Налоговый консультант обучение

Знать

Типы, формы и методы оптимизации налоговых платежей по правовым основам налогового консультирования в России и за рубежом; финансовую, бухгалтерскую и другую отчетность организаций различных форм собственности, отчетность предпринимателей, оценивать налоговые последствия конкретных хозяйственных операций в рамках существующего налогового законодательства и планируемых его изменений для принятия оптимальных финансовых решений; организационные технологии эффективного консалтинга по вопросам налогообложения юридических и физических лиц и эффективных методов оптимизации налоговых платежей.

Уметь

Выявлять проблемы налогового характера при анализе практических ситуаций по вопросам методологии и практики налогового консультирования в России и за рубежом; оказывать консалтинговые услуги организациям различных организационно-правовых форм, финансово-кредитным учреждениям; разрабатывать методики консультирования российских и зарубежных компаний по отдельным налогам.

Владеть

Особенностями организационных и методических технологий эффективного консалтинга по вопросам методологии и практики налогового консультирования в России и за рубежом, разрабатывать и принимать наиболее эффективные решения по управлению налоговыми рисками; практическими навыками по вопросам построения эффективного бизнес – процесса налогового консультирования и предотвращать негативные последствия налоговых правонарушений; правовыми и методическими навыками налогового консультирования хозяйствующих субъектов и физических лиц по организационным, экономическим, информационным основам налогового консультирования, в том числе при разрешении налоговых споров.

Программа обучения:

1. Базовая часть

1.1 Трудовое право

1.2 Налоговое право России

1.3 Правовые и организационные основы консультационной деятельности

1.4 Этика и психология делового общения (коучинг)

2. Профильная часть

2.1 Налоги и сборы с юридических и физических лиц: особенности исчисления и уплаты

2.2 Отраслевые особенности налогообложения и финансового управления

2.3 Бухгалтерский учет и отчетность

2.4 Налоговый учет и отчетность

2.5 Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности

2.6 Международные стандарты финансовой отчётности и особенности трансформации

2.7 Анализ налоговой нагрузки компании и меры ее оптимизации

2.8 Анализ налоговых и финансовых рисков

В Республике Беларусь функционирует институт налогового консультирования, введенный Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ). Налоговыми консультантами ведутся дискуссии от лица бизнеса с представителями налоговых органов.

Актуальные сведения в отношении налоговых консультантов содержатся в Едином реестре налоговых консультантов, который размещен на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.gov.by в разделе «Налоговые консультанты»/»Единый реестр налоговых консультантов». В любое время инвестор может воспользоваться данным сервисом для выбора налогового консультанта и поиска его контактной информации (телефон и электронная почта).

По состоянию на 04.05.2019 в Едином реестре налоговых консультантов содержится информация в отношении 392 специалистов, получивших квалификационный аттестат налогового консультанта.

В соответствии с положениями Указа осуществлять деятельность по налоговому консультированию вправе только субъекты хозяйствования, т.е. налоговые консультанты, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, либо коммерческие организации, в штате которых состоят работники, являющиеся налоговыми консультантами.

Важным атрибутом института налоговых консультантов является наличие ответственности за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций. Аттестованные налоговые консультанты страхуют свою профессиональную ответственность и отвечают за налоговые претензии, обращенные к их клиентам, что является существенным преимуществом для инвесторов.

В Республике Беларусь налоговое консультирование может осуществляться, как в виде комплексного обслуживания консультируемых лиц, так и в виде оказания каких-либо отдельных услуг, как на разовой, так и на долгосрочной основе. К примеру, налоговые консультанты вправе оказывать услуги по:

  • консультированию по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица;
  • подготовке рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений (разработка учетной политики, информирование о новациях в законодательстве и т.п.);
  • ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
  • составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
  • представлению интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях (направление налоговых деклараций (расчетов), иных документов, заявлений и жалоб в налоговые органы и т.п.).

Таким образом, налоговые консультанты в силах оптимизировать временные затраты инвесторов на консультации и изучение нюансов в сфере налогообложения, а также обеспечить защиту их интересов.

