Нарушение авторского права в интернете

Любой объект творчества, будь то песня, картина, литературное произведение или видео — это авторское произведение. Его создатель имеет уникальные права на свое детище и распоряжаться им может только он. Любые попытки присвоить себе чужое творение и использование его с какой-либо целью является прямым нарушением закона об авторских правах. Рассмотрим подробно вопрос, связанный с регистрацией авторских прав на видео. В каких случаях это целесообразно, как это происходит и узнаем основные нюансы авторства.

В каких случаях стоит получить авторские права на видео

Любые видеоматериалы являются интеллектуальной собственностью и не требуют обязательной регистрации прав. Законом предусмотрено, что именно в момент создания видеоролика возникают авторские права на него. Но в настоящее время ситуация такова, что видеозапись может появиться в сети интернет и начнётся не только её массовый просмотр, но и копирование. Давайте разберемся, каким образом автор может защитить себя и свой видеоматериал от присвоения третьими лицами.

  • фильмы и сериалы;
  • видеоклипы;
  • телевизионные передачи.

Регистрация авторских прав не обязательна при создании видеосюжета. Но если возникнет конфликтная ситуация, то для защиты своего произведения, необходимо будет доказать авторство на видео при помощи документов. Только при таком условии обращение в судебные инстанции может дать положительный результат правообладателю.

Порядок и особенности регистрации авторского права на видеоматериалы

Каждый видеоролик, отснятый в соответствии с законом, должен быть защищён от посягательств со стороны третьих лиц. На законодательном уровне предусмотрено, что любому лицу запрещается копировать чужой видеоматериал и использовать его в своих целях. Однако на практике лучше подстраховаться и защитить свои авторские права. После этого создатель может по своему усмотрению распоряжаться своей интеллектуальной собственностью и иметь единоличные права на неё.

Важно: Любой видеоматериал, созданный автором, считается объектом его собственности, предметом творчества и, если угодно, неделимой собственностью. После записи видеоряда он авторство автоматически признаётся за его создателем. Именно поэтому регистрировать его не нужно.

В большинстве случаев, чтобы защитить видеоролик достаточно:

  1. Хранить видео на цифровых носителях, доступ к которым будет иметь ограниченное число людей.
  2. При выкладывании видео в сеть необходимо организовать закрытый доступ к материалу со стороны пользователей всемирной паутины. Это позволит избежать копирования материалов и использования их с целью получения прибыли или с другим корыстным умыслом.

Как защитить авторские права на видео, доступное в сети (youtube, Vk, Fb)

Ежедневно в интернете появляется большое количество видеороликов. Некоторые из них носят развлекательный характер и после просмотра становятся неинтересны. Но есть ролики, интерес к которым может проявляться у достаточно большой аудитории. Как правило, это обучающие видео, и записи, содержащие в себе полезную и уникальную информацию. Особенно большое количество таких материалов встречается на известном youtube или социальных сетях. На некоторых сайтах есть свой подход к защите авторства. Так, ютуб-канал предлагает отдельную инструкцию для всех, кто желает разместить свой видеоролик, или обучающий материал на его старницах.

К сожалению, для многих интернет-ресурсов понятие авторства не стольважно, поэтому перед загрузкой видео — подумайте о его защите.

Защитить свои права на видео, доступное в сети Интернет, можно следующими способами:

  • нанести на изображение свои индивидуальный водяной знак или специальный логотип;
  • записать авторскую заставку и давать её в начале видеоряда;
  • присутствие самого автора на видеозаписи.

Выполнение этих правил не защитит на 100% от нарушителей, желающих нажиться на чужом видео и получить за это немалую прибыль. Но это поможет значительно сократить число таких «мошенников», поскольку далеко не каждый грамотно смонтировать видео и удалить из него следы присутствия ссылок на настоящего автора.

Видеоролик представляет собой объект интеллектуальной собственности, который в соответствии с ГК РФ относится к категории аудиовизуальных материалов, являющихся результатом творческой деятельности. По закону авторские права на видеоролик возникают в момент его создания и не требуют дополнительной регистрации для обеспечения правовой охраны. Однако из-за низкого уровня культуры создания и потребления медиа-контента в России, авторские видеоролики требуют дополнительной защиты, о которой мы и поговорим в данной статье.

Способы защиты авторских прав на видеоролик

  • Публикация ролика через сервис YouTube. Международный сервис фиксирует дату загрузки видео и даже обеспечивает определенные инструменты для защиты ваших прав, если в рамках того же сервиса YouTube кто-то воспользуется вашим видео. С помощью этого сервиса можно доказать время первой публикации (создания) видео. Однако для того, чтобы иметь возможность использовать факт загрузки видео на Ютуб как доказательство в суде, потребуется нотариальное обеспечение этого доказательства. Важно! Даже если вы не хотите, чтобы ролик был общедоступным, вы можете скрыть его ото всех пользователей сервиса, но загрузить на сервер, чтобы зафиксировать время создания.
  • Нотариальное освидетельствование или депонирование. Обратившись к нотариусу, можно зафиксировать дату создания контента, чтобы в будущем иметь возможность доказать, что вы имели данный материал раньше нарушителя.
  • Сохранение всех рабочих материалов и исходных файлов, на основании которых создавалось видео. Если выполнялся монтаж, не стоит удалять исходные записи, которые также могут стать доказательством вашего авторства.
  • Регистрация в Российском авторском обществе (РАО), благодаря которой вы также фиксируете время обладания этим объектом интеллектуальной собственности.

