Налоги при экспорте в Казахстан
Косвенные налоги при оказании услуг и торговле с Белоруссией и Казахстаном
С 1 июля 2010 г. организации, которые имеют деловых партнеров в Белоруссии и Казахстане, должны уплачивать НДС и акцизы при экспорте и импорте товаров по новым правилам. Новый порядок взимания косвенных налогов вводится и в отношении оказания услуг компаниям из этих стран.
НДС и акцизы при торговле
Чем руководствоваться
Новые принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, оказании услуг и выполнении работ в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана установлены Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (далее — Соглашение от 25.01.2008).
В соответствии с данным документом был принят Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе» (далее — Порядок). Он был ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 98-ФЗ.
Тем не менее компании не могли применять перечисленные документы до тех пор, пока соответствующее решение не будет принято Межгосударственным советом ЕвразЭС. Теперь такой документ есть. Это решение Межгосударственного совета ЕвразЭС от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». В нем сказано, что Соглашение от 25.01.2008 и соответствующие протоколы от 11.12.2009 вступают в силу с 1 июля 2010 г.
Напомним, что ранее организации применяли порядок взимания косвенных налогов, установленный в следующих документах:
— Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000;
— Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 (далее — Соглашение от 15.09.2004).
После вступления в силу нового Порядка данные документы применяются в той мере, в которой они совместимы с Соглашением от 25.01.2008.
Новый Порядок во многом дублирует порядок, действовавший при экспорте и импорте товаров с Республикой Беларусь. Но есть и новшества.
Импорт товаров из Белоруссии и Казахстана
Принцип взимания НДС и акцизов при импорте остался прежним. Налоги взимаются на территории того государства, в которое они ввозятся (ст. 3 Соглашения от 25.01.2008). Таким образом, при ввозе товаров в Россию из Белоруссии и Казахстана налоги взимаются российскими налоговыми органами. При этом налоги не уплачиваются, если ввозимые товары не подлежат налогообложению при ввозе в соответствии с законодательством страны-импортера. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары не превышают ставки НДС и акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Кто заплатит налоги?
Косвенные налоги уплачиваются по месту постановки на учет организаций — собственников товаров. Таковыми признаются лица, которые обладают правом собственности на товары или к которым переход права собственности на товары предусмотрен договором (п. 1 ст. 2 Порядка). Обязанность по уплате НДС и акцизов установлена и для компаний, применяющих специальные налоговые режимы (п. 1 ст. 2 Порядка).
Обратите внимание: ранее Соглашением от 15.09.2004 между Россией и Белоруссией было закреплено, что в стране импортера не взимаются косвенные налоги при импорте товаров, ввозимых для переработки, а также при транзите товаров. В Соглашении от 25.01.2008 такой порядок прямо не предусмотрен.
В Порядке четко прописаны правила уплаты налогов в следующей ситуации. Предположим, российская и белорусская организации заключили договор поставки товаров на территорию РФ. Товары ввозятся с территории Казахстана. Кто должен платить косвенные налоги? Ответ на вопрос содержится в п. 1.2 ст. 2 Порядка. НДС и акцизы взимаются на территории государства, в которое импортируются товары. В нашем примере налоги перечисляет российская компания.
Налог также уплачивается в том случае, когда товары ввозятся на территорию РФ с территории государств — членов Таможенного союза на основании договора между российской организацией и налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза. Налог уплачивает организация-импортер (п. 1.5 ст. 2 Порядка).
Обратите внимание!
Хотя в Соглашении от 25.01.2008 прямо не предусмотрено, что при ввозе товаров для переработки с последующим вывозом или транзитом косвенные налоги в стране импортера не взимаются, этот факт не должен пугать. Ведь при помещении товаров под таможенный режим транзита налог не уплачивается в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 151 НК РФ, а при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог не уплачивается в силу подп. 4 п. 1 ст. 151 НК РФ при условии, что продукты переработки вывозятся с таможенной территории РФ в определенный срок.
Налоговая база по НДС
Налоговая база определяется на дату принятия на учет импортированных товаров, но не позднее срока, установленного законодательством государства, на территорию которого ввозится товар (п. 2 ст. 2 Порядка). Налоговая база исчисляется исходя из стоимости товаров и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Стоимостью приобретенных товаров признается цена сделки, уплачиваемая поставщику за товары (работы, услуги) по договору. Аналогичное правило действует и в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору об их изготовлении.
Если товары получены по товарообменному договору или по договору товарного кредита, стоимостью товаров считается их цена, предусмотренная договором. Если такая информация в договоре отсутствует, стоимость товаров берется из товаросопроводительных документов. В том случае, когда и товаросопроводительные документы не содержат таких сведений, налоговая база рассчитывается на основании данных бухгалтерского учета.
При ввозе продуктов переработки налоговая база определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.
