Нужно ли возвращать субсидии государству
Какая категория субсидий подлежит возврату в бюджет
Привет всем!
В конце года помимо приятных дел (выбора подарков родным и близким, елки и места встречи Нового года) некоторые люди должны также решить и менее приятные (сдача отчетов, «закрытие» контрактов и т.д.) Ко второй категории дел также относится и проблема неизрасходованной в конце года бюджетной субсидии. Нужно ли ее возвращать или нет? Каков порядок возврата? Попробуем разобраться в данных вопросах.
В соответствии с первым абзацем пункта 1 статьи 78. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Согласно второму абзацу вышеуказанной статьи, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.
На основании пункта 17 статьи 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08.05.2010 № 83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (то есть субсидии для государственного или муниципального задания), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
В силу пункта 18 вышеназванной статьи, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевые субсидии), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 № 82н утверждены Общие требования к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектах Российской Федерации, муниципальных образований (далее – «Общие правила») и Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства (далее – «Порядок»).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Общих требований взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году (далее — остатки целевых субсидий, подлежащие взысканию).
Согласно пункту 4 Общих требований, Остатки субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатки целевых субсидий, подлежащих взысканию, перечисляются в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) соответственно территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (далее — финансовый орган) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков указанных субсидий, подлежащих взысканию, в соответствующий бюджет.
На основании пункта 3 Порядка взыскание в федеральный бюджет остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку взыскания в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (приложение N 1 к настоящему Приказу), с учетом следующих положений:
а) учреждение до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, представляет в территориальный орган Федерального казначейства, в котором ему открыт отдельный лицевой счет для учета операций с целевыми субсидиями (далее — лицевой счет по иным субсидиям), утвержденные органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на 20__ г. (код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации 0501016) (далее — Сведения об операциях с целевыми субсидиями).
В графе 6 «Разрешенный к использованию остаток субсидии прошлых лет на начало 20__ г.» Сведений об операциях с целевыми субсидиями указываются суммы остатков субсидий на капитальные вложения, остатков целевых субсидий, в отношении которых наличие потребности в направлении их в текущем финансовом году на те же цели подтверждено органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя;
б) в случае если до 1 июля финансового года, следующего за отчетным, учреждением в территориальный орган Федерального казначейства не представлены Сведения об операциях с целевыми субсидиями, территориальный орган Федерального казначейства не позднее первого рабочего дня после 30 июня финансового года, следующего за отчетным, осуществляет взыскание остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию, путем их перечисления на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (далее — счет N 40101) для последующего перечисления остатков субсидий на капитальные вложения, подлежащих взысканию, остатков целевых субсидий, подлежащих взысканию в доход федерального бюджета.
— Когда мне позвонили из мэрии и сказали, что я должен вернуть субсидию, я подумал, что это шутка. Полгода назад я отчитался о том, как истратил деньги, и давно забыл о субсидии. Но оказалось, что это не шутка. Новость настолько выбила меня из колеи, что две недели я не находил себе места, не мог нормально работать, — Эдуард Петухов заметно нервничал.
Эдуард Петухов
Мы встретились с одним из 32 петрозаводских предпринимателей, попавших в крайне непростую ситуацию, в районе завода «Авангард» рядом с цехом металлоконструкций и художественной ковки. Петухова, как и еще несколько десятков инициативных граждан, угораздило в конце 2013 года получить в петрозаводской мэрии субсидию на поддержку малого предпринимательства. Теперь эта поддержка может серьезно подкосить его скромное дело. Эдуард Петухов убедился, что «игры с государством» для простого гражданина чреваты самыми неожиданными последствиями.
Шутки в сторону
Облаченный в спецовку высокий мужчина с открытым добродушным лицом и крупными руками со следами ожогов не вписывался в привычный образ индивидуального предпринимателя. Передо мной стоял человек, для которого будни состояли из тяжелого физического труда.
