Налоговые реформы в России
Открывая коллегию, глава ФНС отметил, что за прошедший год налоговые органы обеспечили рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны – более 17,3 трлн руб. Это на 2,9 трлн руб. (почти 20%) больше, чем годом ранее. При этом увеличение поступлений в федеральный бюджет составило целых 32%. Основными «драйверами» такого роста стали налог на прибыль (показал рост на 18,8%) и НДС (15,5%). Доходы бюджета с акцизов увеличились на 17,6% и составили 1,5 трлн руб. Имущественные налоги принесли казне 1,2 трлн руб., а налоги на доходы физических лиц (НДФЛ) – 3,3 трлн руб.
Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов, заявил Мишустин. Так, по итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 483 млрд руб. больше, чем годом ранее. При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9% превысил темп роста зарплат в стране – 9,1% против 7,2% соответственно.
Мишустин рассказал, что внедрение в работу службы инновационных технологий позволило «концептуально поменять парадигму контрольной работы». «Выездные проверки стали крайне редкой мерой реагирования на нарушения налогового законодательства», – отметил глава ФНС. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 000 до 20 000), но при этом их результативность выросла в 1,4 раза. Всего же за прошедшие 5 лет число выездных проверок снизилось более чем в 2 раза, заверил Мишустин.
Напомнил он и новеллах, которые вступят в силу в этом году. Например, система tax free, которая 6 февраля начала свою работу в некоторых регионах страны. Она позволяет иностранным покупателям вернуть НДС, включенный в состав суммы покупки на территории России. При этом и продавцы, которые участвуют в системе tax free, смогут получить к вычету НДС, который вернули иностранцу.
Кроме того, на октябрь 2018 года намечен запуск Единого государственного реестра ЗАГС. Он заменит 6400 разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС, что позволит полностью централизовать информацию об актах гражданского состояния, упростить процедуру регистрации актов гражданского состояния и заложить фундамент для создания реестра населения России.
Евгений Сивков
Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.
От белки до рубля
История государственности на Руси связана с иностранцами. Славяне были народом довольно мирным, им больше нравилось не воевать, а охотиться, рыбачить, огородничать и торговать. Но их земли окружали агрессивные соседи, которые предпочитали жить грабежом. Разумный человек всегда доверит решение проблемы профессионалам. Славяне обратились за услугами к зарубежному частному охранному предприятию «Рюрик и братья». Услуги оказались платными. Так на Русь пришли налоги.
Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.
Формой налогов в Древней Руси выступала дань, которую выплачивали подвластные племена. Чаще всего единицей налогообложения выступал «дым», то есть дом, или семейный очаг. Размер налога традиционно был в одну шкурку с дыма. В некоторых случаях — например, с племени вятичей, — бралось по монете от рала ( плуга). Формой сбора дани было полюдье, когда князь с дружиной с ноября по апрель объезжал подданных. Русь делилась на несколько податных округов. Особый округ представлял собой богатый торговый город Новгород, выплачивающий около 3000 гривен. Сбор дани занимались налоговые инспекторы — отряды из нескольких сотен воинов. Приближённые князя – варяги-русь — выплачивали ему десятую часть от своих годовых доходов.
В 946 году после подавления восстания древлян княгиня Ольга провела налоговую реформу, упорядочив сбор дани. Она установила «уроки», то есть размеры дани, и создала «погосты» — крепости на пути полюдья, в которых жили княжеские управляющие, и куда свозилась дань. Такая форма сбора дани и сама дань назывались » повоз». При уплате налога подданные получали глиняные печати с княжеским знаком, что освобождало их от повторного сбора. Ольга хорошо помнила, чем закончилась попытка её мужа, князя Игоря, повторно собрать дань с древлян. Те восстали и убили жадного правителя.