В прежнем порядке определения налоговой базы при импорте товаров, установленном Соглашением от 15.09.2004, были предусмотрены несколько другие правила. Например, налоговая база рассчитывалась исходя из стоимости приобретенных товаров, включая затраты на их транспортировку и доставку. В Порядке о таких расходах не упоминается. Из этого можно сделать вывод, что они не участвуют в определении налоговой базы по НДС у импортера из Белоруссии и Казахстана.
Налоговая база по акцизам
До 1 июля 2010 г. налоговую базу по акцизам определяли так. По импортируемым товарам, для которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговой базой признавался объем ввезенных товаров. Теперь по таким товарам налоговой базой является не только их объем, но и количество, а также иные показатели (п. 4 ст. 2 Порядка). А вот для товаров, в отношении которых действуют адвалорные ставки акцизов, расчет налоговой базы не изменился. Это стоимость импортированных подакцизных товаров.
Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия импортером на учет таких товаров.
Уплата налогов и отчетность
В Порядке установлены те же сроки уплаты косвенных налогов, что и в Соглашении от 15.09.2004. Налог на добавленную стоимость и акцизы перечисляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Исключение составляют акцизы по маркируемым подакцизным товарам. Они уплачиваются в сроки, установленные законодательством государства — члена Таможенного союза (п. 7 ст. 2 Порядка).
Суммы косвенных налогов, уплаченные по импортированным товарам, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза, на территорию которого ввозятся товары (п. 11 ст. 2 Порядка).
Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, организации должны представить в налоговые органы налоговую декларацию (п. 8 ст. 2 Порядка). К ней необходимо приложить:
— заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
— выписку банка, подтверждающую факт уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, когда это предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза. Если у организации есть переплата по налогам либо суммы косвенных налогов подлежат зачету или возврату, то налоговый орган выносит решение об их зачете или возврате в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписку банка представлять в налоговые органы не надо;
— транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;
— счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в том случае, если их выставление предусмотрено законодательством государства, с территории которого производится импорт товаров;
— договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары (при товарном кредите (займе) — договоры товарного кредита (займа), при изготовлении товаров — договоры об изготовлении товаров, при переработке давальческого сырья — договоры на переработку давальческого сырья);
— информационное сообщение контрагента о поставщике, у которого были приобретены импортированные товары.
Этот документ представляется в том случае, когда договор поставки заключен с компанией одного государства — члена Таможенного союза. Аналогичное сообщение представляется и в том случае, если поставщик импортированных товаров не является собственником реализуемых товаров, а выступает в качестве комиссионера или поверенного агента. Если сообщение составлено на иностранном языке, то к нему необходимо приложить перевод на русском языке;
— договоры комиссии, поручения или агентский договор (конечно, при условии, что они заключались);
— договоры, на основании которых приобретены товары по договорам комиссии, поручения или агентскому договору.
В Порядке четко прописаны правила составления декларации, если на территорию государства — члена Таможенного союза ввезены товары ненадлежащего качества или комплектации. При возврате такие товары, ввезенные в месяце принятия их на учет, в налоговой декларации не отражаются. Если возврат осуществляется в более поздние сроки, то в налоговые органы подается уточненная декларация (п. 9 ст. 2 Порядка).
Обратите внимание!
Если товары при импорте из государства — члена Таможенного союза будут поступать часто (например, ежемесячно), то российский импортер почувствует явную налоговую несправедливость. Ведь ему придется ежемесячно представлять декларации по НДС, в то время как все остальные налогоплательщики, включая ввозящих товары с территории других государств (не членов Таможенного союза), в силу п. 5 ст. 174 НК РФ подают декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть ежеквартально.
Ответственность
Соглашение от 15.09.2004 не предусматривало ответственности за нарушение порядка взимания косвенных налогов при импорте товаров. Порядок восполнил этот пробел. Теперь в случае неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо перечисления налогов в более поздний срок налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных в государстве — члене Таможенного союза, на территорию которого ввезены товары. Аналогичное наказание предусмотрено и для тех компаний, которые не представят в срок декларацию или в ней будут отражены искаженные сведения (п. 9 ст. 2 Порядка).
Экспорт товаров из России
Как и прежде, при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС. Кроме этого компании освобождаются от уплаты акцизов (п. 1 ст. 1). Таким образом, российские организации, экспортирующие товары в Белоруссию и Казахстан, не уплачивают косвенные налоги.
Льготу нужно подтвердить
Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией необходимо представить следующий пакет документов (их копий):
— договоры, на основании которых осуществляется экспорт товаров (в случае товарного кредита (займа) — договоры товарного кредита (займа), в случае вывоза товаров на основании договоров на изготовление товаров или на переработку давальческого сырья — соответствующие договоры);
— выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет организации-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров (при наличных расчетах — выписку банка о внесении организацией-экспортером полученных сумм на его расчетный счет, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление выручки в кассу). При осуществлении товарообменных операций, предоставлении товарного кредита компания-экспортер сдает в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров, полученных по указанным сделкам;
— заявление о вывозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления приведена в приложении № 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов;
— транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров;
— иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов.
В Порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров теперь прямо прописано, что пакет документов необходимо представить в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. В Соглашении от 15.09.2004 речь шла о сроке в 90 дней, что приводило к постоянным спорам с налоговыми органами, поскольку не соответствовало срокам, установленным главой 21 НК РФ.
Пропущен срок — заплати налоги
Организация, которая пропустила установленный срок для сдачи документов, должна перечислить в бюджет суммы косвенных налогов. Это необходимо сделать за тот налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров. При этом для НДС датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского документа, оформленного в адрес покупателя (получателя) товаров. Такой же порядок действует и при исчислении акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья. Для подакцизных товаров из давальческого сырья датой отгрузки признается дата подписания акта их приема-передачи.
За нарушение сроков уплаты косвенных налогов налоговый орган взыскивает суммы налогов и пени. Обратите внимание: штрафные санкции налоговые органы применят и в том случае, если выяснится, что представленные сведения не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза обмена информацией (п. 6 ст. 1 Порядка).
Компания может представить необходимые документы для подтверждения нулевой ставки НДС и применения освобождения от уплаты акцизов и в более поздние сроки. Тогда перечисленные в бюджет косвенные налоги можно принять к вычету. Однако следует помнить, что начисленные и уплаченные суммы пеней, штрафные санкции возврату и зачету не подлежат (п. 3 ст. 1 Порядка).
Справка
Согласно ст. 7 НК РФ положения международных договоров по вопросам налогообложения имеют приоритет над нормами НК РФ. Следовательно, российские налогоплательщики, которые ввозят (вывозят) товары на территорию (с территории) государства — члена Таможенного союза, должны все ответы на вопросы по обложению НДС и акцизами сначала искать в Соглашении от 25.01.2008 и в Порядке. В них может содержаться прямой отсыл к главам 21 и 22 НК РФ (как в случае вычетов). Но если проблема совсем не урегулирована данными документами, тогда ее решение тоже следует искать в НК РФ.
Правила для лизинга
В Порядке особое внимание уделено лизинговым операциям. Заметим, что в Соглашении от 15.09.2004 правила уплаты косвенных налогов при перемещении товаров по договорам лизинга установлены не были.
Вывоз товаров по договору лизинга
Если компания перемещает товары из России в Белоруссию или Казахстан на основании договора лизинга, она также применяет нулевую ставку по НДС и освобождается от уплаты акцизов (п. 9 ст. 1 Порядка). При этом пакет документов, подтверждающий льготный порядок налогообложения, несколько отличается от того, который представляется при экспорте товаров. Так, вместо договора, на основании которого осуществляется экспорт товаров, в налоговые органы представляется договор лизинга. Если по условиям договора лизинга право собственности на предмет лизинга переходит к лизингополучателю, организация-экспортер должна включить в пакет документов выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление на расчетный счет лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга).
В Порядке установлены правила определения налоговой базы при вывозе товаров по договору лизинга. Она рассчитывается на дату получения каждого лизингового платежа в размере части первоначальной стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором, но не более суммы фактически полученного платежа. Соответственно вычет «входного» НДС по переданному на экспорт лизинговому имуществу производится в части, приходящейся на стоимость товаров по полученному лизинговому платежу (п. 9 ст. 1 Порядка).
Если компания ввозит лизинговые товары
Имеет свои особенности и порядок определения налоговой базы при ввозе на территорию РФ товаров по договору лизинга, если его условиями предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Налоговая база определяется в размере части стоимости предметов лизинга, предусмотренной договором на дату ее оплаты (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы (п. 3 ст. 2 Порядка).
Если товары ввозятся на территорию РФ по договору лизинга, то перечислить косвенные налоги нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем срока платежа, предусмотренного договором лизинга. В этот же срок надо представить в налоговый орган и соответствующую налоговую декларацию (п. 7 и 8 ст. 2 Порядка). Кроме того, выписка из банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов, сдается в налоговые органы при наступлении срока платежа по договору лизинга (подп. 2 п. 8 ст. 2 Порядка).
При первой уплате НДС организация — импортер лизинговых товаров обязана представить в налоговые органы документы, перечисленные в подп. 1—8 п. 8 ст. 2 Порядка. В дальнейшем одновременно с налоговой декларацией нужно сдавать только заявление и выписку из банка.
Услуги компаниям из братских республик
Новый порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана введен в действие с 1 июля 2010 г. решением Межгосударственного совета ЕвразЭС от 21.05.2010 № 36. Он содержится в Протоколе от 11.12.2009, который был принят в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008. Протокол со стороны России ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 № 94-ФЗ.
Во многом новый порядок повторяет нормы Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг от 23.03.2007.
Например, остался неизменным принцип взимания НДС. Налог уплачивается в государстве — члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола от 11.12.2009). Правда, из этого правила появилось одно исключение. Правило не распространяется на работы по переработке давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки. В этом случае НДС уплачивается в порядке, предусмотренном для экспорта товаров (ст. 4 Протокола от 11.12.2009). Таким образом, при осуществлении таких операций необходимо руководствоваться ст. 1 Протокола от 11.12.2009.
