Нормативно правовая основа деятельности социального работника

Нормативно-правовая основа деятельности социального работника

В своей деятельности социальные работники опираются на нормативно-правовую базу, существующую в Российской Федерации, международные правовые документы, ратифицированные РФ. Эти документы носят как общий характер (для всех сфер деятельности), так и специальный (для социальной сферы – регламентирующие деятельность социальных работников).

К российским нормативно-правовым документам относятся:

Конституция РФ, которая декларирует, что: 1) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией; 2) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; 3) осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других (ст. 17 Конституции РФ).

Трудовой кодекс РФ гарантирует следующие права работникам:

  • – заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • – предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • – рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  • – своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • – отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • – полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
  • – профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • – объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • – участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • – ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  • – защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  • – разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • – возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • – обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

  • – добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • – соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • – соблюдать трудовую дисциплину;
  • – выполнять установленные нормы труда;
  • – соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • – бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • – незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества (ст. 21 ТК РФ).

Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гарантирует право на охрану здоровья:

  • – граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи;
  • – государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • – государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность);
  • – гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  • – граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах (информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ);
  • – при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно- ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера но уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности (ст. 17, 19, 20 Закона).

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» гарантирует право па:

  • – обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
  • – участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица;
  • – обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд;
  • – защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде;
  • – бесплатное обучение безопасным методам и приемам работы без отрыва от производства, а также с отрывом от производства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с сохранением среднего заработка и оплатой командировочных расходов;
  • – самостоятельное обращение в лечебно-профилактические учреждения государственной системы здравоохранения и учреждения медико-социальной экспертизы по вопросам медицинского освидетельствования и переосвидетельствования;
  • – обращение в профсоюзные или иные уполномоченные представительные органы по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • – получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Застрахованный обязан:

  • – соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда;
  • – извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы, а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств;
  • – выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медикосоциальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика (ст. 16 Закона).

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гарантирует социальным работникам:

  • – право на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания (ст. 34 Закона);
  • – право на частную деятельность в сфере социального обслуживания (ст. 35 Закона);
  • – права социальных работников (ст. 36 Закона), согласно которым социальные работники, занятые в государственном и муниципальных секторах социального обслуживания, имеют право на:
    • 1) работу на условиях трудового договора (контракта),
    • 2) бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований,
    • 3) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке,
    • 4) получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания,
    • 5) повышение квалификации за счет работодателя,
    • 6) бесплатное получение жилой площади и жилищно- коммунальных услуг в случае, если они проживают в сельской местности или поселках городского типа, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исполнении служебных обязанностей социальные работники, занятые в государственном или муниципальном секторах социального обслуживания, имеют право на:

  • 1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • 2) внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;
  • 3) первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;
  • 4) бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
  • 5) компенсацию за эксплуатацию личного автотранспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме того, социальные работники имеют право на дополнительные льготы, которые определяются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 36 Закона).

Деятельность по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов подлежит контролю со стороны соответствующих служб (ст. 37 Закона).

Социальный работник обязан обслуживать граждан пожилого возраста и инвалидов в следующих формах:

  • – социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • – полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • – стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
  • – срочное социальное обслуживание;
  • – социально-консультативная помощь (ст. 16 Закона).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет, что:

  • – эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг;
  • – меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями;
  • – медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально- медицинским обслуживанием, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения;
  • – работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, могут предусматриваться меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ для педагогических кадров образовательных учреждений, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних;
  • – меры социальной поддержки работников социальных служб иных форм собственности устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе (ст. 25 Закона).

В Законе определяются принципы социального обслуживания, которые должны лежать в основе деятельности социальных работников – адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации (ст. 5 Закона), а также даются определения понятиям «социальные службы», «клиент социальной службы», «социальные услуги», «трудная жизненная ситуация» (ст. 3 Закона).

