НК ст 55
Добавить в «Нужное»
Обновление: 22 июля 2020 г.
Если организация открыла обособленное подразделение, то необходима постановка на учет обособленного подразделения в ИФНС по месту нахождения этого подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ). Для этого в ИФНС по месту нахождения самой организации подается Уведомление о постановке на учет обособленного подразделения по форме С-09-3-1. Подробно о заявлении о постановке на учет обособленного подразделения мы рассказали в отдельной консультации. Сроки уведомления при открытии обособленного подразделения приведены там же. А сейчас посмотрим, каким документом подтверждается постановка обособленного подразделения на налоговый учет.
Обособленное подразделение: постановка на налоговый учет
Факт регистрации обособленного подразделения в налоговой инспекции подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ). Это форма N 1-3-Учет, утв. Приказом ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@. В этом уведомлении будет указан КПП, присвоенный организации в связи с постановкой на учет обособленного подразделения. Подробнее о КПП обособленного подразделения читайте .
Указанное уведомление будет направлено организации по почте. Либо его можно получить непосредственно в налоговой инспекции.
Бланк такого уведомления вы можете посмотреть здесь.
Регистрация обособленного подразделения: сроки в налоговой
Налоговая инспекция должна поставить обособленное подразделение на учет в течение 5 рабочих дней со дня получения от организации уведомления. И в этот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Уведомление о выборе налогового органа обособленного подразделения
Налоговый кодекс предоставляет организациям возможность произвести постановку на учет нескольких обособленных подразделений, открываемых одновременно, в упрощенном порядке (п. 4 ст. 83 НК РФ, Письмо ФНС от 28.09.2011 N ПА-4-6/15886). Так, если организация создает нескольких обособленных подразделений в одном муниципальном образовании или в городах федерального значения (в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) и эти подразделения подведомственны разным налоговым инспекциям, то она может одновременно с уведомлением по форме С-09-3-1 подать уведомление о выборе налогового органа для постановки на учет российской организации по месту нахождения одного из подразделений. Речь идет о форме N 1-6-Учет (утв. Приказом ФНС от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@). Это позволит сдавать отчетность за несколько подразделений в одну налоговую инспекцию.
18 июля 2017 г. Президент РФ подписал пять законов, вносящих изменения в налоговое законодательство. Новации затрагивают первую часть, главы 25 «Налог на прибыль организаций» и 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Подробности — в нашем комментарии.
Нововведения для первой части НК РФ
Контроль ужесточается
Закон № 163-ФЗ дополнил первую часть НК РФ новой ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». Она начнет действовать с 19 августа 2017 г., и ее положения будут также применяться в отношении сборов и страховых взносов и распространяться на плательщиков сборов, страховых взносов и налоговых агентов.
В пункте 1 ст. 54.1 НК РФ сказано, что налогоплательщик не имеет права уменьшить налоговую базу и (или) суммы подлежащего уплате налога, если корректировка требуется в результате искажения сведений:
-
о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов) налогоплательщика;
-
об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Если же вышеназванные обстоятельства отсутствуют, то п. 2 ст. 54.1 НК РФ разрешает произвести уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога. Но это возможно при одновременном соблюдении двух условий:
-
основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
-
обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Есть в законе и одна поблажка. Она содержится в п. 3 ст. 54.1 НК РФ. Негативных налоговых последствий не будет, если:
-
первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
-
контрагент налогоплательщика нарушил законодательство о налогах и сборах;
-
у налогоплательщика есть возможность получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).
Перечисленные обстоятельства не будут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.
Отслеживать соблюдение требований п. 1 и 2 ст. 54.1 НК РФ будут налоговики в ходе камеральных и выездных проверок, налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, а также налогового мониторинга. Об этом говорится в новом п. 5 ст. 82 НК РФ.
Обратите внимание: новый порядок будет применяться к декларациям (расчетам), которые сданы после 19 августа 2017 г. (п. 2 ст. 2 Закона № 163-ФЗ).
Налоговому периоду добавили особенностей
Закон № 173-ФЗ внес изменения в ст. 55 НК РФ, в которой содержатся понятие налогового периода и порядок его определения в различных ситуациях. Закон начнет работать с 19 августа 2017 г.
После вступления в силу поправок порядок определения налогового периода будет применяться и индивидуальными предпринимателями (сейчас в указанной норме Кодекса говорится о налоговом периоде только для организаций).
