Новые стандарты бухгалтерского учета

Новые стандарты 2019 года

Инна Хлевняк, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018 г.

В следующем году вступят в силу минимум 5 федеральных стандартов. Разберем, какие требования они предъявляют к учреждениям в целом и бухгалтерам в частности.

Новые федеральные стандарты

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора (далее Стандарты) были утверждены приказами Минфина РФ:

  1. №274н от 30.12.2017 – «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

  2. №275н от 30.12.2017 – «События после отчетной даты».

  3. №278н от 30.12.2017 – «Отчет о движении денежных средств».

  4. №32н от 27.02.2018 – «Доходы».

  5. №122н от 30.05.2018 – «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Проект еще одного Стандарта «Выплаты персоналу» был размещен на официальном сайте 13 декабря 2017 и до настоящего времени приказом Минфина не утвержден.

Стандарт «Доходы»

Стандарт «Доходы» предусматривает изменение структуры доходов и порядка отражения информации о них в отчетности.

Новый Стандарт коснется изменений не всех видов доходов, в его действия не попадут такие доходы как:

  • инвестиции в форме дивидендов, объявленных (выплаченных) объектом инвестирования и учитываемых по методу долевого участия;

  • продажа запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции;

  • продажа основных средств и нематериальных активов;

  • от договоров аренды и безвозмездного пользования;

  • изменения справедливой стоимости финансовых активов и финансовых обязательств или их выбытия;

  • изменения обменных курсов;

  • первоначального признания биологических активов и биологической продукции;

  • изменение справедливой стоимости других нефинансовых активов.

Новое в структуре доходов – доходы с похожими принципами оценки и признания в учете объединят в две учетные группы: по необменным операциям и по обменным операциям. Информация о доходах каждой из них в отчетности должна быть раскрыта обособленно. Внутри групп предусмотрено деление доходов на виды (таблица 1).

Таблица 1 «Виды доходов»

По необменным операциям: По обменным операциям:

1. Налоги, сборы, пошлины, таможенные платежи.

2. Страховые взносы.

3. Безвозмездные поступления от бюджетов.

4. Штрафы, пени, неустойки, возмещение ущерба.

5. Прочие доходы от необменных операций.

1. Доходы от собственности.

2. Доходы от реализации.

Доходы от реализации будут признаваться на дату, когда выполнены несколько условий:

  • к покупателю перешли существенные риски и выгоды, связанные с владением товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

  • субъект учета не сохраняет за собой фактический контроль над товаром, готовой продукцией, биологической продукцией;

  • у субъекта учета возникло право на получение экономических выгод или полезного потенциала, которые связаны с операцией;

  • величина дохода может быть надежно оценена.

Доходы от субсидии на выполнение госзадания будут отражаться в составе доходов будущих периодов на дату возникновения права на получение субсидии. По мере исполнения госзадания доходы будут включать в состав доходов от реализации текущего отчетного периода.

Согласно Стандарту работы и услуги, полученные от необменных операций, не являются доходом и не подлежат учету, если информация об их получении раскрывается в отчетности. Сейчас в инструкциях нет требования учитывать такие операции в бухучете, но есть положения законодательства о бухучете, из-за которых возникают неясности. К примеру, любой факт хозяйственной жизни нужно отражать в регистрах бухучета.

Большинство требований Стандарта как приводить информацию о доходах в отчетности относится к пояснительной записке. В ней при сдаче годовой отчетности потребуется указывать:

  • положения учетной политики, об особенностях признания доходов субъектом учета;

  • доходы в разрезе групп, подгрупп в зависимости от экономического содержания с обособлением сумм предоставленных льгот и скидок;

  • доходы от подарков, пожертвований и других безвозмездно полученных ценностей, признанные в текущем отчетном периоде, и характер этих ценностей;

  • основные виды безвозмездно полученных услуг, работ;

  • дебиторскую задолженность по необменным операциям;

  • суммы изменений доходов будущих периодов по видам доходов;

  • суммы обязательств по авансовым поступлениям.

Информацию о доходах от реализации нужно делить по видам деятельности (КФО 2, 4) и раскрывать отдельно.

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Рассматриваемый Стандарт устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Стандарт раскрывает такие понятия, как перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, оценочное значение, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетную политику, как и сейчас, учреждения будут составлять самостоятельно, исходя из своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности. При этом учреждения смогут также следовать учетной политике учредителя. Состав учетной политики должен соответствовать требованиям п. 9 Стандарта. Указанный пункт имеет сходства с п.6 Инструкции №157, в связи с чем состав разделов учетной политики пересматривать нет необходимости.

Оценочное значение – это рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухучета и отражаемого в бухгалтерской отчетности, когда отсутствует точный способ его определения.

К оценочным значениям относятся:

1. Сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов.

2. Величины оценочных резервов.

3. Величины амортизационных отчислений.

4. Величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

5. Иные значения показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа его определения.

Изменение оценочного значения нельзя признать изменением учетной политики, а также исправлением ошибки. Оно отражается в бухгалтерской отчетности перспективно. Однако изменение метода определения оценочного значения — это уже изменение учетной политики. Его следует раскрывать в отчетности.

Отражение исправлений ошибок в бухгалтерской отчетности

В учетной политике учреждению необходимо указать допустимые способы исправления ошибок, чтобы у проверяющих не возникало по ним вопросов.

Корректировать уже утвержденную и сданную отчетность нельзя. Все исправления необходимо вносить в отчет за тот период, в котором была выявлена ошибка. Например, если в III квартале 2019 г. вы обнаружите, что неправильно отразили обороты по счетам в I квартале того же года, то отчетность с исправлениями нужно будет представить за III квартал.

Таблица 2 «Порядок исправления ошибки в бухгалтерской отчетности»

Период обнаружения ошибки

Правила исправления ошибки

Выявлена в ходе осуществления внутреннего контроля после даты подписания отчетности, но до предельной даты ее представления.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на последнюю отчетную дату отчетного периода.

2. Уточнить отчетность.

Выявлена в ходе камеральной проверки отчетности после предельной даты представления отчетности, но до даты принятия уполномоченным органом

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Выявлена в ходе внутреннего и внешнего контроля, аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения.

1. Необходимо сделать дополнительную бух. запись (способом «красное сторно» и дополнительная запись) на конец отчетного периода.

2. Исправить отчетность. Основанием исправления указать: решение уполномоченного органа.

Если ошибка, допущенная при отражении операций в учете, обнаружена в текущем году, то ее исправить несложно, необходимо руководствоваться действующими правилами.

Старые ошибки исправить сложнее. Если год закончился и отчетность утверждена, то счета, финансового результата текущего года (401.10 и 401.20), уже сведены на счет 401.30. В течение года счет 401.30 применять для создания корректирующих проводок, относящихся к прошлым отчетным периодам, нельзя.

В зависимости от характера и периода ошибки исправления нужно вносить с использованием специальных новых счетов.

