имеет право на эти проценты.

Пример.

Российская организация выплачивает процентный доход за пользование предоставленным займом компании – резиденту Франции.

Согласно статье 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26 ноября 1996 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве (Франции), если такой резидент является их фактическим получателем и не осуществляет в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, промышленную или торговую деятельность через находящееся там постоянное представительство.

Пример.

Российская организация берет заем у югославской организации под проценты. Возврат процентов является доходом нерезидента, который не осуществляет на территории Российской Федерации деятельности через постоянное представительство.

Термин «проценты» для целей использования указанной статьи Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12 октября 1995 года означает доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения и вне зависимости от владения правом на участие в прибылях должника и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.

В соответствии со статьей 11 «Проценты» указанной Конвенции, проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10% валовой суммы процентов. Компетентные органы Договаривающихся Государств по взаимному согласию установят способ применения этого ограничения.

При этом, право налогообложения процентных доходов в Российской Федерации ограничивается путем понижения ставки, установленной законодательством Российской Федерации, до ставки 10%, предусмотренной указанной Конвенцией.

Согласно Письму МНС России от 23 июня 2000 года №06-1-12/21-461 в связи с тем, что специального порядка применения такого ограничения при налогообложении процентных доходов, выплачиваемых в Союзную Республику Югославию, не установлено, применяется общий порядок обложения доходов по пониженным ставкам, предусмотренным в соглашениях об избежании двойного налогообложения.

Пример.

Лизинговая компания в целях хозяйственной деятельности заключила кредитный договор с зарубежным банком (Казахстан). Договор предусматривает уплату лизинговой компанией процентов по привлеченному кредиту.

В соответствии со статьей 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 года проценты, возникающие в Договаривающемся Государстве (в Российской Федерации) и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства (резиденту Республики Казахстан), могут облагаться налогом в этом другом Государстве (в Республике Казахстан).

Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают (в Российской Федерации), и в соответствии с законодательством этого государства, но если получатель является фактическим владельцем процентов, взимаемый таким образом налог не будет превышать 10% общей суммы процентов.

2. Соглашения определяют виды долговых обязательств, доходы от которых являются процентными

Большинство соглашений определяют значение термина «проценты» как доход от долговых требований любого вида, вне зависимости от ипотечного обеспечения, и, в частности, доход от правительственных ценных бумаг и доход от облигаций или долговых обязательств, включая премии и выигрыши по этим ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам. Штраф, взимаемый за несвоевременные платежи, не рассматривается в качестве процентов.

Определяя «проценты» как доход от долговых требований любого вида, соглашение не раскрывает содержание понятия «долговое требование». При этом Соглашениями, как правило, устанавливается, что термины, не определенные в Соглашении, имеют то значение, которое придается внутренним законодательством.

Следовательно, под долговыми обязательствами для целей применения положений главы 25 Кодекса и в соответствии со статьей 269 НК РФ понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Указанная позиция подтверждена Письмом УМНС по городу Москве от 5 февраля 2003 года №26-12/7415.

Пример.

Российской организацией заключены договоры купли-продажи, предусматривающий отсрочку платежа и выплаты процентов за предоставление такой отсрочки, — с иностранными юридическими лицами резидентами Бельгии.

В соответствии со статьей 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами в этом другом Государстве.

Однако, такие проценты также облагаются в том Договаривающемся Государстве, где они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но если фактический владелец процентов является резидентом другого Договаривающегося Государства, то взимаемый налог не может превышать 10% общей суммы процентов.

Термин «проценты» для целей применения Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 июня 1995 года означает доход от долговых требований любого вида.

Так как термин «долговое требование» не определен положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии, то, согласно положениям указанных Конвенций, этот термин следует определять по законодательству Российской Федерации.

Гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, согласно статье 823 ГК РФ относятся к коммерческому кредиту.

Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, то согласно пункту 2 статьи 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа. В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998 года №13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.

Коммерческий кредит для целей применения главы 25 НК РФ и в соответствии со статьей 269 НК РФ относится к долговым обязательствам.

Учитывая изложенное, доходы иностранных юридических лиц – резидентов Королевства Бельгии от источников в Российской Федерации в виде процентов за отсрочку платежа по договору купли-продажи являются процентным доходом по долговым обязательствам и в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты.

