Налогообложение грузоперевозок

В России существует несколько налоговых режимов, и в зависимости от выбора, сумма обязательных платежей на них может сильно отличаться. В этой статье рассмотрим вид деятельности ИП — грузоперевозки. Какую систему налогообложения выбрать предпринимателю, чтобы легально сократить налоговое бремя? Для этого сделаем расчеты и на примере сравним разные варианты.

Специфика автомобильного бизнеса

Предприниматель, который перевозит грузы, может выбирать из основной системы налогообложения (ОСНО), упрощенной системы (УСН), единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы (ПСН).

ОСНО редко применяется индивидуальными предпринимателями, поскольку это невыгодно — слишком большая налоговая нагрузка. На общей системе нужно платить НДС по ставке 20% от выручки, а с собственного чистого дохода — еще и 13% в виде НДФЛ. Обычно основной режим применяют при необходимости вести бизнес с крупными компаниями — плательщиками НДС. Но чаще ИП работают с такими же, как они сами, субъектами малого бизнеса или с физическими лицами. Быть плательщиком НДС при этом необходимости нет, так что предприниматель выбирает какой-либо льготный налоговый режим.

Перед тем как перейти к расчетам налогов ИП, выделим особенности сферы грузоперевозки. Чтобы понять, какую систему налогообложения выбрать, нужно оценить примерный уровень расходов бизнеса. А они будут таковы:

  • сервисные расходы — ремонт, техобслуживание, замена шин;
  • амортизация — списание части стоимости машин на себестоимость услуг;
  • если транспорт арендуется, то арендная плата;
  • стоимость бензина;
  • заработная плата водителей и других работников;
  • страховые взносы за сотрудников, а также на страхование самого ИП;
  • накладные расходы — оплата связи, парковки и другие;
  • автострахование;
  • налоги и прочие обязательные платежи.

Иначе говоря, расходов предстоит немало. Какова будет их доля, заранее определить сложно. Для расчета можно ориентироваться на такие значения: расходы — 70%, доходы 30% от выручки. Но это практически идеальный показатель, и добиться его на практике очень сложно. В последние годы рынок грузоперевозок находится в застое. Причиной тому кризисные явления в экономике России, высокая конкуренция, дополнительные платежи (система Платон) и постоянный рост цен на топливо. Поэтому доходность грузоперевозок серьезно снизилась.

Пример расчета налоговой нагрузки

Для примера возьмем предпринимателя из города Чехова Московской области.

Исходные данные его бизнеса такие:

  1. Количество автомобилей, которые он использует для перевозки грузов — 3.
  2. Средняя ежемесячная выручка предпринимателя — 900 000 рублей.
  3. Средняя ежемесячная сумма расходов, которые учитываются при расчете налога (страховые взносы включены) — 630 000 рублей.
  4. Количество нанятых работников — 2, ежемесячная сумма страховых взносов — 9 000 рублей за каждого сотрудника. Итого в год: 2 * 9 000 * 12 = 216 000 рублей.

Страховые взносы самого предпринимателя составят:

  • фиксированная часть с дохода до 300 000 рублей в 2019 году — 36 238 рублей;
  • 1% в Пенсионный фонд с суммы превышения: (900 000 * 12 — 300 000) * 1% = 105 000 рублей;
  • общая сумма взносов ИП за себя: 36 238 + 105 000 = 141 238 рублей.

Примечание: на ЕНВД и ПСН дополнительный взнос на пенсионное страхование ИП рассчитывается не с реальных доходов, а с установленных государством (вмененный доход на ЕНВД или потенциально возможный на патенте).

Теперь произведем расчеты налогов на разных системах, а заодно и расскажем об особенностях каждой из них.

Упрощенная система налогообложения

Применять УСН предприниматели могут повсеместно практически при любом виде деятельности, но есть ограничения:

  • у ИП должно работать менее 100 человек (значение в среднем за год);
  • его годовой доход должен быть менее 150 млн рублей;
  • остаточная стоимость его основных средств также должна быть менее 150 млн рублей.

Об изменениях в УСН от 2020 года читайте в этой статье.

По своему желанию предприниматель может выбрать один из двух вариантов уплаты налога при УСН:

  1. По ставке 6% с доходов.
  2. По ставке 15% с разницы между доходами и расходами.

