Налоговое планирование 2018
Тесты
1. Налоги возникли вследствие…
А: появления государства
Б: становления промышленности
В: развития торговли
2. Под фискальной функцией налога понимается:
А: функция количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства
Б: функция формирования стабильной доходной части государственного бюджета
В: функция ограничения (сдерживания определенных видов деятельности либо производства определенных товаров и услуг)
3. По способу взимания налоги подразделяются на…
А: общеобязательные и факультативные,
Б: прямые и косвенные,
В: абстрактные и целевые,
Г: регулирующие.
4. Налоги выполняют функции:
А: фискальную,
Б: регулирующую,
В: контрольную,
Г: финансирование социальной политики,
Д: функцию совокупного денежного эквивалента ценности услуг государства.
5. Налоги, в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать, делятся на…
А: федеральные, региональные, местные,
Б: закрепленные и регулирующие,
В: общие и специальные.
6. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика государства делится на:
А: внутреннюю и внешнюю
Б: тактическую и стратегическую
7. Создание оффшорных компаний считается:
А: налоговой оптимизацией
Б: уклонением от уплаты налогов
В: налоговой минимизацией
8. Возможность применения налогоплательщиком пробелов в законодательстве для сокращения своих обязательств перед бюджетом – это сущность:
А: налоговой оптимизации
Б: уклонения от уплаты налогов
9. Нельзя отнести к принципам корпоративного налогового планирования:
А: полноценное использование налоговых льгот
Б: уплату минимальной суммы положенных налогов
В: несвоевременную уплату налогов
Г: уплату налогов в последний день установленного срока
10. Нельзя отнести к законодательным ограничениям корпоративного налогового планирования:
А: обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе
Б: обязанность применения всех налоговых льгот, применимых к предприятию
В: необходимость предоставления документов по исчислению и уплате налога
11. К судебным доктринам противодействия уклонению от уплаты налогов относятся:
А: форма над содержанием
Б: содержание над формой
В: налоговая цель
Г: целостность сделки
12. Налоговый менеджмент включает звенья (уровни):
А: корпоративный
Б: государственный
В: международный
Г: классический
13. Налоговая оптимизация и налоговая минимизация – это понятия:
А: идентичные
Б: сравнимые
В: отличающиеся
14. Корпоративный налоговый менеджмент охватывает:
А: уровень хозяйствующих субъектов
Б: уровень государства
В: международный уровень
Г: конкретное физическое лицо
15. Конечная цель корпоративного налогового менеджмента:
А: минимум уплаченных налогов
Б: максимум уплаченных налогов
В: максимум полученной прибыли
16. Государственный налоговый менеджмент охватывает:
А: уровень хозяйствующих субъектов
Б: уровень государства
В: международный уровень
Г: конкретное физическое лицо
17. Цель государственного налогового менеджмента:
А: минимум полученных налогов
Б: рост налоговых доходов на базе роста производства
В: максимум расходов на налоговое администрирование
18. Элементами налогового менеджмента являются:
А: налоговое планирование
Б: налоговое регулирование
В: налоговое функционирование
Г: налоговый контроль
Д: налоговая политика
19. При расчете налогового бремени в качестве знаменателя используют:
А: прибыль
Б: добавленную стоимость
В: выручку
Г: величину расходов
Д: сэкономленную сумму налогов
20. Некриминальное уклонение от налогов предполагает ответственность:
А: согласно УК РФ
Б: согласно НК РФ
В: КоАП РФ
Г: согласно БК РФ
21. По воздействию на налоговую нагрузку корпоративное налоговое планирование подразделяется на:
А: классическое и оптимизационное
Б: оптимистическое и пессимистическое
В: законное и противозаконное
Г: стратегическое и тактическое
22. Налоговый бюджет необходим организации для:
А: оптимизации налогов
Б: формирования платежного календаря
В: уклонения от налогов
Г: минимизации налоговых потоков
23. Об эффективности мер налоговой оптимизации в рамках корпоративного налогового менеджмента можно судить по:
А: чистому финансовому результату
Б: сэкономленной сумме налогов
В: величине недоимки
Г: сумме начисленных налогов
24. Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга является примером:
А: метода замены отношений
Б: метода разделения отношений
В: метода сокращения объекта обложения