Таблица 3 «Исправление старых ошибок»

Период ошибки

Исправляем

Финансовый результат

Консолидируемые расчеты

Иное

Год, предшествующий отчетному

Более ранние годы

В пояснениях к годовой отчетности необходимо раскрыть:

  • информацию в отношении изменения учетной политики;

  • сведения об изменении оценочного значения;

  • информацию об ошибках предшествующих годов.

Стандарт «События после отчетной даты»

Событиями после отчетной даты признаются факты хозяйственной жизни учреждения, которые:

  • оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;

  • произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.

Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде – обязанность учреждения.

Стандарт «События после отчетной даты» устанавливает:

  • классификацию фактов хозяйственной жизни — событий после отчетной даты;

  • правила отражения в бухучете указанных фактов хозяйственной жизни;

  • правила раскрытия информации о событиях после отчетной даты при составлении и представлении отчетности.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно.

События после отчетной даты делятся на два вида:

События, подтверждающие условия деятельности:

  • выявление документов, подтверждающих наличие у дебиторской задолженности признаков безнадежности к взысканию, если на отчетную дату в ее отношении уже принимались меры по взысканию (смерть физлица-должника или ликвидация организации-должника);

  • завершение после отчетной даты гос. регистрации права собственности, инициированной в отчетном периоде;

  • изменение после отчетной даты кадастровой оценки нефинансового актива.

События, указывающие на условия деятельности, признают:

  • принятие решения о реорганизации или ликвидации учреждения, о котором не было известно по состоянию на отчетную дату;

  • существенное поступление или выбытие активов по операциям, инициированным в отчетном периоде.

События в зависимости от вида отражаются в учете по-разному.

Событие, подтверждающее условия деятельности, показывают последним днем года по правилам отражения исправлений ошибок.

Событие, свидетельствующее об условиях деятельности, – путем выполнения записей в периоде, следующем за отчетным.

Если отчетность сдана, но еще не утверждена, то по решению учредителя обнаруженная ошибка может быть исправлена последним днем отчетного периода.

Стандарт «Отчет о движении денежных средств»

Стандарт устанавливает общие требования, термины и методические основы формирования данного отчета.

Форма отчета и порядок ее заполнения для казенных учреждений (ф.0503123) закреплены в Инструкции № 191н, для бюджетных и автономных учреждений (ф. 0503723) и порядок заполнения – в Инструкции № 33н.

Как и сейчас, отчет необходимо будет составлять в разрезе кодов КОСГУ на основании аналитики по видам поступлений и выбытий, которые отражены в бухучете.

Поступления и выбытия денег и их эквивалентов разделены на денежные потоки от операций:

  • текущих;

  • инвестиционных;

  • финансовых.

Текущие операции – это операции, связанные с реализацией учреждением возложенных на него полномочий или функций.

Например, денежными потоками учреждения от текущих операций признают:

  • по поступлению – доходы от использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, доходы от оказания платных услуг, в том числе субсидии на выполнение государственного или муниципального задания;

  • по оплате – расходы на оплату труда, на приобретение товаров (работ, услуг) и материальных запасов, на уплату налогов, сборов, взносов.

Денежные потоки учреждения от инвестиционных операций:

  • по поступлению – реализация основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, возврат предоставленных займов;

  • по выбытию – приобретение основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, предоставление займов.

Финансовые операции – это операции, которые приводят к изменению размера и состава заемных средств учреждения.

Денежные потоки, которые не могут быть однозначно классифицированы, следует признавать денежными потоками от текущих операций.

Денежные потоки от различных типов операций в отчете нужно показывать отдельно друг от друга. Причем, если платеж или поступление от одной хозяйственной операции состоит из денежных потоков от разных типов операций, их тоже надо разделять. Например, если возврат займа и уплата процентов проходят одной суммой, то погашение основного долга отражают в составе денежных потоков от финансовых операций, а процентов — в составе текущих операций.

При формировании отчета необходимо учитывать также следующие особенности:

  • денежные потоки необходимо отражать как чистые поступления или выбытия денежных средств, то есть с учетом возвратов, произведенных в отчетном периоде;

  • величину денежных потоков в инвалюте следует пересчитывать в рубли на дату осуществления или поступления платежа.

Стандарт «Влияние изменений курсов иностранных валют»

Стандарт предусматривает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухучета, выраженной в инвалюте, в рубли;

  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;

  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в отчетности учреждений.

Все активы и обязательства учреждений разделены на монетарные и немонетарные.

Валютные монетарные активы – активы, выраженные в инвалюте или в рублевом эквиваленте, подлежащие получению в виде денег или их эквивалентов. Например, финансовые вложения в долговые ценные бумаги, предоставленные кредиты (займы).

Валютные монетарные обязательства – обязательства, выраженные в инвалюте, подлежащие погашению деньгами, их эквивалентами или иными монетарными активами. Например, кредиторская задолженность (за исключением полученных авансов), полученные кредиты (займы).

Остальные валютные активы и обязательства немонетарные. Например, выданные и полученные авансы.

От вида объекта учета зависит порядок его пересчета.

Стоимость валютных монетарных активов и обязательств надо пересчитывать в рубли по курсу:

  • на дату совершения с ними операций;

  • на каждую отчетную дату.

Курсовые разницы от пересчета признают в бухучете в составе финансового результата текущего периода. Учет разниц ведется обособленно.

Стоимость валютных немонетарных активов нужно пересчитывать на каждую дату определения или изменения стоимости. Однако это касается только тех активов, которые учитывают по справедливой стоимости. Курсовые разницы включают в доходы от оценки активов в том периоде, в котором они возникли.

Стоимость других валютных немонетарных активов, а также немонетарных обязательств пересчитывать не нужно.

Следует помнить, что в некоторых случаях (прямо установлены иными нормативными актами) учреждения должны вести учет объектов одновременно в инвалюте и в рублях. Например, учреждение выдало аванс работнику на загранкомандировку в валюте. На дату выдачи денег под отчет оно отразит долг работника одновременно в валюте и в рублях.

Самые важные новации 2019 года в бухгалтерском учете организаций госсектора

gzorgz / .com

Жизнь бухгалтера государственного сектора не стоит на месте. Вот и новый 2019 год, как щедрый Дед Мороз, готовит новые сюрпризы. Давайте уже сейчас приподнимем завесу грядущего года и рассмотрим все, что он для нас припас. Здесь и пять новых федеральных стандартов, применять положения которых нужно при ведении бюджетного, бухгалтерского учета с 1 января 2019 года и для составления отчетности 2019 года, и изменения в бюджетной классификации, а также налоговые «сюрпризы».

1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н (далее – СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). Стандарт расставляет акценты в недостаточно урегулированных вопросах учетной политики, дает понятие оценочных значений, устанавливает порядок исправления ошибок, а также регулирует отражение в отчетности последствий изменений учетной политики, оценочных значений и исправления ошибок. Специалистами финансового ведомства письмом от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480 доведены Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Они не только более подробно разъясняют положения этого стандарта, но и показывают его применение на примерах.

