НДС на коммунальные услуги

В цене (тарифе) коммунальных услуг, приобретаемых гражданами, всегда учитывается НДС

20 января 2017

Письмо Федеральной налоговой службы от 27 декабря 2016 г. № СД-19-3/197 «О порядке применения НДС при реализации жилищно-коммунальных услуг”

Указано, что освобождение от НДС операций по реализации коммунальных услуг распространяется только на управляющие организации, которые в предоставляют такие услуги гражданам.

При этом коммунальные услуги, реализуемые организациями коммунального комплекса, облагаются НДС.

Рассмотрен пример. Так, если организация коммунального комплекса реализует коммунальную услугу управляющей организации, то последней предъявляется тариф и сумма НДС, исчисленная с этого тарифа (предположим, 100 руб. и 18 руб. — сумма НДС ), которая учитывается у управляющей организации в стоимости приобретенных коммунальных услуг. Дальнейшая реализация этих услуг потребителям производится за 118 руб. с учетом НДС.

Если управляющая организация отказалась от применения освобождения, то к оплате потребителям предъявляется тариф, увеличенный на сумму НДС (например, тариф 100 руб. без НДС и 18 руб. — сумма налога, что в итоге также составляет 118 руб.).

Таким образом, при приобретении коммунальных услуг физическими лицами (потребителями) сумма НДС всегда учитывается в цене (тарифе) этих услуг.

Что понимается под коммунальными платежами

В соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Образцы документов, которые вам нужны в период пандемии:Объявление о правилах поведения в период карантина и самоизоляции Информация о файлеКак приготовить раствор для дезинфекции Информация о файлеИнструкция о действиях в связи с распространением коронавируса Информация о файле

Объявление: о правилах гигиены при коронавирусе Информация о файлеСправка работнику, о том, что он может находиться на улице в период карантинаИнформация о файлеПриказ об объявлении нерабочих дней в организацииИнформация о файлеПриказ организации о введении мер в связи с распространением коронавирусной инфекцииИнформация о файле

Цена коммунальных услуг

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО. Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Ошибки в отчетности управляющих МКД узнайте из статьи журнала «Управление МКД»

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

Должна ли облагаться НДС деятельность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД?

С 1 января 2010 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Правомерность предъявления УО и ТСЖ к уплате суммы НДС, начисленной сверх применяемого тарифа за КУ

Существующие тарифы на коммунальные услуги в различных субъектах Российской Федерации и на различные виды коммунальных услуг утверждаются как с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), так и без учета НДС.

В это связи возникают многочисленные разбирательства между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и УК (управляющими организациями, ТСЖ, ЖК, ЖСК).

С одной стороны Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 5 октября 2007 г. № 57 разъяснил, что из толкования во взаимосвязи ст.ст. 135 и 137 ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в данном Постановлении ВАС РФ правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.

Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на предоставление коммунальных услуг, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений в МКД.

С другой стороны, сложившаяся судебная и правоприменительная практика свидетельствуют об обратном: НДС платить надо.

Так, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 17 мая 2011 г. № КГ-А41/3495-11 по делу № А41-23564/10 пришёл к выводу, что указание в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 5 октября 2007 г. № 57 на освобождение ТСЖ от исчисления суммы НДС по операциям, связанным с оказанием услуг гражданам по предоставлению коммунальных услуг, не означает, что ТСЖ освобождается от уплаты НДС в отношениях по приобретению коммунальных услуг по договорам, заключенным с ресурсоснабжающими организациями.

Суд нижестоящей инстанции (Арбитражного суда Московской области) по мнению ФАС Московского округа не учел, что тарифы на услуги по водоснабжению и водоотведению были утверждены уполномоченным органом без учета НДС, в связи с чем увеличение тарифа на сумму НДС при реализации предприятием услуг водоотведения не противоречит п. 6 ст. 168 Налогового кодекса РФ, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Рассматриваемый вопрос также нашел отражение в постановлениях Президиума ВАС, причем позиции в указанных постановлениях содержатся прямо противоположные.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2011 г. № 12552/10 содержит вывод о том, что расчет РСО суммы задолженности ТСЖ за услуги водоснабжения и водоотведения с учетом тарифа, установленного для РСО, увеличенного на сумму НДС, не соответствует нормам Налогового кодекса РФ , Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (действующих на момент судебного разбирательства – прим. авт.).