Заметим, что аналогичная норма присутствовала и в Протоколе от 23.03.2007, но не была взаимоувязана с принципом взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Теперь эта неточность устранена.
Понятий стало больше
В новом порядке взимания НДС при выполнении работ, оказании услуг появилось много новых понятий (по сравнению с Протоколом от 23.03.2007). В Протоколе от 11.12.2009 содержатся определения для следующих видов работ и услуг:
— аудиторских;
— бухгалтерских;
— дизайнерских;
— консультационных;
— маркетинговых;
— научно-исследовательских;
—опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических);
— рекламных;
— юридических.
Некоторые понятия (по сравнению с Протоколом от 23.03.2007) немного изменены. Например, к транспортным средствам дополнительно отнесены автобусы и грузовые контейнеры. А в определении инжиниринговых услуг больше нет ссылки на «другие подобные услуги». Вместо них появились вполне конкретные «технические испытания и анализ их результатов».
Определяем место реализации
Во многом порядок признания государства — члена Таможенного союза местом реализации работ, услуг остался таким же, каким был в отношениях с партнерами из Белоруссии согласно Протоколу от 23.03.2007. Но есть некоторые нововведения.
Как и прежде, местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся в России (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009). Однако теперь не расшифровывается, выполнение каких работ и услуг приведет к уплате НДС.
Напомним, что Протокол от 23.03.2007 относил к ним строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, а также иные работы, услуги, касающиеся недвижимого имущества. В связи с этим возрос риск возникновения споров с налоговыми органами по данному вопросу.
В названной норме уточнено, что положения этого подпункта распространяются не только на услуги по аренде, найму, но и на услуги по предоставлению в пользование недвижимого имущества на иных основаниях.
Перейдем к следующему новшеству. С 1 июля 2010 г. местом реализации признается государство — член Таможенного союза, если налогоплательщик этого государства приобретает работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009).
Аналогично определяется место реализации работ (услуг) и при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты фирменных наименований. Правила данного подпункта теперь применяются и при предоставлении в пользование движимого имущества не только по договорам аренды и найма, но и на других основаниях.
Как и раньше, место реализации работ, услуг необходимо подтвердить:
— договором на выполнение работ, оказание услуг, заключенным налогоплательщиками государств — членов Таможенного союза;
— документами, подтверждающими факт выполнения работ, оказания услуг;
— иными документами, предусмотренными законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 2 ст. 3 Протокола от 11.12.2009).
При выполнении работ по переработке давальческого сырья документы, подтверждающие место реализации, будут иные. Кроме договора и документов, подтверждающих факт выполнения работ, представляются:
— документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров, предназначенных для переработки;
— заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов Таможенного союза). Форма заявления содержится в приложении 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов. На нем должна стоять отметка налогового органа об уплате налога на добавленную стоимость;
— таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств — членов Таможенного союза.
Россия — Беларусь — Казахстан: НДС при экспорте товаров
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 сентября 2011 г.
Содержание журнала № 18 за 2011 г.На вопросы отвечала Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер
Вот уже более года порядок уплаты НДС при ввозе-вывозе товаров из одной страны таможенного союза (далее — ТС) в другую регулирует Протокол о товарахПротокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол о товарах); п. 1 Решения Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 № 36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза». Он, напомним, — часть Соглашения о принципах взимания косвенных налогов в ТСст. 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение ТС). За этот год накопилось много вопросов об НДС-расчетах при торговле с белорусскими и казахскими контрагентами. В частности, о порядке применения и подтверждения нулевой ставки при вывозе товаров из России в Беларусь и Казахстан.
Общие правила применения ставки НДС 0% при экспорте в рамках ТС
Нам задают много вопросов общего характера, поэтому для начала рассмотрим алгоритм действий российского экспортера товаров в страны ТС.
ШАГ 1. Отгружаем товар в Беларусь (Казахстан)
Оформляя отгрузку, вы должны составить накладную и счет-фактуру, указав ставку НДС 0%подп. 10 п. 5 ст. 169 НК РФ; ст. 2 Соглашения ТС; п. 1 ст. 1 Протокола о товарах. Ставить отметку инспекции на счете-фактуре не требуется. Тем не менее налоговики могут сделать это по вашей просьбеп. 3 Письма ФНС России от 13.08.2010 № ШС-37-2/9030@; Приказ Минфина России от 20.01.2005 № 3н.
Не забудьте не позднее того квартала, в котором товары отгружены на экспорт, восстановить относящийся к ним входной НДС (если, конечно, ранее вы уже поставили его к вычету). Если некоторое время назад поступать так предписывал в своих разъяснениях МинфинПисьмо Минфина России от 05.05.2011 № 03-07-13/01-15, то с 1 октября 2011 г. такое требование уже прописано в НК РФп. 1 ст. 1 Протокола о товарах; подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ; подп. «б» п. 18 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ. Восстановленный налог вы сможете принять к вычету, но позднее (об этом пойдет речь дальше)п. 1 ст. 1 Протокола о товарах; п. 9 ст. 167, п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.