Учетная политика

Ранее при формировании и применении учетной политики бухгалтеры государственного сектора довольствовались лишь отдельными положениями Инструкции № 157н, Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», СГС «Концептуальные основы». С 2019 года этот вопрос наряду с названными нормативными правовыми актами регулирует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Рассмотрим наиболее интересные его положения.

1

В стандарте прямо указано, что учетная политика формируется главным бухгалтером или лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а утверждается – руководителем (п. 8 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

2

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» установлен перечень документов, утверждаемых в рамках учетной политики.

3

Как и прежде, установлено требование о применении учетной политики последовательно из года в год (п. 11 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»). То есть ежегодно формировать учетную политику не нужно.

4

В стандарте приведены случаи и порядок изменения учетной политики (п. 11-14 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

5

Введены новые понятия перспективного и ретроспективного применения измененной учетной политики (п. 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Оценочные значения

Многие показатели бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности не поддаются точному определению, а могут быть лишь оценены. Этому посвящен раздел IV СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Так, к оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств и нематериальных активов;
  • величины оценочных резервов;
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных федеральными и (или) отраслевыми стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.

Ошибки

В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности. Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

Согласно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» ошибки исправляются дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью, как и было ранее (в п. 18 Инструкции № 157н). Порядок исправления ошибки и отражения ее исправления в отчетности зависит от:

  • даты обнаружения ошибки;
  • ее существенности.

В стандарте даны определения различных дат и случаи, в которых важна существенность допущенной ошибки. Кроме того, подробный пример исправления ошибки приведен в Методических рекомендациях от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480.

Таким образом, бухгалтеру госсектора нужно помнить, что при формировании учетной политики, определении оценочных значений и исправлении ошибок в бухгалтерском (бюджетном) учете в 2019 году нужно руководствоваться новым СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он применяется во взаимосвязи с нормами продолжающих действие нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского (бюджетного) учета.

2. События после отчетной даты

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 275н (далее – СГС «События после отчетной даты»). Методические рекомендации по применению СГС «События после отчетной даты» доведены письмом Минфина России от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005.

Понятие события после отчетной даты в контексте стандарта не меняется по сравнению с приведенным в п. 3 Инструкции № 157н (п. 2 СГС «События после отчетной даты»). К событиям после отчетной даты, к примеру, относятся (Методические рекомендации от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005):

  • изменение кадастровой оценки земли после отчетной даты;
  • завершение после отчетной даты судебного процесса, которым подтверждается наличие на отчетную дату актива или обязательства;
  • ошибка, обнаруженная после отчетной даты (с учетом условий принятия отчетности);
  • существенное поступление или выбытие активов, в том числе по результатам инвентаризации, проведенной в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, но отраженным в протоколах, актах, подписанных комиссией по инвентаризации и ответственными лицами после отчетной даты.

В то же время поступление в бухгалтерию первичных документов (например, актов выполненных работ) за отчетный год после отчетной даты не относится к событиям после отчетной даты (п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций от 31 июля 2018 г. № 02-06-07/55005).

СГС «События после отчетной даты» устанавливает:

  • классификацию событий после отчетной даты;
  • правила их отражения в бухгалтерском учете;
  • правила раскрытия информации о них при составлении и представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности.

События после отчетной даты делятся на (п. 7 СГС раздела II «События после отчетной даты», раздел IV СГС «События после отчетной даты»):

  • подтверждающие условия деятельности. Такие события признаются последним днем отчетного периода и раскрываются в отчетности за отчетный период;
  • указывающее на условия деятельности. Такие события отражаются в периоде, следующем за отчетным, и раскрываются в Пояснительной записке и (или) Пояснениях, представляемых в составе полного комплекта бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный период.

3. Отчет о движении денежных средств

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств» утвержден приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н (далее – СГС «Отчет о движении денежных средств»). Этот нормативный акт устанавливает методические основы формирования Отчета о движении денежных средств. Отчет о движении денежных средств характеризует:

  • поступления и выбытия не только денежных средств, но и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию;
  • изменение остатков денежных средств.

Эквиваленты денежных средств это вложения в высоколиквидные финансовые инструменты со сроком погашения не более трех месяцев, легко обратимые в заранее известные суммы денежных средств и подверженные незначительному риску изменения стоимости (п. 6 СГС «Отчет о движении денежных средств»).

СГС «Отчет о движении денежных средств» не содержит периодичности представления Отчета о движении денежных средств. В то же время Инструкции по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности № 191н и № 33н указывают на предоставление этого отчета на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным. Поэтому, по всей видимости, заполнять Отчет о движении денежных средств впервые в 2019 году необходимо будет за полугодие.

4. Доходы

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» утвержден приказом Минфина России от 27 февраля 2018 г. № 32н (далее – СГС «Доходы»). СГС «Доходы» применяется при учете доходов и раскрытии о них информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В п. 4 СГС «Доходы» перечислен перечень доходов, в отношении которых его положения не применяются. Это, например, доходы, полученные:

  • по договору аренды или безвозмездного пользования;
  • от продажи основных средств, нематериальных активов и материальных запасов (за исключением товаров, готовой и биологической продукции) и другие.

Для целей бухгалтерского учета критерием признания дохода является возможность получения экономических выгод или полезного потенциала, связанных с совершаемыми операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена (п. 7 СГС «Доходы»).

СГС «Доходы» делит все доходы на 2 обширные группы:

  • доходы от необменных операций (например, доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, таможенных платежей, доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование, доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов, доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба);
  • доходы от обменных операций (доходы от собственности, доходы от реализации).

Классификация доходов осуществляется на основании экономического содержания хозяйственной операции (п. 8 СГС «Доходы»). От группы, к которой будет отнесен доход, будет зависеть порядок его принятия к бухгалтерскому учету – СГС «Доходы» подробно рассматривает каждый случай.

СГС «Доходы» дает понятие доходов будущих периодов. Это доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (п. 7 СГС «Доходы»). В стандарте прямо указаны такие доходы, например, субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (п. 54 СГС «Доходы»).

5. Влияние изменений курсов иностранных валют

Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют» утвержден приказом Минфина России от 30 мая 2018 г. № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» устанавливает:

  • единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;
  • порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» весьма специфичен и не будет так востребован у бухгалтеров госсектора, как, например, СГС «Основные средства», СГС «Аренда» или СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». В то же время данный стандарт применяется всеми учреждениями государственного сектора (п. 1 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»). Поэтому тот факт, что учреждение не является загранучреждением и у него отсутствуют объекты бухгалтерского учета, выраженные в иностранной валюте, не говорит о том, что о стандарте можно забыть. Более правильно сказать, что отсутствует (вполне возможно даже временно) объект для применения СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют». А знать и помнить, что в определенных случаях с 2019 года учреждениями госсектора применяется СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» бухгалтеру необходимо.

Продолжение будет опубликовано в ближайшее время.

Материал подготовлен экспертами компании «Учет в БГУ», Компания Гарант (Саранск).