Важно! Создавая ролики, не нарушайте авторских прав сами

Законом предусмотрена административная и даже уголовная ответственность за нарушение авторских прав. Как минимум нарушителя по закону принудят снять с публикации ролик. Также возможно решение суда о взыскании ущерба, если истец смог доказать нанесение этого ущерба. Наконец, за злостное нарушение авторских прав предусматривается до 2 лет лишения свободы.

Поэтому нужно не только защищать свои права, но и создавать контент, не нарушающий авторских прав. В частности, многие авторы видео применяют музыкальные произведения без согласия правообладателей, чего делать нельзя. У любого аудиовизуального произведения имеются определенные условия использования третьими лицами, которые нужно учитывать.

Хотите знать, как правильно защитить видео авторским правом на YouTube ?.

Ролики под названиями вроде: «Как обойти авторское право на YouTube» и «Как заработать на YouTube на чужих видео» не редкость в сети Интернет. Но мы будем давать советы не тем, кто хочет нажиться на чужом творчестве или на чужой интеллектуальной собственности. А честным законопослушным гражданам – создателям авторского контента, которые просто хотят защитить свои права на него. Причем, как защитить видео авторским правом , мы подскажем и поможем не только на сервере YouTube, но и на любых других сайтах Рунета.

У «продвинутых» пользователей YouTube может возникнуть вопрос: зачем нужна дополнительная защита, если сам YouTube делает все возможное, чтобы защитить права авторов?

Действительно, на этом популярном сервере «народного творчества» действует система Content ID – собственная разработка сервиса YouTube. Подобно текстовым системам типа «Антиплагиат», система Content ID проверяет закачанные на YouTube видеоролики. И если в них есть куски с использованием чужого материала, появляется надпись «совпадение со сторонним содержанием». Особенно придирчива эта система проверки авторства на YouTube к использованию в авторских видеороликах кусков художественных фильмов, музыки из них или отдельных видеоклипов на музыкальных каналах. Нельзя также использовать в авторских видеороликах куски рекламных телевизионных роликов или части мультфильмов, и, конечно, нельзя это размещать в полном виде. Все мультфильмы и реклама для телевидения имеет своих владельцев. И трансляции с футбольных матчей — тоже нельзя. А также – запрещено выдавать за свои ролики популярных видеоблогеров.

За два ролика «видеоплагиата» можно получить на YouTube два «страйка», после чего канал нарушителя авторских прав на YouTube будет заблокирован.

Но… Внимание! Контент, созданный обычными пользователями и не защищенный авторским правом, заливать на YouTube может любой желающий, а затем подключать за просмотр этого видео монетизацию . То есть: кто-то вам совершенно неизвестный может получать деньги за ваше видео, если оно не защищено, и этот предприимчивый мошенник будет считаться автором данного видеоролика.

А, между прочим, деньги на YouTube видеоролик домашнего производства может заработать немалые. Все ведь зависит от содержания видео. Если это нечто очень смешное или сенсационное, то пользователи будут по цепочке передавать это видео друг другу, а видеоролик станет набирать миллионы просмотров.

Обычно в поисках наилучшего способа, как видео защитить авторским правом , честные создатели авторских роликов для YouTube называют следующие способы:

  • Во-первых, поставить на видео свой водяной знак или логотип.
  • Во-вторых, можно сделать авторскую заставку и указать на видео в разных местах адрес сайта.
  • В-третьих, сам автор может появится в какой-то момент ролика на экране и сказать: «Подписывайтесь на мой канал и ставьте «лайки».
  • И в-четвертых, собственно начать пользоваться по всей программе системой защиты контента от YouTube.

Однако все эти способы, хоть и защитят от какой-то части особо ленивых мошенников, не владеющих техникой монтажа, все же не гарантируют стопроцентной защиты авторских прав создателей видео.

Фирменную заставку, зачастую с указанием имени и фамилии автора ролика, не составляет никакого труда, и сделать это можно на самом YouTube.

Использование в самом ролике каких-то контактных данных: сотового телефона или ссылки на канал автора, также ничего не гарантирует. Эти изображения очень просто можно замазать или сделать расплывчатыми. А «умельцев», желающих получить деньги за чужой труд, сегодня, поверьте, хватает.

Можно добиться путем долгих мытарств и при наличии достаточных доказательств авторства, чтобы распространяемый другими людьми ваш авторский видеоролик заблокировали. Получится: ни себе, ни людям.

Но на самом деле, обычно в интересах автора видеоролика на YouTube: чтобы его ролик как можно чаще копировали, распространяли друг другу через соцсети и по другим каналам, но…. При условии, что автор видео будет получать с этого свои дивиденды. Например, рекламные отчисления. Как это сделать?

Самым надежным, принятым во всех судах, во всех государственных органах и, конечно, администрацией сервера YouTube доказательством вашего авторства над тем или иным видео является его нотариальное удостоверение.