Польза от этой системы была взаимная: славяне получили возможность спокойно жить и трудиться, а варяжские князья с дружиной в свободное от охранных мероприятий время ходили в завоевательные (и очень прибыльные) походы, что в свою очередь давало привилегии славянским купцам. История сохранила ряд торговых договоров между Русью и Византией, в которых упоминались такие привилегии. Организация торгового пути из варяг в греки сказочно обогатила и мирных славян, и воинственных князей-скандинавов. Арабские историки с изумлением описывают стены русских городов, завешенные роскошными тканями. Торговля приносила неплохие деньги, а потому и сбор налогов перешёл в денежную форму. На смену кунам пришли рубли. А в захоронениях русских князей встречаются и «доллары» того времени: золотые арабские дирхемы.
Но вот пришли монголы
Несколько столетий длилась эта идиллия. Государство, собирая с населения налоги, выполняло свои главные функции: обеспечивало оборону от внешнего врага и поддерживало прибыльную торговлю. Но в один печальный момент всё кончилось. И безопасность, и торговля. Пришли монголы. Последствия были ужасны: Батый за свой поход разрушил 40 русских городов. До этого те же шведы называли нашу страну Гардарики – страна городов. После Батыя перестали. Кроме того, кочевники обрушили всю существовавшую до этого систему мировой торговли. Путь «из варяг в греки» был нарушен. А завоеватели обложили Русь серьёзной данью: десятая часть доходов. Которых стало гораздо меньше. Исчезли нарядные ткани со стен оставшихся на Руси городов, в могилах тогдашних князей перевелись средневековые доллары-дирхемы. Население неоднократно восставало против тяжкого налогового бремени, завоеватели отвечали карательными походами. Русь за первые 80 лет татаро-монгольского ига 13 раз подвергалась жестоким погромам.
Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.
Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.
Новые времена – новые налоги
Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.
Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов — прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.
И, наконец, вершина творческого усердия прибыльщиков: налог на бороду. Причём налог этот был дифференцированный: если бриться отказывался дворянин – с него казна брала 60 рублей, с купцов в зависимости от гильдии – от 60 до 100 рублей. А если бритву в руки отказывались брать мелкие людишки, то они обогащали казну государеву на 30 рублей ежегодно. С крестьян брали при въезде в город и выезде из него по 2 деньги с бороды. Что ещё взять с колхозника! А вот сибиряков от «волосатого» налога освободили. И правильно: попробуй на тамошних морозах с голой физиономией погулять. Учтите, что покупательная способность тогдашнего рубля была во много раз выше нынешней. 100 рублей в год – огромные деньги. Это можно сравнить только с нынешним транспортным налогом на «Ягуар».
В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.
Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.
Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.
Налоги наследников Петра
По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.
А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.
Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.
А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.
Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!
Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.
Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.
Повышать налоги на бизнес уже некуда – российский уровень налогообложения уже вытесняет предпринимателей в Казахстан. Без новой налоговой реформы не обойтись, считает уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов. Как ее провести, чтобы не подорвать доходы бюджета? Читать в полной версии
Россия остро нуждается в промышленном рывке. При этом нам необходимо производство конкурентное, а значит, частное. Оно должно стать новым источником экономического роста помимо нефтегазового сектора. Это подразумевает единую государственную программу его поддержки. Неотъемлемая часть этой программы — налоговая реформа. При определенных настройках она вполне может служить драйвером роста.
За последние пару месяцев на высоком уровне обсуждался ряд идей по изменению налогообложения — возможное введение налога с продаж, отмена порога зарплат, с которых не взимались социальные страховые взносы, налог на софт и т.д. Все они так или иначе ведут к росту фискальной нагрузки. Увы, наш финансовый блок ничему не научила история с повышением ставок социальных страховых взносов, которая привела к росту теневого бизнеса и количества зарплат «в конвертах». Часть этих предложений приняли, часть (налог с продаж) нет. Но острота дискуссии показала, что мы достигли потолка налогообложения; любое новое повышение налогов и сборов будет уже чрезмерным.