Новые стандарты бухгалтерского учета: что и когда изменится

В статье разбираются изменения в трех стандартах:

  • Документы и документооборот в бухгалтерском учете
  • Бухгалтерский учет аренды
  • Запасы

В частности, изменения касаются того, как по новым правилам отражать арендованное имущество, как определять разницу между финансовой и нефинансовой арендой, как оценивать стоимость запасов, как исправлять документы бухгалтерского учета.

Сроки вступления в силу стандартов

Новые бухгалтерские стандарты готовятся уже несколько лет. Сейчас действует третья по счету программа – Приказ Минфина от 18.04.2018 № 83н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг.».

Новые стандарты:

  • Запасы
  • Нематериальные активы
  • Аренда
  • Основные средства
  • Незавершенные капитальные вложения
  • Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)
  • Документы и документооборот в бухгалтерском учете
  • Доходы
  • Некоммерческая деятельность
  • Бухгалтерская отчетность
  • Участие в зависимых организациях и совместная деятельность
  • Расходы
  • Финансовые инструменты
  • Добыча полезных ископаемых

Стандарты, которые уже изменились:

  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (меняется сильно)
  • ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (меняется незначительно)
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»

В ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» говорится, что, если организация сталкивается с нерегламентированными элементами учета, она должна разработать их самостоятельно. Как это сделать?

В качестве ориентира можно использовать Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) либо отраслевые стандарты или рекомендации. Авторами таких рекомендаций могут быть разработчики проектов стандартов:

  • Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»
  • Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» (периодически издает брошюры по различным участкам учета)
  • Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»

Проект стандарта «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»

Этот стандарт предназначен для всех, кроме госсектора. Под документооборотом здесь понимается движение документов бухгалтерского учета. Но налогообложения стандарт не касается (счета-фактуры, книги продаж и книги покупок регулируются Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

Как должен быть составлен документ:

  • Документ должен быть составлен на русском языке, за исключением случаев, которые установлены данным стандартом. Документ, составленный на иностранном языке, должен содержать построчный перевод на русский язык (п. 4 проекта стандарта).
  • Перевод не требует нотариального заверения. Важно, чтобы в организации был ответственный за качество перевода, при этом у него необязательно должен быть диплом переводчика. Имена этих сотрудников можно вписать в должностную инструкцию (п. 4 проекта стандарта).
  • Если законодательство или правила страны, в которой компания ведет деятельность за пределами РФ, требуют составления документов на языке данной страны, то документы составляются на иностранном языке (п. 5 проекта стандарта).

Как составлять записи в регистрах бухгалтерского учета

Такие записи нужно вести в рублях, вне зависимости от фактической валюты факта хозяйственной жизни и (или) места ведения деятельности.

Если стоимость указана в иностранной валюте, записи производятся одновременно и в рублях, и в иностранной валюте.

Регистр должен содержать построчный перевод.

Если первичный документ составлен на иностранном языке, потому что его привезло подотчетное лицо, и на основании этих документов составляются бухгалтерские регистры, то они будут на русском языке.

Как составлять документы бухгалтерского учета

Если первичный документ составляется на основании другого документа, содержащего информацию о факте хозяйственной жизни, он должен содержать указания на соответствующий оправдательный документ (п. 8). Например, авансовый отчет составляется на основании первичных документов: чеков, квитанций, билетов, посадочных талонов, счетов гостиниц и т.д.

Если дата составления первичного документа отличается от даты совершения факта хозяйственной жизни, такой документ должен содержать дату совершения факта хозяйственной жизни (п. 9). Например, акты по работам за апрель подписаны 4 мая. Дата окончания работ — 30 апреля, а дата подписания — 5 мая.

Что разрешает делать новый проект?

Все, что устанавливает Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ, продолжает действовать. То есть остается право определять форму первичных документов, кроме банковских и кассовых. Стандарт «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» не устраняет те права, которые были ранее.

Первичным документом оформляются длящиеся факты хозяйственной жизни — начисление процентов, амортизация активов, изменение стоимости активов.

Если оформить нужно поставку товаров разными партиями в разные даты по одному долгосрочному договору, нужно оформить таблицу с подписями разных материально-ответственных лиц и получить подпись каждого из них.

При создании первичных учетных документов субъект вправе оформлять длящиеся факты, например, амортизацию с периодичностью неделя или месяц.

Экономический субъект вправе:

  • оформлять несколько связанных фактов хозяйственной жизни одним первичным документом (п. 13);
  • оформлять длящиеся факты хозяйственной жизни первичными учетными документами, составляемыми с периодичностью (сутки, неделя, месяц, квартал и т.д.);

То есть, если щебень привозят на стройку несколько раз в день, это можно оформлять одним приходным ордером. Однако в некоторых ситуациях, например, когда участвуют разные материально ответственные лица или разные склады, определенный факт хозяйственной жизни нужно оформлять разными документами.

Ответственность за подписанный документ несет тот, кто его подписал.

  • использовать в качестве первичных учетных документов документы, составленные в процессе работы экономического субъекта для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, госорганами, для управления экономическим субъектом.

Как исправлять документ бухгалтерского учета

Стандарт различает исправление документов в электронном виде и в бумажном виде.

Согласно п. 17 проекта, виды электронной подписи и допустимые способы исправления устанавливаются экономическим субъектом, но с учетом законодательства.

Внесение исправлений в электронный документ

Делаются таким образом, чтобы были понятны первоначальные записи и было ясно видно, на что они исправлены. Допустимо составление нового электронного документа (п. 21).

Внесение исправлений в бумажный документ

В бумажном документе нужно зачеркнуть неправильный текст или сумму и указать правильные данные над зачеркнутыми. Зачеркивать следует тонкой чертой, чтобы можно было прочитать неправильный текст или сумму. Составлять новый бумажный документ нельзя (п. 23).

Исправление должно сопровождаться надписью «исправлено», подписью лиц, составивших документ, датой.

Документы хранятся в том виде, в которым они составлены. Если документы выбрасываются, перевод документов на бумажном носителе в электронный вид с целью хранения не допускается.

Проект стандарта «Бухгалтерский учет аренды»

В бухгалтерском учете аренды главным является разделение аренды на финансовую (неоперационную) и операционную. Термин «финансовая аренда» также используется в МСФО. Обычно под финансовой арендой понимают лизинг.

Отнесение к финансовой и нефинансовой аренде производится вне зависимости от того, что прописано в договоре. Стандарт применяется вне зависимости от наличия в договорах финансовой аренды (лизинга) и иных сходных договорах условий, в соответствии с которыми имущество учитывается на балансе лизингодателя (арендодателя) или лизингополучателя (арендатора).

Сейчас, в соответствии с договором о лизинге, имущество учитывается либо на балансе лизингодателя, либо на балансе лизингополучателя. После вступления стандарта в силу имущество будет учитываться только на балансе лизингополучателя.