В первом случае расходы ИП не играют никакой роли и не учитываются. Единственное исключение — страховые взносы. Они отнимаются от суммы исчисленного налога. Предприниматель с работниками вправе сократить налог за счет уплаченных взносов максимум наполовину. Если же ИП ведет деятельность один, то свои взносы он может вычесть из налога полностью, сократив его хоть до нуля.

Для ИП из нашего примера расчет налога при УСН с объектом «Доходы» будет такой:

  • налоговая база за год: 900 000 * 12 = 10 800 000 рублей;
  • сумма налога: 10 800 000 * 6% = 648 000 рублей;
  • общая сумма страховых взносов в год за самого предпринимателя и его работников: 141 238 + 216 000 = 357 238 рублей;

За счет страховых взносов налог можно уменьшить на 50%, т.е. до 648 000/2 = 324 000 рублей.

Если же применяется УСН с объектом «Доходы минус расходы», то расчет налога для нашего ИП будет такой:

(900 000 — 630 000) * 12 * 15% = 486 000 рублей.

В этом случае страховые взносы сумму налога не уменьшают, поскольку они уже входят в состав расходов. Поэтому если ИП из примера выберет УСН с объектом «Доходы минус расходы», то в год ему придется уплатить 486 000 рублей налога.

Кроме того, на этом режиме есть следующие особенности:

  • расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть документально подтверждены;
  • отдельные виды расходов при расчете налоговой базы не учитываются;
  • есть минимальное значение налога — это 1% от суммы дохода.

ЕНВД

Единый налог на вмененный доход считается более выгодным налоговым режимом при грузоперевозках. Но тут многое зависит от места жительства ИП. Дело в том, что ЕНВД действует не везде. Вводить ли эту систему на территории города или иного поселения, решают местные власти. Они же определяют список видов деятельности, в отношении которых этот режим вводится. Однако базовые направления бизнеса для «вмененки» прописаны в Налоговом кодексе (статья 346.26), и перевозка грузов как раз входит в этот список. Но есть ограничение — у ИП должно быть не более 20 машин.

Ставка ЕНВД по умолчанию — 15%, хотя местные законодатели могут снизить ее до 7,5%.

Налоговая база за каждый месяц рассчитывается так: Базовая доходность * Физический показатель * К1 * К2

Параметры этой формулы обозначают:

  • Физический показатель для грузоперевозок — это количество машин.
  • Базовая доходность — сумма вмененного дохода, который предприниматель может получить в месяц на единицу физического показателя.
  • К1 — коэффициент-дефлятор, который ежегодно рассчитывается Минэкономразвития в зависимости от уровня инфляции.
  • К2 — понижающий коэффициент, который устанавливается местными властями для облегчения налоговой нагрузки. Он может быть разный в зависимости от вида деятельности и местности, но не более 1.

Если количество машин в течение года не меняется, то ЕНВД можно рассчитать по формуле: Налоговая база за месяц * 12 месяцев * 15%. Чтобы рассчитать ЕНВД для ИП из примера, соберем все нужные данные в таблицу.

Показатель

Значение

Физический показатель (статья 346.29 НК РФ)

3 автомобиля

Базовая доходность (статья 346.29 НК РФ)

6 000 рублей в месяц на 1 автомобиль

К1 в 2019 году (приказ Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595)

1,915

К2 для грузоперевозок в городе Чехове (решение городского Совета депутатов от 9 ноября 2012 года №71/10)

Ставка налога

15%

Количество месяцев

Расчет будет выглядеть так: 6 000 * 3 * 1,915 *1 * 12 * 15% = 62 046 рублей.

Как и на упрощенной системе с объектом «Доходы», на ЕНВД можно вычесть из суммы налога страховые взносы. Правило такое же: если у ИП есть сотрудники, то он может уменьшить налог за счет взносов на 50%. Значит, предпринимателю предстоит уплатить в бюджет всего: 62 046 / 2 = 31 023 рубля.