Президиум ВАС отметил, что при расчетах между ТСЖ и РСО подлежал применению тариф, устанавливаемый для граждан с включением в него НДС, в то время как при определении суммы задолженности суд нижестоящей инстанции счел, что тарифы, установленные органом местного самоуправления на услуги водоснабжения и водоотведения, не включают НДС.

В Постановлении Президиума ВАС от 22 февраля 2011 г. № 12552/10 указано, что у РСО отсутствовали основания для увеличения тарифа на сумму НДС по налоговой ставке в размере 18 %.

Далее в связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров между РСО и исполнителями коммунальных услуг (ТСЖ, ЖК, ЖСК, управляющими компаниями), связанных с расчетами за поставленные коммунальные ресурсы, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дает арбитражным судам следующие разъяснения (Постановление от 17 ноября 2011 г. № 72).

Поскольку цена, уплачиваемая по договорам продажи коммунальных ресурсов (о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении), заключаемым исполнителями коммунальных услуг с РСО с целью обеспечения потребителей коммунальными услугами, является регулируемой (ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса РФ), судам при рассмотрении споров, связанных с расчетами по таким договорам, необходимо исследовать вопрос о том, учитывалась ли сумма НДС регулирующим органом при определении размера утверждаемой им регулируемой цены (тарифа). Для установления этого обстоятельства судом могут быть запрошены необходимые сведения у регулирующего органа, а в случае необходимости — назначена экспертиза.

Если из обстоятельств дела следует, что при утверждении размера тарифа регулирующим органом в него была включена сумма НДС, то у РСО отсутствуют основания для предъявления к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) суммы НДС сверх утвержденного тарифа.

Если при утверждении тарифа его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС, то предъявление РСО к оплате УК дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным. В таком случае требование о взыскании задолженности, рассчитанной исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС, подлежит удовлетворению .

Кроме того, исполнитель коммунальных услуг, уплативший РСО сумму НДС сверх тарифа, размер которого утвержден с учетом НДС, на основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ вправе требовать возврата этой суммы как неосновательно приобретенной ресурсоснабжающей организацией.

Как новый размер НДС отразится на плате за ЖКУ

С 2019 года общая ставка НДС увеличится с 18 до 20 процентов.

Изменения коснутся организаций, которые применяют общую систему налогообложения и не пользуются льготой в части реализации коммунальных услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, которые приобретают у сторонних специализированных организаций

Организации, которые находятся на общей системе налогообложения и ведут раздельный учет НДС, имеют право применять льготу по налогу на добавленную стоимость на основании подпунктов 29–30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса. В таком случае дополнительные затраты не возникают

Если УО или ТСЖ, ЖК, ЖСК применяют упрощенную систему налогообложения (УСН), то они не оплачивают НДС (п. 2 ст. 346.11 НК). В этом случае организациям не начисляют НДС на реализацию своих услуг по управлению МКД.

Да, повлияет. Из-за роста НДС тарифы на коммунальные услуги вырастут более чем на 4 процента. Чтобы синхронизировать налоговое и тарифное законодательство, индексацию тарифов разбили на два этапа:

  • с 1 января 2019 года тарифы увеличат на 1,7 процента;
  • с 1 июля 2019 года — на 2,4 процента.

В регионах предельные индексы в июле утверждают власти субъектов РФ.

Остальные ответы на вопросы читайте в статье журнала «Управление МКД»

Как оплатить коммунальные услуги ЖКХ без комиссии

Оплатить услуги без комиссии можно:

  • в учреждениях ЖКХ
  • в банках, но узнайте, взимают комиссию или нет в конкретном банке.
  • на почте
  • с помощью банкоматов

Как действует льгота на НДС для УО?