Но в обычную нотариальную контору с видеороликом не пойдешь. Куда там печать ставить-то?

Другое дело — специализированный сайт услуг сайт.

Благодаря системе электронный нотариат наши специалисты могут зарегистрировать авторство любого объекта интеллектуальной собственности. Поставить на него «штамп времени», который докажет: раньше вас этот ролик никто не публиковал, значит, вы – автор. Копия вашего авторского произведения может депонироваться в архиве нашего сервера сколько угодно лично вам. И при желании, срок хранения можно продлевать.

А кроме того, автор, который вовремя, еще до возникновения возможных конфликтных ситуаций вокруг популярного видео, озаботился подтверждением своих авторских права, получает от нас свидетельство или сертификат на конкретное произведение. А его авторство при этом подтверждается регистрационным номером, датой, временем и всеми данными создателя видео.

Можно будет затем, если видеоролик вдруг начнет набирать миллионы «лайков» и «гулять» по Сети, предъявить эти доказательства администраторам сервера YouTube и потребовать рекламные отчисления с этого ролика перечислять на ваш счет.

Веб нотариус всегда к вашим услугам. Защитить видео авторскими правами теперь довольно просто.

Один из самых интересных и яро обсуждаемых вопросов в последнее время считается авторские права на YouTube.Ведь за последнее время количество новичков, желающих подзаработать на популярном видеохостинге, значительно увеличилось……..

Но перспективные планы молодых манимейкеров очень быстро разбиваются о скалы из за авторских прав………………………………………………

Фото, видео, музыка – весь контент, который вы встретите на YouTube и, который не принадлежит вам, является собственностью другого человека .

Поэтому изначально, создавая контент, вы должны убедиться, что все материалы в вашей собственности или может использоваться вами.

Ниже мы разберем некоторые методы проверки……

Отдельно отметим, что существует несколько видов лицензий, в рамках которых можно использовать музыку в видео: ⇓

  • Open Audio License;
  • Open Music License;
  • Ethymonics free music license.

Обратите внимание, что каждый вид лицензии накладывает на вас определенные обязательства.

→ В одних случаях музыку нельзя использовать для коммерческого использования,

→ А в других – позволено монетизировать.

Напомним, что в сети существует несколько сервисов, где вы можете найти общедоступные композиции : ↓↓↓

  • – здесь большой выбор музыки и звуковых эффектов (абсолютно бесплатно);
  • Soundcloud – очень много интересных композиций для роликов;
  • Free Music Archive – представлены треки с различным типом лицензии;
  • Incompetech – музыку можно использовать для монетизации на YouTube.

Но, если у вас в руках оказалась популярная композиция и вы хотите ее использовать, но не знаете, защищена ли она авторскими правами, то в этом случае вы должны ее проверить.

Мы подготовили несколько простых методов, которые опишем ниже ⇓⇓⇓

Методы Перепроверки прав на Ютубе

Одни использует защищенные треки, обходя систему Content ID, а другие – используют лишь фрагменты популярных аудио. В том или ином случае ваш канал может быть заблокирован !!!

Чтобы не остаться у «разбитого корыта» давайте узнаем, как проверить авторские права трека на YouTube ⇓⇓⇓

Метод 1. На живца или через фейковый канал

Суть этого метода состоит в том, что мы добавим видеоролик на сторонний канал с нужной композицией в качестве фона.

Итак, как это лучше сделать : ↓↓↓

  • , чтобы основной проект не попал под санкции;
  • через делаем видео с черным фоном и накладываем музыку;
  • загружаем ролик на канал и смотрим на реакцию Content ID.

→ Если музыка защищена, то Content ID не пропустит ее, и так очень просто вы сможете проверить авторские права на YouTube.

Метод 2. Через сервис Фонотека YouTube

Хостинг сделал большое одолжение, разработав такой простой сервис, который помогает авторам работать легально.

Здесь вы найдете десятки тысяч композиций, которые можно беспрепятственно использовать в своих видео.

Обратите внимание!

Что некоторые ролики нельзя использовать для монетизации, указания авторства (CC-лицензия) и прочее.

Используйте раздел (), чтобы подробно узнать об авторстве музыки: ↓↓↓

  • Введите название композиции в поисковую строку;
  • Прочтите информацию, на каких условиях можно использовать композицию.

В Фонотеке представлена музыка, которая распространяется на свободных правах, а также по лицензии Creative Commons Attribution – такие треки можно использовать на определенных условиях (указание авторства).

Таким образом, теперь вы сможете оградить себя от ответственности за использование чужого контента и главное – без проблем проверить авторское право на музыку и видео на YouTube.

Как защитить свои авторские права в Интернете

Почему я об этом пишу

Злободневность рассматриваемой проблемы очевидна. Сегодня зона RU переполнена материалами, небезупречными с точки зрения авторского права. В Сети находится множество статей, книг и других публикаций, размещенных без (и даже вопреки) согласия их авторов. Многие материалы в процессе растаскивания по серверам теряют фамилию автора или меняют ее. Нередко оригинальные тексты подвергаются варварской редактуре и сокращению.

Мне удалось проследить судьбу нескольких собственных статей, периодически отстаивая юридическими методами свои авторские права. На сегодняшний день в печатных и электронных средствах массовой информации у меня опубликовано более 30 работ.