У меня руки без ожогов бывают только раз в году, когда я детишек на Черное море отвожу,
— перехватив мой взгляд, объяснил Эдуард Петухов.
Цех вместе с другом петрозаводский предприниматель открыл в 2013 году.
Мы узнали, что мэрия предоставляет субсидию предпринимателям, которые с нуля открыли свое дело и отработали меньше года. Я позвонил в мэрию. Мне объяснили, какие нужно подготовить документы. Я прекрасно знаю, что с государством в азартные игры играть нельзя. Я у чиновников мэрии сразу же спросил, не получится ли так, что я сейчас куплю станок, а потом что-нибудь произойдет и вы потребуете вернуть деньги? Мне объяснили, что мои опасения напрасны, мол главное — это целевое использование денег, дескать, купите станок, покажете документы и все,
— рассказал Петухов.
Предприниматель подписал договор с мэрией и получил субсидию в размере 300 тысяч рублей. В тексте договора его ничего не насторожило.
— Любой нормальный человек, не имеющий юридического образования, прочитав договор, не обнаружит никаких подводных камней. В договоре есть единственный внятный пункт, где говорится, что возврат денег в полном объеме подразумевается при нецелевом использовании субсидии, — заметил Петухов.
Поверив в свою счастливую звезду, Эдуард Петухов приобрел на средства субсидии электрогидравлический пресс, необходимый для кузнечного производства. Доставленный из Челябинска станок, способный выгибать металлопрокат по заданным формам, обошелся даже дороже выделенной субсидии, но позволил уйти от тяжелого ручного труда, занимающего много времени и не позволяющего достигать идеально правильных форм.
Станок, приобретенный на средства субсидии
В 2014 году экономическая ситуация в стране резко изменилась и указанные в бизнес-плане показатели я выполнить не смог. Мы планировали нанять двух сотрудников, но случился кризис, рухнул рубль, у нас резко упали заказы. Людям стало не до художественной ковки, они стали скупать телевизоры и холодильники. В тот момент нанимать новых сотрудников было бессмысленно, заказов все равно не было. Я как чувствовал и предварительно спрашивал у сотрудников администрации, что будет, если выполнить показатели мне не удастся. Мне сказали, чтобы я не волновался, а при составлении итогового отчета указал, почему не смог добиться показателей, сославшись на кризис.
Я так и сделал, сдал в январе 2015 года отчет, его приняли, сказали, что все хорошо. Естественно, я и думать забыл о давно истраченной субсидии. А летом в мэрии проснулись и стали требовать обратно деньги, так как я не выполнил показателей бизнес-плана,- рассказал Эдуард Петухов.
Что делать дальше, он не знает.
— Если бы я заключал договор с банком, я бы, конечно, предварительно дал почитать его юристу. Но от государства такого подвоха я не ожидал. Фактически меня ввели в заблуждение, потому что пункт об обязательном выполнении показателей прописан настолько хитро, что на него просто не обращаешь внимания. Если бы мне заранее все объяснили, я бы ни за что не брал этих денег. Я хотел свой станок привезти в мэрию, пусть забирают. Но там требуют деньги. Станок имеет столь узкую специализацию, что его не продать. Я обратился к уполномоченному по защите прав предпринимателей РК Елене Гнетовой и действительно почувствовал поддержку. Но чем все закончится, неизвестно, — сказал Петухов.
Избыточные требования
Елена Гнетова считает, что к предпринимателям предъявляются избыточные требования. Субсидия, напомнила она, — это безвозмездная и безвозвратная передача средств для возмещения недополученных доходов или финансового возмещения затрат в связи с производственной деятельностью. Требование вернуть субсидию в полном объеме возникает, если предприниматель истратил средства не по назначению или не использовал деньги в течение года. Другими словами, объяснила Гнетова, главным является целевой характер использования субсидии.