Согласно Федеральному закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» социальный работник как исполнитель определенного вида деятельности обязан:

  • – предоставлять качественные услуги согласно существующим требованиям или заключенному договору (ст. 4 Закона);
  • – своевременно предоставлять потребителю (клиенту) необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 Закона);
  • – нести ответственность за нарушение прав потребителя (ст. 12, 13).

В то же время, как потребитель, социальный работник обладает всеми правами потребителя, которые призван гарантировать данный Закон.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» социальные работники как представители социальных служб защиты населения должны осуществлять социально-бытовое обслуживание инвалидов (ст. 28 Закона).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает:

  • – государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, которые включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг, в частности, по социальному обслуживанию, социальной защите детей, социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 8 Закона);
  • – дает определение «социальные службы для детей» – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей (ст. 1 Закона).

Согласно Закону социальные работники:

  • – несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка,
  • – по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка (ст. 7 Закона).

На основании Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

  • – предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта РФ;
  • – выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
  • – принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
  • – должностные лица учреждений социального обслуживания (социальные работники) имеют право:
    • 1) в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами,
    • 2) запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц (ст. 12 Закона).

Постановление Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1151 «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предъявляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» утратило силу после внесения поправок в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 22 августа 2004 г. № 122.

К международным соглашениям, на которых основываются принципы социальной работы, деятельность социальных работников, ратифицированные Российской Федерацией относятся:

Устав ООН (принят 26 июня 1945 г. на Конференции ООН в Сан-Франциско), в котором был провозглашен принцип равенства людей независимо от расы, пола, языка, религии: «Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ратифицирован Верховным Советом СССР от 20 августа 1945 г.).

Хартия прав человека: всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) провозглашает нрава человека, независимо от этнической, религиозной, половой принадлежности: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1954 г.).

Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г.) провозглашает права ребенка (10 принципов), которые признаются за всеми детьми без всяких исключений, различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или ero семьи.

Международный Пакт о гражданских и политических правах (принят 16 декабря 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН, вступил в силу 23 марта 1976 г.) провозгласил, что: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами, предусмотренными в настоящем Пакте».

Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин (принята 7 ноября 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН) гарантирует реализацию принципа равенства вне полового различия.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята 18 декабря 1979 г. Генеральной Ассамблеей ООП, вступила в силу 3 сентября 1981 г.) впервые раскрыла понятие «дискриминация в отношении женщин» – «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».

Конвенция № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями» (принята 3 июня 1981 г. Генеральной Конференцией Международной организацией труда (МОТ) предусматривает меры, призванные содействовать утверждению подхода к проблеме равенства прав путем разделения трудовых льгот и семейных обязанностей между трудящимися мужчинами и женщинами на основе принципа равных возможностей (ратифицирована Государственной Думой ФС РФ 10 октября 19 октября 1997 г., Указом Президента РФ 30 октября 1997 г. № 137-Φ3).

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин (принята 20 декабря 1993 г. Генеральной Ассамблеей ООН) впервые раскрывает понятие «насилие в отношении женщин» – «любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни».

Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права, вводит ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (одобрен б октября 1999 г. Генеральной Ассамблеей ООН) допускает право подачи женщинами и женскими неправительственными объединениями индивидуальных жалоб о нарушении Конвенции. После ратификации и вступления в силу Факультативного протокола в 2004 г. такие жалобы могут направляться в Комиссию ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин отдельными лицами, группой лиц или организациями, понесшими ущерб или в иной форме пострадавшими в результате нарушения прав, предусмотренных Конвенцией.

Основной целью деятельности Краевого государственного автономного учреждения социальной защиты «Комплексный центр социального обслуживания населения Елизовского района» является удовлетворение потребности населения в доступном и качественном социальном обслуживании.

Предметом деятельности Учреждения является оказание семьям с несовершеннолетними детьми, отдельным категориям гражданам, в том числе гражданам пожилого возраста и инвалидам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Для достижения целей на базе учреждения осуществляет свою деятельность 8 отделений:

2 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;

отделение срочного социального обслуживания;

отделение психолого-педагогической помощи семье и детям;

социально-реабилитационное отделение;

отделение дневного пребывания;

отделение социального обслуживания населения Соболевском районе;

отделение социального обслуживания в Олюторском районе.

