О государственных должностях

Как указывалось выше, не всякая деятельность по исполнению законодательства в современной России может считаться государственной службой. Государственные вузы или больницы тоже исполняют законы, но главная их задача заключается не в осуществлении власти, а в выполнении некоторых специальных задач — обучении студентов или лечении больных. Таким образом, упомянутые организации являются не государственными органами власти, а государственными учреждениями.

Исходя из определения государственной службы, приведенного выше, госслужба предусмотрена в государственных органах, но не в государственных учреждениях. Следовательно, работники государственных вузов, школ, больниц и иных учреждений в России не являются госслужащими.

Однако и в государственных органах не все должности замещаются госслужащими. Кроме них в данных органах присутствуют так называемые лица, замещающие государственные должности. Перечень данных лиц приведен в Указе Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации». Лицами, замещающими федеральные государственные должности, являются Президент РФ, Председатель и заместители Председателя Правительства РФ, все депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, федеральные министры, федеральные судьи, послы, руководители Счетной палаты РФ, Следственного комитета РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и ряд иных лиц.

Как видно, лица, замещающие государственные должности, представляют собой высшее руководство страны. Они могут избираться на свои должности (Президент, депутаты Государственной Думы) или назначаться (министры, судьи) на различные сроки.

Замещающие настоящие должности являются лицами с особым правовым статусом, т.е. на них как на работников действие ТК РФ распространяется в части, не урегулированной специальным законодательством. Лица, замещающие государственные должности, — это политический уровень государственной власти: они формируют государственную политику и принимают государственные решения. Круг их полномочий и функций очень широк, а уровень ответственности этих должностных лиц очень высок, они непосредственно осуществляют полномочия Российской Федерации и субъектов РФ. Многие из них, за исключением депутатов, возглавляют органы государственной власти.

Рис. 1.5. Место государственной службы в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации

Примечание: должности государственной службы выделены жирными линиями.

На рис. 1.5 видно, что в систему федеральной государственной службы входят гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов (в частности, правоохранительная служба). Руководство федеральной государственной службой осуществляет Президент РФ — лицо, замещающее государственную должность РФ. Государственная служба предусмотрена в государственных органах. Руководителей федеральных государственных органов (кроме законодательных) назначает Президент РФ. Кроме того, Президент назначает руководителей государственных внебюджетных фондов и государственных корпораций. Однако работники этих организаций не являются федеральными государственными служащими.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ, государственные служащие не только обеспечивают исполнение полномочий государственных органов, но и полномочий лиц, замещающих государственные должности. Таким образом, например, Президент РФ не является государственным служащим, его статус и полномочия определяются Конституцией РФ и федеральными законами, а не законом о госслужбе. При этом работники Администрации Президента РФ обеспечивают исполнение Президентом своих полномочий и являются государственными служащими. Аналогичным образом не являются госслужащими депутаты, а сотрудники Аппарата Государственной Думы являются; не являются госслужащими федеральные судьи, а работники аппарата суда — являются и т.д.

На уровне субъектов РФ существуют свои перечни лиц, замещающих государственные должности этих субъектов, устанавливаемые конституциями, уставами субъектов РФ, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (Мэр г. Москвы, министр здравоохранения Свердловской области). Соответственно, государственные служащие субъектов РФ обеспечивают исполнение полномочий этих лиц и государственных органов субъектов (например, областных и республиканских администраций)1.

Наконец, муниципальные служащие обеспечивают исполнение полномочий органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также лиц, замещающих выборные муниципальные должности (муниципальных депутатов и глав муниципальных образований) .

Границы

государственной

службы

Процесс формирования государственной службы в России неоднозначен. По мере разработки законодательства в постсоветский период представление о сущности государственной службы, ее роли в обществе менялось. Основные вехи этого процесса представлены в табл. 1.1. Годы обозначают период разработки правового акта или законопроекта, в котором содержалось данное определение.

Таблица 1.1

Изменение содержания понятия «государственная служба»

Определение государственной службы

Год

Вид общественно-полезной деятельности, осуществляемой лицами, занимающими должности в аппаратах государственных органов всех уровней, и финансируемой из средств союзного бюджета

Оплачиваемая профессиональная деятельность, осуществляемая лицами, занимающими должности в государственных органах, организациях, учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, а также должности на государственных предприятиях

Профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые должности в федеральных, республиканских, региональных и муниципальных государственных органах, в том числе в судебных, представительных и исполнительных органах, в органах безопасности, контроля и т.д.