Налоговая нагрузка занимает второе после коррупции место среди главных проблем российского бизнеса. Такие данные были получены в ходе опроса бизнесменов для Всероссийского экономического форума. С легкой руки отдельных представителей финансового блока правительства у нас почему-то принято считать, что в России низкие налоги. Это миф. Недавно аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подсчитала, что уровень налоговой нагрузки в России выше среднемирового на 7,4 процентных пункта – 50,5% против 43,1%. Налоги в России хотя и не самые высокие в мире, но выше, чем в США и многих других динамично развивающихся экономиках.
Уровень налогообложения в России стал критичен с момента вступления в Единый таможенный союз. Налоги меньше и в Белоруссии и в Казахстане, в то время как границы с ними открыты, и приток и капитала, и товаров идет беспрепятственно. Особенно большая разница — с Казахстаном. В результате уже сегодня многие компании открывают заводы в Казахстане под поставки в Россию. Экспертная группа уполномоченного по защите прав предпринимателей провела расчеты на примере конкретной компании, которая имеет два цементных завода: один в Волгограде, другой в Казахстане. В Казахстане сумма издержек меньше на 30%.
При этом наша система отличается от большинства европейских тем, что у нас нагрузка на корпоративный сектор гораздо выше, чем на физических лиц. Это дестимулирует развитие производства. В России легче купить яхту, дорогую машину, элитную недвижимость, чем построить завод. Нам жизненно важно перенести тяжесть фискальной нагрузки с процесса производства на процесс потребления.
Понятно, что психологически тяжело решиться на новую налоговую реформу после удачной реформы начала «нулевых». Тогда она была вызвана необходимостью стабилизации финансовой системы, то теперь перед страной стоят иные задачи – прежде всего обеспечение экономического роста. Новые приоритеты подразумевают изменения в налоговой системе.
Пока речь не идет о кардинальных реформах, революциях. Необходимо понять, как в сегодняшней ситуации, не дисбалансируя систему в целом, не подвергая её серьёзным рискам, выйти на решения по стимулированию роста. Важно не допустить снижения доходов бюджета, но при этом сделать еще и так, чтобы в дальнейшем за счёт роста налогооблагаемой базы доходы бюджета росли. По итогам нескольких круглых столов в формате ситуационного анализа мы сформулировали конкретные шаги по донастройке отдельных параметров налоговой системы.
Так, за последние два года мы почти потеряли микробизнес из-за резкого роста ставок социальных страховых выплат; теперь нужно стимулировать людей возвращаться на рынок и работать «в белую». Решением могло бы быть введение патентов для самозанятых, т.е. тех индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд. Получение таких патентов должно быть максимально упрощено, вплоть до оплаты и получения их в банкоматах, а минимальный срок их действия должен составить 1 год.
В целом будет правильно ввести налоговые каникулы для малого бизнеса. Но не на определенный календарный срок, как это практиковалось раньше, а на определенную сумму налогов — к примеру, на 10 млн рублей (нарастающим итогом с момента начала деятельности). Это заставит начинающих предпринимателей сразу вести бухгалтерию и облегчит им работу по окончании каникул.
Чтобы стимулировать рост производительности труда через технологическое обновление экономики, мы выступаем за налоговые вычеты при закупке нового оборудования. Это абсолютно нормальная практика, принятая в большинстве развитых экономик.
Налоги можно использовать и для стимулирования региональных и муниципальных властей. Уже сформулировано поручение председателя правительства Минфину и Минэкономразвитию – представить предложения о расширении источников доходов местных бюджетов. В соответствии с ним, чтобы у муниципалитетов были стимулы более плотно заниматься развитием бизнеса на своих территориях, будут установлены дополнительные отчисления в муниципальные бюджеты по всем налогам, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% прироста объема таких платежей за отчетный период.
Недавно в поручениях председателя правительства впервые в нашей истории записана необходимость обсудить налоговую систему в привязке к обеспечению экономического роста. Это открывает хорошие перспективы для реализации озвученных выше предложений, а также дает возможность начать разговор о подходящем для России пути реформирования налоговой системы. Пора перестать жать на тормоз.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
соседних регионов ЦФОБелгородской (9,8), Воронежской (9,7), Тульской (9,1) и Тамбовской (8,7) областей.