В соответствии с государственным заданием социальные услуги предоставляются гражданам Елизовского, Соболевского и Олюторского районов:

Количество человек

Количество услуг

2018 год

2019 год

2018 год

2019 год

Реализация ИПССУ в соответствии с ФЗ № 442-ФЗ от 28.12.2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», в том числе:

На дому

В полустационаре

Срочные социальные услуги

5242 11595 14669 22466

ФЗ № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

2971 3198 14256 5711

Дополнительные услуги

314 322 314 322
ИТОГО: 9064 15749 169165 224448

Специалисты отделения психолого-педагогической помощи семье и детям оказывают помощь отдельным категориям семей и (или) детей, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и (или) оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в реализации прав и законных интересов, содействуют в улучшении социального и материального положения, а так же психологического статуса семей и детей, участвуют в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказание помощи в ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяющим.

В рамках реализации государственной программы Камчатского края «Семья и дети Камчатки» организуются и проводятся мероприятия.

Одной из функций отделения является сбор документов и выдача направлений в детские оздоровительные лагеря для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Отделение срочного социального обслуживания является структурным подразделением, осуществляющим деятельность по оказанию гражданам разовых социальных услуг в соответствии с перечнем и порядком оказания срочных социальных услуг, направленных на поддержание их жизнедеятельности и оказание помощи для преодоления трудной жизненной ситуации.

Служба «Социальное такси» создана в 2013 году. Услуги такси предоставляются гражданам, признанным нуждающимся в оказании социальных услуг, в соответствии с Порядком оказания срочных социальных услуг, для остальных граждан услуги предоставляются в соответствии с Положением о службе «Социальное такси» и Положением об оказании платных услуг.

В 2017 году специализированный автомобиль для перевозки маломобильных граждан приобретен для Олюторского района.

В мае 2016 года введена дополнительная услуга «Гигиеническая стрижка» на дому.

С сентября 2015 года функцией отделения является прием заявлений на социальное обслуживание, подготовка документов на Комиссию по определению индивидуальной потребности в социальных услугах, а так же разработка и корректировка индивидуальных программ предоставления социальных услуг для жителей Елизовского, Олюторского, Соболевского районов.

Функциям социально-реабилитационного отделения является оказание

различных видов социальной помощи следующим категориям граждан: пожилым гражданам, ветераном Великой Отечественной войны, инвалидам, малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми, семьям с детьми-инвалидами, женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, лица с наркотической и алкогольной зависимостью, условно осужденные граждане по направлению с УФСИН.

В отделении работает Пункт проката технических средств ухода, реабилитации и адаптации для отдельных категорий граждан. Услуги предоставляются гражданам, признанным нуждающимся в оказании социальных услуг, в соответствии с Порядком оказания срочных социальных услуг, для остальных граждан услуги предоставляются в соответствии с Положением о Пункте проката и Положением об оказании платных услуг.

В отделении внедрена программа «Семейная психотерапия» по предоставлению социально-психологических услуг семьям, «Луч надежды». По направлению врача – нарколога КГБУЗ КК «Елизовская районная больница» психолог работает с гражданами, имеющими алкогольную и наркотическую зависимость.

Юрисконсульт отделения предоставляет как срочные социально-правовые услуги, так и работает по исполнению индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

При отделении работают клубы:

Клуб молодых инвалидов «Поверь в себя»

Занятия клубе проводятся 1 — 2 раза в неделю.

Клуб для пожилых одиноких пенсионеров «Золотая Осень»

Занятия в клубе проводятся раз в неделю.

В отделении дневного пребывания работают группы для детей, пожилых граждан и инвалидов:

Группа дневного пребывания для детей-инвалидов «Солнышко» занимается по программам «Развитие мелкой моторики» и «Мы вместе», а так же с ребятами проводятся занятия, направленные на их социальную адаптацию.