Часть из них выложена на информационных серверах российского Интернета. Мне достоверно известно более чем о 50 нелегальных публикациях моих материалов в Сети (подробнее см. https://www.internet-law.ru/articles/index.htm#K).

Такой пример: одна региональная газета скомпилировала материал из нескольких статьей различных авторов, в том числе и моих, не утруждая себя даже придумыванием оригинального заголовка, а использовав название раздела на сайте, где эти статьи были представлены.

На одной домашней странице я также обнаружил свою работу. Хозяин странички, к которому я обратился за разъяснениями, ответил, что разрешение на размещение этой статьи он получил от автора (!) и даже заплатил ему за это. Вот так…

Еще случай: некий адвокат, оказывающий услуги в том числе в сфере авторского права, разместил у себя на сайте мои статьи («для собственных нужд”). Трудно было спорить со служителем Фемиды, у которого слово «адвокат” на титульной странице сайта было написано с ошибкой!

Забегая вперед, скажу, что с большинством нарушителей конфликты уже улажены, в том числе с выплатой установленной законом компенсации. Но это сейчас, а пару лет назад все было по-другому…

Урегулирование разногласий

Рассказывая о своем небольшом опыте урегулирования разногласий, хочу заметить, что, как правило, я не «воевал” с владельцами «домашних страничек”, разместивших у себя мой материал, за исключением случаев, когда их экземпляр был некорректно отредактирован или приписан другому автору.

Если хозяин «домашней странички” шел на переговоры, исправлял неточности и указывал мое авторство, то никаких дальнейших действий в отношении него не предпринималось. Однако не все владельцы отличались порядочностью, поэтому в конфликт приходилось порой вовлекать и хостинг-провайдеров.

Первый контрафактный экземпляр собственной статьи я обнаружил в США в 1999 г. среди русскоязычных страниц Hack School на сайте фирмы Fortunecity Community. Так как я не смог связаться с владельцем этой «школы”, мне пришлось обратиться к вышестоящему «сайтовладельцу” (т. е. к компании Fortunecity Community). Представитель фирмы попросил предоставить доказательства контрафактности. Убедившись в обоснованности обвинения и в том, что Hack School содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, провайдер закрыл Hack School через два часа после представления доказательств. И хотя о необходимости столь быстрого решения можно спорить, тем не менее был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.

Контрафактные экземпляры неоднократно попадались и на отечественных серверах, бесплатно предоставляющих пользователям место для размещения своих страниц. На сайтах, где адрес владельца был указан, переговоры велись напрямую, и зачастую успешно. В случаях, когда частный сайт не имел обратного адреса, приходилось обращаться непосредственно к хостинг-провайдеру.

Порой на просьбу сообщить e-mail хозяина «домашней странички”, обнародовавшего мой материал, или переслать ему претензионное письмо мне отвечали: «не наше дело, сами решайте”, а то и более грубо. Впрочем, обычно мне удавалось сделать представителей компаний более вежливыми и сговорчивыми и в конечном итоге мы приходили к соглашению, но путь к нему был неблизок…

Опыт общения с нарушителями авторского права подсказывает, что прежде чем направлять претензии тому или иному сайтовладельцу, следует подготовить доказательственную базу (о ней будет рассказано чуть позже). Именно благодаря заранее подготовленным аргументам удавалось в кратчайшие сроки находить компромисс, не доводя дело до судебного разбирательства.

Со стороны потенциальных ответчиков выдвигались различные тезисы о законности использования материалов, подкрепленные соображениями о «размещении для собственных нужд”, использовании «динамических страниц” и т. д. Как правило, компании, изучив представленные доказательства нарушения ими авторских прав, после сравнительно непродолжительных переговоров на досудебной стадии, признавали выдвинутые обвинения и выплачивали установленную законом компенсацию.

Доказательственная база

В процессе подготовки к возможному судебному разбирательству следует запастись доказательствами. К их числу (согласно ст. 49 ГПК РСФСР) относятся «любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела”.

Кстати, следует отметить, что еще 20 лет назад Госарбитраж СССР и Верховный Суд СССР, уточняя источники получения фактических данных, однозначно признали письменными доказательствами документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники.

Не рассматривая весь комплекс подготовки доказательств, хочу остановиться только на наиболее важных и интересных моментах. Прежде всего, полагая, что потенциальный ответчик легко может удалить контрафактную публикацию, мною заранее были подготовлены распечатки, заверенные сотрудниками поисковых систем «Апорт” (персональная благодарность Е. Кириеву) и «Яндекс” (отдельное спасибо Е. Колмановской и А. Амилющенко).

Кроме того, готовясь к судебному разбирательству, целесообразно заручиться материалами Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Назначить проведение экспертизы полномочен, по вашей просьбе, нотариус.

Когда потенциальные ответчики апеллировали к неприменимости российского права к Рунету вообще и сетевым публикациям в частности, я знакомил их с выдержками из письма Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ (МПТР, полный текст «переписки” см. https://www.internet-law.ru/articles/index.htm#I), которое получил в ответ на свой запрос.

Министерство печати об авторском праве в Сети

Ниже я привожу свои вопросы и ответы на них министерства, снабдив их небольшими авторскими комментариями, которые, впрочем, можно пропустить.