НДС, который вы восстановили, отражается в строке 100 раздела 3 декларации по НДСп. 38.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утв. Приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее — Порядок заполнения декларации).
ШАГ 2. Собираем документы для подтверждения экспорта
На это отводится 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Такой датой признается дата составления первого отгрузочного документа, оформленного на покупателя или перевозчикап. 3 ст. 1 Протокола о товарах.
Чтобы подтвердить экспорт, вам потребуются следующие документып. 2 ст. 1 Протокола о товарах:
- договор, по которому были экспортированы товары;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налоговформа утверждена приложением 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов» (далее — Протокол об обмене информацией) с отметкой белорусского (казахского) налогового органа об уплате НДС (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие экспорт товара в Беларусь (Казахстан).
В перечне документов, приведенном в Протоколе о товарах и необходимом для обоснования нулевой ставки НДС, указана также выписка банкаподп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Однако начиная с 1 октября 2011 г. она станет не нужна. Дело в том, что в НК РФ внесены поправки, исключившие ее из числа документов, необходимых для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте за пределы ТСподп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ; подп. «а» п. 13 ст. 2, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ. А Протокол о товарах, в свою очередь, позволяет не включать в экспортный пакет документы, представление которых не предусмотрено налоговым законодательством страны-экспортерап. 2 ст. 1 Протокола о товарах.
По этой же причине начиная с IV квартала 2011 г. для подтверждения экспорта внутри ТС по бартерному договору не потребуется представлять документы о встречном импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг). А при расчетах наличными — приходные кассовые ордера и выписки банкаподп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах; подп. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ; подп. «а» п. 13 ст. 2; п. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ.
ШАГ 3. Декларируем экспортную поставку
Отражать реализацию товаров в Беларусь и Казахстан следует в разделе 4 или 6 декларации по НДС, в зависимости от того, подтвержден экспорт или нет. Заполняя эти разделы, вам нужно будет указать код экспортной операциип. 10 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131; разд. III приложения № 1 к Порядку заполнения декларации:
- <если>экспортированные товары внутри страны облагаются НДС по ставке 18% — 1010403;
- <если>экспортированные товары внутри страны облагаются НДС по ставке 10% — 1010404.
СИТУАЦИЯ 1. Вы своевременно собрали полный пакет экспортных документов. В таком случае отгрузку товаров на экспорт и налоговые вычеты вы должны показать в разделе 4 декларации по НДС за квартал, в котором были собраны документы. Эти документы вместе с декларацией по НДС вы также подаете в налоговуюп. 2 ст. 1 Протокола о товарах; п. 5 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131.
СИТУАЦИЯ 2. Вы не успели в течение 180 дней собрать полный пакет экспортных документов. Значит, реализацию товаров и налоговые вычеты вам нужно отразить в разделе 6 декларации по НДС. Этот раздел вам следует включить в уточненную декларацию за тот период, в котором вы отгрузили товары на экспортп. 3 ст. 1 Протокола о товарах; п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации; п. 6 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131. При этом вам придется заплатить НДС по ставке 18% или 10%п. 3 ст. 1 Протокола о товарах; пп. 2, 3 ст. 164 НК РФ. Уплаченный налог вы сможете принять к вычету после того, как соберете документы в подтверждение нулевой ставки НДСп. 3 ст. 1 Протокола о товарах; п. 7 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131.
Вопрос о том, с какой даты нужно начислять пени на сумму неуплаченного НДС, если экспорт своевременно не подтвержден, — спорный.
Инспекция, руководствуясь разъяснениями ФНС и Минфина, начислит вам пени начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты НДС по итогам квартала, в котором товары были отгружены на экспортПисьма ФНС России от 22.08.2006 № ШТ-6-03/840@; Минфина России от 28.07.2006 № 03-04-15/140.
Однако суды считают, что пени следует начислять лишь начиная со 181-го дня после экспортной отгрузкиПостановления Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 № 15326/05; ФАС ВВО от 12.05.2008 № А28-7966/2007-325/23.
Но искать правду в суде или нет — решать, конечно, вам.
Если потом вы все-таки соберете полный пакет документов, вам нужно будет подать декларацию за период, в котором это произойдет, с заполненным разделом 4. В этом разделе, помимо стоимости экспортированных товаров и принимаемого к вычету входного НДС, следует отразить:
- в графе 4 — НДС, начисленный по неподтвержденному экспорту в разделе 6 (теперь вы его примете к вычету);
- в графе 5 — входной НДС, который вы ранее приняли к вычету в разделе 6 (теперь вы его восстановите).
Итак, с общим порядком применения нулевой ставки при экспорте товаров в пределах ТС мы разобрались. Теперь перейдем к конкретным вопросам.