Налог с указанных видов доходов иностранных юридических лиц исчисляется по ставке, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ, то есть по ставке 20%.

Однако, в связи с тем, что положениями Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии и Конвенции между Правительством СССР и Правительством Японии установлены пониженные ставки для налогообложения процентных доходов иностранных юридических лиц – резидентов Королевства Бельгии и Японии в размере 10%, то налогообложение таких доходов должно производиться по ставкам, установленным указанными международными договорами.

3. Если процентные доходы относятся к деятельности иностранной организации, полученной через постоянное представительство, то они подлежат обложению в государстве-источнике дохода.

Если фактический владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству, то применяются соответствующие положения Соглашений, устанавливающие порядок налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, полученной от деятельности постоянного представительства.

Пример.

НидерлаНДСкая компания разместила депозит в российском банке. В соответствии с условиями депозитного соглашения, заключенного между иностранной компанией (вкладчик) и банком, по истечении срока депозита, банк возвращает иностранной компании депозит и выплачивает проценты по депозитному вкладу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16 декабря 1996 года проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такой резидент является фактическим владельцем процентов.

Положения пункта 1 не применяются, если фактический владелец процентов, будучи резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство, и долговое требование, в отношении которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству. В таком случае применяются положения статьи 7.

Следовательно, помимо возврата суммы размещенного депозита вкладчик получает установленный доход по депозиту, который в соответствии со статьей 11 вышеназванного Соглашения следует рассматривать как проценты, подлежащие налогообложению в Нидерландах, если деятельность иностранного юридического лица в Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства.

4. Соглашения устанавливают принципы определения государства, которые признаются источником процентного дохода.

Считается, что проценты возникают в Договаривающемся Государстве, если плательщиком является само это Государство, его местные органы власти или резидент этого Государства. Если, однако, лицо, выплачивающее проценты, независимо от того, является ли оно резидентом Договаривающегося Государства или нет, имеет в Договаривающемся Государстве постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которыми возникла задолженность, по которой выплачиваются проценты, и расходы по выплате этих процентов несет такое постоянное представительство или постоянная база, то в этом случае считается, что такие проценты возникают в том Государстве, в котором находится постоянное представительство или постоянная база.

5. Действие норм Соглашения распространяется только на суммы процентов, выплачиваемых согласно условиям долгового соглашения, а суммы превышения подлежат обложению в соответствии с законодательском Российской Федерации.

Если по причине особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем процентов, или между ними обоими и каким-либо другим лицом, сумма процентов, относящаяся к долговому требованию, на основании которого она выплачивается, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем процентов, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае, избыточная часть платежа по-прежнему облагается налогом в соответствии с законами каждого Договаривающегося Государства с учетом других положений настоящего Соглашения.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского и налогового учета в иностранных организациях на территории Российской Федерации, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Иностранные организации и их представительства».

Как исчислять налог на прибыль, если по договору между Кипрской компанией и российской организацией уплата процентов за пользование денежными средствами производится одномоментно с возвратом займа?

ОБОСНОВАНИЕ

Проценты, выплачиваемые по займу иностранной организации, не имеющей представительства в РФ, относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) (пп. 3 п. 1 ст. 309, пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310 НК РФ).

На основании п. 3 ст. 309 НК РФ указанные доходы являются объектом налогообложения по налогу независимо от формы, в которой получены такие доходы, в частности в натуральной форме, путем погашения обязательств этой организации в виде прощения ее долга или зачета требований к этой организации.

П. 1 ст. 310 НК РФ установлено, что, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной денежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.

Учитывая изложенное, при выплате процентов по займу в пользу иностранной организации-заимодавца путем зачета сумм требований российская организация-заемщик признается налоговым агентом и обязана исчислить и перечислить в бюджет суммы налога на прибыль в срок, установленный абз. 2 п. 2 ст. 287 НК РФ, с учетом положений ст. 7 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее — Соглашение), проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве (РФ) и выплачиваемые резиденту другого договаривающегося государства (Кипр), подлежат налогообложению только в этом другом государстве (Кипр).