Законодатели более четко (с указанием конкретных дат) прописали порядок определения первого (последнего) налогового периода в случае создания (ликвидации, реорганизации) организации, но основной подход остался прежним. Напомним, что он содержится в п. 2 и 3 ст. 55 НК РФ. Уточнено, что положения этих пунктов применяются по тем налогам, для которых частью второй НК РФ налоговым периодом установлен календарный год.
Кроме того, введены правила определения налогового периода для налогов, по которым налоговым периодом признается месяц или квартал. Сейчас в п. 4 ст. 55 НК РФ лишь сказано, что в отношении таких налогов изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика. С 19 августа 2017 г. это положение упраздняется, а налоговый период будет определяться в соответствии с новыми п. 3.1—3.4 ст. 55 НК РФ. Рассмотрим, в чем заключаются нововведения.
Начнем с квартальных налогов. Если организация создана не менее чем за десять дней до конца квартала, первым налоговым периодом является период со дня создания до конца квартала, в котором создана организация. В противном случае налоговый период продлевается до конца квартала, следующего за кварталом, в котором создана организация.
При ликвидации или реорганизации компании последним налоговым периодом признается период с начала квартала, в котором произошли указанные события, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации. Если же момент создания компании и прекращения деятельности приходятся на один и тот же квартал, то налоговым периодом является период со дня создания до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.
Если организация создана менее чем за десять дней до конца квартала и ликвидирована либо реорганизована до конца квартала, следующего за кварталом, в котором была создана, налоговым периодом является период со дня создания компании до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.
Обратите внимание: согласно новой редакции п. 4 ст. 55 НК РФ правила определения налогового периода для квартальных налогов не применяются в отношении ЕНВД.
Что касается налогов с налоговым периодом в месяц, то здесь правила будут следующие. При создании организации первым налоговым периодом является период со дня создания до конца календарного месяца, в котором создана организация. В случае ликвидации или реорганизации компании последним налоговым периодом признается период с начала календарного месяца, в котором произошла ликвидация либо реорганизация, до дня государственной регистрации прекращения организации.
Когда компания не просуществовала и месяца, налоговым периодом будет период со дня создания организации до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации.
Закон № 173-ФЗ предусмотрел новации и для налоговых агентов по НДФЛ. Сейчас в ст. 55 НК РФ о них не сказано ни слова. Для них даты начала и завершения налогового периода определяются в соответствии с новым п. 3.5 ст. 55 НК РФ.
При создании организации первым налоговым периодом является период со дня создания до конца календарного года, в котором создана компания. В случае ликвидации или реорганизации компании налоговый период отсчитывается с начала календарного года до дня государственной регистрации прекращения организации. Если указанные события произошли в течение одного года, то налоговым периодом признается период со дня создания компании до дня государственной регистрации прекращения организации.
Аналогичный порядок будет применяться и для определения расчетного периода по страховым взносам.
Всеми приведенными выше правилами должны будут руководствоваться и индивидуальные предприниматели.
И последнее изменение. Согласно новой редакции п. 4 ст. 55 НК РФ правила, предусмотренные п. 2—3.4 НК РФ, не применяются в отношении налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения.
Налог на прибыль
Новации в главу 25 НК РФ внесены федеральными законами от 18.07.2017 № 169-ФЗ (далее — Закон № 169-ФЗ) и № 166-ФЗ (далее — Закон № 166-ФЗ). Изменения вступят в силу с 1 января 2018 г.
Расходы на обучение
Поправки предусмотрены Законом № 169-ФЗ и направлены на мотивацию организаций к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.
Сейчас согласно подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты организации на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также прохождение ими независимой оценки квалификации на соответствие требованиям к квалификации работников.
Изменения затронули и п. 3 ст. 264 НК РФ, который устанавливает порядок учета расходов на обучение. Со следующего года в расходы можно будет включать затраты на обучение, которое осуществляет в том числе и научная организация.
Кроме того, к расходам на обучение отнесены затраты компании, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с образовательными организациями. В частности, в расходах будут отражаться:
-
расходы на содержание помещений и оборудования налогоплательщика, используемых для обучения;
-
расходы на оплату труда;
-
стоимость имущества, переданного для обеспечения процесса обучения;
-
иные расходы в рамках указанных договоров.
Такие расходы признаются в том налоговом периоде, в котором они были понесены, при условии, что в данном налоговом периоде хотя бы один из обучающихся, окончивших обучение в указанных образовательных организациях, заключил трудовой договор с налогоплательщиком на срок не менее одного года.