Продажа товаров белорусам — не всегда экспорт в Беларусь
В.А. Печорина, г. Саратов
Наша организация продает белорусской фирме товар, который был приобретен у казахской компании. В Россию из Казахстана этот товар мы не ввозили, а сразу отгрузили белорусскому поставщику. С «ввозным» НДС по договору с казахской компанией мы разобрались — его мы платить не должны. А вот по договору с белорусом нужно ли нам применять экспортную ставку?
: Нет, не нужно. В данном случае Россия не будет местом реализации, ведь товары на момент отгрузки находятся за ее пределамип. 1 ст. 1 Протокола о товарах; ст. 147 НК РФ. Поэтому продажа товаров белорусской фирме вообще не облагается НДСп. 1 ст. 146 НК РФ; Письмо ФНС России от 12.08.2010 № ШС-37-3/8975@.
Упрощенец нулевую ставку НДС не применяет и счет-фактуру не выставляет
З.П. Кузьмина, г. Новоржев, Псковская обл.
Мы — упрощенцы. Заключили экспортный договор с белорусской компанией. Покупатель хочет, чтобы мы выставили ему счет-фактуру, причем со ставкой НДС 0%. Ссылается он на то, что счет-фактура необходим ему для представления в налоговую. Выставлять ли ему счет-фактуру?
: Нет. Нулевую ставку НДС при экспорте в Беларусь должны применять только плательщики НДСп. 1 ст. 1 Протокола о товарах; ст. 1 Соглашения ТС. Вы же таковым не являетесь (за исключением НДС, уплачиваемого при импорте и в рамках договора простого товарищества или доверительного управления имуществом)п. 2 ст. 346.11 НК РФ. Соответственно, и выставлять белорусскому покупателю счет-фактуру не обязанып. 3 ст. 169 НК РФ. Подтверждает это и МинфинПисьмо Минфина России от 22.07.2010 № 03-07-13/1/04.
Интересы вашего белорусского партнера от этого пострадать не должны. Ведь Протокол о товарах требует при ввозе товаров представлять в налоговую счета-фактуры, только если их оформление предусмотрено законодательствомподп. 4 п. 8 ст. 2 Протокола о товарах. Если счет-фактура не оформляется, подавать в налоговую и указывать в заявлении о ввозе можно любой другой документ, в котором прописана стоимость товаровп. 1 Письма ФНС России от 10.05.2011 № АС-4-2/7439@.
Чтобы снять все вопросы, письменно уведомьте белорусского покупателя о том, что ваша компания применяет упрощенную систему налогообложения. Ваше письмо будет иметь бо´льший вес, если к нему вы приложите копию документа из налоговой, подтверждающего, что вы — упрощенец. Получить такую бумагу можно, направив в инспекцию запрос в произвольной форме. Ответить на него налоговики должны в течение 30 календарных дней с момента его полученияПисьмо ФНС России от 04.12.2009 № ШС-22-3/915@; пункт 39, п. 44 Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию… утв. Приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н.
Необлагаемые товары экспортируются в Беларусь с нулевым НДС
С.В. Куневич, г. Москва
Мы торгуем товарами, не облагаемыми НДС. Хотим заключить внешнеторговый контракт с покупателем из Республики Беларусь. Будет ли эта экспортная поставка также вообще не облагаться НДС?
: Нет, экспорт товаров в Беларусь вы должны будете включить в облагаемые НДС операции, только применять будете ставку 0%. Тот факт, что по российскому налоговому законодательству реализация товаров не облагается НДСст. 149 НК РФ, роли не играет. Ведь Соглашение ТС имеет приоритет перед НК РФст. 7 НК РФ. А ни Соглашение ТС, ни Протокол о товарах не предусматривают возможность освобождения от уплаты НДС при экспорте отдельных товаров в Беларусьстатьи 1, 2 Соглашения ТС; п. 1 ст. 1 Протокола о товарах; Письмо Минфина России от 05.10.2010 № 03-07-08/277; п. 4 Письма Минфина России от 06.10.2010 № 03-07-15/131. Правда, помимо обязанности применять нулевую ставку, у вас также возникает право на налоговые вычетып. 1 ст. 1 Протокола о товарах; п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.
Причем, несмотря на то что по НК РФ реализация ваших товаров не облагается НДС, в Минфине считают, что если вы вовремя не представите документы в обоснование нулевой ставки, то придется заплатить НДС за период отгрузки товаровп. 3 ст. 1 Протокола о товарах.
Из авторитетных источников
ЛОЗОВАЯ Анна Николаевна Советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
“При вывозе товаров, реализация которых не облагается НДС на основании ст. 149 НК РФ, на территорию стран — членов ТС нужно применять ставку НДС 0%ст. 7 НК РФ; п. 1 ст. 1 Протокола о товарах. Если эту ставку экспортер не подтвердит, он должен будет начислить НДС на дату отгрузкип. 3 ст. 1 Протокола о товарах по ставке 18%п. 3 ст. 164 НК РФ. Входной налог при этом может быть принят к вычетуп. 2 ст. 171, п. 3 ст. 172 НК РФ.