Главная «» Обучение и повышение квалификации «» Будущему налоговому консультанту

версия для печати

  • Как правильно выбрать программу подготовки?
  • Какие дисциплины включает в себя программа «Налоговое консультирование»?
  • Где и когда можно пройти обучение?
  • Какие документы представляются в организацию, выбранную для обучения?
  • Каким документом подтверждается квалификация «Консультант по налогам и сборам»?

Чтобы подтвердить соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» и получить квалификационный аттестат Палаты налоговых консультантов, необходимо пройти подготовку по дополнительной профессиональной программе «Налоговое консультирование» в одной из образовательных организаций, являющихся партнерами Палаты. Подготовка по программе завершается сдачей квалификационного экзамена. Чтобы приступить к подготовке по программе «Налоговое консультирование», следует направить заявление в выбранную образовательную организацию через инфо-ресурс

Членство в Палате налоговых консультантов неотделимо от статуса аттестованного Палатой налогового консультанта. Квалификационные аттестаты «Консультант по налогам и сборам» выдаются только членам ПНК.

Претендент самостоятельно выбирает программу подготовки (с учетом минимальных квалификационных требований) и партнерскую образовательную организацию, в которой он будет проходить обучение.

Как правильно выбрать программу для прохождения подготовки в образовательной организации?


Программа «Налоговое консультирование»скачать презентацию

Название программы

Объем, ак. час.

Кому рекомендована программа (критерии допуска к подготовке)

«Налоговое консультирование»

Программа профессиональной переподготовки для претендентов, имеющих:
• высшее экономическое и/или юридическое образование;
• непрофильное высшее образование;
• среднее профессиональное экономическое и/или юридическое образование.
Стаж не является критерием допуска к подготовке по данной программе. Однако стаж влияет на категорию, которая присваивается по итогам подготовки и аттестации. По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением II категории, если претендент подтвердит стаж в сфере экономики и/или права не менее 3 лет из последних 5 на момент начала подготовки. В противном случае (при неподтверждении достаточного стажа) после успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением III категории.

«Налоговое консультирование»

Программа профессиональной переподготовки для претендентов, имеющих: • высшее экономическое и/или юридическое образование;
• среднее профессиональное экономическое и/или юридическое образование.
Стаж не является критерием допуска к подготовке по данной программе. Однако стаж влияет на категорию, которая присваивается по итогам подготовки и аттестации. По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением II категории, если претендент подтвердит стаж в сфере экономики и/или права не менее 3 лет из последних 5 на момент начала подготовки. В противном случае (при неподтверждении достаточного стажа) после успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением III категории.
Программа отличается от программы объемом 380 ак. час. как глубиной проработки тем, так и собственно содержанием программы (в программе объемом 380 ак. часов рассматривается более широкий круг тем и вопросов).

«Налоговое консультирование»

180 Программа повышения квалификации (интенсив) для претендентов, имеющих: • высшее экономическое и/или юридическое образование и • стаж работы в области экономики и/или права не менее 3 лет из последних 5 на начало подготовки.
Как правило, эту программу выбирают давно практикующие аудиторы, финансовые директора, главные бухгалтеры крупных компаний, налоговые адвокаты и т.п.).
По итогам успешной сдачи квалификационного экзамена подтверждается соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» с присвоением II категории.

Какие дисциплины включает в себя программа «Налоговое консультирование»?

  • Налоговое право
  • Налогообложение юридических и физических лиц
  • Правовое регулирование экономической деятельности
  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования
  • Организация и методика налогового консультирования

Налоговые консультанты способны компетентно, с учетом индивидуальных особенностей налогоплательщика: — вести налоговый учет, формировать и представлять налоговую отчетность; — планировать налоговые последствия бизнеса, сделок, отдельных операций; — оптимизировать налоговую нагрузку (в правовом поле), минимизировать налоговые риски; — представлять и защищать законные права и интересы налогоплательщиков на досудебной стадии урегулирования налоговых споров и в суде; — оказывать услуги в форме устных и письменных налоговых консультаций.

Где и когда можно пройти обучение?