Вопрос: Является ли авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, объектом авторского права?

Ответ МПТР: «По мнению МПТР России, авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права в случае, если она представляет собой произведение в смысле статей 5, 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»” (далее — Закон).

Комментарий. Статья 5 определяет, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме в России или за ее пределами.

Статья 6 указывает, что «авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме…”.

Далее указывается, что, во-первых, «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, «авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.

В статье 7 дается неполный перечень произведений, попадающих под определение «объект авторского права”. Первыми в списке названы литературные произведения, чем, собственно, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в статье 8 произведениям, не рассматриваемым в качестве объектов авторского права (перечень исчерпывающий), они никак не относятся.

Таким образом, электронная статья однозначно представляет собой объект авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вопрос: Является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте?

Ответ МПТР: «Размещение авторской работы, являющейся авторским произведением в соответствии с Законом, на сайте в Интернете является обнародованием, поскольку делает произведение доступным для всеобщего сведения”.

Комментарий. Целесообразно, пользуясь законом, определить разницу в «обнародовании” и «публикации” статьи. Итак, в соответствии со статьей 4 Закона:

«Обнародование произведения — осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом”.

«Опубликование (выпуск в свет) — выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы”.

МПТР РФ вопрос о публикации оставило без внимания. Жаль! Здесь не все бесспорно. Дело в том, что обнародование осуществляется путем предоставления свободного доступа к материалу неограниченному кругу лиц, но без создания экземпляров.

Таким образом, при размещении чужих материалов на сайте иногда прикрываются статьей 18 рассматриваемого закона («воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения”), где указано, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.

Как известно, размещение статьи в Сети является обнародованием, а применение статьи 18 (воспроизведение в личных целях) порождает абсурдное словосочетание «воспроизведение в личных целях путем обнародования”.

Вопрос: Когда пользователь обращается к тому или иному материалу, находящемуся на Интернет-сайте, его компьютер получает копию материала. Именно эту копию видит на своем мониторе пользователь. Можно ли рассматривать указанную копию в качестве «экземпляра произведения”?

Ответ МПТР: «Копия авторского произведения, получаемого из Интернета, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т. е. копия изготовляется в материальной форме”.

Комментарий. Электронная копия статьи записывается во временный каталог на компьютере пользователя, откуда она воспроизводится на экран монитора. Следовательно, вольно или невольно возникает «экземпляр” со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вопрос: Является ли сайт средством массовой информации, в том числе «иным средством массовой информации”?

Ответ МПТР: «Сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»”.

Комментарий. Самое время разобраться в соотношении сайта и СМИ. Итак, в соответствии со статьей 2 указанного Закона, «под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”.

Соответственно «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Закон упоминает и специализированное СМИ: «Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”.

Есть в Законе и статья 24 («Иные средства массовой информации”), где четко сказано: «Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Итак, определение «массовая информация» вполне подходит к содержимому сайтов, так как оно (в том числе «аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначено «для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона — да, поскольку «периодическое распространение массовой информации” служит одной из основных целей многих сайтов.

Изучая далее текст Закона, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (Закон о СМИ: «под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера, — как главного редактора («под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Однако сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, как правило, не являются журналистами (цитирую: «под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию”), так как далеко не все отечественные сайты зарегистрированы как средство массовой информации.

Несмотря на все вышеизложенное, следует признать, что безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества идея свободного распространения и копирования любой информации в Сети.

Увы, у этой точки зрения много поклонников и они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но из действующего законодательства России следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и им охраняются.

Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения Закона «Об авторском праве и смежных правах” и соответственно автор вправе рассчитывать на соблюдение его основных положений.

Аргументы, используемые нарушителями

Теперь хотелось бы остановиться на аргументах, наиболее часто используемых нарушителями, и рассмотреть степень их состоятельности. Итак…

Размещение чужих материалов на сайте порой обосновывается правом воспроизведения в личных целях, что не требует согласия автора и выплаты вознаграждения, но этот аргумент несостоятелен, так как размещение на сайте подразумевает его обнародование (подробнее см. комментарий к пункту 2 письма Министерства печати).

Другой аргумент, используемый нарушителями, основывался на ст. 19. Закона «Об авторском праве и смежных правах”, где указано, что допускается обнародование материала без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Пункт 3 статьи гласит: «…воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах… статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором”. С этим можно поспорить.

Во-первых, «передача в эфир”. По ст. 4 этого Закона: «Передача в эфир — сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения)…”.

Во-вторых, «сообщение по кабелю”. Согласно статье 4: «Сообщать для всеобщего сведения по кабелю — сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств”.

Таким образом «сообщать” означает: «показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы)…”, а «экземпляр произведения — копия произведения, изготовленная в любой материальной форме”. При распространении информации с сайта возникают экземпляры (см. письмо Министерства печати и комментарий к нему). Так как возникают экземпляры, следовательно, это не «сообщение”, а значит, этот пункт тоже не подходит.

Таким образом, статья 19 Закона «Об авторском праве и смежных правах” неприменима к рассматриваемому случаю.