Ребята из группы дневного пребывания для детей из малообеспеченных семей и семей «группы риска» «Фиеста» занимаются декаративно-прикладным творчеством по программе «Мягкая игрушка».

Группа дневного пребывания для пожилых граждан и инвалидов работает по программе «Университет активного долголетия».

В июне 2016 года при отделении создан лагерь дневного пребывания «Мир детства».

В течение года специалисты отделения проводят мастер-классы по декоративно — прикладному творчеству, а так же организовывают мероприятия для различных групп населения, например:

  • Проводят занятия по декоративно-прикладному творчеству для воспитанников Дома-интерната для умственно-отсталых детей.
  • Организуют познавательные поездки в Краеведческий музей и художественный музей г. Петропавловска Камчатского для пожилых людей, посещающих ГДП «Университет активного долголетия», клуб «Золотая осень», а так же граждан находящихся на обслуживании на дому.
  • Проводят цикл познавательных занятий и викторин для детей, посещающих ГДП «Фиеста» и Творческую мастерскую.
  • В рамках акции «Социальный поезд» проводят игровые программы для детей, проживающих в отдаленных сельских поселениях.

Акция «Наполни социальный погребок»

В сентябре традиционно проводится благотворительная акция «Наполни социальный погребок», в рамках которой граждане пожилого возраста и малообеспеченные семьи Елизовского района получат адресную помощь сельскохозяйственной продукцией, предоставленную сельхозпроизводителями.

2015 2016 2017 2018 2019

Количество овощей, полученных от предпринимателей, кг

10130 25000 34000 20000 34000

Количество граждан, получивших овощи, чел

314 750 750 350 750

В течение года в учреждении принимается спонсорская помощь свежемороженой рыбой

Организация работы мобильной службы «Забота»

В январе 2014 года в учреждении создана мобильная социальная служба «Забота». Целью деятельности мобильной социальной службы является обеспечение гарантий реализации прав пожилых людей, инвалидов и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих в Елизовском муниципальном районе, в отдаленных населенных пунктах со слаборазвитой социально-бытовой инфраструктурой и транспортным обеспечением, на получение социальных услуг, повышение качества жизни граждан.

В рамках мобильной социальной службы «Забота» проводится акция «Помоги ветерану» — уборка в квартирах ветеранов Великой Отечественной войны с привлечением волонтеров.

1. Общие положения

1.1. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.2. Специалист по социальной работе должен знать:

1) нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

2) национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

3) основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

4) цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

5) типы и характеристики граждан — получателей социальных услуг;

6) типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые и др.);

7) национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции;

8) социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия, особенности психологии личности;

9) виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

10) теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

11) основы комплексных подходов к оценке потребностей граждан в предоставлении социальных услуг и мер социальной поддержки;

12) методы диагностики трудной жизненной ситуации;

13) особенности социальной работы с разными лицами и группами населения;

14) основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

15) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг и социальной поддержкой;

17) российский и зарубежный опыт практической социальной работы;

18) основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе;

19) основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

20) основные типы проблем, возникающих у граждан — получателей социальных услуг;

21) основные формы и виды социального обслуживания;

22) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения;

23) инфраструктуру реализации социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества;

24) состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы и учреждения;

25) регламенты ведения документации;

26) систему социальных служб и учреждений социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции;

27) цели, принципы и основы административно-организационной деятельности по реализации социального обслуживания населения;

28) цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов граждан — получателей социальных услуг и решения его социальных проблем;

29) регламент межведомственного взаимодействия;

30) сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолог, социальный педагог, юрист, дефектолог, реабилитолог и др.);

31) методы и технологию самоактуализации граждан — получателей социальных услуг;

32) основы валеологии, социальной медицины;

33) экономические основы социальной работы;

34) правовые основы социальной работы;

35) психологические и социально-педагогические основы социальной работы;

36) психологию личности;

37) возрастную психологию;

38) функции и технологию деятельности службы занятости населения;

39) особенности применения социальных технологий в Российской Федерации и за рубежом;

40) основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

41) Правила внутреннего трудового распорядка;

42) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;