Патент на грузоперевозки

Система налогообложения на основе покупки патента разработана для отдельных сфер бизнеса, причем специально для ИП. Грузоперевозки — один из тех видов деятельности, на который можно приобрести патент. Но есть условия:

  • ПСН по грузоперевозкам должна быть введена региональным законом;
  • размер дохода ИП за год не должен быть более 60 млн рублей;
  • количество нанятых работников — не более 15 человек.

Ставка налога при применении ПСН (стоимость патента) — 6% от потенциального дохода ИП. Его размер устанавливают региональные власти для каждой сферы. Они также вправе уменьшить ставку налога наполовину.

Для удобства предпринимателей ФНС разработала специальный калькулятор расчета стоимости патента. Найти его можно на официальном сайте Налоговой службы в разделе для индивидуальных предпринимателей.

Для рассматриваемого в примере ИП из города Чехова годовая стоимость патента на 3 автомобиля на год составит 60 093 рубля. Это 6% от предельного дохода в сумме 1 001 547 рублей, которая установлена в Подмосковье для грузоперевозок, когда у ИП 2 или 3 транспортных средства (закон Московской области от 6 ноября 2012 года № 164/2012-ОЗ).

В отличие от УСН и ЕНВД, на патентной системе к налогу нельзя применить вычет на сумму страховых взносов. То есть предпринимателю из примера нужно будет уплатить полную стоимость патента в размере 60 093 рублей.

Подведем итоги

Итак, мы сделали расчеты для ИП, который занимается грузоперевозками, и попытались проанализировать, какую систему налогообложения выбрать.

Суммы налога получились такие:

  • УСН (доходы минус расходы) — 486 000 рублей;
  • УСН (доходы) — 324 000 рублей;
  • ЕНВД — 31 023 рубля;
  • покупка патента — 60 093 рубля.

Получается, что предпринимателю выгоднее всего выбрать ЕНВД. Но здесь есть нюанс — действует этот режим не везде. Однако и там, где он есть, ему осталось действовать совсем недолго. В соответствии с законом от 29 июня 2012 года № 97-ФЗ, ЕНВД прекратит свое существование 1 января 2021 года. Законодатели считают, что «вмененка» не слишком справедлива, поскольку уплачиваемые в бюджет суммы никак не связаны с размером полученного бизнесменом дохода. Но пока ее можно использовать, если, конечно, подходят все условия.

Далее следует присмотреться к покупке патента. Но тут нужно уточнять особенности местных законов и считать стоимость. Ситуация на рынке грузоперевозок в каждом регионе своя, поэтому цена патента очень сильно различается. Например, в Санкт-Петербурге патент на 1 машину стоит 48 000 рублей в год, а в Смоленске — 8 586 рублей.

Из наших расчетов выходит, что наименее выгодным из льготных режимов налогообложения при грузоперевозках является «упрощенка». Что неудивительно, ведь размер налога на этой системе зависит от полученного дохода. В приведенном примере предпринимателю выгоднее применять УСН с объектом «Доходы», но это очень условно. При расчетах мы исходили из того, что процентное соотношение «Доходы/расходы» у ИП будет равно 30/70. Но на практике оно, весьма вероятно, будет иным. Например, 20/80 или даже 10/90. И тогда уже будет выгоднее применять УСН с объектом «Доходы минус расходы».

Если вы решили прекратить деятельность по ЕНВД, читайте в нашей статье о том, как это сделать.
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать новые статьи на почту:

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок? обновлено: Май 22, 2020 автором: Всё для ИП

ИП применяет системы налогообложения ЕНВД и УСН. Основной вид деятельности — грузоперевозки на ЕНВД. Для выполнения крупного заказа планируется привлечь дополнительно транспорт с экипажем. С заказчиком заключен договор перевозки грузов, оплата будет произведена одним платежом по контракту с назначением «за перевозку груза». Арендодатель также применяет специальный режим ЕНВД по грузоперевозкам.
Какой необходимо заключить договор (договор аренды или договор на оказание транспортных услуг), чтобы не утратить право на ЕНВД?