Соответственно, независимо от того, будет ли компания А погашать проценты по займу путем перечисления денежных средств или в иной форме, в том числе путем зачета требований, у занности налогового агента по налогу на прибыль, если на дату зачета будут получены от кипрского заимодавца документы, подтверждающие его резидентство и фактическое право на доход.

Если же такие документы не будут получены, у организации возникает обязанность по уплате налога на прибыль со стоимости зачтенных процентов не позднее следующего дня после заключения соглашения о взаимозачете (абз. 2 п. 2 ст. 287 НК РФ).

Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ утверждена форма налогового расчета о суммах выплаченного иностранным организациям дохода и удержанных налогов, Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме.

Согласно пункту 1.1 Порядка заполнения, налоговый расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ.

По мнению финансовых органов, доходы, признаваемые доходами от источников в РФ должны быть отражены в налоговом расчете

Соответственно, российской организации-заемщику А необходимо представить в налоговую инспекцию налоговый расчет о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов в установленные сроки, независимо от того, удерживался налог на прибыль или нет.

Выплаты доходов из России в пользу нерезидентов: особенности налогообложения

Алексей Васильевич Гайдов — Управляющий партнер, адвокат

При совершении платежей от российских организаций в пользу нерезидентов (в том числе, офшорных компаний) необходимо учитывать нормы налогового законодательства. Так, в соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в РФ.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной организации (пункт.4 статьи 286 НК РФ).

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ и определяемые в соответствии со статьей 309 НК РФ.

В пункте 1 статьи 309 НК РФ перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией (в случае если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), которые относятся к “доходам иностранной организации от источников в РФ” и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в порядке, установленном статьей 310 НК РФ.

Виды доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации Ставка налога у источника выплаты Основание (пункт и статья НК РФ)
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации — акционеру (участнику) российских организаций (подп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ) 15 %

абз. 2 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход от долговых обязательств любого вида (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг) (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)

15, 9 или 0 %, в зависимости от того, когда были эмитированы ценные бумаги

абз. 3 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности (подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации недвижимого имущества. находящегося на территории РФ (подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,
п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20 %

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (подп. 7 п.1 ст. 309 НК РФ) 10%

абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от международных перевозок (в т.ч. демереджи и прочие платежи. возникающие при перевозках) (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ) 10%

абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости (подп. 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Иные аналогичные доходы (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ) 20%

абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,
подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам. выпущенным российскими организациями , права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемые лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ. 30%

п. 9 ст. 310.1 НК РФ,
п. 4.2 ст. 284 НК РФ

В подпункте 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ в числе доходов иностранной организации от источников в России, указаны «иные аналогичные доходы».

Позиция Минфина России относительно содержания данной категории доходов заключается в следующем.

Если доход иностранной организации, не связанный с осуществлением деятельности через постоянное представительство в Российской Федерации,

  • не поименован в перечне пункта 1 статьи 309 НК РФ и в то же время,
  • на данный доход не распространяется действие норм пункта 2 статьи 309 НК РФ,

то такой доход может квалифицироваться как «иные аналогичные доходы» и подлежать налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты дохода (Письмо Минфина России от от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/2/133).

В более раннем Письме Минфина также сообщалось, что “аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1-9 пункта 1 статьи 309, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в т.ч. через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в статье 309 как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

В частности, к «иным аналогичным доходам» относятся доходы от реализации на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами, а также, например, доходы за предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации” (Письмо Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/478).

Варианты толкования данного пункта следует также искать в арбитражной практике.

Например, суд счел возможным отнести к таким “аналогичным” доходам вознаграждение, выплаченное иностранной компании за оказанные ею услуги поручительства по кредитному обязательству (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 ноября 2013 г. № Ф03-5168/13 по делу N А73-31/2012).

Однако, в целом арбитражная практика не поддерживает расширительное толкование понятия “иные аналогичные доходы” налоговыми органами (см. напр., Постановление ФАС СКО от 28 июня 2013 г. по делу № А53-13488/2012; Постановление ФАС СЗО от 25 июня 2012 г. по делу № А56-37279/2011; Постановление ФАС СЗО от 4 июня 2012 г. по делу № А56-37086/2011; Постановление ФАС МО от 14 октября 2011 г. по делу № А40-151888/2010; Постановление ФАС МО от 8 апреля 2010 г. по делу № А40-115092/09-126-758 и др.).

Наконец, необходимо иметь в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

ВАЖНО: Согласно пункту 2 статьи 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимого имущества или акций/долей российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, к указанным «иным аналогичным доходам» следует относить доходы иностранной организации от источников в России, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, с учетом исключений предусмотренных пунктом 2 статьи 309 НК РФ.

Какие налоги платит нерезидент в РФ

Пополнять казну, уплачивая налоги, согласно законодательству России, должны и резиденты, и нерезиденты. Но в чем разница статусов? В первую очередь отличается ставка подоходного налога для нерезидента. Если для гражданина со статусом это в основном 13 процентов с полученного дохода, то для того, кто не является резидентом – 30 (за исключением доходов, указанных в статье 224, п.3 НК РФ). Кроме того, такие плательщики не могут претендовать на НДФЛ-вычеты. Получить возврат налога при покупке квартиры или при расходах на лечение и т.д. нерезиденту не удастся.

Как определяется статус гражданина-плательщика? Основной критерий – это время пребывания на территории страны за облагаемый период. Чтобы получить статус резидента, нужно находиться в РФ минимум 183 дня за 12 месяцев (идущих подряд) статья 207 НК. При этом если физическое лицо уехало за границу по причине:

  • лечения – не более полугода;
  • обучения – до 6-ти месяцев;.
  • добычи углеводородного сырья;
  • заграничной командировки – госслужащие, военные,

то эти поездки не влияют на исчисление. То есть если человек лечился или учился до полугода за границей, он не потеряет статус резидента. Если выезд в другую страну недлительный, расчетный период не прерывается.

Статус резидент/нерезидент не зависит от гражданства. Так, россиянин может утратить его, если не выполнит условия статьи 207 Кодекса, а гражданин другой страны может его получить и вносить пошлину с доходов в бюджет как резидент – не 30 процентов, а 13.

Уплата налогов на имущество, транспорт, землю нерезидентами происходит так же, как и в случае с резидентами. Если участок, дом, машина оформлена на человека, который пребывает в России меньше 183 дней за облагаемый период, то физлицо все равно должно вносить пошлину.

Как происходит уплата налогов, если человек признан нерезидентом? Служба рассчитывает сумму пошлины, направляет уведомление (не позднее 30 дней до обозначенного в регионе срока погашения) и плательщик вносит деньги. Для удобства получения информации лучше создать личный кабинет на сайте ИФНС. Самому рассчитывать ничего не нужно, однако стоит помнить, что величина налога на:

  1. Транспорт зависит от мощности мотора и ставки, которую устанавливают местные органы власти.
  2. Землю зависит от кадастровой цены участка и ставки в регионе. Однако для иностранцев все ставки не могут быть применены, так как эти лица не имеют права оформить землю сельскохозяйственного назначения в свою собственность. В этом случае возможна только аренда, а сам налог должен уплатить не арендатор, а владелец надела.
  3. Недвижимость зависит от кадастровой стоимости объекта, которая отличается в зависимости от региона, а также от ставки, установленной на этот вид недвижимости.

То есть в случае с земельным, транспортным и налогом на недвижимость статус плательщика не влияет на размер пошлины, уплачиваемой за владение, за исключением размера НДФЛ. От чего зависит подоходный расскажем далее.

Подоходный налог нерезидентов РФ

Если гражданин-нерезидент имеет доход на территории РФ, то он должен вносить подоходный налог. И его размер в основном не 13 процентов, как у резидента, а 30 (ст. 224 НК). Однако есть исключения, когда ставка отличается или уменьшается. Например, если речь идет о дивидендах, полученных от российских компаний нерезидентом в РФ, то налог составит 15 процентов. Также ставка 13 процентов НДФЛ применяется в случаях:

  1. Если доходы получены от трудовой деятельности на территории России, по патенту или при приеме на работу иностранцев – высококвалифицированных специалистов. Однако если человек имеет двойное гражданство или получил доход не от трудовой деятельности, то ставка НДФЛ увеличивается до 30 процентов.
  2. Когда физлицо ранее работало и жило заграницей, а сейчас принимает участие в программе по добровольному переселению в Россию (это правило применяется ко всем членам семьи, если человек переехал не один).
  3. Получения статуса беженца или в случае, если РФ предоставила иностранному гражданину временное убежище.
  4. Страна иностранца входит в Евразийский экономический союз. Договор начал действовать с 1 января 2015.