Кому нельзя применять этот стандарт

  • Участки недр для геологического изучения, разведки или добычи полезных ископаемых и в международном, и в российском учете.
  • Биологические активы. В МСФО это такие растения, как овес или виноградная лоза, или животные, которые используются в сельском хозяйстве. В российском учете нет официального определения биологических активов, и животные, используемые в сельском хозяйстве, считаются «основным средством».
  • Результаты интеллектуальной деятельности и материальные носители, в которых эти результаты выражены (диски и другие носители).
  • Объекты концессионного соглашения.

Как классифицируются объекты учета аренды

Необходимо единовременное исполнение следующих условий:

  • Предмет аренды предоставляется на определенный срок (при этом в гл. 34 ГК РФ есть редко используемое понятие «бессрочная аренда», которое стандарт не учитывает) и может быть идентифицирован.
  • Арендатор имеет право получать экономические выгоды и определять способ использования предмета аренды в течение срока аренды.

По новому стандарту, как только приняты эти условия, договор аренды начинает действовать, даже если он еще не подписан.

Классификация объектов учета аренды производится на более раннюю из двух дат:

  • дату заключения договора аренды;
  • дату принятия сторонами обязательств в отношении основных условий аренды, упомянутых выше.

Повторная классификация объектов учета аренды производится только при изменении соответствующего договора аренды.

Что входит в состав арендных платежей

  • платежи в твердой сумме (определенное количество за квадрат) и переменные платежи;
  • справедливая стоимость иного встречного предоставления (например, арендодатель сдает в аренду помещение, и взамен арендатор вносит платежи в твердой сумме за аренду и переменные платежи за свет, газ и отопление и обеспечивает антивирусное обеспечение и диагностику компьютеров);

Арендная плата — это примерная рыночная стоимость того, сколько мог бы стоить такой договор. Даже если он не заключен, мы должны «оцифровать» его в деньгах.

  • платежи, связанные с продлением или сокращением срока аренды, а также с правом выкупа, тоже включаются в состав арендных платежей и учитываются как дебиторка/кредиторка при наличии определенных условий;
  • суммы, подлежащие оплате (получению) в связи с гарантиями стоимости предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды.

Пример такой ситуации: арендодатель дает арендатору сельскохозяйственную технику на год, но если по прошествии этого срока его ремонт по оценке ремонтных служб будет оцениваться в сумму, превышающую половину стоимости трактора, арендатор будет оплачивать ремонт.

Как производить учет у арендатора

Предмет аренды принимается арендатором к учету в качестве права пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде.

Этот порядок не применяется, если:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев (обусловленный договором аренды период, в течение которого арендатор имеет право использовать предмет аренды);
  • текущая восстановительная стоимость предмета аренды не превышает 300 000 руб.;
  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ это организации-участники Сколково, некоммерческие организации, не являющиеся иностранными агентами, малые предприятия.

Что такое право пользования активом?

Это право включает:

  • Величину первоначальной оценки обязательства по арендным платежам.
  • Арендные платежи, осуществленные на дату начала аренды или до такой даты.
  • Затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды.
  • Величину оценочного обязательства.

Первоначальная оценка обязательств — это приведенная стоимость арендных платежей, которая определяется путем дисконтирования суммы арендных платежей с применением подразумеваемой процентной ставки.

Арендатор принимает предмет аренды, используя условный дебет 08 и условный кредит 60 на сумму того, во что оценивается предмет по всем арендным платежам, условной плате за разрыв договора и все затраты, связанные с доставкой. Потом происходит погашение этих платежей. Но срок аренды может быть, например, 10 лет.

Если сумма составляет 100 000 руб. и срок аренды — 10 лет, нужно посчитать, чему сейчас равна сумма, которая через 10 лет будет равна 100 000 руб., указать это в первоначальных обязательствах и рассчитать промежуточные суммы погашения.

Если ставка не определяется, вместо нее применяется ставка, по которой арендатор привлекает или мог бы привлечь заемные средства на срок, сопоставимый со сроком аренды объекта

Стоимость права пользования активом (дебет 08, затем дебет 01) погашается через начисление амортизации. Классическая ситуация — учет у арендатора/лизингополучателя с начислением лизинговых платежей с учетом ставки дисконтирования.

Право пользования амортизируется в течение срока полезного использования объекта, не превышающего срок аренды, если не предполагается переход к арендатору права собственности.

Срок права пользования активом определяется и пересматривается в порядке, предусмотренном для основных средств.

Величина обязательства по аренде:

  • Увеличивается на сумму начисляемых процентных расходов. Величина начисляемых за период аренды процентов равна обязательству по аренде, умноженному на процентную ставку. Рассчитывать 100 000 руб. в будущем нужно с учетом процентной ставки, чтобы определить, какая это сумма сейчас (будущие 100 000 руб. – какая бы это была сумма с учетом процентной ставки).
  • Уменьшается на сумму фактически уплаченных арендных платежей.

Как определить операционную и неоперационную аренду?

Классификация производится по каждому договору с учетом соблюдения приоритета содержания договоров над их формой.

Так, если указано, что предусмотрен переход к арендатору объекта аренды, арендатор имеет право на покупку этого объекта по цене ниже рыночной, а срок аренды приближен к сроку жизни и приведенная стоимость арендных платежей, то есть всех выплат за объект, почти равна его стоимости, фактически это считается арендой, даже если термины «лизинг», «финансовая аренда», «лизингодатель» и «лизингополучатель» не используются.

Операционная аренда

При операционной аренде арендодатель не изменяет порядок учета актива, а доходы признаются равномерно или на основе другого систематического подхода, когда такой подход лучше отражает потребление арендодателем выгод (преимуществ) от использования предмета аренды.

Признаки операционной аренды (обратны признакам финансовой):

  • срок аренды значительно меньше срока службы объекта (например, автомобиль, арендуемый на пять лет, на самом деле служит гораздо дольше);
  • предметом аренды являются непроизведенные активы или объекты, причем их потребительские свойства со временем не изменяются и ими можно пользоваться в течение неограниченного срока;
  • приведенная стоимость арендных платежей значительно ниже справедливой стоимости предмета аренды.

Финансовая аренда

При финансовой аренде арендодатель отражает в учете инвестицию в аренду, а чистая стоимость инвестиции увеличивается на величину начисляемых процентных доходов и уменьшается на величину фактически полученных арендных платежей.

Признаки финансовой аренды:

  • предусмотрен переход к арендатору права собственности;
  • арендатор имеет право купить объект по цене ниже справедливой стоимости или продлить срок аренды с арендной платой чуть ниже рыночной;
  • срок аренды составляет значительную часть срока службы объекта;
  • приведенная стоимость платежей сопоставима со справедливой стоимостью предмета аренды;
  • предмет аренды имеет специализированный характер.

Например, это может быть специализированное химическое оборудование, которое было заказано специально для арендатора. Если в договоре это не обозначено как лизинг, но попадает под признаки лизинга, такую аренду необходимо классифицировать как финансовую с переносом объекта на баланс арендатора с баланса арендодателя. Нахождение на балансе арендодателя будет неправильным.

Проект стандарта «Запасы»

Запасами считаются не только товары, материалы и готовая продукция, но и затраты на создание работ и услуг, объекты недвижимости для продажи.