Еще один интересный аргумент — тезис об использовании так называемых динамических страниц, когда используются скрипты, которые автоматически копируют тексты (чаще всего новости) с различных сайтов. Если эти тексты вы выкладываете на своем сайте, то с правовой точки зрения это цитирование, а фактически перепечатка.

Есть и другие аргументы, но сейчас нецелесообразно на них останавливаться, их рассмотрение актуально в контексте конкретной ситуации.

Ответственность за нарушение авторских прав

Как уже говорилось, нередко авторское произведение, опубликованное на сайте Интернета, позже целиком или частично появляется на другом сайте или в печатном издании, причем часто под чужой фамилией или вовсе без оной и в редакции, далекой от оригинала. В этих случаях обладатель авторских прав может потребовать, например, взыскания с нарушителя убытков или выплаты денежной компенсации от 10 до 50 000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Нарушители авторских прав, помимо мер гражданско-правовых, могут быть подвергнуты уголовной или административной ответственности. Напомню соответствующие положения кодексов.

Уголовная ответственность: в соответствии со статьей 146 Уголовного Кодекса РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

А если эти же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры взыскиваемой заработной платы (иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен арест на срок от 4 до 6 месяцев, а лишение свободы может быть применено на срок до 5 лет.

Административная ответственность: в соответствии со статьей 150.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если эти экземпляры являются контрафактными; или на них указана информация, которая может ввести в заблуждение потребителей; или на экземплярах уничтожен или изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные законными обладателями прав, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц — в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных первой частью статьи 150.4, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц — в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией экземпляров.

Способы защиты сетевых публикаций

Значительно проще отстаивать авторские интересы, если позаботиться о них заранее.

К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:

  • публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, что дата публикации опережает появление контрафактного экземпляра);

  • нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора;

  • документальное подтверждение существования статьи с указанием даты и автора (например, отправьте себе статью обычным письмом, почтовый штемпель и послужит подтверждением вашего авторства);

  • программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию). В этой связи см. https://www.internet-law.ru/copyrighter/.

К числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на «Доске Позора”, и аналогичные «выставки” плагиата).

В заключение хочется отметить, что пришла пора серьезно задуматься о правовой и технической защите интересов обладателей авторских прав.

На сегодняшний день несовершенство правовой базы в рассмотренной сфере порой восполняется техническими мерами защиты интересов обладателей авторских и смежных прав. Вряд ли такое положение следует считать правильным. Искренне хочется надеяться, что со временем обитатели Сети освоят цивилизованные формы использования чужих материалов.

© Антон Серго, 2001

ВНИМАНИЕ!
Статья охраняется авторским правом.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

Сфера ИНТЕРНЕТ – достаточно сложная с точки зрения использования исключительных прав. Так, анализ действующего законодательства в области авторского права и смежных прав показывает его ограниченность в вопросе регулирования и защиты исключительных прав в сети Интернет.

Проблемы нарушения авторских прав в Интернете являются одними из наиболее острых и актуальных. Сущность указанных нарушений такая же, как и вне сферы Сети. Основное отличие состоит в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете не позволяют так же просто решить проблему доказательства нарушения авторских прав.

Анализируя Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) (1) видно, что его основные положення сформулированы законодателем исходя из представления о том, что авторские произведения, как правило, распространяются издателем путем опубликования тем или иным способом, определенным тиражем и на бумажном носителе. В этом случае, издатель как посередник в отношениях между автором и читателем-пользователем играет существенную роль. В то же время в сети Интернет информация и авторские произведения существуют исключительно в форме электронных документов, при этом материальный носитель, на котором записан машинный код, не имеет существенного значения для использования этого продукта (авторского произведения). Таким образом Интернет создал виртуальное пространство, которое заполнено авторскими произведениями и объектами смежных прав, а законодательство осталось на прежнем уровне.

Рассматривая указанную проблему, можно выделить три этапа в использовании авторского произведении в сети Интернет. Каждый из этих этапов имеет свои особенности. Первый этап – это этап записи произведения в той форме, в которой оно далее начинает использоваться – на сервере, на сайте, или в памяти компьютера. Такая запись в память компьютера, в соответствии со ст. 15 Закона, является воспроизведением авторского произведения, а следовательно, связана с нарушением принадлежащего автору права на использование произведения.

Второй этап использования авторского произведения связан с возможностью предоставления доступа к записанному произведению третьим лицам. Т.е. если вы размещаете на сайте информацию об этом произведении, либо его полный текст, либо фрагменты этого произведения без согласия автора, то это также является нарушением авторских прав. При этом не имеет значения за деньги либо бесплатно осуществляется доступ к информации, размещенной на сайте. Таким образом, размещение объектов авторского права в Сети, является нарушением прав автора. Лица, осуществившие подобные действия, признаются нарушителями авторского права и (или) смежных прав. К ним, в частности, могут быть отнесены владельцы сайтов, на которых были размещены контрафактные произведения или объекты смежных прав.