43) ……… (другие требования к необходимым знаниям)

1.3. Специалист по социальной работе должен уметь:

1) проводить индивидуальный опрос граждан с целью выявления их трудной жизненной ситуации;

2) осуществлять социальное консультирование;

3) анализировать устные и письменные обращения граждан в организацию социальной защиты населения;

4) фиксировать полученную от гражданина информацию;

5) хранить и обрабатывать персональные данные;

6) обеспечивать проверку поступившей от гражданина информации;

7) вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;

8) устанавливать контакты с социальным окружением гражданина;

9) обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации и методов ее преодоления;

10) обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

11) проявлять чуткость, вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;

12) использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;

13) работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;

14) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

15) прогнозировать результаты оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину, нуждающемуся в их получении;

16) конкретизировать цель оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину на основе проведенной диагностики и с учетом его жизненных планов;

17) обосновывать использование конкретных технологий социальной работы, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки в отношении конкретного случая;

18) применять методы диагностики личности, способностей и склонностей, позволяющих актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию самопомощи и взаимопомощи;

19) взаимодействовать с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами при оказании социальных услуг и мер социальной поддержки;

20) учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;

21) соотносить индивидуальную программу социального обслуживания с его социальными ожиданиями и потребностями;

22) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

23) выявлять проблему гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, оценивать возможности ее решения с помощью привлечения профильных специалистов (учреждений);

24) оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание (постоянное или временное), или оказание мер социальной поддержки;

25) выбирать оптимальные способы решения проблемы гражданина посредством формирования и согласования с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

26) направлять получателей социальных услуг в специализированные социальные учреждения (подразделения) и/или к профильным специалистам;

27) использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.;

28) выбирать наиболее эффективные технологии социальной работы, применимые к индивидуальным особенностям получателей социальных услуг и их жизненных ситуаций;

29) обеспечивать координацию деятельности специалистов в решении актуальных задач социального обслуживания граждан;

30) обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.);

31) обеспечивать интеграцию деятельности различных государственных и общественных организаций в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

32) обеспечивать представление интересов получателей социальных услуг;

33) мотивировать граждан — получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации;

34) реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

35) составлять социальный паспорт семьи и гражданина для обеспечения комплексной оценки процесса и результатов реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки;

36) организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;

37) использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг и мер социальной поддержки;

38) повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;

39) быть готовым участвовать в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг;

40) ……… (другие навыки и умения)

1.4. Специалист по социальной работе в своей деятельности

руководствуется:

1) ……… (наименование учредительного документа)

2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)

3) настоящей должностной инструкцией;

4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих

трудовые функции по должности)

1.5. Специалист по социальной работе подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)

1.6. ……… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по реализации социальных услуг и мер социальной поддержки населения:

1) выявление граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) определение объема, видов и форм социального обслуживания и мер социальной поддержки, в которых нуждается гражданин для преодоления трудной жизненной ситуации либо предупреждения ее возникновения;

3) организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности.

2.2. ……… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 1 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию первичного приема граждан;

2) осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг и мер социальной поддержки;

3) выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;

4) осуществляет сбор и обработку дополнительной информации, свидетельствующей о проблемах гражданина, обратившегося за предоставлением социальных услуг или мер социальной поддержки;

5) проводит диагностику трудной жизненной ситуации гражданина, устанавливает ее причины и характер;

6) выявляет и оценивает индивидуальную потребность гражданина в различных видах и формах социального обслуживания и социальной поддержки;

7) консультирует граждан, обратившихся в систему социальной защиты населения, о возможностях предоставления им социального обслуживания и мер социальной поддержки;

8) консультирует граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, относительно документов, необходимых для получения определенного вида социальных услуг и мер социальной поддержки;

9) ведет учет граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в предоставлении им различных видов социальных услуг и социальной поддержки;

10) выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывания), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения;

11) ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации.