Не считается запасами то, что не находится на ответственном хранении, и запасы, которые приобретены исключительно для создания внеоборотного актива. Примером этого могут послужить стройматериалы, которые закуплены в пекарне для строительства склада.

Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в учете в момент перехода экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. Сюда относится приобретение суммы всех фактических затрат — возмещаемых налогов, таможенных платежей.

Для стандарта неважно право собственности, важен переход выгод и рисков. Запасы, приобретенные у других лиц, признаются в момент перехода экономических рисков и выгод.

При приобретении запасов на условиях отсрочки или рассрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки или рассрочки.

Например, если закупочная цена материалов 100 000 руб., с отсрочкой два года их продадут за 120 000 руб. в российском учете и за 100 000 руб. и 20 % по заемным средствам по правилам МСФО.

Нужно либо узнать рыночную стоимость материалов без отсрочки платежа и пересчитать сумму с учетов процентов, либо провести дисконтирование и узнать, какую сумму надо положить в банк, чтобы через два года получить 120 000 руб. по двухлетним договорам в банках на обычных условиях.

Как оценивать запасы

Запасы оцениваются на отчетную дату по наименьшей из следующих величин:

  1. Себестоимость, определяемая как первоначальная стоимость при поступлении (по рыночной, если безвозмездно, по стоимости приобретения, по соглашению участников, при поступлении общей стоимости затрат).
  2. Предполагаемая цена продажи определяется за вычетом затрат на завершение производства и переработки запасов, подготовки их к продаже и осуществлению продажи (далее — чистая стоимость продажи).

Как оценивать стоимость запасов

Если сформированная в бухгалтерском учете стоимость запасов превышает их чистую стоимость продажи, запасы уцениваются до чистой стоимости продажи.

К признакам превышения текущей стоимости относятся:

  • моральное устаревание;
  • потеря первоначальных качеств;
  • снижение текущей рыночной стоимости;
  • уменьшение рынков сбыта запасов.

Как проводить уценку и дополнительную оценку запасов

Величина уценки запасов до их чистой стоимости продажи, а также потери запасов признаются в составе расходов по обычной деятельности в том периоде, когда произошло снижение их стоимости или имели место потери. Величина уценки относится на расходы по обычной деятельности.

Величина дооценки запасов до их чистой стоимости продажи в пределах ранее признанной их уценки относится на уменьшение суммы расходов по обычной деятельности.

ПБУ 18/02 и изменения с 2019 года

В Приказе Минфина от 20.11.2018 № 236н изменен подход к формированию налогооблагаемых вычитаемых временных разниц. Фактически они сальдированы.

С 2019 года изменения могут применяться в работе по решению организации, при этом решение должно быть отражено в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год изменения должны применяться в обязательном порядке.

ОБЗОР НОВЫХ СТАНДАРТОВ БУХУЧЕТА С 2020 ГОДА

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Сегодня важно не только изучить и внедрить новые стандарты, но и утвердить внутренние стандарты – локальные акты, в которых прописано, кто, когда и что представляет бухгалтеру для отражения в учете и отчетности.Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций сектора госуправления вошли в жизнь бухучета с 2018 года. На сегодня уже действуют 10 стандартов, с 2020 года вступят в силу еще 5 (с учетом изменения Программы разработки федстандартов, утв. приказом Минфина России от 19.03.2019 № 45н), о чем и расскажем в нашей статье.

Стандарты с 2018 года

Начало – первый этап внедрения пяти федстандартов бухгалтерского учета из 29 – ключевое событие 2018 года для бухгалтерского сообщества и особенно для учреждений госсектора, к которым тогда относились и учреждения казенные, бюджетные и автономные. Второй этап – еще пять стандартов в 2019-м, и третий – еще пять с 2020. За три года – 15 стандартов-ребусов! Осталось на 2021 и 2022 годы по 7 стандартов. Новые ключевые понятия, объекты учета, принципиально новые подходы к формированию профессионального суждения в сфере бюджетного и бухгалтерского учета сегодня уже не так страшны. Действительно, через три года все существенные изменения, даже в части базового стандарта «Концептуальные основы» с «Арендой», «Основными средствами» и «Обесценением», кажутся понятными. Не зря говорится, что дорогу осилит идущий. Не просто идущий, а «по навигатору», с помощью давнего нашего Советника бухгалтера и главного регулятора – Минфина России. Можно сказать, что главный наш актив – это профессионалы-бухгалтеры, финансисты, которые ведут учет и составляют отчетность, своевременно выявляют и исправляют ошибки по новым стандартам, стараются для учреждения, учредителя и репутационного капитала российского бюджета страны. Как сказал в начале реформ один руководитель, деньги делать из этих людей – крепче не было бы в мире рублей!

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов (далее – СГС, Стандарт) Утвержден приказом Минфина России Методические рекомендации по переходным положениям и применению Стандарта
Действуют с 2018 года
«Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности») от 31.12.2016 № 256н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46517)
«Основные средства» от 31.12.2016 № 257н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46518)
доведены письмами Минфина России
от 30.11.2017 № 02-07-07/79257;
от 15.12.2017 № 02-07-07/84237
«Аренда» от 31.12.2016 № 258н
зарегистрирован в Минюсте России 31.12.2016 за № 46606)
доведены письмами Минфина России
от 13.12.2017 № 02-07-07/83463;
от 13.12.2017 № 02-07-07/83464
«Обесценение активов» от 31.12.2016 № 259н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46520)
«Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» от 31.12.2016 № 260н
(зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 за № 46519)
Действуют с 2019 года
«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» от 30.12.2017 № 274н
(зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 за № 51123)
доведены письмом Минфина России
от 31.08.2018 № 02-06-07/62480
«События после отчетной даты» от 30.12.2017 № 275н
(зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 за № 51124)
доведены письмом Минфина России
от 31.07.2018 № 02-06-07/55005
«Доходы» (далее – СГС «Доходы») от 27.02.2018 № 32н
(зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 за № 51122)
«Отчет о движении денежных средств» от 30.12.2017 № 278н
(зарегистрирован в Минюсте России 26.03.2018 за № 50501)
доведены письмом Минфина России
от 31.08.2018 № 02-06-07/62483
«Влияние изменений курсов иностранных валют» от 30.05.2018 № 122н
(зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 № 51487)

Стандарты с 2020 года

Стандарты уточняют определения некоторых объектов бухгалтерского учета, вводят новые подходы к учету этих объектов и раскрытию информации о них в отчетности, которые требуют внесения изменений в учетную политику уже сегодня, поскольку стандарт экономического субъекта должен быть утвержден руководителем до конца 2019 года, чтобы учесть требования новых стандартов с 1 января.