Примечательно, что в США Интернет-провайдеры, предоставляющие услуги, как на коммерческой, так и на некоммерческой основе, стараются следить за тем, чтобы требования авторского законодательства неукоснительно соблюдались. Так при заключении договора с владельцами сайтов провайдеры обязательно включают в него пункт о том, что обязательно должен быть указан источник распространения той или иной информации, затрагивающий авторские права, чтобы предотвратить их нарушение и возложить ответственность за размешение этой информации на владельца сайта. В случае нарушения указаного требования провайдер может рас торгнуть в одностороннім порядке договор на осуществление услуг с последующим запретом на восстановление отношений на определенный срок.

Третий этап использования авторского произведения состоит в «скачивании» (загрузке) охраняемого авторским правом объекта в собственный компьютер и его воспроизведение на экране монитора «конечного потребителя» (2). При этом конечный потребитель, как правило, не является нарушителем авторских прав, если он не использует данное произведение для демонстрации третьим лицам и не извлекает из факта его наличия в своем компьютере коммерческой, либо какой-то иной выгоды.

При использовании произведения непосредственно на сайте, когда оно становится доступным неограниченному кругу посетителей этого сайта, произведение уже находится в памяти комп’ютера или на сервере, который осуществляет предоставление доступа к нему других лиц. При этом пользователь данного компьютера больше не создает дополнительных экземпляров произведения. Загрузка копий произведений или фонограмм не является нарушением авторского права, поскольку в соответствии со ст. 25 Закона (1) такая загрузка допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, если она осуществляется исключительно в личных целях или для круга семьи, а произведение было ранее правомерно раскрыто. Однако такое свободное использование авторского произведения не касается таких объектов как компьютерные программы, а также не распространяется на репродуцирование книг, нотных текстов и объектов изобразительного искусства.

Вместе с тем, использование авторских произведений в личных целях вызывает много вопросов. Например, возникает вопрос, на законном ли основании размещено произведение в Сети? Если произведение размещено законно, т. е. правомерно раскрыто с согласия автора, то его скачивание для личных целей также является законным. Если же оно было незаконно доведено до всеобщего сведения, то экземпляры призведений или объектов смежных прав являются контрафактными. Однако в реальной жизни считается нормальной практика копирования в личных целях призведений заведомо незаконно размещенных для свободного обозрения на сайтах. Такие действия, являющиеся нарушением законодательства, носят массовый характер, нарушители не несут никакой ответственности, и более того, ни у одного правообладателя, как правило, не возникает предмета спора о нарушении авторських прав, пока его произведение используетсмя в личных целях (3).

Из-за сложности контроля за копированием и использованием призведений в сети Интернет, а также нематериальной сущности объектов авторского права, практически невозможно установить личность нарушителя, поместившего произведение в Сети, трудно привлечь к ответственности виновное лицо и доказать факт нарушения авторского и смежных прав.

ВЫВОДЫ

Виртуальная реальность сформировала новые условия жизни общества и продолжает диктовать свои правила пользователям Интернет, который уже стал глобальным социальным явлением.

Анализ действующего законодательства в области авторского права и смежных прав показывает его ограниченность в вопросе регулирования и защиты исключительных прав в сети Интернет. В связи с возможностью анонимного доступа к Интернету, сложно установить личность нарушителя авторских прав, поместившего произведение в Сети, а также привлечь его к ответственности и доказать факт нарушения авторского и смежных прав.

Развитие сети Интернет, как глобального инструмента для распространения литературных произведений, музыки, видео и совершения иных общественных, социальных и экономических трансакций, происходит настолько быстро, что законодатель не в силах объективно и оперативно реагировать на те изменения в обществе, которые связаны с появлением новой виртуальной реальности.

Источники информации:

  1. Закон України «Про авторське право і суміжні права № 3792-ХІІ від 23.12.1993р.
  2. Зятицкий С., Терлецкий В., Леонтьев, К., Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса. «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права», 2001, № 8, с. 7-9.
  3. Лебедева Н., Особенности правового регулирования интеллектуальной собственности в Интернете, «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права», 2007, № 5, с. 12-19

Сообщите всем о своих авторских правах >>>

Защита прав в Интернете. Шаг первый — поставь знак Копирайт

Copyright © Ваше имя (наименование) 2019 Все права защищены

Зачем это нужно делать?

  • Оповестить всех, кто видит ваш текст, фотографию, сайт о том, что у этой работы есть автор.
  • Заявить о своих исключительных авторских правах на данный объект интеллектуальной собственности.
  • Иметь возможность устанавливать свои правила коммерческого и некоммерческого пользования Вашим продуктом.

Знак Копирайт (с английского Copyright — «право на копирование») — это символ авторского права, особый формат оповещения о вашем авторском праве на любое произведение, где вы поставите метку ©, а также свое имя или наименование правообладателя, а также год первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права Копирайт © нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется понятие авторское право: сайт, книгу, статью, фотографию, перевод, компьютерную программу.

Формат оповещения знаком Копирайт © был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году.

Значок Копирайта — это своего рода символ авторского права и предупреждение всем: у произведения есть хозяин, коммерческое использование без разрешения автора или собственника-правообладателя запрещено!

Знак Копирайта © важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего авторского произведения.

Знак охраны авторского права рекомендуем ставить на сайте, внизу в «подвале» страницы. Если требуется защита авторских прав в блогах или форумах, то после каждой записи в сокращенном формате © Имя автора (или псевдоним).