По ее словам, субсидия на создание собственного дела была предоставлена Петухову за счет средств бюджета Карелии на основании соглашения, заключенного между петрозаводской администрацией и Министерством экономического развития РК. Елена Гнетова обратила внимание на то, что в соглашении указаны причины, по которым можно потребовать вернуть субсидию. Интересно, что единственной причиной для возврата субсидии является факт нецелевого ее использования.
Эдуард Петухов, как и планировал, приобрел станок художественной ковки, то есть его сложно обвинить в нецелевом использовании средств. Гнетова убеждена, что в данном случае права предпринимателя нарушены, так как не установлено факта нецелевого использования бюджетных средств. По ее мнению, администрация города неправомерно внесла в текст договора с предпринимателями дополнительное условие, связанное с обязательностью выполнения показателей, внесенных в бизнес-план.
Если изучить договор, заключенный между Эдуардом Петуховым и администрацией Петрозаводска, то действительно понимаешь, что из документа прямо не вытекает обязанность вернуть субсидию при неисполнении показателей бизнес-плана. В документе зафиксирована обязанность использовать субсидию «по целевому назначению на финансирование затрат, предусмотренных Бизнес-проектом», а также указано, что получатель субсидии должен обеспечить «комплекс мероприятий, предусмотренных Бизнес-проектом». При этом в договоре прямо названа единственная причина возврата субсидии — установление факта нецелевого использования средств.
В тексте договора вы не найдете четкого указания на то, что невыполнение показателей бизнес-плана влечет за собой необходимость вернуть деньги. Поневоле поверишь, что такой договор может ввести в заблуждение кого угодно.
Ловушка для бизнесмена
Из 59 петрозаводских предпринимателей, получивших субсидию на развитие своего бизнеса, 39 человек не смогли выполнить указанные в бизнес-проекте показатели. Фактически уровень неисполнения своих обязательств составил 66%. Другими словами, история, рассказанная Эдуардом Петуховым, скорее правило, чем исключение.
Между тем администрация Петрозаводска твердо стоит на своем: если бизнес-план не выполнен, предприниматель обязан вернуть деньги в бюджет. Мэрия уже инициировала судебные иски и получила несколько решений в свою пользу.
Руководитель управления экономики и инвестиционной политики петрозаводской администрации Владимир Владимиров рассказал, что на получение субсидии было подано немало заявок, при отборе которых одним из решающих критериев были показатели бизнес-плана. Он рассказал, что Елена Гнетова предложила заключить дополнительное соглашение, чтобы предоставить предпринимателям дополнительное время для достижение злосчастных показателей.
— Это не совсем правильно по отношению к тем предпринимателям, которым было отказано, потому что в таком случае любой предприниматель может завысить в бизнес-плане свои показатели, выиграть конкурс, а потом выполнить что сможет, — сказал Владимиров.
Он сообщил, что администрация нацелена на то, чтобы возвращать деньги через суд. Этой же позиции придерживается и мэр Петрозаводска Галина Ширшина, и руководитель комитета экономики Евгения Сухорукова.
Если отвлечься от того, что в договоре тщательно скрыта связь между неисполнением бизнес-проекта и необходимостью возврата субсидии, возникает и другой существенный вопрос. В ловушку попали предприниматели, которые взяли деньги в конце 2013 — начале 2014 года, когда в экономике еще не пахло «жареным». Крым был не наш, санкции не могли привидеться даже в дурном сне, а курсы мировых валют вели себя относительно корректно по отношению к рублю. Но с тех пор российская реальность изменилась до неузнаваемости. Возможно, нужно сделать скидку по отношению к предпринимателям, которые при всем желании не могли прогнозировать экономического коллапса?
Мы объективно оцениваем экономическую реальность и понимаем, какая она сейчас. Но для того чтобы принимать решения, мы должны получить указание от вышестоящих органов,
— сказал Владимиров.