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов (далее – СГС, Стандарт) Утвержден приказом Минфина России Методические рекомендации по применению Стандарта
«Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее – СГС «Бюджетная информация») от 28.02.2018 № 37н
(зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2018 за № 51158)
доведены письмом Минфина России от 06.08.2019 № 02-06-07/59183
«Долгосрочные договоры» (далее – СГС «Долгосрочные договоры»») от 29.06.2018 № 145н
(зарегистрирован в Минюсте России 13.09.2018 за № 52147)
«Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах» (далее – СГС «Резервы») от 30.05.2018 № 124н
(зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 за № 51491)
доведены письмом Минфина России от 05.08.2019 № 02-07-07/58716
«Концессионные соглашения» (далее – СГС «Концессионные соглашения») от 29.06.2018 № 146н
(зарегистрирован в Минюсте России 24.07.2018 за № 51673)
«Запасы» (далее – СГС «Запасы») от 07.12.2018 256н
(зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2019 за № 53306)
доведены письмом Минфина России от 01.08.2019 № 02-07-07/58075

Обратите внимание на существенные изменения с 2020 года:

1) перенесена дата (срок) вступления в силу двух федеральных стандартов, ранее запланированных с 2020 года на 2021 год: СГС «Непроизведенные активы», утв. приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н (зарегистрирован в Минюсте России 22.05.2018 за № 51145) и СГС «Информация о связанных сторонах», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2018 за № 51159) (основание: приказ Минфина от 19.03.2019 № 45н);
2) информацию о производных финансовых инструментах по СГС «Отчет о движении денежных средств», введенному с 2019 года, за исключением указанных финансовых инструментов необходимо отражать в отчетности с 2020 года;
3) внесены изменения в наименования всех стандартов, утвержденных до 26.07.2019, а именно: федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА признаются теперь федеральными стандартами бухгалтерского учета ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ (основание: Федеральный закон от 26.07.2019 № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы»). А также следует учесть, что государственные и муниципальные учреждения, ранее относящиеся к госсектору, теперь именуются организациями бюджетной сферы.

Стандарты разработаны в целях обеспечения единства системы требований:

к ведению:
— бюджетного учета,
— бухгалтерского учета;
формированию
— информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт устанавливает порядок признания (принятия к бухгалтерскому учету) оценки объектов раскрытия информации объектов учета об обязательствах и активах, в том числе условных, в бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не установлено:

нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета (Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н), а также инструкциями по применению Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета (утв. приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н, от 16.12.2010 № 174н, от 23.12.2010 № 183н) и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности (Инструкциями № 191н, 33н);
другими федеральными стандартами бухгалтерского учета госфинансов для организаций бюджетной сферы.

Стандарт «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Раскрытие бюджетной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, в частности, в целях мониторинга (анализа) исполнения бюджета, результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности и результатов выполнения государственного (муниципального) задания; контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ.
Стандарт определяет состав отчетности, в которой должна быть раскрыта бюджетная информация, для разных субъектов (например, для бюджетного и автономного учреждения это будет бюджетная информация в отчетах по формам 0503737 (отчет об исполнении плана ФХД) и 0503738 (отчет об обязательствах), а также в отдельных приложениях Пояснительной записки к балансу (ф. 0503760)). В стандарте также закреплено:

в каких отчетах отражать бюджетную информацию не нужно;
периодичность сдачи отчетности с бюджетной информацией;
право вышестоящей организации ввести дополнительную периодичность, формы и особый порядок раскрытия бюджетной информации.

Особенность применения

СГС «Бюджетная информация» применяется совместно с:

СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности»;
Инструкцией о порядке о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н; далее – Инструкция № 191н);
Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н; далее – Инструкция № 33н);
Бюджетным кодексом РФ.

Положения СГС «Бюджетная информация» применяются при формировании отчетов в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающих бюджетную информацию.

Понятие и состав бюджетной информации

Бюджетная информация – это бюджетные назначения исполнения бюджета и плановые назначения деятельности учреждения.
Показатели формируются на основании 500-х счетов бухучета.
Бюджетная информация включает информацию:

1) о бюджетных назначениях исполнения бюджета;
2) об утвержденных показателях плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения (далее – Плана, плана ФХД, ПФХД);
3) об иных плановых показателях деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденных на соответствующий год.

Для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений бюджетная информация включает информацию об утвержденных показателях плана ФХД учреждения, об иных плановых показателях деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденных на соответствующий год (далее – плановые назначения).
Приведем сравнение перечня бюджетной информации для получателей бюджетных средств (ПБС), содержащейся в БК РФ и СГС.

Бюджетная информация для ПБС

Бюджетный кодекс РФ Стандарт «Бюджетная информация» (п. 5)
Статья 184.1. «Общие положения»
1. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся:
· общий объем доходов бюджета;
· общий объем расходов;
· дефицит (профицит) бюджета;
· а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете)
а) утвержденные плановые (прогнозные) показатели по доходам бюджета;
б) утвержденные (доведенные) показатели бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств;
в) утвержденные плановые (прогнозные) показатели поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;
г) утвержденные (доведенные) бюджетные ассигнования по выплатам источников финансирования дефицита бюджета

Бюджетная информация для бюджетных и автономных учреждений

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Стандарт «Бюджетная информация» (п. 5)
Статья 32. «Контроль за деятельностью некоммерческой организации»
3.3. В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятельности государственных (муниципальных) учреждений на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети «Интернет» подлежит размещению план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения
— утвержденные показатели плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения;
— иные плановые показатели деятельности бюджетного, автономного учреждения, утвержденные на соответствующий год

Раскрытие бюджетной информацию другими субъектами отчетности

Другие субъекты отчетности отражают следующую бюджетную информацию.

Финансовые органы публично-правового образования, уполномоченные на формирование отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета РФ — Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
— Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360)
Иные финансовые органы публично-правового образования — Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
— Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
— Пояснительная записка (ф. 0503160)
Органы казначейства Если орган казначейства ведет учет бюджетных обязательств или обязательств бюджетных, автономных учреждений, то для раскрытия бюджетной информации нужно использовать следующие отчеты:
— о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503129);
— об обязательствах учреждения, формируемый органом казначейства

Стандартом установлены требования к заполнению всех этих отчетов. Данные требования соответствуют порядку, который сейчас установлен Инструкциями № 33н и 191н.
Цели раскрытия бюджетной информации в отчетности:

мониторинг (анализ) исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, а также анализ причин неисполнения бюджета;
мониторинг (анализ) результатов выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения и результатов выполнения государственного (муниципального) задания;
контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная информация представлена схематично в таблице.

Учет 500-е счета
Формы отчетов Инструкции № 191н и 33н
Состав показателей План, факт, величина и причины отклонений
Периодичность Ежеквартально, ежегодно
Дополнительная периодичность, дополнительные формы ГРБС (ГлАД, ГАИФ) – ПБС (АД, АИФ) ФО – ГРБС
Учредитель – БУ, АУ БУ, АУ – ОП

Бюджетная информация ГРБС, ПБС, ГлАД, ГАИФ, АД, АИФ включает следующие формы:

Бюджетная информация ФО ППО включает следующие формы:

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117);
Отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128);
Пояснительная записка (ф. 0503160).

Бюджетная информация ФО ППО (консолидация) включает следующие формы:

Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
Пояснительная записка к Отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360).

Бюджетная информация органа казначейства включает следующие формы:

Отчет о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета – учет БО у органа казначейства (ф. 0503129);
Отчет об обязательствах учреждения, формируемый органом казначейства, – учет обязательств у органа казначейства.

Бюджетная информация бюджетных и автономных учреждений включает следующие формы:

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).

НЕ является бюджетной информацией:
— Бухгалтерский баланс;
— Отчет о финансовых результатах;
— Отчет о движении денежных средств.

Отчет об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127) включает следующие формы:

сопоставление утвержденных (доведенных) бюджетных назначений с данными об исполнении бюджета;
структура разделов: доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджета;
консолидация показателей (суммирование одноименных и исключение взаимосвязанных показателей).

Консолидация показателей бюджетной информации Отчета об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127) представлена в табличной форме.

По структуре разделов СГС «Бюджетная информация» Инструкция № 191н
Доходы по структуре и в сумме утвержденных плановых (прогнозных) показателей плановые (прогнозные) показатели по закрепленным за ГлАД доходам бюджета
Расходы в структуре СБР (БР) по сумме БА и ЛБО сумма БА, утвержденных (доведенных) на текущий финансовый год, ЛБО в объеме годовых назначений текущего финансового года
ИФ поступление по структуре и в сумме плановых (прогнозных) показателей сумма плановых (прогнозных) показателей по выбытиям ИФ
ИФ выбытие в структуре СБР (БР) по сумме БА и ЛБО сумма плановых (прогнозных) показателей по выбытиям ИФ

БА – бюджетные ассигнования;
БО – бюджетные обязательства;
ИФ – источники финансирования.
Обратите внимание на планируемые изменения в периодичности сдачи отчетности. Она остается ежеквартальной и ежегодной, если нет обязанности отчитываться чаще.
Отчет об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127): изменения в периодичности

Квартал, год Месяц
Операции по лицевому счету (л/с) Операции по л/с (искл.)
Операции в кредитной организации Операции в кредитной организации
Некассовые операции Некассовые операции

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) включает следующие формы:

Консолидированный отчет об исполнении бюджета ГРБС (ф. 0503127);
Справка о суммах консолидируемых поступлений (ф. 0503184);
Консолидированный отчет о кассовом поступлении и выбытии денежных средств (ф. 0503124).
Консолидация показателей бюджетной информации Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117).
По структуре разделов СГС «Бюджетная информация» Инструкция № 191н
Доходы согласно закону (решению) о бюджете плановые показатели, утвержденные законом (решением) о бюджете
Расходы согласно СБР (БР) с учетом изменений плановые показатели, утвержденные СБР
ИФ поступление согласно закону (решению) о бюджете плановые показатели, утвержденные законом (решением) о бюджете
ИФ выбытие согласно СБР (БР) с учетом изменений плановые показатели, утвержденные СБР
Изменение остатка средств согласно закону (решению) о бюджете показатели, утвержденные законом (решением) о бюджете

Цель Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) – сопоставить годовые объемы бюджетных назначений по расходам и ИФ с данными о БО и исполнении принятых ДО.
Разделы отчета: БО текущего года по расходам, БО текущего года по ИФ, обязательства очередных годов.
Показатели отчета: принимаемые обязательства, принятые БО, принятые денежные обязательства (ДО), отложенные обязательства.
Если учет БО у Федерального казначейства, то оно должно и отчет делать.
Цель Отчета об исполнении ПФХД (ф. 0503737) – сопоставить плановые назначения с данными об исполнении.
Составляется в разрезе кодов финансового обеспечения КФО: 2, 4, 5, 6, 7.
В отчете ф. 0503737 плановые назначения должны быть сопоставлены с данными об исполнении плана ФХД. Формировать отчет надо в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности):

2 – собственные доходы учреждения;
4 – субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
5 – субсидия на иные цели;
6 – субсидия на цели осуществления капитальных вложений;
7 – средства по обязательному медицинскому страхованию.

Структура разделов: доходы, расходы, ИФ, возврат остатков субсидии и расходов прошлых лет.
Консолидация: головным учреждением, учредителем, финорганом.
Цель Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) – сопоставить годовые объемы плановых назначений по расходам и ИФ с данными об обязательствах и исполнении принятых ДО.
Разделы отчета: обязательства текущего года по расходам, обязательства текущего года по ИФ, обязательства очередных годов.
Показатели отчета: принимаемые обязательства, принятые обязательства, принятые денежные обязательства (ДО), отложенные обязательства.

Отражаются показатели обязательств (указанных выше) в разрезе всех КФО + консолидация показателей бюджетной информации.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Статья Какие Федеральные стандарты для гос. учреждений действуют с 1 января 2019 года?

С 1 января 2019 года вступают в силу 5 стандартов:

— «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н;

— «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 №275н;

— «Доходы», утв. приказом Минфина РФ от 27.02.2018 № 32н;

— «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 278н;

— «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 122н.

Кроме того, с вступлением в силу каждой группы стандартов планируется и ежегодное внесение соответствующих изменений в Единый план счетов бухгалтерского учета.

В каждом из рассматриваемых СГС содержится указание на то, что он применяется совместно с:

— положениями Стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;

— другими Стандартами;

— нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» устанавливает единые требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок.

Таким образом, Стандарт условно разделен на три части, описывающие соответственно:

— порядок формирования, утверждения и изменения учетной политики и отражение последствий ее изменения;

— понятие и порядок формирования оценочных значений, отражение их в учете и отчетности;

— порядок исправления ошибок в учете и отчетности.

В отношении учетной политики в Стандарте зафиксированы положения и понятия, применявшиеся на практике и ранее, но не сформулированные в нормативных правовых актах по бухучету и отчетности для организаций госсектора.

Понятие события после отчетной даты уже знакомо бухгалтеру учреждения госсектора, поскольку ранее уже вводилось в текст Инструкции № 157н, однако для полноценного отражения этого объекта учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности было недостаточно. С 1 января 2019 года раскрытие информации о событиях после отчетной даты должно осуществляться с учетом требований соответствующего Стандарта «События после отчетной даты».

Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», если иное не предусмотрено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2018 года или иными нормативными актами.

СГС «Доходы» применяется при учете доходов, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах, если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Стандарт «Отчет о движении денежных средств» применяется с учетом положений не только СГС «Концептуальные основы», но и СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», содержащий общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.

Отчет о движении денежных средств, являясь частью бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета, характеризует поступления и выбытия денежных средств и эквивалентов денежных средств по их экономическому содержанию, а также изменение остатков денежных средств.

И последний стандарт, который вступает в действие в 2019 году, — это СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют».

Рассматриваемый Стандарт устанавливает:

— единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ,

— методы пересчета показателей активов и обязательств, финасовых результатов деятельности загранучреждений,

— порядок раскрытия информации о результатах пересчета указанных показателей в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.

Рассматриваемые Стандарты применяются при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.