Налогообложение аптек 2018

На прошлой неделе депутаты Госдумы приняли в первом чтении поправки в ст. 346-25 ч. 2 Налогового кодекса. Они касаются льгот для компаний, в том числе для аптек, которые продают маркированные товары. Дело в том, что с 1 июля 2020 года аптеки не могут применять налог на вмененный доход (ЕНВД) и патенты (ПСН) и должны будут перейти либо на общую систему налогообложения, либо на так называемую упрощенку (УСН). И это увеличивает их налоговую нагрузку. «Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, вынуждены переходить на иные режимы налогообложения не добровольно, а на основании закона. Представляется целесообразным в качестве компенсационной меры предоставить таким налогоплательщикам возможность учета расходов на приобретение товаров (в том числе маркированных) в период применения ЕНВД и ПСН», — сказано в пояснительной записке к законопроекту. Принятые Госдумой поправки дают возможность аптекам все-таки использовать прежние режимы, но только для тех лекарств, которые они не успеют продать до июля 2020 года. По словам первого зампредседателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Александра Ремезкова, это позволит предпринимателям спокойно распродать остатки товаров и не разориться при переходе на УСН.

Участники рынка считают это полумерой — в конце прошлого года несколько крупных российских аптечных ассоциаций обращались к депутатам с просьбой сохранить ЕНВД до 2021 года.

Рейтинг аптечных сетей смотрите

Риски налоговых схем

Генеральный директор ГК «НеоФарм» Евгений Нифантьев констатирует: показатель чистой прибыли у подавляющего числа аптек на российском рынке составляет около 1%. «Многие не верят, что мы с такой рентабельностью живем, и почему-то думают, что рентабельность аптечного бизнеса на уровне 20%», — сетовал он на аптечном саммите «Эффективное управление аптечной сетью».

Поддерживать рентабельность аптек, особенно одиночных и небольших сетей, удалось именно за счет налоговых спецрежимов. Из-за вынужденной смены ЕНВД на другие, менее выгодные, многим грозит разорение из-за роста налоговой нагрузки. Поэтому среди участников рынка активно обсуждаются способы налоговой оптимизации. Например, разделить сеть на несколько юрлиц, переоформив отдельные аптеки на членов семьи или номинальных директоров.

«При отмене ЕНВД, который можно было применять при выручке 200-300 млн рублей, многие аптеки не вписываются в УСН, где лимит по выручке всего лишь 150 млн рублей. Нужно переходить на общую систему налогообложения, либо возникает соблазн раздробить свой бизнес. Размер налоговых претензий от ФНС в этом случае может быть катастрофическим. Облагают практически весь оборот группы компаний НДС в 20%, и налогом на прибыль за минусом уплаченного УСН, и выписывается штраф в размере 40%. Благодаря этой несложной арифметике мы получаем огромную цифру. Размер штрафных санкций будет убийственным для большинства предпринимателей. К сожалению, этот риск сегодня многими недопонимается», — предостерегает Сергей Елин, учредитель аудиторско‐консалтинговой группы «АИП», эксперт «ОПОРЫ России» по финансово‐правовой безопасности бизнеса. По его прогнозам, в ФНС будут особенно пристально следить за искусственным дроблением бизнеса и налоговой выгодой, которая в связи с этим возникает. Механизм выявления таких схем уже хорошо отработан налоговиками на других отраслях экономики.

Региональная практика

Еще одна инициатива аптечных лоббистов — добиться максимально возможного снижения ставки по УСН до 1% от дохода. У региональных властей есть возможность устанавливать такие льготы. Переговоры об этом на разном уровне велись с осени прошлого года. Пока результаты нельзя назвать обнадеживающими. По данным исполнительного директора СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктории Пресняковой, из 85 субъектов РФ в стране снизили ставку УСН только в Приморском крае и Забайкалье. В Хакасии и Ханты-Мансийске решение еще не принято, это только обсуждается. «Есть регионы, которые очень активно работают, и те, которые пустили эти вопросы на самотек. Снижение ставки УСН — это тот рецепт, который может помочь повысить доходность аптек и дать им возможность жить спокойно», — уверена Виктория Преснякова. По ее прогнозам, последствия вынужденной смены налоговых режимов можно будет увидеть не раньше сентября-октября, «но уже сейчас всем очевидно, что все это скажется и на прибыльности аптек, и на ценах на лекарства».