25. При приобретении имущества сумма платежа разбивается на две части: часть стоимости оплачивается по договору купли-продажи, другая часть – по договору на оказание информационно-консультационных услуг. Это пример:
А: метода замены отношений
Б: метода разделения отношений
В: метода сокращения объекта обложения
26. Использование переоценки основных средств предприятия – это:
А: метод замены отношений
Б: метод разделения отношений
В: метод сокращения объекта обложения
27. Процесс определения наиболее эффективных направлений движения и объема, состава и структуры входящих и исходящих налоговых потоков оптимизации сумм налогов и сборов на предстоящий год и (или) перспективу государством и хозяйствующим субъектом это:
А: налоговый процесс
Б: налоговое регулирование
В: налоговое планирование
28. Налоговое планирование как элемент налогового менеджмента состоит из:
А: налогового прогнозирования
Б: налогового бюджетирования, ориентированного на результат
В: рационального использования полученных дополнительных доходов на финансирование эффективных расходов
Г: налогового контроля
29. Уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов – это цель:
А: налогового контроля
Б: налогового менеджмента
В: налогового регулирования
30. Процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в том числе путем применения налоговых санкций – это:
А: налоговый контроль
Б: налоговое прогнозирование
В: налоговое регулирование
30. Виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, которое НК РФ установлена ответственность – это:
А: налоговое правонарушение
Б: налоговое преступление
В: налоговая ответственность
31. Некриминальные уклонения от уплаты и обход налогов…
А: относятся к корпоративному налоговому менеджменту
Б: не относятся к корпоративному налоговому менеджменту
Ответы к тестам
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
ТЕСТЫ
ТЕСТЫ 1. Виды активов, отвечающие критериям классификации активов как финансовых вложений:а) дебиторская задолженность, возникшая из факта отгрузки товаров;б) приобретение акций другой организации;в) внесение вклада в долевое строительство торгового центра;г)
ТЕСТЫ 1. Задачи оценки сохранности материально-производственных запасов, в том числе оборудование складских помещений сигнализацией:а) не входят в программу аудита, так как не влияют на показатели бухгалтерской отчетности;б) входят в программу аудита, так как
ТЕСТЫ 1. При проверке затрат на производство аудитор руководствуется документом:а) Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ));б) Налоговым кодексом РФ;в) постановлением Правительства о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).2. Расходы на оплату
ТЕСТЫ 1. Требования к форме и содержанию заключаемых коммерческими организациями договоров установлены:а) Гражданским кодексом РФ;б) Торговым кодексом РФ;в) Налоговым кодексом РФ.2. Термин «неотфактурованные поставки» означает поставки, по которым:а) не получен
ТЕСТЫ 1. При проверке правомерности выплат за сверхурочную работу аудитор использует данные следующего документа:а) табеля учета рабочего времени;б) наряда;в) расчетно-платежной ведомости.2. Действующим трудовым законодательством РФ установлены следующие нормативные
ТЕСТЫ 1. При проверке правильности расчета налога на прибыль основным источником информации являются:а) данные отчета о прибылях и убытках;б) регистры налогового учета;в) регистры бухгалтерского учета.2. Учет расчетов по уплате налогов ведется на счете:а) 67;б) 68;в) 69.3. При
ТЕСТЫ 1. Данные о задолженности по кредитам и займам отражаются в разделе бухгалтерского баланса:а) оборотные активы;б) долгосрочные обязательства;в) краткосрочные обязательства.2. Проценты по банковскому кредиту, полученному на финансирование строительства основных
ТЕСТЫ 1. При проверке правильности расчета налога на прибыль аудитор руководствуется:а) положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ);б) Налоговым кодексом РФ;в) методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности.2. Полноту
ТЕСТЫ 1. Прибыль от продаж формируется на бухгалтерском счете:а) 90;б) 91;в) 99.2. Доходы от сдачи имущества в аренду должны отражаться в составе:а) выручки;б) операционных доходов;в) внереализационных доходов;г) выручки или операционных доходов в зависимости от вида
ТЕСТЫ 1. В ходе аудиторской проверки аудитор выявил, что данные об остатке денежных средств на конец года, указанные в отчете о движении денежных средств, не соответствуют данным о величине денежных средств на конец года, указанным в соответствующей строке бухгалтерского
Тесты
Тесты Существует два типа тестов. Первый – тот, который происходит в конце устойчивого тренда. Это «неудачный тест» (failure test): он происходит, когда рынок не может сделать шаг наверх или вниз в трендовой обстановке. Этот тест предупреждает о том, что рынок потерял импульс,
Тесты 1. Как можно сформулировать определение счетоведения:а) как науку о бухгалтерском учете;б) науку о сущности и структуре фактов хозяйственной деятельности;в) систему данных об имущественном и финансовом положении организации?2. Балансоведение представляет собой:а)
Тесты 1. Статический баланс – это:а) метод счетоведения, позволяющий в денежной оценке на определенный момент времени изобразить состояние средств и источники их формирования;б) баланс, составленный на основе моментных показателей;в) шахматный оборотный баланс.2. Основой
Тесты 1. К сводным балансам не относят:а) выделенный баланс;б) баланс движения капиталов и кредитов;в) баланс трудовых ресурсов.2. К особенностям вступительного баланса относят:а) статьи вступительного баланса слабо дифференцированы;б) имущество, отраженное в балансе,
Тесты 1. Определение консолидированной финансовой отчетности можно сформулировать как:а) сводную систему данных о результатах производственно-хозяйственной деятельности организации, сформированных на базе статистической, оперативной отчетности и данных
Тесты 1. Под балансовой политикой понимается:а) меры по предотвращению банкротства организации;б) осознанное переоформление баланса при соблюдении действующего законодательства в области регулирования бухгалтерского учета;в) налоговое регулирование показателей
Налоговые проверки или почему нельзя жить по-старому?
Нужно понимать, что огромное количество искажений налоговые инспекторы теперь в состоянии выявить на стадии камеральной проверки. Это стало возможным благодаря планомерно внедряемому риск-ориентированному подходу.
Принцип риск-ориентированного подхода и группы риска
Принцип очень простой. Управление камерального контроля сформировало показатели, по которым всех налогоплательщиков поделили на три группы: с высоким риском, средним и низким (Письмо ФНС от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@). Сейчас таких показателей 84. И они постоянно совершенствуются. Соответственно, для группировки по этим показателям собран огромный массив информации в базе данных АИС Налог-3.
Инспекторам известны в режиме онлайн взаимосвязи, адреса, контрагенты, движение денег, финансовые результаты, уровень зарплаты и т. д. Созданы аналитические подразделения для работы с этим массивом. Всех, кто не соответствует нормативам риска, но упорствует в своих нарушениях, выводят на чистую воду на выездных проверках, которые сейчас наугад не проводятся.
Технология выездных проверок
Сама технология выездных проверок тоже продумана и предусматривает допросы сотрудников, осмотры помещений, анализ движения денежных средств, поиск реального руководителя, выявление общих складов, транспорта и персонала, в первую очередь, для выявления признаков имитации деятельности (см. Методические рекомендации, доведенные письмом ФНС России от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650@). ФНС систематизировала признаки незаконных схем. Например, в письме от 11.08.17 № СА-4-7/15895 даны 17 признаков дробления бизнеса, которые нужно выявить на проверке
В результате инспекторы добились того, что дешевая имитация почти невозможна.
Например, посредник, который существует только по документам, но участвует в расчетах между взаимозависимыми лицами, привлечет внимание сразу после сдачи отчетности.
К сожалению не все налогоплательщики осознали новые реалии. Многие до сих пор искренне полагают, что нужно просто составить документы по-другому. Более хитро. Или придумать какой-то новый дополнительный документ-легенду, который снимет все вопросы инспекторов.
Проблема в том, что инспекторы как раз и ищут документы, которые не соответствуют реальности. И чем больше таких документов составил налогоплательщик, тем больше проблем себе создал. Инспекторы хотят добиться прозрачной бизнес среды. И, со своей стороны, борются с формальным подходом к проверкам и претензиями к налогоплательщикам по формальным основаниям (Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).
Опубликовано в журнале «Управленческий учет» №7 год — 2011
Маслов И. Б.,
докторант кафедры
«Бухгалтерский учет и налогообложение»
ФГОУ ВПО «Госуниверситет — УНПК»
Сложность современной российской налоговой системы, ее нестабильность требуют постоянного и пристального внимания руководителей организации и особенно бухгалтеров-аналитиков, финансистов, несущих основную ответственность за финансовый результат деятельности промышленного предприятия. В данной статье рассматривается понятие «налоговое планирование», его предмет, объект, субъект, информационная база и виды, формируемые в рамках реализации налогового планирования на промышленном предприятии.
Эффективное управление финансами коммерческой организации возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений экономического субъекта.
Не существует единого определения понятия «планирование». Одни авторы утверждают, что планирование — это форма деятельности, содержанием которой является разработка, утверждение, доведение планов до исполнителей и контроль за их выполнением. Конкретным результатом планирования является план.
План — это документ, в котором отражены наиболее существенные характеристики экономики предприятия (документ, отражающий желаемое состояние производства).
Другие авторы отмечают, что планирование — один из основных компонентов системы внутрифирменного управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности.
В современных условиях хозяйствования особую роль приобретает налоговое планирование на предприятии. Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности любого коммерческого предприятия.
В словаре Б. Г. Федорова дано следующее определение налогового планирования предприятия: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ» .
Словарь деловых терминов Дж. Фридмана определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах» .
Как элемент финансового планирования, налоговое планирование выступает одним из факторов реализации его целевой функции — обеспечения финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с плановыми значениями и конъюнктурой рынка.
На наш взгляд, налоговое планирование — это составная часть бизнес-планирования налогоплательщика, направленная на уменьшение налоговых платежей с помощью допустимых законом средств, приемов и способов для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Выделяют три пути сокращения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, налоговое планирование и избежание налогов (рис. 1).
Наиболее легальным способом оптимизации налоговых обязательств является налоговое планирование, так как оно основано на принципе законности и ориентируется на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.
Избежание налогов, с юридической точки зрения, не предполагает нарушения законных интересов бюджета, но избежание налогов несет в себе дополнительные риски, связанные с огромными сложностями на пути судебных тяжб с налоговыми органами.
Уклонение от уплаты налогов базируется на использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Исходя из вышесказанного налоговое планирование можно рассматривать как положительное социально-экономическое явление современности, так как оно соответствует перспективным экономическим интересам государства и одновременно способствует развитию бизнеса.
Основной задачей налогового планирования на предприятии является предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Налоговому планированию, как виду экономического планирования, присущ комплексный характер. Налоговое планирование тесно взаимодействует с маркетингом, финансами предприятий, бухучетом, кадровой политикой, снабжением. Оно служит одним из основных инструментов расчета показателей эффективности деятельности предприятия. Налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплексе финансового менеджмента.
Организация налогового планирования на предприятии предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков (рис. 2).
Первый уровень предполагает знание не только перечня всех налогов и сборов, их объектов налогообложения, ставок, источников и сроков уплаты.
При принятии решения относительно осуществления любой хозяйственной операции следует внимательно изучить законодательное поле и пользоваться только официальными нормативными документами.
Для второго уровня под оптимальной уплатой налоговых платежей понимается планирование соразмерности доходов и затрат в одном налоговом периоде, избежание дебиторской задолженности по расчетам с бюджетом.
Третий уровень обусловлен тем, что отсутствие в налоговом законодательстве таких понятий, как «налоговое планирование», «налоговая оптимизация», позволяет фискальным органам любое налоговое планирование считать противозаконной деятельностью. Поэтому одним из основных принципов планирования на предприятии должен быть принцип законности.
Другие принципы налогового планирования:
1. Принцип выгодности – подразумевает снижение налоговых обязательств организации в результате применения инструментов налогового планирования.
2. Принцип альтернативности. Необходимо рассмотреть несколько альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального для конкретной организации.
3. Принцип оперативности, т. е. корректировка процедуры налогового планирования с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений.
4. Принцип понятности и обоснованности. Это требование к схеме налогового планирования, чтобы она была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование.
5. Принцип научности, т. е. учет последних достижений науки и техники.
Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.
Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:
– придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;
– свести к минимуму налоговые обязательства;
– максимально увеличить прибыль;
– разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;
– эффективно руководить денежными потоками;
– избегать штрафных санкций.
Использование налогового планирования на предприятии выгодно для самого предприятия в плане укрепления его платежеспособности. Выгодой для хозяйствующего субъекта будет точное соблюдение порядка исчисления и уплаты налога, правильное определение налоговой базы, применение налоговых вычетов, ставок, льгот и, следовательно, отсутствие штрафов и пеней в результате правильного и умелого определения и перечисления суммы налога. Кроме того, это выгодно и для государства — в плане совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты налогов, а также в плане стабильности поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней.
Решения в области налогового планирования на уровне промышленного предприятия способны принимать три основные группы лиц (рис. 3).
Среди сторонних пользователей информации налогового планирования выделяют сторонних пользователей с прямым финансовым интересом, с косвенным финансовым интересом и без финансового интереса.
Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия.
К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы.
Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется по требованию контролирующих органов, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.
К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы-консультанты.
Финансовая база организации налогового планирования промышленного предприятия формируется исходя из потребностей в осуществлении мероприятий по налоговой оптимизации. Кроме того, руководство предприятия должно сформировать политику стимулирования работников налогового сектора для достижения положительных результатов процесса налогового планирования .
Информационная база по налоговому планированию на промышленном предприятии состоит из четырех крупных комплексов данных, различающихся степенью систематизации (рис. 4).
Информационная база налогового планирования формируется с учетом действующих нормативных документов, которые несут в себе определенную информацию, инвариантную по отношению к конкретному хозяйствующему субъекту .
В научной литературе и на практике налоговое планирование подразделяется на различные виды в зависимости от критериев классификации (рис. 5).
Методы налогового планирования представлены на рис. 6.
Ситуационный метод налогового планирования можно представить в виде следующих блоков (рис. 7).
Метод микробалансов заключается в оценке того или иного варианта экономической деятельности организации в разных условиях хозяйствования – выделяются крупные блоки хозяйственных операций, включающие главные отличия.
Эти блоки оформляются в виде бухгалтерских проводок, и выполняются расчеты балансов для каждого из них. Сравнение полученных микробалансов позволит выбрать более выгодный вариант.
Метод графоаналитических зависимостей основывается на выделении одного или нескольких важнейших параметров баланса, которые могут оказать решающее влияние на финансовые итоги работы организации.
Для полных и всесторонних исследований можно применить достаточно простой многопараметрический матрично-балансовый метод, позволяющий прогнозировать финансовые результаты и выявлять критические места баланса. Суть матрично-балансового метода состоит в представлении бухгалтерского баланса в виде матричного уравнения 1:
где Y(t) — матрица хозяйственных средств и их источников на текущий момент времени (t);
y(t – l ) — матрица хозяйственных средств и их источников на предыдущий момент времени (t – 1);
A(t) — матрица коэффициентов хозяйственных операций текущего момента (t).
Статистический балансовый метод состоит в том, что на основе балансов ряда коммерческих предприятий определяются опосредованные величины параметров, которые могут быть использованы для сравнения или для построения расчетной экономической модели. Отклонения в ту или иную сторону показателей конкретной организации от среднестатистических характеризуют положительную или отрицательную динамику его деятельности .
Комбинированный численный балансовый метод заключается в одновременном использовании всех или большинства рассмотренных методов.
Таким образом, налоговое планирование — это одна из главных составляющих частей процесса бизнес-планирования. В процессе налогового планирования происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).
Цели налогового планирования
Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:
-
оптимизация налоговых платежей;
-
сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.
При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.
При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.
Стратегическое и текущее налоговое планирование
На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.
Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:
-
обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
-
обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
-
составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
-
нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
-
составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
-
обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
-
составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:
-
еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
-
составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
-
составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
-
прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.
Этапы налогового планирования
Основными этапами налогового планирования являются:
-
выявление налоговых рисков;
-
анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;
-
выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;
-
разработка налоговой схемы;
-
осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.
Выявление налоговых рисков
Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.
Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.
К налоговым рискам относятся:
-
риски контроля со стороны налоговых органов;
-
риски увеличения сумм налогов;
-
риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.
В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:
-
принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;
-
принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;
-
принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;
-
принцип конфиденциальности;
-
принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;
-
принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);
-
принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.
Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы
На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.
Налоговый анализ включает, например:
-
выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;
-
перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;
-
анализ заключенных договоров с контрагентами.
Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.
Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования
Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.
В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:
-
Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством
-
Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами
-
Оптимизация цены сделок
-
Применение отдельных элементов налогообложения
-
Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)
-
Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения
-
Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения
Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:
-
начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
-
начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
-
списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);
-
порядок списания расходов;
-
определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.
Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:
-
налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;
-
«налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;
-
специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.
Разработка налоговой схемы
При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.
При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.
При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.
Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.
В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.
Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.
Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.
Во-вторых, по причинам системного характера.
В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.
Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Налоговое планирование тесно связано со знанием и применением норм налогового права, которое в настоящее время неоднозначно, нестабильно и противоречиво, а практика его применения сопровождается многочисленными правовыми проблемами.
Без наличия принципиальных положений, методов и способов разработки и применения, налоговое планирование не сможет реализовать своего предназначения, а будет по-прежнему выступать лишь в роли инструмента минимизации налоговых платежей в краткосрочном периоде — без планирования деятельности предпринимателя (предприятия) в перспективе. Таким образом, на первый план должно выходить обоснование принципов и методов налогового планирования, его организации.
Возможность налогоплательщика принимать меры, направленные на законное уменьшение своих налоговых обязательств, можно обосновать тем, что каждый может защищать свои права (в первую очередь, право собственности) любыми, не запрещенными законом, способами. Собственник может по своему усмотрению совершать с принадлежащим ему имуществом любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Налог — обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщиков (организаций и физических лиц) в виде отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств. Целью налогообложения является финансовое обеспечение деятельности государства и (или) органов местного самоуправления. Конечно же, предприниматель вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить размер такого отчуждения. А для этого необходимо воспользоваться всеми допустимыми законом способами.
Основная задача налогового планирования — предварительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.
Налоговая оптимизация — процесс достижения определенных (необходимых для предприятия) пропорций всех финансовых сделок предприятия.
Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального законного снижения налогов (ее часто даже называют налоговой минимизацией). Но такой подход не всегда приносит желаемые результаты. Налоговое планирование необходимо рассматривать через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. В то же время оно не только уменьшает налоговые отчисления, но и является регулятором процесса управления предприятием, так как минимизация и оптимизация налогов не всегда отвечают стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта. Ему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин (например, если издержки по минимизации налоговой нагрузки превышают доходы от нее, кроме того, руководство предприятия может отказаться от налоговой минимизации в силу социальных и политических причин). Но такой отказ не означает отсутствие налогового планирования. Таким образом, налоговое планирование — интеграционный процесс упорядочивания хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.
Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающим различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры предприятия.
Благодаря такому планированию можно выбрать оптимальное построение правовых форм отношений и варианты их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства. Активная деятельность в этом направлении при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания общих принципов налогового планирования вне зависимости от конкретных примеров.
Очевидно, что в идеале налоговое планирование должно быть перспективным, поскольку многие решения при сделках особенно при крупных инвестиционных программах, весьма дорого обходятся: ошибочные действия повлекут крупные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующего налогового законодательства, но и общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектов налоговых законов, направлений и содержания готовящихся налоговых реформ, а также на анализе тенденций в налоговой политике.
Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение и стратегическими приоритетами предприятия.
При описании процесса налогового планирования применяются различные подходы для определения его структурных элементов. Так, его можно разбить на четыре взаимосвязанных этапа:
1. Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия.
2. Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей.
3. Взаимоотношения с налоговыми органами — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях.
4. Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.
Принципы и методы
Оптимизировать налоговое бремя предпринимателя (предприятия) можно как легальными методами, так и с помощью незаконных операций.
Оптимизация налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательных возможностей путем изменения своей деятельности.
Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Текущая налоговая оптимизация предполагает применение некоторых методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае. Перспективная налоговая оптимизация основывается на применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе деятельности компании, имеет долгосрочный характер и учитывает возможные изменения как внешних так и внутренних факторов, влияющих на уровень налогообложения.
Условно методы налогового планирования можно поделить на следующие группы:
— организационно-правовые (выбор организационной структуры, места регистрации, организационно-правовой формы, видов деятельности);
— функциональные (управление отдельными видами налогов, объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой);
— временные (управление сроками уплаты налогов, динамикой налоговых платежей, договорными обязательствами, правом собственности);
— ситуационные (организационный период, налоговые льготы, ликвидация предприятия).
Такое деление является чисто теоретическим. Одновременно следует заметить, что большинство налоговых консультантов располагает эксклюзивными методами.
Методы налоговой оптимизации основываются на использовании особенностей налогообложения, которые предназначены определенным объектам и субъектам налогообложения, а также видов деятельности субъектов налогообложения, действующих на отдельных территориях.
Метод уменьшения (или изменения) объекта налогообложения снижает размер объекта, подлежащего налогообложению или заменяет его таким, который облагается более низким налогом или не облагается им вовсе.
Метод замены налогового субъекта основывается на использовании такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, для которой действует более благоприятный режим налогообложения.
Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с прежними.
Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации в государстве, предоставляющем при определенных условиях льготное налогообложение.
Комплексное и целенаправленное использование перечисленных методов налоговой оптимизации для получения максимального экономического эффекта и называется налоговым планированием. Причем оно может с успехом применяться как организациями, так и физическими лицами.
Рассмотрим этапы налогового планирования и кратко охарактеризуем некоторые из них.
1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции).
При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10–15 % налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высоким налоговым выплатам.
2. Выбор организационно-правовой формы влияет на порядок использования прибыли и возможность получения льгот.
3. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала.
4. Выбор основных направлений деятельности и особенности подготовки учредительных документов.
5. Определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренняя структура организации и филиалов).
Используется для максимального привлечения налоговых льгот и преференций (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.). Создание филиалов в юрисдикции с высокими налоговыми выплатами снижает общие доходы организации, а с минимальным — создает дополнительные возможности для налогового планирования.
6.Выбор порядка формирования уставного капитала.
7. Выбор учетной политики предприятия.
8. Построение схемы работы предприятия, что позволяют выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых и товарных потоков.
9. Применение льгот.
Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности бюджетного финансирования.
Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жесткая целевая направленность средств, сэкономленных на льготах.
В основном предприятия применяют льготы в чистом виде, но более правильным подходом будет использование льгот в сочетании с другими приемами, часто в большей степени организационными, чем финансовыми или бухгалтерскими.
10. Обеспечение рационального использования оборотных средств предприятия.
11. Установление порядка использования и распределения прибыли организации.
Предусматривается учредительными документами организации. В основном определяется наличием льгот и преференций, предоставляемых в налоговой юрисдикции по месту расположения предприятия.
Рассмотрим некоторые схемы оптимизации налоговых платежей. Их можно разделить на две группы.
Простые схемы. Их реализация не требует целенаправленных затрат, а также оформления специальных документов или договоров. К данной группе следует отнести и те случаи, когда налогоплательщик вправе выбрать из двух и более вариантов периодичности уплаты налога или размера льготы (проценты или фиксированная сумма) и т.д. Ведь большинство предпринимателей решает вопрос об использовании той или иной схемы оптимизации еще на стадии планирования коммерческого проекта. Примеров применения таких схем много. Так, многие руководители предприятий используют статус частного предпринимателя без образования юридического лица для существенного сокращения выплачиваемых налогов. Это фактически заменяет подоходный налог, который должен выплатить предприниматель, стоимостью патента. Следует отметить, что большинство нарушений приходится не на сами схемы оптимизации (как правило, юридически они построены грамотно), а на сопроводительные условия данной схемы. Например, использование льгот, предоставляемых малым предприятиям, довольно часто сопровождается фальсификацией количества работников организации. Это автоматически делает такую схему незаконной.
Сложные схемы. Требуют материальных затрат, например, по обслуживанию, составлению специальных документов, договоров, с помощью которых одни правоотношения заменяются другими, что влечет за собой частичное или полное избежание уплаты налогов и сборов. К данной группе относятся также схемы по изменению налоговой юрисдикции, проще говоря, использование оффшорных зон.
Организация процесса
Самый эффективный путь организации налогового планирования — это интеллектуальное состязание с создателями налоговой системы государства. Это надежный и практичный путь. Мысль предпринимателя всегда (по определению) будет опережать неповоротливую государственную машину, у которой в настоящий момент практически отсутствуют анализ и планирование.
В практике работы консультантов часто встречаются случаи, когда необходимо планировать сбалансированные налоговые отчисления.
При резком изменении или значительном несоответствии указанным параметрам предприятие рискует подвергнуться внеплановой пристрастной проверке контролирующих органов, которая может существенно затормозить текущую деятельность или сделать ее практически невозможной.
Как правило, эта неприятная процедура при отсутствии квалифицированного юриста или адвоката может закончиться значительными потерями даже при корректном ведении бухгалтерского учета.
Кроме того, следует отдавать себе отчет, что при слепом применении налоговой минимизации нарушается баланс операций по другим сделкам, что вызывает пристальное и справедливое внимание фискальных служб.
Процесс налогового планирования — это совместная работа руководителя, финансового аналитика и юриста, которая заключается в поиске оригинальных решений и схем работы, постоянном изучении нормативной базы и специальной литературы, а также изучении и анализе опыта других предпринимателей (предприятий).
Рассмотрим роли участников налогового планирования.
Руководитель предоставляет информацию об условиях сделки и об ожидаемых результатах.
Финансовый аналитик проводит расчеты вариантов финансовой структуры сделки и отражает ее в бухгалтерском учете, используя нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Он формулирует возможные процедуры, требующие юридического обоснования и согласования с контрагентом и рассчитывает суммы выплат в бюджет с учетом налогов.
Юрист анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые документы с учетом возможных трудностей при ее проведении. Помогает финансовому аналитику заранее обосновать трактовку и совершение (порядок учета) сделки и отразить в бухгалтерской отчетности ее результаты с учетом проблем при ее заключении. Он разрабатывает или принимает участие в составлении документов налогово-правового характера, осуществляет методическое руководство налогово-правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода налоговых документов, участвует в подготовке исков о признании недействительными решений должностных лиц органов налоговой службы, милиции о привлечении предприятия, его управленческого персонала к административной или уголовной ответственности. Юрист ведет учет и хранение находящихся в производстве дел и исполненных решений, участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины. Кроме того, он изучает, анализирует и обобщает результаты рассмотрения судебных дел в сфере налогообложения, практику заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Юрист принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их налогово-правовой экспертизы, ведет учет и хранение действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию. Он принимает участие в подготовке заключений по налогово-правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. В его обязанности входит информирование работников предприятия о действующем налоговом законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативно-правовыми актами по их деятельности, урегулирование налоговых споров с государственными органами.
Особенность роли юриста в налоговом планировании в том, что он анализирует нормы налогового и финансового законодательства, которые неточно определены или допускается их неоднозначное толкование, также тщательное прогнозирование возможной реакции налоговых органов.
Приведем перечень мероприятий и инструментов налогового планирования, которые должны быть в арсенале юриста и финансового аналитика группы налогового планирования.
Мероприятия:
— постоянный мониторинг нормативно-правовой базы;
— исследование причин отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации;
— обзор комментариев специалистов по налоговой тематике;
— составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;
— составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;
— обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
— составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
— разработка вариантов схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;
— составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;
— письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, «узких мест», с точки зрения налоговых последствий;
— прогнозирование возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации. Прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.
Инструменты:
— специальная литература;
— экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике;
— формирование запросов в налоговые инспекции и иные государственные органы;
— хозяйственная и общегражданская судебная практика.
Построение системы налогового планирования начинается с определения стратегических целей предприятия в области налогообложения. Далее в соответствии с этими установками генерируются показатели, позволяющие судить о достижимости и успешности выбранных в качестве стратегических ориентиров нормативов. Исходя из этого строится организационная структура процесса налогового планирования. Наиболее подходящей для реализации стратегических целей налогового планирования является проектная структура управления налоговыми потоками, которая позволяет соединить элементы организационной структуры и индивидуальный подход при оптимизации налогового портфеля. Это требует применения знаний и навыков специалистов различного профиля — работников финансовой, бухгалтерской, экономической, юридической служб.
АЗАРОВ Лев — юрист, консультант по налогообложению, г. Киев
Добавить комментарий