27 августа 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки. Оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и п. 11.2.1 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.06.2004 N 1287 «Об утверждении положения о вопросах налогового регулирования в г. Чебоксары, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Таким образом, для целей применения ЕНВД следует учитывать только те транспортные средства, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения).
Под иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) Минфин России подразумевает в числе прочего аренду автотранспортных средств. То есть при исчислении ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов в число транспортных средств, имеющихся у налогоплательщика, включаются автотранспортные средства, полученные им по договорам аренды (субаренды) и лизинга (письма от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 20.09.2012 N 03-11-09/74). Так, по мнению финансистов, в целях применения гл. 26.3 НК РФ услуги по перевозке пассажиров и грузов при фактическом использовании арендованного транспортного средства, предоставляемые в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем, рассматриваются как предпринимательская деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов, которая может быть переведена на ЕНВД (письма от 29.08.2011 N 03-11-11/219, от 05.07.2012 N 03-11-06/3/45)*(1).
В письмах Минфина России от 22.08.2018 N 03-11-11/59546, от 10.10.2012 N 03-11-06/3/69, от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173, от 28.12.2010 N 03-11-06/3/173 специалисты финансового ведомства отметили, что в главе 26.3 НК РФ не установлено ограничений для применения ЕНВД в случае привлечения организацией, оказывающей автотранспортные услуги по перевозке грузов, транспорта сторонних лиц для оказания данных услуг. При этом плательщиками ЕНВД при осуществлении деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением для этих целей транспорта субподрядчиков будут признаваться только те организации, с которыми заказчики заключают договор на перевозку. При этом в число транспортных средств при исчислении ЕНВД необходимо включать и автомашины субподрядчика. Некоторые суды соглашаются с таким подходом (постановление АС Северо-Кавказского округа от 10.03.2016 N Ф08-944/2016, АС Уральского округа от 27.05.2015 N Ф09-2713/15).
В то же время у налоговых органов по данному вопросу иная точка зрения. Об этом свидетельствуют дела, рассматриваемые арбитражными судами. Позиция инспекторов заключается в том, что налогоплательщик, применяющий ЕНВД, должен оказывать именно услуги по перевозке, а не управлять процессом перевозки.
Так, в постановлении АС Московского округа от 08.10.2018 по делу N А41-91844/2017 судьи пришли к противоположному выводу. Деятельность по организации автотранспортных услуг по перевозке грузов не является автотранспортными услугами по перевозке грузов в целях применения пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. По мнению проверяющих, при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов с помощью третьих лиц (юридических и физических лиц) предприниматель не являлся реальным исполнителем. В связи с этим такая деятельность фактически сводилась к управлению процессом перевозки, и у предпринимателя отсутствовали правовые основания применять спецрежим в виде ЕНВД.
В постановлении ФАС Поволжского округа от 18.06.2013 N А65-22025/2012 суд выступил на стороне налоговых органов, согласившись с тем, что «предприниматель предоставлял услуги по обеспечению перевозок грузов, а не собственно автотранспортные услуги по перевозке грузов».
В постановлении АС Дальневосточного округа от 10.08.2016 N Ф03-2409/2016 рассматривался вопрос доначисления ИП налога по УСН в связи с невключением в налоговую базу дохода от оказания услуг по перевозке грузов в рамках договоров субподряда (предприниматель применял ЕНВД по услугам по перевозке и УСН по прочим видам деятельности). По мнению суда, деятельность в виде оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов силами третьего лица, то есть посредством транспортных средств, не принадлежащих налогоплательщику на каком-либо праве, положениями гл. 26.3 НК РФ в целях применения специального налогового режима не предусмотрена. Судьи посчитали такую деятельность налогоплательщика не услугами по перевозке, а организацией процесса перевозок, заключающейся в ведении учета перевозок и осуществлении оперативного руководства работой автомобилей, принадлежащих иным лицам (ИП).
При этом Верховный Суд РФ в определении от 25.12.2017 N 302-КГ17-19445 поддержал позицию судов (постановление АС Восточно-Сибирского от 01.09.2017 N Ф02-3976/2017 по делу N А74-9092/2016) о том, что при определении возможности использования ЕНВД по автотранспортным услугам перевозки пассажиров и грузов в число транспортных средств включается весь имеющийся у налогоплательщика транспорт, в том числе находящийся на консервации, а также полученный от других лиц.
Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, при определении возможности применения ЕНВД в автотранспортных услугах главным является наличие соответствующего права на использование транспортных средств (своих или привлеченных), независимо от характера их использования и эксплуатационного состояния. В этом случае при определении транспортных средств для применения ЕНВД подлежат учету все транспортные средства, принадлежащие ИП, а также транспортные средства третьих лиц, привлеченных ИП для оказания указанных услуг.
Таким образом, позиция специалистов Минфина России и судей в ситуации, связанной с перевозкой грузов сторонними лицами на их собственном транспорте, представляется неоднозначной.
Учитывая, что в рассматриваемом случае вариант оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов силами третьих лиц не самый выгодный вариант с точки зрения налоговой нагрузки, оптимальным вариантом может являться договор аренды (с экипажем или без экипажа).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;
— Энциклопедия решений. Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД;
— Учет транспортных средств при применении ЕНВД (И. Русаков, журнал «Малая бухгалтерия», N 1, январь-февраль 2018 г.);
— Договор аренды или перевозки: оформляем правильно (Е.С. Казаков, «Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение», N 1, январь-февраль 2014 г.);
— Вопрос: ИП, применяющий УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», использует арендованное транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов, для оказания услуг по перевозке грузов юридическим и физическим лицам. Форма расчетов — только безналичная. Имеет ли право ИП применять систему налогообложения в виде ЕНВД? Применяется ли система налогообложения в виде ЕНВД в отношении транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых ИП? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2015 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Ответ прошел контроль качества

