НДПИ федеральный налог

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей.
С 1 января 2002 г. НДПИ определяет глава 26 НК РФ.
Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространенных: мел, песок, отдельные виды глины) являются государственной собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учет в качестве плательщика НДПИ (см. статью 335 НКРФ).
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование.
Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею), то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физлица.
Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа).
Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
К 2015 г ставка НДПИ для Газпрома вырасла в 2 раза -до 1062 руб/1000 м3, для всех остальных газовых компаний (в тч НОВАТЭКа) — более чем в 4 раза — до 1049 руб/1000 м3.

С кого взимается туристический сбор

Как и ранее, туристический сбор будут уплачивать граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, где установлен сбор, и временно размещаются в местах проживания (ночевки). Так определяет плательщиков пп. 268.2.1 ПК.

⚡️ ЗРАЗКИ ЗАРПЛАТНИХ ВІДОМОСТЕЙ, ЩО ВБЕРЕЖУТЬ ВІД ШТРАФІВ ⚡️

Не платят туристический сбор на сегодняшний день лица, которые есть резидентами находящиеся в командировке и временно размещаются в местах проживания. Место расположения при этом значения нет и это может быть отель, дом, квартира, комната. Также не платят туристический сбор (пп. 268.2.2 НК):

  • лица, имеющие постоянное местообитание в городе, селе, поселке, где местный совет установил туристический сбор. Это касается и найма жилья;
  • дети младше 18 лет;
  • лица, прибывшие на лечение или оздоровление по путевкам в санаториях, имеющих аккредитацию на медицинскую практику и аккредитацию ;
  • лицо с инвалидностью, в т. ч. дети с инвалидностью;
  • лицо, сопровождающее лицо с инвалидностью I группы или детей с инвалидностью (не более одного сопровождающего);
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • члены семьи первой и второй степеней родства, в т. ч. и нерезиденты. Кто это-муж / жена, дети (родные / усыновленные), родные брат/сестра, баба/дед (пп. 14.1.263 НК). Они неплательщики даже если являются иностранцами.

Понятие резидент относительно физических лиц-это лица, имеющие постоянное место жительства в Украине.

Относительно нерезидентов обратите внимание, что за разъяснением ГНС, если нерезидент является лицом с инвалидностью или ребенком в возрасте до 18 лет, то на него тоже распространяется освобождение от туристического сбора, если он сможет подтвердить свой статус.

Какими документами удостоверить освобождение от туристического сбора

Также неплательщики должны каким-то образом подтвердить свой статус. Они должны подать копии следующих документов (см. разъяснение ГНС ВИР 123.01, а также от ГУ ГНС в Тернопольской области):

  • для командированных лиц – приказ (распоряжение) руководителя предприятия или его заместителя, где указана цель приезда, задача (если есть), пункт назначения, срок пребывания и другие данные;
  • для лиц с инвалидностью, детей с инвалидностью – соответствующие удостоверения/справки;
  • для лиц, сопровождающих инвалидов І группы и детей с инвалидностью – документ, удостоверяющий личность;
  • для детей до 18 лет – свидетельство о рождении;
  • для лиц первой и второй степеней родства – соответствующие свидетельства о рождении, браке и т. п., удостоверяющие акты гражданского состояния ;
  • для ветеранов войны – удостоверение ветерана войны;
  • для лиц, прибывших в санаторий – документ, удостоверяющий личность и путевка в санаторий. Последняя может быть оригиналом, а не копией.

Внимание: при направлении работника в командировку не забудьте выдать ему копию приказа о командировке, чтобы он не платил туристический сбор

Если лицо не может предоставить подтверждающий документ, то тогда оно должно уплатить туристический сбор.

Места проживания, по которым взимается туристический сбор

К местам проживания (ночевки) входят (пп. 268.5.1 НГК):

  • гостиницы, кемпинги, мотели, общежития для приезжих, хостелы, дома отдыха, туристические базы, горные приюты, лагеря для отдыха, пансионаты и другие учреждения гостиничного типа, санаторно-курортные учреждения;
  • жилой дом, пристройка к жилому дому, квартира, коттедж, комната, садовый дом, дачный дом, любые другие объекты, которые используются для временного проживания (ночевки).

Размер туристического сбора

На сегодняшний день туристический сбор рассчитывается путем перемножения трех показателей (пп. 268.4.1 НК):

  • количество суток проживания. Сутки – это промежуток времени между двумя последовательными расчетными часами, который равен 24 час. Расчетный час – это время освобождения номера (места). Обычно это 12:00. Однако, гостиницы могут менять и устанавливать свою расчетную час. Об этом в разъяснении ГУ ГНС в Днепровской области;
  • минимальная зарплата на 1 января текущего года (4723 грн для 2020 года);
  • ставки туристического сбора, то есть %, который устанавливается местным советом.

Внимание: 24:00 – это общий расчетный час

Ставки туристического сбора в 2020 году:

  • для внутреннего туризма – до 0,5%. Это получается максимум 23,62 грн/сутки в 2020 году;
  • для въездного туризма – до 5%. Это получается максимум 236,15 грн/сутки в 2020 году.