Замещение должностей в Администрации Президента, аппаратах Правительства, Совета Безопасности, палат Федерального Собрания, высших судов РФ, Центральной избирательной комиссии и в федеральных государственных органах власти

Профессиональная деятельность, осуществляемая за денежное вознаграждение из средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, на государственных должностях государственной службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов

Профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных и региональных государственных органов, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ

Приведенные определения, безусловно, не исчерпывают всего спектра подходов к пониманию государственной службы. Данная подборка иллюстрирует процесс постепенного сужения понимания государственной службы в законодательстве, исчезновение из него упоминаний об общественных функциях государственной службы.

Дискуссии о границах понятия государственной службы сопровождали вопрос о ее правовой природе, начиная с советской эпохи. Уже в момент принятия первого Закона об основах госслужбы (о нем более подробно рассказано в следующей главе) трактовка в нем государственной службы вызывала критику в экспертном сообществе и впоследствии неоднократно подвергалась сомнению.

В Указе Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 289 «Вопросы издательства «Юридическая литература”» Администрации Президента РФ предлагалось подготовить поправки в закон об основах государственной службы, позволяющие отнести к государственной службе «должности в государственных учреждениях, непосредственно обеспечивающих исполнение Президентом Российской Федерации и государственными органами своих полномочий» (п. 6). Реализация этих изменений позволила бы включить в число государственных служащих преподавателей государственных вузов, обеспечивающих подготовку, переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих.

Ряд авторов справедливо утверждали, что Закон об основах госслужбы совмещал в себе противоположные модели государственной службы — патронажную (корпоративистскую) и демократическую (меритократиче- скую и ориентированную на интересы граждан)1.

Научная дискуссия

В 1990-е и начале 2000-х гг. шли активные научные дискуссии, экспертами предлагались различные определения государственной службы. Типичным для того времени является следующее определение: государственная служба — это социально ориентированный государственно-правовой институт по реализации целей и функций органов власти, обеспечивающий взаимодействие власти с обществом посредством профессионального выполнения государственными служащими должностных обязанностей и полномочий .

Таким образом, эксперты продолжал и считать, что часть работников государственных учреждений должны быть отнесены к государственным служащим, наряду с работниками органов власти.

В 2001 г. в Концепции реформы государственной службы Российской Федерации предлагалось более широкое определение: государственная служба — это комплексный (публичный, социальный, правовой, организационный) институт по обеспечению выполнения функций государства, а также деятельности органов государственной власти, их аппаратов, отдельных государственных учреждений и организаций или полномочий лиц, замещающих государственные должности.

Принятие Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ закрепило принципы построения профессиональной, компетентной государственной службы, подбор кадров для которой осуществляется на конкурсной основе. Было окончательно определено, что работа в учреждениях и на предприятиях государственного сектора не является государственной службой. Правовой статус местного самоуправления определен законом, предусматривающим особую муниципальную службу.

В итоге деятельность государственных служащих стала полностью ограничиваться внутренними процессами в государственном органе. Законодательство герметизировало государственную службу, отделило ее от общества.

В настоящее время в законодательстве не определены такие принципиальные моменты, как место и роль государственного служащего в современном российском обществе, в государственном управлении, в жизни страны.

Экспертное мнение

Ряд экспертов критикуют существующий зауженный подход и предлагают расширить рамки государственной службы, закрепить в законодательстве реализацию потребностей общественного развития как цель государственной службы. В итоге предлагается изменить понятие государственной службы в федеральном законе, определив ее как деятельность по исполнению полномочий Российской Федерации (субъектов РФ) «в соответствии с наделенной компетенцией».

Дискуссия об оптимальности выбранного определения государственной службы продолжалась и после принятия Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ. В известном смысле она идет до сих пор. Границы между госслужбой и трудовой деятельностью иных видов, в том числе в коммерческой сфере, стираются и будут стираться в дальнейшем, особенно на должностях, не наделенных властными полномочиями. Публично-правовой статус высших госслужащих сохранится ввиду специфики данных должностей, но и здесь имеются сдвиги в сторону унификации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на четыре категории и пять групп.

К категориям должностей относятся следующие:

— Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

— Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

— Специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

— Обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы: высшие должности; главные должности; ведущие должности; старшие должности; младшие должности.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

Руководители

Помощники (советники)

Специалисты

Обеспечивающие специалисты

Высшая

группа

Главная

группа

Ведущая группа

Старшая группа

Младшая группа

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

К числу квалификационных требований относятся: требования к уровню профессионального образования, требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя — требования к специальности, направлению подготовки.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей гражданской службы:

1) для замещения должностей гражданской службы высшей группы требуется не менее четырех лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

2) для замещения должностей гражданской службы главной группы требуется не менее двух лет стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

3) для замещения должностей гражданской службы ведущей, старшей и младшей групп требований к стажу не предъявляются.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей гражданской службы — не менее одного года стажа гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.
Квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом.