9 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Перевозки грузов — прибыльный бизнес, в котором существует острая конкуренция. Важно, чтобы деятельность была официально оформлена. Для небольшого бизнеса наилучшим решением в течение многих лет была работа индивидуальным предпринимателем. Начиная с 2019 года можно заниматься грузоперевозками, оставаясь самозанятым. В статье будут рассмотрены особенности оформления этого вида бизнеса, налоговая нагрузка и требования к тем, кто им занимается.

Можно ли заниматься грузоперевозками для ИП

Некоторые бизнесмены в связи с высокой конкуренцией в сфере перевозки грузов или пассажиров считают более выгодным для себя работать без регистрации. Однако это возможно только при очень небольших масштабах деятельности и до тех пор, пока не придётся встретится с представителями полиции или налоговой службы.

Грузоперевозки — доходный и конкурентный бизнес

Для того, чтобы предпринимательская деятельность имела хорошую перспективу, чтобы бизнес был успешен и продолжал развиваться, необходимо, чтобы грузоперевозки любым видом транспорта (водяным, воздушным или автомобильным) осуществлялись индивидуальным предпринимателем на законных основаниях.

Для оказания таких транспортных услуг нет необходимости получать какие-либо специальные разрешения или лицензии. Примером могут быть любые перевозки. Однако, несмотря на это, всё же существуют требования к оформлению документов (например, необходимо оформить путевый лист).

Важно! Индивидуальный предприниматель имеет право заниматься только такой деятельностью, код ОКВЭД которой у него официально зарегистрирован. Поэтому, если так не было сделано, ИП обязан внести соответствующие изменения в свои документы.

Можно сделать выбор между четырьмя видами систем налогообложения. Важно не только уменьшать предполагаемую налоговую нагрузку, но и учитывать требования, предъявляемые законодательством для того, чтобы оказывать услуги. Нужно учитывать особенности каждого из возможных вариантов и перейти на тот, который будет максимально выгоден.

Какую выбрать систему налогообложения

Правильный выбор способа налогообложения позволит ИП грузоперевозки сделать более эффективными и прибыльными.

При этом платится налог не на реальный, а на вменённый доход. Важной особенностью рассматриваемой системы налогообложения является то, что индивидуальные предприниматели с разными уровнями доходов платят государству одинаковый налог. Это образец ситуации, когда юридические требования выгодны ИП.

Для того, чтобы работать таким образом, надо соответствовать таким требованиям:

  1. Существует ограничения на количество используемой техники, в том числе для пассажирских или грузовых перевозок. В это число входят не только те автомобили, которые находятся в собственности, но и такие, которые получены в пользование каким-либо способом (например, при помощи аренды). У индивидуального предпринимателя на ЕНВД не может быть техники более 20 единиц.
  2. Количество сотрудников ограничено пределом в 100 человек.