И последняя поправка в части расходов на обучение. Сейчас не признаются расходами на обучение затраты, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, с содержанием образовательных учреждений, а также с выполнением для них бесплатных работ или оказанием им бесплатных услуг. С 2018 г. в этом перечне останутся только расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения.
Изменения, внесенные в п. 3 ст. 264 НК РФ будут действовать до конца 2022 г.
Неучитываемые доходы
Перечень доходов, которые не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль, содержится в ст. 251 НК РФ. Закон № 166-ФЗ расширил этот перечень. В пункт 1 указанной нормы Кодекса добавлен подп. 3.6. Согласно ему для целей налогообложения прибыли не будут учитываться доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных в ходе проведенной налогоплательщиком инвентаризации имущества и имущественных прав.
Данные нововведения будут применяться в отношении имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. включительно в ходе проведенной организацией в этот период инвентаризации имущества и имущественных прав (п. 2 ст. 2 Закона № 166-ФЗ).
НИОКР
Все тот же Закон № 166-ФЗ внес значительные поправки в ст. 262 НК РФ, регламентирующую порядок учета расходов на НИОКР.
Так, откорректирован перечень затрат, которые относятся к расходам на НИОКР. Сейчас согласно подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ в него включены суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, за период выполнения этими работниками НИОКР. При этом учитываются:
-
суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда (п. 1 ст. 255 НК РФ);
-
начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 255 НК РФ);
-
суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими соответствующие лицензии (п. 16 ст. 255 НК РФ);
-
расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями (п. 21 ст. 255 НК РФ).
Из этого списка исключена третья позиция (расходы, предусмотренные п. 16 ст. 255 НК РФ). Одновременно в подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ добавлены расходы в виде сумм страховых взносов, начисленных в соответствии с главой 34 НК РФ.
Помимо этого, указанный список расходов на оплату труда дополнен выплатами стимулирующего характера (премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели).
Кроме того, расширен и сам перечень расходов на НИОКР. В него включены расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели или промышленные образцы по договору об отчуждении либо прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования указанных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ).
В связи с изменениями, внесенными в подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ, законодателям пришлось подправить еще два положения ст. 262 НК РФ, коррелирующие с этими нововведениями. Так, уточнено, что по подп. 4 п. 2 ст. 262 НК РФ к расходам на НИОКР относятся другие затраты, непосредственно связанные с научными разработками, в сумме не более 75% суммы расходов, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ. Сейчас процент считается от расходов на оплату труда. Таким образом, со следующего года в расчет будут включатся не только расходы на оплату труда, но и страховые взносы.
Аналогичная поправка внесена и в п. 5 ст. 262 НК РФ, устанавливающий порядок учета расходов, которые превысили 75%.
Следующие изменения коснулись п. 7 ст. 262 НК РФ. С 2018 г. организации, осуществляющие расходы по перечню НИОКР, установленному Правительством РФ, будут отражать такие затраты либо в составе прочих расходов, либо включать в первоначальную стоимость амортизируемых нематериальных активов, указанных в п. 9 ст. 262 НК РФ, в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Сейчас такого права выбора у компаний нет (затраты списываются только как прочие расходы).
По-прежнему компании, воспользовавшиеся положениями п. 7 ст. 262 НК РФ, должны будут сдавать в налоговые органы отчет о выполненных НИОКР. Об этом сказано в п. 8 ст. 262 НК РФ. Эта норма дополнена следующими положениями.
Организации вправе не представлять в налоговый орган отчет, если он размещен в определенной Правительством РФ государственной информационной системе. В данном случае компания обязана вместе с декларацией представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе в формате и по форме, которые утверждены ФНС России.
При непредставлении отчета о выполненных НИОКР либо его отсутствии в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствии вышеупомянутых сведений затраты учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.
НДС
Изменения в главу 21 НК РФ внес Федеральный закон от 18.07.2017 № 161-ФЗ. Поправки откорректировали подп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ. Так, от обложения НДС освобождается реализация входных билетов и абонементов на посещение аттракционов, в том числе в океанариумах. При этом океанариумы отнесены в целях налогообложения по НДС к организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры и искусства.
Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 33. Согласно этой норме Кодекса не будут облагаться НДС услуги по передаче медицинских изделий, указанных в абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам лизинга с правом выкупа. Напомним, что в соответствии с абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождается реализация медицинских изделий при представлении в налоговый орган регистрационного удостоверения медицинского изделия, выданного в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31 декабря 2021 г. регистрационного удостоверения на медицинское изделие (регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданного в соответствии с законодательством РФ.