Список литературы
1. Итоги деятельности администрации Липецкой области по социально-экономическому развитию региона в 2017 году и задачи на 2018 год// Под ред. Козодерова А.В. — Липецк, 2018. — 384 с.
3. Исупова О.А., Табашникова О.Л. Трансформация основных функций управления в малом и среднем предпринимательстве на современном этапе (на примере Кемеровской области) // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2005. № 41 (48). С. 88-95.
4. Новосадов С.А. Социально-экономическая трансформация глобального развития общества при переходе к новому концептуальному состоянию: предпосылки, тенденции, прогностика. -Москва, 2016. — 214 с.
6. Толстолесова Л.А. Сырьевые регионы и инвестиционные стратегии. Финансово-инвестиционная стратегия устойчивого развития сырьевых регионов // Российское предпринимательство. 2010. № 8-2. С. 159-163.
Губертов Е.А., Полетаева А.А.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, Правительство РФ, налоги, доходы бюджета, расходы бюджета.
Аннотация: в статье раскрываются современное состояние и основные изменения в бюджетно-налоговой политике России. Делаются вывод о росте налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы и сокращении расходов бюджета.
Keywords: fiscal policy, government of the Russian Federation, taxes, budget revenues, budget expenditures.
Основными приоритетами Правительства России в области бюджетно-налоговой политической деятельности является создание эффективной и эластичной налоговой системы, обеспечивающей экономическую стабильность на среднесрочный и долгосрочный период и укрепление сбалансированности бюджета в экономической системе страны.
Бюджетно-налоговая политика — это политика формирования регулирования государственного бюджета, реализация мер правительства, направленных на упорядочивание государственных расходов, системы налогообложения с целью влияния на экономическое развитие общества .
Само понятие «бюджетно-налоговая политика» объединяет в себе два крупных направления деятельности любого государства и разделяется (хотя и находится в тесной взаимосвязи) на налоговую и бюджетную политику. Рассмотрим каждую из них в отдельности и отметим основные изменения в России по этим двум составляющим.
Важной задачей налоговой политики современной России является создание устойчивой налоговой системы, снижение налоговых ставок при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет отмены неэффективных налоговых льгот.
Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка и физических лиц условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения населения.
Налоговая политика РФ на современном этапе формируется Минфином, который ежегодно публикует информацию о планируемых направлениях ее развития. В ней приводятся данные о том, какой же будет налоговая политика в последующие 2 года. В частности, подобный проект на 2016 — 2018 годы был размещен на сетевом ресурсе ведомства 27 июля 2015 года. Регулирование политики налогообложения призвано решить комплекс задач по стимулированию деловой активности, противодействию кризисным явлениям, повышению наполняемости казны и т.д.
В Российской Федерации с 1 января 2018 года были введены следующие основные изменения в налогообложение:
— фиксированные страховые взносы для ИП больше не зависят от МРОТ, а устанавливаются в твердой сумме на каждый год (закон от 27.11.2017 № 335-ф3);
— коэффициент-дефлятор, корректирующий базовую доходность при расчете «вмененного» налога, увеличился до 1,868 (в 2017 г. -1,798). Для плательщиков ЕНВД это означает рост налога при прочих неизменных показателях;
— в ряде регионов с 1 мая 2018 г. в порядке эксперимента начнет действовать курортный сбор.
Кроме того, в последующие годы предстоит серьезное изменение налогового законодательства в части повышения налоговых ставок. Пока в Правительстве Российской Федерации идут обсуждения будущих реформ, однако, уже можно выделить следующие их основные направления:
— повышение налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13% до 15% или 20%;
— снижение страховых взносов до 22% и увеличение НДС до 22%, при этом все существующие льготы по НДС должны быть сохранены;
— переход с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на добавленный доход).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Таким образом, в ближайшей перспективе страна может столкнуться с ростом налогообложения. Теперь рассмотрим бюджетную политику.