Важно учитывать, что у ИП может быть несколько видов деятельности, а не один. В этом случае налог будет рассматриваться отдельно па каждому из них. Этот режем можно использовать совместно с УСН.

Самозанятые водители имеют право перевозить грузы

Недостатком рассматриваемого способа является то, что налог в полном объёме должен быть заплачен даже тогда, когда услуги грузоперевозки вообще не оказывались. Сумма выплат зависит от региона или области.

УСН (Упрощенка)

Упрощённый режим налогообложения. При его применении надо выбирать один из двух вариантов:

  1. Расчёт налогов на основе полученного дохода без учёта расходов. В этой ситуации ставка составит 6%.
  2. Работа по системе «доходы минус расходы». В этом случае для расчёта обязательной уплаты из полученного суммарного дохода вычитаются документально подтверждённые собственные расходы. В этом случае налоговая база будет меньше, но ставка будет составлять 15%.

Индивидуальный предприниматель не может отказаться от упрощёнки до тех пор, пока не закончится календарный год.

Работать на патентной системе может быть выгодней. чем на общей

Этот способ налогообложения может быть выгодным при автомобильных грузоперевозках, однако его могут использовать только те, кто удовлетворяет следующим условиям:

  • Общая численность трудового коллектива может составлять не более ста человек.
  • Отчётным периодом здесь является календарный год. Суммарная величина дохода за этот период не может быть больше, чем 150 миллионов рублей.
  • Остаточная стоимость основных средств согласно отчетности не может превысить 150 миллионов рублей по состоянию на начало 4 квартала.
  • За первые 9 месяцев полученные средства не должны стать больше 112,5 миллионов рублей.

Те, кто пользуются таким вариантом, получают ряд преимуществ:

  • Имеется два варианта, из которых можно выбрать наиболее подходящий.
  • Для ведения бухгалтерской документации требуются минимальные усилия. Ему не требуется вести кассу.
  • При уплате соответствующих сумм в Пенсионный фонд, их можно вычесть из НДФЛ при оплате за год.

Несмотря на ограничения по количеству людей и выручке, эта система является предпочтительной во многих случаях. При этом почти не требуется проводить заполнение бухгалтерских документов.

Можно начать с одной машины и создать прибыльный бизнес

ОСНО

Общая система требует ведения бухгалтерии в полном объёме. Он подойдёт тем, у кого бизнес достаточно развит. При такой деятельности нет ограничений на количество грузовых автомобилей, размер дохода. В этом случае удобно работать с теми ИП, которые являются плательщиками НДС и юридическими лицами.

Однако в рассматриваемом случае имеются следующие недостатки:

  1. В процессе работы ИП перевозки требуют оформить значительное количество документов.
  2. Отчётность вести и заполнять формы самостоятельно не получится и потребуется нанять для этого профессионального бухгалтера.
  3. Потребуется платить НДС. Однако от этого можно отказаться, написав соответствующее заявление в налоговую.

Такая система для начинающих предпринимателей часто бывает недостаточно выгодна. В связи с этим рекомендуется рассмотреть вопрос перехода на одну из специальных систем налогообложения.

Патент (ПСН)

Оплата патента осуществляется на срок от 1 до 12 месяцев.

При этом патент на грузоперевозки предполагает такие ограничения для ИП:

  1. Сотрудников не больше 15 человек.
  2. Выручка за период действия документа не может быть больше 60 миллионов рублей.
  3. Площадь используемой площади в течение всего срока не может быть больше 50 кв. метров.

Обратите внимание! По каждому виду деятельности патент надо получать отдельно.

Код вида деятельности (ОКВЭД) для перевозки грузов

Код ОКВЭД для грузоперевозок для ИП равен 60.24. Он охватывает любой тип предпринимательской деятельности с использованием грузовых автомобилей. Этот код не относиться к автобусному транспорту, а только к такому, который участвует в грузоперевозках.

Сколько налогов нужно платить

Виды налогов и их суммы определяются тем, на какой системе работает индивидуальный предприниматель. На общей системе необходимо заплатить подоходный налог и налог на добавленную стоимость. При УСН оплата осуществляется в соответствии с выбранным вариантом работы (6% с величины дохода или 15% с разницы между доходами и расходами).

Обратите внимание! При использовании патента или ЕНВД платят только установленную нормативами сумму.