Должностным регламентом гражданского служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы.

О государственных должностях Российской Федерации

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О государственных должностях Российской Федерации

(с изменениями на 21 января 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 года 1996 года N 1748 (Российская газета N 246, 25.12.1996);
Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 1998 года N 1298 (Российская газета N 210, 04.11.1998) (вступил в силу с 1 февраля 1998 года);
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года N 231 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 27.03.2006) (о порядке вступления в силу см. пункт 13 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2006 года N 231);
Указом Президента Российской Федерации от 31 мая 2007 года N 684 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 04.06.2007) (вступил в силу с 15 февраля 2007 года);
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 (Российская газета, N 100, 13.05.2008);
Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 1510 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 43, 27.10.2008);
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2008 года N 1658 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 08.12.2008);
Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года N 38 (Российская газета, N 6, 17.01.2011) (вступил в силу с 15 января 2011 года);
Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года N 976 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2012) (о порядке вступления в силу см. пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года N 976);
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2014 года N 529 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.07.2014) (вступил в силу с 6 августа 2014 года);
Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 года N 837 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 11, 16.03.2015, ст.1585) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
Указом Президента Российской Федерации от 26 января 2017 года N 35 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.01.2017, N 0001201701270003);
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.05.2018, N 0001201805150038);
Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2020 года N 15 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2020, N 0001202001160033);
Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 21 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.01.2020, N 0001202001210023).

В целях систематизации государственных должностей
постановляю:

1. Утвердить сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, согласно приложению.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
11 января 1995 года
N 32

Приложение. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации

Приложение
к Указу Президента
Российской Федерации
от 11 января 1995 года N 32

(с изменениями на 21 января 2020 года)

Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации
Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации***
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года N 976.
Председатель Счетной палаты
Заместитель Председателя Счетной палаты
Аудитор Счетной палаты
Председатель Центрального банка Российской Федерации
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

*** Наименование должности определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
(Сноска в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года N 976.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена

АО «Кодекс»

«Что такое госслужба?»

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, что такое госслужба? В чем различия между госслужащими и сотрудниками бюджетных организаций? К какой из этих категорий относятся сотрудники аппаратов министерств и ведомств? Являются ли все они госслужащими?

Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба как профессиональная деятельность осуществляется в государственных органах. Её содержанием является обеспечение полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. Нанимателем государственных служащих формально являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации, от имени которых действуют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности или их представители.

Министерства и ведомства являются государственными органами. Там работают как государственные служащие, которые обеспечивают реализацию полномочий этих органов, так и другие работники, выполняющие вспомогательные функции — например, по обслуживанию компьютерной техники.

КонсультантПлюс: Многие старшекурсники юридических и финансово-экономических вузов хотят начать свою трудовую деятельность с работы в органах государственной власти и управления (по данным опроса фонда «Общественное мнение» — 42%). Они полагают, что знания, опыт, а также контакты, полученные в период работы в госструктурах, помогут им стать успешными в бизнесе. По Вашему мнению, оправданы ли такие ожидания?

Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба и бизнес относятся к различным сферам профессиональной деятельности, требующим разных профессиональных установок и навыков работы. На государственной службе ценится дисциплинированность, обстоятельность, строгое следование правилам и процедурам. Мотивация государственных служащих связана с общественной значимостью и социальной направленностью выполняемых заданий, а не с материальным вознаграждением. В бизнесе необходимы лидерские качества, умение принимать креативные решения, способность выдержать конкуренцию, а также ориентированность на конечный результат, который стимулируется в основном материальными формами поощрения. Поэтому лучше в период обучения пройти стажировку и в государственных органах, и в бизнес-структурах, чтобы после окончания вуза правильно выбрать место работы.

КонсультантПлюс: Известно, что количество чиновников в России уже близится к двум миллионам. Означает ли это, что органы власти уже не нуждаются в новых кадрах?

Нечаева Татьяна Владимировна: Государственные органы всегда нуждаются в новых кадрах, это связано со средней текучестью кадров — около 10% ежегодно.

КонсультантПлюс: Как поступают на работу в госструктуры? Вывешиваются вакансии на сайтах органов власти или сотрудники ищутся через кадровые агентства? Каков средний возраст госслужащего? Берут ли на работу в органы власти студентов сразу после окончания вуза? Что такое кадровый резерв? Могут ли студенты быть включены в состав кадрового резерва?