Подготовку претендентов по программам Палаты проводят образовательные организации — партнеры Палаты, расположенных в разных городах России.
Если в Вашем городе действуют несколько партнерских образовательных организаций, при выборе стоит ориентироваться на: преподавательский состав, частоту проведения экзаменов (см. график) и активность проведения курсов повышения квалификации данной организацией.
Высокие показатели могут свидетельствовать о качестве образовательных услуг, подтвержденном неоднократным выбором специалистов, сделанным в пользу этой организации.
Стоимость обучения сама по себе не является определяющим критерием в вопросе качества обучения, однако стоит учитывать, что низкая стоимость обычно не свойственна программам ДПО, к реализации которых привлекают экспертов-практиков.

Информация о текущем наборе групп в образовательных организациях

Единый реестр образовательных организаций

Какие документы представляются в образовательную организацию, выбранную для прохождения подготовки?

  • заявление о допуске к подготовке по программе Палаты «Налоговое консультирование», подается через инфо-ресурс;
  • анкета со сведениями об образовании и стаже;
  • 2 фотографии размером 3х4 см (формат фотографий — деловой, без овалов и уголков);
  • согласие на обработку персональных данных.

Обращаем внимание: — если претендент имеет диплом о высшем образовании, выданный не российским высшим учебным заведением, но признаваемый эквивалентным российскому согласно международному соглашению, он представляет нотариально заверенный перевод диплома и ходатайство о допуске к подготовке по программе Палаты; — опыт работы, полученный за рубежом, не может быть автоматически признан достаточным в соответствии с минимальными требованиями к претендентам. Каждый случай требует индивидуального рассмотрения. Претенденты, имеющие стаж работы за рубежом, до начала подготовки представляет копию документа, подтверждающего стаж, и ходатайство о допуске к подготовке по программе Палаты; — опыт работы на должностях, потенциально не способствующих формированию специфических компетенций консультантов по налогам и сборам, не рассматривается Палатой (например, секретарь, администратор, офис-менеджер, менеджер по работе с клиентами, менеджер по продажам и т.п.); — опыт работы может быть также подтвержден актуальной выпиской из ЕГРИП, копией удостоверения адвоката и т.п.

Каким документом подтверждается квалификация «Консультант по налогам и сборам»?

В случае успешной сдачи квалификационного экзамена специалист получает следующие документы, подтверждающие его соответствие квалификации «Консультант по налогам и сборам» и принадлежность к профессиональному сообществу налоговых консультантов:

  • квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам»;
  • документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации — по программам 180 ак. час. или диплом о профессиональной переподготовке — по программам 260, 380 ак. час.), выдаваемый образовательной организацией;
  • удостоверение Консультанта по налогам и сборам (подтверждает членство в Союзе «ПНК»)

Квалификационный аттестат и удостоверение выдаются только при отсутствии задолженности по оплате членских взносов.

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим только часть программы и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Налоговое консультирование. Обучение специальности «Консультант по налогам и сборам» (380 ак.часов)

Длительность: 4,5 месяца Вечерние группы
18:30-21:40
Комбинированные
группы
ПТ18:30-21:40
СБ10:00-17:00
Стоимость

Аттестат налогового консультанта Палаты Налоговых консультантов

Продвинутый курс, рассчитанный на профессионалов: профессиональных бухгалтеров, финансистов, юристов.

по мере формирования групп по мере формирования групп 48 600 р.
Взнос в Палату НК за сдачу экзамена:
11 000 р.

Повышение квалификации Налоговых консультантов

По итогам обучения (72 часа) выдается продление квалификационного аттестата Налогового консультанта.

Даты уточняются

18 500 р.

Программа дополнительного профессионального образования Палаты налоговых консультантов РФ

Программа для экономистов

  1. Налоговое право.
  2. Налогообложение юридических и физических лиц.
  3. Правовое регулирование экономической деятельности.
  4. Организация и методика налогового консультирования.

Программа для юристов

  1. Налогообложение юридических и физических лиц.
  2. Бухгалтерский учет и отчетность.
  3. Для успешного освоения раздела необходима подготовка в объеме курса «Бухгалтерский учет для начинающих»
  4. Финансово-экономический анализ для целей налогового консультирования.
  5. Организация и методика налогового консультирования.