По его словам, он ставил вопрос о смягчении условий на совещании в Министерстве экономического развития Карелии, но министр экономразвития РК Валентин Чмиль был непреклонен. Свою позицию министерство даже подкрепило официальным письмом в городскую администрацию, в котором потребовало инициировать возврат субсидии в случае невыполнения обязательств, зафиксированных в бизнес-плане.
Судя по массовому неисполнению обязательств, большинство индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшие предприятия, чутко реагирующие на изменения потребительского рынка, не смогли реализовать свои планы. Кто в этом виноват? — вопрос открытый и дискуссионный. Нужно ли наказывать за это людей, пытающихся хоть как-то выжить в условиях кризиса и прокормить свои семьи? Ответ, я думаю, очевиден. Почему этого не понимают, а точнее не хотят понимать во властных структурах? Это тоже в принципе ясно. Кому интересны небольшие предприятия, пытающиеся выкарабкаться вопреки государственной политике, давно потерявшей интерес к «малым формам».
Другое дело, если бы чиновников под угрозой потери своей зарплаты обязали довести экономические показатели до докризисного уровня. Но, увы, побывать в «шкуре» человека, который пытается выжить, лавируя между аппетитами банков, непредсказуемостью власти и нестабильностью рынка, им вряд ли когда-то придется. Так что предпринимательской инициативе пока уготовано тихое затухание. Кто не загнется сам, того добьют государственные субсидии.
Антонина Кябелева
Нужно ли возвращать субсидии государству?
Вопрос субсидий и льгот всегда стоял остро, к нам часто обращаются люди с вопросами о получении субсидий на жилье, на нужды ребенка, с вопросами о получении и использовании материнского капитала.
Но что делать, если вы много лет ждали субсидию (например, на жилье), получили её, а через несколько месяцев государство затребовало у вас ее обратно? Нужно ли ее возвращать? Законно ли такое требование?
Однозначного ответа на это вопрос не существует, государство действительно имеет право затребовать назад субсидию, но только в некоторых случаях. Например, если докажет что получатель субсидии ввел в заблуждение органы, выдавшие субсидию и на самом деле в ней не нуждался, или использовал целевую субсидию не по назначению. Условия осуществления выплат чаще всего регулируются региональным законодательством и в разных регионах могут различаться.
В каком порядке осуществляется возврат субсидии и кто принимает решение о законности такого требования?
Если у вас хотят забрать ранее выданную субсидию, в первую очередь, государственные органы должны соблюсти претензионный порядок, то есть, направить на ваш адрес по прописке обоснованную претензию с требованием о возврате субсидии и дать вам срок на добровольное исполнение этого требования. Если вы с таким требованием не согласны, вы не обязаны его исполнять, лучше всего, если вы напишите ответ, в котором мотивируете ваш отказ.
В случае если Администрация с вашим отказом не согласна, она будет вынуждена подать исковое заявление в суд. На суды возложена обязанность, определить законность исковых требований и принять решение об их удовлетворении или не удовлетворении. Не стоит опускать руки на этом этапе. Суды хоть сами и являются государственными органами, не всегда придерживаются позиции муниципалитетов. Суды руководствуются исключительно законом и внутренним убеждением. Очень часто суды встают на сторону граждан и признают незаконность требований о возврате тех или иных субсидий. У специалистов «Априори ЮС» есть практика, подтверждающая такие факты.
Каждый случай подобных требований уникален, поэтому мы рекомендуем обращаться к специалисту сразу, как только вы узнали о том, что выданную субсидию у вас хотят забрать. В рамках всего одной консультации наши специалисты смогут подсказать вам, насколько законны требования о возврате, и предложить пути решения проблемы. В рамках полноценного сотрудничества юристы «Априори ЮС» готовы взять решение проблемы на себя полностью, подготовить все необходимые документы и представить ваши интересы в суде.
Записаться к нам на консультацию можно на этой странице или по телефону 8(3462)91-55-51
Добавить комментарий