Какие нужны документы

При поездке у водителя должен иметься оформленный путевой лист. Его должен предоставить заказчик.

Поскольку водитель может использовать собственный или арендованный автомобиль, то у него должны быть документы, которые подтверждают права на пользование и управление(водительские права, СТС, страховой полис, доверенность если ТС арендовано).

При проверке у индивидуального предпринимателя могут потребовать экспедиторский договор, если он был оформлен.

Важно правильно выбрать систему налогообложения

Возможны ли грузоперевозки на самозанятости

При ведении бизнеса, предприниматель стремится не только сделать его надёжным и прибыльным, но и делает всё возможное, чтобы росли его масштабы. До начала 2019 года для небольшого бизнеса было выгодно открытие в качестве индивидуального предпринимателя. Конечно, оставалась ещё возможность создать общество с ограниченной ответственностью, но в этом случае затраты на регистрацию и ведение деятельности были гораздо больше.

Обратите внимание! Начиная с 1 января 2019 года появилась возможность заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве самозанятого лица. Эта возможность является новой и пока ещё вызывает различные вопросы о том, как правильно зарегистрироваться и начать вести дела в таком статусе.

Деятельность самозанятых лиц регулируется законом № ФЗ-422. В нём указаны ограничения для тех, кто хочет использовать такую систему налогообложения, в том числе при грузоперевозках и фрахтовании. Вот некоторые из них:

  1. Занимаясь бизнесом такое лицо не имеет права нанимать работников.
  2. Самозанятые не обязаны платить отчисления в социальные фонды. У них отсутствует фиксированная выплата в Пенсионный фонд.
  3. При осуществлении услуг грузового такси (осуществления перевозок за плату в интересах третьих лиц), водитель обязан получить электронный чек об оплате онлайн, воспользовавшись соответствующим приложением (программа «Мой налог») на смартфоне.
  4. В таком статусе могут находиться лица, годовой доход которых не превосходит 2,4 миллиона рублей. Здесь рассматривается сумма, которая рассчитывается для календарного года.

Самозанятые имеют право выполнять грузоперевозки, но не должны при этом использовать наёмный труд.

Самозанятые, которые осуществляют транспортировку грузов, обязаны открыть и иметь при себе путевой лист. Его должен оформить заказчик. Такие лица платят небольшой налог, он различается в зависимости от того, кто является заказчиком:

  1. Если транспорт используется для юридического лица, то величина налога равна 6% от суммы оплаты.
  2. При работе с физическими лицами ставка будет меньше — теперь она составит 4%.

Индивидуальным предпринимателям разрешается проводить оформление самозанятости, чтобы перевезти грузы, не отказываясь от регистрации ИП.

ИП при оформлении должен правильно указать ОКВЭД

Что лучше самозанятость или ИП

Преимущества различных систем работы связаны с тем, сколько налогов необходимо заплатить и с условиями, на которых разрешается использовать тот или иной вариант.

Как известно, самозанятые могут зарабатывать только своим трудом. Поэтому перевозить груз они обязаны сами. Тем самым не получится использовать одновременно два или большее количество машин для этой цели.

Другое важное ограничение — это сумма дохода, которую получит водитель за календарный год. Она не может превышать 2,4 миллиона рублей. Если перевозчик успешно развивается — он может превысить этот лимит в середине года. Поэтому в такой ситуации достаточно оформить ИП и подать заявление в налоговую для получения возможности работать должным образом на соответствующей системе для индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание! При расчёте налога важно учитывать, какого рода клиенты у самозанятого лица.

Если это физические лица, то налог равен 4% от полученной суммы дохода. Эта сумма выгодна в большинстве случаев. Однако при наличии клиентов-юридических лиц, обязательный платёж возрастёт в полтора раза и составит 6% от оплаты.

Поэтому прежде, чем осуществить выбор, нужно посчитать налоговые платежи. Самозанятость выгодна в первую очередь тем, кто только начинает свой бизнес. Работая первоначально на Газели, он сможет постепенно построить прибыльный бизнес. При предоставлении услуг, относящихся к грузоперевозкам важно сравнить доступные варианты налогообложения, сделать расчёты и выбрать тот, который окажется выгоднее.