Налоговым законодательством установлено общее правило — освобождаются от налогообложения операция по реализации коммунальных услуг, предоставляемых УО, ТСЖ, ЖСК, если соответствующие коммунальные услуги приобретаются у ресурсоснабжающих организаций (п.29 ч. 3 ст. 149 НК РФ).

На практике, такое освобождение означает, что в тарифы на коммунальные услуги уже изначально включен НДС, а поскольку тарифы на коммунальные услуги подлежат государственному тарифообразованию (тарифы на коммунальные услуги устанавливают в рамках тарифного регулирования, уполномоченные организации, например — региональные тарифные комиссии или соответствующие комитеты по ценообразованию), то коммунальные услуги предоставляются конечным потребителям по цене, которая установлена уполномоченным органом.

В итоге, УО при выставлении к оплате коммунальных услуг, не производят начисление НДС, тем самым не превышая, установленный тариф.

НДС в квитанции за ЖКУ

Потребителям коммунальных услуг УО не выставляют к оплате НДС, кроме того НДС, который уже заложен в тариф при формировании тарифа, о чем мы уже разобрались в настоящей статье. Такое правило действует в силу положений п.29 ч. 3 ст. 149 НК РФ, освобождающих УО от уплаты НДС при предоставлении коммунальных услуг.

Обратите внимание, что в платежных документах, НДС, заложенный в тариф, не выделяется отдельной строкой в силу положений ч. 6 ст. 168 НК РФ, согласно которым при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). На ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.

Если УО находится на общем режиме налогообложения (УСНО), то в тариф за содержание и ремонт НДС включается, но также как и с коммунальными услугами, сумма НДС не выделяется отдельной строкой в платежных документах.

Эксперты журнала Управление МКД рассказали об использовании УО, ТСЖ обязательной формы платежного документа

Минстроем утверждена форма платежного документа. Она обязательна для всех УО и ТСЖ? При ее использовании есть сложность — не вся информация вмещается в документ, а если уменьшить шрифт, то жители начнут жаловаться.

Повышение НДС приведет к «ухудшению финансового состояния» ресурсоснабжающих организаций. Компенсировать убытки коммунальщиков можно будет за счет повышения тарифов ЖКХ на те же 2% Читать в полной версии Фото: Олег Яковлев / РБК

Минэкономразвития предложило повысить на 2 п.п. тарифы ЖКХ вслед за ростом налога на добавленную стоимость с 18 до 20%. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на пресс-службу министерства.

Как объяснили газете в пресс-службе МЭР, такая мера необходима, чтобы «не ухудшить» положение ресурсоснабжающих организаций. Аналогичное предложение в Минстрой направила ​ассоциация «ЖКХ и городская среда». В ней считают, что увеличение НДС без повышения тарифов ЖКХ принесет коммунальщикам убытки до 100 млрд руб. и приведет к росту долгов в отрасли до 1,5 трлн руб. В Минстрое подтвердили обсуждение возможности повысить тарифы ЖКХ на 2% с января 2019 года.

В пресс-службе МЭР газете сообщили, что повышение НДС может привести к «ухудшению финансового состояния» ресурсоснабжающих организаций. В Минстрое указали на риск прямых убытков для коммунальщиков без повышения тарифов ЖКХ. Обсуждаются разные варианты компенсации.

3 августа президент Владимир Путин подписал одобренный обеими палатами парламента законопроект о повышении НДС с 18 до 20%. По задумке профильных министерств, это даст бюджету дополнительные 600 млрд руб. ежегодно. Они пойдут на осуществление новых майских указов президента, исполнение которых обойдется в 8 трлн руб.

Согласно данным опроса Института Адизеса, которые получил РБК, 80% компаний намерены поднять цены для потребителей из-за роста НДС. Повышение цен объясняется тем, что расходы на уплату налога будут включены в конечную стоимость товара.