Региональные аптечные сети просят спикера Госдумы Вячеслава Володина и министра финансов Антона Силуанова не отменять для них единый налог на вмененный доход и патентную систему налогообложения (ЕНВД и ПСН). Соответствующий законопроект Госдума приняла в первом чтении в середине июля. В случае его вступления в силу 40% рынка будет вынуждено поднять цены не менее чем на 5% и закрыть убыточные точки в отдаленных населенных пунктах, предупреждают фармритейлеры.

В распоряжении «Ъ” оказалось письмо саморегулируемой организации «Ассоциация независимых аптек» (АСНА; объединяет более 8 тыс. точек), направленное спикеру Госдумы Вячеславу Володину, министру финансов Антону Силуанову и бизнес-омбудсмену Борису Титову с просьбой принять во внимание негативные последствия вступления в силу законопроекта об отмене ЕНВД и ПСН для российского аптечного рынка. Сейчас в системе ЕНВД работает 40% аптечного рынка, причем в некоторых регионах, например, Северного Кавказа, доля таких организаций достигает половины, следует из письма. При отмене ЕНВД деятельность этих аптек станет убыточной и им придется повысить цены на лекарства, не входящие в перечень ЖНВЛП. Причем некоторые аптеки все равно не справятся с нагрузкой и будут вынуждены уйти с рынка, говорится в письме.

Исполнительный директор СРО Виктория Преснякова подтвердила «Ъ” подлинность письма. Она отмечает, что в случае отмены льготного налогообложения расходы аптечных сетей возрастут не менее чем на 20%, в том числе на расширение штата и реорганизацию бухгалтерии, так как сейчас ЕНВД позволяет руководителю аптеки самостоятельно вести налоговую отчетность.

Отмена ЕНВД и ПСН для организаций, реализующих маркированную продукцию, в частности, лекарства, обувь и одежду из натурального меха, предусмотрена в рамках законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ. Документ был принят Госдумой в первом чтении 10 июля 2019 года. Как пояснили «Ъ” в пресс-службе Минфина, эти категории товаров были выбраны в том числе из-за того, что при их торговле больше всего недобросовестной конкуренции между крупным бизнесом, уплачивающим все налоги, и мелким, который не платит ничего. В Госдуме и аппарате Бориса Титова на запросы «Ъ” не ответили.

Владелец брянской аптечной сети «Ритм» Олег Маринов рассказал «Ъ”, что в случае отмены льготного налогообложения расходы возрастут до 2,5 раза, из-за чего придется закрыть не менее 30% аптек сети. По его словам, сейчас она включает в себя 30 точек. Господин Маринов отметил, что из-за возрастающей конкуренции со стороны крупных федеральных фармритейлеров за последние два года оборот компании уже сократился на 40%. Новгородской сети «Здоровье» (28 аптек) придется закрыть не менее 25% точек, рассказала «Ъ” ее совладелец Ольга Хруцкая. По ее словам, это будут аптеки, находящиеся в отдаленных населенных пунктах области, которые станут убыточными. Помимо этого, сети придется поднять цены на ассортимент, не входящий в ЖНВЛП, примерно на 5%, отметила она. В целом в случае отмены льготного налогообложения расходы «Здоровья» увеличатся ежегодно в среднем до 6 млн руб., тогда как за первое полугодие 2019 года доход всей сети составил 2 млн руб., пояснила Ольга Хруцкая.

Управляющий партнер «Проектирования систем управления» Павел Лисовский сомневается в том, что повышение цен на лекарства поможет выжить всем аптечным сетям: «Из-за падения реальных доходов потребители не смогут позволить себе покупать дорогие препараты». Некоторые крупные игроки фармрынка с нетерпением ждут поправок к Налоговому кодексу. Так, в ГК «Протек» Вадима Якунина, куда входит аптечная сеть «Ригла» (2,5 тыс. точек), считают, что отмена ЕНВД поспособствует повышению прозрачности взаимоотношений дистрибутора и аптеки. Об этом заявлял РБК гендиректор входящего в ГК дистрибутора ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский, отмечавший, что все игроки фармацевтической розницы наконец окажутся в равных условиях.

Крупные аптечные сети пострадают в связи с отменой ЕНВД и ПСН в меньшей степени, отмечает Павел Лисовский. По его словам, часть из них не использует систему льготного налогообложения, а у тех, кто ее применяет, достаточно ресурсов для минимизации затрат. Уход с рынка небольших игроков позволит крупным аптечным сетям укрепить свои позиции, добавляет господин Лисовский.

Мария Котова

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram