О мобилизации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят Государственной Думой 24 января 1997 года

Одобрен Советом Федерации 13 февраля 1997 года

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности (далее — организации) и их должностных лиц, граждан Российской Федерации (далее — граждане) в этой области.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

1. Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Статья 2. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации

1. Мобилизационная подготовка и мобилизация в Российской Федерации проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об обороне» и являются составными частями организации обороны Российской Федерации.

2. Основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются:

централизованное руководство;

заблаговременность, плановость и контроль;

комплексность и взаимосогласованность.

3. В содержание мобилизационной подготовки и мобилизации входят:

1) нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

4) проведение мероприятий по переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (далее — мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;

11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации для передачи в Вооруженные Силы Российской Федерации или использования в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах;

14) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием;

16) подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;

17) создание в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

191) создание запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее — граждане, пребывающие в запасе), и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных органов;

24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 3. Правовые основы мобилизационной подготовки и мобилизации

Правовыми основами мобилизационной подготовки и мобилизации являются Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в данной области.

РАЗДЕЛ II. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ

Статья 4. Полномочия Президента Российской Федерации

1. Президент Российской Федерации:

1) определяет цели и задачи мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

2) издает нормативные правовые акты в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) устанавливает порядок представления ежегодных докладов о состоянии мобилизационной готовности Российской Федерации;

5) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

6) в случаях агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;

7) устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время;

8) устанавливает порядок организации работ по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

9) предоставляет (приостанавливает) право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации гражданам или отдельным категориям граждан.

2. Президент Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Полномочия палат Федерального Собрания

1. Совет Федерации:

1) рассматривает расходы на мобилизационную подготовку, установленные принятым Государственной Думой федеральным законом о федеральном бюджете;

2) рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;

3) (Подпункт исключен — Федеральный закон от 16.07.1998 № 97-ФЗ)

2. Государственная Дума:

1) устанавливает расходы на мобилизационную подготовку федеральным законом о федеральном бюджете;

2) принимает федеральные законы в области обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации:

1) руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий;

2) осуществляет меры по обеспечению мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации;

3) по поручению Президента Российской Федерации определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также руководит их деятельностью в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

4) организует согласованное функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) организует разработку мобилизационных планов для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в военное время;

6) определяет порядок заключения договоров (контрактов) о выполнении организациями мобилизационных заданий (заказов) и об обеспечении указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;

7) определяет порядок финансирования мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

8) решает в пределах своих полномочий вопросы об ассигнованиях на мобилизационную подготовку и мобилизацию из федерального бюджета и о предоставлении льгот организациям, имеющим мобилизационные задания (заказы);

9) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в военное время, а также проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки;

10) организует выполнение обязательств, содержащихся в международных договорах Российской Федерации о сотрудничестве в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

11) ведет международные переговоры в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

12) организует научное, методическое и информационное обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

13) организует повышение квалификации работников мобилизационных органов;

14) организует мобилизационную подготовку и осуществляет контроль за ней, устанавливает статистическую отчетность, оценивает состояние мобилизационной готовности Российской Федерации в пределах своих полномочий и ежегодно докладывает об этом Президенту Российской Федерации;

15) при объявлении мобилизации осуществляет в пределах своих полномочий контроль за проведением мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени;

16) при объявлении мобилизации организует в установленном порядке перевод экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

17) организует бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

18) организует проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов;

19) определяет порядок формирования, хранения и обслуживания мобилизационного резерва и порядок использования неснижаемого запаса государственного материального резерва; (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 55-ФЗ)

20) определяет порядок создания, сохранения и использования страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием.

2. Правительство Российской Федерации кроме полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляет и иные полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации, не урегулированные настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

1. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:

1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;

2) руководят мобилизационной подготовкой организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) создают мобилизационные органы;

4) определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

7) заключают договоры (контракты) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

8) при объявлении мобилизации организуют во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведение комплекса мероприятий по переводу организаций на работу в условиях военного времени;

9) вносят в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) организуют воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в федеральных органах исполнительной власти и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, и обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

12) организуют повышение квалификации работников мобилизационных органов.

2. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

3) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

5) разрабатывают мобилизационные планы;

6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;

7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;

8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;

10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;

11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая:

организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных у

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 265 «Внереализационные расходы» главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)В 2011 — 2012 годах налогоплательщик реконструировал, модернизировал и создавал объекты основных средств, затраты по которым учитывались в первоначальной стоимости объектов основных средств, при этом в расходах в целях налогообложения прибыли учитывалась сумма начисленной амортизации и амортизационной премии. В 2013 — 2014 годах налогоплательщиком были внесены изменения в регистры налогового учета за 2011 и 2012 годы, согласно которым амортизационные отчисления и амортизационная премия исключены из расходов, связанных с производством и реализацией. Одновременно затраты по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств учтены во внереализационных расходах в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана. Основанием для изменения квалификации расходов послужило согласование Министерством энергетики Российской Федерации в 2013 году перечней работ по мобилизационной подготовке, расходы на проведение которых не подлежат компенсации из бюджета за 2011 и 2012 годы. Суд поддержал вывод налогового органа о неправомерном исключении налогоплательщиком из расходов, связанных с производством и реализацией, амортизационных отчислений с одновременным включением в состав внереализационных расходов затрат по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению основных средств в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов на проведение работ по мобилизационной подготовке. Суд указал, что согласно п. 3.8 Положения о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики, утвержденного 02.12.2002 Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564, МНС России N БГ-18-01/3, п. 6 Рекомендаций по форме документов, подтверждающих право организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на налоговые льготы, а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, утвержденных Минэкономразвития России и Минфином России и направленных Минфином России для использования в работе письмом от 17.08.2005 N 03-06-02-02/68, перечень работ по мобилизационной подготовке оформляется отдельно на каждый год по состоянию на 1 января налогового периода заранее, до начала отчетного года. Действующим законодательством не предусмотрено оформление перечня работ по мобилизационной подготовке после завершения года, в котором проводились работы. Суд отметил, что Министерством энергетики РФ мобилизационное задание до налогоплательщика не доводилось, мобилизационный план налогоплательщика был подписан только его руководителем, не утвержден ни федеральным органом исполнительной власти, ни объединением организаций. При отсутствии мобилизационного задания и мобилизационного плана права на отнесение затрат на расходы не возникает. Также суд отметил, что налогоплательщик изначально не квалифицировал спорные работы в качестве работ по мобилизационной подготовке, работы были проведены в рамках целевых программ повышения надежности электрических сетей налогоплательщика, инвестиционных программ филиалов.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 15 октября 2020 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 октября 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 февраля 2020 г.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 9 марта 2010 г. N 27-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2010 г.

Федеральный закон от 25 октября 2006 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие пункта 7 статьи 12 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 января 2001 г.

Федеральный закон РФ от 16 июля 1998 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

С 28.11.2018 г. в десяти областях Украины объявлено военное положение. Такое событие привело к росту количества вопросов по поводу мобилизованных, срочников и контрактников. Сохраняется ли средний заработок? Как документально оформить? Можно ли увольнять, если работник призван на срочную военную службу?

Общая информация

Почти вся информация, которую следует знать работодателю, указана в ст. 119 КЗоТ.

По ней установлены гарантии для следующих категорий работников:

1) мобилизованным;

2) призванным на срочную военную службу;

3) принятым на военную службу по контракту.

Главное внимание следует обратить на те гарантии, которые действуют во время так называемого особого периода:

1) сохранение места работы;

2) сохранение среднего заработка.

Особый период — что это и продолжается ли он сейчас?

Раньше с термином «особый период» связывали период проведения антитеррористической операции (АТО) на востоке Украины.

Однако в 2018 году вместо АТО применяются меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии России в Донецкой и Луганской областях. Полномочия по управлению воинскими и правоохранительными подразделениями в этих областях перешли от СБУ к Генеральному штабу ЗСУ. То есть АТО закончилась. А что же с особым периодом?

Верховный суд Украины своим письмом от 13.07.2018 г. №60-1543/0/2-18 сформулировал правовую позицию, что особый период в Украине по-прежнему действует (см. «ДК» №32/2018, комментарий «ДК»).

А значит, все гарантии, установленные работникам ст. 119 КЗоТ во время особого периода, продолжают предоставляться.

Средний заработок, налогообложение, отчетность

Средний заработок для вышеупомянутых категорий работников (назовем их одним словом: мобилизованные) рассчитывается согласно нормам, указанным в Порядке №100 исходя из выплат за последние 2 календарных месяца работы, предшествующих месяцу мобилизации, призыва или заключения контракта.

Начисляются выплаты, рассчитываемые по средней заработной плате за последние два месяца работы, путем умножения среднедневной заработной платы на число рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку.

Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней за этот период.

Работникам, проработавшим на предприятии менее двух календарных месяцев, средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Подробнее см. письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. №1146/13/84-14 в «ДК» №36/2014.

Если начисление производится исходя из средней заработной платы, у работника не было заработка не по его вине, расчеты осуществляются исходя из установленных ему в трудовом договоре тарифной ставки или должностного оклада.

Документальное оформление

Подтвердить мобилизацию работника можно одним из следующих документов:

— копия военного билета (для мобилизованного);

— справка о призыве военнообязанного на военную службу, выданная военкоматом или воинской частью (для мобилизованного);

— выписка из приказа или справка о зачислении в списки воинской части, которые выдаются воинской частью (для резервистов);

— документы (например, справка от военкомата), подтверждающие его поступление на службу по контракту (для контрактника);

— повестка о призыве на службу (для срочника).

Но если мобилизация была срочной и работник не успел передать такие документы работодателю, то как их получить? Такие документы могут предоставить работодателю родственники мобилизованных работников (см. письмо Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ от 21.08.2014 г. №322/2/7142).

На основании вышеупомянутых документов оформляется приказ (см. образец).