Что считают внутренним и въездным туризмом, определено в пп. 14.1.277 НК:

  • внутренний туризм – это перемещение в пределах Украины граждан и / или лиц, постоянно проживающих в Украине;
  • въездной туризм – прибытие на территорию Украины и/или перемещение в пределах Украины лиц, постоянно не проживающих на ее территории.

В практике местных советов часто устанавливается туристический сбор как для внутреннего, так и выездного туризма одинаковый — 0,05% минзарплаты, то есть 23,62 грн / сутки в 2020 году. Особенно, если работа идет на привлечение иностранных туристов. Также местные советы могут вообще не устанавливать туристический сбор и тогда он не справляется.

Приклади бухгалтерських проведень до 10 ситуацій, коли виручить авансовий звіт, та зразок заповнення авансового звіту. Ніякої «води», тільки практичні поради↪️

Кто является налоговым агентом

Туристический сбор оплачиваются посредником – налоговым агентом (по аналогии с удержанием НДФЛ с зарплаты и военного сбора). Налоговый агент также и подает налоговую декларацию по туристическому сбору. Следовательно, ответственными за взимание сбора и его уплата в бюджет является:

  • юрлица, филиалы, отделения, другие обособленные подразделения юрлиц, физлица-предприниматели, предоставляющие услуги по временному размещению лиц в местах проживания (ночевки);
  • квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц для их временного размещения в местах проживания (ночевки), принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;
  • юрлица, либо сельский, поселковый, городской совет или совет объединенной территориальной общины уполномочила взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.

Внимание: отель как налоговый агент получает от туриста турсбор на свой счет и затем перечисляет его на счет местного бюджета

Перечень налоговых агентов должен определить местный совет и обнародовать на своем официальном веб-сайте. Однако не радуйтесь, если не попали в этот перечень. Если в соответствии с нормами НК вы являетесь налоговым агентом из туристического сбора — рекомендуем выполнить этот долг. Будет проверять вас налоговая, а не работники местного совета. А штрафы немалые.

Уплата туристического сбора квартирантами, которые поселились у физлица

Еще есть рядовые физлица — не предприниматели, которые могут временно разместить граждан в местах проживания (ночевки). В перечне налоговых агентов их нет. Однако таких физлиц упоминает пп. 268.6.2 НК. За ним лицо размещает плательщика сбора в местах проживания (ночлеге), что принадлежит ей на праве собственности или на праве пользования, исключительно если имеет документ, подтверждающий уплату ею туристического сбора.

Внимание: физлица, которые сдают свои квартиры иностранцам или другим туристам – не налоговые агенты и не обязаны удерживать и перечислять туристический сбор.

Получается, что когда плательщик туристического сбора желает поселиться у обычного физлица, он должен самостоятельно уплатить туристический сбор. Куда именно платить и как — непонятно. Вопрос остается неурегулированным и без разъяснений налоговиков.

Когда платить и отчитываться

Отчитываться о туристическом сборе должны ежеквартально (пп. 268.7.1 НК). То есть в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, следует подать декларацию.

Отчетный период по туристическому сбору — квартал

Отчетности происходит по форме декларации по приказу Минфина от 08.05.2019 г. № 186. Она применяется еще с III квартала 2019 года. Актуальна и в 2020 году.

Относительно уплаты сбора — имеем два срока:

  • обычный – в течение 10 кал. дней после окончания предельного срока подачи декларации;
  • уплата авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждого месяца (пп. 268.7.1 НК). В феврале — до 28 (29) включительно; в феврале 2020 г. – до 28 февраля, так как 29 февраля – суббота. Такой способ уплаты туристического сбора определяется решением местного совета.

Налоговые агенты, которые будут уплачивать сбор авансовыми взносами, будут отражать в декларации за отчетный квартал суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов (раздел ІІ декларации). Суммы, не уплаченные по результатам декларации, нужно будет оплатить в сроки, определенные для квартального отчетного (налогового) периода.

Уплата туристического сбора при бронировании места

Если осуществляется предварительная оплата за поселение (бронирование места), то туристический сбор оплачивается перед фактическим размещение лица в месте проживания. Например, в ситуации, когда бронирование было оплачено в І квартале 2020 года, а поселения состоялось во II квартале 2020 года, то туристический сбор следует уплатить за II квартал 2020 года – квартале фактического поселения лица. Это следует из пп. 268.6.1 НКУ, по которому туристический сбор оплачивается перед временным размещением лица. Соглашаются с этим и налоговики в разъяснении Офиса крупных плательщиков налогов.

Внимание: туристический сбор уплачивается в периоде фактического поселения, а не в периоде бронирования

Если прожита неполное количество суток в отеле

Сегодня при превышении времени пребывания хотя бы на час налоговики видят полные сутки и расчетным часом считается 12:00. Любая «лишняя” час до или после 12:00 (дня) округляется до полных суток.