Новации вступят в силу с 1 октября 2017 г.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 194-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Винзавод Буденновский» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации»
Решение вышестоящего налогового органа, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы, является актом налогового органа ненормативного характера, а потому может быть в общем порядке признано судом недействительным, если оно нарушает права налогоплательщика (статья 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации). Одним из случаев нарушения прав налогоплательщиков является вынесение вышестоящим налоговым органом в апелляционном порядке нового решения, предусматривающего взыскание с налогоплательщика дополнительных налоговых платежей. На это указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, из постановления которого от 28 июля 2009 года N 5172/09 следует: налогоплательщику не могут быть созданы препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения, а потому, если вышестоящий налоговый орган по итогам рассмотрения жалобы примет решение о взыскании с него дополнительных налоговых платежей, не взысканных оспариваемым решением налогового органа, это будет означать нарушение прав налогоплательщика.
Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 442-О «По жалобе закрытого акционерного общества «СЕБ Русский Лизинг» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, частью 2 статьи 181, статьями 273 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (пункт 1 статьи 4); при этом судебное обжалование акта организацией или индивидуальным предпринимателем производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (статьи 137 и 138).
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева»
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налогоплательщик — организация или индивидуальный предприниматель, который считает, что его права нарушены актом (как нормативным, так и ненормативным) налогового органа, действиями или бездействием соответствующих должностных лиц, может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд путем подачи искового заявления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (статьи 137 и 138).
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Газпром нефть»
4.2. Обращаясь к вопросу о возможности проверки в судебном порядке актов федерального органа исполнительной власти, в которых даются письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации о праве на судебную защиту, отмечал, что статьи 29, 150 и 198 АПК Российской Федерации, рассматриваемые во взаимосвязи со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствуют оспариванию в судебном порядке актов соответствующего федерального органа исполнительной власти, если по своему содержанию они порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам; при рассмотрении подобных дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит и кому адресован оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае должны реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, — иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите (определения от 5 ноября 2002 года N 319-О, от 20 октября 2005 года N 442-О и от 3 апреля 2007 года N 363-О-О).
Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 N 130-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Орловской области о проверке конституционности пунктов 1 и 6 статьи 101, статьи 106, пунктов 1 и 6 статьи 108 и статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации»
Если же налогоплательщик — организация или индивидуальный предприниматель считает, что его права нарушены актом (как нормативным, так и ненормативным) налогового органа, действиями или бездействием соответствующих должностных лиц, он может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд путем подачи искового заявления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (статьи 137 и 138); арбитражный суд, в свою очередь, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания соответствующих сумм (пункт 6 статьи 215 АПК Российской Федерации). Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О «По жалобе открытого акционерного общества «Востоксибэлектросетьстрой» на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации»
Предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности — в силу взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации — предопределяет и право налогоплательщика обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения. Конкретизируя это право, Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает в статьях 137 и 138, что налогоплательщик, который считает свои права нарушенными актом (как нормативным, так и ненормативным) налогового органа, действиями или бездействием соответствующих должностных лиц, может обжаловать их в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством.
Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 418-О «По жалобе гражданина Егорова Андрея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 года, статей 29 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года»
1. Определением Арбитражного суда Владимирской области от 12 сентября 2001 года прекращено дело по иску ООО «Анего» к управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Владимирской области о признании недействительным требования о предъявлении документов, необходимых для налоговой проверки, в связи с тем, что это требование было подписано не руководителем налогового органа, а старшим государственным налоговым инспектором. Суд мотивировал свое решение ссылкой на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно абзацу третьему пункта 48 которого при применении статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих право налогоплательщика на судебное обжалование ненормативного акта налогового органа, следует исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 марта 2003 года в пересмотре в порядке надзора определения Арбитражного суда Владимирской области ООО «Анего» было отказано.
Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 319-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческой организации — учреждения по управлению персоналом «Персона» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации»
3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщик, полагающий, что его права нарушены актом налогового органа, может обжаловать этот акт в вышестоящий налоговый орган или в суд; при этом судебное обжалование акта организацией или индивидуальным предпринимателем производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (статьи 137 и 138).
<Письмо> МНС РФ от 24.08.2000 N ВП-6-18/691@ <Об обжаловании актов налоговых органов>
1. В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Добавить комментарий