3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 2 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет выбор технологий, видов и форм социального обслуживания, мер социальной поддержки, необходимых для достижения конкретной цели;

2) согласовывает с гражданином цели оказания социальных услуг и предоставления мер социальной поддержки;

3) выявляет потенциал гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с трудной жизненной ситуацией;

4) осуществляет разработку и согласование с гражданином индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

5) планирует действия по достижению целей оказания социальных услуг и социальной поддержки гражданину;

6) определяет необходимый объем услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и мер социальной поддержки;

7) устанавливает сроки и периодичность предоставления социальных услуг (постоянные, периодические, разовые) по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;

8) обеспечивает комплексное взаимодействие с другими специалистами, учреждениями, организациями и сообществами по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации гражданина и мер по предупреждению ее ухудшения.

3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в подпункте 3 пункта 2.1 настоящей должностной инструкции:

1) осуществляет организацию помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание или оказания мер социальной поддержки;

2) организовывает оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических, социально-реабилитационных услуг, услуг по социальному сопровождению граждан, а также мер социальной поддержки;

3) обеспечивает посредничество между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг или мер социальной поддержки, и различными специалистами (учреждениями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем;

4) осуществляет организацию межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;

5) консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг и оказанием мер социальной поддержки;

6) выявляет и оценивает личностные ресурсы граждан — получателей социальных услуг и ресурсы их социального окружения;

7) содействует активизации потенциала и собственных возможностей граждан — получателей социальных услуг, расширению возможностей самопомощи и взаимопомощи;

8) содействует мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления трудной жизненной ситуации и профилактики ее ухудшения;

9) организовывает работу по вовлечению в социальную работу институтов гражданского общества;

10) организовывает профилактическую работу по предупреждению появления и (или) развития трудной жизненной ситуации.

3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

3.1.5. ……… (другие обязанности)

3.2. При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе

соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и

доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности

специалиста по социальной работе.

3.3. ……… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

4.7. ……… (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по социальной работе привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;

— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ……… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)

6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Социальная работа — профессиональная деятельность, связанная с применением социологических, психологических и педагогических методов и приемов для решения индивидуальных и социальных проблем (бедности, безработицы, наркомании, правонарушений, юношеского воспитания и др.).

Социальная служба региона — система учреждений, создаваемых соответственно основным направлениям социальной работы в регионе, т. е. части страны, отличающейся от других ее частей совокупностью экономических, социальных и культурных особенностей.

Социальная сфера — относительно самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются многообразные социальные интересы и отношения социальных субъектов, совершается общественное воспроизводство личности; одновременно это область деятельности людей, занятых предоставлением социальных благ и услуг.

Социальное обслуживание — социальная поддержка, оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи социальными службами, включая социальную адаптацию, абилитацию и реабилитацию граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Государство гарантирует гражданам право на С. о. Основные принципы С. о.: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.

Социальное планирование — деятельность по выработке средств и методов достижения таких состояний социальных систем, которые соответствуют потребностям данного общества.

Социальное проектирование — теоретическое исследование, обобщение практического опыта, систематическое описание социального эксперимента, содержащее предложения относительно применения данной разработки на практике; построение конкретных социальных моделей, прогнозов, основанных на социологических исследованиях, экономических расчетах, административных новациях и т. п.

Социальное страхование — одна из организационно-правовых форм социального обеспечения, представляющая собой систему государственной и общественной поддержки населения в денежной и материальной форме. Осуществляется за счет специальных внебюджетных фондов.

Социальное управление — целенаправленное воздействие на общество для упорядочения и развития его определенной качественной специфики.

Социальные гарантии — условия и средства, обеспечивающие беспрепятственную реализацию и охрану конституционных прав и свобод граждан. Формирование системы С. г. напрямую связано с совершенствованием законодательной базы.

Социальные льготы — полное или частичное освобождение отдельной категории граждан от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. Устанавливаются законом и действуют в сфере налогообложения, здравоохранения, обеспечения жильем, и др.

Социальные меньшинства — совокупность малых социальных групп, коллективов, малочисленных этносов, организаций, опосредующих связь между индивидами и обществом. Нормы и ценности С. м. отличаются от общепризнанных норм в обществе. С. м. могут находиться в полном противоречии с обществом в силу своей нетрадиционности.