Отразить такую операцию необходимо будет в разделе 6 декларации по НДС, а не в разделе 7”.
Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров в Таможенном союзе
Правительством Республики Казахстан, Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации 25 января 2008 года подписано Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе. Данное соглашение Ратифицировано Законом РК от 3 апреля 2009 года № 148-IV, сообщает Salykvko.gov.kz.
В соответствии со статьей 2 указанного Соглашения при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. В целях реализации Соглашения Налоговый кодекс РК был дополнен главой 37-1, в статьях 276-10, 276-11 и 276-21 которого предусмотрен порядок исчисления и уплаты НДС, а также порядок представления заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов при экспорте товаров в таможенном союзе.
В статье 276-11 Налогового кодекса приведен список документов, подтверждающих экспорт товаров, которые согласно статье 276-21 подлежат представлению в налоговый орган в течение 180 календарных дней, в числе которых:
1) договоры (контракты) с учетом изменений, дополнений и приложений к ним, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
2) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (на бумажном носителе с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства — члена таможенного союза на территорию другого государства — члена таможенного союза;
4) документы, подтверждающие поступление валютной выручки на банковские счета налогоплательщика в банках второго уровня на территории Республики Казахстан, открытые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Вышеуказанной статьей предусмотрено представление иных документов в зависимости от того, каким путем был осуществлен экспорт, например, по системе магистральных трубопроводов или по линиям электропередачи, а также в зависимости от вида экспортируемой продукции.
В соответствии со статьей 276-21 Налогового кодекса при не подтверждении налогоплательщиком экспорта товаров, оборот по их реализации подлежит обложению НДС по ставке, установленной пунктом 1 статьи 268 настоящего Кодекса (12%), и уплате в бюджет по сроку уплаты за налоговый период, на который приходится дата совершения оборота по реализации.
Начисление указанных сумм НДС производится налоговым органом в порядке, установленном уполномоченным органом, и в случае несвоевременной и неполной уплаты начисленных сумм налоговый орган применяет способы обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и меры принудительного взыскания.
Положения данной статьи допускают представление плательщиком НДС заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов после истечения 180 дней, в таком случае уплаченные суммы НДС подлежат зачету и возврату в соответствии с Налоговым кодексом, однако при этом уплаченные суммы пени возврату не подлежат.
Всю необходимую информацию можно узнать в налоговом управлении по месту регистрации налогоплательщика и на сайтах Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан www.salyk.gov.kz — Таможенный союз, Налогового департамента по Восточно-Казахстанской области www.salykvko.gov.kz — таможенный союз.
Рассчитать НДС в Казахстане в 2020 году можно, воспользовавшись нашим сервисом. Налог на добавленную стоимость – это косвенный платеж, взимающийся с предприятий на любых производственных стадиях изготовления товара либо предоставления услуги. Сумма НДС в дальнейшем включается в окончательную стоимость готовой продукции перед тем, как попадает в руки потребителя. Это касается и предоставляемых услуг. Для Казахстана НДС составляет 0-12%.
+ Начислить — Выделить
0 ₽
0 ₽
0 ₽
Сумма НДС прописью:
НДС и особенность экспорта товаров в Казахстан
Осуществляя продажу продукции в Казахстане, компании России получают огромную экономическую выгоду, так как экспортирующая товар организация не начисляет налог на добавочную стоимость с подобной реализации. При поставке продукции в Казахстан налог попросту возвращается, остается только подтвердить ставку, равную 0%.
При этом нужно учитывать особенности ввоза продукции в Казахстан, соответственно действующему законодательству. Учитывая эти факторы, можно выделить несколько групп налогоплательщиков:
- Лица, вставшие на учет – частные предприниматели, юрлица (не считая государственных учреждений и организаций), не имеющие гражданства резиденты, ведущие предпринимательскую деятельность на территории страны в имеющихся филиалах, структурные подразделения частных организаций, считающиеся самостоятельными плательщиками НДС.
- Лица, занимающиеся импортированием товаров на территории государства.
Следует также учитывать товарооборот. Если он минимальный, то становиться на учет по налогообложению вовсе не нужно. Минимальный оборот приравнивается к МРП, умноженному на 30000. Сюда же входят штрафы, социальные выплаты, налоговые ставки и прочие платежи. Если это значение превышено, то становление на учет по НДС обязательно, иначе придется оплачивать внушительные штрафные санкции. Оплата налога проводится до 25 числа каждого месяца.
Размер ставки в РК на текущий год
Ставка НДС в Казахстане в 2020 году составляет 12 либо 0 процентов. Первый вариант актуален при облагающемся товарообороте и импорте товаров. Второй вариант – минимальный оборот при реализации товаров на вывоз за пределы страны (не считая металлического лома). Нулевой процент полагается лицам, занимающимся международными перевозками, предоставлением услуг.