Бюджетная политика — стратегическое направление, которое определяет перспективы формирования и последующего использования финансов в целях решения главных проблем экономики.
Большую роль в российской экономической политике играют налоги и общественные расходы, которые формируют основную часть бюджетных поступлений — от 70 до 95% доходов бюджета.
В России разработана на государственном уровне Бюджетная стратегия до 2023 года — основополагающий долгосрочный документ в области бюджетно-налогового регулирования экономики государства.
Одна из основных целей бюджетной стратегии — определить приоритеты расходов и сферы проведения институциональных реформ. Проведя анализ бюджетной стратегии, было отмечено, что расходы консолидированного бюджета России сократятся до 31,9% в 2023 году, федерального бюджета — до 15,1%., это означает, что в ближайшие десятилетия государство будет находиться в ситуации необходимости сокращения госрасходов, но это снижение ни в коем случае не должно затронуть социальную сферу .
Отметим, что прежде чем сокращать бюджетные расходы, необходимо осуществлять комплекс мер по повышению эффективности госрасходов и сохранению макроэкономической стабильности.
Основной целью государственной экономической политики на ближайшие три года заявлено расширение потенциала сбалансированного развития страны. Решение этой задачи потребует проведения экономической политики, направленной на обеспечение стабильности и предсказуемости экономических и финансовых условий, а также на устранение структурных дисбалансов и препятствий для развития, связанных в том числе с конкурентоспособностью и эффективностью размещения ресурсов в экономике .
Однако бюджетная политика страны, по мнению некоторых экспертов, имеет ряд недостатков .
Так эксперты центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в своем докладе замечают, что объем чистых заимствований, заложенных в проекте бюджета на 2018 год (788 млрд. руб.), практически совпадает с ожидаемой суммой пополнения Фонда национального благосостояния (717 млрд. руб.). Фактически Россия занимает на рынке и переводит эти средства на валютные счета в ЦБ, интерпретируют авторы заключения. Поскольку госбумаги сейчас размещаются под 7-8% годовых (доходность десятилетних ОФЗ составляет 7,5%), а средства ФНБ хранятся на валютных счетах в Банке России и приносят бюджету скромную доходность (менее 1,5% в 2016 году, по данным Счетной палаты), экономисты делают вывод о «значительном элементе неэффективности», по сути — о прямых потерях бюджета на процентных расходах .
В первую очередь, отмечается, что связь бюджетной и налоговой политики хоть и существует, однако, власти готовят три различных программных документа — основные направления бюджетной политики, налоговой политики и таможенно-тарифной политики. По
мнению председателя комитета Госдумы по бюджету Андрея Макарова: «Когда мы читаем эти разные документы, такое ощущение, что о разных странах речь идет в некоторых местах». Документ должен быть один.
Уровень неналоговых платежей в России достиг уже таких масштабов, что разговаривать надо не о налоговой нагрузке, а о фискальной, сказал президент Торгово-промышленной палаты (ТИП) Сергей Катырин. В некоторых регионах количество неналоговых платежей достигает 70, отметил он, ссылаясь на подсчеты экспертов.
Таким образом, основные направления бюджетно-налоговой политики РФ сосредоточены на сокращении расходов и росте доходов в ближайшей перспективе. Разработанный комплекс мероприятий должен сбалансировать бюджет и обеспечить макроэкономическую стабильность экономики нашей страны. Как реформы скажутся на гражданах пока неясно, однако, у специалистов и экспертов существуют серьезные опасения в росте теневого сектора экономики и снижении уровня жизни населения.
Список литературы
3. Панина Е.В. Проблемы формирования доходной части региональных бюджетов в Российской Федерации в условиях государственного регулирования // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). О. 117-126.
6. Шагиева А.Х. Концептуальные подходы к моделированию процессов институционализации антикризисного управления. монография. — Москва, 2011. — 108 с.
Добавить комментарий