Социальные проблемы пожилых людей — специфические проблемы определенного социально-демографического слоя людей, появляющиеся в связи с выходом на пенсию и процессом старения. С. п. п. л. определяются состоянием здоровья, материальным положением, обеспечением занятости, а также качеством медицинского и социального обслуживания, развитостью социальной инфраструктуры. Одной из наиболее серьезных психологических проблем пожилых людей является испытываемое ими одиночество.

Социальные службы — совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги с целью преодолеть или смягчить сложную ситуацию.

Система С.с. включает в себя государственную, негосударственную и муниципальную (местную) службы. К государственной С.с. относятся органы управления, учреждения и предприятия социального обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых отнесена функция социальной помощи населению. К негосударственной — учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами. К муниципальной С.с. относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Социальные технологии — совокупность методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных социальных инноваций.

Социальный надзор — форма контроля государственными органами и общественными объединениями соблюдения законности и правопорядка в стране, а также пресечение нарушений прав, свобод и законных интересов граждан.

Социальный педагог — работник социальной сферы, специализирующийся на работе с детьми и родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростками и молодежными группами и объединениями, С. п. призван обеспечивать социально-психологическую поддержку процесса социализации детей и молодежи, оказывать психолого-педагогическую помощь семье, различным воспитательным учреждениям, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослым населением, школой и семьей, личностью и государством, оказывать помощь подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права. Возможна следующая специализация С. п.: организатор культурно-досуговой деятельности, организатор физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, и т. д.

Социальный работник — человек, который в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем.

Социодрама — метод групповой психокоррекционной работы, направленный на устранение конфликтов в группе, служит способом моделирования межличностных отношений в группе.

Средства массовой коммуникации — методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории.

Стереотип социальный — традиционный, привычный образ или представление о социальном объекте, событии, которые обычно эмоционально окрашены и обладают высокой устойчивостью.

Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование.

Телефон доверия — служба экстренной психологической помощи и эмоциональной поддержки по телефону. Анонимно за помощью могут обращаться подростки, жертвы сексуального насилия, наркоманы и т. д. Выделяют два направления в развитии службы Т. д.: 1) профессиональная психологическая помощь; 2) эмоциональная поддержка и участие, оказываемые добровольцами-непрофессионалами.

Терпимость (толерантность) — свойство личности непредвзято оценивать людей, события, явления, обладающие различными, в т. ч. противоречивыми, чертами.

Транссексуализм — экстремальное аномальное состояние личности, суть и причины которого заключены в полярном расхождении и грубом несоответствии биологического и социального пола с формирующимся полом психическим.

Урбанизация — процесс роста городов, сосредоточение в них населения и промышленности, распространение городского образа жизни на все общество, вызывающее изменения в экономике и социальной жизни. У. связана с развитием индустриального и постиндустриального общества. Субурбанизация характеризует стремительный рост пригородов крупных городов.

Уровень жизни — социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Усыновление (удочерение) — юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным ребенком устанавливаются правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми. Усыновленным может быть только несовершеннолетний. Соблюдение интересов детей является одним из главных условий У.

Факторы риска — обстоятельства, способствующие возникновению и развитию заболеваний (например, курение, наркомания, алкоголизм).

Феминология — наука, изучающая закономерности положения женщины в обществе, исследующая всю совокупность социальных, политических, экономических и духовных тенденций достижения равенства возможностей для мужчин и женщин, взаимоотношения полов в различных сферах жизни общества.

Филантропия — благотворительная деятельность, оказание материальной помощи и покровительства неимущим, нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Ф. — совокупная взаимосвязь моральных представлений и действий по оказанию помощи обездоленным. Она может быть направлена также на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности. Филантропические организации и их деятельность занимают важное месте в общественном механизме современных государств. Ф. явилась одним из каналов общественной активности, формирования и проявления доброты и нравственного самовоспитания.