Образец

Образец приказа об освобождении работника от работы в связи с призывом

Общество с ограниченной ответственностью

«ЗАРПЛАТНИК»

ПРИКАЗ
31.07.2018 г. г. Кропивницкий №179-к
Об освобождении Петренко П. П.
от работы в связи с призывом
на срочную военную службу

Руководствуясь частью третьей ст. 119 Кодекса законов о труде

ОСВОБОДИТЬ:

Петренко Петра Петровича, бухгалтера (с дипломом магистра) от работы с 01.08.2018 г. в связи с призывом на срочную военную службу с сохранением места работы, должности и среднего заработка на период прохождения срочной военной службы.

Основание: повестка Кропивницкого городского военного комиссариата

Директор

Степаненко

С. С. Степаненко

С приказом ознакомлен:

Петренко

П. П. Петренко

В таком приказе часто содержится и еще одна информация: о том, кто будет исполнять обязанности временно отсутствующего работника. Это может быть и другой работник этого же работодателя (на правах совместительства или совмещения должностей). Подробнее о совместительстве мы писали в «ДК» №26/2017.

Может быть и принят на работу новый работник — на время временного отсутствия работника по срочному трудовому договору. В таком случае, как в образце, приведенном нами ниже, об этом не указывается ничего. А о приеме на работу нового временного работника составляется отдельный приказ.

Также следует помнить о действиях работодателя во время демобилизации (окончания срока контракта) работника. Подробнее о возвращении демобилизованного работника см. «ДК» №35/2015.

Кроме указанного по ссылке, нужно будет составить приказ по кадрам о том, с какой даты этот работник должен приступить к работе (поскольку до этого он от работы был освобожден). А также уволить временного работника, работающего по срочному трудовому договору. И это нужно будет сделать вовремя, ведь просрочка такого договора фактически делает его бессрочным.

Налогообложение

Средний заработок мобилизованных облагается по тем же нормам и ставкам, что и обычная заработная плата работника. Следовательно, начисленный (выплаченный) работодателем доход в виде среднего заработка мобилизованного работника, призванного на срочную военную службу контрактнику, облагается НДФЛ (18%), военным сбором (1,5%) и является базой начисления единого взноса (22%).

Но отражение в отчетности такого среднего заработка имеет свои отличительные черты.

Отражение в ф. №1ДФ

В соответствии со справочником признаков доходов, приведенным в приложении к Порядку №4, доходы в виде средней заработной платы, начисленной и выплаченной работодателем работникам, призванным на срочную военную службу, указываются в форме №1ДФ по признаку дохода «101».

Значит, такой средний заработок нужно отражать в разделе I этого отчета как обычную зарплату, обложенную НДФЛ.

Также этот доход необходимо показывать и в разделе II этого отчета, в общей сумме начисленных доходов работникам и удержанного и перечисленного в бюджет военного сбора.

Отражение в отчете по ЕСВ

Сумма начисленного среднего заработка в отчетном месяце работнику, призванному на срочную военную службу, отражается в таблицах 1 и 6 отчета по ЕСВ.

В месяце призыва на работника в таблице 6 этого отчета может быть заполнено несколько строк на:

— среднюю зарплату за период службы (с кодом категории застрахованного лица «47»);

— заработную плату за отработанное время;

— дополнительную базу для основного работника — когда сумма средней зарплаты за период службы и зарплаты за отработанные дни не превышает минимальнкю заработную плату в таком месяце.

Например, если работник весь месяц находился на службе, тогда по такому работнику могут быть заполнены две строки на:

— среднюю зарплату за период службы (с кодом категории застрахованного лица «47»);

— дополнительную базу для основного работника — когда сумма средней зарплаты за период службы не превышает минимальную заработную плату в таком месяце.

Об этом писали в «Вестнике» №45/2017, с. 18.

Впрочем, по мнению автора, если мобилизованный является (или стал) инвалидом, на время сохранения среднего заработка по ст. 119 КЗоТ, его в этом отчете стоит указывать с кодом категории застрахованного лица «66» и применять ставку ЕСВ 8,41%. Конечно, если он является работником юрлица и предоставил документы, подтверждающие установление ему инвалидности.

Отражение в бухучете

Сохранение среднего заработка мобилизованным отражается в бухучете как заработная плата, начисленная обычным работникам. То есть начисление и выплата такого среднего заработка показывается по субсчету 661 «Расчеты по заработной плате» (см. таблицу).

Таблица

Начисление среднего заработка мобилизованному работнику

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Д-т

К-т

Начислен средний заработок призванному работнику

23, 92, 93, 94, 97

661

Начислен ЕСВ на средний заработок

23, 92, 93, 94, 97

651

Удержаны НДФЛ и военный сбор

661

641, 642

Уплачены в бюджет начисленный ЕСВ и удержаны НДФЛ и военный сбор

651, 641, 642

311

Перечислена на карточный счет сумма среднего заработка призванному работнику

661

311

Нормативная база

  • КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. №322-VIII.
  • Порядок №4 — Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом Минфина от 13.01.2015 г. №4.
  • Порядок №100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. №100.

Галина КАЗНАЧЕЙ, «Дебет-Кредит»

«Дебет-Кредит»