Имейте в виду, Копирайт условно защищает произведение автора, но не принцип, идею, концепцию, метод, процедуру, процесс. То есть у конкретного стихотворения может быть авторская защита, но право копирайта не распространяется на жанр лирики, идеи или концепции.

Произведения, защищенные копирайтом можно использовать для цитирования сообщений в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и использованием не более нескольких абзацев авторского текста.

Чтобы набрать знак Копирайт на компьютере, надо нажать и удержать клавишу «Alt» и на цифровой панели справа набрать 0169 (на верхних клавишах знак © набрать не получится). На ноутбуках эта клавиатура «впечатана» справа в общем строю клавиш.

Старайтесь всегда ставить значок копирайта на всех своих работах. Однако не ограничивайтесь только этим.

Поставить Копирайт на сайт!

Сообщите о своих авторских правах >>> Регистрация интеллектуальной собственности >>> Оформление авторского права >>>

Знак копирайта это еще не юридическая защита авторских прав:

Шаг второй

Регистрация прав на имя — название сайта. Регистрация товарного знака

Шаг третий

Регистрация авторских прав на контент, тексты и изображения

Статьи и новости по теме:

24.12.2018 Компания Google недовольна новыми требования ЕС о защите контента в интернете

Представители Google публично заявили о том, что крайне негативно относятся к последним нововведениям в Европейском Союзе по поводу сборов авторского вознаграждения

22.08.2018 Как в ОАЭ борются с нарушителями авторского права в интернете

В ведомство поступило большое количество жалоб от правообладателей контента и сотрудники департамента решили устранить проблему

13.06.2018 Защитники прав интеллектуальной собственности намерены бороться за свободу интернета в Европе

Представители Евросоюза собрались бороться с так называемыми интернет-мемами, а эксперты против

05.07.2013 Правообладатели готовы закрывать сайты по новому закону о борьбе с пиратством

С 1 августа 2013 г. вступит в силу Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»* (Закон о борьбе с пиратством), который грозит серьезными перебоями в работе крупнейших социальных сетей, торрент-трекеров и прочих популярных сайтов. Фактически это означает, что наиболее посещаемые ресурсы будут вынуждены заблокировать доступ к страницам с произведениями или информацией о них в течение нескольких суток после соответствующего уведомления правообладателя или готовиться к закрытию всего сайта

11.03.2012 Контент и копирайт под защитой анти-торрентовой программы

В российском инновационном парке «Сколково» разработана новая система борьбы с незаконным скачиванием защищенных авторским правом файлов из Интернета

25.01.2012 Копирайт и общественное достояние в США

Поправка об общественном достоянии к закону «Об авторских правах» не противоречит Конституции США

23.11.2011 Министерство культуры готово защищать авторские права в интернете

Министерству культуры РФ направило в Правительство предложения закрепляющие за министерством право и обязанность фиксировать в интернете нарушения авторских прав

26.10.2011 Как пользователю интернета не нарушать интеллектуальную собственность

Российским филиалом корпорации Google инициировано проведение дискуссии с участием ведущих отечественных игроков IT-рынка и правообладателей «Пользовательский интернет: как не нарушать закон»

12.10.2011 Германия одобряет французский опыт защиты авторских прав в Интернете

Система «трех предупреждений» о нарушении авторских прав во Франции работает очень успешно и действенно

06.10.2011 Авторское право и пиратство в Интернете

Сегодняшняя ситуация с соблюдением законодательства в сфере интеллектуальной собственности, безусловно, далека от идеальной. В каком направлении сдвинулась эта тема за последнее время — в материалах круглого стола, проходившего в рамках Международной книжной ярмарки

Авторское право возникает в момент создания произведения и для его возникновения не требуется регистрации. Авторское право существует всю жизнь автора и 70 лет после его смерти.

Основные аспекты авторского права на дизайн сайта

Хочу заказать дизайн, что нужно предпринять, чтобы избежать проблем с авторским правом?

1. Обязательно необходимо заключение авторского договора заказа в письменном виде;

2. В договоре должны быть прописаны условия, согласно которым автор гарантирует отсутствие права третьих лиц на заказанный Вами дизайн;

3. В договоре должна быть прописана ответственность автора дизайна за соблюдение авторских прав третьих лиц;

4. Обязательно необходимо подписать Акт приема-передачи авторского дизайна, это означает, что все оговоренные права в авторском договоре на созданное произведение переходят от одной стороне к другой;

5. В случае, если Вы хотите доработать авторское произведение, такая возможность должна быть прописана Договоре (условие на право переработки дизайна).

Скачать чек-лист по запуску магазина

Что делать, если Вы обнаружили авторский дизайн у конкурентов и третьих лиц?

1. Отправить письмо нарушителю авторского права с претензией;

2. Обратиться в суд или правоохранительные органы с доказательствами наличия авторских прав на данный дизайн.

3. Предоставить в качестве доказательств необходимо:

— Обнародованный экземпляр Вашего произведения;

— Если такого экземпляра нет, то необходимо предоставить чертежи, рисунки, наброски, эскизы – все, что является подтверждением творческой мысли и концепции, отраженной в Вашем дизайне;

— Показания свидетелей, которые могут подтвердить Ваше право на авторство.