Уплата туристического сбора за туриста

ГНС не имеет ничего против уплаты туристического сбора за туриста и от его имени другим лицом, например туроператором. Об этом речь идет в индивидуальной налоговой консультации ГНС от 31.03.2020 г. № 1332/6/99-00-04-03-03-06/ИНК и в индивидуальной налоговой консультации ГУ ГНС в Тернопольской области от 12.03.2019 г. № 1003/ИНК/19-00-12-02-27. Однако, при размещении туриста в место проживания (ночевки):

  • сбор должен быть уплачен;
  • должен быть документ, подтверждающий уплату сбора от имени туриста в качестве плательщика сбора.

Внимание: туроператор может оплатить туристический сбор за туриста и от его имени

Туристический сбор в учете единоналожника

Так как туристический сбор сначала зачисляется на счет налогового агента, то у единоналожников 3 группы возникает проблема – у них доход, с которого уплачивается единый налог, считается как любые денежные поступления. Однако, налоговики освобождают его от уплаты единого налога с поступлений по туристическому сбору. Это разъяснение можно найти в:

Однако, в учете такое поступление можно показать, например путем одновременного отражения в графах 2 и 3 Книги учета. Тогда такая сумма пройдет как получена и возвращена.

Внимание: с полученного туристического сбора единый налог не уплачивается

Если деятельность не проводилась через карантин

Если налоговый агент не осуществлял хозяйственную деятельность в течение квартала, то есть вообще не оказывал услуг временного поселения в местах проживания (ночевки), например через карантин, то он за такой отчетный период декларация с туристического сбора не подает. Это следует из п. 49.2 НК, по которому декларация не подается, если отсутствуют показатели, подлежащие декларированию. С этим соглашаются и налоговики в разъяснении 101.16 ВИР.

Как и кого штрафуют

За неуплату туристического сбора будут штрафовать как налоговых агентов, так и самих плательщиков.

Налоговую добросовестность рядовых физлиц — плательщиков турсбора проверяют представители органов внутренних дел, то есть Нацполиция. На основании их протоколов админкомиссии при исполкомах будут налагать штраф. Его размер — 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (нмдг), то есть 850 грн (ст. 163-17 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Налоговым агентам и физлицам, которые размещают у себя плательщиков турсбора, за нарушение правил существует штраф 100 нмдг — 1700 грн. Это если поймают один раз в течение года. За повторное нарушение двойная сумма штрафа, то есть 3400 грн. Проверять налоговых агентов налоговики. А налагают штрафы-суды на основании протоколов фискалов.

ИНФОРМАЦИЯ

Если местный совет не установил вставки

Стаття підготовлена за матеріалами журналу «Головбух»

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 июля 2020 г.

Определения налога, сбора, страхового взноса приводятся в ст. 8 НК РФ «Понятие налога, сбора, страховых взносов».

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, в пользу государства и/или муниципальных образований, то есть перечисляемый в бюджетную систему РФ.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, без уплаты которого плательщик сбора не может получить соответствующее разрешение или лицензию, к примеру, на пользование объектами животного мира (п. 1 ст. 333.1 НК РФ), либо уплата которого обязательна при ведении отдельных видов деятельности на определенной территории, как в случае с торговым сбором (гл. 33 НК РФ).

Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на страховое обеспечение по каждому виду обязательного социального страхования.

Под системой налогов и сборов понимается совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке. Все налоги и сборы в РФ можно разделить на федеральные, региональные и местные. Таким образом, в основу заложен федеративный принцип построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в РФ

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги и сборы Местные налоги и сборы
— НДС;
— акцизы;
— НДФЛ;
— налог на прибыль организаций;
— НДПИ;
— водный налог;
— сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
— государственная пошлина
— налог на имущество организаций;
— налог на игорный бизнес;
— транспортный налог
— земельный налог;
— налог на имущество физических лиц;
— торговый сбор

Функции налогов и сборов

Экономическая сущность налогов и сборов раскрывается через их функции.

Фискальная функция. Означает то, что за счет налогов и сборов формируются доходы бюджетной системы, обеспечивающие деятельность государства.

Распределительная функция. Налоги и взносы, уплаченные конкретными налогоплательщиками, расходуются на создание / поддержание общественных благ. То есть происходит перераспределение денежных средств;

Контрольная функция. Заключается в том, что посредством обязательных платежей государство осуществляет контроль за доходами организаций и физических лиц и в целом за финансовыми потоками;

Регулирующая функция. Сводится к тому, что для отдельных категорий налогоплательщиков могут быть предусмотрены более низкие ставки налогов, льготы с целью улучшения экономической ситуации в конкретных сферах деятельности, отраслях, регионах.

Признаки налога и сбора

Из понятия налогов и сборов вытекают признаки налогов и сборов. Это:

  • обязательность;
  • безвозмездность;
  • денежная форма уплаты.
  • общественные цели налогообложения.

Таким образом, налоги и сборы представляют собой платежи, которые законодательно устанавливаются государством в одностороннем порядке, характеризуются безвозвратностью и должны использоваться в общих интересах населения.