Для провоза продукции на территорию Республики Казахстан из России полагается предоставить следующие правильно оформленные документы:
- договор, который был заключен с казахским контрагентом;
- заявление, позволяющее ввоз при оплате НДС в РК от покупателя;
- сопроводительные документы на транспортные средства и товар.
Нулевой налог также полагается оборотам по реализации экспортных товаров, горючих и смазочных материалов, которые используются аэропортами для воздушных флотов, выполняющих международные перелеты. Это правило распространяется и на товары, реализуемые в пределах специальных экономических зон, аффинированное золото.
Какие товары считаются налогооблагаемыми
Абсолютно вся продукция и услуги, не входящие в перечень не облагаемых, должны включать в свою цену налог на добавленную стоимость. Помимо этого, НДС облагается импортируемая продукция, при этом оплата производится принимающей стороной.
Нулевая ставка НДС при экспорте, кому полагается
Возможность использования нулевой ставки по НДС в РК регламентируется налоговым кодексом. Ставка в 0% распространяется на:
- реализацию продукции, ввезенной на экспорт;
- выполнение манипуляций, согласно процедуре реэкспорта;
- продажу в условиях свободной зоны таможни;
- реализацию продукции, транспортирующейся за пределы Республики (только для стран ЕАЭС);
- вывод нефтедобывающей продукции, природного газа;
- поставку электроэнергии в системы других государств;
- международные пассажирские и багажные перевозки;
- продажу драгоценных металлов при самостоятельной добыче и изготовлении изделий и соответствии государственных фондам;
- транспортировку из страны топлива, предназначенного для использования воздушным международным транспортом.
К числу не облагаемых оборотов стоит отнести следующие товары и услуги, связанные с земельными наделами и жилыми строениями, международными транспортными и авиаперевозками. Сюда же входит реализация финансовых операций, передача недвижимости и движимого имущества в лизинг и еще некоторые виды оборотов, освобожденные от налогообложения.
Ставка НДС в Казахстане в 2020 году
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, входящий в состав цены товаров и услуг, взимаемый в бюджет государства.
Осуществляя реализацию продукции в странах ЕАЭС, в частности в Казахстане, российские организации получают большую экономическую выгоду за счет того, что компания-экспортер не начисляет НДС с данной реализации. При экспорте в Казахстан НДС возмещается и необходимо лишь подтвердить нулевую ставку налога. Однако подтверждение нулевого НДС при экспорте — сложный процесс, требующий знаний в области таможенного и налогового регулирования. Специалисты компании «Агапас» имеют огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с экспортом товаров по нулевой ставке НДС в Казахстан, подтверждением и возмещением налогов в кратчайшие сроки.
Особенности экспорта в Казахстан: НДС при реализации товаров
В соответствии с законодательством плательщиками НДС являются:
- Лица, которые встали или обязаны встать на учет НДС в Казахстане:
- Индивидуальные предприниматели;
- Юридические лица (кроме госучреждений и организаций);
- Нерезиденты, осуществляющие коммерческую деятельность и имеющие в стране филиалы и отделения, работающие на постоянной основе;
- Структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными налогоплательщиками.
- Лица, импортирующие товары в Республику Казахстан.
В случае если размер оборота по реализации товаров, услуг в течение налогового периода (не более года) не превышает минимальный оборот, то на учет по налогу на добавленную стоимость можно не вставать. Минимальный оборот составляет 30 000-кратную величину месячного расчетного показателя (МРП), использующегося для исчисления социальных выплат, размера штрафных санкций, налогов и других платежей в Республике Казахстан. При превышении минимального показателя оборота, следует незамедлительно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС, иначе могут последовать жесткие штрафы.
Декларация по НДС в Казахстане представляется ежеквартально до 15 числа следующего месяца после отчетного. Срок уплаты НДС — до 25 числа того же месяца.
Какой НДС в Казахстане в 2020 году?
Ставка НДС в Казахстане может быть следующей:
12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;
0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.
Для ввоза товаров в Казахстан без НДС российскому экспортеру достаточно предоставить правильно оформленные:
- контракт с казахским контрагентом;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов от покупателя;
- транспортные или товаросопроводительные документы.
Какая ставка НДС была Казахстане в 2019 году?
Ставка НДС была точно такая же как в 2020 году:
12% — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту;
0% — оборот по реализации товаров на экспорт (кроме лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, услуг, связанными с международными перевозками.
Преимущества сотрудничества с компанией «Агапас»
Для осуществления экспорта по нулевой ставке НДС на товары в Казахстан необходимы знания законодательства и опыт работы с таможенными и налоговыми органами.
Компания «Агапас» возьмет на себя все, что связано со сбором всех необходимых документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при экспорте в Казахстан. Наша команда высококвалифицированных специалистов имеет огромный опыт в решении всех организационных вопросов, связанных с подтверждением нулевого НДС при экспорте в Казахстан и в кратчайшие сроки обеспечит возврат уплаченного налога.
Для консультации по интересующим вопросам звоните по телефону +7 (499) 703-18-15 или оформите заявку на сайте.
Добавить комментарий