В остальном при получении доходов происходит уплата по 30-процентной ставке, кроме случаев, когда заключено международное соглашение во избежание двойного обложения налогами. Что это такое? Это когда лицо должно платить налог на полученную прибыль дважды – в государстве, где резидент и там, где нет. Например, если гражданин проживает в России, но владеет домом за границей и сдает его в аренду, то в таком случае уплатить пошлину за доход нужно два раза. Не только в другой стране, но и в РФ. Такой двойной налог значительно уменьшает прибыль нерезидента, и вести деятельность невыгодно.

Узнать, с какими государствами Россия заключила соглашение-конвенцию во избежание двойного обложения, можно на сайте ИФНС. На данный момент в списке насчитывается 80 стран.

Налог на имущество для нерезидентов РФ

Физические лица нерезиденты должны уплачивать пошлину за имущество в РФ, если оно оформлено на них. При этом неважно, находится человек в России или нет. Обязательство сохраняется, пока квартира, например, не будет переоформлена или продана.

Платить пошлину нужно не только за квартиру или дом, но и за гараж, машиноместо, комнату в коммуналке и т.д. Сумма зависит от кадастровой стоимости, а также от установленной ставки, которая может отличаться в разных регионах страны. Ставки установлены в НК РФ в статье 406, однако местные власти могут изменять их на свое усмотрение – уменьшить до нуля или увеличить (но не больше чем в три раза).

Срок уплаты для нерезидентов такой же, как для резидентов: внести налог на имущество – недвижимость – физическим лицам нужно до 1 декабря следующего года. То есть за 2020 рассчитаться нужно до 1.12.2021. Кроме того, граждане, которые пребывали в России меньше 183 дней, должны вносить пошлину за землю и за транспорт.

Транспортный налог для нерезидентов РФ

Транспортный налог для лиц-нерезидентов в РФ обязательный, как и для остальных граждан. Послаблений и дополнительных нагрузок для тех, кто потерял статус налогового резидента (это может быть и гражданин РФ), нет.

Если транспортное средство является объектом обложения по закону и оформлено на вас, то платить сбор за владение придется раз в год: до первого декабря года, который идет за облагаемым. Оплатить транспортную пошлину за 2019 нерезидент должен, как и остальные физлица в РФ – до 1 декабря 2020. Что будет если не вносить деньги? За каждый день опоздания начислят пени, а также могут выписать штраф – от 20 до 40 процентов от размера долга.

Однако для нерезидентов появилось послабление, которое касается продажи авто или другого транспорта. С первого января 2019 года платить подоходный после сделки не нужно. Но только в том случае, если срок владения транспортным средством более трех лет. Если срок меньше, то гражданин-нерезидент должен будет заплатить 30 процентов НДФЛ с полученной прибыли от сделки купли-продажи.

Налог на квартиру нерезидентов РФ

Еще в 2018 году налог для нерезидентов РФ при продаже недвижимости – квартиры, дома – был высоким и обязательным. То есть не было освобождения независимо от срока владения, как в случае с резидентами. Нужно было отдать почти третью часть дохода – 30 процентов. С первого января 2019 начали действовать поправки в 217 статье НК. Теперь налог на квартиру для нерезидентов РФ при ее продаже платить не нужно, если соблюдены сроки владения:

  • больше 3-х летнего периода, если недвижимость была приобретена до 2016;
  • больше 5-летнего периода, если сделку провели в 2016 и позже.

Обратите внимание: учитывается не дата покупки, а вступление в право собственности.

Если сроки не соблюдены, то уплатить налог придется в размере 30 процентов. Например, когда человек продал квартиру в 2018, а право собственности переоформил не сразу – в 2019, то налог все же придется уплатить, даже если сроки соблюдены. Учитывается время получения прибыли, а не дата оформления.

Узнать о начисленных и просроченных платежах в казну, а также быстро оплатить их онлайн можно на нашем сайте. Это бесплатно и без необходимости регистрироваться.