В результате обучения слушатели приобретают знания и навыки, позволяющие выпускникам оказывать консультации по применению налогового законодательства организациям и физическим лицам, давать необходимые рекомендации для формирования налоговой базы по видам налогов и сборов, составу затрат, относимых на себестоимость для целей налогообложения, использованию льгот, по вопросам прав и обязанностей налогоплательщиков, а также о порядке обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц.

Преподаватели – высококвалифицированные эксперты, аттестованные налоговые консультанты-практики, аудиторы, налоговые адвокаты, имеющие успешный опыт ведения налоговых споров в арбитражных судах, авторы известных учебных пособий.

  • По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации, по результатам сдачи экзамена – квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» Палаты налоговых консультантов РФ с правом ведения профессиональной деятельности.
  • Аттестованные выпускники получают членский билет Палаты налоговых консультантов и включаются в Единый реестр налоговых консультантов России.

Требования к слушателям:

  1. Высшее экономическое и/или юридическое образование.
  2. Стаж работы по специальности не менее семи лет из последних десяти.

Профессия «налоговый консультант» для нашей страны достаточно новая. Немногие вузы на данный момент способны подготовить квалифицированных профессионалов в этой области. С вопросами о подготовке и работе налоговых консультантов мы обратились к президенту Палаты налоговых консультантов, доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, государственному советнику налоговой службы I ранга Дмитрию Чернику.

— Дмитрий Георгиевич, расскажите о налоговой системе в России.

— Налоговая система в России сравнительно новая, она существует с 1992 года. Раньше, в царской России была стройная и четкая налоговая система, но в 1917 году она была разрушена, и только в 1991 году ее начали воссоздавать. Современная налоговая система со всеми многочисленными изменениями действует с 1992 года. Налоговое законодательство очень сложное не только в России, но и во всех странах мира — это естественно. Дополнительная сложность российского налогового законодательства связана с тем, что его становление совпало с изменением общественного строя в России. Проще говоря, в 1992 году в России началась реставрация капитализма. Поэтому у нас одновременно идут становление и развитие налоговой системы и крупные изменения в экономике и строе страны вообще. В силу этого последние 16-17 лет мы живем в условиях непрерывной налоговой реформы: изменения, дополнения, введение одних налогов, отмена других, изменение порядка исчисления налогов и так далее.

— Трудно быть налоговым консультантом в нашей стране?

— В принципе, профессия налогового консультанта такая же, как профессия бухгалтера или филолога. Но если в западных странах эта профессия существует лет сто, а то и двести, то у нас квалифицированных специалистов лет 10-15 назад не было вообще. Плюс все та же специфика переходного периода. Сколько он еще продлится? Я думаю, те, кто устраивал нам этот «переход», предполагали управиться за два-три года, но поскольку мы с самого начала пошли весьма неверными дорогами, наша экономическая реформа буксует, и налоговая реформа будет проходить еще лет десять. К 2020 году, может быть, что-то стабилизируется, а пока в развитии налоговой системы мы идем методом проб и ошибок.

— Когда и каким образом появилась Палата налоговых консультантов?

— Если система налогообложения у нас возникла в 90-92 годах, то налоговые консультанты появились намного позже. По сути дела, налоговое консультирование начало развиваться в нашей стране где-то с 2001 года. Сначала налоговые консультанты потребовались государству, и была создана Государственная налоговая служба РФ, которая затем преобразовалась в Министерство по налоговым сборам. Потом потребовались люди, специализирующиеся исключительно на консультативной помощи организациям и физическим лицам. В 2002 году была зарегистрирована Палата налоговых консультантов. Ее основателями стали РосНОУ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московский социально-экономический институт, ГУУ и Научно-методологический центр при Министерстве по налоговым сборам.

— Каковы основные задачи Палаты?