Нечаева Татьяна Владимировна: Как правило, молодые специалисты могут поступить на работу в государственные органы по конкурсу, который объявляется для замещения вакантных должностей на официальных сайтах госорганов, а также по целевому набору или по договору на обучение с последующим прохождением государственной службы (здесь также предусмотрен конкурс). Средний возраст госслужащего — около 40 лет. На практике во многих государственных органах в основном работают граждане в возрасте до 30 лет и после 50 лет. В состав кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе, могут войти любые граждане, если они соответствуют квалификационным требованиям по соответствующим должностям государственной гражданской службы. Высшее образование не входит в квалификационные требования только для должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, где необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, какие требования предъявляются к кандидатам на работу в органах государственной власти и управления? Какими они должны обладать профессиональными навыками, человеческими качествами? Является ли необходимым наличие стажа работы по специальности?

Нечаева Татьяна Владимировна: Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности для поступления на федеральную гражданскую службу определены в Указе Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131. Для замещения должностей федеральной гражданской службы старшей и младшей групп должностей требования к стажу не предъявляются.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретным должностям в государственных органах, устанавливаются приказами этих органов.

КонсультантПлюс: Какие должности в органах государственной власти могут занимать молодые специалисты — выпускники вузов? Что обычно входит в их служебные обязанности? Как оплачивается такая работа?

Нечаева Татьяна Владимировна: Выпускники вузов могут занимать должности старших и младших групп должностей федеральной гражданской службы категорий «специалисты» и «обеспечивающие специалисты». Специалисты обеспечивают выполнение государственными органами их задач и функций, а обеспечивающие специалисты — организационные, информационные, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и иные условия деятельности государственного органа. Такая работа оплачивается в пределах 20 тыс. рублей.

КонсультантПлюс: Для многих молодых людей большое значение имеют социальные льготы и гарантии. Есть ли какие-то особенности в этом отношении у госслужащих? Какова продолжительность отпуска у сотрудников министерств? Как организовано их медицинское обслуживание? Есть ли льготы при получении жилья и мест в детских садах? Есть еще какие-то льготы?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для гражданских служащих законодательством предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии. К основным гарантиям отнесены ежегодный оплачиваемый отпуск (его продолжительность зависит от стажа госслужбы), пенсионное обеспечение, возмещение расходов, связанных с командировками или переездом на работу в другую местность, медицинское страхование и другие. В качестве дополнительных гарантий предусмотрено дополнительное профобразование с сохранением денежного содержания и замещаемой должности, транспортное обслуживание, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы и др. Указанные гарантии предоставляются по месту работы, поэтому специальные льготы при получении муниципального жилья и мест в муниципальных детских садах для федеральных гражданских служащих не предусматриваются.

КонсультантПлюс: Какую роль в работе госслужащих играют информационные технологии? Нужно ли будущему специалисту органов государственной власти уметь работать со справочно-правовыми системами?

Нечаева Татьяна Владимировна: Владение информационными технологиями и навыками работы со справочно-правовыми системами необходимы для успешной работы каждого государственного служащего.

КонсультантПлюс: Какие Вы можете дать советы студентам, желающим пройти конкурсный отбор на госслужбу? На что им стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для успешного прохождения собеседования важно знать Конституцию Российской Федерации и основные положения законодательства о государственной гражданской службе, ограничения и запреты, связанные с еe прохождением.

КонсультантПлюс: Каковы условия пенсионного обеспечения госслужащих? Каков минимальный стаж госслужбы, который дает право выхода на пенсию?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для получения пенсии за выслугу лет требуется стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет.

КонсультантПлюс: Известно, что существует государственная и муниципальная служба. В чем их различия? Каковы условия поступления на муниципальную службу?

Нечаева Татьяна Владимировна: Условия и порядок поступления на муниципальную службу устанавливаются в каждом муниципальном образовании в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На государственной гражданской службе заключается служебный контракт, а на муниципальной службе — трудовой договор. Тем не менее, стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы и наоборот.

КонсультантПлюс: Может ли студент одновременно учиться и быть госслужащим? Для того чтобы стать госслужащим, необходимо ли пройти службу в армии?

Нечаева Татьяна Владимировна: Для поступления на гражданскую службу не обязательно проходить службу в армии. На гражданскую службу могут поступить студенты вечерних или заочных отделений вузов.

КонсультантПлюс: Каков предельный возраст граждан для поступления на госслужбу?

Нечаева Татьяна Владимировна: Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе — 60 лет, но он может быть продлен по решению представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, работающему на должности категории «помощники (советники)» по обеспечению деятельности лица, замещающего государственную должность, — до окончания срока полномочий этого должностного лица. Таким образом, поступить на гражданскую службу можно в возрасте до 60 лет.

Спасибо за интервью.