Феминизм — движение в защиту прав женщин и за их освобождение, возникшее в эпоху буржуазных революций во Франции, Англии и США. Ф. делят на старый и новый. Для старого Ф.(возник в XVIII в., особого расцвета достиг в конце XIX в.) характерна узкая трактовка социального равенства женщины (лишь как правовое равенство). Он получил название суфражистского движения. Рост занятости женщин, получение ими избирательных прав (в Европе и США) привели к спаду феминистского движения. Новое движение оформилось только в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. под названием «неофеминизм». В нем выделяют три основных направления: либерально-реформистское, социалистическое и радикальное. Существующее (наряду с названными) консервативное направление фактически является антифеминистским (идеализирует семью и материнскую функцию женщин, отрицает наличие дискриминации их со стороны государства).

Ф. как движение выступает существенным фактором социальной защиты женщин, улучшения условий их жизнедеятельности, качественного изменения образа жизни женщины.

Формы оказания помощи малоимущим — а) финансовая помощь — индексация доходов граждан (полная или частичная), компенсация расходов в связи с увеличением стоимости товаров и услуг и оплата некоторых из них; б) натуральная поддержка — обеспечение промышленными и продовольственными товарами, выделение земельных участков, приоритетность предоставления медицинских услуг и протезирования; в) обеспечение занятости — подготовка и переподготовка кадров, создание дополнительных рабочих мест, изменение режима труда и отдыха; г) улучшение социальных условий, включая жилищные, выделение мест в детских и дошкольных учреждениях, а также организация ухода за лицами старших возрастов.

Фрустрация — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми трудностями на пути к достижению цели и решению задачи.

Футурошок — этим термином американский футуролог А. Тоффлер определял реакцию индивида на ускоряющиеся перемены и изменения в различных сферах социальной жизни, в связи с которыми возникают разнообразные проблемы адаптации индивидов к изменяющимся условиям. Согласно Тоффлеру, ускорение социальных процессов и, вследствие этого, изменение восприятия социального времени приводит к возникновению новых и новых условий социальной и индивидуальной жизни, что создает проблему дезориентации социальных субъектов и их неспособности адекватно реагировать и действовать в незнакомых ситуациях.

Цели (ориентиры) социальные — ценности индивида, группы индивидов, классов, общества, на достижение которых направлена их деятельность.

Цель социальной работы — удовлетворение потребностей клиентов. Эта общая цель содержит подцели: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут максимально проявить свои возможности и получить все полагающееся им по закону; адаптация и реабилитация клиентов в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение со стороны окружающих. Ц.ср. зависит от специфики объекта (клиентов, групп) и направлений социальной работы.

Ценности социальные — 1) в широком смысле — значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и личности; 2) в узком смысле — нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. К числу Ц.с. относят мир, социальную справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. д.

Честь — внутренние нравственные качества человека, определяющие его поведение в обществе и отношение к выполнению долга.

Экология социальная — отрасль социологии, изучающая закономерности и формы взаимодействия общества со средой общения, многообразие связей социальных изменений с изменениями в их жизнеобеспечивающих материальных предпосылках социальных процессов.

Экспертиза — научно-техническое исследование объектов или обстоятельств, позволяющее разрешить дело по существу. Производство включает в себя две стадии: непосредственно само исследование и составление заключения по результатам исследования.

Эмигранты — граждане, добровольно или вынужденно покинувшие свою страну по политическим, экономическим, религиозным и иным мотивам и поселившиеся в какой-либо другой стране. Эмиграция не влечет автоматически утраты прежнего гражданства Э. Этот вопрос решается законодательством государства, гражданами которого они являются.

Этика (учение о морали, нравственности) — система норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению друг к другу.

Этика профессиональная — система специфических нравственных требований и норм поведения, обозначенных в кодексе данного специалиста.

Этикет (ярлык, этикетка) — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Э. — составная часть внешней культуры общества. В него входят те ее требования, которые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Этнос — устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся в определенных природно-экологических условиях. Э. обладает общим языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологического склада и менталитета. Исторические формы Э. — племя, народность, нация.