— В первую очередь, это становление и развитие налогового консультирования в России. Во-вторых, координация деятельности по подотовке, переподготовке и повышению квалификации налоговых консультантов, практическая помощь специалистам в этой сфере, обеспечение информационной связи между ними. Палата имеет свой печатный орган, проводит круглые столы, конференции, международные семинары. В 2008 году Палата стала членом-наблюдателем Европейской конфедерации налоговых консультантов. И третья ее задача заключается в обобщении предложений о том, в какую сторону должна двигаться налоговая реформа. Так как вокруг Палаты объединены квалифицированные специалисты в области налогооблажения, мы критически оцениваем существующие законопроекты, вносим свои предложения. Часто налоговому консультанту тяжело пробиться в какие-то государственные органы, поэтому мы контактируем с министерствами финансов и экономического развития, Налоговой службой, Госдумой, Советом Федерации, доводим наши идеи до высших законодательных и исполнительных органов власти.

— Какое образование необходимо получить человеку, чтобы стать налоговым консультантом?

— Налоговый консультант должен быть одновременно и экономистом, и юристом. Это профессия, которая объединяет две специальности, поэтому мы определили, что налоговым консультантом может быть человек с высшим экономическим или юридическим образованием, который несколько лет проработал по специальности. После этого он уже может пройти обучение по программе подготовки налоговых консультантов, сдать экзамены и получить аттестат Палаты.

— Какие требования Палата предъявляет вузам, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации налоговых консультантов?

— У нас существует такой порядок: вузы, которые хотят выдавать аттестат Палаты налоговых консультантов, должны аккредитоваться. Мы очень строго подходим к отбору тех, кто аккредитуется. В прошлом году было 96 аккредитованных вузов, в этом — 85 (около 30 в Москве, остальные — за ее пределами). Мы сочли работу ряда вузов в последние два-три года неудовлетворительной, подготовку не очень хорошей и лишили их аккредитации. Нам важно не увеличивать количество вузов, а повышать качество обучения.

— А есть вузы, которые можно было бы привести в пример?

Активнейшим образом готовит налоговых консультантов РосНОУ, могу также выделить Воронежский государственной университет, Приморский государственный университет, Московский социально-экономический институт, Государственный университет управления и целый ряд институтов и университетов на бескрайних просторах Сибири.

— Можно ли стать налоговым консультантом, минуя Палату?

— Очень важно, чтобы обучение налоговых консультантов велось по одним программам — и в Москве, и в Петербурге, и в Южно-Сахалинске, и в Калининграде. Это главная цель Палаты. Именно для того, чтобы обеспечить эту единую систему, стандартизировать подготовку, программы обучения разрабатываются и утверждаются Палатой, которая имеет для этого общественный орган — УМ Совет, объединяющий ведущих специалистов, ученых, практиков. В наших программах обучения своевременно учитываются изменения налогового законодательства. Программы, не утвержденные Палатой, просто не принимаются во внимание, и мы не считаем людей, которые подготовились по каким-то другим программам, налоговыми консультантами.

— Палата сама экзаменует кандидатов в налоговые консультанты?

Да, экзамен проводит Палата. Состав комиссии согласовывается с Палатой, председатель и ответственный секретарь экзаменационной комиссии назначаются Палатой, билеты, задания разрабатываются в Палате. Представители Палаты вскрывают запечатанный пакет с экзаменационными билетами на глазах группы и членов комиссии. Это позволяет обеспечить единую систему подготовки на всей территории России.

— В связи с постоянными изменениями налогового законодательства как часто налоговым консультантам приходится переучиваться?

— Аттестат Палаты выдается на два года. По истечении этого периода налоговый консультант, если он хочет продолжать свою деятельность, должен подтвердить квалификацию. Здесь есть несколько способов.

Первый — классический: прийти в Палату или в одно из аккредитованных учебных заведений, прослушать лекции, поработать на семинарах, сдать экзамены (72-часовая программа).

Второй путь — в Москве существует Центр налогового консультирования и стажировки, где консультант, подтверждающий свое звание, сидит и принимает население, любого, кто зашел. А рядом сидит консультант-наставник (преподаватель) и контролирует, насколько испытуемый правильно беседует, дает советы и консультации. Только при крайней необходимости наставник вмешивается. Отработав 72 часа по такой программе, консультант подтверждает свою квалификацию.

Третий способ — мы засчитываем научные публикации. Если человек предоставляет несколько крупных научных публикаций в солидных изданиях в области налогообложения, то мы подтверждаем ему звание консультанта. И так каждые два года.

Подтверждение квалификации может проходить также и в форме зачета ситуаций. Налоговый консультант направляет в Палату не менее 30 ситуаций, Палата проводит их экспертизу и принимает решение о зачете или отказе в зачете предоставленных ситуаций.

— Не планируется ли уменьшить или увеличить срок действия аттестата Палаты?

— Пока нет, планируется другое. Возможно, будет введена категорийность, наподобие классных чинов в налоговой службе. Например, если вы работаете первый год, вы — консультант третьей категории, два раза вы продлили аттестат, успешно работаете — повышаете свою классность, переходите из третьего класса во второй, потом из второго в первый. Этот вопрос сейчас в стадии проработки. Увеличение срока действия аттестата будет возможно только тогда, когда стабилизируется налоговое законодательство.

— Как вы относитесь к подготовке специалистов за рубежом?

— За рубежом уровень образования гораздо ниже нашего. Передовой опыт мы перенимаем: проводим международные симпозиумы, приглашаем высококлассных специалистов из-за границы, но только для обмена опытом, ни в коем случае не для обучения наших консультантов. Я не видел ни одного иностранца, который знал бы российское законодательство. Нет в мире человека, который может нас учить. В России работают четыре крупных аудиторских компаний, действующие по всему миру, — такого количества ошибок, как у них, по-моему, нет ни у одной российской компании.

— Нужно ли законодательно регулировать деятельность налоговых консультантов?

— Особой необходимости в этом, на мой взгляд, нет, хотя такой закон готовится. Но прежде, чем вырабатывать концепцию закона, необходимо устранить множество неясностей. Например, налоговый консультант — это кто? Свободный специалист, типа частного врача или адвоката, или предприниматель? Можно найти достаточно аргументов и в защиту того, что это свободная профессия, и того, что это предпринимательская деятельность. Кроме того, налоговый консультант чаще всего работает не сам по себе, обычно он — сотрудник какой-то компании. Этот вопрос очень сложный, и мы над ним будем работать не спеша, а не по сиюминутному требованию масс.

— Каков статус такого специалиста, как налоговый консультант?

— Статус специалиста, на мой взгляд, определяет рынок. Вы можете ему медаль выдать и высшую категорию назначить, но если клиент им не доволен, ничего не поможет.

— А степень ответственности за работу?

— Понимаете, это все сказки. Степень ответственности определяется договором. Мы вошли в рыночные отношения и до сих пор этого не поняли. Эти вещи регулирует рынок. Например, вы договорились, что обслуживаете предприятие, оно вам платит, а налоговая инспекция предприятие штрафует. Если по договору ответственность за такое развитие событий лежит на вас, то штраф ложится на вас. Оштрафовали на 10 миллионов, вы платите их сами, но только стоимость услуг налогового консультанта в этом случае будет составлять 15 миллионов. В России, по крайней мере, все определяется договором, будь то лица физические или юридические.

— А существует ли практика страхования рисков?

— Обязательно. Любой налоговый консультант может обратиться в страховую компанию. Деятельность аудиторских, консалтинговых компаний страхуется. Если консультант работает на свой страх и риск один, он тоже, как правило, страхуется. Страховая компания непременно является участником этого процесса.

— Хватает ли нашей стране специалистов в сфере налогового консультирования?

— На данный момент количество обученных специалистов — свыше семи тысяч, продливших квалификационный аттестат — свыше двух с половиной тысяч. В таких странах как США, Англия, Франция, Германия, Австралия соотношение «налоговый инспектор — налоговый консультант» примерно 10/11. В России примерно 142 тысячи налоговых инспекторов, то есть потребность в налоговых консультантах — 155 тысяч, а реально есть семь тысяч. Так что эта профессия в нашей стране очень перспективная.

Анна БЕЛЯКОВА